Рыбный Мурман. 1959 г. Июнь.

указанному роОной партией Репортаж Белее морской пенЬь.. ^ В о т и маленькое серое здание, приютившееся на тесной площад­ ка, выбитой в гранитной . скале. Здесь расположен цех пенопла­ ст;^ Абрам-мысских судоремоит- ныг: мастерских. Начальник иеха тов. Медведев, узнгв о цели нашего посещения, начал с увлечением рассказывать о больших делах маленького кол­ лектива мурманских химиков. Продукция, выпускаемая ими, предназначена для прЬмыслови- ков, причем не только нашего* бас­ сейна. Заказы на нее поступают от литовских, ленинградских и ар­ хангельских рыбаков. Им тоже н\жны поплавки для дрифтерных сетей, кухтыли, промысловые буи, спасательные пояса, поплавки для отавных неводов и многое др\гое. И все это не из дорогостоящего пробкового дерева, как было рань­ ше, а из легчайшего, белее мор­ ской лены —пенопласта. снимок). Поворот штурвала, и черный цилиндр поршня отошел вниз. Готовые желтые таблетки одна за другой поступают из прес­ са на рольганг, двигаясь по кото­ рому, они попадают прямо на распрессовочный стол. Одна из девушек загружает ими специаль­ ные ванны. Там таблетки от вы­ сокой температуры вспениваются, а через некоторое время из ванн вынимают готовый пенопласт. — Совсем недавно, — говорит технолог тов. Капралова, — было тяжелее. Работницам приходилось перетаскивать тяжелые формы с таблетками с рольганга на рас­ прессовочный стол. По рационали­ заторскому предложению брига­ дира тов. Савинской стол пере­ двинули, сделали дополнительный ролик — работать стало легче, время экономится. В отделении обработки пено­ пласта у станков мы застали чле- — Кстати, — тут тов. Медведев нов бригады тов. Чир-вы. Она то- улыбнулся, — была у нас недав­ но экскурсия школьников. Один из их вполне серьезно спросил: — Скажите, пожалуйста, прав­ да ли, что пенопласт делается из морской пены?! — Чтобы и у вас не возник по­ добный вопрос, — шутит тов. Медведев, — пройдемте в цех, там станет понятной вся технология. — Здесь начало технологиче­ ского процесса, — объясняет на­ чальник цеха. — В мельницах пе­ ремалывается шихта — так назы­ вается омесь, составленная из раз­ личных веществ. Основа ее — чгелит, то есть порошкообразная пол.ихлорвиннловая омола. Дела­ ется тут шихта и на полистироль- ной основе. В соседнем помещении, где из шихты изготовляют таблетки, много места занимают механизмы и приборы. Между ними неслыш­ но движутся работницы. Сейчас здоеь трудится бригада тов. Си­ доровой. Она борется за право называться бригадой коммунисти- 1:к о г о труда. ^ Вот четверо из них: Боброва, Р ексунина, Сидорова и Кабакова взялись за штурвал дистрибуто­ ра, прибора, регулирующего рабо­ ту гидравлического пресса (см. же борется за звание бригады коммунистического труда. — Мы стремимся не только хо­ рошо трудиться, — говорит тоз. Чирва, — но и вместе проводим время после работы. В прошлый четверг, например, мы всей брига­ дой ходили в Дом культуры смот­ реть оперетту «Поцелуй Чаииты». В помещении цеха кипит напря­ женный труд, а в кабинете на­ чальника в это время тов. Медве­ дев вместе со старшим мастером тов. Горюн подсчитывают, сколь­ ко продукции надо еще выпу­ стить, чтобы выполнить июньское задание. Полугодовой план уже выполнен цехом неделю назад, но им хочется изготовить в июне та­ кое количество химической про­ дукции, которого хватит и на июль, когда цех месяц будет сто­ ять в .ремонте. Б. СТО РУБЛ ЕНКО В . Фото автора. Облегчается труд портовиков За последние годы Мурманский рыбный порт изменился до неузнаваемости. Он вырос, стал на­ много богаче техникой. На глазах у коллектива порта и промысловиков исчезли очень многие производственные процессы, которые раньше вы­ полнялись вручную. Машины и механизмы об­ легчили труд грузчиков, сделали его высокопро­ изводительным. Сейчас куда ни глянешь — всюду увидишь машины. Они грузят и разгружают транспортные суда н промыс­ ловые траулеры, перемещают и складируют грузы на территории порта, бункеруют суда углем и так далее. Если в 1946 году погру- зо-разгрузочные работы были механизированы на 47,6 процента, то теперь механизация переработки грузов достигла 91 процента. В порту действуют мощные портальные, гусеничные и железно­ дорожные краны* экскаваторы, тракторы, целая сеть стационарных и передвижных транспортеров с бункерными установками и мно­ гие другие механизмы, Это позволило нашему коллективу повы­ сить выработку на одного рабочего с 6,8 тонны в 1946 году до 14,9 тонны в смену в 1958 году. Получая от государства и пуская в действие механизмы и но­ вое оборудование, портовики работают и над изысканием новых возможностей внутренних резервов повышения производительности труда. С этой целью совершенствуется технология производства лс- грузо-раэтрузочных работ, улучшается организация труда. За четыре месяца 1959 года в порту было пересмотрено 14 норм выработки в связи с изменением производственного процесса. Ма выгрузке рыбы навалом механическими стеллингами, а также быв­ ших в употреблении льда и соли, рыбных голов и на заготовке L ot они — а б р ам -м ы с с к и е химики. У ' дистрибутора тт. L>Oli- РОВД; МИКСУНОВА , СИДОРОВА И КАБАКОВА . * □* льда в Тюва-губе введены комплексные технические нормы. На угольной базе установлены портальные краны для выгрузки угля из железнодорожных вагонов. Изменение скорости и увеличе­ ние ширины ленты транспортера дало возможность ускорить обра­ ботку железнодорожных вагонов и бункеровку судов углем. Теперь траулер может получить 190,3 тонны угля в час вместо 171,8 тонны до изменения конструкции транспортера. При этом освобо­ дилось 33 грузчика, а себестоимость работы снизилась с 5 рублей 18 копеек до 3 рублей 87 копеек за тонну. Общая сумма экономии в год, благодаря снижению себестоимости, равняется очному мил­ лиону 871 тысяче рублей. Кроме того, установление кранов на выгрузке угля из вагонов очень облегчило труд рабочих. Если раньше они перебрасывали вручную до 60 тонн угля из каждого вагона, то теперь заняты только зачисткой вагонов после выгрузки. Вместе с тем в порту до сих пор не изжит полностью ручной труд. Угольная база считается по праву наиболее механизирован­ ным участком. Однако и там до сих пор внутритрюмные работы п;ы бункеровке судов производятся вручную. Ручной труд применяет­ с я и при нагрузке рыбы навалом в стампы, когда освобождают трюмы приходящих с моря промысловых кораблей; вручную произ­ водится выгрузка соли и жести из железнодорожных вагонов я другие работы. Инженерам и техникам, новаторам и рационализаторам порта необходимо потрудиться над тем, чтобы добиться механизации ио- грузо-разгрузочных работ на всех участках. Это будет способ­ ствовать скорейшему решению задач, поставленных X X I съездом КПСС по внедрению комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства нашей Родины. А. ПУГИН, начальник отдела труда и зарплаты рыбного порта. iwililH!Uili!||U||||tinillUUIiUllllilimUlllilliaU!№ ilHIiiilinHm !H!i!ituiliiiiil!UllliaUIUiUUinilli!!iiliJliilllii!iililiilllil!IHIUHU!il!iitM iiUH[UI!IIUl!iUliUIIII!liiiUtllim iI!inUUm illlimUUUuUUHilll рыбной промышленности нашего промыслового бассейна Большая работа по механнза- , пин трудоемких работ проделана ^ i r на Мурманском рыбокомбинате, в рыбном порту и на других бе­ реговых предприятиях. Все при­ чалы рыбного порта оснащены стеллингами, портальными, а так- :хе паровыми и автокранами. В цехах и на территории рыбоком­ бината действуют десятки рыбо­ приемных и рыбоуборочных ли­ нии, а также консервные, филей­ ные механизированные линии, автоматические стерилизацион­ ные установки, транспортерные линии для передачи рыбы с при­ чалов в цехи, автопогрузчики и множество другого механИзиро- ваниого оборудования. Ведется механизация и на дру­ гих береговых предприятиях. На I I орт-Владимирском рыбозаводе успешно работает транспортерная линия комплексной механизации; на Кандалакшском консервном заводе введена в действие авто­ матизированная котельная. Однако, несмотря на достиже­ ния в области механизации тя­ желых и трудоемких работ, ее уровень недостаточен и надо пелать еще очень и очень мно­ гое. чтобы выполнить указания партии и правительства. Прежде всего необходимо раз­ работать и внедрить комплекс­ ную механизацию рыболовных траулеров, являющихся основ­ ным типом промыслового судна в нашем бассейне. В основную схе­ му этой механизации должны B-jHTjd полуавтоматические при­ способления для отцепки трало­ вых досок и стопор-блок, обеспе­ чивающий уменьшенный износ ваеров. мойка рыбы, разделочная машина, приспособления для за­ грузки чердаков и пересыпания рыбы в них льдом и солью, а так­ же внутритрюмная механизация для выгрузки рыбы. Лаборатория механи за ц и и ПИН 14) работает сейчас над пер­ вой очередью схемы механизации рыболовного траулера. В нее вхо­ дят новая конструкция стопор- блока, простейший станок для разделки рыбы на свежье без вспарывания брюшка, приспособ­ ление для дробления льда и на­ брасывания его на рыбу в чер­ даках и механизация выгрузки рыбы из трюмов при помощи сет­ ных контейнеров. Приспособле­ ния для отцепки траловы-х досок и мойка рыбы разрабатываются Мурманским отделением ЦКБ «Продмаш». В качестве более совершенной машины, обеспечивающей раздел­ ку трески на свежье н на посол, зачистку внутренней полости, промывку рыбы и выемку внут­ ренностей с отделением печени, предлагается новая конструкция, разрабатываемая этим же отделе­ нием ЦКБ «Продмаш». В основу разработки положено вниматель­ ное изучение всех ранее предло­ женных конструкций разделоч­ ных машил. отбор работоспособ­ ных узлов и анализ причин, но которым эги машины не смогли быть внедрены. В дальнейшем для полкой ме­ ханизации выгрузки рыбы из трюмов мы намечаем изучить методы перевозки пищевик гру­ зов в контейнерах на судах с раз­ борной палубой. Эти методы ши­ роко распространяются на пере­ возках пищевых грузов за рубе­ жом. Намечаются также попытки применения гидравлического и пневматического транспорта для- механизации разгрузки трюмов траулеров. В текущем семилетии в сель-, дяном флоте появится новые с.ельдяные базы с полной комп­ лексной . механизацией всех про­ цессов приемки и обработки сель­ ди. Для этой цели базы будут укомплектованы четырьмя линия­ ми, которые обеспечат одновре­ менную приемку сельдиннолу- Фабриката с четырех средних траулеров и переработку ее на готовую продукцию средствами механизации с применением виб­ рационных машин для укладки рыбы в бочки. Одной из важнейших задач в области механизации береговых предприятий является ликвида­ ция тяжелого ручного труда на перевозке рыбы с причалов в це­ хи тачками. Создание сети маги­ стральных транспортеров на эста­ кадах на рыбокомбинате во мно­ гом сократило применение тачки, но не дало возможности ликвиди­ ровать ее полностью. Лаборато­ рия механизации IIИНГО разра­ батывает метод перевозки рыбы в малогабаритных электроногруз^ чиках при помощи сетных кон­ тейнеров. Это позволит механи­ зировать транспортировку рыбы по территории порта, а также за­ грузку рыбы в чаны и выгрузки ее из чанов е передачей на рыбо­ уборочные линии. Кроме того, лаборатория разрабатывает систе­ мы гидравлического транспорта для передачи рыбы с причалов в посол-завод, расположенный в главном корпусе рыбокомбината, а также системы пневматическо­ го транспорта для подачи соли на суда и выгрузки рыбной муки из трюмов траулеров. Все свои работы лаборатория проводит в тесном творческом контакте с работниками экспери­ ментальной базы тралового Фло­ та, рыбного порта, рыбокомбина­ та и ЦКБ «Продмаш». Мы надеемся, что при друж­ ном сотрудничестве всех научных работников, инженеров и конст­ рукторов промышленности про­ блема комплексной механизации транспорта рыбы на рыбокомби­ нате. в сочетании с механизацией разгрузки траулеров, будет в те­ кущем семилетии успешно ре­ шена. Другой важной проблемой ме­ ханизации тяжелых и трудоем­ ких работ является механизация разделки рыбы. В этой области Vneunio подвигается работа ЦКБ ♦Продмаш» по созданию машины для разделки трески. Принято решение разрабатывать разделоч- ' ную машину также для морского окуня. Создание машин для раз­ делки-, трески и-морского окуня в сочетании.с филейными линиями и имеющимися станками, для об­ резания голов и для разделки ры­ бы на свежье без вспарывания брюшка позволит упростить ра­ боту, являющуюся одним из са­ мых трудоемких и тяжелых про­ цессов в обработке рыбы. Весьма трудоемкими и тяже­ лыми являются процессы уклад­ ки сменой, мороженой и охлаж­ денной рыбы в бочки и ящики. В настоящее время заканчивается проверка и апробация вибрацион­ ного метода укладки соленой сельди в бочки. Этот метод под­ нимет производительность труда на этом участке в 6— 7 раз. Од­ нако его внедрение на сельдео£- рабатывающих предприятиях на­ шего бассейна идет медленно. Не­ о б х о д и м о в кратчайшие сроки на­ сытить все сельдеобрабатываю­ щие предприятия вибрационными укладчиками. Кроме того, пред­ ставляется целесообразным вести работу над дальнейшим распро­ странением вибрационного мето­ да укладки рыбы в тару, приме­ нив его на укладке соленой круп­ ной рыбы в бочки и мороженой мелкой рыбы в ящики. Воодушевленные исторически­ ми решениями XXI съезда КПСС инженеры, рационализаторы, кон­ структоры и научные сотрудни­ ки рыбного Мурманд приложат все силы для скорейшей и пол­ нейшей механизации наших ко­ раблей и заводов. А. Т Е Р ЕН Т Ь Е В , заведую­ щий лабораторией механи­ зации ПИНРО. кандидат • технических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz