Рыбный Мурман. 1959 г. Март.
Использовать все резервы В докладе товарища Н. С. Хру щева на XXI съезде КПСС и в ре шениях съезда особое внимание уделено необходимости рачи тельного улучшения экономиче ских показателей во всеос обла стях хозяйственной деятельности. Особое значение приобретает сейчас борьба за строжайший ре жим экономии, за снижение себе стоимости продукции. А с этими вопросами как раз и обстоит неблагополучно в трало вом флоте, где хозяйственный расчет на кораблях до сих пор осуществляется формально. Имен но потому, что результатам про изводственной и финансовой дея тельности кораблей не уделялось достаточного внимания, траловый Флот и понес в прошлом году значительные убытки, исчисляю щиеся миллионами рублей. В нынешнем году руководите лям*! флота намечен ряд меро приятий по усилению контроля за производственно-финансовой дея тельностью траулеров, что долж но повлиять на уменьшение убыт ков и, следовательно, поможет снижению себестоимости продук ции. Одним из таких мероприятий является заслушивание отчетов капитанов всех траулеров, о ii'po- мэюодственно-Финайсо'вой деятель ности за 1958 год. Специальныя балансовая комиссия, созданная из представителей всех отделов уп равления флота, уже приступила к работе. Недавно, напрнмер, был заслушан отчет капитана трау лера «Салтыков-Щедрин» тов. Телова о работе корабля за 1958 год и итогах первого рейса в 1959 году. План по добыче рыбы в 1958 году экипаж кшрабля выполнял на 152,4 процента, заняв по вы лову (в сырце) первое место на флоте. Коллектив успешно вы полнил и свои социалистические •бмэательства. Сверхплановая валовая при быль за год составила на «Сал- тыкове-Щедрине» 2627 тысяч рублей. Себестоимость продукции снижена прошв плана на 54 рубля за центнер рыбы-сырца. Млея удовлетворительные по казатели по выполнению плана добычи, экипаж корабля все же ве использовал всех возможно стей по улучвг^ию своей работы. Например, допущены непроизво дительные простои — в порту 3,5 суток и в море 7,5 суток. Не довыполнен суточный норматив по тралению на 2,8 часа. Допу- щен перерасход по орудиям лова на 47,5 тысячи рублей и по теку щему и междурейсовому ремон там— на 64 тысячи рублей. Боль ше половины морского окуня (53,3 процента от общего улова) доставлено с. головами, а часть рыбных голой выброшена за борт, что сказалось на себестои мости рыбопродукции. В течение года имелись пре тензии по сданной рыбопродук ции. Например, был предъявлен штраф около трех тысяч рублей за отгрузку незамаркгарованной рыбопродукции. За нестандарт ную упаковку продукции также был предъявлен штраф свыше трех тысяч рублей. Поступило пять претензий на пересортицу и на недостачу продукции. На совещании по раэбору ито гов работы траулера выступили многое члены экипажа с , крити ческим замечаниями и предложе ниями по .улучшению промысло вой работы. Первый помощник капитана тов. Пермюнов говорил о том, что из-за несгрган изо ван ноети было потеряно пять про мысловых суток при передаче ры бопродукции на плавбазу, а в это время траулер «Витебск» вылавливал по 20— 30 тонн сельди в сутки. О плохой организации снабже ния (корабли снабжаются обычно в день отхода) говорил в своем от чете капитан тов. Теплов, второй механик тов. Поливатов, старший механик то®. Комаров и другие. Такая организация снабжения ни в коей мере не способствует борьбе за экономию. Тов. Комаров отмечал плохое качество ремонта, что также сни жает финансовые показатели ра боты траулера. Производственно - хозяйствен ная деятельность траулера за 1958 год была признана удов летворительной. Командованию корабля предложено с выходом в рейс широко обсудить отмечен ные недостатки в работе корабля и наметить конкретные меро приятия по выявлению имеющих ся неиспользованных резервов, обеспечивающих выполнение плана 1959 года по всем пока зателям. * О. КРОТОВА, заместитель начальника флота. На траулере «Севастополь» учеными ПИНРО ведутся большие научно-исследовательские работы. Для успеха дела очень важно, чтобы машина — сердце корабля — работала безотказно. Хорошо понижая это, члены машинной команды много времени уделяют саморемонту механизмов. Среди самых старательных — моторист второго кла.сса Евгений Яценко. За три года, в течение хоторых Евгений плавает на «Севастополе», он в совершенстве овладел своей специальностью. Но комсомолец на этом ие успокоился, те перь он учится заочно на первом курсе Мурманского среднего мореходного училища. Работа н учеба не мешают молодому моряку активно уча ствовать в комсомольской жизни. Евгений Яценко — член комитета комсомола на корабле. Фото В . С ТО Р У БЛ ЁН КО ВА . Г Новый район промысла Наше предложение XX I съезд КПСС поставил пе ред работниками рыбной про мышленности большую и почет ную задачу — дать стране боль ше рыбной продукции и снизить ее себестоимость. Для решения этой задачи надо использовать все внутренние ре зервы. Одним.из них является увели чение срока службы топливной аппаратуры двигателей внутрен него сгорания. Существующие до сих пор спо собы очистки топлива на средних траулерах — фильтры и отстой ники, как показала практика, не эффективны и поэтому срок служ бы их снижается примерно втрое. Мы предлагаем заменить филь тры и отстойники топливными се параторами Затраты ча измене ние конструкции окупятся прод лением срока службы дизелей и экономией топлива. Техническому отделу управ.ге ния «Мурмансельдь» пора поду мать об этим серьезно. В. ГОРОХОВ, второй меха ник среднего траулера М 4233, В. ГРИ КУРО В , моторист. За последние годы промысловая разведка и группа рефрижера торных кораблей успешно освои ли новые районы на банках Фле- миш-Кля, Большая Ньюфаунд лендская и у побережья полуост рова Лабрадор. Для расширения возможностей организации тралового лова и вы полнения планов по вылову ры бы, намеченных семилетием, мур манская промысловая разведка ведет поисково-исследовательскую работу по изучению сырьевой ба зы в ряде новых районов, среди которых одним из наиболее пер спективным является пролив Де виса (Западное побережье Грен ландии). Поисковые работы в проливе Девиса мурманская промысловая разведка начала в 1957 году с целью выявления возможности организации в этом районе тра лового промысла отечественным флотом. Непродолжительные рей сы поисковых кораблей,зачастую не совпадавшие с периодами на иболее благоприятной промысло вой обстановки, не дали достаточ ных материалов для суждения о промысловых возможностях За падного •побережья Гренландии, хотя работа в июне 1957 года в этом районе экипажа траулера «Ашхабад», временно выделенно го на поиски, показала, что в оп ределенные периоды траловый промысел здесь может быть ус пешным. За 15 суток команда до была 400 тонн рыбы- ■ В 1958 году трехмесячным рейсом, с 1 апреля по 28 нюня, поискового траулера «Новорос сийск» в пролив Девиса было по ложено начало систематическому изучению нового для нашего фло та промыслового района. В зада чи рейса входило определение мест и сроков промысловых кон центраций рыб. Научно-техниче ская группа корабля собирала материал по промысловой харак теристике района, видовому, воз растному и размерному составу трески и окуйя, гидрологическим условиям. Как район рыболовства, про лив Девиса не является новым. Промысел в нем велся *ше в прош лом столетии. Главным образом здесь ловился палтус и в меньших размерах— треска на поддев с не больших судов на мелководных банках у Западного побережья Гренландии. Но, как район тра лового лова, он является сравни тельно новым. Траловый лов в проливе Девиса начал разви- трески каждым иностранным ко ваться после 1948 года, и сейчас раблем составлял до 15 тонн. Все- в этом районе он стал преоблада- го в проливе Девиса работало око- ющим. В настоящее время пролив ло ста иностранных судов. 9 мая Девиса является районом интен- наблюдались довольно устойчивые сивного мирового рыболовства. В уловил трески на глубинах нем ежегодно работают траулеры 120— 180 метров при 1 ем- Португалии, Испании, Франции, пературе воды у дна минус Германии, Норвегии, Исландии, 0,1— 02 градуса. Этому, по-ви- Данин, Англии. Италии. Общая до- димому, способствовало обилие быча рыбы этими странами в дан- пищи — капшака. Командой «Но вом районе в 1952 году состави- вороссийска» были проведены ла 2.600 тысяч центнеров, а в траления на больших глубинах— 1957 году она превысила 3 мил- до 600 метров. Так, 13 мая юго- лиона центнеров. Некоторые стра- западнее Лилле-Хеллифиске банке ны за последние годы значитель- на глубинах 550— 600 метров но увеличили свой вылов рыбы в был сделан ряд тралений, отдель- водах Западной Гренландии. ные из которых дали до двух тонн Участок Западного побережья КРУПН<>П) окуня (длиной до 71 Гренландии от мыса Фарвель до сантиметра) и крупной трески острова Диско имеет протяжен- (Длин°й до 151 сантиметра) с ность около 800 миль. Вдоль по- большим приловом макруруса. К бережья цепью идет ряд отме- сожалению, неприспособленность лей — банок с глубинами 40— 90 оснастки трала (кухтыли) не да- метров. Отмели отделяются друг вала возможности продолжить тра- от друга более глубоководными лрния на больших глубинах. В желобами. От мыса Фарвель, вдоль K0HI*e «Новороссийск», рабо- Зпплдного побережья на Север, тая в поисковом режиме в районе постепенно смешивая свои воды, Лилле-Хеллифиске банки в груп- следуют два течения. Одно из них пе иностранных судов, имел су- холодное — Восточно -Гренланд- точный улов до 13 тонн трески ское, другое теплое — Инмин- с приловом окуня, герово течение, представляющее 6 июня «Новороссийск», имея собою ветвь Гольфстрима. Теплые хорошие уловы окуня, для выяе- воды Инмингерова течения, буду- нения промысловых возможностей чи более плотными, располагаются данного района перешел на про- вдоль побережья в виде подводно- мысловую работу. До момента го течения, создавая благоприят- ухода в порт (15 июня) средне- ные температурные условия для суточный вылов рыбы составлял обитания донных рыб. до 16,5 тонны, из которых при- В водах Гренландии насчиты- мерно 80 процентов составлял вается около ста видов рыб. Но 0КУНЬ и 20 процентов треска, промысловое значение для трало- Причем в этот период промысло вого лова имеют в основном толь- вое время использовалось не ко треска и окунь. На основании ^ полностью: от 4 до 8 часов в многолетних ихтиологических ие- СУТКИ затрачивалось на дрейф для следований, которые проводятся уборки рыбы. Практически в эти датскими учеными, выяснено, что Дни величина вылова зависела от в настоящее время в водах Грен- способности команды обработать ландии обитает самостоятельное Улов- стадо трески, независимо от ис ландского, как это имело место ранее. В начале рейса «Новороссий ска» (25 апреля) в проливе на севере Фюллас-банки уже интен сивно вела лов окуня группа не мецких судов бортового и кормо- Второй рейс «Новороссийска» в пролив Девиса начался 11 июля. В обследовании этого района про изошел разрыв почти в полтора месяца, в течение которых в про мысловой обстановке произошли некоторые изменения. Часть ино странного флота перешла в другие Я С Ц П П Д t J A U D U i ; p i U D U I U п л и р я и л ____________ . . . Ц Т вого траления. Промышляя в этой 30НЫ ло„ва- ®Днак0 ки j1 * группе, экипаж «Новороссийска» вороссииска» и в этом рейсе обна- имел уловы крупного золотистого РУживал промысловые концентра- ных работ «Новороссийском» и зарубежные исследования позво ляют сделать выводы, что у За падного побережья Гренландии треска и морской окунь распро странены повсеместно до парал лели 71 градуса северной широ ты. Нерест трески здесь начи нается в марте и заканчивается в конце мая. Каких-либо обособлен ных. для нереста трески районов найдено не было. Нерестующая треска вылавливалась на всем протяжении маршрута корабля. На основании лроведенных работ можно предположить, что запасы окуня в проливе Девиса значи тельные и возможно большие, чем трески. Пювчем концентра ции окуня образуются в опреде ленных районах и более устойчи вы. чем скопления трески. Промысловые глубины в про ливе Девиса вытянуты вдоль За падного побережья Гренландии уз кой полосой, будучи ограничен ными с востока цепью мелковод ных банок, с запада — свалом больших глубин. Они обуславли вают размещение промысловых концентраций на сравнительно увких вытянутых площадях. В ап реле— нюне треска в основном концентрируется на глубинах 140— 220 метров при придонных температурах плюс 0,8— 2.2 гра дуса. Промысловые скопления окуня находятся на глубинах 240 — 290 метров при температурах у дна плюс 3, 3— 4 градуса. Район пролива Девиса (Залад- ное побережье Гренландии) в пе риод апреля — июня располагал хорошей сырьевой базой (треска, окунь) для тралового промысла. Метеоролошческая обетанотяса здесь в летне-осокние месяцы соз дает благоприятные возможности для организации доэнабжеаия щк«ьч* к>вых судов. В 1959 году промысловая раз ведка продолжит поисково-иссле довательские работы в проливе Девиса-и предполагает начать их значительно раньше, чем в прош лом году, чтобы выяснить возмож ности организации промысла оку ня в текущем году. Л. П ЕЧЕНИ К , старший инженер промыс ловой разведки. ции окуня и трески. Поисково - исследовательские работы, проведенные в 1958 году, дали представление о промысло вой характеристике Западного но- французские и другие траулеры gepea(bi Гренландии и возможна- подошли в пролив только 5 мая. стах организации там тралового В этот период суточным вылов промысла. Результаты проведеи- окуня до трех тонн за часовое траление. Основной иностранный флот, добывающий только тре ску, — португальские., испанские. S марта 1959 г. г стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz