Рыбный Мурман. 1959 г. Март.

В борьбе за почётное право Коллектив среднего траулера № 4145 борется за почетное право называться экипажем коммунистического пруща. По трудовым показателям моряюи близки к заветной цели. О большом трудовом подъе­ ме, царящем на этом корабле, красноречиво говорят итоги очередного рейса, который за­ вершен 12 марта. Первый дрейф сделан 25 ноября прош­ лого года. В трудный для ло­ ва осенне-зимний период проходило плавание. Но, пре­ одолевая трудности, моряки сумели добиться большого ус­ пеха. При рейсовом задании 314,1 центнера они на 18 фев­ раля добыли 3960 центнеров сельди. План квартала завер­ шен 8 февраля, а спустя два дня было реализовано и мар­ товское задание. Корабль в числе первых. Экипаж принял на первый год семилетки по­ вышенное обязательство — вы­ ловить 10000 центнеров сельди. Хватит у промысловиков упор­ ства и в достижении цели, уме- в этом году. Не один человек, уви­ дев этот корабль у причала, скажет: « Д о с т а л о с ь 'ъ шторм работя­ ге». У рубки на левом крыле выби­ ло стекло. Шаль­ ная волна, как го­ ворят моряки, доб­ ралась, ударила с борта. В этот год в феврале океан особенно свирепст­ вовал. Но он был б е с с и л е н оста­ новить, заставить отступить промыс­ ловиков, решив­ ших с са,мог 6 на­ чала года шаг за шагом претворить в жизнь планы се­ милетки, предна­ чертанные исгори- ческам X X I съез­ дом партии. И в первых рядах соревную­ щихся — экипаж среднего тра- Весь окунь, выловленный наКопытовской банке, доставлять в порт только в обезглавленном виде ния работать при любых усло­ виях. Известно, как еще велики потери промвооружения, _осо­ бенно зимой. А вот на среднем траулере № 4145 не только ни одного порядка не утопиля, а даже экономию сетей имеют. И это зимой, особен-но такой, как улера № 4145. Возглавляет его капитан Акакий Давыдович Чкония, Здесь он 3 года, был штурманом, корабль и люден изучил хорошо, тем %олее, что текучести кадров здесь нет. Например, матросы Алексей Полупанов и Анатолий Лапоч- хи!Н пришли сюда в ноябре 1955 года. Хорошо работают мастер по добыче Александр Прокофье­ вич Малышев. Сортность сель­ ди у него выше плановой на 2—2,5 процента. 3 февраля за дрейф взяли 40 тони. Убирали с 8 часо«в ве­ чера до 10 часов утра. Обычно при больших уло»вад сортность низкая, на этом корабле — на­ оборот. Хорошо трудятся и второй штурман комсорг тов. Ба- ха-рев, мастер по добыче тов. Горный, радист тов. Мусорнн, повар тов. Федоров и другие. Позавчера экипаж этого траулере с трудовой добеаой возвратился в родной порг, Добро пожаловать, тозаришл моряки! Вы заслужили теплую встречу и хороший отдых. П. БЫСТРОУМОВ. • Н а снимках: 1. Второй по- мошпик капитана комсорг тов• Бахарев. 2. (Слева направо) ка­ питан СРТ-4145 тов. Чкония и старший механик тов. Шибаеи. Экипажи траулеров бортового траления в эти дни начинают раз­ вертывать промысел окуня в районе Копытовской банки. Известно, что добыча этой цен­ ной рыбы ведется на протяжении сравнительно короткого времени, в течение которого корабли успе­ вают сделать всего лишь по два— три рейса. Стремясь взять в ограниченное время как можно больше окуня и сократить рейс, моряки старались значительную часть окуня уло­ жить в трюмы в неразделенном (так называемом «круглом») ви­ де. Лишь, небольшая часть рыбы доставлялась в обработанном, то есть наиболее приемлемо*» для потребителей виде. . Дроисх 1 >дило это по, той причи­ не, что раздблка морскш) окуня яяс.ь очель трудоёмкой^#!?ра- при ^ о б ^ рш ^ федъсмах дующего подъема трала команда не справлялась с разделкой. Трудоемкость обработки мор­ ского окуня компенсируется эки­ пажу высокими сдельными рас­ ценками, которые в 2,3 раза выше, чем, например, за обез­ главленную треску. Однако в прошлом, при ео ice или менее благоприятной обста- .Цч)йке на облове окуня, вопреки интересам потребителя произво­ дилась заготовка окуня с голова­ ми и внутренностями. В теку­ щем году возможность привоза «круглого» окукя .исключена: весь он в обязательном порядке должен быть обработан на борту траулера. В связи с этим особое значение приобретает правильная О в о с п и т а н и и к о м а н д н ы х к а д р о в С 0ЛЫИНЕ задачи стоят перед советским народом по прет­ ворению в жизнь исторических решений XXI съезда КПСС. А для того, чтобы успешно решить их и создать матс'риально-техниче- екую базу коммунистического об­ щества, нужна высокая созна­ тельность трудящихся. Особую остроту вопрос о ком­ мунистическом воспитании тру­ дящихся приобретает у нас, в тра­ ловом флоте. Ни для кого не сек­ рет, что в нашем большом коллек­ тиве еще нередко можно встретить пьяниц и разгильдяев, нарушаю­ щих трудовую и производствен­ ную дисциплину, людей, по вине которых корабли простаивают много лишнего времени в порту, терпят аварии. В наших условиях воспитанием моряков должны заниматься в первую очередь командиры про­ изводства — капитаны трауле­ ров. Капитан должен быть не толь­ ко судоводителем и хорошим про­ мысловиком, но и умелым орга­ низатором и воспитателем под­ чиненных. От того, в какой степе­ ни обладает командир качествами организатора и воспитателя, во многом зависит и сплоченность коллектива корабля, способность успешно выполнять поставленные пе:ред ним задачи. Но эти качества не приходят сразу, а вырабатываются посте­ пенно в процессе работы, с того момента, как молодой командир приходит на корабль- Поэтому мне хочется поговорить о наших молодых командных кадрах, при­ шедших на корабль после тео­ ретической подготовки в море­ ходных училищах, — третьих помощниках капитанов. Здесь, в производственной обстановке, только и начинается их рост и как командиров, и как воспитателей. Поэтому в работе с людьми руко­ водители кораблей должны уде­ лять молодым мореплавателям максимум заботы и внимания. Уже с первых рейсов, с первых дней самостоятельной работы такой молодой командир должен впитывать в себя лучшие тради­ ции русских моряков, служить примером во всем. И в этом долж­ ны помочь ему старшие товари­ щи. Но с сожалением приходится отметить, что далеко не все моло­ дые командиры, приходящие на траулеры, полностью восприни­ мают лучшие морские традиции, упорно и настойчиво вырабатыва­ ют в себе качества руководителя и воспитателя моряков. У пас еще нередко можно встретить не­ ряшливо одетых, сквернословя­ щих выпускников мореходных училищ. По их виду никогда не скажешь, что это командиры про­ изводства, которым доверено ру­ ководство моряками, их воспита­ ние. Мне пришлось сталкиваться с некоторыми из таких молодых представителей командного соста­ ва. ...Заходим на траулер «Крон­ штадт». На палубе — никого. Еле разыскали третьего помощника капитана. Выясняется, что сей­ час несет вахту второй помощник капитана тов, Пронькия. Но его на корабле нет, ушел на берег. Из вахтенных матроеов на кораб­ ле находится только один. Где ос­ тальные — неизвестно. А ко­ рабль нужно перешвартовать. На­ лицо — грубое нарушение правил несения вадтенной службы. Наконец, на траулере появля­ ется и «несущий» вахту второй помощник капитана тов. Прочь- КНН. — Кто у вас на вахте? — за­ даем вопрос. — Вроде, я, — следует ответ тов. Проньклиа. Где же здесь соблюдение ус­ тавных требований? Что эго за «вроде, я»? Значит, второй по­ мощник капитана сам не уверен, что он несет вахту. При других обстоятельствах от­ сутствие вахтенного помощника капитана и вахтенных матросов могло бы привести к печальным последствиям. Или взять случай с третьим помощником капитана траулера «Кировабад» Кимом. Этот коман­ дир проявил 9 марта ротозейство, потеряв важные судовые доку­ менты, из-за чего корабль задер­ жался с отходом в море. Так ли должен командир относиться к су­ довым документам? Где же гаран­ тия того, что у него не повторит­ ся этот случай я он не утеряет более важные документы? ...Третий помощник капитана траулера «Ролик» Борис Пу.ши отправился в город, чтобы выз­ вать на корабль радиста. Не ус­ пел молодой командир выйти за ворота порта, как его окружила с криками и грубыми ругатель­ ствами группа пьяных моряков с этого же судна. Может быть, помощник капита­ на4одернул грубиянов? Как бы не так! Ответив такими же ругатель­ ствами, он в обнимку пошел с ними. Можно ли после этого говорить об авторитете среди моряков та­ кого помощника капитана, как тов. Пунин? Конечно, нет. И та­ кое панибратство с подчиненны­ ми не доведе 1 его до добра. У третьего помощника капита­ на траулера «Нептун» тов. Нови­ кова шинель оказалась застегну­ той на единственную оставшую­ ся пуговицу. Это — не мелочь, а показатель недисциплинировлн- ности. Плохой пример могут пе­ ренять от него и подчиненные. Указанные выше примеры го­ ворят о том, что многие капита­ ны наших кораблей слабо ведут воспитательную работу с команд­ ным составом, проходят мимо не­ достатков, не помогают молодежи изживать их. А пггом сами удив­ ляются: почему у них такие пло­ хие, недисциплинированные по­ мощники? Не так давно выдвинут в капи­ таны тов. В. Карпенко, но он улее допускает такие ошибки, за кото­ рые надо накладывать строгие взыскания. Еще в прошлом рейсе у него на траулере «Медвежье­ горск» была допущена намотка на в<инт. Это аварийное происшествие, о котором капитан обязан доложить по приходе в порт. Кафпенко«лке этого не сделал, и корабль, в на­ рушение всех правил, сходил еще один рейс без осмотра винта во­ долазами и снова имел намотку, только в день отхода капитан «Медвежьегорска» потребовал присылки водолаза. Мало того, что тов. Карпенко грубо нарушил правила безопас­ ности плавания судов, он в то же время своей неискренностью перед руководителями флота по­ казал плохой пример своим по­ мощникам. Нельзя забывать того, что за каждым действием командира внимательно следят подчиненные, что моряки могут подражать ему не только в хорошем, но и в пло­ хом. Воспитание не ограничиваем­ ся только лекциями и докладами, большую роль играет и по­ ведение руководителя на произ­ водстве и в быту. Ф Воспитанием командных кад­ ров, особенно молодых, надо зани­ маться систематически, настойчи­ во и кропотливо. Это — важней­ шее дело капитанов кораблей, партийных, профсоюзных и ком­ сомольских организаций. Я. ГУНИН, заместитель начальника тралового флота. организация разделки выловлен­ ной рыбы. Как уже сказано выше, особен­ ностью заготовки окуня в этом году является запрещение приво­ за его в «круглом» виде. В пер­ вой половине рейса разделанный окунь доставляется в соленом ви­ де. Хочется дать несколько советов промысловикам. При массовых уловах окуня разделку его сле­ дует вести на трех рыбоделах. Работа у рыборазделочных сто­ лов не должна прекращаться. Во время дележки улова, когда у центральных рьгбоделов стоять нельзя, нужно приспособить один из них под полубаком, а второй — на противоположном боргу. Такая организация разделки была в свое время предложена капита­ ном тов. Оухопяткиным и пол­ ностью оправдала себя на прак­ тике. К разделке улова следует привлекать всех помощников ка­ питана, боцмана, членов машин­ ной комайды, юнгу, помощника повара. С целью сохранения качеетва окуня не следует отвлекать на подъем трала работников трюма. Улов, поднятый на палубу, дол­ жен быть убран в трюм до очеред­ ного подъема, а палуба чисто вы­ мыта. В разделанном окуне часто встречаются прорезы и проколы как теши, так и толстой части мяса, не связанные с технологией обработай и снижающие качест­ во продукции Эти прорезы и проколы происходят из-за того, что шкерщики неправильно дер­ жат нож при вспарывании брюш­ ка рыбы. При шкерке нож должен быть расположен не под прямым углом к брюшку, а с наклоном в сторону хвостового плавника. РаЗрез по брюшку для посола нужно производить до половины анального плавника, без глубоко­ го прореза. При укладке свежья в трюм необходимо каждый слой рыбы пересыпать льдом. В противном случае происходит порча с^кумя в толстой части мяса у приголовка, отчего очень быстро появляется гнилостный запах. Для укладки охлажденного оку­ ня обязательно нужно набирать четыре площадки- На разделке рыбы, к сожале­ нию, нет возможности установить индивидуальный учет выработки каждым работником и соответст­ вующее начисление зарплаты. Поэтому тля создания матери­ альной заинтересованности, дей­ ствующее положение об оплате плавсостава предусматривает воз­ можность повышения оплаты труда лучших шкерщиков, кото­ рые постоянно работают с высо­ кой производительностью. Для этого капитану предостав­ ляется право в пределах начис­ ленного фонда за рыбопродукцию повышать или понижать отдель­ ным работникам коэффициенты оплаты в зависимости от .выра­ ботки — матросам до 20 процен­ тов, остальным работникам до 10. Увеличение или уменьшение размера пая объявляется прика­ зом по судну, который должен быть согласован с судовой проф­ союзной организацией. Разумеется, что изменение пая производится не обязательно^ в максимальном размере и не обя­ зательно должно затрагивать всех работников. Эта мера при­ меняется разумно в случаях дей­ ствительной необходимости. О. КРОТОВА, заместитель начвльника тра­ лового флота, f В. КУЗНЕЦОВ, начальник отдела труда и зарплаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz