Рыбный Мурман. 1959 г. Март.
Лучшие приёмы рабрты—на Выполнение семилетки последнего временя про- такой конструкции различных мышлеиное рыболовство Совет- размеров производились попытки ского Союза и зарубежных стран лова сельди в Северной Атланти- базировалось на облове скопле- ке при буксировке орудий лова с ний рыбы, расположенных или в одного или двух судов типа ОРТ. придонном слое, или близко к но- Однако стабильных промысловых верхности воды. Однако уже с уловов получено не было. Причи- давних пор было известно, что ной этому были недостаточная многие породы рыб часть своей изученность объекта промысла, жизни проводят в толще воды, малая скорость траления, несо- оторванно от грунта и от позерх- вершепство поисковой техники, ноет,и. Несмотря на неудачи проводи- С развитием поисковой гчдро- мь1х испытаний, работа по освое- акустической аппаратуры, позбо- нию лова сельди тралом в толще ляющей «видеть» распределение воды продолжалась. Накаллива рибы в различных слоях воды, лись данные исследований пове- все более стирались грани мржду Дения атлантической Сельди в понятиями «рыбы донны-1», «ры- различные сезоны года- II вот в бы поверхностные» и «рыбы пе- осенне-зимний сезон 1956— 1957 годов, впервые в истории миро вого рыболовства, был освоен лагическ'ие». Так, атлантическая сельдь до последнего времени счи талась рьгбой, привязанной к по верхностным слоям океана, и об лавливалась дрифтерными сетя ми, опускаемыми в воду на срав нительно небольшие глубины. С развитием советского экспе диционного промысла в водах Се верной Атлантики расширялись знания биологии сельди, °е пове дения в отдельные периоды жиз ни. Наблюдения промысловиков и проводимые исследования пока зали, что сельдь в определенных условиях образует мощные скоп- Разноглубинный промысел сельди 7 fjSte’ • З а высоное звание Недавно я включился в соревнование за зва* ние ударника коммунистического труда. Работаю второй год в автобазе рыбного порта. Многому в этом коллективе научился. Машиной управлять умею неплохо, но у меня общеобразовательный уровень невысок. Учусь сейчас в шестом классе вечерней школы. Решил за семилетку получить среднетехническое образование. Это мое обяза тельство. Кроме того, я обязался в нынешнем го ду план грузоперевозок выполнить ко Дню Кон* ституции СССР, а за счет отличного ухода за ав томашиной добиться сверхпланового пробега не менее 5000 километров. Для того, чтобы заслужить высокое звание ударника коммунистического труда, использую все свои знания, опыт работы. В. МАНОХИН, шофер автобазы рыбного порта. На с н им к е ! В. МАНОХИН. Фото П. БЫСТ- РОУМОВА. iVn'menVi v:vS;Xv: *;•:; *х \iv. < ШШШ : Ш: промысел преднерестовых скопле ний сельди разноглубинным тра- лом в открытом океане. На реф рижераторном траулере «Север ное сияние» под командованием капитана гов. Закурдаева было выловлено в районе Восточно- ления в толще воды на глубинах Исландского течен'ия около 5000 центнеров сельди. Работа произ водилась четырехпластным тра лом 12x11 метров, конструкции, созданной под руководством гов. Мазаева. Опыт лова сельди в осенне- зимнем сезоне 1956— 1957 годов показал полную жизненность и перспекшвни'сть промысла разио- до 300— 400 и более метров. Для промышленного облова таких концентраций требовалось созда ние новых орудий рыболовства. Попытки создать такие орудия лова проводились давно. В Мур манске первые опыты промысла мелкой мурманской сельди в тол ще воды были проведены в 1933 году на траулере «Кит» и позже в 1934— 1935 годах группой траулеров во время массовых за ходов мелкой сельди в губы Мур манского побережья. Орудиями лова служили обычные тресковые тралы, со вставленной в кутке мелкоячейной рубашкой, перевер нутые сквером вниз. П^сле войны в СССР и других странах, примерно с 1949 года, начали проводиться работы по созданию специального трала для лова рыбы в толще воды. Такой трал получил название разноглу бинного- Принципиальной особен ностью его является то, что он идет на большом расстоянии от грунта и от поверхности воды. В этшм случае и грунт и поверх ность воды не принимают уча стия в лове, и рыба имеет воз можность уходить от трала в лю бом направлении. В отличие от этого в промысле, например, дон ным тралом, грунт является как бы продолжением самого тра ла, препятствуя уходу рыбы вниз. Большим отличием является и то. что лов разноглубинным тра лом возможен только при при цельной работе, то есть с навод кой судна и орудий промысла на скопления рыбы, обнаруженные и зафиксированные поисковой ап паратурой. В 1950 году сотрудниками ПИНРО и ВНИРО под руковод ством кандидата технических на ук тов. Мазаева была создана конструкция разноглубинного тра ла для лова сельди в Северной циалистов по добыче и гидроаку- Атлантике. Трал состоял из 4-х стике ПИНРО и симметричных пластин и 4-х пар крыльев, выкроенных гш форме ценной линии. В последующие годы тралами Основными орудиями лова, ко торые применялись на промысле сельди в ноябре— декабре 1958 года, был 31-метровый трал, сконструированный сотрудиика- ми лаборатории добычи ПИНРО под руководством кандидата тех нических наук П. А. Старовойто ва. Кроме того, в 1958 году на промысле успешно применялся разноглубинный трал, предло женный капитаном траулера «Добролюбов» А. Г .Едемсшм. При сравнительных гтытаниях с приборами, проведенными груп пой специалистов ПИНРО и эк- Поход против бесхозяйственности и расточительства Участок может работать лучше РЕПД «РЫьВОГО МУРМАНА» I . V l D l t c l U v е У глуоинным тралом. Осенью J957 «периментальнои базы на траулере зил себестоимость переработки «Сталинабад» летом 19;>8 года, одной тонны груза на 14 копеек. Коллектив второго участка рыб- Однако из-за плохого материально ного порта план 1958 года вы- технического снабжения отдель* полнил на 105,9 процента, сии- года в Северную Атлантику было направлено 8 кораблей тралового флота. Из них 5 рефрижератор ных судов имели задание вести только лов сельди, а остальные три — проводить комбинирован ный промысел сельди и окуня. Работа экипажей этих судов по казала высокую эффективность нового вида лова. Было выловле но около 40 тысяч центнеров сельди. Чистая прибыль состави ла более 23 миллионов рублей- Пршыль за рейс рефрижератор ного траулера на разноглубинном промысле превышала прибыль окуневого рейса в 4 с лишним раза. В промысловом сезоне 1958— 1959 годов на разноглубинный промысел было направлено 12 вставляется рубашка рефрижераторных траулеров. Ус- чейной дели. Для пению промышляли и корабти с бортовым тралением — «Севасто поль» и «Харьков». Коллектив траулера «Витебск» во главе с капитаном тов. Требушным с ок тября 1958 года по начало янва ря 1959 года выловил 12380 центнеров атлантической сельди, то есть больше, чем экипаж лю бого передового среднего трауле ра, добывающего сельдь дрифтер ными сетями в течение года. Освоение и внедрение промыс ла сельди разноглубинным тра- ные механизмы подолгу простая-* вают. Так, например, в прошлом трал ПИНРО показал себя лучше Средняя производительность тру- году из-за отсутствия запасных частей, которыми должен снаб- и был принят на вооружение в качестве основного. Он состоит из двух одг.чаковых по размерам и ассортименту дели пластсй — р-'рхней и нижней (см. рнсЛ. Трал имеет крылья с высокой сборочной, что позволяет обеспе- февральский — на чивать вертикальное раскрытие цента. да здесь составила 135 процен тов, а сверхплановая прибыль — 2 миллиона 604 тысячи рублей. Неплохо работает коллектив и в 1959 году: январский план он выполнил на 112,9 процента, а 101,9 пре до 8— 9 метров. В средних участ ках каждого из 4-х крыльев сде ланы вырезы в форме трапеции для уменьшения стягивающих усилий по высоте крыла. Шаг ячеи в однорядном мешке изме няется от 90 мм в крыльях до 30 мм в последней пластине меш ка. Двухрядный траловый мешок изготовляется из двухрядной де ли с шагом ячей 50 мм. В него из мелкоя- увеличення прочности мешка на него наши вается полукуток из двухрядной дели 50 мм, длиной 10,8 метра. Все части трала и мешка вы краиваются из прочной капроно вой дели. Для придания тралу и мешку определенной формы и прочности они оснащаются подбо рами, топенантами и пожилинами из троса «геркулес». Производит ся подкрепление мешка стальными топенантами и поперечными стро пами из «геркулеса», что позво ляет поднимать на палубу уловы Экипаж портального крана № 19, борющшея за звание бригады коммунистического труда, возглавляемый депутатом город ского Совет депутатов трудя щихся, коммунистом тов. Бажено вым. одним из первых освоил ме ханизированную разгрузку угля из железнодорожных вагонов и теперь разгружает по 3— 5 ваго нов за каждую подачу, вдвое больше нормы Переняв опыт коллектива пор тального крана X; 19, хорошо трудится и экипаж вновь введен- скорость их увеличить на 25 про центов. Это мероприятии нужно жать Муррыбснаб (начальник тов* Смолич), портальный кран Ms 19 простоял 45 дней, кран Л5 27 — 90 дней, а кран № 24 поставлен на консервацию. Руководство участка пргпима-» ет все меры к тому, чтобы со кратить издержки производства. Сейчас разрабатываются меропри ятия. которыми предусматривает ся снижение себестоимости погру зочно-разгрузочных работ и сокра щение перевалки грузов, а также консервации железнодорожного крана № 4. Для дополнительного сокращения обслуживающего пер сонала решено ввести полуавто матическое управление с борта судов бункеровочными транспор терами на всех линиях, причем ного крана ^ 37, который воз главляет старший крановщик коммунист тов. Осокин. Хорошо работают и другие экипажи пор тальных кранов. Однако коллектив второго участка смог бы работать еще если бы ритмичнее посту- пРичинам и без мости топливным отделом совнар- поддержать руководству рьшного порта совместно с траловым фло том и управлением рыбной про-* мышленности совнархоза. По лом с рефрижераторных кораб- До 25 и более тонн сельди. лей в период с 1956 по 1959 го- д0 верхней подборе трала ды проходило под руководством и в 3 1 м ПИНРО подвязывается 180 при практической помощи спе- шаровых металлических 200-мил лиметровых кухтылей. На ниж- экснерименталь- нюм подбору ставятся такелаж- ной базы тралового флота тт. Ма- ные цепи весом в 450— 500 ки- заева, Старовойтова, Полякова, лограммов. Для обеспечения боль- Ганькова, Трускалова, Зайцева и шего других. и <я.еяа ; i < v ” л Г D ocmj . К Сетная часть ' Г ' . - ' гпрала ■ f ■ . ■ : вертикального раскрытия трал оснащается голыми концами длиной по 50 метров, которые од новременно выполняют роль кабе лей. На каждое крыло трала ста- лучше, пал уголь. Мы просмотрели доку менты за первую половину марта и в этом наглядно убедились. Так, например, за 1 марта под раз грузку поступило 100 вагонов, тогда как за 4 и 5 марта — толь ко по одному. А бывают дни, при чем довольно часто, когда не по ступает и ни одного. В результате у рабочих снижается производи тельность труда, механизмы или простаивают, или перегружены. Большие претензии рабочие высказывают в адрес администра ции тралового флота, которая, как правило, большинство трау леров, прибывающих под бунке- совершенно непонятным всякой"необходи- вится по 3 кабеля. Горизонталь- Р °ВКУ углем, присылает неподго- Щук т ■у<: > '&ШШ Ш Ш Ш Miiu&SZX; ное раскрытие разноглуоинного трала обеспечивается овальными однощелевыми досками, такими же, как и при работе донными тралами. В. САВРАСОВ, Б. КУТАКОВ, инженеры экспериментальной '^ТГазы тралового флота. (Окончание следует). товленными, грузовые стрелы не переведены, тралы с бортов не убраны, горловины не открыты. 1!з-за неподготовленности трауле ров к своевременной приемке уг ля портальные краны простаи вают. Второй участок порта хорошо механизирован. Он способен бес прерывно снабжать углем все про мысловые суда тралового Флота. хоза планируется и завозится на участок большое количество кок са, тогда как потребность в нем незначительна. Поэтому он дли тельное время лежит под откры тым небом, и качества его сни жается. Рейдовая бригада газеты «Рыбный Мурман»: И. ИЛЛА-* РИОНОВ, диспетчер, пред седатель цехового комитета второго участка рыбного пор-* та, П. ПОПОВ, сменный ин« женер, М. СУХАНОВ, груз* чик, В. ЛОВЧИКОВ , сотруд* ник газеты «Рыбный Мурман»* 28 марта 1959 г. * стр»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz