Рыбный Мурман. 1959 г. Июль.

Нрылья семилетии 1 Ш П А Б О Ч И Е , инженеры, ученые образно называют автоматы крыль- ■ ями семилетки И это действительно так. С помощью автомати­ ческих устройств, механизации трудоемких процессов удается ре­ шить в кратчайшие сроки самые трудные народно-хозяйственные задачи. Вот примеры, которые раскрывают величие задач, решен­ ных июньским Пленумом Центрального Комитета нашей родной Коммунистической партии. На заводе «Ростсельмаш» благодаря ме­ ханизации окраски комбайнов удается добиться ежегодной экономии миллиона рублей. На верхнем снимке вы видите оператора-наладчи- ка этого завода комсомолку Веру Антипову, которая следит за про­ хождением деталей в окрасочной камере с электрическим полем. Ок­ раска комбайнов — сравнительно простая работа. А вот пример из другой области производства. На нижнем снимке запечатлен опера­ тор теплопункта Красноярского завода синтетического каучука А. Я. Кривушенко. Единственная ручная операция, которую она произво­ дит, это заправка бумажных лент в пишущее устройство прибора. Сложный химический процесс выполняется механизмами. Автоматизация в огромной мере ускоряет производственный про­ цесс, обеспечивает невиданный рост производительности труда. Так, обработка блока тракторного двигателя на простом станке занимает три часа пятнадцать минут, а на автоматической линии — всего лишь 3,5 минуты! Тысячи уравнений надо решить, чтобы начать правильную экс­ плуатацию нефтяного месторождения. Человек это сделает... за пять тысяч лет. Советские инженеры и ученые создали быстродействую шую электронно-счетную машину (БЭСМ). Эта изумительная маши­ на решает указанную выше задачу всего за несколько часов. А электронно-счетные устройства способны и не на такие «чудеса» — они могут вычислить траекторию ракеты быстрее, чем она движется. За семилетку на заводах стра­ ны будет установлено не менее 1300 автоматических линий, а к 1975 году их будет уже около 31 тысяч. Возникнут целые автома­ тические предприятия. Уже в на­ ши дни ламповый завод-автомат, обслуживаемый тремя рабочими дает 30 тысяч ламп в смену, а автоматизированное предприятие, производящее автомобильные ра­ мы, выпускает их по 12 тысяч в сутки, заменяя 18 тысяч рабочих. Центральный Комиге! КПСС рекомендует партийным и совет- ским органам «всемер ю поддер­ живать и поощрять инициативу трудящихся, направленную на увеличение выпуска новых, более совершенных машин, станков, приборов, средств автоматизации и механизации производства, что Судет способствовать успешному осуществлению величественных задач, поставленных XXI съездом КПСС по техническому перевоору­ жению всех отраслей народного хозяйства нашей страны». И советские люди восприняли эго указание паргии, как свою бое- в\ю программу! У нас нет бояз­ ни того, что автоматизация вызо­ ве» безработицу, как эго проис­ ходит в странах капитала. В те­ чение ближайших пятнадцати лет мы должны увеличить я 2—3 ра­ за вилуск основных видов про­ дукции: металла, угля, нефти, ма­ шин. товаров народного потребле­ ния. Промышпенности потребует­ ся людей в несколько раз боль­ ше, чем занято в чей сейчас Путь один — поднять производи­ тельность труда за счет свтоматн- заини и механизации. Но в семи­ летии, к тому же, будет Сокращен рабочий день, уменьшена рабочая неделя. Каждый советский чело­ век будет иметь п о с т о я н н у ю ра­ боту по своему приззанию, по своим способностям! C LU E в середине прошлого ве- ^ ка при первых шагах разви­ тия капиталистической автомати­ зации Карл Маркс писал* «Когда рабочая машина выполняет все движения, необходимые для об­ работки сырого материала без содействия человека, и нуждается лишь в контроле со стороны ра­ бочего, мы имеем перед собой ав­ томатическую систему машин, ко­ торая, однако, поддается дальней­ шему усовершенствованию в де­ талях» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 17,- стр. 419). Автор вышедшей в 1957 году в В странах капитсиш Автоматизация и безработица острая конкурентная борьба под­ талкивает развитие техники, в том числе и автоматизации. За последние годы автоматизация усиленно внедряется в металлур­ гию, химию, моторостроение, в авиационную, автотракторную, электротехническую и нефтяную, цементную и текстильную про­ мышленность, на транспорте, в __ полиграфию и другие отрасли. Лондоне книги о 110СЛ^Д^ТВ1,Я^ Она все более проникает в конто­ ры, банки, учреждения и другие томатизацни для капиталистиче­ ской экономики Г1. Эйнсиг сетует на то, что в СССР автоматиза­ ция способствует росту продукции и не вызывает безработицы. «К сожалению, — пишет он, — в со­ циалистических странах нет про­ мышленных кризисов и нет стрз- ха перед кризисами. Там нет тор­ мозов на ее прогрес пути :са. П Р О Д У К Ц И Я машинострои- “ тельных предприятий цар­ ской России составляла лишь 6,3 процента всей продукции крупной промышленности. К тому же, большинство пред­ приятий машиностроения при­ надлежало иностранным капи­ талистам. Начало создания советского машиностроения было положе­ но историческими решениями XIV съезда партии (1925 год). Задача была поставлена так: превратить СССР «из страны, ввозящей машины и оборудо­ вание, в страну, производящую машины и оборудование...» Уже за годы первой пяти­ летки машиностроение превра­ тилось в передовую отрасль на­ родного хозяйства, а с 1932 го­ да оно прочно заняло первое место среди основных отраслей промышленности страны. Успешное осуществление со- циал 1 #стической индустриализа­ ции, основным звеном которой было машиностроение, привело к тому, что к 1937 году по раз­ мерам машиностроительной продукции СССР вышел на пер­ вое место в Европе и второе в мире. В последующие годы продол­ жался бурный рост этой отрас­ ли промышленности, резко по­ вышалась * мощность машин, быстроходность, точность, на­ дежность и экономичность. автоматизации и Нет опасения, что окажется недостаточным спрос на увеличивающийся при автоматиза­ ции выпуск продукции. Имеются и капиталы для внедрения авто­ матизации». Вместе с тем, под­ черкивает он, в СШ А и других ка­ питалистических странах разви­ тие автоматизации сдерживают недостаток специалистов и слабая их подготовка, а также необходи­ мость новых больших капитало­ вложений. Монополиям, пишет П. Эйнсиг, не всегда выгодна ав­ томатизация, они и без нее полу­ чают высокие прибыли и с неохо­ той идут на капиталовложения в новые автоматизированные произ­ водства. .Тем не менее в капиталистиче­ ских странах, особенно в США, Быстрыми темпами будет развиваться машиностроение в семилетии. Предусмотрено ускорить развитие современ­ ных его отраслей и, прежде всего, тяжелого машинострое­ ния, приборостроения, произ­ водства средств автоматики и электроники. Будут создавать­ ся машины с использованием новейших достижений науки и техники, особенно радиоэлект­ роники, полупроводников, ульт­ развука, радиоактивных изото­ пов. За 1959— 1965 годы продук­ ция машиностроения увеличит­ ся почти в два раза /№талло режущих станков будет выпу­ щено 190— 200 тысяч штук, кузнечно-прессовых машин ‘ — 36200 и будет введено в экс­ плуатацию 280—300 комплекс­ ных автоматических и полуав­ томатических линий — в 2,1 — 2,3 раза больше, чем в 1958 году. организации, вытесняя служащих. Особенно резкий толчок разви­ тию автоматизации дала вторая мировая война. С тех пор темпы внедрения ее все более возраста­ ют. В 1955 году в США было ав­ томатизировало предприятий больше, чем за все предыдущее пятилетие. Однако прогресс техники гро­ зит капиталистической экономике тяжелыми последствиями и еще больше обостряет противоречия капитализма. Там, где господст­ вуют частная собственность и анархия производства, автомати­ зация с ее системой новых ма- шиц неизбежно ведет к огромно­ му увеличению выпуска продук­ ции, росту безработицы, сокраще­ нию спроса на товары, к кризису. Представители деловых кругов США сами признают, что «если автоматизация будет усиленно на­ саждаться в США, то не исключе­ но, что безработица в стране пре­ высит уровень периода экобоми- ческого кризиса тридцатых го­ дов». 4 Неизбежность безработицы ко­ ренится в самой системе капита­ листического способа производст­ ва. По официальным данным, чи­ сло безработных в СШ А в 1977 году достигло грех миллионов че­ ловек, а в 1958 году превысило 5 миллионов. В Англии в i957 году было 375 тысяч безработных, а з 1958 году — около полумиллио­ на, причем число безработных продолжает расти. В Западной Германии в 1957 году безработ­ ных насчитывалось 300 тысяч, а в начале 1959 года их число перева­ лило за миллион. Наличие резерв­ ной армии безработных выгодно капиталистическим монополиям. Об этом открыто говорят аполо­ геты капитализма. Отсутствие без­ работицы, заявляют они, грозит застоем и тяжелыми последствия­ ми для капиталистической эконо­ мики; рабочие требуют более вы­ сокой заработной платы, растут забастовки. В то же время рост безработи­ цы беспокоит идеологов буржуа­ зии Автор вышедшей недавно в Америке книги «Экономические и социальные последствия автома­ тизации» Ф. Полок пишет: «Без­ работица — большая угроза на­ шему современному обществу. Р а ­ бочие СШ А долго безработицу терпеть не будут». Безработица сокращает покупа­ тельную способность населения, следовательно, затрудняет сбыт выпускаемой продукции как раз в то время, когда автоматизация усиливает производственную мощ­ ность предприятий и увеличивает выпуск товаров. Не случайно председатель профсоюза рабочих авиационной и автомобильной промышленности СШ А Уолтер Рейтер говорил: «Когда я вижу, как с автоматизированных кон­ вейеров сходят автомашины, ме­ ня беспокоит то, что на автомати­ зированных линиях нельзя делать потребителей. Потребителей мож­ но создать только старомодным способом, и он состоит в том, что­ бы обеспечить им покупательную способность для приобретения не­ обходимых им вещей. Другого способа нет». Правда, монополии США, Анг­ лии и некоторых других капита­ листических стран стремятся усо­ вершенствованием производства понизить себестоимость выпускае­ мой продукции и завоевать себе больше места на мировых рынках. Но мировой капиталистический рынок становится все уже и усло­ вия сбыта товаров — все труд­ нее. К тому же с усилением борь­ бы за рынки сбыта еше более обо­ стряются противоречия между ка­ питалистическими странами. Пролетариат капиталистических стран ‘ с особым беспокойством следит за развитием автоматиза­ ции, потому что она несет ему нужду и лишения, еще большую неуверенность в завтрашнем дне. Все более широкие %слои трудя­ щихся капиталистических госу­ дарств выступают против пере­ кладывания тяжелых экономиче­ ских последствий автоматизации на плечи рабочего класса. Буржуазные экономисты и со­ циологи сознают, что автоматиза­ ция ускоряет наступление эконо­ мических кризисов и обостряет классовые противоречия. Они ищут путей «гладкого хода» ав­ томатизации в капиталистической экономике. Но таких путей в ус­ ловиях капитализма нет и не мо­ жет быть. Только замена капита­ листической системы социалисти­ ческой системой в состоянии раз­ решить проблему занятости рабо­ чей силы и обратить автоматиза­ цию, прогресс науки и техники в великое благо «дЛя ^трудящихся. И. ТРЕМ БО ВЛ Я . iiniilllllliIIIIIKillIilIIIIt!I(IKl!!IllllIllliIiilinilliIii!IlllIillllliUI!ii»lll!KllUHIIIIII113llllll!llllllll!UlllUIIIIEEllftllIHlIHH!IlLlIll От коммунистических субботников ш EJI 1919 год... Молодая рес­ публика Советов пережива­ ла тяжелое время Империалисты Англии, СШ А и Франции объяви­ ли Советской России блокаду и весной начали против нее воен­ ный поход. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность. Защита социалистического Оте­ чества требовала самоотвержен- Уже в 1957 году выпуск про- ной помощи фронту. Но в стране дукции машиностроения и ме­ таллообрабатывающей про­ мышленности возрос по сравне­ нию с 1913 годом более чем в 200 раз. Каждый час в 1957 го­ ду предприятия производили: 230 электродвигателей, 15 ме­ таллорежущих станков, 56 ав­ томобилей, 23 трактора. 15 зерновых комбайнов, 32 сеял­ ки тракторные, 2 экскаватора. 2 ткацких станка, 43 стираль­ ных машины, 262 швейных ма- рабочих, шины и т. д. И вот в А за каждые два дня 1957 года машиностроительные за­ воды выпускали больше про­ дукции, чем в дореволюцион­ ной России производилось за год. На новую ступень поднялось производство энергетического оборудования. Созданы турбо­ генераторы мощностью 100 , царили голод и разруха. Чтобы наладить производство и поднять сильно упавшую производитель­ ность труда, надо было спастись от голода, а чтобы спастись от голода, надо было поднять производительность труда. Соз­ дался какой-то порочный круг, прорвать который можно было только переломом настроения уставших и голодных масс, ге­ ройской инициативой передовых мае 1919 года рабочие Московско-Казанской железной дороги в ответ на призыв Ц К пар­ тии «взяться за работу по-рево- люциолному» провели первый массовый коммунистический суб­ ботник. Они отработали сверх­ урочно без всякой платы шесть часов и добились громадного по­ вышения производительности тру- стр. 4 июля 1959 г. да. Такие субботники казанцы ре- 150, 200 тысяч квт, самые шили проводить «до полной иобе- совершенные в мире паровые, ды над Колчаком». Почин желез- газовые и гидравлические тур- нодорожников был подхвачен всю- бины. ду. Первого мая 1920 года состо- ★ яж’я Всероссийский субботник, в котором участвовал В. И. Ленин. В героическом подвиге рабочих в тылу В. И. Ленин увидел об­ разец новой, сознательной, социа­ листической дисциплины, живые ростки коммунизма. Ленин расце­ нил первый массовый коммуни- ^но стнческий субботник как событие всемирно-исторического значения. «Это, — писал он, — начало пере­ ворота, более трудного, более су­ щественного, более коренного, бо­ лее решающего, чем свержение буржуазии, ибо ъто — победа *»зд собственной косностью распущен­ ностью, мелкобуржуазным эгоиз­ мом, над этими привычками, кото­ рые проклятый капитализм оста­ вил в наследство рабочему и крестьянину» (Соч., т. 29, стр. 379). Историческое значение комму­ нистических субботников в том и состоит, что они явились созна­ тельным почином самих рабочих в развитии производительности труда, началом перехода к новой трудовой дисциплине, к живому творчеству масс. Производитель­ ность труда, учил Ленин, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Коммунистические субботники яаились первыми зарницами со- •циадиетического соревнования, развернувшегося в ходе строи­ тельства социализма в СССР в могучую силу и неиссякаемый ис­ точник огромного роста произво­ дительных сил нашей страны. Социалистическое соревнование — испытанный метод строительст­ ва коммунизма, основанный на самой высокой самодеятельности миллионных масс. Оно непрестан- развивается, обогащаясь но­ вым содержанием. Ему чужды за­ стои, формализм и шаблон. Это неудержимый поток народного творчества, трудовых дерзаний и подвигов, ломающий на своем пу-. ти все и всяческие препятствия. На каждом этапе развития Со­ ветского государства социалисти­ ческое соревнование получало все более богатое содержание, прини­ мало новые и новые формы. От коммунистических субботников в годы гражданской войны, через ударничество и движение масте­ ров новой техники и высокой про­ изводительности труда в годы первых, пятилеток к гигантскому размаху в годы Великой Отечест­ венной войны, к всенародному ха­ рактеру и большому разнообра­ зию форм в послевоенные годы — таков славный путь развития со­ циалистического соревнования. Это служит ярчайшим подтверж­ дением ленинского положения о том, что только социализм созда­ ет все условия для развертывания соревнования в широчайших мас­ штабах. Вступление нашей страны в пе­ риод развернутого строительства коммунизма вызвало к жизни но­ вую волну трудового энтузиазма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz