Рыбный Мурман. 1959 г. Июнь.

Быстро растет мастерство „ людей на траулере «Витебск». Щ Всего несколько рейсов назад щ пришел на него моторист Бро- Ц дов. Поначалу он с трудом Щ разбирался в сложных меха- щ низмах. Щ Регулярно посещая занятия Щ по техминимуму, учась у сво- Щ их старших товарищей, смека- Щ листый парень быстро повысил щ с б Ь ю квалификацию. Он при- g нимает участие в ремонте ме- й ханизмов своими силами. — Если на вахте моторист Щ Бродов, — говорит старший Щ механик, — можно быть уве- i ренным, что все механизмы Щ •5й будут работать исправно. § На снимке: моторист БРО- | ДОВ. | Фото В. Сторубленкова. ШАГАМИ СЕМИЛЕТИИ НАША ЦЕЛЬ ЯСНА: Передовой опыт и техника слагаемые успеха D ТОРОЙ в этом году рейс тра- улера «Витебск» проходил в исключительно сложных условиях. Главные препятствия на пути к победе возникли из-за тяжелой ледовой обстановки. Были и дру­ гие трудности, но коллектив ко­ рабля, воодушевленный истори­ ческими решениями XX I съезда Коммунистической партии, успеш­ но их преодолел и возвратился в родной порт с полным грузом. Начали мы промышлять на се­ верном склоне большой Нью­ фаундлендской банки. Сырьевая база там была неважной. Затруд­ няли работу также тяжелые грун­ товые условия. Поэтому через не­ сколько дней на совещании судо­ водителей было решено идти к полуострову Лабрадор. Новый район промысла встре­ тил нас туманами, айсбергами, ледяными полями. В первые дни трал приходилось спускать не гам, где поисковые приборы реги­ стрировали хорошие концентрации окуня, а там, где позволял лед. Известно, что для рефрижера­ торных судов работа во льдах представляет немалую опасность, так как корпус у них слабый. Что­ бы все судоводители могли уве­ ренно и умело вести корабль сре­ ди льдов, на «Витебске* были ор­ ганизованы занятия, на которых я передавал нм свой опыт. Сам я приобрел его, плавая еще в арк­ тическом пароходстве двенадцать лет на ледоколах. Наши же судо­ водители — молодые, с такими льдами встретились впервые. Свои силы мы распределяли следующим образом. Подвахтен­ ный помощник капитана, находя­ щийся вместе с рулевым в носо­ вой рубке, выбирает подходящий круг движения с градом, учиты­ вая при этом глубины, снос льда и так далее. Вахтенлый помощ­ ник в это время руководит подго­ товкой и спуском трала. При травлении ваеров в туман­ ную погоду, когда видимость сильно ограничена, выставляли на бак матроса — впередсмотрящего. Он вовремя предупреждал об опасности. Большую помощь в промысловой работе среди льдов оказали приборы, особенно лока­ тор, который в такую погоду хо­ рошо показывает приближение ле­ дяных глыб. При подходе к небольшим пере­ мычкам между ледяными полями принимали меры к тому, чтобы погасить инерцию судна, иногда даже стопорили машину. Как только корпус врезался в лед, да­ вали малыйч^ ход, шли со ско­ ростью до двух узлов. Корабль держался все время на прямом курсе, благодаря этому избегали опасности попадания льдин под ваера. Без трала проходили ледяные поля по наиболее рагреженным местам. Величину полч определя­ ли по горизонту: если поле боль­ шое, го горизонт будет белый, если маленькое — то темный. Работая в таких тяжелых усло­ виях, очень важно всегда точно знать свое местонахождение. Дли правлены на то, чтобы избежать столкновения с большими ледяны­ ми глыбами. Об их приближении во время предупреждал мой вах­ тенный помощник тов. Алексеев, который все время находился на баке. Хочется отметить рулевого матроса тов. Притчина. В такой напряженный момент он быстро выполнял команды, строго удер­ живал судно на заданном курсе. Несмотря на то, что работать приходилось в тяжелых условиях, результаты труда радовали моря­ ков. У Лабрадора тогда отлично ловился окунь. Нго концентрации были настолько плотными, что время от спуска до подъема тра­ ла приходилось иногда ограничи­ вать до пяти минут. Даже за та­ кое короткое траление поднима- А. 1UAMOB. ли полный трал. этого подвахтенный штурман ре- Как и раньше, в этом рейсе гулярно проводит счисление ско- большую помощь оказали нам со- рости. Делается это у нас по так вершенные приборы и механизмы, называемому «способу Макаро- которыми обильно оснащены все ва», то есть скорость измеряется участки производства на корабле, по планширному лагу, а курсы Судоводители, например, были бы пишутся через каждые пять ми- без приборов, как без рук, а точ- нут. Исходя из этих данных, за- нее — без глаз и ушей. Выше тем высчитывается средний курс уже говорилось о том, как мы ис- корабля. пользовали локатор. В тяжелых ледовых условиях Во время работы с тралом мы работали более половины рейса, всегда согласовывали свои дейст- Но, пожалуй, самый трудный мо- Вия с показаниями приборов. В мент был, когда «Витебск» на- зависимости от показаний рыбо- правился к плавбазе «Иркутск» искатели устанавливали режим для разгрузки продукции. траления. Одновременно включа- К вечеру путь преградило боль- ли самописец лодара, чтобы уз- шое поле льдов. Видимость ночью, в тумане, была очень пло­ хой. Чтобы не рисковать напрас­ но, легли в дрейф. С рассветом нать грунтовые условия. Хотя судоводители у нас моло­ дые, но все они хорошо знают приборы и умеют с ними обра- осмотрели горизонт, определили, 111лч>вл п * к р * щаться. Приборы всегда содер- где льдьг слабее, а начали форси- w ____ „ . ^ к жатся в полном исправности и ровать поле. Причем, шли не ре- всерДа гоп)вы к работе За шши номеруемыми к ур с ам и , ко торы м и лю б о в н о у х а ж н в а е т п а ч а л ы ш к ра_ проходили другие траулеры. Учтя диостанции коммунист тов Ере. течение и то, что ветер в последние МИ л , дни дул исключительно от норд- веста, судоводители пришли к вы­ воду, что поле отошло слишком на юг. Поэтому мы направились прямо к Сент-Джонсу, где в то время стояла плавбаза. На всех участках производства на «Витебске» большое значение придается своевременной переда­ че передового опыта. Например, когда приступили к >борке осо­ бенно обильных уловов, выясни- Расчеты оказались правильны­ ми. Правда, один раз на пути лось. ч™ быстрее других разде- встретилась перемычка очень тя- бывают окунь тт. О'сиев, Романов желого льда шириной около двух и Макляк. Их попросили показать кабельтовых. Но, благодаря во- передовые приемы разделки рыбы время принятым мерам и слажен- Другим товарищам. Передовики ной работе судоводителей, прохож- охотно выполнили эту просьбу, дение трудного участка закончи- Такое отношение к передовому лось благополучно. Во-первых, мы опыту в сочетании с умелым ис- развернуля судно точно по ветру, пользованием техники помогло чтобы во время форсирования не коллективу и в последнем, очень было сжатия на корпус. Когда за- трудном рейсе добиться успеха, шли в лед, все усилия были на- А. ШАМОВ, капитан 2 стр. 20 икмя 1959 г. Вот в таких условиях работал экипаж «Витебска». Зн аш Ь дело, л ю б и ш Ь е г о В с я к и й промысловик знает, что Н а «Ви те б с к е » мы соблюдаем вы ло ви ть рыбу и подн ять ее на строгую цикличность, причем в п ал уб у — это еще полдела. Д л я тоннель у нас за к а ты ва е т с я одно­ успешного выполнения плана не временно только по две тележ ки , менее в аж н ы все последующие Ко гд а в к аж д ом тоннеле будет по операции, начиная от разделки две те л еж к и , то последующие но рыбы и кон чая укладкой ящ и ко в мере их заполнения рыбой зака- с готовой продукцией в трюм . ты в аю т с я туда , где рыба морозиг- Ч то бы рыба проходила все ста- ся более длительное время, чем в дии обработки в строго олреде- остальных тоннелях. Т а к а я оче- ленные сроки, решающее значение редность соблюдается постоянно, имеет че тк а я организация труда , П р а к ти к а подсказала и другое правил ьн ая расстановка кадров , в аж н о е правило: о т кры ва ть две- умелое использование механизмов. рИ ТОннелей можно только тогда, О к ун ь , к а к известно , разделы- КОТда подготовлено для з а ­ вить много труднее, чем рыбу ка тки илн вы ка тки тележ ек . Е с л и других пород. У ч и т ы в а я то, что Тоннель долго д ерж а ть о ткры ты м , «В и те б с к » идет в окуневый рейс, то тем пература в нем повышает- мы заранее подобрали матросов, с я ^ а на батареях нарастает т а к хорошо владеющих разделочными н а зы в а ем а я «снеговая ш уба» , ко- нож ами и головорубами , таких Торая значительно уве ли чи ва е т к а к П о л яко в , О сиев , Герасимов , СрОКИ заморозки рыбы . Происхо- Б у зен ко в . Они показали молоде- дит это потому, что при о ткры ты х ж и свои передовые приемы тру- дверях из рыбофабрики в тоннель да, расска зали , в чем с у т ь их ус- у стр ем л яе т ся вфздух, тем п ер атура пехов* которого около шестнадцати гра- У ж е на промысле у нас никто дусов тепла, не ограничивался только своим Необходимо т а к ж е следить за у ча с тком , куд а ^его поставили . тем^ ч то бы перед закры тием две- М а гро сы палубной команды и ры- ре- тоннеля были о ткры ты возду- бофабрики входят в одну комп- хонаПр а вл яющ и е шторки . В про- лексную смену, цель у них одна тивном СЛучае , хотя вен тил яторы — загр узи ть в трюмы больше вклю чены холод по ступ ать не бу- рыбной продукции. П о том у члены и рЫ^а опять-таки замора- пал>бной команды , закон чив ж и в а т ь с я будет медленно. «свои» работы по сп уску тр ал а , не ож ид а я особого приказа , cp a fy Р е ж и м работы морозильных ка- ж е берутся за разделку рыбы , мер, ка к пока зы вает опыт, л у чш е Причем , они не тер яю т ни мину- всего соблюдать такой . В первые ты драгоценного времени, посколь- сутки после о ттаи вания кам ер ры ­ к у рабочие места для них забла- ба достигает требуемой темпера- говременно отведены и подготов- туры в течение трех часов, к кон- лены . При такой организации цу вторых суток морозить надо труд а за с утки мы убирали до со- у ж е три с половиной часа , а к рока двух тонн окуня.. концу третьих суток — четыре Б о л ьш о е внимание у нас уделя- ча са . У величение времени замо- ется т а ком у в аж н о м у у ч а с т к у розки свя зано обрастанием ба- производства на рефрижератор- тарей «снеговой шубой», ном траулере, к а к зам ор аж и ван и е О т таи ван и е камер у нас произ- рыбы . водится через трое суток , д ли тся Н а матроса , выполн яющ его обя- оно около часа. Очередность отта- эаниости морозильшика , возлага- нвания согласуется м еж д у техно- ется бо л ьш а я ответственность , логом и рефрижераторным меха- Д е л у него много — надо за- ником. к р ы т ь противни с рыбой крыш ка- Строго соблюдая все эти тре- ми, устано ви ть их в тележ ки , ко- бовани я , работники рыбофабрики торые, в свою очередь, требуется еу мели наладить свою работу т а к , з а к а ти т ь в тоннели морозильных ч то МОГу Т заморозить любое коли- камер, а затем в к лю чи т ь вентиля- чество ВЫЛОВленной рыбы . При- тор. Со всеми этими обязанно- чем^ температура ее всегда быва- стями у нас л у чш е всех справля- ет т а к о й какой требует инструк- ю тся морозильщики комм уни ст Ш1Я Все* это способствует сохра- тов . Смирнов и тов. Н ик улин . Они нению высокого качества рыбной хорошо зн аю т и вы по лн яю т глав- продукции В первом рейсе этого ное требование, от которого зави- гонда ^Витебск» ходил на селыя- снт успех всей работы эго н0» промысел Тогда мы замора- строгое соблюдение цикличности. жнвал£ эа „ до 47 тодн бы> Все операции н уж но успе ть про- Д л я того, чтобы механизмы ра ­ ботали отлично , очень в аж н о , ~ ^ чтобы ими уп р авл яли квалифици- Особенно эго в аж н о при закат- р0ванные специалисты . У нас они ке тележек с рыбой в тоннели для Это рефрижераторные меха. заморозки. Ни в коем случае нель. ннки т? кн0^0б0ЧКа и Вейнгер, а эя допускать, чтобы в тоннели также машннисты Синицын н одновременно закатывалось по 4 Яковлев 0 ни внесли немалый тел еж ки , т а к как в этом сл учае вклад в общий успех э к и п аж а на- н а с туп и т резкое повышение тем- шего ко р а6 л я . перат^ры в одном тоннеле, и вре­ м я зам о р аж и в а н и я ры бы увели- Н. М А Р Т Ы Н Ю К , чи тся . технолог. делать в точно установленное для них время.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz