Рыбный Мурман. 1959 г. Июль.

/ За автоматизацию работ на траулерах! ^ ___________________ ____ — Л Против течения Несколько лет назад на всех траулерах были внедрены полу­ автоматические стопор-блоки, за­ менившие ручной и небезопасный спеооб взятия и отдачи ваеров при спуске и подъеме трала. Это ценное приспособление нашло в свое время горячее одобрение у промысловиков. И вот теперь по­ луавтоматические стопор-блоки оказались не в почете. От их применения отказались на очень многих траулерах и в том числе на «Пугачеве». «Умбе». «Трале», «Жиздре», «Кировабаде». «Кара­ се». «Гатчине», «Соколе», «Пик­ ше». «Шонгуе» и так далее. Имеются случаи, когда моря­ ки отдельных кораблей свалива­ ют полуавтоматические стопор- блоки на причал рыбного порта, а потом эту механизацию работ­ ники рыбного порта сдают в утиль, как металлолом. Происхо­ дит это потому, что. как заявля­ ет заведующий промысловым воо­ ружением отдела снабжения тра­ лового флота тов. Денисов, эту технику нельзя принимать с су­ дов обратно на склад, так как нет соответствующего распоряжения руководителей тралового флота. На других судах стопор-блоки не выбрасываются. Они просто не используются и лежат1на палубе кораблей. Почему же это происходит? Де­ ло объясняется просто. Как уста­ новлено длительной практикой, при применении полуавтоматиче­ ских стопор-блоков в месте со­ прикосновения в а т с роликом стопора ваера перетираются, кро­ ме того, нередко на крутой вол­ не происходит самоотдача ваеров со стопора. Таким образом, наблюдается довольно странный в наши дни процесс перехода от автоматики к ручному труду. Между тем на целом ряде кораолей, таких как «Рыбец», «Махачкала», «Урал», «Грозный». «А. Бредов». «Скумб­ рия», «Свет». «Украина» и дру­ гих, полуавтоматические стопор- блоки успешно применяются. Беда заключается в том, что в управлении * тралового флота и, в частности, в промысловом и техническом отделах, а также в экспериментальной базе по-серь­ езному не занимаются усовер­ шенствованием стопор-блоков. Никто не занимается тщательным изучением вопросов: почему на ряде кораблей отказались от при­ менения ценных механизмов, что приводит к перетиранию остроде­ фицитных ваеров? Ведь имеющие­ ся недостатки давно можно было бы устранить. Можно и нужно было уже давно выяснить, поче­ му на многих кораблях, о кото­ рых говорилось выше, полуавто­ матические стопор-блоки приме­ няются успешно? К сожалению, все эти вопро­ сы решаются очень медленно. Еще 20 апреля этого года глав­ ный инженер тралового флота тов. Каменцев собирал специаль­ ное расширенное совещание ин­ женерно-технических работников управления тралового флота, на котором вопрос о стопор-блоках горячо обсуждался, было выне­ сено решение об их реконструк­ ции. Однако, далее это дело не подвинулось. Выяснилось, что конструктор, которому хотели поручить решение этого вопроса, флоту не подчинен и загружен другой важной работой. Между тем, автор полуавтоматического стопор-блока, о котором идет речь. тов. Мо^стырский по не? понятным причинам устранился от этого дела и не борется за усовершенствование своего «де- % тиша». Итак, «дело» о полуавтомати­ ческих стопор-блоках застопори­ лось. Поставки этих механизмов в I960 году на траулеры пла­ ном не предусматриваются. Цен­ ный механизм уступает место ручному труду. Сейчас, когда ставится вопрос об облегчении не­ легкого труда наших промысло­ виков, о всемерном внедрении на кораблях безотказно действующей механизации и автоматизации, такое положение терпимо быть не может. Эго все равно, что идти против течения. Надо не выбра­ сывать полуавтоматические сго- пор-блоки, а усовершенствовать их. Г. Ж Д АНЮ К , старший ин­ женер по технике безопас­ ности тралового фюта. Мастер по обработке pbi6b) Феликс Саволайнен Р Ы БНЫ Й порт встретил Фе­ ликса Саволайнена шумом и деловой суетой. Проходя по при­ чалам, он внимательно всматри­ вался в окружающую его новую, жизнь. Вокруг все кипело ключом: отходили в море и вставали под выгрузку пришедшие с промысла суда, сигналы автомашин в.пэрту перекликались с гудками буксир­ ных пароходов на рейде. Из трю­ мов кораблей, стоящих у прича­ ла, выползали огромные деревян­ ные бадьи, доверху нагруженные рыбой. Проплыв над палубой, они исчезали в приемниках рыбозаво­ да.' ’ — Ну, вот мы и пришли, — ска­ зал старший брат Петр Андрее­ вич, с которым приехал Феликс в Мурманск. Юноша посмотрел на стоящий у причала траулер, про­ читал его название — «Кронш­ тадт». «Новый. Недавно пришел. Хо­ роший пароход, и капитан там хороший, старый опытный моряк». Помолчав, Петр добавил: «Так не забудь о том, что я тебе гово­ рил. Ну, ни пуха, ни пера!». И Петр Андреевич крепко пожал брату руку. ...Началась трудовая рыбацкая жизнь. Феликс . знакомился со всем, что делалось на судне. Ему нравилось, как проворные руки матросов быстро шкерили и бро­ сали рыбу в мойки, как мастера по добыче, ловко управлялись с тралами/ поднимая богатые уло­ вы на палубу, как рыбмастер с засольщиками укладывали в трю­ мах разделанную рыбу. И Феликс решил приобрести специальность мастера по добыче рыбы. Каждую свободную минуту он проводил на палубе, следил за работой ма­ стеров. Если им требовалась по­ мощь, — он всегда оказывался «под руками» первым. Но на судне требовался опыт­ ный засольщик. Хороших специа­ листов в резерве не было. Их, как правило, капитаны крепко держат на своих судах. Что ж, надо го­ товить своего. И вот через три ме­ сяца Феликс уже работает в трю­ ме. Придирчиво принимает он ры­ бопродукцию с палубы, тщательно ее укладывает и пересыпает солью и льдом. Напрасно волновался старый рыбмастер Пономаренко — про­ дукцию в порту приняли но сорт­ ности выше плановой. «Ну, кажет­ ся, я нашел себе замену», — шутя сказал тогда рыбмастер. И он ска- до бригад коммунистического труда в борьбе за досрочное выполне­ ние заданий семилетки. Социали­ стическое соревнование поднялось на более высокую ступень. По инициативе комсомола в стране развернулось патриотиче­ ское движение коллективов и ударников коммунистического тру­ да. Первая бригада коммунисти­ ческого труда возникла в дни подготовки к XXI съезду КПСС в депо Москва-Сортировочная Мо­ сковско-Рязанской железной до­ роги — на родине великого почи­ на. А сейчас в соревновании за звание коллективов и ударников коммунистического труда участ­ вует уже более 85 тысяч бригад, участков, смен, а также сотни ты­ сяч отдельных рабочих. Участники этого замечательного соревнования ставят перед собой благородную цель — учиться жить и трудиться по-коммунисти­ чески. Они обязуются работать высокопроизводительно и эконо­ мично, внедрять новую технику и технологию, применять передовой опыт; непрерывно повышать свою квалификацию, изучать смежные профессии, овладевать марксист­ ско-ленинской теорией, повышать общеобразовательный и культур­ ный уровень; строго соблюдать правила социалистического обще­ жития, воспитывать в себе высо­ кие моральные качества людей коммунистического общества. Вот, например, как работает бригада коммунистического труда И. Белоусова с донецкой шахты № 1-2 имени Свердлова треста «Свердловуголь». Эта бригада ре­ шила выполнить семилетний план за пять лет и выдать сверх плана 82 тысячи тонн антрацита, увели­ чить производительность труда каждого горняка за семилетку на 20 процентов. Коллектив обязал­ ся также сэкономить за семь лет свыше 80 тысяч рублей. Все чле­ ны бригады решили в совершенст­ ве изучить новую технику — ком­ байн «ЛГД-1» и слесарное дело, к концу семилетки получить сред­ нее образование. Здесь каждый отвечает за дела всего коллекти­ ва, а весь коллектив — за рабо­ ту, поступки и судьбу каждого человека. Большая честь заслужить право называться бригадой или ударни­ ком коммунистического труда. Недавно старые производственни­ ки ленинградского завода «Элект­ росила» писали в «Правде», что на этом заводе за право назы­ ваться коллективом коммунисти­ ческого труда соревнуется свыше 30 бригад, но удостоены этого высокого звания пока лишь три бригады. «...Почетное название, — указывал В. И. Ленин, — надо завоевать долгим и упорным тру­ дом, завоевать доказанным прак­ тическим успехом в строительстве действительно коммунистическом» (Соч., т. 29, стр. 398). Замечательному примеру бригад зался прав. Так, начиная с 1954 года, молодой Саволайнен плавает рыбмастером. В течение одного го­ да, благодаря настойчивости, люб­ ви к труду, он добился своей це­ ли. Правда, стал мастером не по добыче, а по обработке рыбы. Но мастером настоящим. Успех не вскружил голову моло­ дому специалисту. Он хорошо по­ нимал: раз доверили, надо дове­ рие оправдать! И, продолжая по­ вышать свою квалификацию, вско­ ре стал мастером-клипфискииком. «На него можно положиться, та­ кой не подведет», — говорил не раз капитан. И не ошибался. С утра до позднего вечера у Феликса есть работа. То надо отобрать и подрезать рыбу под клипфиск, обработать и уложить ее в трюм, то подойти к рыбоделу и проследить за правильностью обработки рыбы, рассказать и по­ казать подавальщпку, какая рыба должна идти на обработку в пер­ вую очередь, а какая — в послед­ нюю, объяснить, для чего это де­ лается. Проследит он и как вах­ та убрала свое рабочее место, го­ това ли палуба к приему нового улова. А потом снова в трюм... Работы — хоть отбавляй! Экипаж полюбил справедливого. честного труженика, требователь­ ного мастера производства. Фе­ ликсу — 25 лет. Но его всегда внимательно слушают, с его мне- •нием всегда считаются. Недаром экипаж оказал ему свое доверие, выбирая в состав судового коми­ тета в течение ^ 1 яти лет. «Почет­ ный труженик «Кронштадта», — кто-то в шутку назвал Феликса Саволайнена. Но это и в действи­ тельности так. На протяжении че­ тырех лег фамилия Феликса из рейса в рейс заносится на судовую доску Почета и четырежды была на общефлотской. Вот и сейчас, когда наш экипаж ведет борьбу за досрочное выполнение взятых на себя социалистических обяза­ тельств, мастер Саволайнен своим трудом показывает пример осталь­ ным. Так, свое годовое обязатель­ ство по выработке клипфиска он перекрыл ко дню открытия июнь­ ского Пленума Ц К КПСС. Этот молодой специалист мо­ жет с гордостью сказать о том, что он честно выполняет свой долг перед Родиной, партией, которые так заботятся о молодом поколе­ нии. Н. БАЖ АЖ ИН , первый по­ мощник капитана. Успех грузчиков С большим подъемом трудится в эти дни коллектив первого уча­ стка рыбного порта. В социалистическом соревновании за досроч­ ное выполнение плана первого года семилетки они добились успе­ ха. На 27 июня месячный план погрузочно-разгрузочных работ был выполнен на 112,1 процента. Как правило, бригады грузчиков обрабатывают приходящие в порт суда и железнодорожные составы только досрочно. 27 июня, например, бригада грузчиков, которой руководит опытный произвол- ственннк тов. Сергеев, раньше срока выполнила порученные ей ра­ боты по разгрузке вернувшегося с промысла траулера «Плутон». Отлично трудятся передовые бригады, которыми руководят тт. 1рунова. Сафонова, Шихерин, Алексеев, Гребцов и другие. Они систематически перекрывают дневные задания. Коллектив первого участка рыбного порта горит желанием закре­ пить успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в тече­ ние первого полугодия и трудиться еще производительнее, исполь­ зуя на полную мощность механизмы -и приспособления, облегчающие труд. На снимке: идет разгрузка траулера. Фото В. ТАРБАЕВА . и ударников коммунистического труда следуют сотни и тысячи рабочих и работниц, добиваю­ щихся общего Подъема. Недавно бригадир прядильщиц Вышнево­ лоцкого хлопчатобумажного ком­ бината коммунистка В. Гаганова проявила ценную инициативу: она перешла из передовой бригады в отстающую и за короткий срок добилась того, что эта бригада стала передовой. Патриотический почин В. Гагановой — пример коммунистического отношения к труду, глубокого понимания об­ щественного долга. Ее почни на­ ходит поддержку и распростране­ ние во многих отраслях промыш­ ленности. Строительство коммунистиче­ ского общества — живая творче­ ская деятельность народных масс. Партия призывает всемерно под­ держивать и развивать коммуни­ стические формы труда, добивать­ ся лучшего использования машин, станков, агрегатов, комбайнов каждым рабочим, нового подъе­ ма производительности труда. Нет сомнения, что развернувше­ еся в стране всенародное социа­ листическое соревнование за вы­ полнение и перевыполнение семи­ летнего плана приобретет еще больший размах и увенчается но­ выми выдающимися ^трудовыми успехами. И. БОКОВ. По следам наших выступлений «ЛОВ С ЕЛЬДИ Р А З Н О ГЛ У Б И Н Н Ы М ТРАЛОМ С КО РАБЛ ЕЙ БОРТОВОГО * ТРАЛ ЕНИ Я » Под таким заголовком в газе­ те 28 мая опубликована статья гидроакустика ПИН РО тов. Дегтярева. Как нам сообщил на­ чальник отдела связи управления тралового флота тоз. Тестов, гидроакустические приборы типа «Лодар», хорошо оправдавшие себя в работе, закуплены Мур­ манским совнархозом в ГД Р и в настоящее! время начинается их установка на траулеры с большой автономностью плавания. Разработаны чертежи для ycia- новки приборов «Лодар» на трау­ лерах, работающих на жидком топливе. Управлением рыбной про­ мышленности составлен предвари­ тельный график постановки судов в док с целью монтажа приборов «Лодар». В 1959 году в школе усовершен­ ствования кадров комялавсостава подготовлены и еще готовятся две группы радиооператоров и две группы судоводителей для работы на траулерах, оборудован­ ных приборами прицельного лова. «НУЖНО РАБОТАТЬ Л УЧШ Е» В ответ на опубликованную в w и номере «Рыбного Мурмана» от 16 мая под таким заголовком за* метку В. Линькова и. о. директо­ ра судоремонтного завода управ­ ления рыбной промышленности тов. Поташный сообщилв что она «правильно отражает факты нека­ чественного ремонта среднего тра­ улера № 4202». И. о. директора завода сообщил также, что при­ нимаются меры, направленные на улучшение качества ремонта су­ дов. 4 июля 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz