Рыбный Мурман. 1959 г. Июнь.
Приборы для контроля работы тралов Подарок мастеров В а Ж н Ы е в о п р о с bi Опубликованная 4 июня в «Рыбном Мурмаие» статья на чальника промыслового отдела тралового флота тов. Полова: «Важная статья расходов» подни мает злободневные вопросы веде ния сетеснастного хозяйства, хра нения и использования промысло вого снаряжения. Положение со складским хозяй ством в системе управления рыб ной промышленности действитель но очень тяжелое. Имеющиеся складские площади малы, не от вечают нашим нлждам. Вместе с тем, Госпланом РСФС Р выделены нам на ближайшие 3 года капи таловложения, которые обеспечат лишь достройку объектов, нача тых строительством до 1959 года. Начиная с 1962 года, Госпланом выделены нам более значительные капиталовложения, которые позво лят усилить строительство и рас ширение складских площадей, В 1962 году будет начато строи тельство базисных складов пло щадью 12 тысяч квадратных мет ров для транспортно-складской конторы. В 1963 году начнется строительство фабрики для по стройки орудий лова и комплекса сетеснастного хозяйства (склады, сушилки и т. д.) для тралового флота и «Мурмансельдн». Однако, это не значит, что в настоящее время в этом направ лении ничего не делается. Для тралового флота в теиушем году построен в поселке Нагорном склад площадью 1500 квадратных метров, значительная часть кото рого отводится для хранения ору дий лова и промснаряжеиия. В текущем году будет построен в районе поселка Бредова склад для управления «Мурмансельдь». На одном из причалов рыбного порта тралфлоту отведено место для комбинирования ваеров. От ведена также площадка тралово му флоту для складирования тра ловых досок. Производится рас ширение и капитальный ремонт тралово-такелажной мастерской. Ей выделен металлический склад длиной 40 метров. Следует признать, что и при су ществующем тяжелом положении со складскими площадями сете- сиастное хозяйство можно вести значительно рациональней. Есть еще много фактов нерадивого и просто халатного отношения к орудиям лова и промснаряжепию. Проведенной в прошлом году работниками управления рыбной промышленности проверкой было установлено, что в рыбном порту у складов тралового флота и на эстакаде 3-го рыбозавода находи лись иод снегом тралы, канат, стальной трос, а в то же время полезная площадь имеющихся у тралового флота складов исполь зуется далеко неполно. На целом ряде судов еще низ ка культура эксплуатации орудий лова, имеют место факты бесхо зяйственного отношения к про- мысловому снаряжепию. Управлением рыбной промыш ленности принимаются и будут еще более усиленно приниматься меры к тому, чтобы при существу ющих возможностях улучшить ус ловия хранения и эксплуатации орудий лова. В этом отношении статья тов. Попова, заостряющая внимание, на одном из наиболее важных участков хозяйственной деятельности, является, безуслов но, своевременной. А. БОРИСОВ, к. о. началь ника управления рыбной промышленности. ЗАСЛУЖЕННЫЙ КАПИТАН Ммен- С СТЬ у нас на т р а л о в о м флоте люди, о ко торых сложилось прочное мнение, что им всегда сопутствует удача. _____ но таким «удачливым» капитаном считают Игоря Льво вича Пустовалова. Каким бы кораблем ни командовал этот бывалый промысловик, его коллектив всегда нахо дится в числе передовиков социалистического соревно вания. «И. Сивко», «Щука», «Сталинабад» и, наконец, «Ставрида», кото рой руководит в настоящее время Игорь Львович, — вот далеко не полный перечень судов, на которых в бытность свою капитаном тов. Пустовало* добивался и добивается вы соких уловов, систематического выполнения государственных планов но добыче рыбы и социалистических обязательств. С хорошими трудовыми показателями пришел к o i k - рытию июньского Пленума ЦК КПСС и ко Дню советской молодежи экипаж траулера «Ставрида». На его счету уже имеется более тысячи центнеров рыбы, добытой сверх полу годового плана. Секрет успеха капитана Пустовалова кроется, конечно, не в какой-то «удачливости» и не в «рыбацком счастье». Капитан тов. Пустовалов является опытным промысловиком, хорошо знающим орудия лова и промысловые районы. На своем суд не капитан воспитывает моряков в духе любви к Ролине', к трудному, полному опасностей, благородному рыбацкому ма стерству. Опираясь на коллектив, учась у передовиков социа листического соревнования, добивается Игорь Львович Пу стовалов успехов в своей работе. На снимке: капитан траулера «Ставрида» Игорь Львович ПУСТОВАЛОВ. На июньском Пленуме ЦК КПСС обсуждают ся назревшие вопросы механизации и автомати зации производственных процессов всех отрас лей промышленности. Эти вопросы очень важны и для нас. Рыбаки постоянно получают новую технику. Например, оснащение нашего тралового промысла повысит эффективность работы тралов, сократит непроиз водительные затраты времени, что в конечном счете повысит производительность труда. Какие же новые приборы применяются и будут применяться для облегчения труда рыбаков За полярья? Для исследования работы рыболовных тралов методом одновременного измерения параметров в процессе траления в настоящее время приме няется ряд приборов. Для замера вертикального раскрытия грала разработан и применяется при бор, основанный на изменении гидростатического давления столба жидкости системы равного по высоте возвышению точки крепления резервуа ра, заполненного наполовину жидкостью на верхней подборе, над точкой крепления автогра фа на нижней подборе, соединенного с резервуа ром шлангом, что соответствует вертикальному раскрытию трала. Однако, в этом приборе имеет ся существенный недостаток — связывающее звено прибора — шланг, из-за изолированности от внешней среды, подвергается значительному сжатию. Поэтому особый интерес представляет вариант прибора, в котором изменение давления в системе постоянно уравновешено, вследствие чего шланг разгружен от внешнего давления. г Конструкция такого прибора в настоящее время разрабатывается ПИНРО. Прибор горизонтального раскрытия трала ос нован на изменении расстояния между клячевка- ми или распорными досками (в зависимости от режима работы трала), вследствие чего изме няется угол между рычагами. С поворотом оси разводного рычага перемещается круглая рейка- шток и передает импульс ча шпиндель автогра фа, который и записывает во времени горизон тальное раскрытие трала. Для определения положения траловой доски в пространстве применяется прибор, регистрирую щий во времени угол атаки, крен и дифферент распорной доски. Он представляет собой компа новку трех различных приборов в один корпус с записью на одну ленту. Разработан он работ никами Мурманской экспериментальной базы. Для замера натяжений в деталях трала (ваер, кабель, топенанты и др.) под водой на глубинах до 150 метров разработаны динамографы раз личной конструкции: стержневые, шарожидкост ные, пружинные, гидравлические, бегущего тро са). Однако большинство из них не нашли приме нения, так как они выполнены без учета особен ностей тралового лова (громоздкость, большой вес, обилие выступающих частей, незащищен ность рабочих узлов от ударов, отсутствие -устройств, компенсирующих влияние внешнего давления на воспринимающий узел прибора, что приводит к большим погрешностям). Наиболее совершенным является подводный динамограф конструкции ВНИРО , в котором натяжение из меряется посредством калиброванной пружины с последующей регистрацией на самописце авто графа/ В них предусмотрена компенсация от внешнего давления. Изготовляются они с рабо чей нагрузкой от 50 до 5000 килограммов. Ц Кроме выше перечисленных, существуют при боры, необходимые в процессе траления. 1ак, для определения глубины хода разноглубинного грала в толще воды, которую необходимо знать при прицельном лове сельди в осенне-зимний по- По следам наших выступлений риод, применяются тральные автографы . глубины, действующие на принципе гидростатического дав ления воды. С увеличением глубины хода трала увеличивается гидростатическое аавленпе на ав тограф, и самописец записывает глубину нахожде ния трала. Далее по данным записи автографа строят тарнровочную кривую глубины хода трала в зависимости от длины вытравленных ваеров и скорости траления. В последнее время как за границей, так и у нас созданы приборы, позволяющие наблюдать глу бину хода трала в процессе траления, основан ные на использовании гидроакустического кана ла связи между передатчиком, установленным на трале, и приемником, который находится на судне. На этом же принципе работает прибор, контролирующий наполнение трала рыбой. Для успешного решения мн >гих вопросов тра лового лова необходимо продолжать работы по усовершенствованию существующих и созданию новых приборов, позволяющих судить о пара метрах трала. Долг наших научных работников, инженеров, техников, изобретателей и рациона лизаторов неустанно работать в этой важной об ласти развития промысла. Л. МОЛЧАНОВ, инженер ПИНРО. Тан работать дальше нельзя! Славно потрудились в последнем рейсе консервный мастер тов. Борисов и его помощник тов. Демьянов. При плане 4710 банок они изготовили 13300 банок консервов. В этом плавании, к 15 июня, ими завершено полугодовое задание. Это — подарок наших лучших про изводственников июньскому Пленуму ЦК КПСС. П. МИРОНОВ, первый помощник капитана траулера «Красно. гвардейск». НА СНИМКЕ: консервный мастер тов. БОРИСОВ (справа) и его помощник тов. Д ЕМ ЬЯНО В за работой. Фото автора. > Многие экипажи кораблей тра лового Флота, вступив в социали стическое соревнование за достой ную встречу июньского Пленума ЦК КПСС, добились значительных успехов в работе. Коллектив трау лера «Пикша», например, обязав шись в честь июньского Пленума ЦК КПСС добыть сверх полугодо вого плана тысячу центнеров ры бы. добыл 1270 центнеров трески* и окуня; моряки траулера «Луч», несмотря на трудную промысловую обстановку, уже за неделю до от крытия Пленума выполнили про грамму шести месяцев. Перечень экипажей передовых кораблей и их успехов можно бы было про должить. Как правило, социалистические обязательства по вылову рыбы и другим показателям выполняются и перевыполняются на тех судах, где командный состав и весь кол лектив правильно оpram.«уют свой труд, борются за ритмичную рабо ту всех участков производства. Но есть у нас еще такие кораб ли, на которых работа ведется плохо. К ним относится, в частно сти, траулер «Жемчуг». 0 непо рядках на атом траулере уже сообщалось в напечатанных 9 ию ня в «Рыбном Мурмане» материа лах под общим заголовком «Когда в товарищах согласья нет...» К сожалению, положение на корабле пока не улучшилось. На днях состоялось совещание хозрасчетной комиссии тралового флота, на котором рассматрива лись результаты работы команды «Жемчуга» в последнем (седьмом в этом году) рейсе. Результаты эти. прямо скажем, оказались не утешительными. Задание по вы лову рыбы было выполнено всего лишь на 58*5 процента. Кроме то го, в рейсе было перерасходовано значительное количество соли, льда и топлива. Неудовлетворительная работа экипажа «Жемчуга» объясняется прежде всего тем. что социалисти ческое соревнование организуется здесь формально. На корабле от сутствует борьба за выполнение рейсовых заданий, на низком уровне находится иолитмассовая работа, судовой комитет профсою за и его председатель тов. Влощи- цын не руководят жизнью кол лектива. стоят в сторине-от него. Профсоюзные собрания на кораб ле, так же как и заседания судо вого комитета, проводятся нере гулярно. Итоги социалистического соревнования не анализируются. Па корабле существует Доска по чета. но имена лучших npoi:e- водственников заносятся на нее без обсуждения на судовом коми тете заслуг каждого моряка. Первый помощник капитана тов. Рыкованов и капитаны (а их сменилось на траулере уже не сколько) не оказывают помощи профсоюзной организации в ее деятельности. Как выяснилось, на судне низка трудовая дисциплина, командный состав оторвался от коллектива. По-прежнему на траулере много нареканий в адрес старшего по мощника капитана тов. Ширяева. Он груб с командой и особенно с молодыми матросами, с которыми на корабле не ведр-тся работы. Работать так. как работает экипаж траулера «Жемчуг», нельзя. Нужно надеяться, что мо ряки этого корабля с помощью ру ководства Флота наведут, нако нец, у себя порядок. А. СОКОЛОВ, инструктор базового комитета проф союза. 27 июня 1959 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz