Рыбный Мурман. 1959 г. Июнь.
Некоторые итоги разноглубинного лова сельди тралом со средних траулеров В Северной Атлантике в оеен- мелкоячейного сетного полотна, в не-зимний период с большим эко- которых собиралась, выходяшкя номическим эффектом производит- из трала рыба. Количество се но ся лов сельди разноглуоинными тралами с судов типа «Пушкин». В 1958 году хорошие уловы раз ноглубинным тралом имел кол лектив экспедиционного судна «Севастополь». Это служит убе дительным основанием того, что можно освоить лов сельди тралом в толще воды и со средних трау леров. Успешное освоение разноглу бинного лова исключит частые случаи потери и потопления про мыслового вооружения из-за штормовой погоды, 34ачительно облегчит физический труд моря ков и открое! новые возможности для увеличения общего вылова рыбы. Последние три года в Северной Атлантике в качестве нсследова- чти всегда было пропорциональ но уловам. Так, например, при улове 500 килограммов в м(^ко нченных мешках обнаруживалось 8—9 штук сельдей на один квад ратный метр крупноячейного по- сельди тралом со средних трауле ров не удслялось' достаточного внимания. Совершенно не изуче ны, например, вопросы о мини мально необходимом раскрытии трала и скорости траления. Изу чение этих вопросов намечалось осуществить путем работы боль шого судна с маленькими трала- лотна трала. Этот вопрос требу- ми при разных скоростях. Однако ег дополнительного исследования, так как сопротивление, зависящее от размеров ячеи, площадь обло- ^ментов. В 1958 году «Мурман- ва и уловистость тралов тесно -сельдью» не был подготовлен взаимосвязаны. своевременный выход эксперимен- Во время прицельного траления тального судна «Кораблестрои- орудия лова д лжны пройти гоч- тель» в рейс для работы в Север- но на глубине залегания косяка, а ной Атлантике. Оно приступило к не в стороне от него. Это не всег- исследованиям только в начале особенно при и подвижных об- ко- да достигается, лове маленьких сяков. Опыт работы показал, что из-за недостаточной мощности лебедки невозможно на ходу регулировать крытия орудии лова заключен в применении сетного полотна, иду щего на постройку разноглубин ных тралов, из более тонких ни ток. Излишний запас прочности у применяющихся тралов объясня ется желанием- исключить наблю даемые раньше порывы сетной части тралов от механического воздействия при подъеме и спу- управленме рыбной промышленно- еке их непосредственно на палубе сти не обеспечило таких экспери* или у борта. Большой интерес представляет разработка схемы оснастки верх ней подборы трала гидродинами ческими кухтылями, что значи тельно уменьшит общее сопротив ление оснастки и снизит вероят ность отпугивания сельди, так как вместо 60—70 обыкновенных кух- тылей подъемная сила будет соз даваться 20-ю гидродинамически ми. тсльских судов работали от «Мур- выборку ваеров. При выборке ва- мансельди» средний траулер «Ко- еров трал первое раблестронтель» с главной маши ной мощностью 400 л. с. и сред ний траулер № 1042 с главной ма шиной мощностью 300 л. с. Экипажи этих судов имели не сколько уловов по 1—2 тонны за траление. Хотя наличие уловов и доказывает принципиальную воз можность разноглубинного лова со средних траулеров, но в об щем эта проблема остается пока неразрешенной , так как эти уло вы редки и малы. Некоторые причины, влияющие на малую уловистость тралов, спроектированных лабораторией промышленного рыболовства ПИНРО для средних траулеров, нам известны сейчас. Площадь раскрытия трала и с время опускает ся на значительную глубину и только потом поднимается на за данный горизонт, в результате он может пройти вне сферы косяка. Наблюдались случаи пролова на больших скоплениях сельди да же при условии попадания тралом в косяк. Это говорит о недоста точной изученности косячной сельди в рассматриваемый пери од. Было установлено, что основ ное промысловое время экипажей тратится на подготовку к работе с тралом, так как при свежем ветре и большой волне из-за малой мощности главной машины можно производить траление только по волнам. Степень влияния перечнелен- января 1959 года, то есть на два месяца позже планируемого. Ча сто руководством экспедиции экс периментальные суда отрывались от экспериментов для выполнения различных поручений. В настоящее время ПИНРО со вместно с «Мурмансельдыо» наме тили пути для детального изуче ния разноглубинного лова со средних траулеров на базе приме нения комплекса приборов и раз работки конкретных мероприятий по усовершенствованию трала и техники лова, исходя из имею щихся материалов. Применение Л у ч ш а я в бриг аде ных явлении на результаты лова при выбранных разноглубинным тралом со сред- скоростях траления недостаточна. Рыба, как живой объект, должна. вероятно, заметить на каком-го расстоянии от зоны облова приб лижающийся трал и попытаться уйти от него в сторону. Поэтому раскрытие трала и скорость, с ко торой он приближается, играют первостепенную роль. Если к это му добавить, что впереди трала через*косяк проходят последова тельно ваера, распорные доски и кабели, расстояние между кото рыми ограничивается 20—25 мет рами и которые, очевидно, в свою очередь могут распугивать рыбу, то становится ясным, что в трал попадает лишь незначительная часть сельди, находившаяся до этого в зоне облова. Известно также, что попадаю щая в трал сельдь уходит через крупноячейное сетное полотно. Это было доказано опытами, про веденными на «Кораблестроите ле» в январе 1959 года. На трал в районе гужей и крыльев наши вались специальные мешки из них траулеров до настоящего вре мени не изучена. Изложенный ма териал показывает большую труд ность решения поставленной про блемы, но ни в коем случае не может быть использован в каче стве доказательства невозможно сти успешного разноглубинного лова со средних траулеров. В прошлые годы освоению лова приборов для трала в толще воды, определения вертикального и горизонтального раскрытий его, крена траловых досок, скорости траления, глуби ны хода трала в процессе трале ния не только поможет выяснить многие вопросы, но и откроет но вые пути для совершенствования тралового промысла. Главными недостатками разно глубинного лова со средних трау леров являются малая площадь раскрытия трала и большая трата промыслового времени -на подго товку к тралениям. Основной ре зерв для увеличения площади рас- Единственная возможность для увеличения общего- числа трале ний заключена в сокращении вре мени на подготовку к тралениям путем уменьшения дистанции до исходной позиции. В настоящее время для облова косяков, нахо дящихся на глубине 200 метров, вытравливается около 800 метров ваеров, от количества которых в основном и зависит время спуска и подъема трала и подготовка к новому тралению. Если добиться фотографирования хода трала на глубине 200 метров хотя бы при длине ваеров 500 мет ров, что технически вполне воз можно, то значительно сократится время между тралениями и улуч шится маневренность судна с тра лом. Относительно большее за глубление трала прл заданной длине ваеров можно обеспечить специально отрегулированными распорными досками. В заключение следует сказать, что успех разноглубинного трало вого лова со средних траулеров будет зависеть в первую очередь от того, насколько серьезно отне сутся к этому делу заинтересован ные организации. А. О БВИНЦ ЕВ , инженер ПИНРО. Молдавская ССР. На Бен дерском шелковом комбинате 14 молодежных бригад сорев нуются за звание бригад ком мунистического труда. Участ ники этого патриотического движения решили выполнить план первого года семилетки за одиннадцать месяцев и дать сверх задания более двухсот тысяч метров шелковой ткани. Всю продукцию они обязались выпускать только первым сор том, сэкономить и внести в комсомольскую копилку 300 тысяч рублей. В первых рядах соревную щихся идет коллектив брига ды, которую возглавляет по мощник мастера ткацкого це ха Петр Крымов. Э ю — пер вая бригада в городе Бенде- ры, завоевавшая право назы ваться коммунистической. Луч шей производственницей этой бригады заслуженно считают ткачиху комсомолку Веру Аф- тений. Ежедневно она выпол няет по полторы—две нормы в смену при отличном качестве выпускаемой продукции. Вера Афтений избрана депутатом Верховного Совета Молдав ской ССР по Днестровскому избирательному округу № 281. На снимке: ткачиха В. АФ ТЕНИЙ за работой. Фотохроника ТАСС. В порядке обсуждения 0 правилах предупреждения столкновения судов в районе промысла Ленинград. На Охтинском хи мическом комбинате осваивается производство нового вида синте тического материала — листового сополимера стирола. Он приме няется при изготовлении домаш них холодильников. Специальная шнековая машина уже начала вы пуск этого материала. На снимке: начальник смены комсомолка Т. М. ПОДПАЛ Ь- НАЯ проверяет толщину листо вого сополимера стирола. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. И НТЕНСИВНЫЙ рост рыбо промыслового флота, увели чение размеров траулеров, боль шое их скопление в районах про мысла на сравнительно небольших участках моря требуют пересмот ра правила 9 параграфа ППСС. Это правило не обеспечивает надежной безопасности плавания при работе траулеров большими группами на небольших участ ках моря. Следует также отме тить, что некоторые пункты пра вила не дают возможности судить о действительном положении су дов. занятых траловым ловом, особенно ночью и при ограничен ной видимости. Следует сказать, что маневры, связанные со спуском и подъемом трала, в значительной степени от личаются от положения, когда судно идет с тралом по курсу, за нимаясь непосредственно обловом косяка рыбы. И это очень важно знать окружающим судам, осо бенно тогда, когда промысел про исходит вблизи берегов или же в районах моря, через которые про ходят курсы кораблей вспомога тельного, торгового и транспорт ного Флотов, а также в условиях большой скученности рыболовных судов. ^ Сообразуясь с. вышеизложен ным. назрела необходимость пере смотреть правило 9 ППСС «д» 1-1-3 в разработать такие сигна лы для судов, занятых траловым ловом рыбы, которые отражали бы действительное положение траулера в любой момент его ма невра с орудиями лова. При со ставлении и уточнении этого пра вила следует руководствоваться следующими пунктами: Сигналы траулера должны в значительной степени отличаться от сигнала и огней других судов в данных метеорологических усло виях и при данной обстановке; сигналы и огни траулеров долж ны вносить ясность в окружаю щую обстановку, а не вводить в заблуждение суда, промышляю щие в этом райьне, и корабли, проходящие через него. Весь цикл работы судна, занятого траловым, ловом, должен отражаться соот ветствующими огнями и звуковы ми сигналами, которые указывали бы на действительное положение судна в данный момент. Сущест вующие правила не дают исчер пывающего и ясного ответа на вопросы, когда включать огни или поднимать дневной сигнал, согласно правилу 9 НПСС пункт «д» 1— 3. Следует уточнить, что эти огни и сигналы показываются в том случае, когда спущены сна сти за борт и траулеру сообщен ход. Одновременно с сигналами, предписанными правилом 9 пункт «д» 1, следует включать 2 бе лых огня, поднятых над мости ком и видимых вокруг всего го ризонта. Огни расположены та ким образом, чтобы расстояние между ними было (но вертикали) не менее трех— четырех футов и нижний огонь на расстоянии от палубы мостика не менее шести футов. Как только траулер закон чил процесс рпуска трала и лег на промысловый курс, указанные два белых огня выключаются. Не сение бортовых отличительных огней в данном случае совершен но излишне, они будут вводить в заблуждение встречные суда. При подъеме трала судно дол жно, кроме огней, предписанных правилом 9 пункт «д» 1. показы вать один белый огонь, видимый по всему горизонту в имеющий высоту над мостиком не менее шести футов. Выключение ука занных выше огней и снятие дневных сигналов производится тогда, когда снасти будут подтя нуты к борту. В условиях ограниченной ви димости следует установить еле-* дующие звуковые сигналы. Для судов, занятых тралированием и подъемом трала — один продол жительный. затем один короткий звук паровым свистком или си реной. Для кораблей, заняты* спуском трала и вытравливанием ваеров — последовательно один длинный — короткий и длинный звук паровым свистком или си реной. На эти сигналы следует Все траулеры, лежащие в дрей- обратить особое внимание, так как процесс спуска трала — вы травливание ваеров производится на повышенной скорости. В случае, если снасти траулера задели за грунт, следует устано вить (в условиях плохой види мости) сигнал: три продолжи тельных звука, или два продол жительных и один короткий звук паровым свистком илв сиреной. Считаю, что все вопросы, за тронутые в статье, необходимо обсудить на страницах газеты, привлекая широкий круг судово дителей промыслового флота. Эго поможет соответствующим органи зациям при рассмотрении проекта новых ППСС и внесет ясность и конкретизирует правило 9 пункт «д» 1— 3. В. КО РА Б ЕЛ ЬНИ КО В , капитан траулера «Мацеста». Фе и занятые подготовкой или чинкой орудий лова, должны не сти один белый огонь на фок-мач те, видимый по всему горизонту и в дополнение к нему бортовые отличительные огни. В случае', если траулер своим тралом задел за грунт, или же произошло сцепление тралами с другим судном, .следует днем снять корзину на штаге и под нять две корзины над мостиком на высоте не менее шести Футов, прв расстоянии между корзина ми в О футов. Ночью нужно по казывать два зеленых огня над мостиком, расположенных одни над другим на расстоянии не ме нее четырех— трех Футов. Высота нижнего огня над мостиком дол жна быть не менее шести футов. Эти огни следует смонтировать на одной штанге с огнями, которые должны показываться во время спуска и подъема трала (два бе лых огня). Два красных огня поднимать не следует, так как они будут вводить в заблуждение дру гие суда и могут привести к сцеплению тралами нескольких кораблей. 18 июня 1959 г. 3 стр,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz