Рыбный Мурман. 1959 г. Июнь.
Когда в товарищах согласья нет • •О Дорогая редакция! Часто на страницах газет и по радио мы читаем и слышим о том, как моря ки тралового флота борются за досрочное вы полнение еемилетнего плана, каких добиваются трудовых успехов. Однако у себя на траулере «Жемчуг» мы этого не видим. Даже рейсовые задания не выполняем. В чем же причина? Всем известно, как важны для успешной рабо ты на промысле сплоченность, слаженность всех членов команды. А у нас как раз этого-то и нет, так же, как нет и постоянного состава экипажа. Да и возможен ли он у нас? Пришел я на этот траулер 7 марта 1959 года и стал работать матросом второго класса на треть ей вахте, которой руководит старший помощник капитана тов. Ширяев. За это время на нашей вахте сменилось пять человек. И ничего тут нет удивительного, если во главе вахты стоит чело век, которому не составляет особого труда устроить драку, причем в рабочее время. Так, 10 апреля во время стоянки в порту он подрался со старшим мастером по добыче тов. Лачнным. В последний рейс на нашем траулере пошло в море четыре новых матроса, тиое из которых впервые вышли в море. Из-за неправильного рас пределения сил сначала получалась задержка с уборкой рыбы. Потом произвели перестановку сил, и дело пошло на лад. Но через некоторое время — новая беда. По халатности старшего помощника произошла ава рия. При подъеме трала кормовой доской уда рило матроса тов. Филипповича, он получил тя желую травму. Многие у нас недовольны отношением стар шего помощника Ширяева к команде. Особенно неправильно относится он к молодым матросам. Придет, например, на судно юноша, который со всем еще не знаком с работой в море. Он нуж дается в повседневной помощи старших товари щей, а вместо этого он то и дело слышит с мо стика грубые окрики: «Разиня, куда смотришь?!», «Я тебе покажу!», «Уволю по сорок седьмой» и так далее. Разве так нужно воспитывать моряка? Был у нас на судне матрос Пешков. Он впер вые пошел в море. Проплавал на «Жемчуге» \Ъ суток, получил строгий выговор с занесением в личное дело и списался с траулера. Причем, все это произошло так быстро н незаметно, что уз нала об этом команда много времени спустя. Ни комсомольская, ни профсоюзная организации не вмешались в это дело, не поинтересовались, справедливо ли молодой матрос получил выго вор, почему он уходит с судна? Не сделал этого и первый помощник капитана. Вот из-за такого безразличного отношения к людям и текучесть кадров на '«Жемчуге» боль шая, и слаженности в работе нет. А. Б РЫ Н Е В , матрос траулера «Жемчуг». ☆ ☆ ☆ одной беседы) матрос Косов устроил дебош в Доме междурейсо вого отдыха, разбил гам окно в администраторской. Мало того, когда пьянчугу отвели для пере вязки пораненной руки в больни цу, он избил гам двух врачей. Те перь, если речь заходит о Косове, на судне только ахают и воскли цают: «Да, хороший был работя га!». На «Жемчуге» — четыре ком муниста. Это не так уж мало. Например, на передовом траулере «Симферополь» их столько же. Там коммунисты — большая сила. Они умело руководят обществен ными организациями судна, на правляют их работу на решение первоочередных задач, стоящих перед экипажем. По-иному обстоит дело на трау лере «Жемчуг». Здесь совершенно не чувствуется авангардная роль коммунистов. Правда, они более или менее регулярно проводят собрания, даже принимают соот ветствующие решения, которые... остаются невыполненными. В начале года на судне моряки брали на себя социалистические обязательства, но теперь, несколь- чае чего, то за него никто не за- комитета. Знали, но пальцем не Насколько безразлично, равно- Что первым помощником на ступится, никто ему не поможет,- шевельнули, чтобы восторжество- q относятся в этом недруж- «Жемчуге» плавает уже несколь- та\ 3^яв'!Л секретарь комсомэль- вала справедливость. Ни партии- - коллективе к человеку ярко ко лет тов. Рыкованов, вскоре, ко- скои организации тов. Булкин. ная, ни комсомольская, ни проф- £окаэывает й с ма; росРом „ еч«о, выяснили. Правда, из яру- Странно было слышать эти ело- союзная организации не указали 0 фили11П0влчем, 0 когором пи- гих источников, ва из уст человека, стоящего во старшему помощнику на непра- ™ т м > J была _ 0н v нас .хороший,- говори- главе восьмерых комсомольцев, вильное отношение к команде. 1 к TL 0, 00 , 1 Я Т П пя^тр^ыиять пыбу о к п 1 тт нанесена на тоаулеие тяжелая ли матросы, — разделывать рыиу Ведь такая большая организация, Пользуясь этим, тов. Ширяев тем м и - nUYfini.T если в нее входят не пассивные временем совсем зарвался в сво- тРавма* из-за чего Р ^ наблюдатели, а боевые, инициа- ем администраторском пылу. Гру- промысел и ран не р а р j На этом и кончаемся то хор тивные ребята, может иметь ог- бость, ругательства по малейше- в П 0 РТ- ^о, передав ' шее’ что могли 0 !1И сказагь^о ^зо- ромное влияние на всю жизнь му поводу не прекращались, вы- вРачам 3 больнице, никт ■ ем помполите. И неудиви.елыю. коллектива. говоры сыпались, как из рога изо- ВеДЬ в° спит»тельная’ Однако факты говорят о том, билия. Причем грубость старший шеи с>дьбе* * _ ’ ‘ ; ^кая Ра^ога ^ -дне ^ап. шен * что слова секретаря совпадают с помощник считает позволительной этого чрезвычайного р <L Кое-что делается, конечно, но действительностью. Засольщику только для себя, а других за то вия ^ыл составлен акт» но _ только для формы, для отче»а. е тов. Доля, например, в прошлую же самое наказывает. Был, на- НИКУ ее>старпому, все сош. бывает здесь ни бе.ед, ни лекцли, стоянку был объявлен выговор за пример, в последнем рейсе такой Р^к* состояние производственной ди<^- неявку на вахту. Потерпевший на- случай. При подъеме трала чуть Равнодушие привело к тому, циплины не обсуждалось коллек- писал старшему помощнику тов. замешкался гов. Брынев, как с Спрашивают—отвечаем I f АПИ1 А Н траулера «Симферополь» тов. Маклаков прислал в ре дакцию письмо , в котором говорится: «Я уже много лет работаю в траловом флоте. З а эти годы мне не раз приходилось слышать и пи тать о том , что рыбаки Норвегии и других стран берут мною рыбы в нейтральных водах у побережья Норвегии и Гренландии. Однако подобных сведений об этих районах промысла у нас нет . Наша промразведка , к сожалению, почти не занимается изучением этих западных районов моря. Хотелось бы узнать подробнее о работе иностранных рыбаков в неизученных нами промысловых районах». Публикуемый ниже перевод статьи из норвежского журнала «Фис- кете Ганг» является в какой-то степени ответом на вопрос капитана тов. Мак.гакова и по мнению редакции представляет интерес для на ших поисковиков и промысловиков. /7 Р ЕД И разных заграничных ^ публикаций имеется целый ряд сведений относительно про мысла рыбы тралом в водах нор вежского побережья. Особенно большой материал о промысловой деятельности немецких траулеров у норвежского побережья собран отделом статистики Западной Германии. Немецкий траловый промысел рыбы у побережья Норвегии на чался с 1934 года. В 1936 году до быча немецких траулеров у побе режья Норвегии составила 76000 тонн рыбы и в последующие годы держалась почти на одном уров не. В 1956 году добыча там рыбы немцами достигла 78300 тонн. Немецкие траулеры добывают рыбу у норвежского побережья осенью, всю зиму и вплоть до кон ца весны. Ловом здесь занимает ся ограниченное количество трау леров, поскольку районы имеют сравнительно небольшие площади. Особенно незначительную пло щадь занимает промысловый рай он Анденееа, расположенный на очень узком северном выступе Вестеролской банки, ширина кото рого всего только 15 морских миль (координаты: ширина 69°10' северная и долгота 15°40' восточ ная). Промысел производится редко на глубинах меньше 100 метров, но в основном на 200—300-мегро- что на траулере «Жемчуг» моря- тивом ни разу. На корабле много ки, месяцами работая в море ря- молодежи, но никто не учится. Не дом, все же очень плохо знают обратил первый помощник капи- друг друга, а, следовательно, не тана внимания и на го, что жизнь могут вовремя заметить и предот- профсоюзной и комсомольской ор- вратить возможность совершения ганизаций совершенно замерла, товарищем таких поступков, кото- Многие члены экипажа чувст- рые могут закончиться весьма пе- Вуют, что положение на судне чально. сложилось ненормальное. Но они Появление на судне во время не знают, с чего начать, как сде- стоянкн в порту представителя го- лать, чтобы его исправить. В этом родского отдела милиции было нм должны помочь партийная, большой неожиданностью для профсоюзная и комсомольская ор- всех. Но еще больше удивились и ганизации тралового флота. Тогда капитан тов. Шпилев, и комео- коллектив траулера «Жемчуг» мольский вожак, и председатель займет достойное место в рядах судкома, когда узнали, что член борцов за досрочное выполнение их коллектива, комсомолец, агита- плана первого года семилетки, тор, (кстати, не проведший ни В. СТОРУБЛЕНКОВ . “ Здесь — разводят омуля ко месяцев с п у с т я , мало кто о них Неприглядная картина нарисо- Ширяеву объяснительную записку, мостика посыпались отборные ру- вспоминает. Когда мы попыта- вана в письме тоз. Брыпева, но в которой доказывал, что он чест- гательства. Поспешил матрос и лись узнать содержание этих обя- когда мы побывали на траулере но отстоял всю эту вахту. Это жедопустил ошибку, а старпом уже зательств v председателя судового I ^Жемчуг», то выяснилось, что по- подтвердили и многие члены эки-грозит ему кулаком. Брынев по- комитета коммуниста тов. Блощн- I ложение там еще^хуже. Прав раб- пажа, в числе которых был и вернулся и показал ему в ответ цына, тот замялся, а потом ска- кор, что причиной неудач в про- председатель судового комитета два кулака. А вскоре был издан зал: мысловой работе здесь является тов. Блощицын. Но старший по- приказ, в котором Брыневу объ- — д кт0 их знает. Надо посмот- отсутствие сплоченности и ела- мощник сделал вид, что не заме- являлся выговор. Может, и спра- реть в салоне, там они висят, женности в его экипаже. Здесь тил этой записки и через некото- ведливо, но почему только одному — Скажите, пожалуйста, а как нет единого, целеустремленного рое время даже отказался возвра- матросу? фамилия вашего первого помощ- коллектива. тить ее по требованию гов. Доли. Это происшествие, как и многие ника капитана? — У нас каждый матрос сам по Обо всем этом хорошо знали и ДруГие обсуждалось только по — Не знаю. Ходит тут стари- себе, так как он знает, что в слу- комсомольцы, и члены судового KaioTa 3 i, и то не в полный голос, кашка какой-то... Бурятская АССР. Большере- ченский рыбоводный завод, расположенный близ озера Байкал, занят искусственным разведением знаменитого бай кальского омуля. За четверть века существо вания предприятия здесь про шло инкубацию более 4 милли ардов икринок. Количество мальмов омуля, выпущенных в Байкал, с каж дым годом увеличивается. Для инкубации в текущем году за ложено свыше 376 миллионов икринок в аппараты цеха и 211 миллионов искусственно оплодотворенных икринок в открытый грунт реки Большой в местах естественных нере стилищ. Закладка икры в открытый грунт сопряжена с большими потерями. Поэтому завод в 1959 году реконструируется с таким расчетом, чтобы можно было закладывать для цехо вой инкубации до 550 миллио нов икринок одновременно. Коллектив этого рыбоводно го завода, как и труженики многих других подобных пред приятий, вносят серьезный вклад в сохранение природ ных богатств нашей Родины. Воссоздание запасов рыбы в озерах и реках сыграет суще ственную роль и в выполнении заданий семилетки промысло виками. На снимке: старший рыбо вод ученый-ихтиолог П. С. СТАРИКОВ в лаборатории за- щ вода. Фотохроника ТАСС. Фото К. Богданова. Промысел рыбы тралом у Норвегии и Гренландии вой глубине и вплоть до 400 мет ров. Траулеры побольше размера ми, с более мощными двигателя ми, предпочитают ловить рыбу на глубине 250—4G*J метров. Лов рыбы тралом в водах Ма- ланкгруннен л Свеисгруннен про изводится обычно на глубине 200 метров и ниже. Промысловые ме ста расположены вдоль северных и западных частей этих банок, т. е. во внешних водах их. Излюбленным районом промыс ла немцев является Рест-банка, которая шире и глубже, чем Сзен- сгруннен и Малангсгруннен. Тра улеры часто промышляют в пре делах Рест-банки на глубине око ло 200 метров, хотя их предпо чтением пользуется район свала ее. Поскольку склон Рест-банки более пологий, чем на банке Анде- нес, то там есть •очможность об лавливать концентрации рыбы на глубине до 450 метров.' Сравнительно небольшое коли чество немецких траулеров посе- .шают Фуглей-банку и Нордвест- банку в основном в октябре— ноябре, добывая там треску и морского окуня. По опыту былых лет немцы по лучают тралом наиболее хорошие уловы рыбы в водах банок про тив побережья Северной Норве гии на кромке свала, которые здесь имеют очень незначительную ширину. В районе промыслового района Анденес глубина банки резко изменяется с 200 метров до 1000 метров на протяжении всего только трех морских миль. Тече ние здесь настолько сильное (бы строе), что промысел тралом мож но производить только в направ лении с юга на север. Немцы по лучают наиболее хорошие уловы на больших глубинах вплоть до 450 метров. Они применяют здесь большие траулеры с мощными двигателями,* которые имеют воз можность промышлять на боль шой глубине и при наличии наи более длинных ваеров, получают более хорошие у л о в ы в сравне нии с небольшими траулерами. Например, морской окунь дер жится более плотными концентра циями на кромке свала и на скло нах банок. Треска и сайда имеют обыкновение заходить в отмелые части промысловых банок. В 1937 году были произведены исследо вания о степени подходов кон центраций разных промысловых рыб в районы с соответствующи ми глубинами. При этом были получены следующие суточные уло вы в тоннах, согласно прилагаемой таблицы: 150—300 м 300—450 м. 5,4 т. 7,9 т. 24,2 т 20,6 г Из данных таблицы видно, что треска преобладает в уловах, по лученных на небольших глубинах, тогда как пикша и морской окунь наиболее многочисленны на глу бине ниже 300 метров. Треска, пикша и окунь участвовали в уловах в одинаковой степени на глубине 300 метров. Тогда как на глубине от 400 до 450 метров в уловах получали 60 процентов пикши и 40 процентов морского окуня. Немецкие траулеры иногда про мышляют в районе Халтен-банки, предпочитая участок, расположен ный м е ж д у . параллелями широты 64с30/ и 65°00' северной и' долго ты 8 ° —9° восточной. Промысло вая банка, расположенная против Свиней, пользуется большой по сещаемостью немецких траулеров: 1,8 т. 4,6 т. 38,3 т. 5,0 г. 12,6 т. 45,9 т. (в особенности в весенний период года). Там добывается в основном сайда. Когда немцы начинают трало вый промысел в сентябре—октяб ре, то они стараются добывать в основном сайду вплоть до конца, февраля, с наибольшей добычей ее в декабре. В уловах преобла дает тогда крупная сайда, кото рая мигрирует в это время на юг. (Продолжение следует). 9 июня 1959 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz