Рыбный Мурман. 1959 г. Март.

Лучшие приёмы рабрты—на Выполнение семилетки последнего временя про- такой конструкции различных мышлеиное рыболовство Совет- размеров производились попытки ского Союза и зарубежных стран лова сельди в Северной Атланти- базировалось на облове скопле- ке при буксировке орудий лова с ний рыбы, расположенных или в одного или двух судов типа ОРТ. придонном слое, или близко к но- Однако стабильных промысловых верхности воды. Однако уже с уловов получено не было. Причи- давних пор было известно, что ной этому были недостаточная многие породы рыб часть своей изученность объекта промысла, жизни проводят в толще воды, малая скорость траления, несо- оторванно от грунта и от позерх- вершепство поисковой техники, ноет,и. Несмотря на неудачи проводи- С развитием поисковой гчдро- мь1х испытаний, работа по освое- акустической аппаратуры, позбо- нию лова сельди тралом в толще ляющей «видеть» распределение воды продолжалась. Накаллива­ рибы в различных слоях воды, лись данные исследований пове- все более стирались грани мржду Дения атлантической Сельди в понятиями «рыбы донны-1», «ры- различные сезоны года- II вот в бы поверхностные» и «рыбы пе- осенне-зимний сезон 1956— 1957 годов, впервые в истории миро­ вого рыболовства, был освоен лагическ'ие». Так, атлантическая сельдь до последнего времени счи­ талась рьгбой, привязанной к по­ верхностным слоям океана, и об­ лавливалась дрифтерными сетя­ ми, опускаемыми в воду на срав­ нительно небольшие глубины. С развитием советского экспе­ диционного промысла в водах Се­ верной Атлантики расширялись знания биологии сельди, °е пове­ дения в отдельные периоды жиз­ ни. Наблюдения промысловиков и проводимые исследования пока­ зали, что сельдь в определенных условиях образует мощные скоп- Разноглубинный промысел сельди 7 fjSte’ • З а высоное звание Недавно я включился в соревнование за зва* ние ударника коммунистического труда. Работаю второй год в автобазе рыбного порта. Многому в этом коллективе научился. Машиной управлять умею неплохо, но у меня общеобразовательный уровень невысок. Учусь сейчас в шестом классе вечерней школы. Решил за семилетку получить среднетехническое образование. Это мое обяза­ тельство. Кроме того, я обязался в нынешнем го­ ду план грузоперевозок выполнить ко Дню Кон* ституции СССР, а за счет отличного ухода за ав­ томашиной добиться сверхпланового пробега не менее 5000 километров. Для того, чтобы заслужить высокое звание ударника коммунистического труда, использую все свои знания, опыт работы. В. МАНОХИН, шофер автобазы рыбного порта. На с н им к е ! В. МАНОХИН. Фото П. БЫСТ- РОУМОВА. iVn'menVi v:vS;Xv: *;•:; *х \iv. < ШШШ : Ш: промысел преднерестовых скопле­ ний сельди разноглубинным тра- лом в открытом океане. На реф­ рижераторном траулере «Север­ ное сияние» под командованием капитана гов. Закурдаева было выловлено в районе Восточно- ления в толще воды на глубинах Исландского течен'ия около 5000 центнеров сельди. Работа произ­ водилась четырехпластным тра­ лом 12x11 метров, конструкции, созданной под руководством гов. Мазаева. Опыт лова сельди в осенне- зимнем сезоне 1956— 1957 годов показал полную жизненность и перспекшвни'сть промысла разио- до 300— 400 и более метров. Для промышленного облова таких концентраций требовалось созда­ ние новых орудий рыболовства. Попытки создать такие орудия лова проводились давно. В Мур­ манске первые опыты промысла мелкой мурманской сельди в тол­ ще воды были проведены в 1933 году на траулере «Кит» и позже в 1934— 1935 годах группой траулеров во время массовых за­ ходов мелкой сельди в губы Мур­ манского побережья. Орудиями лова служили обычные тресковые тралы, со вставленной в кутке мелкоячейной рубашкой, перевер­ нутые сквером вниз. П^сле войны в СССР и других странах, примерно с 1949 года, начали проводиться работы по созданию специального трала для лова рыбы в толще воды. Такой трал получил название разноглу­ бинного- Принципиальной особен­ ностью его является то, что он идет на большом расстоянии от грунта и от поверхности воды. В этшм случае и грунт и поверх­ ность воды не принимают уча­ стия в лове, и рыба имеет воз­ можность уходить от трала в лю­ бом направлении. В отличие от этого в промысле, например, дон­ ным тралом, грунт является как бы продолжением самого тра­ ла, препятствуя уходу рыбы вниз. Большим отличием является и то. что лов разноглубинным тра­ лом возможен только при при­ цельной работе, то есть с навод­ кой судна и орудий промысла на скопления рыбы, обнаруженные и зафиксированные поисковой ап­ паратурой. В 1950 году сотрудниками ПИНРО и ВНИРО под руковод­ ством кандидата технических на­ ук тов. Мазаева была создана конструкция разноглубинного тра­ ла для лова сельди в Северной циалистов по добыче и гидроаку- Атлантике. Трал состоял из 4-х стике ПИНРО и симметричных пластин и 4-х пар крыльев, выкроенных гш форме ценной линии. В последующие годы тралами Основными орудиями лова, ко­ торые применялись на промысле сельди в ноябре— декабре 1958 года, был 31-метровый трал, сконструированный сотрудиика- ми лаборатории добычи ПИНРО под руководством кандидата тех­ нических наук П. А. Старовойто­ ва. Кроме того, в 1958 году на промысле успешно применялся разноглубинный трал, предло­ женный капитаном траулера «Добролюбов» А. Г .Едемсшм. При сравнительных гтытаниях с приборами, проведенными груп­ пой специалистов ПИНРО и эк- Поход против бесхозяйственности и расточительства Участок может работать лучше РЕПД «РЫьВОГО МУРМАНА» I . V l D l t c l U v е У глуоинным тралом. Осенью J957 «периментальнои базы на траулере зил себестоимость переработки «Сталинабад» летом 19;>8 года, одной тонны груза на 14 копеек. Коллектив второго участка рыб- Однако из-за плохого материально­ ного порта план 1958 года вы- технического снабжения отдель* полнил на 105,9 процента, сии- года в Северную Атлантику было направлено 8 кораблей тралового флота. Из них 5 рефрижератор­ ных судов имели задание вести только лов сельди, а остальные три — проводить комбинирован­ ный промысел сельди и окуня. Работа экипажей этих судов по­ казала высокую эффективность нового вида лова. Было выловле­ но около 40 тысяч центнеров сельди. Чистая прибыль состави­ ла более 23 миллионов рублей- Пршыль за рейс рефрижератор­ ного траулера на разноглубинном промысле превышала прибыль окуневого рейса в 4 с лишним раза. В промысловом сезоне 1958— 1959 годов на разноглубинный промысел было направлено 12 вставляется рубашка рефрижераторных траулеров. Ус- чейной дели. Для пению промышляли и корабти с бортовым тралением — «Севасто­ поль» и «Харьков». Коллектив траулера «Витебск» во главе с капитаном тов. Требушным с ок­ тября 1958 года по начало янва­ ря 1959 года выловил 12380 центнеров атлантической сельди, то есть больше, чем экипаж лю­ бого передового среднего трауле­ ра, добывающего сельдь дрифтер­ ными сетями в течение года. Освоение и внедрение промыс­ ла сельди разноглубинным тра- ные механизмы подолгу простая-* вают. Так, например, в прошлом трал ПИНРО показал себя лучше Средняя производительность тру- году из-за отсутствия запасных частей, которыми должен снаб- и был принят на вооружение в качестве основного. Он состоит из двух одг.чаковых по размерам и ассортименту дели пластсй — р-'рхней и нижней (см. рнсЛ. Трал имеет крылья с высокой сборочной, что позволяет обеспе- февральский — на чивать вертикальное раскрытие цента. да здесь составила 135 процен­ тов, а сверхплановая прибыль — 2 миллиона 604 тысячи рублей. Неплохо работает коллектив и в 1959 году: январский план он выполнил на 112,9 процента, а 101,9 пре­ до 8— 9 метров. В средних участ­ ках каждого из 4-х крыльев сде­ ланы вырезы в форме трапеции для уменьшения стягивающих усилий по высоте крыла. Шаг ячеи в однорядном мешке изме­ няется от 90 мм в крыльях до 30 мм в последней пластине меш­ ка. Двухрядный траловый мешок изготовляется из двухрядной де­ ли с шагом ячей 50 мм. В него из мелкоя- увеличення прочности мешка на него наши­ вается полукуток из двухрядной дели 50 мм, длиной 10,8 метра. Все части трала и мешка вы­ краиваются из прочной капроно­ вой дели. Для придания тралу и мешку определенной формы и прочности они оснащаются подбо­ рами, топенантами и пожилинами из троса «геркулес». Производит­ ся подкрепление мешка стальными топенантами и поперечными стро­ пами из «геркулеса», что позво­ ляет поднимать на палубу уловы Экипаж портального крана № 19, борющшея за звание бригады коммунистического труда, возглавляемый депутатом город­ ского Совет депутатов трудя­ щихся, коммунистом тов. Бажено­ вым. одним из первых освоил ме­ ханизированную разгрузку угля из железнодорожных вагонов и теперь разгружает по 3— 5 ваго­ нов за каждую подачу, вдвое больше нормы Переняв опыт коллектива пор­ тального крана X; 19, хорошо трудится и экипаж вновь введен- скорость их увеличить на 25 про­ центов. Это мероприятии нужно жать Муррыбснаб (начальник тов* Смолич), портальный кран Ms 19 простоял 45 дней, кран Л5 27 — 90 дней, а кран № 24 поставлен на консервацию. Руководство участка пргпима-» ет все меры к тому, чтобы со­ кратить издержки производства. Сейчас разрабатываются меропри­ ятия. которыми предусматривает­ ся снижение себестоимости погру­ зочно-разгрузочных работ и сокра­ щение перевалки грузов, а также консервации железнодорожного крана № 4. Для дополнительного сокращения обслуживающего пер­ сонала решено ввести полуавто­ матическое управление с борта судов бункеровочными транспор­ терами на всех линиях, причем ного крана ^ 37, который воз­ главляет старший крановщик коммунист тов. Осокин. Хорошо работают и другие экипажи пор­ тальных кранов. Однако коллектив второго участка смог бы работать еще если бы ритмичнее посту- пРичинам и без мости топливным отделом совнар- поддержать руководству рьшного порта совместно с траловым фло­ том и управлением рыбной про-* мышленности совнархоза. По лом с рефрижераторных кораб- До 25 и более тонн сельди. лей в период с 1956 по 1959 го- д0 верхней подборе трала ды проходило под руководством и в 3 1 м ПИНРО подвязывается 180 при практической помощи спе- шаровых металлических 200-мил­ лиметровых кухтылей. На ниж- экснерименталь- нюм подбору ставятся такелаж- ной базы тралового флота тт. Ма- ные цепи весом в 450— 500 ки- заева, Старовойтова, Полякова, лограммов. Для обеспечения боль- Ганькова, Трускалова, Зайцева и шего других. и <я.еяа ; i < v ” л Г D ocmj . К Сетная часть ' Г ' . - ' гпрала ■ f ■ . ■ : вертикального раскрытия трал оснащается голыми концами длиной по 50 метров, которые од­ новременно выполняют роль кабе­ лей. На каждое крыло трала ста- лучше, пал уголь. Мы просмотрели доку­ менты за первую половину марта и в этом наглядно убедились. Так, например, за 1 марта под раз­ грузку поступило 100 вагонов, тогда как за 4 и 5 марта — толь­ ко по одному. А бывают дни, при­ чем довольно часто, когда не по­ ступает и ни одного. В результате у рабочих снижается производи­ тельность труда, механизмы или простаивают, или перегружены. Большие претензии рабочие высказывают в адрес администра­ ции тралового флота, которая, как правило, большинство трау­ леров, прибывающих под бунке- совершенно непонятным всякой"необходи- вится по 3 кабеля. Горизонталь- Р °ВКУ углем, присылает неподго- Щук т ■у<: > '&ШШ Ш Ш Ш Miiu&SZX; ное раскрытие разноглуоинного трала обеспечивается овальными однощелевыми досками, такими же, как и при работе донными тралами. В. САВРАСОВ, Б. КУТАКОВ, инженеры экспериментальной '^ТГазы тралового флота. (Окончание следует). товленными, грузовые стрелы не переведены, тралы с бортов не убраны, горловины не открыты. 1!з-за неподготовленности трауле­ ров к своевременной приемке уг­ ля портальные краны простаи­ вают. Второй участок порта хорошо механизирован. Он способен бес­ прерывно снабжать углем все про­ мысловые суда тралового Флота. хоза планируется и завозится на участок большое количество кок­ са, тогда как потребность в нем незначительна. Поэтому он дли­ тельное время лежит под откры­ тым небом, и качества его сни­ жается. Рейдовая бригада газеты «Рыбный Мурман»: И. ИЛЛА-* РИОНОВ, диспетчер, пред­ седатель цехового комитета второго участка рыбного пор-* та, П. ПОПОВ, сменный ин« женер, М. СУХАНОВ, груз* чик, В. ЛОВЧИКОВ , сотруд* ник газеты «Рыбный Мурман»* 28 марта 1959 г. * стр»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz