Рыбный Мурман. 1959 г. Март.
етшю& ёбшшиана. могли связаться с другими кораб лями. Барабаны лебедки рассчита ны была всего на 250 саженей ваеров, тележки для раскладки ваеров не было, укладку произво дили с помощью ручного ломика. Можете судить сами, как тяжело было работать на этом корабле. Трудно было приучать людей к дисциплине и вот почему. Трал- мейстерский состав назначался, в большинстве случаев, отделом кадров на один рейс «для неправ- 9. Дисциплина на промысловом корабле Однажды вызывает меня управ ляющий трестом и предлагает принять самый отстающий трау лер, который в то время находил ся в ремонте. А капитана с того корзбля направить на траулер *Судак*. Конечно, мне было нежелатель но переходить на траулер, коман да которого зарекомендовала се бя плохо, но мне объяснили, что переводят меня туда для того, чтобы поднять дисциплину и на учить люцей ловить рыбу. Я по нял, что это будет нелегко, но со гласился. В течение года траулер «Революция» вышел на одно нз первых мест. Неплохо работал н экипаж «Судака» с новым капи таном. В траловОм флоте лучших про- мысловиков-капитанов в большин стве случаев назначают на трау леры с кормовым тралением. На основании своего многолетнего опыта я считаю, что хороших ка питанов неплохо было бы направ лять на отстающие траулеры хотя бы временно. И вот подкреплю это положечие еще одним примером из своей практики. Первые годы работы капитаном я плавал на старом не большом траулере «Пинагор», ко торый считался самым плохим. Скорость хода его без трала не превышала 5—6 миль, а с тралом при ветре 4—5 баллов тралкро- вали по ветру и после подъема трала заходили снова на ветер, потому что против ветра с тралом идти не позволяла мощность ма шины. Радио на судне не было. Лови ли мы рыбу, самостоятельно нахо дя место для промысла, даже не ления» за какой-либо проступок. Да и матросов направляли таких, которых за недисциплинирован ность или пьянку не держали на других судах. Поэтому «Пинагор» часто называли «исправдомом». Большую получил я на этом траулере практику воспитатель ной и организаторской работы. И ловили мы все-таки неплохо. Ни как нельзя сравнить те небольшие старые траулеры с настоящими кораблями, оборудованными по последнему слову техннки. Здесь можно хорошо работать, отды хать, учиться и стыдно отставать. Возьмите к примеру траулер, на котором капитаном Андрей Яков левич Маклаков. Это один из луч ших кораблей флота. Я помню, когда Андрей Яковлевич Макла ков, ныне заслуженный командир флота, пришел ко мне на траулер юнгой. Был он всегда аккурат ным, исполнительным, смышле ным моряком, и где бы ни рабо тал он всегда был в числе пере довых. Пройдя путь от юнги до капитана, он исключительно хоро шо изучил промысловое дело, внимательно и чутко работал и работает по воспитанию молодых промысловиков. Поэтому на лю бом корабле он может наладить дисциплину. И тут даже можно с уверенностью оказать, что нет и не может быть плохих экипажей. Могут быть плохие командиры, неопытные воспитатели. Мне много пришлось бывать в загранплаваниях, принимать но вые корабли на судостроительных верфях в Бельгии, Швеции, За падной Германии, Англии, Неод нократно приходилось мне бесе довать с моряками иностранных судов. Завязывались, конечно, разговоры на темы о жизни, о дисциплине. Я сравниваю и ви жу, что жизнь экипажа иностран ного корабля строго разграничи вается между рядовым и ко мандным составом. А ведь у нас этого нет. Там матрос или коче гар не может и не имеет права просто, по-дружески побеседовать на жизненные темы с капитаном. Они знают только один ответ: «Есть», да могут попросить раз решения идти на берег. За ма лейший проступок любой член команды может быть уволен с ко рабля капитаном, оказаться без работы, а там это особенно страш но, потому что найти работу очень трудно.. За границей, с приходом трау лера в порт, вся прежняя команда увольняется, к отходу в рейс на бирается новая команда. Зара батывают они за рейс подчас неплохо, но потом по два—три месяца ждут, когда их возьмут снова на траулер. Редкий слу чай, когда моряк попадет на тот же траулер, на которое работал раньше. На траулерах там всего два штурмана, с приходом на промысел второй помощник капи тана работает тралмейстером или его помощником, вахту несут старший помощник и капитан, которые при обильных уловах выходят убирать рыбу. Никакой воспитательной работы и учебы не ведется, никто не думает и не за ботится о повышении общеобра зовательного уровня членов команды. Хозяин тральщика ду мает только о прибыли, а осталь ное его не касается. Я приведу пример «воспита тельной работы», с которым мне пришлось столкнуться в Западной Германии. Я принимал там трау лер с кормовым тралением «Пуш кин». В течение шести месяцев происходила достройка и приемка траулера, много было исправле ний и переделок. В Западной Германии никогда не строили та ких траулеров. «Пушкин» был первым. Много раз выходили на испытание в Балтийское море. И каждый раз, возвращаясь в порт, что-нибудь переделывали. В предпоследний рейс мы вы шли на испытания в Баренцево море примерно на сорок суток. В команде было около двухсот че ловек, включая десять советских моряков, которые принимали суд но. Были представители верфи, корреспонденты, переводчики. Ка питаном был немец, направлен ный судостроительной верфью. Однажды на переходе, когда команда не была загружена рабо той, многие занялись выпивкой, так как вина и пива на корабле было достаточно, и их можно бы ло взять за наличный расчет пли в счет заработной платы. Трал мейстер и его приятели уговори ли одного матроса из промыс ловой команды украсть вино из кладовой. Тот согласился, но был пойман с поличным. Буфетчик, он же заведующий складом, доложил капитану, и ка питан стал «воспитывать». Он вызвал к себе в каюту провинив шегося, избил его до полусмерти, и тот целую неделю не мог рабо тать. Когда он оправился, с боль шими синяками, ссадинами и ца рапинами пошел к капитану просить разрешения работать. Тот разрешил, удержав из зар платы тридцать пять процентов. Вот так «воспитывают» команды рыболовных судов в Западной Г ермании. Заканчивая свою беседу, мне хочется сказать, что в кашей стра не воспитательная работа и стро гая дисциплина пронизаны под линным гуманизмом, уважением к человеку. Нужно ценить то, что дано нам и всеми силами бороть ся за претворение в жизнь вели ких планов семилетки Д. БУРКО В , капитан дальнего плавания. Литовская ССР. Напряжен ная работа кипит в эти дни в самой северной части Клайпед ского *морского торгового порта. В настоящее время закончен монтаж 10-тонного портального крана. На снимке: новый порталь- ный кран в Клайпедском мор ском торговом порту. Фотохроника ТАСС. Личное страхование жизни Советское государство прояв ляет большую заботу о трудя щихся, утративших трудоспособ ность. Это выражается в широ ком развитии социального стра хования рабочих и служащих, которым охватываются все без исключения рабочие и служащие, работающие в государственных, общественных, кооперативных уч реждениях. Социальное страхова ние в СССР осуществляется за счет государства. Дополнением к социальному страхованию служмт лич>ное страхование, проводимое за счет собственных средств тру дящихся и осуществляемое орга нами Госстраха. Личное страхование взаимно выгодно и трудящимся и госу дарству. Застрахованным и их семьям ежегодно выплачиваются Госстра хом в качестве страховых сумм десятки миллионов рублей. Толь ко по Мурманской области по всем видам личного страхования за 1957—1958 годы выплачено 768 тысяч рублей, а в 1959 году будет выплачено более одного миллио на рублей. По отдельным видам личного ЗАМЕТКИ НА М ЕЖДУНА РОДНЫ Е ТЕМЫ Что происходит в Алжире А Р А Н Ц И Я — одна из ста- ^ рейших и крупнейших коло ниальных держав. Ее владения вместе с метрополией составляют так называемый Французский Со юз. В числе колониальных владе ний заморские департаменты — Алжир, Оран, Константина (эти три департамента вместе составля ют Алжир). Алжир — страна в Северной Аф рике. Площадь 2,2 миллис-на квад ратных километров, население — около 10 миллионов человек. Здесь проживают преимущест венно арабы и берберы. 87,7 про п е та населения — мусульмане. 11,5 процента—католики. После то. го, как в 1830 году французские колонизиюры захватили Алжир, там все больше и больше поселя лись и финцузы. Ныне в Алжире живуг 77 ты сяч французских рабочих, 56 ты сяч чиновников и около 50 гысяч торювцев и др. С событиями в Алжире связана вся внутриполи тическая жизнь Франции. Фран цузы говорят, чю четвертая рес публики умерла ог алжирской бо лезни. И эю справедливо. Народы Алжира длительное время ведут борьбу за независи мость. Национально-оевободт ель- ное движение, которое с ноября 1954 года перешло в ряде районов страны в вооруженную борьбу против французских колонизато ров, приобретает с каждым годом все более широкий размах. Пятый год длится война в Ал жире. Эта колониальная война против алжирского народа поедает каждые сутки более 2 миллиар дов франков. Если 8 ноябре 1954 года стоты сячная французская армия сража лась против плохо вооруженных сил алжирских патриотов, которые имели 3 тысячи штыков, то в на стоящее время алжирская респуб лика располагает регулярной ар мией более чем 150 тысяч человек и частями народного ополчения, имеющими в своих рядах свыше 100 тысяч человек. Французские империалисты, держащие в Алжире 600 тысяч солдат и офицеров, завязли в этой войне, и конца ей не видно. Из вестно, что все правительства прежней «системы» стремились ре шить алжирский вопрос с по мощью силы, и многие из них сло мали на этом голову. Ранее правящие круги Франции делали упор сначала на подавле ние восстания и только затем уже обещали провести в Алжире не которые реформы. В отличие от своих предшест венников де Голль и его прави тельство сразу же после референ дума назначили дату выборов в Алжире и объявили, что «осталь ное» будет после. Они делают это так, будто в Алжире царит мир. Но война продолжается, каж дый день гибнут люди. В усло виях, когда продолжается гряз ная колониальная война, выборы, которые провели колониальные власти, явились не более чем фар сом. Французское правительство, во преки здравому смыслу, делает вид, что там политическая про блема решена, и объявляет, что будет проводить программу эко номического развития Алжира, не дожидаясь прекращения военных действий. Оно пытается заигрывать, что бы поколебать «умеренных» ал жирских националистов, раско лоть национальный фронт осво бождения. Правящие круги Фран ции стремятся во что бы то ни ста ло сохранить Алжир в качестве колониального придатка метро полии. И «новый подход» к ре шению алжирской проблемы — не более как прикрытие старых планов Отсюда маскировка, вы ражение «добрых намерений». Однако в газетах Франции пи шут, что потери Алжира, это — потеря Африки. А известно, что французские капиталисты евчзы- вают алжирскую проблему с ши рокими планами эксплуатации богатств Сахары. Там большие запасы нефти, природного газа, меди и урановой руды. Есть так же железная руда и цветные ме таллы. Французские дельцы счи тают, что за сче т урановой руды, обнаруженной в Сахаре, Франция может стать сильной атомной дер жавой. Надо сказать, что у француз ских претендентов на богатства Сахары есть могущественные кон куренты — американские монопо* ли-и. Они пока готовы идти на сделки. Однако французские дель цы опасаются, что твердолобая по литика правительства в Алжире может привести к тому, что фран цузским колонизаторам не толь ко придется уйти из этой страны, но и быть вытесненными из осталь ных колониальных владений. Но война продолжается. Она вынуждает французское прави тельство идти на усиление зави симости от США, просить заем у боннской Германии, требующей от Франции поддержки своей внеш ней политики. Таким образом, правители Франции играют фак тически на руку возрождающемуся западногерманскому милитариз му. А это опасно, ибо Аденауэр имеет финансовые средства, что бы оказать давление на француз ское правительство. Никакие ухищрения не при ведут к решению алжирского зоп- роса. Единственный путь прекра щения войны — это прямые пере говоры с алжирским временным правительством на основе призна ния национальной независимости Алжира. И. ЯРОВОЙ. страхования каждый застрахован ный может в Госстрахе накопить определенную сумму денег и .по лучить ее после окончания дого вора. Так, в связи с окончанием срока договоров страхования жизни в 1958 году органы Гос страха выплатили 233 тысячи руб лей, а в 1959 году будет выпла чено свыше 350 тысяч рублей. Кроме того, трудящиеся, заклю чившие договоры по смешанному страхованию жизни, могут полу чить через Госстрах временные ссуды. Несмотря -на ряд принятых ре шений со стороны профсоюзных организаций рыбной промышлен ности, личное страхование работ ников флотов еще не получило должного развития. По траловому флоту застрахо вано только 1400 человек. Гам, где первые помощники капитанов и председатели судовых комите тов относятся со . всей серьез ностью к проведению этого важ ного мероприятия, эта рабо та проводится успешно. На траулерах «Юг», «Сокол», «Мга», «Шелонь» промысловики полностью охвачены страхованием жизни. Такие капитаны, как тт. Королев, Вихарев, первые помощники капитанов тт. Сгроми- лов, Лопатин и другие заключили договоры по смешанному страхо ванию жизни. Однако охват лич ным страхованием . на флоте еще остается низким из-за слабой раз- яснительной работы о значении страхования жизни. Т. ГОНЧАРОВА, старший инспектор Госстра ха Мурманска. — # — C U 'O V I I . U И в л H J H P A О КИНОТЕАТР «РОДИНА» - 7 и 8 марта в обоих залах кино фильм «Часы остановились в полночь». о КИНОТЕАТР «СЕВЕРНО Е СИЯНИЕ» — в обоих залах ки нофильм «Часы остановились в полночь». В малом зале — 7 марта кинофильм «Записки Пиквикского клуба». Начало в 16-00. 8 марта— днем — «Стартует молодость», вечером — «Зеленые огни». О ДОМ КУЛЬТУРЫ дм. С. М. КИРОВА — 7 и 8 в кинозале ки нофильм «Поэма о море». * * * 9 марта — очередное занятие университета культуры (вход по абонементам), в лектории — лек ция «Рак и борьба с ним». После лекции демонстрируются киножур налы. Начало в 20 часов. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. ДГГ^ ЛР?С Реакции* Мурманск, Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы партийной жизни, культуры и быта, писем 28*87, а и . рыбного порта — 4-33, промышленный — 3-96, бухгалтерия — 2-75, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 75!. Тир. 3950 ПН 03326
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz