Рыбный Мурман. 1959 г. Март.
В борьбе за почётное право Коллектив среднего траулера № 4145 борется за почетное право называться экипажем коммунистического пруща. По трудовым показателям моряюи близки к заветной цели. О большом трудовом подъе ме, царящем на этом корабле, красноречиво говорят итоги очередного рейса, который за вершен 12 марта. Первый дрейф сделан 25 ноября прош лого года. В трудный для ло ва осенне-зимний период проходило плавание. Но, пре одолевая трудности, моряки сумели добиться большого ус пеха. При рейсовом задании 314,1 центнера они на 18 фев раля добыли 3960 центнеров сельди. План квартала завер шен 8 февраля, а спустя два дня было реализовано и мар товское задание. Корабль в числе первых. Экипаж принял на первый год семилетки по вышенное обязательство — вы ловить 10000 центнеров сельди. Хватит у промысловиков упор ства и в достижении цели, уме- в этом году. Не один человек, уви дев этот корабль у причала, скажет: « Д о с т а л о с ь 'ъ шторм работя ге». У рубки на левом крыле выби ло стекло. Шаль ная волна, как го ворят моряки, доб ралась, ударила с борта. В этот год в феврале океан особенно свирепст вовал. Но он был б е с с и л е н оста новить, заставить отступить промыс ловиков, решив ших с са,мог 6 на чала года шаг за шагом претворить в жизнь планы се милетки, предна чертанные исгори- ческам X X I съез дом партии. И в первых рядах соревную щихся — экипаж среднего тра- Весь окунь, выловленный наКопытовской банке, доставлять в порт только в обезглавленном виде ния работать при любых усло виях. Известно, как еще велики потери промвооружения, _осо бенно зимой. А вот на среднем траулере № 4145 не только ни одного порядка не утопиля, а даже экономию сетей имеют. И это зимой, особен-но такой, как улера № 4145. Возглавляет его капитан Акакий Давыдович Чкония, Здесь он 3 года, был штурманом, корабль и люден изучил хорошо, тем %олее, что текучести кадров здесь нет. Например, матросы Алексей Полупанов и Анатолий Лапоч- хи!Н пришли сюда в ноябре 1955 года. Хорошо работают мастер по добыче Александр Прокофье вич Малышев. Сортность сель ди у него выше плановой на 2—2,5 процента. 3 февраля за дрейф взяли 40 тони. Убирали с 8 часо«в ве чера до 10 часов утра. Обычно при больших уло»вад сортность низкая, на этом корабле — на оборот. Хорошо трудятся и второй штурман комсорг тов. Ба- ха-рев, мастер по добыче тов. Горный, радист тов. Мусорнн, повар тов. Федоров и другие. Позавчера экипаж этого траулере с трудовой добеаой возвратился в родной порг, Добро пожаловать, тозаришл моряки! Вы заслужили теплую встречу и хороший отдых. П. БЫСТРОУМОВ. • Н а снимках: 1. Второй по- мошпик капитана комсорг тов• Бахарев. 2. (Слева направо) ка питан СРТ-4145 тов. Чкония и старший механик тов. Шибаеи. Экипажи траулеров бортового траления в эти дни начинают раз вертывать промысел окуня в районе Копытовской банки. Известно, что добыча этой цен ной рыбы ведется на протяжении сравнительно короткого времени, в течение которого корабли успе вают сделать всего лишь по два— три рейса. Стремясь взять в ограниченное время как можно больше окуня и сократить рейс, моряки старались значительную часть окуня уло жить в трюмы в неразделенном (так называемом «круглом») ви де. Лишь, небольшая часть рыбы доставлялась в обработанном, то есть наиболее приемлемо*» для потребителей виде. . Дроисх 1 >дило это по, той причи не, что раздблка морскш) окуня яяс.ь очель трудоёмкой^#!?ра- при ^ о б ^ рш ^ федъсмах дующего подъема трала команда не справлялась с разделкой. Трудоемкость обработки мор ского окуня компенсируется эки пажу высокими сдельными рас ценками, которые в 2,3 раза выше, чем, например, за обез главленную треску. Однако в прошлом, при ео ice или менее благоприятной обста- .Цч)йке на облове окуня, вопреки интересам потребителя произво дилась заготовка окуня с голова ми и внутренностями. В теку щем году возможность привоза «круглого» окукя .исключена: весь он в обязательном порядке должен быть обработан на борту траулера. В связи с этим особое значение приобретает правильная О в о с п и т а н и и к о м а н д н ы х к а д р о в С 0ЛЫИНЕ задачи стоят перед советским народом по прет ворению в жизнь исторических решений XXI съезда КПСС. А для того, чтобы успешно решить их и создать матс'риально-техниче- екую базу коммунистического об щества, нужна высокая созна тельность трудящихся. Особую остроту вопрос о ком мунистическом воспитании тру дящихся приобретает у нас, в тра ловом флоте. Ни для кого не сек рет, что в нашем большом коллек тиве еще нередко можно встретить пьяниц и разгильдяев, нарушаю щих трудовую и производствен ную дисциплину, людей, по вине которых корабли простаивают много лишнего времени в порту, терпят аварии. В наших условиях воспитанием моряков должны заниматься в первую очередь командиры про изводства — капитаны трауле ров. Капитан должен быть не толь ко судоводителем и хорошим про мысловиком, но и умелым орга низатором и воспитателем под чиненных. От того, в какой степе ни обладает командир качествами организатора и воспитателя, во многом зависит и сплоченность коллектива корабля, способность успешно выполнять поставленные пе:ред ним задачи. Но эти качества не приходят сразу, а вырабатываются посте пенно в процессе работы, с того момента, как молодой командир приходит на корабль- Поэтому мне хочется поговорить о наших молодых командных кадрах, при шедших на корабль после тео ретической подготовки в море ходных училищах, — третьих помощниках капитанов. Здесь, в производственной обстановке, только и начинается их рост и как командиров, и как воспитателей. Поэтому в работе с людьми руко водители кораблей должны уде лять молодым мореплавателям максимум заботы и внимания. Уже с первых рейсов, с первых дней самостоятельной работы такой молодой командир должен впитывать в себя лучшие тради ции русских моряков, служить примером во всем. И в этом долж ны помочь ему старшие товари щи. Но с сожалением приходится отметить, что далеко не все моло дые командиры, приходящие на траулеры, полностью восприни мают лучшие морские традиции, упорно и настойчиво вырабатыва ют в себе качества руководителя и воспитателя моряков. У пас еще нередко можно встретить не ряшливо одетых, сквернословя щих выпускников мореходных училищ. По их виду никогда не скажешь, что это командиры про изводства, которым доверено ру ководство моряками, их воспита ние. Мне пришлось сталкиваться с некоторыми из таких молодых представителей командного соста ва. ...Заходим на траулер «Крон штадт». На палубе — никого. Еле разыскали третьего помощника капитана. Выясняется, что сей час несет вахту второй помощник капитана тов, Пронькия. Но его на корабле нет, ушел на берег. Из вахтенных матроеов на кораб ле находится только один. Где ос тальные — неизвестно. А ко рабль нужно перешвартовать. На лицо — грубое нарушение правил несения вадтенной службы. Наконец, на траулере появля ется и «несущий» вахту второй помощник капитана тов. Прочь- КНН. — Кто у вас на вахте? — за даем вопрос. — Вроде, я, — следует ответ тов. Проньклиа. Где же здесь соблюдение ус тавных требований? Что эго за «вроде, я»? Значит, второй по мощник капитана сам не уверен, что он несет вахту. При других обстоятельствах от сутствие вахтенного помощника капитана и вахтенных матросов могло бы привести к печальным последствиям. Или взять случай с третьим помощником капитана траулера «Кировабад» Кимом. Этот коман дир проявил 9 марта ротозейство, потеряв важные судовые доку менты, из-за чего корабль задер жался с отходом в море. Так ли должен командир относиться к су довым документам? Где же гаран тия того, что у него не повторит ся этот случай я он не утеряет более важные документы? ...Третий помощник капитана траулера «Ролик» Борис Пу.ши отправился в город, чтобы выз вать на корабль радиста. Не ус пел молодой командир выйти за ворота порта, как его окружила с криками и грубыми ругатель ствами группа пьяных моряков с этого же судна. Может быть, помощник капита на4одернул грубиянов? Как бы не так! Ответив такими же ругатель ствами, он в обнимку пошел с ними. Можно ли после этого говорить об авторитете среди моряков та кого помощника капитана, как тов. Пунин? Конечно, нет. И та кое панибратство с подчиненны ми не доведе 1 его до добра. У третьего помощника капита на траулера «Нептун» тов. Нови кова шинель оказалась застегну той на единственную оставшую ся пуговицу. Это — не мелочь, а показатель недисциплинировлн- ности. Плохой пример могут пе ренять от него и подчиненные. Указанные выше примеры го ворят о том, что многие капита ны наших кораблей слабо ведут воспитательную работу с команд ным составом, проходят мимо не достатков, не помогают молодежи изживать их. А пггом сами удив ляются: почему у них такие пло хие, недисциплинированные по мощники? Не так давно выдвинут в капи таны тов. В. Карпенко, но он улее допускает такие ошибки, за кото рые надо накладывать строгие взыскания. Еще в прошлом рейсе у него на траулере «Медвежье горск» была допущена намотка на в<инт. Это аварийное происшествие, о котором капитан обязан доложить по приходе в порт. Кафпенко«лке этого не сделал, и корабль, в на рушение всех правил, сходил еще один рейс без осмотра винта во долазами и снова имел намотку, только в день отхода капитан «Медвежьегорска» потребовал присылки водолаза. Мало того, что тов. Карпенко грубо нарушил правила безопас ности плавания судов, он в то же время своей неискренностью перед руководителями флота по казал плохой пример своим по мощникам. Нельзя забывать того, что за каждым действием командира внимательно следят подчиненные, что моряки могут подражать ему не только в хорошем, но и в пло хом. Воспитание не ограничиваем ся только лекциями и докладами, большую роль играет и по ведение руководителя на произ водстве и в быту. Ф Воспитанием командных кад ров, особенно молодых, надо зани маться систематически, настойчи во и кропотливо. Это — важней шее дело капитанов кораблей, партийных, профсоюзных и ком сомольских организаций. Я. ГУНИН, заместитель начальника тралового флота. организация разделки выловлен ной рыбы. Как уже сказано выше, особен ностью заготовки окуня в этом году является запрещение приво за его в «круглом» виде. В пер вой половине рейса разделанный окунь доставляется в соленом ви де. Хочется дать несколько советов промысловикам. При массовых уловах окуня разделку его сле дует вести на трех рыбоделах. Работа у рыборазделочных сто лов не должна прекращаться. Во время дележки улова, когда у центральных рьгбоделов стоять нельзя, нужно приспособить один из них под полубаком, а второй — на противоположном боргу. Такая организация разделки была в свое время предложена капита ном тов. Оухопяткиным и пол ностью оправдала себя на прак тике. К разделке улова следует привлекать всех помощников ка питана, боцмана, членов машин ной комайды, юнгу, помощника повара. С целью сохранения качеетва окуня не следует отвлекать на подъем трала работников трюма. Улов, поднятый на палубу, дол жен быть убран в трюм до очеред ного подъема, а палуба чисто вы мыта. В разделанном окуне часто встречаются прорезы и проколы как теши, так и толстой части мяса, не связанные с технологией обработай и снижающие качест во продукции Эти прорезы и проколы происходят из-за того, что шкерщики неправильно дер жат нож при вспарывании брюш ка рыбы. При шкерке нож должен быть расположен не под прямым углом к брюшку, а с наклоном в сторону хвостового плавника. РаЗрез по брюшку для посола нужно производить до половины анального плавника, без глубоко го прореза. При укладке свежья в трюм необходимо каждый слой рыбы пересыпать льдом. В противном случае происходит порча с^кумя в толстой части мяса у приголовка, отчего очень быстро появляется гнилостный запах. Для укладки охлажденного оку ня обязательно нужно набирать четыре площадки- На разделке рыбы, к сожале нию, нет возможности установить индивидуальный учет выработки каждым работником и соответст вующее начисление зарплаты. Поэтому тля создания матери альной заинтересованности, дей ствующее положение об оплате плавсостава предусматривает воз можность повышения оплаты труда лучших шкерщиков, кото рые постоянно работают с высо кой производительностью. Для этого капитану предостав ляется право в пределах начис ленного фонда за рыбопродукцию повышать или понижать отдель ным работникам коэффициенты оплаты в зависимости от .выра ботки — матросам до 20 процен тов, остальным работникам до 10. Увеличение или уменьшение размера пая объявляется прика зом по судну, который должен быть согласован с судовой проф союзной организацией. Разумеется, что изменение пая производится не обязательно^ в максимальном размере и не обя зательно должно затрагивать всех работников. Эта мера при меняется разумно в случаях дей ствительной необходимости. О. КРОТОВА, заместитель начвльника тра лового флота, f В. КУЗНЕЦОВ, начальник отдела труда и зарплаты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz