Рыбный Мурман. 1959 г. Март.

Использовать все резервы В докладе товарища Н. С. Хру­ щева на XXI съезде КПСС и в ре­ шениях съезда особое внимание уделено необходимости рачи­ тельного улучшения экономиче­ ских показателей во всеос обла­ стях хозяйственной деятельности. Особое значение приобретает сейчас борьба за строжайший ре­ жим экономии, за снижение себе­ стоимости продукции. А с этими вопросами как раз и обстоит неблагополучно в трало­ вом флоте, где хозяйственный расчет на кораблях до сих пор осуществляется формально. Имен­ но потому, что результатам про­ изводственной и финансовой дея­ тельности кораблей не уделялось достаточного внимания, траловый Флот и понес в прошлом году значительные убытки, исчисляю­ щиеся миллионами рублей. В нынешнем году руководите­ лям*! флота намечен ряд меро­ приятий по усилению контроля за производственно-финансовой дея­ тельностью траулеров, что долж­ но повлиять на уменьшение убыт­ ков и, следовательно, поможет снижению себестоимости продук­ ции. Одним из таких мероприятий является заслушивание отчетов капитанов всех траулеров, о ii'po- мэюодственно-Финайсо'вой деятель­ ности за 1958 год. Специальныя балансовая комиссия, созданная из представителей всех отделов уп­ равления флота, уже приступила к работе. Недавно, напрнмер, был заслушан отчет капитана трау­ лера «Салтыков-Щедрин» тов. Телова о работе корабля за 1958 год и итогах первого рейса в 1959 году. План по добыче рыбы в 1958 году экипаж кшрабля выполнял на 152,4 процента, заняв по вы­ лову (в сырце) первое место на флоте. Коллектив успешно вы­ полнил и свои социалистические •бмэательства. Сверхплановая валовая при­ быль за год составила на «Сал- тыкове-Щедрине» 2627 тысяч рублей. Себестоимость продукции снижена прошв плана на 54 рубля за центнер рыбы-сырца. Млея удовлетворительные по­ казатели по выполнению плана добычи, экипаж корабля все же ве использовал всех возможно­ стей по улучвг^ию своей работы. Например, допущены непроизво­ дительные простои — в порту 3,5 суток и в море 7,5 суток. Не­ довыполнен суточный норматив по тралению на 2,8 часа. Допу- щен перерасход по орудиям лова на 47,5 тысячи рублей и по теку­ щему и междурейсовому ремон­ там— на 64 тысячи рублей. Боль­ ше половины морского окуня (53,3 процента от общего улова) доставлено с. головами, а часть рыбных голой выброшена за борт, что сказалось на себестои­ мости рыбопродукции. В течение года имелись пре­ тензии по сданной рыбопродук­ ции. Например, был предъявлен штраф около трех тысяч рублей за отгрузку незамаркгарованной рыбопродукции. За нестандарт­ ную упаковку продукции также был предъявлен штраф свыше трех тысяч рублей. Поступило пять претензий на пересортицу и на недостачу продукции. На совещании по раэбору ито­ гов работы траулера выступили многое члены экипажа с , крити­ ческим замечаниями и предложе­ ниями по .улучшению промысло­ вой работы. Первый помощник капитана тов. Пермюнов говорил о том, что из-за несгрган изо ван­ ноети было потеряно пять про­ мысловых суток при передаче ры­ бопродукции на плавбазу, а в это время траулер «Витебск» вылавливал по 20— 30 тонн сельди в сутки. О плохой организации снабже­ ния (корабли снабжаются обычно в день отхода) говорил в своем от­ чете капитан тов. Теплов, второй механик тов. Поливатов, старший механик то®. Комаров и другие. Такая организация снабжения ни в коей мере не способствует борьбе за экономию. Тов. Комаров отмечал плохое качество ремонта, что также сни­ жает финансовые показатели ра­ боты траулера. Производственно - хозяйствен­ ная деятельность траулера за 1958 год была признана удов­ летворительной. Командованию корабля предложено с выходом в рейс широко обсудить отмечен­ ные недостатки в работе корабля и наметить конкретные меро­ приятия по выявлению имеющих­ ся неиспользованных резервов, обеспечивающих выполнение плана 1959 года по всем пока­ зателям. * О. КРОТОВА, заместитель начальника флота. На траулере «Севастополь» учеными ПИНРО ведутся большие научно-исследовательские работы. Для успеха дела очень важно, чтобы машина — сердце корабля — работала безотказно. Хорошо понижая это, члены машинной команды много времени уделяют саморемонту механизмов. Среди самых старательных — моторист второго кла.сса Евгений Яценко. За три года, в течение хоторых Евгений плавает на «Севастополе», он в совершенстве овладел своей специальностью. Но комсомолец на этом ие успокоился, те­ перь он учится заочно на первом курсе Мурманского среднего мореходного училища. Работа н учеба не мешают молодому моряку активно уча­ ствовать в комсомольской жизни. Евгений Яценко — член комитета комсомола на корабле. Фото В . С ТО Р У БЛ ЁН КО ВА . Г Новый район промысла Наше предложение XX I съезд КПСС поставил пе­ ред работниками рыбной про­ мышленности большую и почет­ ную задачу — дать стране боль­ ше рыбной продукции и снизить ее себестоимость. Для решения этой задачи надо использовать все внутренние ре­ зервы. Одним.из них является увели­ чение срока службы топливной аппаратуры двигателей внутрен­ него сгорания. Существующие до сих пор спо­ собы очистки топлива на средних траулерах — фильтры и отстой­ ники, как показала практика, не эффективны и поэтому срок служ­ бы их снижается примерно втрое. Мы предлагаем заменить филь­ тры и отстойники топливными се­ параторами Затраты ча измене­ ние конструкции окупятся прод­ лением срока службы дизелей и экономией топлива. Техническому отделу управ.ге­ ния «Мурмансельдь» пора поду­ мать об этим серьезно. В. ГОРОХОВ, второй меха­ ник среднего траулера М 4233, В. ГРИ КУРО В , моторист. За последние годы промысловая разведка и группа рефрижера­ торных кораблей успешно освои­ ли новые районы на банках Фле- миш-Кля, Большая Ньюфаунд­ лендская и у побережья полуост­ рова Лабрадор. Для расширения возможностей организации тралового лова и вы­ полнения планов по вылову ры­ бы, намеченных семилетием, мур­ манская промысловая разведка ведет поисково-исследовательскую работу по изучению сырьевой ба­ зы в ряде новых районов, среди которых одним из наиболее пер­ спективным является пролив Де­ виса (Западное побережье Грен­ ландии). Поисковые работы в проливе Девиса мурманская промысловая разведка начала в 1957 году с целью выявления возможности организации в этом районе тра­ лового промысла отечественным флотом. Непродолжительные рей­ сы поисковых кораблей,зачастую не совпадавшие с периодами на­ иболее благоприятной промысло­ вой обстановки, не дали достаточ­ ных материалов для суждения о промысловых возможностях За­ падного •побережья Гренландии, хотя работа в июне 1957 года в этом районе экипажа траулера «Ашхабад», временно выделенно­ го на поиски, показала, что в оп­ ределенные периоды траловый промысел здесь может быть ус­ пешным. За 15 суток команда до­ была 400 тонн рыбы- ■ В 1958 году трехмесячным рейсом, с 1 апреля по 28 нюня, поискового траулера «Новорос­ сийск» в пролив Девиса было по­ ложено начало систематическому изучению нового для нашего фло­ та промыслового района. В зада­ чи рейса входило определение мест и сроков промысловых кон­ центраций рыб. Научно-техниче­ ская группа корабля собирала материал по промысловой харак­ теристике района, видовому, воз­ растному и размерному составу трески и окуйя, гидрологическим условиям. Как район рыболовства, про­ лив Девиса не является новым. Промысел в нем велся *ше в прош­ лом столетии. Главным образом здесь ловился палтус и в меньших размерах— треска на поддев с не­ больших судов на мелководных банках у Западного побережья Гренландии. Но, как район тра­ лового лова, он является сравни­ тельно новым. Траловый лов в проливе Девиса начал разви- трески каждым иностранным ко­ ваться после 1948 года, и сейчас раблем составлял до 15 тонн. Все- в этом районе он стал преоблада- го в проливе Девиса работало око- ющим. В настоящее время пролив ло ста иностранных судов. 9 мая Девиса является районом интен- наблюдались довольно устойчивые сивного мирового рыболовства. В уловил трески на глубинах нем ежегодно работают траулеры 120— 180 метров при 1 ем- Португалии, Испании, Франции, пературе воды у дна минус Германии, Норвегии, Исландии, 0,1— 02 градуса. Этому, по-ви- Данин, Англии. Италии. Общая до- димому, способствовало обилие быча рыбы этими странами в дан- пищи — капшака. Командой «Но­ вом районе в 1952 году состави- вороссийска» были проведены ла 2.600 тысяч центнеров, а в траления на больших глубинах— 1957 году она превысила 3 мил- до 600 метров. Так, 13 мая юго- лиона центнеров. Некоторые стра- западнее Лилле-Хеллифиске банке ны за последние годы значитель- на глубинах 550— 600 метров но увеличили свой вылов рыбы в был сделан ряд тралений, отдель- водах Западной Гренландии. ные из которых дали до двух тонн Участок Западного побережья КРУПН<>П) окуня (длиной до 71 Гренландии от мыса Фарвель до сантиметра) и крупной трески острова Диско имеет протяжен- (Длин°й до 151 сантиметра) с ность около 800 миль. Вдоль по- большим приловом макруруса. К бережья цепью идет ряд отме- сожалению, неприспособленность лей — банок с глубинами 40— 90 оснастки трала (кухтыли) не да- метров. Отмели отделяются друг вала возможности продолжить тра- от друга более глубоководными лрния на больших глубинах. В желобами. От мыса Фарвель, вдоль K0HI*e «Новороссийск», рабо- Зпплдного побережья на Север, тая в поисковом режиме в районе постепенно смешивая свои воды, Лилле-Хеллифиске банки в груп- следуют два течения. Одно из них пе иностранных судов, имел су- холодное — Восточно -Гренланд- точный улов до 13 тонн трески ское, другое теплое — Инмин- с приловом окуня, герово течение, представляющее 6 июня «Новороссийск», имея собою ветвь Гольфстрима. Теплые хорошие уловы окуня, для выяе- воды Инмингерова течения, буду- нения промысловых возможностей чи более плотными, располагаются данного района перешел на про- вдоль побережья в виде подводно- мысловую работу. До момента го течения, создавая благоприят- ухода в порт (15 июня) средне- ные температурные условия для суточный вылов рыбы составлял обитания донных рыб. до 16,5 тонны, из которых при- В водах Гренландии насчиты- мерно 80 процентов составлял вается около ста видов рыб. Но 0КУНЬ и 20 процентов треска, промысловое значение для трало- Причем в этот период промысло­ вого лова имеют в основном толь- вое время использовалось не ко треска и окунь. На основании ^ полностью: от 4 до 8 часов в многолетних ихтиологических ие- СУТКИ затрачивалось на дрейф для следований, которые проводятся уборки рыбы. Практически в эти датскими учеными, выяснено, что Дни величина вылова зависела от в настоящее время в водах Грен- способности команды обработать ландии обитает самостоятельное Улов- стадо трески, независимо от ис­ ландского, как это имело место ранее. В начале рейса «Новороссий­ ска» (25 апреля) в проливе на севере Фюллас-банки уже интен­ сивно вела лов окуня группа не­ мецких судов бортового и кормо- Второй рейс «Новороссийска» в пролив Девиса начался 11 июля. В обследовании этого района про­ изошел разрыв почти в полтора месяца, в течение которых в про­ мысловой обстановке произошли некоторые изменения. Часть ино­ странного флота перешла в другие Я С Ц П П Д t J A U D U i ; p i U D U I U п л и р я и л ____________ . . . Ц Т вого траления. Промышляя в этой 30НЫ ло„ва- ®Днак0 ки j1 * группе, экипаж «Новороссийска» вороссииска» и в этом рейсе обна- имел уловы крупного золотистого РУживал промысловые концентра- ных работ «Новороссийском» и зарубежные исследования позво­ ляют сделать выводы, что у За­ падного побережья Гренландии треска и морской окунь распро­ странены повсеместно до парал­ лели 71 градуса северной широ­ ты. Нерест трески здесь начи­ нается в марте и заканчивается в конце мая. Каких-либо обособлен­ ных. для нереста трески районов найдено не было. Нерестующая треска вылавливалась на всем протяжении маршрута корабля. На основании лроведенных работ можно предположить, что запасы окуня в проливе Девиса значи­ тельные и возможно большие, чем трески. Пювчем концентра­ ции окуня образуются в опреде­ ленных районах и более устойчи­ вы. чем скопления трески. Промысловые глубины в про­ ливе Девиса вытянуты вдоль За­ падного побережья Гренландии уз­ кой полосой, будучи ограничен­ ными с востока цепью мелковод­ ных банок, с запада — свалом больших глубин. Они обуславли­ вают размещение промысловых концентраций на сравнительно увких вытянутых площадях. В ап­ реле— нюне треска в основном концентрируется на глубинах 140— 220 метров при придонных температурах плюс 0,8— 2.2 гра­ дуса. Промысловые скопления окуня находятся на глубинах 240 — 290 метров при температурах у дна плюс 3, 3— 4 градуса. Район пролива Девиса (Залад- ное побережье Гренландии) в пе­ риод апреля — июня располагал хорошей сырьевой базой (треска, окунь) для тралового промысла. Метеоролошческая обетанотяса здесь в летне-осокние месяцы соз­ дает благоприятные возможности для организации доэнабжеаия щк«ьч* к>вых судов. В 1959 году промысловая раз­ ведка продолжит поисково-иссле­ довательские работы в проливе Девиса-и предполагает начать их значительно раньше, чем в прош­ лом году, чтобы выяснить возмож­ ности организации промысла оку­ ня в текущем году. Л. П ЕЧЕНИ К , старший инженер промыс­ ловой разведки. ции окуня и трески. Поисково - исследовательские работы, проведенные в 1958 году, дали представление о промысло­ вой характеристике Западного но- французские и другие траулеры gepea(bi Гренландии и возможна- подошли в пролив только 5 мая. стах организации там тралового В этот период суточным вылов промысла. Результаты проведеи- окуня до трех тонн за часовое траление. Основной иностранный флот, добывающий только тре­ ску, — португальские., испанские. S марта 1959 г. г стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz