Рыбный Мурман. 1959 г. Март.
Плакат художника Р. Сурьянинова. (Государственное издатель ство изобразительного искусства). Фотохроника ТАСС. СКРОМНЫ Е ТРУЖЕНИЦЫ В коллективе автобазы рыбного порта много женщин и девушек, которые выполняют разнообраз ную работу- Александра Колчано- ва, Мария Абрафикова и Екатери на Солдаткина работают шофера ми. Они в совершенстве овладе ли правилами уличного движе ния и эксплуатацией автомашин, ежедневно перевыполняют произ водственные задания. В 1958 году после окончания 10 классов Тамара Кузнецова, Алевтина Шестакова и Евгения Гейн сразу же пришли к нам на производство. Трудолюбие девушек, интерес к избранной профессии и помощь старших товарищей помогли по другам быстро освоить избранную специальность. Тамара и Алевти на стали автоэлектриками, а Ев гения — маляром. Табельщица - таксировщик ав тобазы Нина Денисова работает и одновременно учится на 2 курсе Московского института рыбной промышленности. В честь Международного празд ника 8 марта все они показыва ют пример в труде. Н. ЖУКО В , диспетчер автобазы рыбного порта. настройки и обучения судово дителей правилам пользования на мнопих кораблях побывали специалисты Полярного инсти тута. С их помощью капитаны быстрее овладевали сложной техникой. На «Новикове-При- 5ое» такие специалисты по явились только перед снятием корабля с промысла. Они бы ли приятно удивлены тем, что Валентина Яковлевна само стоятельно разобралась в слож ных схемах и настолько умело использовала поисковые при боры. что работникам ПИНРО оставалось только поздравить ее с успехом. Валентина Яковлевна часто связывалась по радио с опыт ными капитанами, советова лась с ними, внимательно слу шала выступления промысло- ксвоаители корабля поставили перед .капитаном вопрос о спи сании Анциферова с еудаа. Но капитан решила иначе. На профсоюзном собрании Вален тина Яковлевна в присутствии всего коллектива объяснила нерадивому моряку его ошибки и потребовала, чтобы он испра вился. Это подействовало силь нее выговоров в приказе. Анци феров исправился и сейчас яв ляется одним из лучших мат росов корабля. Таких примеров, показываю щих Орликову, как настояще го воспитателя, можно привести немало. Отлично зная морское и промысловое дело, Валентина Яковлевна не ограничивается выполнением сугубо капитан ских функций. На траулере ре гулярно выходит радиогазета- Новые швейные машины Калининская область. Кол лектив Ржевского завода элект- рических швейных машин при ступил к изготовлению новой швейной машины «МЗ-Р». Она может работать как с мотором посредством электрической энергии, так и без мотора с использованием ручного приво да. В этом году будет изготов лено 20 тысяч таких машин. На снимке: бригадир брига ды упаковщиков Е. Н. СО ЛО ВЬЕВА укомплектовывает ручные швейные машины «гМЗ-Р» перед отправкой их потребителю. Фото Н. Чамова. Фотохроника ТАСС. i КАПИТАН ОКЕАНСКОГО КОРАБЛЯ gU BA ET так, что челдаек уже с самого детства выбирает себе дорогу в жи*ни. Трехлетняя Валя всегда была довольна, когда ее отец нота риус. человек сугубо берего вой, брал ее на руки и прихо дил с ней к морю. Когда девоч ка научилась читать, она узна ла. что это море называйся Японским и входит в Тихий океан. Валентина работала на заво де, где ремонтировались кораб ли, училась, а потом стала моряком. В годы Великой Оте чественной войны Валентина Яковлевна уже была известна как отличный командир, опыт ный моряк, хороший товарищ. Корабли, на которых она пла вала, швартовались в Америке, Англии, Кубе, бывала Орлико- ва в Исландии и во многих дру гих странах. В те суровые годы, когда гитлеровские захватчики пыта лись взять Ленинград, Вален тина Яковлевна вместе с дру гими героическими защитника ми отстаивала этот великий город. Грудь ее украшает ме даль «За оборону Ленинграда». Правительство наградило тов. Орликову орденом «Трудового Красного Знамени». Эту награ ду ома получила за работу в Курильской китобойной флоти лии. 14 февраля этого года на рефрижераторном траулере «Новиков-Прибой» было боль шое торжество. Экипаж кораб ля отмечал трехлетний юби лей своего судна. И, хотя его капитан не работала- с самого начала на траулере, выступив шие на торжественном собра нии говорили много хороших и теплых слов о своем команди ре. Это она помогла экипажу вывести траулер в число пере довых судов флога. Это она научила многих членов экипа жа любить море, осваивать но вые промысловые районы. Женщина в море. Каких-ни будь сорок лет тому назад ни кому бы не пришло в голову, что женщина в море может быть кем-нибудь иным, кроме пассажира. Но вот Орликова является не пассажиркой, а капитаном корабля. Капитаном, о котором с уважением гово рят, у которого учатся старые «морские волки». В прошлом году траулер «Новиков-Прибой» вместе с другими кораблями был на правлен в Северную Атланти ку на сельдяной лов. На кораб ле не было ни одного челове ка, который раньше бы работал на сельдяном промысле, был знаком с орудиями лова, со специальными приборами. Кстати о приборах. Для их виков на радиосовещаниях, умело анализировала обстанов ку и те советы, которые ей давали более опытные в про мысловом деле люди. Учась сама, Орликова в то же время учила и своих подчиненных. Немало бесед она провела со штурманами, мастерами по до быче рыбы, и в конечном ито ге экипаж ее корабля за 20 су ток выловил и уложил в трю мы 360 тонн сельди. Рейсовое задание, таким образом, было значительно перевыполнено. В этом году Валентина Яковлевна Орликова отметит счастливый для себя юбилей. В августе исполнится 10 лет с того дня, как она стала чле ном Коммунистической партии Советского Союза. В течение этих 10 лет капитан океан ского корабля делала все, что бы быть достойной звания коммуниста. Она поставила пе ред собой задачу не только добиваться высоких уловов, но и повседневно воспитывать своих подчиненных в духе пре данности своей Родине. Вениамин. Анциферов был опытным моржом и работал матросом первого класса. Но когда пн пришел на траулер «Новижов-Прибой», выясни- лось, что этот человек зазнал ся, плохо справляется со своими обязанностями. Некоторые ру- В ней помещаются материалы о лучших производственниках —* передовиках социалистического соревнования, которые борются за высокую честь носить зва ние ударника коммунистиче ского труда, вскрываются не достатки в работе экипажа. И хотя на судне существует ред коллегия, редактором и душой этой газеты фактически явля ется капитан. Орликова под сказывает редколлегии злобо дневные вопросы, которые сле дует осветить в очередном но мере, подчас помогает морякам написать корреспонденцию. И газета получается боевой, зло бодневной, интересной. Моря ки ждут ее выхода, заранее зная, что они получат много по лезных советов, услышат име на передовиков соревнования, рассказы об их опыте работы и острые критические слова в адрес нерадивых членов эки- пажа. Полтора года тому назад Ор ликова временно один рейс ко мандовала траулером «Нови ков-Прибой». Тогда на этом судне за сутки обрабатывалось в лучшем случае 18 тонн ры бы- Сейчас на корабле при хо роших уловах обрабатывается и укладывается в морозильные камеры в среднем по 40— 45 тонн в сутки. — Как вы добились такой высокой выработки? — спро сили мы капитана. — Наши моряки очень хо рошо трудятся, — ответила Валентина Яковлевна. При этом капитан умолчала о том, что она много внимания уделяет правильной организа ции труда на корабле. На «Но- викове-Прибое» нет подвахт, вся вылавливаемая п обрабаты ваемая рыба укладывается в морозильные камеры без помо щи штурманов, механиков и других свободных от основной работы моряков. — Зачем нам подвахта, — говорят матросьг и рыбообра ботчики. — когда мы сами мо жем справиться с делом- На траулере очень многие моряки учатся. Со своими по- мощниками-штурманами Ва лентина Яковлевна лично про водит занятия. Моряки изуча ют периодическую литературу, в которой разбираются случаи аварий, нарушения правил промыслового судовождения, а также обобщается передовой опыт экипажей промысловых судов. Нередко во время рейса в каюте капитана можно встре тить моряков, внимательно склонившихся над тетрадкой. С помощью своего капитана матросы, мотористы готовятся к сдаче зачетов в заочную шко лу моряков и другие учебные заведения. Очень Яногие чле ны команды траулера «Нови- ков-Прибой» повышают в сво бодное от работы время свою квалификацию и общеобразова тельный уровень. В свое время Валентина Яковлевна закончила рабфак, потом институт инженеров вод ного транспорта, и сейчас она прилагает все усилия к тому, чтобы ее подчиненные, особен но молодые моряки, также вы ходили на широкую дорогу жизни, учились, повышали свои знания, и, следовательно, могли бы приносить больше пользы Родине. У капитана Орликовой есть сын, окончивший 10 классов и получивший аттестат зрелости. — Вот если мой Александр успешно подготовится к сда че экзаменов в институт, это будет, — улыбается Орликова, — для меня самым дорогим подарком. Сурова и сердита Северная Атлантика. Для того, чтобы водить корабли в океане, нуж ны не только опыт и знания, нужны мужество и воля, уме ние воспитывать своих подчи ненных надежными помощни ками в борьбе со стихией. Все это есть у капитана Валентины Яковлевны Орликовой, на вид хрупкой' женщины, которую если бы это было уместно, хо телось бы назвать «морским волком». Но такой эпитет все- таки применим к седым, про куренным капитанам, о ней же можно сказать словами поэта Срргея Смирнова, посетившего ей стихотворение «Владычица морская». Она своими делами действительно похожа на вла дычицу морей и всей своей жизнью доказала, что в наше советское время женщина с ус пехом может трудиться даже на капитанском мостике. Сегодня, в канун 8 марта, хочется от всей души сказать: — Счастливого плавания вам, Валентина Яковлевна, по путного ветра и большого сча стья. С. ДЕМИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz