Рыбный Мурман. 1959 г. Июль.

На танкере образцовый п о р я д о к Еа танкере «Джамрат» транс­ портно-буксирного флота рыбно­ го порта царит сейчас трудовой подъем* Воодушевленный исто­ рическими решениями XXI съезда нашей родной партии и июньского Пленума ЦК КПСС, его коллектив борется за право носить высокое звание экипажа коммунистического труда. Во вторим квартале этого года мо­ ряки «Джамрап» значительно перевыполнили задание. За это время ими было перевезено 13324 тонны груза и снабжено 179 промысловых кораблей. Огромное внимание уделяется на танкере правильной техниче­ ской эксплуатации судна и его механизмов. С I -го июля у нас проводится общественный смотр технической эксплуатации и технического состояния судна. На общем собрании моряков были обсуждены и выдвинуты канди­ даты в члены комиссии по про­ ведению общественного смотра. Капитан корабля утвердил эти кандидатуры. Комиссию возглав­ ляет старший механик танкера 'коммунист TUB. Фролов, ОДИН из лучших рационализаторов наше­ го порта. Был составлен подробный план обследования корпуса судна, трюмов, танков, судовой машины, радиооборудования, донкерман- ского хозяйства и т. д. В проведение общественно- технического смотра включились все члены экипажа. Весь ко­ рабль тщательно обследован. Моряки выявили дефекты в су­ довом хозяйстве и определили сроки их устранения. Многое уже сделано. Так. например, бы­ ло установлено, что при приеме груза на танкер из-за отсутствия патрубков с двумя специальны­ ми фланцами много времени уходит на присоединение шлан­ гов, имелись случаи потерь топ­ лива. Этот дефект был устранен силами личного состава корабля. В настоящее время проведение общественного смотра на ко­ рабле в полном разгаре. Недо­ статки, которые можно устра­ нить силами моряков, уже почти устранены. Наши передовые мат­ росы и мотористы взяли шефст­ во над новичками и малоопыт­ ными работниками. На танкере регулярно проводится техниче­ ская учеба. Проводимый во флоте общест­ венный смотр технического состо­ яния и технической эксплуатации судов позволил нам значительно улучшить свою работу. На ко­ рабле повысилась производитель­ ность труда, ликвидированы слу­ чаи потерь груза, улучшилось тех­ ническое с о с т о я н и й и техниче­ ская эксплуатация танкера. Во время проведения смотра в комис­ сию поступило уже 7 рационали­ заторских предложений. А. БОЙКО, боцман танкера «Джамрат». Особая зор­ кость, вниматель­ ность, точность движений требу­ ется .от лебедчи­ ка, работающего на плавбазе. Он должен хорошо знать свой меха­ низм, тщательно ухаживать за ним, только в этом слу­ чае он будет всег­ да послушен воле человека. Всеми этими качествами обла­ дает лебедчик тов. СМИРНОВ . На плавбазе «Ворку­ та» он плавает всего несколько рейсов, но здесь, как и прежде на «Новосибирске», он является передо­ виком социалисти­ ческого (соревнова­ ния. е: е: е: с: ■с На харьковском заводе «Красный Октябрь* создан новый высокопроизводитель­ ный пресс-автомат. Он пред­ назначен для изготовления об­ лицовочных метлахских пли­ ток. Агрегат рассчитан на вы­ пуск четырех тысяч плиток в час. НА СНИМКЕ: новый пресс- автомат. Фот охрони ка ТАСС. Еще раз о промысловых V* планшетах |« •в 1 Ш »■ IV• • I» I B I B I B I B I B I B I B I B IS J! В своей статье «О «задевах», планшетах и экономии» (см. Рыб­ ный Мурман» от 18 июля с. г. ред.) тов. Кикоть затронул важный вопрос обеспечения безаварийной работы судна с тралом. Потери тралов и ваеров при ведении про­ мысла в прибрежных районах в настоящее время очень велики. На многих траулерах несвоевре­ менно корректируются промысло­ вые планшеты. Нанося у себя на планшете «задев», многие судово­ дители иногда забывают сообщить о нем в промысловый отдел. Кро­ ме того, часто моряки, определяя место «задева», полагаются толь­ ко на показания компаса и, со­ общая неточные координаты, за­ ставляют картографический отдел ПИНРО ждать новых, более точ­ ных данных о «задеве». Вот почему флот не имеет точ­ ных планшетов. Совершенно правильно тов. Ки­ коть высказывает пожелания о том, чтобы судоводители тралово­ го флота дружно взялись за это важное дело и чтобы на каждом корабле имелись точные планше­ ты прибрежных районов Баренце­ ва моря. Чем быстрее и оперативнее возглавит картографический от­ дел ПИНРО работу по уточнению промысловых планшетов, тем бы­ стрее флот избавится от потерь орудий лова. Уточненные планшеты моло­ дым, плохо знающим прибрежные районы промысла судоводителям дадут возможность безбоязненно, успешно вести промысел, выпол­ няя рейсовые задания. Работникам картографического отдела института следует посе­ щать каждый траулер, приходя­ щий с моря, и вести точный учет всех задев'истых мест и мест, изо­ б и л у ю щ и х камнями, губкой. Ра­ ботники этого отдела также долж­ ны давать морякам новые сведе­ ния, по которым капитаны судов могли бы откорректировать свои планшеты. Судоводителям же следует посещать картографов и точно лованным курсам. сообщать им о своих наблюдение ях, а также корректировать план-» шеты, находящиеся на траулере, Имея двухстороннюю связь су-* доводителей и картографов, флот получит точные планшеты, по которым, определяясь секстаном: но береговым предметам иногда через 5 — 1 0 минут, совершенно безопасно можно работать с тра-* лом. Автор пишет о том, что судно, имеющее мощную машину, попа* дая на «задев», как правило, те-* ряет трал. Этого можно избежать» При работе в опасном месте на мостике должны находиться дна судоводителя. Один из них обя­ зан неотлучно дежурить у ма­ шинного телеграфа, другой — • вести траулер по рекомен-» определяя ме* сто секстаном по оереговым пред-., метам через каждые 5— 10 ми­ нут, так как сильные течения сбивают траулер с рекомендован­ ного пути. У лебедки должен стоять вахтенный мастер по до­ быче; стопора следует зажимать легко; в машинном отделении вахтенный механик стоит неот­ лучно у реверсивной машинки, а подвахтенный механик обслужи­ вает механизмы. При задеве тралом за грунт на­ до дать полный ход назад, при­ чем механик его дает, отвечая телеграфом яосле дачи хода. Ход должен даваться непродол­ жительно, но сильным рывком, чтобы мгновенно сбить инерцию траулера. В момент задева мастер но добыче отдает ленточные сто­ пора у лебедки. Выборка ваеров происходит ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ хода судна, идущего обратным путем и именно только путем, а не курсом, так как иногда тече­ нием и ветром траулер сносит на довольно большое расстояние. Такой способ позволяет сохранить не только доски и оснастку трала, но и большую часть сетей. С. ЕД ЕМ СКИИ , начальник отряда учебных судов. Некоторые вопросы, связанные с подъемом больших уловов на траулерах с кормовым тралением В последнее время, несмотря на то, что опыт работы на траулерах с к-о^мовым тралением увеличил­ ся, участились случаи разрыва мешков от больших уловов при всплытии и обрыва их во время подъема по слипу. Большую рабо­ ту по ликвидации указанных яв­ лений проделал старший мастер по добыче траулера «Гоголь» Фе­ дор Николаевич Рязанов. Благо­ даря целому ряду его предложе­ ний, которые были применены на корабле, а также разработанной технике подъема больших уловов, мы не имели ни одного лопнув­ шего и ни одного оборванного мешка с уловом. На судне зафик­ сирован случай подъема при шти­ левой погоде улова, из которого вышло 24 тошны готовой продук­ ции. Перед тем, как приступить к описанию самой техники подъе­ ма, необходимо выяснить, почему имеют место указанные явления. Было замечено еще на борто­ вых траулерах, что при. недоста­ точной циркуляции мешок при значительных уловах переламы­ вается. Это происходит оттого, что мешок, наполненный окунем, имея значительную плавучесть, подни­ мается на поверхность быстрее, чем поднимается трал. При отсутствии достаточной циркуляции мешок поднимается вертикально кутком вверх. Приоб­ ретая значительную инерцию, он выскакивает над поверхностью (кутком вверх) и старается при­ нять горизонтальное положение, в то время, как доски и бобинцы тянут его вниз и удерживают в вертикальном положении. Проис­ ходит перелом мешка от его соб­ ственного веса. На траулерах с кормовым тра­ лением такое явление почти от­ сутствует, так как подъем трала производится при работе машиной. Нели все же происходит перелом мешка, то это значит, что судно ма­ ло подрабатывало машиной или ра­ но сбавило обороты. Следует з а ­ метить, что при начале выборки, когда трал находится на грунте, судну дается самый малый ход вперед, но фактически судно про­ двигается не вперед, а назад. При отрыве трала от грунта при самом малом ходе вперед, а иног­ да даже при малом судно имеет такое незначительное движение вперед, что этого недостаточно. Во избежание перелома мешка можно рекомендовать следующее: при умеренной погоде и значитель­ ной глубине давать средний ход при выборе из воды 100 саженей ваера. После выхода из волы по­ следней марки ход следует сбав­ лять до малого, и доски прини­ мают на малом ходу. Только пос­ ле того, как судоводитель убе­ дился, что большого улова пег, ход сбавляют до самого малого. При подъеме трала в свежую по­ году по волнам средний ход мож­ но давать на 75 саженей, а доску принимать на самом малом ходу. При работе на малых глубинах есть смысл превратить выборку на 25 саженей и некоторое время по­ работать машиной. Указанные ме­ ры позволят полностью избежать перелома мешка с большим-уло­ вом при всплытии трала. Дальнейшие повреждения меш­ ка происходят у слипа. Они вы­ зываются двумя причинами. При обильном улове на волне эа счет того, что часть улова на­ ходится на слипе, а большая часть в воде, происходит перелом мешка в районе торца (конца) слипа. Этого можно избежать следу ющи ми мероприяти ями: а) удлинить на 3—4 мегра рубаш­ ку мешка; б) не подбирать мешок с уловом далеко на слип, а остав­ лять свободное пространство в мешке между слипом и рыбой. Если улов настолько большой, что пустого пространства в мешке не остается и еще значительная часть улова находится на слипе, делают, следующим образом. Подобрав максимально мешок на слип, стравливают его в воду. Та ­ кую операцию производят не­ сколько раз. В результате этого у торца слипа обра­ зуется пустое пространство между уловом, оставшимся на слипе и в мешке. После этого мешок мак­ симально стравливают в воду и подготавливают к подъему. Второй причиной, вызывающей повреждение мешка, , являются траловые доски, которые цепля­ ются за мешок и рвут его. Это по­ вреждение можно избежать, при­ поднимая подветренную доску джильсоном. Подъем больших уловов должен производиться с ' застопоренной машиной и обязательно лагом. Тогда подъем кормы судна на волне будет происходить одновре­ менно с мешком. Дальнейший обрыв мешка про­ исходит во время самого подъе­ ма. На «Гоголе» было замечено, что во время подъема лопаются вытяжной конец или скоба, сое­ диняющая его с гаком. Реже ло­ паются стропы. Обрыв вытяжного конца, скобы или стропа проис­ ходит в момент, когда мешок от­ рывается от воды. Как только лопнула одна из указанных дета­ лей, мешок под своей тяжестью резко идет, в воду. Происходит сильный рывок на топенанты, ко­ торые в свою очередь лопаются, и мешок, не удерживаемый бо­ лее ничем, разрывает сетное по­ лотно и уходит за борг. Д л я - и з ­ бежания этого явления необходи­ мо произвести некоторые перево­ оружения трала и мешка. Перевооружение клячевки. Для того, чтобы производить подъем трала , не используя вытяжные концы между кабелем и бобин- цем, вставляется гак с траловых досок. Гак крепится скобой j> штоку боГмиша, а цепляется в гужик, который вроще-н в ско­ бу, взятую, за вертлюг кабеля. Этой же скобой крепится переход­ ной 18-миллиметровый конец дли­ ной в 2 метра 30 сантиметров. В скобу, . соединяющую бобинец и коромысло, вращивается гужик. В нижнем плече коромысла кре­ пится скоба, через которую сво­ бодно пропущен голый грунт роя, соединенный другой скобой с пе­ реходным концом (спайкой в сто­ рону грунтропа). Для соединения кабеля с кля-. чевкой во время спуска и подъе­ ма трала ставится сдвоенная от­ тяжка (рис. 2 ), которая одним своим концом крепится к фунда­ менту лебедки, вторым — к пере­ крытию над палубой впереди ко­ робки. В месте соединения этой оттяжки ставится глаголь-гак.. Когда клячевка подойдет в район глаголь-гака, глаголь-гак соеди- няется с гужнком, закрепленным между бобинцем и коромыслом, после чего стравливается кабель, при этом все усилие ложится на оттяжки, потом отсоединяют сое* динительный гак и выбирают ка ­ бель, который за собой потянет переходной конец, а тот, в свою очередь, — голый грунтроп. Спускают трал в обратном по* рядке. Следует заметить, что ука-» занное приспособление дает воз- мож ность примен.и гь удл инениы в грунтропы. В мае на траулере «Гоголь» по нашему предложению были прове­ ден ы испытани я у длинени ых грунтропов длиной 30 метров. Ис­ пытания показали, что вертикаль­ ное раскрытие трала увеличилось с 2—2,5 метра до 5,5—6,0 метров при скорости траления в 3,5—3,6 мили; при скорости в 2.8 —3,0 ми­ ли вертикальное раскрытие не превышало 2,5 метра. Нам ка ­ жется, что промысловому отделу, и экспериментальной базе необхо-< димо довести эти испытания до конца и определить также гори­ зонтальное раскрытие трала. Удлиненными грунтропами мы работали в районе Лабрадора , а‘ также в течение 7 дней на К иль-i динской банке. Задержки в рабоч- те никакой не было. А. СЕМЕНОВ , капитан- директор траулера «Го­ голь». (Окончание следует). 30 июля 1959 г. 3 стр*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz