Рыбный Мурман. 1959 г. Март.

етшю& ёбшшиана. могли связаться с другими кораб­ лями. Барабаны лебедки рассчита­ ны была всего на 250 саженей ваеров, тележки для раскладки ваеров не было, укладку произво­ дили с помощью ручного ломика. Можете судить сами, как тяжело было работать на этом корабле. Трудно было приучать людей к дисциплине и вот почему. Трал- мейстерский состав назначался, в большинстве случаев, отделом кадров на один рейс «для неправ- 9. Дисциплина на промысловом корабле Однажды вызывает меня управ­ ляющий трестом и предлагает принять самый отстающий трау­ лер, который в то время находил­ ся в ремонте. А капитана с того корзбля направить на траулер *Судак*. Конечно, мне было нежелатель­ но переходить на траулер, коман­ да которого зарекомендовала се­ бя плохо, но мне объяснили, что переводят меня туда для того, чтобы поднять дисциплину и на­ учить люцей ловить рыбу. Я по­ нял, что это будет нелегко, но со­ гласился. В течение года траулер «Революция» вышел на одно нз первых мест. Неплохо работал н экипаж «Судака» с новым капи­ таном. В траловОм флоте лучших про- мысловиков-капитанов в большин­ стве случаев назначают на трау­ леры с кормовым тралением. На основании своего многолетнего опыта я считаю, что хороших ка­ питанов неплохо было бы направ­ лять на отстающие траулеры хотя бы временно. И вот подкреплю это положечие еще одним примером из своей практики. Первые годы работы капитаном я плавал на старом не­ большом траулере «Пинагор», ко­ торый считался самым плохим. Скорость хода его без трала не превышала 5—6 миль, а с тралом при ветре 4—5 баллов тралкро- вали по ветру и после подъема трала заходили снова на ветер, потому что против ветра с тралом идти не позволяла мощность ма­ шины. Радио на судне не было. Лови­ ли мы рыбу, самостоятельно нахо­ дя место для промысла, даже не ления» за какой-либо проступок. Да и матросов направляли таких, которых за недисциплинирован­ ность или пьянку не держали на других судах. Поэтому «Пинагор» часто называли «исправдомом». Большую получил я на этом траулере практику воспитатель­ ной и организаторской работы. И ловили мы все-таки неплохо. Ни­ как нельзя сравнить те небольшие старые траулеры с настоящими кораблями, оборудованными по последнему слову техннки. Здесь можно хорошо работать, отды­ хать, учиться и стыдно отставать. Возьмите к примеру траулер, на котором капитаном Андрей Яков­ левич Маклаков. Это один из луч­ ших кораблей флота. Я помню, когда Андрей Яковлевич Макла­ ков, ныне заслуженный командир флота, пришел ко мне на траулер юнгой. Был он всегда аккурат­ ным, исполнительным, смышле­ ным моряком, и где бы ни рабо­ тал он всегда был в числе пере­ довых. Пройдя путь от юнги до капитана, он исключительно хоро­ шо изучил промысловое дело, внимательно и чутко работал и работает по воспитанию молодых промысловиков. Поэтому на лю­ бом корабле он может наладить дисциплину. И тут даже можно с уверенностью оказать, что нет и не может быть плохих экипажей. Могут быть плохие командиры, неопытные воспитатели. Мне много пришлось бывать в загранплаваниях, принимать но­ вые корабли на судостроительных верфях в Бельгии, Швеции, За ­ падной Германии, Англии, Неод­ нократно приходилось мне бесе­ довать с моряками иностранных судов. Завязывались, конечно, разговоры на темы о жизни, о дисциплине. Я сравниваю и ви­ жу, что жизнь экипажа иностран­ ного корабля строго разграничи­ вается между рядовым и ко­ мандным составом. А ведь у нас этого нет. Там матрос или коче­ гар не может и не имеет права просто, по-дружески побеседовать на жизненные темы с капитаном. Они знают только один ответ: «Есть», да могут попросить раз­ решения идти на берег. За ма­ лейший проступок любой член команды может быть уволен с ко­ рабля капитаном, оказаться без работы, а там это особенно страш­ но, потому что найти работу очень трудно.. За границей, с приходом трау­ лера в порт, вся прежняя команда увольняется, к отходу в рейс на­ бирается новая команда. Зара­ батывают они за рейс подчас неплохо, но потом по два—три месяца ждут, когда их возьмут снова на траулер. Редкий слу­ чай, когда моряк попадет на тот же траулер, на которое работал раньше. На траулерах там всего два штурмана, с приходом на промысел второй помощник капи­ тана работает тралмейстером или его помощником, вахту несут старший помощник и капитан, которые при обильных уловах выходят убирать рыбу. Никакой воспитательной работы и учебы не ведется, никто не думает и не за­ ботится о повышении общеобра­ зовательного уровня членов команды. Хозяин тральщика ду­ мает только о прибыли, а осталь­ ное его не касается. Я приведу пример «воспита­ тельной работы», с которым мне пришлось столкнуться в Западной Германии. Я принимал там трау­ лер с кормовым тралением «Пуш­ кин». В течение шести месяцев происходила достройка и приемка траулера, много было исправле­ ний и переделок. В Западной Германии никогда не строили та­ ких траулеров. «Пушкин» был первым. Много раз выходили на испытание в Балтийское море. И каждый раз, возвращаясь в порт, что-нибудь переделывали. В предпоследний рейс мы вы­ шли на испытания в Баренцево море примерно на сорок суток. В команде было около двухсот че­ ловек, включая десять советских моряков, которые принимали суд­ но. Были представители верфи, корреспонденты, переводчики. Ка ­ питаном был немец, направлен­ ный судостроительной верфью. Однажды на переходе, когда команда не была загружена рабо­ той, многие занялись выпивкой, так как вина и пива на корабле было достаточно, и их можно бы­ ло взять за наличный расчет пли в счет заработной платы. Трал­ мейстер и его приятели уговори­ ли одного матроса из промыс­ ловой команды украсть вино из кладовой. Тот согласился, но был пойман с поличным. Буфетчик, он же заведующий складом, доложил капитану, и ка­ питан стал «воспитывать». Он вызвал к себе в каюту провинив­ шегося, избил его до полусмерти, и тот целую неделю не мог рабо­ тать. Когда он оправился, с боль­ шими синяками, ссадинами и ца­ рапинами пошел к капитану просить разрешения работать. Тот разрешил, удержав из зар­ платы тридцать пять процентов. Вот так «воспитывают» команды рыболовных судов в Западной Г ермании. Заканчивая свою беседу, мне хочется сказать, что в кашей стра­ не воспитательная работа и стро­ гая дисциплина пронизаны под­ линным гуманизмом, уважением к человеку. Нужно ценить то, что дано нам и всеми силами бороть­ ся за претворение в жизнь вели­ ких планов семилетки Д. БУРКО В , капитан дальнего плавания. Литовская ССР. Напряжен­ ная работа кипит в эти дни в самой северной части Клайпед­ ского *морского торгового порта. В настоящее время закончен монтаж 10-тонного портального крана. На снимке: новый порталь- ный кран в Клайпедском мор­ ском торговом порту. Фотохроника ТАСС. Личное страхование жизни Советское государство прояв­ ляет большую заботу о трудя­ щихся, утративших трудоспособ­ ность. Это выражается в широ­ ком развитии социального стра­ хования рабочих и служащих, которым охватываются все без исключения рабочие и служащие, работающие в государственных, общественных, кооперативных уч­ реждениях. Социальное страхова­ ние в СССР осуществляется за счет государства. Дополнением к социальному страхованию служмт лич>ное страхование, проводимое за счет собственных средств тру­ дящихся и осуществляемое орга­ нами Госстраха. Личное страхование взаимно выгодно и трудящимся и госу­ дарству. Застрахованным и их семьям ежегодно выплачиваются Госстра­ хом в качестве страховых сумм десятки миллионов рублей. Толь­ ко по Мурманской области по всем видам личного страхования за 1957—1958 годы выплачено 768 тысяч рублей, а в 1959 году будет выплачено более одного миллио­ на рублей. По отдельным видам личного ЗАМЕТКИ НА М ЕЖДУНА РОДНЫ Е ТЕМЫ Что происходит в Алжире А Р А Н Ц И Я — одна из ста- ^ рейших и крупнейших коло­ ниальных держав. Ее владения вместе с метрополией составляют так называемый Французский Со­ юз. В числе колониальных владе­ ний заморские департаменты — Алжир, Оран, Константина (эти три департамента вместе составля­ ют Алжир). Алжир — страна в Северной Аф­ рике. Площадь 2,2 миллис-на квад­ ратных километров, население — около 10 миллионов человек. Здесь проживают преимущест­ венно арабы и берберы. 87,7 про­ п е та населения — мусульмане. 11,5 процента—католики. После то. го, как в 1830 году французские колонизиюры захватили Алжир, там все больше и больше поселя­ лись и финцузы. Ныне в Алжире живуг 77 ты­ сяч французских рабочих, 56 ты­ сяч чиновников и около 50 гысяч торювцев и др. С событиями в Алжире связана вся внутриполи­ тическая жизнь Франции. Фран­ цузы говорят, чю четвертая рес­ публики умерла ог алжирской бо­ лезни. И эю справедливо. Народы Алжира длительное время ведут борьбу за независи­ мость. Национально-оевободт ель- ное движение, которое с ноября 1954 года перешло в ряде районов страны в вооруженную борьбу против французских колонизато­ ров, приобретает с каждым годом все более широкий размах. Пятый год длится война в Ал­ жире. Эта колониальная война против алжирского народа поедает каждые сутки более 2 миллиар­ дов франков. Если 8 ноябре 1954 года стоты­ сячная французская армия сража­ лась против плохо вооруженных сил алжирских патриотов, которые имели 3 тысячи штыков, то в на­ стоящее время алжирская респуб­ лика располагает регулярной ар­ мией более чем 150 тысяч человек и частями народного ополчения, имеющими в своих рядах свыше 100 тысяч человек. Французские империалисты, держащие в Алжире 600 тысяч солдат и офицеров, завязли в этой войне, и конца ей не видно. Из­ вестно, что все правительства прежней «системы» стремились ре­ шить алжирский вопрос с по­ мощью силы, и многие из них сло­ мали на этом голову. Ранее правящие круги Франции делали упор сначала на подавле­ ние восстания и только затем уже обещали провести в Алжире не­ которые реформы. В отличие от своих предшест­ венников де Голль и его прави­ тельство сразу же после референ­ дума назначили дату выборов в Алжире и объявили, что «осталь­ ное» будет после. Они делают это так, будто в Алжире царит мир. Но война продолжается, каж­ дый день гибнут люди. В усло­ виях, когда продолжается гряз­ ная колониальная война, выборы, которые провели колониальные власти, явились не более чем фар­ сом. Французское правительство, во­ преки здравому смыслу, делает вид, что там политическая про­ блема решена, и объявляет, что будет проводить программу эко­ номического развития Алжира, не дожидаясь прекращения военных действий. Оно пытается заигрывать, что­ бы поколебать «умеренных» ал­ жирских националистов, раско­ лоть национальный фронт осво­ бождения. Правящие круги Фран­ ции стремятся во что бы то ни ста­ ло сохранить Алжир в качестве колониального придатка метро­ полии. И «новый подход» к ре­ шению алжирской проблемы — не более как прикрытие старых планов Отсюда маскировка, вы­ ражение «добрых намерений». Однако в газетах Франции пи­ шут, что потери Алжира, это — потеря Африки. А известно, что французские капиталисты евчзы- вают алжирскую проблему с ши­ рокими планами эксплуатации богатств Сахары. Там большие запасы нефти, природного газа, меди и урановой руды. Есть так­ же железная руда и цветные ме­ таллы. Французские дельцы счи­ тают, что за сче т урановой руды, обнаруженной в Сахаре, Франция может стать сильной атомной дер­ жавой. Надо сказать, что у француз­ ских претендентов на богатства Сахары есть могущественные кон­ куренты — американские монопо* ли-и. Они пока готовы идти на сделки. Однако французские дель­ цы опасаются, что твердолобая по­ литика правительства в Алжире может привести к тому, что фран­ цузским колонизаторам не толь­ ко придется уйти из этой страны, но и быть вытесненными из осталь­ ных колониальных владений. Но война продолжается. Она вынуждает французское прави­ тельство идти на усиление зави­ симости от США, просить заем у боннской Германии, требующей от Франции поддержки своей внеш­ ней политики. Таким образом, правители Франции играют фак­ тически на руку возрождающемуся западногерманскому милитариз­ му. А это опасно, ибо Аденауэр имеет финансовые средства, что­ бы оказать давление на француз­ ское правительство. Никакие ухищрения не при­ ведут к решению алжирского зоп- роса. Единственный путь прекра­ щения войны — это прямые пере­ говоры с алжирским временным правительством на основе призна­ ния национальной независимости Алжира. И. ЯРОВОЙ. страхования каждый застрахован­ ный может в Госстрахе накопить определенную сумму денег и .по­ лучить ее после окончания дого­ вора. Так, в связи с окончанием срока договоров страхования жизни в 1958 году органы Гос­ страха выплатили 233 тысячи руб­ лей, а в 1959 году будет выпла­ чено свыше 350 тысяч рублей. Кроме того, трудящиеся, заклю­ чившие договоры по смешанному страхованию жизни, могут полу­ чить через Госстрах временные ссуды. Несмотря -на ряд принятых ре­ шений со стороны профсоюзных организаций рыбной промышлен­ ности, личное страхование работ­ ников флотов еще не получило должного развития. По траловому флоту застрахо­ вано только 1400 человек. Гам, где первые помощники капитанов и председатели судовых комите­ тов относятся со . всей серьез­ ностью к проведению этого важ­ ного мероприятия, эта рабо­ та проводится успешно. На траулерах «Юг», «Сокол», «Мга», «Шелонь» промысловики полностью охвачены страхованием жизни. Такие капитаны, как тт. Королев, Вихарев, первые помощники капитанов тт. Сгроми- лов, Лопатин и другие заключили договоры по смешанному страхо­ ванию жизни. Однако охват лич­ ным страхованием . на флоте еще остается низким из-за слабой раз- яснительной работы о значении страхования жизни. Т. ГОНЧАРОВА, старший инспектор Госстра­ ха Мурманска. — # — C U 'O V I I . U И в л H J H P A О КИНОТЕАТР «РОДИНА» - 7 и 8 марта в обоих залах кино­ фильм «Часы остановились в полночь». о КИНОТЕАТР «СЕВЕРНО Е СИЯНИЕ» — в обоих залах ки­ нофильм «Часы остановились в полночь». В малом зале — 7 марта кинофильм «Записки Пиквикского клуба». Начало в 16-00. 8 марта— днем — «Стартует молодость», вечером — «Зеленые огни». О ДОМ КУЛЬТУРЫ дм. С. М. КИРОВА — 7 и 8 в кинозале ки­ нофильм «Поэма о море». * * * 9 марта — очередное занятие университета культуры (вход по абонементам), в лектории — лек­ ция «Рак и борьба с ним». После лекции демонстрируются киножур­ налы. Начало в 20 часов. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. ДГГ^ ЛР?С Реакции* Мурманск, Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы партийной жизни, культуры и быта, писем 28*87, а и . рыбного порта — 4-33, промышленный — 3-96, бухгалтерия — 2-75, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 75!. Тир. 3950 ПН 03326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz