Рыбный Мурман. 1959 г. Июль.
/ За автоматизацию работ на траулерах! ^ ___________________ ____ — Л Против течения Несколько лет назад на всех траулерах были внедрены полу автоматические стопор-блоки, за менившие ручной и небезопасный спеооб взятия и отдачи ваеров при спуске и подъеме трала. Это ценное приспособление нашло в свое время горячее одобрение у промысловиков. И вот теперь по луавтоматические стопор-блоки оказались не в почете. От их применения отказались на очень многих траулерах и в том числе на «Пугачеве». «Умбе». «Трале», «Жиздре», «Кировабаде». «Кара се». «Гатчине», «Соколе», «Пик ше». «Шонгуе» и так далее. Имеются случаи, когда моря ки отдельных кораблей свалива ют полуавтоматические стопор- блоки на причал рыбного порта, а потом эту механизацию работ ники рыбного порта сдают в утиль, как металлолом. Происхо дит это потому, что. как заявля ет заведующий промысловым воо ружением отдела снабжения тра лового флота тов. Денисов, эту технику нельзя принимать с су дов обратно на склад, так как нет соответствующего распоряжения руководителей тралового флота. На других судах стопор-блоки не выбрасываются. Они просто не используются и лежат1на палубе кораблей. Почему же это происходит? Де ло объясняется просто. Как уста новлено длительной практикой, при применении полуавтоматиче ских стопор-блоков в месте со прикосновения в а т с роликом стопора ваера перетираются, кро ме того, нередко на крутой вол не происходит самоотдача ваеров со стопора. Таким образом, наблюдается довольно странный в наши дни процесс перехода от автоматики к ручному труду. Между тем на целом ряде кораолей, таких как «Рыбец», «Махачкала», «Урал», «Грозный». «А. Бредов». «Скумб рия», «Свет». «Украина» и дру гих, полуавтоматические стопор- блоки успешно применяются. Беда заключается в том, что в управлении * тралового флота и, в частности, в промысловом и техническом отделах, а также в экспериментальной базе по-серь езному не занимаются усовер шенствованием стопор-блоков. Никто не занимается тщательным изучением вопросов: почему на ряде кораблей отказались от при менения ценных механизмов, что приводит к перетиранию остроде фицитных ваеров? Ведь имеющие ся недостатки давно можно было бы устранить. Можно и нужно было уже давно выяснить, поче му на многих кораблях, о кото рых говорилось выше, полуавто матические стопор-блоки приме няются успешно? К сожалению, все эти вопро сы решаются очень медленно. Еще 20 апреля этого года глав ный инженер тралового флота тов. Каменцев собирал специаль ное расширенное совещание ин женерно-технических работников управления тралового флота, на котором вопрос о стопор-блоках горячо обсуждался, было выне сено решение об их реконструк ции. Однако, далее это дело не подвинулось. Выяснилось, что конструктор, которому хотели поручить решение этого вопроса, флоту не подчинен и загружен другой важной работой. Между тем, автор полуавтоматического стопор-блока, о котором идет речь. тов. Мо^стырский по не? понятным причинам устранился от этого дела и не борется за усовершенствование своего «де- % тиша». Итак, «дело» о полуавтомати ческих стопор-блоках застопори лось. Поставки этих механизмов в I960 году на траулеры пла ном не предусматриваются. Цен ный механизм уступает место ручному труду. Сейчас, когда ставится вопрос об облегчении не легкого труда наших промысло виков, о всемерном внедрении на кораблях безотказно действующей механизации и автоматизации, такое положение терпимо быть не может. Эго все равно, что идти против течения. Надо не выбра сывать полуавтоматические сго- пор-блоки, а усовершенствовать их. Г. Ж Д АНЮ К , старший ин женер по технике безопас ности тралового фюта. Мастер по обработке pbi6b) Феликс Саволайнен Р Ы БНЫ Й порт встретил Фе ликса Саволайнена шумом и деловой суетой. Проходя по при чалам, он внимательно всматри вался в окружающую его новую, жизнь. Вокруг все кипело ключом: отходили в море и вставали под выгрузку пришедшие с промысла суда, сигналы автомашин в.пэрту перекликались с гудками буксир ных пароходов на рейде. Из трю мов кораблей, стоящих у прича ла, выползали огромные деревян ные бадьи, доверху нагруженные рыбой. Проплыв над палубой, они исчезали в приемниках рыбозаво да.' ’ — Ну, вот мы и пришли, — ска зал старший брат Петр Андрее вич, с которым приехал Феликс в Мурманск. Юноша посмотрел на стоящий у причала траулер, про читал его название — «Кронш тадт». «Новый. Недавно пришел. Хо роший пароход, и капитан там хороший, старый опытный моряк». Помолчав, Петр добавил: «Так не забудь о том, что я тебе гово рил. Ну, ни пуха, ни пера!». И Петр Андреевич крепко пожал брату руку. ...Началась трудовая рыбацкая жизнь. Феликс . знакомился со всем, что делалось на судне. Ему нравилось, как проворные руки матросов быстро шкерили и бро сали рыбу в мойки, как мастера по добыче, ловко управлялись с тралами/ поднимая богатые уло вы на палубу, как рыбмастер с засольщиками укладывали в трю мах разделанную рыбу. И Феликс решил приобрести специальность мастера по добыче рыбы. Каждую свободную минуту он проводил на палубе, следил за работой ма стеров. Если им требовалась по мощь, — он всегда оказывался «под руками» первым. Но на судне требовался опыт ный засольщик. Хороших специа листов в резерве не было. Их, как правило, капитаны крепко держат на своих судах. Что ж, надо го товить своего. И вот через три ме сяца Феликс уже работает в трю ме. Придирчиво принимает он ры бопродукцию с палубы, тщательно ее укладывает и пересыпает солью и льдом. Напрасно волновался старый рыбмастер Пономаренко — про дукцию в порту приняли но сорт ности выше плановой. «Ну, кажет ся, я нашел себе замену», — шутя сказал тогда рыбмастер. И он ска- до бригад коммунистического труда в борьбе за досрочное выполне ние заданий семилетки. Социали стическое соревнование поднялось на более высокую ступень. По инициативе комсомола в стране развернулось патриотиче ское движение коллективов и ударников коммунистического тру да. Первая бригада коммунисти ческого труда возникла в дни подготовки к XXI съезду КПСС в депо Москва-Сортировочная Мо сковско-Рязанской железной до роги — на родине великого почи на. А сейчас в соревновании за звание коллективов и ударников коммунистического труда участ вует уже более 85 тысяч бригад, участков, смен, а также сотни ты сяч отдельных рабочих. Участники этого замечательного соревнования ставят перед собой благородную цель — учиться жить и трудиться по-коммунисти чески. Они обязуются работать высокопроизводительно и эконо мично, внедрять новую технику и технологию, применять передовой опыт; непрерывно повышать свою квалификацию, изучать смежные профессии, овладевать марксист ско-ленинской теорией, повышать общеобразовательный и культур ный уровень; строго соблюдать правила социалистического обще жития, воспитывать в себе высо кие моральные качества людей коммунистического общества. Вот, например, как работает бригада коммунистического труда И. Белоусова с донецкой шахты № 1-2 имени Свердлова треста «Свердловуголь». Эта бригада ре шила выполнить семилетний план за пять лет и выдать сверх плана 82 тысячи тонн антрацита, увели чить производительность труда каждого горняка за семилетку на 20 процентов. Коллектив обязал ся также сэкономить за семь лет свыше 80 тысяч рублей. Все чле ны бригады решили в совершенст ве изучить новую технику — ком байн «ЛГД-1» и слесарное дело, к концу семилетки получить сред нее образование. Здесь каждый отвечает за дела всего коллекти ва, а весь коллектив — за рабо ту, поступки и судьбу каждого человека. Большая честь заслужить право называться бригадой или ударни ком коммунистического труда. Недавно старые производственни ки ленинградского завода «Элект росила» писали в «Правде», что на этом заводе за право назы ваться коллективом коммунисти ческого труда соревнуется свыше 30 бригад, но удостоены этого высокого звания пока лишь три бригады. «...Почетное название, — указывал В. И. Ленин, — надо завоевать долгим и упорным тру дом, завоевать доказанным прак тическим успехом в строительстве действительно коммунистическом» (Соч., т. 29, стр. 398). Замечательному примеру бригад зался прав. Так, начиная с 1954 года, молодой Саволайнен плавает рыбмастером. В течение одного го да, благодаря настойчивости, люб ви к труду, он добился своей це ли. Правда, стал мастером не по добыче, а по обработке рыбы. Но мастером настоящим. Успех не вскружил голову моло дому специалисту. Он хорошо по нимал: раз доверили, надо дове рие оправдать! И, продолжая по вышать свою квалификацию, вско ре стал мастером-клипфискииком. «На него можно положиться, та кой не подведет», — говорил не раз капитан. И не ошибался. С утра до позднего вечера у Феликса есть работа. То надо отобрать и подрезать рыбу под клипфиск, обработать и уложить ее в трюм, то подойти к рыбоделу и проследить за правильностью обработки рыбы, рассказать и по казать подавальщпку, какая рыба должна идти на обработку в пер вую очередь, а какая — в послед нюю, объяснить, для чего это де лается. Проследит он и как вах та убрала свое рабочее место, го това ли палуба к приему нового улова. А потом снова в трюм... Работы — хоть отбавляй! Экипаж полюбил справедливого. честного труженика, требователь ного мастера производства. Фе ликсу — 25 лет. Но его всегда внимательно слушают, с его мне- •нием всегда считаются. Недаром экипаж оказал ему свое доверие, выбирая в состав судового коми тета в течение ^ 1 яти лет. «Почет ный труженик «Кронштадта», — кто-то в шутку назвал Феликса Саволайнена. Но это и в действи тельности так. На протяжении че тырех лег фамилия Феликса из рейса в рейс заносится на судовую доску Почета и четырежды была на общефлотской. Вот и сейчас, когда наш экипаж ведет борьбу за досрочное выполнение взятых на себя социалистических обяза тельств, мастер Саволайнен своим трудом показывает пример осталь ным. Так, свое годовое обязатель ство по выработке клипфиска он перекрыл ко дню открытия июнь ского Пленума Ц К КПСС. Этот молодой специалист мо жет с гордостью сказать о том, что он честно выполняет свой долг перед Родиной, партией, которые так заботятся о молодом поколе нии. Н. БАЖ АЖ ИН , первый по мощник капитана. Успех грузчиков С большим подъемом трудится в эти дни коллектив первого уча стка рыбного порта. В социалистическом соревновании за досроч ное выполнение плана первого года семилетки они добились успе ха. На 27 июня месячный план погрузочно-разгрузочных работ был выполнен на 112,1 процента. Как правило, бригады грузчиков обрабатывают приходящие в порт суда и железнодорожные составы только досрочно. 27 июня, например, бригада грузчиков, которой руководит опытный произвол- ственннк тов. Сергеев, раньше срока выполнила порученные ей ра боты по разгрузке вернувшегося с промысла траулера «Плутон». Отлично трудятся передовые бригады, которыми руководят тт. 1рунова. Сафонова, Шихерин, Алексеев, Гребцов и другие. Они систематически перекрывают дневные задания. Коллектив первого участка рыбного порта горит желанием закре пить успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в тече ние первого полугодия и трудиться еще производительнее, исполь зуя на полную мощность механизмы -и приспособления, облегчающие труд. На снимке: идет разгрузка траулера. Фото В. ТАРБАЕВА . и ударников коммунистического труда следуют сотни и тысячи рабочих и работниц, добиваю щихся общего Подъема. Недавно бригадир прядильщиц Вышнево лоцкого хлопчатобумажного ком бината коммунистка В. Гаганова проявила ценную инициативу: она перешла из передовой бригады в отстающую и за короткий срок добилась того, что эта бригада стала передовой. Патриотический почин В. Гагановой — пример коммунистического отношения к труду, глубокого понимания об щественного долга. Ее почни на ходит поддержку и распростране ние во многих отраслях промыш ленности. Строительство коммунистиче ского общества — живая творче ская деятельность народных масс. Партия призывает всемерно под держивать и развивать коммуни стические формы труда, добивать ся лучшего использования машин, станков, агрегатов, комбайнов каждым рабочим, нового подъе ма производительности труда. Нет сомнения, что развернувше еся в стране всенародное социа листическое соревнование за вы полнение и перевыполнение семи летнего плана приобретет еще больший размах и увенчается но выми выдающимися ^трудовыми успехами. И. БОКОВ. По следам наших выступлений «ЛОВ С ЕЛЬДИ Р А З Н О ГЛ У Б И Н Н Ы М ТРАЛОМ С КО РАБЛ ЕЙ БОРТОВОГО * ТРАЛ ЕНИ Я » Под таким заголовком в газе те 28 мая опубликована статья гидроакустика ПИН РО тов. Дегтярева. Как нам сообщил на чальник отдела связи управления тралового флота тоз. Тестов, гидроакустические приборы типа «Лодар», хорошо оправдавшие себя в работе, закуплены Мур манским совнархозом в ГД Р и в настоящее! время начинается их установка на траулеры с большой автономностью плавания. Разработаны чертежи для ycia- новки приборов «Лодар» на трау лерах, работающих на жидком топливе. Управлением рыбной про мышленности составлен предвари тельный график постановки судов в док с целью монтажа приборов «Лодар». В 1959 году в школе усовершен ствования кадров комялавсостава подготовлены и еще готовятся две группы радиооператоров и две группы судоводителей для работы на траулерах, оборудован ных приборами прицельного лова. «НУЖНО РАБОТАТЬ Л УЧШ Е» В ответ на опубликованную в w и номере «Рыбного Мурмана» от 16 мая под таким заголовком за* метку В. Линькова и. о. директо ра судоремонтного завода управ ления рыбной промышленности тов. Поташный сообщилв что она «правильно отражает факты нека чественного ремонта среднего тра улера № 4202». И. о. директора завода сообщил также, что при нимаются меры, направленные на улучшение качества ремонта су дов. 4 июля 1959 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz