Рыбный Мурман. 1959 г. Март.

Плакат художника Р. Сурьянинова. (Государственное издатель­ ство изобразительного искусства). Фотохроника ТАСС. СКРОМНЫ Е ТРУЖЕНИЦЫ В коллективе автобазы рыбного порта много женщин и девушек, которые выполняют разнообраз­ ную работу- Александра Колчано- ва, Мария Абрафикова и Екатери­ на Солдаткина работают шофера­ ми. Они в совершенстве овладе­ ли правилами уличного движе­ ния и эксплуатацией автомашин, ежедневно перевыполняют произ­ водственные задания. В 1958 году после окончания 10 классов Тамара Кузнецова, Алевтина Шестакова и Евгения Гейн сразу же пришли к нам на производство. Трудолюбие девушек, интерес к избранной профессии и помощь старших товарищей помогли по­ другам быстро освоить избранную специальность. Тамара и Алевти­ на стали автоэлектриками, а Ев­ гения — маляром. Табельщица - таксировщик ав­ тобазы Нина Денисова работает и одновременно учится на 2 курсе Московского института рыбной промышленности. В честь Международного празд­ ника 8 марта все они показыва­ ют пример в труде. Н. ЖУКО В , диспетчер автобазы рыбного порта. настройки и обучения судово­ дителей правилам пользования на мнопих кораблях побывали специалисты Полярного инсти­ тута. С их помощью капитаны быстрее овладевали сложной техникой. На «Новикове-При- 5ое» такие специалисты по­ явились только перед снятием корабля с промысла. Они бы­ ли приятно удивлены тем, что Валентина Яковлевна само­ стоятельно разобралась в слож­ ных схемах и настолько умело использовала поисковые при­ боры. что работникам ПИНРО оставалось только поздравить ее с успехом. Валентина Яковлевна часто связывалась по радио с опыт­ ными капитанами, советова­ лась с ними, внимательно слу­ шала выступления промысло- ксвоаители корабля поставили перед .капитаном вопрос о спи­ сании Анциферова с еудаа. Но капитан решила иначе. На профсоюзном собрании Вален­ тина Яковлевна в присутствии всего коллектива объяснила нерадивому моряку его ошибки и потребовала, чтобы он испра­ вился. Это подействовало силь­ нее выговоров в приказе. Анци­ феров исправился и сейчас яв­ ляется одним из лучших мат­ росов корабля. Таких примеров, показываю­ щих Орликову, как настояще­ го воспитателя, можно привести немало. Отлично зная морское и промысловое дело, Валентина Яковлевна не ограничивается выполнением сугубо капитан­ ских функций. На траулере ре­ гулярно выходит радиогазета- Новые швейные машины Калининская область. Кол­ лектив Ржевского завода элект- рических швейных машин при­ ступил к изготовлению новой швейной машины «МЗ-Р». Она может работать как с мотором посредством электрической энергии, так и без мотора с использованием ручного приво­ да. В этом году будет изготов­ лено 20 тысяч таких машин. На снимке: бригадир брига­ ды упаковщиков Е. Н. СО­ ЛО ВЬЕВА укомплектовывает ручные швейные машины «гМЗ-Р» перед отправкой их потребителю. Фото Н. Чамова. Фотохроника ТАСС. i КАПИТАН ОКЕАНСКОГО КОРАБЛЯ gU BA ET так, что челдаек уже с самого детства выбирает себе дорогу в жи*ни. Трехлетняя Валя всегда была довольна, когда ее отец нота­ риус. человек сугубо берего­ вой, брал ее на руки и прихо­ дил с ней к морю. Когда девоч­ ка научилась читать, она узна­ ла. что это море называйся Японским и входит в Тихий океан. Валентина работала на заво­ де, где ремонтировались кораб­ ли, училась, а потом стала моряком. В годы Великой Оте­ чественной войны Валентина Яковлевна уже была известна как отличный командир, опыт­ ный моряк, хороший товарищ. Корабли, на которых она пла­ вала, швартовались в Америке, Англии, Кубе, бывала Орлико- ва в Исландии и во многих дру­ гих странах. В те суровые годы, когда гитлеровские захватчики пыта­ лись взять Ленинград, Вален­ тина Яковлевна вместе с дру­ гими героическими защитника­ ми отстаивала этот великий город. Грудь ее украшает ме­ даль «За оборону Ленинграда». Правительство наградило тов. Орликову орденом «Трудового Красного Знамени». Эту награ­ ду ома получила за работу в Курильской китобойной флоти­ лии. 14 февраля этого года на рефрижераторном траулере «Новиков-Прибой» было боль­ шое торжество. Экипаж кораб­ ля отмечал трехлетний юби­ лей своего судна. И, хотя его капитан не работала- с самого начала на траулере, выступив­ шие на торжественном собра­ нии говорили много хороших и теплых слов о своем команди­ ре. Это она помогла экипажу вывести траулер в число пере­ довых судов флога. Это она научила многих членов экипа­ жа любить море, осваивать но­ вые промысловые районы. Женщина в море. Каких-ни­ будь сорок лет тому назад ни­ кому бы не пришло в голову, что женщина в море может быть кем-нибудь иным, кроме пассажира. Но вот Орликова является не пассажиркой, а капитаном корабля. Капитаном, о котором с уважением гово­ рят, у которого учатся старые «морские волки». В прошлом году траулер «Новиков-Прибой» вместе с другими кораблями был на­ правлен в Северную Атланти­ ку на сельдяной лов. На кораб­ ле не было ни одного челове­ ка, который раньше бы работал на сельдяном промысле, был знаком с орудиями лова, со специальными приборами. Кстати о приборах. Для их виков на радиосовещаниях, умело анализировала обстанов­ ку и те советы, которые ей давали более опытные в про­ мысловом деле люди. Учась сама, Орликова в то же время учила и своих подчиненных. Немало бесед она провела со штурманами, мастерами по до­ быче рыбы, и в конечном ито­ ге экипаж ее корабля за 20 су­ ток выловил и уложил в трю­ мы 360 тонн сельди. Рейсовое задание, таким образом, было значительно перевыполнено. В этом году Валентина Яковлевна Орликова отметит счастливый для себя юбилей. В августе исполнится 10 лет с того дня, как она стала чле­ ном Коммунистической партии Советского Союза. В течение этих 10 лет капитан океан­ ского корабля делала все, что­ бы быть достойной звания коммуниста. Она поставила пе­ ред собой задачу не только добиваться высоких уловов, но и повседневно воспитывать своих подчиненных в духе пре­ данности своей Родине. Вениамин. Анциферов был опытным моржом и работал матросом первого класса. Но когда пн пришел на траулер «Новижов-Прибой», выясни- лось, что этот человек зазнал­ ся, плохо справляется со своими обязанностями. Некоторые ру- В ней помещаются материалы о лучших производственниках —* передовиках социалистического соревнования, которые борются за высокую честь носить зва­ ние ударника коммунистиче­ ского труда, вскрываются не­ достатки в работе экипажа. И хотя на судне существует ред­ коллегия, редактором и душой этой газеты фактически явля­ ется капитан. Орликова под­ сказывает редколлегии злобо­ дневные вопросы, которые сле­ дует осветить в очередном но­ мере, подчас помогает морякам написать корреспонденцию. И газета получается боевой, зло­ бодневной, интересной. Моря­ ки ждут ее выхода, заранее зная, что они получат много по­ лезных советов, услышат име­ на передовиков соревнования, рассказы об их опыте работы и острые критические слова в адрес нерадивых членов эки- пажа. Полтора года тому назад Ор­ ликова временно один рейс ко­ мандовала траулером «Нови­ ков-Прибой». Тогда на этом судне за сутки обрабатывалось в лучшем случае 18 тонн ры­ бы- Сейчас на корабле при хо­ роших уловах обрабатывается и укладывается в морозильные камеры в среднем по 40— 45 тонн в сутки. — Как вы добились такой высокой выработки? — спро­ сили мы капитана. — Наши моряки очень хо­ рошо трудятся, — ответила Валентина Яковлевна. При этом капитан умолчала о том, что она много внимания уделяет правильной организа­ ции труда на корабле. На «Но- викове-Прибое» нет подвахт, вся вылавливаемая п обрабаты­ ваемая рыба укладывается в морозильные камеры без помо­ щи штурманов, механиков и других свободных от основной работы моряков. — Зачем нам подвахта, — говорят матросьг и рыбообра­ ботчики. — когда мы сами мо­ жем справиться с делом- На траулере очень многие моряки учатся. Со своими по- мощниками-штурманами Ва­ лентина Яковлевна лично про­ водит занятия. Моряки изуча­ ют периодическую литературу, в которой разбираются случаи аварий, нарушения правил промыслового судовождения, а также обобщается передовой опыт экипажей промысловых судов. Нередко во время рейса в каюте капитана можно встре­ тить моряков, внимательно склонившихся над тетрадкой. С помощью своего капитана матросы, мотористы готовятся к сдаче зачетов в заочную шко­ лу моряков и другие учебные заведения. Очень Яногие чле­ ны команды траулера «Нови- ков-Прибой» повышают в сво­ бодное от работы время свою квалификацию и общеобразова­ тельный уровень. В свое время Валентина Яковлевна закончила рабфак, потом институт инженеров вод­ ного транспорта, и сейчас она прилагает все усилия к тому, чтобы ее подчиненные, особен­ но молодые моряки, также вы­ ходили на широкую дорогу жизни, учились, повышали свои знания, и, следовательно, могли бы приносить больше пользы Родине. У капитана Орликовой есть сын, окончивший 10 классов и получивший аттестат зрелости. — Вот если мой Александр успешно подготовится к сда­ че экзаменов в институт, это будет, — улыбается Орликова, — для меня самым дорогим подарком. Сурова и сердита Северная Атлантика. Для того, чтобы водить корабли в океане, нуж­ ны не только опыт и знания, нужны мужество и воля, уме­ ние воспитывать своих подчи­ ненных надежными помощни­ ками в борьбе со стихией. Все это есть у капитана Валентины Яковлевны Орликовой, на вид хрупкой' женщины, которую если бы это было уместно, хо­ телось бы назвать «морским волком». Но такой эпитет все- таки применим к седым, про­ куренным капитанам, о ней же можно сказать словами поэта Срргея Смирнова, посетившего ей стихотворение «Владычица морская». Она своими делами действительно похожа на вла­ дычицу морей и всей своей жизнью доказала, что в наше советское время женщина с ус­ пехом может трудиться даже на капитанском мостике. Сегодня, в канун 8 марта, хочется от всей души сказать: — Счастливого плавания вам, Валентина Яковлевна, по­ путного ветра и большого сча­ стья. С. ДЕМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz