Рыбный Мурман. 1959 г. Июнь.

Некоторые итоги разноглубинного лова сельди тралом со средних траулеров В Северной Атлантике в оеен- мелкоячейного сетного полотна, в не-зимний период с большим эко- которых собиралась, выходяшкя номическим эффектом производит- из трала рыба. Количество се но­ ся лов сельди разноглуоинными тралами с судов типа «Пушкин». В 1958 году хорошие уловы раз­ ноглубинным тралом имел кол­ лектив экспедиционного судна «Севастополь». Это служит убе­ дительным основанием того, что можно освоить лов сельди тралом в толще воды и со средних трау­ леров. Успешное освоение разноглу­ бинного лова исключит частые случаи потери и потопления про­ мыслового вооружения из-за штормовой погоды, 34ачительно облегчит физический труд моря­ ков и открое! новые возможности для увеличения общего вылова рыбы. Последние три года в Северной Атлантике в качестве нсследова- чти всегда было пропорциональ­ но уловам. Так, например, при улове 500 килограммов в м(^ко­ нченных мешках обнаруживалось 8—9 штук сельдей на один квад­ ратный метр крупноячейного по- сельди тралом со средних трауле­ ров не удслялось' достаточного внимания. Совершенно не изуче­ ны, например, вопросы о мини­ мально необходимом раскрытии трала и скорости траления. Изу­ чение этих вопросов намечалось осуществить путем работы боль­ шого судна с маленькими трала- лотна трала. Этот вопрос требу- ми при разных скоростях. Однако ег дополнительного исследования, так как сопротивление, зависящее от размеров ячеи, площадь обло- ^ментов. В 1958 году «Мурман- ва и уловистость тралов тесно -сельдью» не был подготовлен взаимосвязаны. своевременный выход эксперимен- Во время прицельного траления тального судна «Кораблестрои- орудия лова д лжны пройти гоч- тель» в рейс для работы в Север- но на глубине залегания косяка, а ной Атлантике. Оно приступило к не в стороне от него. Это не всег- исследованиям только в начале особенно при и подвижных об- ко- да достигается, лове маленьких сяков. Опыт работы показал, что из-за недостаточной мощности лебедки невозможно на ходу регулировать крытия орудии лова заключен в применении сетного полотна, иду­ щего на постройку разноглубин­ ных тралов, из более тонких ни­ ток. Излишний запас прочности у применяющихся тралов объясня­ ется желанием- исключить наблю­ даемые раньше порывы сетной части тралов от механического воздействия при подъеме и спу- управленме рыбной промышленно- еке их непосредственно на палубе сти не обеспечило таких экспери* или у борта. Большой интерес представляет разработка схемы оснастки верх­ ней подборы трала гидродинами­ ческими кухтылями, что значи­ тельно уменьшит общее сопротив­ ление оснастки и снизит вероят­ ность отпугивания сельди, так как вместо 60—70 обыкновенных кух- тылей подъемная сила будет соз­ даваться 20-ю гидродинамически­ ми. тсльских судов работали от «Мур- выборку ваеров. При выборке ва- мансельди» средний траулер «Ко- еров трал первое раблестронтель» с главной маши­ ной мощностью 400 л. с. и сред­ ний траулер № 1042 с главной ма­ шиной мощностью 300 л. с. Экипажи этих судов имели не­ сколько уловов по 1—2 тонны за траление. Хотя наличие уловов и доказывает принципиальную воз­ можность разноглубинного лова со средних траулеров, но в об­ щем эта проблема остается пока неразрешенной , так как эти уло­ вы редки и малы. Некоторые причины, влияющие на малую уловистость тралов, спроектированных лабораторией промышленного рыболовства ПИНРО для средних траулеров, нам известны сейчас. Площадь раскрытия трала и с время опускает­ ся на значительную глубину и только потом поднимается на за­ данный горизонт, в результате он может пройти вне сферы косяка. Наблюдались случаи пролова на больших скоплениях сельди да­ же при условии попадания тралом в косяк. Это говорит о недоста­ точной изученности косячной сельди в рассматриваемый пери­ од. Было установлено, что основ­ ное промысловое время экипажей тратится на подготовку к работе с тралом, так как при свежем ветре и большой волне из-за малой мощности главной машины можно производить траление только по волнам. Степень влияния перечнелен- января 1959 года, то есть на два месяца позже планируемого. Ча­ сто руководством экспедиции экс­ периментальные суда отрывались от экспериментов для выполнения различных поручений. В настоящее время ПИНРО со­ вместно с «Мурмансельдыо» наме­ тили пути для детального изуче­ ния разноглубинного лова со средних траулеров на базе приме­ нения комплекса приборов и раз­ работки конкретных мероприятий по усовершенствованию трала и техники лова, исходя из имею­ щихся материалов. Применение Л у ч ш а я в бриг аде ных явлении на результаты лова при выбранных разноглубинным тралом со сред- скоростях траления недостаточна. Рыба, как живой объект, должна. вероятно, заметить на каком-го расстоянии от зоны облова приб­ лижающийся трал и попытаться уйти от него в сторону. Поэтому раскрытие трала и скорость, с ко­ торой он приближается, играют первостепенную роль. Если к это­ му добавить, что впереди трала через*косяк проходят последова­ тельно ваера, распорные доски и кабели, расстояние между кото­ рыми ограничивается 20—25 мет­ рами и которые, очевидно, в свою очередь могут распугивать рыбу, то становится ясным, что в трал попадает лишь незначительная часть сельди, находившаяся до этого в зоне облова. Известно также, что попадаю­ щая в трал сельдь уходит через крупноячейное сетное полотно. Это было доказано опытами, про­ веденными на «Кораблестроите­ ле» в январе 1959 года. На трал в районе гужей и крыльев наши­ вались специальные мешки из них траулеров до настоящего вре­ мени не изучена. Изложенный ма­ териал показывает большую труд­ ность решения поставленной про­ блемы, но ни в коем случае не может быть использован в каче­ стве доказательства невозможно­ сти успешного разноглубинного лова со средних траулеров. В прошлые годы освоению лова приборов для трала в толще воды, определения вертикального и горизонтального раскрытий его, крена траловых досок, скорости траления, глуби­ ны хода трала в процессе трале­ ния не только поможет выяснить многие вопросы, но и откроет но­ вые пути для совершенствования тралового промысла. Главными недостатками разно­ глубинного лова со средних трау­ леров являются малая площадь раскрытия трала и большая трата промыслового времени -на подго­ товку к тралениям. Основной ре­ зерв для увеличения площади рас- Единственная возможность для увеличения общего- числа трале­ ний заключена в сокращении вре­ мени на подготовку к тралениям путем уменьшения дистанции до исходной позиции. В настоящее время для облова косяков, нахо­ дящихся на глубине 200 метров, вытравливается около 800 метров ваеров, от количества которых в основном и зависит время спуска и подъема трала и подготовка к новому тралению. Если добиться фотографирования хода трала на глубине 200 метров хотя бы при длине ваеров 500 мет­ ров, что технически вполне воз­ можно, то значительно сократится время между тралениями и улуч­ шится маневренность судна с тра­ лом. Относительно большее за­ глубление трала прл заданной длине ваеров можно обеспечить специально отрегулированными распорными досками. В заключение следует сказать, что успех разноглубинного трало­ вого лова со средних траулеров будет зависеть в первую очередь от того, насколько серьезно отне­ сутся к этому делу заинтересован­ ные организации. А. О БВИНЦ ЕВ , инженер ПИНРО. Молдавская ССР. На Бен­ дерском шелковом комбинате 14 молодежных бригад сорев­ нуются за звание бригад ком­ мунистического труда. Участ­ ники этого патриотического движения решили выполнить план первого года семилетки за одиннадцать месяцев и дать сверх задания более двухсот тысяч метров шелковой ткани. Всю продукцию они обязались выпускать только первым сор­ том, сэкономить и внести в комсомольскую копилку 300 тысяч рублей. В первых рядах соревную­ щихся идет коллектив брига­ ды, которую возглавляет по­ мощник мастера ткацкого це­ ха Петр Крымов. Э ю — пер­ вая бригада в городе Бенде- ры, завоевавшая право назы­ ваться коммунистической. Луч­ шей производственницей этой бригады заслуженно считают ткачиху комсомолку Веру Аф- тений. Ежедневно она выпол­ няет по полторы—две нормы в смену при отличном качестве выпускаемой продукции. Вера Афтений избрана депутатом Верховного Совета Молдав­ ской ССР по Днестровскому избирательному округу № 281. На снимке: ткачиха В. АФ ­ ТЕНИЙ за работой. Фотохроника ТАСС. В порядке обсуждения 0 правилах предупреждения столкновения судов в районе промысла Ленинград. На Охтинском хи­ мическом комбинате осваивается производство нового вида синте­ тического материала — листового сополимера стирола. Он приме­ няется при изготовлении домаш­ них холодильников. Специальная шнековая машина уже начала вы­ пуск этого материала. На снимке: начальник смены комсомолка Т. М. ПОДПАЛ Ь- НАЯ проверяет толщину листо­ вого сополимера стирола. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. И НТЕНСИВНЫЙ рост рыбо­ промыслового флота, увели­ чение размеров траулеров, боль­ шое их скопление в районах про­ мысла на сравнительно небольших участках моря требуют пересмот­ ра правила 9 параграфа ППСС. Это правило не обеспечивает надежной безопасности плавания при работе траулеров большими группами на небольших участ­ ках моря. Следует также отме­ тить, что некоторые пункты пра­ вила не дают возможности судить о действительном положении су­ дов. занятых траловым ловом, особенно ночью и при ограничен­ ной видимости. Следует сказать, что маневры, связанные со спуском и подъемом трала, в значительной степени от­ личаются от положения, когда судно идет с тралом по курсу, за­ нимаясь непосредственно обловом косяка рыбы. И это очень важно знать окружающим судам, осо­ бенно тогда, когда промысел про­ исходит вблизи берегов или же в районах моря, через которые про­ ходят курсы кораблей вспомога­ тельного, торгового и транспорт­ ного Флотов, а также в условиях большой скученности рыболовных судов. ^ Сообразуясь с. вышеизложен­ ным. назрела необходимость пере­ смотреть правило 9 ППСС «д» 1-1-3 в разработать такие сигна­ лы для судов, занятых траловым ловом рыбы, которые отражали бы действительное положение траулера в любой момент его ма­ невра с орудиями лова. При со­ ставлении и уточнении этого пра­ вила следует руководствоваться следующими пунктами: Сигналы траулера должны в значительной степени отличаться от сигнала и огней других судов в данных метеорологических усло­ виях и при данной обстановке; сигналы и огни траулеров долж­ ны вносить ясность в окружаю­ щую обстановку, а не вводить в заблуждение суда, промышляю­ щие в этом райьне, и корабли, проходящие через него. Весь цикл работы судна, занятого траловым, ловом, должен отражаться соот­ ветствующими огнями и звуковы­ ми сигналами, которые указывали бы на действительное положение судна в данный момент. Сущест­ вующие правила не дают исчер­ пывающего и ясного ответа на вопросы, когда включать огни или поднимать дневной сигнал, согласно правилу 9 НПСС пункт «д» 1— 3. Следует уточнить, что эти огни и сигналы показываются в том случае, когда спущены сна­ сти за борт и траулеру сообщен ход. Одновременно с сигналами, предписанными правилом 9 пункт «д» 1, следует включать 2 бе­ лых огня, поднятых над мости­ ком и видимых вокруг всего го­ ризонта. Огни расположены та­ ким образом, чтобы расстояние между ними было (но вертикали) не менее трех— четырех футов и нижний огонь на расстоянии от палубы мостика не менее шести футов. Как только траулер закон­ чил процесс рпуска трала и лег на промысловый курс, указанные два белых огня выключаются. Не­ сение бортовых отличительных огней в данном случае совершен­ но излишне, они будут вводить в заблуждение встречные суда. При подъеме трала судно дол­ жно, кроме огней, предписанных правилом 9 пункт «д» 1. показы­ вать один белый огонь, видимый по всему горизонту в имеющий высоту над мостиком не менее шести футов. Выключение ука­ занных выше огней и снятие дневных сигналов производится тогда, когда снасти будут подтя­ нуты к борту. В условиях ограниченной ви­ димости следует установить еле-* дующие звуковые сигналы. Для судов, занятых тралированием и подъемом трала — один продол­ жительный. затем один короткий звук паровым свистком или си­ реной. Для кораблей, заняты* спуском трала и вытравливанием ваеров — последовательно один длинный — короткий и длинный звук паровым свистком или си­ реной. На эти сигналы следует Все траулеры, лежащие в дрей- обратить особое внимание, так как процесс спуска трала — вы­ травливание ваеров производится на повышенной скорости. В случае, если снасти траулера задели за грунт, следует устано­ вить (в условиях плохой види­ мости) сигнал: три продолжи­ тельных звука, или два продол­ жительных и один короткий звук паровым свистком илв сиреной. Считаю, что все вопросы, за­ тронутые в статье, необходимо обсудить на страницах газеты, привлекая широкий круг судово­ дителей промыслового флота. Эго поможет соответствующим органи­ зациям при рассмотрении проекта новых ППСС и внесет ясность и конкретизирует правило 9 пункт «д» 1— 3. В. КО РА Б ЕЛ ЬНИ КО В , капитан траулера «Мацеста». Фе и занятые подготовкой или чинкой орудий лова, должны не­ сти один белый огонь на фок-мач­ те, видимый по всему горизонту и в дополнение к нему бортовые отличительные огни. В случае', если траулер своим тралом задел за грунт, или же произошло сцепление тралами с другим судном, .следует днем снять корзину на штаге и под­ нять две корзины над мостиком на высоте не менее шести Футов, прв расстоянии между корзина­ ми в О футов. Ночью нужно по­ казывать два зеленых огня над мостиком, расположенных одни над другим на расстоянии не ме­ нее четырех— трех Футов. Высота нижнего огня над мостиком дол­ жна быть не менее шести футов. Эти огни следует смонтировать на одной штанге с огнями, которые должны показываться во время спуска и подъема трала (два бе­ лых огня). Два красных огня поднимать не следует, так как они будут вводить в заблуждение дру­ гие суда и могут привести к сцеплению тралами нескольких кораблей. 18 июня 1959 г. 3 стр,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz