Рыбный Мурман. 1959 г. Июнь.

Приборы для контроля работы тралов Подарок мастеров В а Ж н Ы е в о п р о с bi Опубликованная 4 июня в «Рыбном Мурмаие» статья на­ чальника промыслового отдела тралового флота тов. Полова: «Важная статья расходов» подни­ мает злободневные вопросы веде­ ния сетеснастного хозяйства, хра­ нения и использования промысло­ вого снаряжения. Положение со складским хозяй­ ством в системе управления рыб­ ной промышленности действитель­ но очень тяжелое. Имеющиеся складские площади малы, не от­ вечают нашим нлждам. Вместе с тем, Госпланом РСФС Р выделены нам на ближайшие 3 года капи­ таловложения, которые обеспечат лишь достройку объектов, нача­ тых строительством до 1959 года. Начиная с 1962 года, Госпланом выделены нам более значительные капиталовложения, которые позво­ лят усилить строительство и рас­ ширение складских площадей, В 1962 году будет начато строи­ тельство базисных складов пло­ щадью 12 тысяч квадратных мет­ ров для транспортно-складской конторы. В 1963 году начнется строительство фабрики для по­ стройки орудий лова и комплекса сетеснастного хозяйства (склады, сушилки и т. д.) для тралового флота и «Мурмансельдн». Однако, это не значит, что в настоящее время в этом направ­ лении ничего не делается. Для тралового флота в теиушем году построен в поселке Нагорном склад площадью 1500 квадратных метров, значительная часть кото­ рого отводится для хранения ору­ дий лова и промснаряжеиия. В текущем году будет построен в районе поселка Бредова склад для управления «Мурмансельдь». На одном из причалов рыбного порта тралфлоту отведено место для комбинирования ваеров. От­ ведена также площадка тралово­ му флоту для складирования тра­ ловых досок. Производится рас­ ширение и капитальный ремонт тралово-такелажной мастерской. Ей выделен металлический склад длиной 40 метров. Следует признать, что и при су­ ществующем тяжелом положении со складскими площадями сете- сиастное хозяйство можно вести значительно рациональней. Есть еще много фактов нерадивого и просто халатного отношения к орудиям лова и промснаряжепию. Проведенной в прошлом году работниками управления рыбной промышленности проверкой было установлено, что в рыбном порту у складов тралового флота и на эстакаде 3-го рыбозавода находи­ лись иод снегом тралы, канат, стальной трос, а в то же время полезная площадь имеющихся у тралового флота складов исполь­ зуется далеко неполно. На целом ряде судов еще низ­ ка культура эксплуатации орудий лова, имеют место факты бесхо­ зяйственного отношения к про- мысловому снаряжепию. Управлением рыбной промыш­ ленности принимаются и будут еще более усиленно приниматься меры к тому, чтобы при существу­ ющих возможностях улучшить ус­ ловия хранения и эксплуатации орудий лова. В этом отношении статья тов. Попова, заостряющая внимание, на одном из наиболее важных участков хозяйственной деятельности, является, безуслов­ но, своевременной. А. БОРИСОВ, к. о. началь­ ника управления рыбной промышленности. ЗАСЛУЖЕННЫЙ КАПИТАН Ммен- С СТЬ у нас на т р а л о в о м флоте люди, о ко­ торых сложилось прочное мнение, что им всегда сопутствует удача. _____ но таким «удачливым» капитаном считают Игоря Льво­ вича Пустовалова. Каким бы кораблем ни командовал этот бывалый промысловик, его коллектив всегда нахо­ дится в числе передовиков социалистического соревно­ вания. «И. Сивко», «Щука», «Сталинабад» и, наконец, «Ставрида», кото­ рой руководит в настоящее время Игорь Львович, — вот далеко не полный перечень судов, на которых в бытность свою капитаном тов. Пустовало* добивался и добивается вы­ соких уловов, систематического выполнения государственных планов но добыче рыбы и социалистических обязательств. С хорошими трудовыми показателями пришел к o i k - рытию июньского Пленума ЦК КПСС и ко Дню советской молодежи экипаж траулера «Ставрида». На его счету уже имеется более тысячи центнеров рыбы, добытой сверх полу­ годового плана. Секрет успеха капитана Пустовалова кроется, конечно, не в какой-то «удачливости» и не в «рыбацком счастье». Капитан тов. Пустовалов является опытным промысловиком, хорошо знающим орудия лова и промысловые районы. На своем суд­ не капитан воспитывает моряков в духе любви к Ролине', к трудному, полному опасностей, благородному рыбацкому ма­ стерству. Опираясь на коллектив, учась у передовиков социа листического соревнования, добивается Игорь Львович Пу стовалов успехов в своей работе. На снимке: капитан траулера «Ставрида» Игорь Львович ПУСТОВАЛОВ. На июньском Пленуме ЦК КПСС обсуждают­ ся назревшие вопросы механизации и автомати­ зации производственных процессов всех отрас­ лей промышленности. Эти вопросы очень важны и для нас. Рыбаки постоянно получают новую технику. Например, оснащение нашего тралового промысла повысит эффективность работы тралов, сократит непроиз­ водительные затраты времени, что в конечном счете повысит производительность труда. Какие же новые приборы применяются и будут применяться для облегчения труда рыбаков За ­ полярья? Для исследования работы рыболовных тралов методом одновременного измерения параметров в процессе траления в настоящее время приме­ няется ряд приборов. Для замера вертикального раскрытия грала разработан и применяется при­ бор, основанный на изменении гидростатического давления столба жидкости системы равного по высоте возвышению точки крепления резервуа­ ра, заполненного наполовину жидкостью на верхней подборе, над точкой крепления автогра­ фа на нижней подборе, соединенного с резервуа­ ром шлангом, что соответствует вертикальному раскрытию трала. Однако, в этом приборе имеет­ ся существенный недостаток — связывающее звено прибора — шланг, из-за изолированности от внешней среды, подвергается значительному сжатию. Поэтому особый интерес представляет вариант прибора, в котором изменение давления в системе постоянно уравновешено, вследствие чего шланг разгружен от внешнего давления. г Конструкция такого прибора в настоящее время разрабатывается ПИНРО. Прибор горизонтального раскрытия трала ос­ нован на изменении расстояния между клячевка- ми или распорными досками (в зависимости от режима работы трала), вследствие чего изме­ няется угол между рычагами. С поворотом оси разводного рычага перемещается круглая рейка- шток и передает импульс ча шпиндель автогра­ фа, который и записывает во времени горизон­ тальное раскрытие трала. Для определения положения траловой доски в пространстве применяется прибор, регистрирую­ щий во времени угол атаки, крен и дифферент распорной доски. Он представляет собой компа­ новку трех различных приборов в один корпус с записью на одну ленту. Разработан он работ­ никами Мурманской экспериментальной базы. Для замера натяжений в деталях трала (ваер, кабель, топенанты и др.) под водой на глубинах до 150 метров разработаны динамографы раз­ личной конструкции: стержневые, шарожидкост­ ные, пружинные, гидравлические, бегущего тро­ са). Однако большинство из них не нашли приме­ нения, так как они выполнены без учета особен­ ностей тралового лова (громоздкость, большой вес, обилие выступающих частей, незащищен­ ность рабочих узлов от ударов, отсутствие -устройств, компенсирующих влияние внешнего давления на воспринимающий узел прибора, что приводит к большим погрешностям). Наиболее совершенным является подводный динамограф конструкции ВНИРО , в котором натяжение из­ меряется посредством калиброванной пружины с последующей регистрацией на самописце авто­ графа/ В них предусмотрена компенсация от внешнего давления. Изготовляются они с рабо­ чей нагрузкой от 50 до 5000 килограммов. Ц Кроме выше перечисленных, существуют при­ боры, необходимые в процессе траления. 1ак, для определения глубины хода разноглубинного грала в толще воды, которую необходимо знать при прицельном лове сельди в осенне-зимний по- По следам наших выступлений риод, применяются тральные автографы . глубины, действующие на принципе гидростатического дав­ ления воды. С увеличением глубины хода трала увеличивается гидростатическое аавленпе на ав­ тограф, и самописец записывает глубину нахожде­ ния трала. Далее по данным записи автографа строят тарнровочную кривую глубины хода трала в зависимости от длины вытравленных ваеров и скорости траления. В последнее время как за границей, так и у нас созданы приборы, позволяющие наблюдать глу­ бину хода трала в процессе траления, основан­ ные на использовании гидроакустического кана­ ла связи между передатчиком, установленным на трале, и приемником, который находится на судне. На этом же принципе работает прибор, контролирующий наполнение трала рыбой. Для успешного решения мн >гих вопросов тра­ лового лова необходимо продолжать работы по усовершенствованию существующих и созданию новых приборов, позволяющих судить о пара­ метрах трала. Долг наших научных работников, инженеров, техников, изобретателей и рациона­ лизаторов неустанно работать в этой важной об­ ласти развития промысла. Л. МОЛЧАНОВ, инженер ПИНРО. Тан работать дальше нельзя! Славно потрудились в последнем рейсе консервный мастер тов. Борисов и его помощник тов. Демьянов. При плане 4710 банок они изготовили 13300 банок консервов. В этом плавании, к 15 июня, ими завершено полугодовое задание. Это — подарок наших лучших про­ изводственников июньскому Пленуму ЦК КПСС. П. МИРОНОВ, первый помощник капитана траулера «Красно. гвардейск». НА СНИМКЕ: консервный мастер тов. БОРИСОВ (справа) и его помощник тов. Д ЕМ ЬЯНО В за работой. Фото автора. > Многие экипажи кораблей тра­ лового Флота, вступив в социали­ стическое соревнование за достой­ ную встречу июньского Пленума ЦК КПСС, добились значительных успехов в работе. Коллектив трау­ лера «Пикша», например, обязав­ шись в честь июньского Пленума ЦК КПСС добыть сверх полугодо­ вого плана тысячу центнеров ры­ бы. добыл 1270 центнеров трески* и окуня; моряки траулера «Луч», несмотря на трудную промысловую обстановку, уже за неделю до от­ крытия Пленума выполнили про­ грамму шести месяцев. Перечень экипажей передовых кораблей и их успехов можно бы было про­ должить. Как правило, социалистические обязательства по вылову рыбы и другим показателям выполняются и перевыполняются на тех судах, где командный состав и весь кол­ лектив правильно оpram.«уют свой труд, борются за ритмичную рабо­ ту всех участков производства. Но есть у нас еще такие кораб­ ли, на которых работа ведется плохо. К ним относится, в частно­ сти, траулер «Жемчуг». 0 непо­ рядках на атом траулере уже сообщалось в напечатанных 9 ию­ ня в «Рыбном Мурмане» материа­ лах под общим заголовком «Когда в товарищах согласья нет...» К сожалению, положение на корабле пока не улучшилось. На днях состоялось совещание хозрасчетной комиссии тралового флота, на котором рассматрива­ лись результаты работы команды «Жемчуга» в последнем (седьмом в этом году) рейсе. Результаты эти. прямо скажем, оказались не­ утешительными. Задание по вы­ лову рыбы было выполнено всего лишь на 58*5 процента. Кроме то­ го, в рейсе было перерасходовано значительное количество соли, льда и топлива. Неудовлетворительная работа экипажа «Жемчуга» объясняется прежде всего тем. что социалисти­ ческое соревнование организуется здесь формально. На корабле от­ сутствует борьба за выполнение рейсовых заданий, на низком уровне находится иолитмассовая работа, судовой комитет профсою­ за и его председатель тов. Влощи- цын не руководят жизнью кол­ лектива. стоят в сторине-от него. Профсоюзные собрания на кораб­ ле, так же как и заседания судо­ вого комитета, проводятся нере­ гулярно. Итоги социалистического соревнования не анализируются. Па корабле существует Доска по­ чета. но имена лучших npoi:e- водственников заносятся на нее без обсуждения на судовом коми­ тете заслуг каждого моряка. Первый помощник капитана тов. Рыкованов и капитаны (а их сменилось на траулере уже не­ сколько) не оказывают помощи профсоюзной организации в ее деятельности. Как выяснилось, на судне низка трудовая дисциплина, командный состав оторвался от коллектива. По-прежнему на траулере много нареканий в адрес старшего по­ мощника капитана тов. Ширяева. Он груб с командой и особенно с молодыми матросами, с которыми на корабле не ведр-тся работы. Работать так. как работает экипаж траулера «Жемчуг», нельзя. Нужно надеяться, что мо­ ряки этого корабля с помощью ру­ ководства Флота наведут, нако­ нец, у себя порядок. А. СОКОЛОВ, инструктор базового комитета проф­ союза. 27 июня 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz