Рыбный Мурман. 1959 г. Июнь.

\< :да>-I ,-. | •Л /О БЩ ЕИ ЗВ ЕС ТНО , что неправ-1 ” ное состояние орудий лова н вромыелового вооружения являет­ ся залогом успешной работы на­ ших рыбаков. К сожалению, в тра­ лово-такелажной мастерской кое- кто забывает об этой пропиской истине. Еще имеются случаи, ког­ да промысловики получают от се- тевязов плохо изготовленные тра­ лы и недоброкаче­ ственное промыс­ ловое вооружение. Только в этом го- ' ду мастера по до­ быче — наставни­ ки тт. Безбородов, Попов, Сергеев об­ наружили, находясь в море, неис­ правности в орудиях лова на тра­ улерах «Уссуриец», «Урал», « In - фон», «Карась», «Гатчина», «Ге- ническ» и на ряде других кораб- ' 'Г Р А У Л Е Р вернулся с нро- * мысла... Если в прошлую стоянку корабль был досроч­ но обработан портовиками, а снабженцы дали все, что необ­ ходимо экипажу, — морякам легче работалось в рейсе. Но так бывает не всегда... Приме­ ры — в статье, опубликованной ниже. |___ \ Претензии рационализаторов справедливы Огромная роль в осуществлении величественных задач семилетне­ го плана принадлежит рационали­ заторам и изобретателям. Комму­ нистическая партия уделяет осо­ бое внимание развитию творческой инициативы и активности трудя­ щихся, направленных на усовер­ шенствование технологии, механи­ зации и автоматизации трудоем­ ких производственных процессов. Именно эти вопросы решает про­ ходящий сейчас Пленум ЦК КПСС. Активизируют свою деятель­ ность и рационализаторы тралово­ го флота. Постоянно увеличивают­ ся их ряды. В этом году в бюро по рационализации* и изобрета­ тельству поступило 88 различных предложений от 73 рационализа­ торов. Экономический эффект от внедрения только 20 из них со­ ставит по предварительным под­ счетам 405 тысяч рублей. Наиболее ценными являются следующие предложения: модерни­ зированная опреснительная уста- Изготовлять для промысловиков только хорошие орудия лова новкл для траулеров польской по­ стройки (авторы тт. Зверев, По­ пов, Скупекий); усовершенствова­ ние прибора ТАГ-150, предназна­ ченного для определения хода раз­ ноглубинного трала (авторы тт. Мазаев, Поляков. Путаков, Зайцев); установка паробанников на паровые котлы кораблей трало­ вого флота (авторы тт. Литов. Фе­ дотов, Захарьин). Последнее ра­ ционализаторское предложение значительно облегчает работы но баненпю трубок и дает 130 тысяч рублей э к о н о м и и . Много хорошего говорят про­ мысловики о схеме бесквартр^шно- го трала, предложенной А. По­ повым. С таким тралом уже рабо­ тают 36 судов. Наряду с этим в работе с нова­ торами и изобретателями есть eiiie много недостатков. Предложения поступают, главным образам, от работников береговых предприя­ тий, а капи^ны, рыбообработчи­ ки, механики, матроеы с промыс­ ловых кораблей в дальнейшем со­ вершенствовании техники при­ нимают сравнительно небольшое участие. Для вовлечения промысловиков мастерской не ведется еще долж­ ным образом борьба за качество продукции. Недавно мы посетили тралово­ такелажную мастерскую н произ- лей. Все эти неисправности не воз- вели там выборочный осмотр гра- никли по вине моряков, они име- лов и такелажных изделий. При лись уже в полученных орудиях осмотре капроновых мешков и по­ лова. Так, тов. Безбородовым при лукутков мы столкнулись с фак- постанавгсе на траулере «1ра- том безответственного отношения »ерз> нового двадцатипятиметро- некоторых работников к своим в ого трала .V® 2881 было обнару- обязанностям, к дорогостоящим жено, что верхний гуж вместо пя- орудиям лова. Так, оказалось, что ти метров рассажен на четыре метра, а сети кормового крыла вместо четырех метров — на пягь метров. По фугропу посадка ока­ залась перетянутой. Естественно, что таким тралом работать было нельзя, и морякам пришлось пот­ ратить иелую вахту на то, чтобы исправить брак, допущенный ра­ бочими тралово-такелажной ма- мастер тов. Кольцова и бригадир тов. Гребцова изготовили капро­ новый окуневый полукуток, пожн- лины на котором были поставлены г пех 0 из износившегося перержавевшего каната «геркулес». Между тем, всем рабочим известно, что срок службы капроновых двухрядных делей на мешках предусмотрен почти в два раза выше новой егерской. Немало времени потеря- «геркулесовой» оснастки. Даже ст°ям кораблей на ли по этой же причине моряки при новых топенантах и пожили- л . СЕРОВ траулера «Карась» и некоторых нах их приходится менять в про­ других кораблей. цессе эксплуатации мешков. Изго- Все эти случаи свидетельствуют товление же этих деталей из сга- © том, что в тралово-такелажной рых тросов совершенно недопусти­ мо. Не один мастер по добыче ры­ бы, по-хозяйски относящийся к ве­ дению сетеснастного хозяйства, не будет работать дорогостоящим капроновым мешком с перержа­ вевшими топенантами или пожи­ линами. Да это и понятно. Спу­ щенный в воду такой мешок, как правило, там и останется или же будет весь изорван. Чтобы избежать аварий, моря­ кам приходится в море тщательно осматривать получаемые новые орудия лова, находить в них изъя­ ны и устранять их. Тт. Кольцовой, вой и другим работникам тралово-такелажной мастерской следует понять, что брак, который они допускают в своей работе, ве­ дет к потерям орудий лова, к про- промысле. инже 1 »ер гтром- группы тралового флота* Ф. КОРОВИНСКИЙ , мастер во добыче — наставник. Рацибаздизацкя м-мвршому Шторм! (Предложение в вш и т ) М З ^ Штиль Ш1шгаттш1ш1гтт!шишттши111шттти1тттгошштиштш!шт1штшшшш1шш1шш1тшшш11ш11ш1ш1шпт1шшштшшшш1> Опыт передовиков—всем коллективам Что мы видели у рижских сетевязов Автор этой статьи и заведую­ щая лабораторией тмлово-таке- лажной мастерской тов. Кузнецо­ ва побывали в командировке с целью обмена опытом работы на Рижской сетевязальной фабрике. Мвогое из того, что мы там виде­ ли, заслуживает, чтобы быть внедренным у нас в бассейне. На Рижской сетевязальной Фабрике производится постройка различны* орудий лева: салач- ных. тресковых и окуневых тра­ лов. дрифтерных сетей, кошель­ ковых и ставных неводов. Хотя канаты растительные и «герку­ лес». хлопчатобумажные и кап­ роновые нитки и частично сет- вые куклы и дели фабрика полу­ чает от предприятий тругих сов­ нархозов. Значительная же часть сетных кукол дрифтерных сетей вывязывается на Фабрике. Рабо­ та эта механизирован.! и произ­ водится сетевязальными машина­ ми. которые значитетьно облег­ чают труд и позволяют обеспечи­ вать рыбаков необходимыми ору­ диями лом. В нашем бассейне, который, как известно, является крупней­ шим в стране, постройка орудий лова производится в мелких се- теснастных мастерских (тралово­ такелажной. Тюва-губской и Те- риберскмй). Механизация трудо­ емких работ здесь находится в эачато'Иом состоянии. Семилет­ иям план развития рыбной про­ мышленности предусматривает строительство у нас фабрики орудий лова. Однако сетевязаль­ ный цех в ней не предусмотрен. .Мне кажетея. что следует испра­ вить это положение. Нам необхо­ димо иметь сетевязальное произ­ водство. Оно окуник* е лихвой той рыбой, которую мы теряем сейчас при оперативной пере­ стройке Флота на сети с необхо­ димым промыслу размером ячеи. Много интересного почерпнули мы. знакомясь с производством тралов. Мне кажется, что нам не­ обходимо наладить производство окуневого Калининградского тра­ ла для средних рыболовных трау­ леров с двигателем мощностью 400 лошадиных сил. Рижские рыбаки успешно работают этим тралом. В сетпом производстве на Риж­ ской фабрике особенно показате­ лен большой удельный вес си- зальского 25-митлиметролого ка­ ната. идущего для изготовления подбор. Он, как пранило. исполь­ зует* для посадки сетей повторно. Гужики для соединения сетвого порядка изготавливаются не на Фабрике, з непосредственно на промысловых судах. Это разгру­ жает предприятия от работ, не требующих высококвалифициро­ ванных специалистов К боковым кромкам сети ри­ жане пришивают опушку из дели машинной вязки. У нас машинная опушка применяется нерегулярно, что ведет к большим затратам времени на вывязывание ее вруч­ ную. Есть, что перенять нам у ри­ жан и для улучшения посадки сетей на подборы » пожиличы. испытания каната на прочность. Это позволит нам при проверке прочности веревок и канатов из­ бегать ошибок и неточностей. Больший интерес вызывает баро- 1 режде всего, рижане нзнизыва- камера для испытанна воилавкмв ют но 45 поплавков из яеяввла- дрифтерных сетей на различных ста (независимо от его марки) ае глубинах. Эта установка состоит на специальный шнур, кик дела- из герметичного резервуара, в ко- а на одну из торый наливается вода и иагне- Применение это- тается воздух. Нужное давление позволит за год регулируется с помощью мано­ ют мурманчане, двойных подбор. го метода у нас сэкономить на посадке сетей только в тралово-такелажной ма­ стерской около 0300 килограммов трехмиллимет рового хл шчатобу- метра. смонтированного на при­ боре. Особенно интересны работы ла­ боратории по яропитке тлопчато- мажногв шнура, стоимостью околи бумажной нитки перед вязкий 127 тькяч рублей. Кроме того, сетного полотна специальным со- уменьшение числа поплавков ка каждой сети (на три меньше, чем у нас) даст экономию 113 тысяч рублей. В настоящее время Рижской ставом »з кремне-оргзничееких соединений. Применение их поз­ воляет увеличить прочность се­ тей. Сеги, изготовленные по но­ вой технологии химической обра- фабрикой изготовлена эксвери- ботки. сейчас испытываются ри- ментальная партия дрифтерных сетей с поездкой на боковые под­ боры вглухую, без подпушки кро­ мок куклы под вторую ячею. Это позволит уменьшить расход нит­ ки примерно на одну четверть, без существенного изменения прочности сети. Такой епоеоб по­ садки сетей применялся раньше жанами на промысле Нам сле­ дует. если испытания будут поло­ жительными. воспользоваться их опытом. Применение всего нового и по­ лезного, что мы видели в Риге, на нашем предприятии позволит в рационализаторское движение делается очень мало. Члену базо­ вого комитета тов. Коробицыиу была поручена работа с новатора- ми-моряками. Но он редко бывает на судах, а поэтому результатов его трудов не видно. Он же яв­ ляется редактором газеты «Рацио­ нализатор». которая не выходит ч уже около года. В траловом флоте — широкий простор для применения творче­ ской инициативы и выдумки в совершенствовании механизмов ка судах. Но даже те новаторы, кото­ рые уже проявили себя, внесли ценные предложения, подчас не находят поддержки и помощи се стороны начальника бюро по ра­ ционализации и изобретательству тов. Монастырского и инженера по внедрению новой техники тов. Матросова. Тов. Монастырский, например, много сил и труда отдает выпол­ нению различных общественных нагрузок, а поэтому на то. чтобы заниматься своими прямыми обя­ занностями, у него остается мал» времени. Учет поступления и про­ хождения рацвонализатореких предложений по отделам находит­ ся в запущенном состоянии. Рационализаторы ждут заклю­ чений о ценности своих предложе­ ний по шесть и более месяцев. 1ак, в октябре 1958 года стар­ ший механик траулера «Рыбец» тов. Ивашинцев подал в БРИЗ описание и чертежи приспособле­ ния для расточки и снятия на­ работка в цилиндрах вспомога­ тельных механизмов, Предложе­ ние рационализатора до сих нор «рассматривается» у начальника механико-судовой службы тов. За­ харьина. С июня прошлого года ждет решения по поводу своего пкдложеыйй мастер по добыче тов. Гараев, который изготовил новую клячевку трала. Иногда бывает и так. что уже одобренное предложение внедряет­ ся в производство годами. Тт. Зан-( цев и Ломтева подложили* новый сносов изготовления кинсервов из бланжируваиной печени. Еще в 1957 гвду он был одобрен. во при­ менить eFO в производстве решила лишь в мае с. г. Все это время шел спор о сумме экономическо­ го эффекта. В нынешнем году зап­ ланировано выпустить три мил­ лиона банок таких, консервов. Экономический эффект составит при зтом 2 миллиона 740 тысяч рублей. Неужели нужно было два кыда, чтобы подсчитать эту сумму? До сих пор не внедряются такие предложения, как «гидравличе­ ский ваероукладчик» (автор тов. Попов) и «безопасная турачка для траловой лебедки» (автор тов. Лг- ваткни). хотя с момента принятия предложений прошло окол» года. Плохо организована ироиагаида. опыта работы новаторов. Техниче­ ские новшества не распространя­ ются на другие корабли. Сводные бюллетени потупивших и приня­ тых к внедрению рационализатор­ ских предложений не выпуска­ ются. Большим тормозом в работе ра­ ционализаторов является также отсутствие производственной базы для изготовления опытных образ­ цов механизмов, предложенных рационализаторами. Их приходит­ ся заказывать на других пред­ приятиях Мурманска, где порой они изготовляются годами. Все эти недостатки мешают плодотворной работе людей пыт­ ливой мысли. Устранить их —> значит сделать новый шаг по пу­ ти более широкого распростране­ ния рационализаторского движе­ ния в траловом Флоте. В. ОСТРОВСКИЙ , инженер- конструктор. на Мурэдане. и. *н* кажется, еле- нам успешно справляться ео сво- дует возродить его. Познакомившись с работой ла­ боратории Рижской сетевязаль­ ной фабрики, мы решил» внед­ рить у себя зубчатые зажимы, динамометры, применяемые для ими социалистическими оояза- тельствама.. В. МЛ КШ Е Е В, директор тралово-такелажной мастер­ ской. 31 нимп 1959 г. 3 п р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz