Рыбный Мурман. 1959 г. Июль.
На танкере образцовый п о р я д о к Еа танкере «Джамрат» транс портно-буксирного флота рыбно го порта царит сейчас трудовой подъем* Воодушевленный исто рическими решениями XXI съезда нашей родной партии и июньского Пленума ЦК КПСС, его коллектив борется за право носить высокое звание экипажа коммунистического труда. Во вторим квартале этого года мо ряки «Джамрап» значительно перевыполнили задание. За это время ими было перевезено 13324 тонны груза и снабжено 179 промысловых кораблей. Огромное внимание уделяется на танкере правильной техниче ской эксплуатации судна и его механизмов. С I -го июля у нас проводится общественный смотр технической эксплуатации и технического состояния судна. На общем собрании моряков были обсуждены и выдвинуты канди даты в члены комиссии по про ведению общественного смотра. Капитан корабля утвердил эти кандидатуры. Комиссию возглав ляет старший механик танкера 'коммунист TUB. Фролов, ОДИН из лучших рационализаторов наше го порта. Был составлен подробный план обследования корпуса судна, трюмов, танков, судовой машины, радиооборудования, донкерман- ского хозяйства и т. д. В проведение общественно- технического смотра включились все члены экипажа. Весь ко рабль тщательно обследован. Моряки выявили дефекты в су довом хозяйстве и определили сроки их устранения. Многое уже сделано. Так. например, бы ло установлено, что при приеме груза на танкер из-за отсутствия патрубков с двумя специальны ми фланцами много времени уходит на присоединение шлан гов, имелись случаи потерь топ лива. Этот дефект был устранен силами личного состава корабля. В настоящее время проведение общественного смотра на ко рабле в полном разгаре. Недо статки, которые можно устра нить силами моряков, уже почти устранены. Наши передовые мат росы и мотористы взяли шефст во над новичками и малоопыт ными работниками. На танкере регулярно проводится техниче ская учеба. Проводимый во флоте общест венный смотр технического состо яния и технической эксплуатации судов позволил нам значительно улучшить свою работу. На ко рабле повысилась производитель ность труда, ликвидированы слу чаи потерь груза, улучшилось тех ническое с о с т о я н и й и техниче ская эксплуатация танкера. Во время проведения смотра в комис сию поступило уже 7 рационали заторских предложений. А. БОЙКО, боцман танкера «Джамрат». Особая зор кость, вниматель ность, точность движений требу ется .от лебедчи ка, работающего на плавбазе. Он должен хорошо знать свой меха низм, тщательно ухаживать за ним, только в этом слу чае он будет всег да послушен воле человека. Всеми этими качествами обла дает лебедчик тов. СМИРНОВ . На плавбазе «Ворку та» он плавает всего несколько рейсов, но здесь, как и прежде на «Новосибирске», он является передо виком социалисти ческого (соревнова ния. е: е: е: с: ■с На харьковском заводе «Красный Октябрь* создан новый высокопроизводитель ный пресс-автомат. Он пред назначен для изготовления об лицовочных метлахских пли ток. Агрегат рассчитан на вы пуск четырех тысяч плиток в час. НА СНИМКЕ: новый пресс- автомат. Фот охрони ка ТАСС. Еще раз о промысловых V* планшетах |« •в 1 Ш »■ IV• • I» I B I B I B I B I B I B I B I B IS J! В своей статье «О «задевах», планшетах и экономии» (см. Рыб ный Мурман» от 18 июля с. г. ред.) тов. Кикоть затронул важный вопрос обеспечения безаварийной работы судна с тралом. Потери тралов и ваеров при ведении про мысла в прибрежных районах в настоящее время очень велики. На многих траулерах несвоевре менно корректируются промысло вые планшеты. Нанося у себя на планшете «задев», многие судово дители иногда забывают сообщить о нем в промысловый отдел. Кро ме того, часто моряки, определяя место «задева», полагаются толь ко на показания компаса и, со общая неточные координаты, за ставляют картографический отдел ПИНРО ждать новых, более точ ных данных о «задеве». Вот почему флот не имеет точ ных планшетов. Совершенно правильно тов. Ки коть высказывает пожелания о том, чтобы судоводители тралово го флота дружно взялись за это важное дело и чтобы на каждом корабле имелись точные планше ты прибрежных районов Баренце ва моря. Чем быстрее и оперативнее возглавит картографический от дел ПИНРО работу по уточнению промысловых планшетов, тем бы стрее флот избавится от потерь орудий лова. Уточненные планшеты моло дым, плохо знающим прибрежные районы промысла судоводителям дадут возможность безбоязненно, успешно вести промысел, выпол няя рейсовые задания. Работникам картографического отдела института следует посе щать каждый траулер, приходя щий с моря, и вести точный учет всех задев'истых мест и мест, изо б и л у ю щ и х камнями, губкой. Ра ботники этого отдела также долж ны давать морякам новые сведе ния, по которым капитаны судов могли бы откорректировать свои планшеты. Судоводителям же следует посещать картографов и точно лованным курсам. сообщать им о своих наблюдение ях, а также корректировать план-» шеты, находящиеся на траулере, Имея двухстороннюю связь су-* доводителей и картографов, флот получит точные планшеты, по которым, определяясь секстаном: но береговым предметам иногда через 5 — 1 0 минут, совершенно безопасно можно работать с тра-* лом. Автор пишет о том, что судно, имеющее мощную машину, попа* дая на «задев», как правило, те-* ряет трал. Этого можно избежать» При работе в опасном месте на мостике должны находиться дна судоводителя. Один из них обя зан неотлучно дежурить у ма шинного телеграфа, другой — • вести траулер по рекомен-» определяя ме* сто секстаном по оереговым пред-., метам через каждые 5— 10 ми нут, так как сильные течения сбивают траулер с рекомендован ного пути. У лебедки должен стоять вахтенный мастер по до быче; стопора следует зажимать легко; в машинном отделении вахтенный механик стоит неот лучно у реверсивной машинки, а подвахтенный механик обслужи вает механизмы. При задеве тралом за грунт на до дать полный ход назад, при чем механик его дает, отвечая телеграфом яосле дачи хода. Ход должен даваться непродол жительно, но сильным рывком, чтобы мгновенно сбить инерцию траулера. В момент задева мастер но добыче отдает ленточные сто пора у лебедки. Выборка ваеров происходит ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ хода судна, идущего обратным путем и именно только путем, а не курсом, так как иногда тече нием и ветром траулер сносит на довольно большое расстояние. Такой способ позволяет сохранить не только доски и оснастку трала, но и большую часть сетей. С. ЕД ЕМ СКИИ , начальник отряда учебных судов. Некоторые вопросы, связанные с подъемом больших уловов на траулерах с кормовым тралением В последнее время, несмотря на то, что опыт работы на траулерах с к-о^мовым тралением увеличил ся, участились случаи разрыва мешков от больших уловов при всплытии и обрыва их во время подъема по слипу. Большую рабо ту по ликвидации указанных яв лений проделал старший мастер по добыче траулера «Гоголь» Фе дор Николаевич Рязанов. Благо даря целому ряду его предложе ний, которые были применены на корабле, а также разработанной технике подъема больших уловов, мы не имели ни одного лопнув шего и ни одного оборванного мешка с уловом. На судне зафик сирован случай подъема при шти левой погоде улова, из которого вышло 24 тошны готовой продук ции. Перед тем, как приступить к описанию самой техники подъе ма, необходимо выяснить, почему имеют место указанные явления. Было замечено еще на борто вых траулерах, что при. недоста точной циркуляции мешок при значительных уловах переламы вается. Это происходит оттого, что мешок, наполненный окунем, имея значительную плавучесть, подни мается на поверхность быстрее, чем поднимается трал. При отсутствии достаточной циркуляции мешок поднимается вертикально кутком вверх. Приоб ретая значительную инерцию, он выскакивает над поверхностью (кутком вверх) и старается при нять горизонтальное положение, в то время, как доски и бобинцы тянут его вниз и удерживают в вертикальном положении. Проис ходит перелом мешка от его соб ственного веса. На траулерах с кормовым тра лением такое явление почти от сутствует, так как подъем трала производится при работе машиной. Нели все же происходит перелом мешка, то это значит, что судно ма ло подрабатывало машиной или ра но сбавило обороты. Следует з а метить, что при начале выборки, когда трал находится на грунте, судну дается самый малый ход вперед, но фактически судно про двигается не вперед, а назад. При отрыве трала от грунта при самом малом ходе вперед, а иног да даже при малом судно имеет такое незначительное движение вперед, что этого недостаточно. Во избежание перелома мешка можно рекомендовать следующее: при умеренной погоде и значитель ной глубине давать средний ход при выборе из воды 100 саженей ваера. После выхода из волы по следней марки ход следует сбав лять до малого, и доски прини мают на малом ходу. Только пос ле того, как судоводитель убе дился, что большого улова пег, ход сбавляют до самого малого. При подъеме трала в свежую по году по волнам средний ход мож но давать на 75 саженей, а доску принимать на самом малом ходу. При работе на малых глубинах есть смысл превратить выборку на 25 саженей и некоторое время по работать машиной. Указанные ме ры позволят полностью избежать перелома мешка с большим-уло вом при всплытии трала. Дальнейшие повреждения меш ка происходят у слипа. Они вы зываются двумя причинами. При обильном улове на волне эа счет того, что часть улова на ходится на слипе, а большая часть в воде, происходит перелом мешка в районе торца (конца) слипа. Этого можно избежать следу ющи ми мероприяти ями: а) удлинить на 3—4 мегра рубаш ку мешка; б) не подбирать мешок с уловом далеко на слип, а остав лять свободное пространство в мешке между слипом и рыбой. Если улов настолько большой, что пустого пространства в мешке не остается и еще значительная часть улова находится на слипе, делают, следующим образом. Подобрав максимально мешок на слип, стравливают его в воду. Та кую операцию производят не сколько раз. В результате этого у торца слипа обра зуется пустое пространство между уловом, оставшимся на слипе и в мешке. После этого мешок мак симально стравливают в воду и подготавливают к подъему. Второй причиной, вызывающей повреждение мешка, , являются траловые доски, которые цепля ются за мешок и рвут его. Это по вреждение можно избежать, при поднимая подветренную доску джильсоном. Подъем больших уловов должен производиться с ' застопоренной машиной и обязательно лагом. Тогда подъем кормы судна на волне будет происходить одновре менно с мешком. Дальнейший обрыв мешка про исходит во время самого подъе ма. На «Гоголе» было замечено, что во время подъема лопаются вытяжной конец или скоба, сое диняющая его с гаком. Реже ло паются стропы. Обрыв вытяжного конца, скобы или стропа проис ходит в момент, когда мешок от рывается от воды. Как только лопнула одна из указанных дета лей, мешок под своей тяжестью резко идет, в воду. Происходит сильный рывок на топенанты, ко торые в свою очередь лопаются, и мешок, не удерживаемый бо лее ничем, разрывает сетное по лотно и уходит за борг. Д л я - и з бежания этого явления необходи мо произвести некоторые перево оружения трала и мешка. Перевооружение клячевки. Для того, чтобы производить подъем трала , не используя вытяжные концы между кабелем и бобин- цем, вставляется гак с траловых досок. Гак крепится скобой j> штоку боГмиша, а цепляется в гужик, который вроще-н в ско бу, взятую, за вертлюг кабеля. Этой же скобой крепится переход ной 18-миллиметровый конец дли ной в 2 метра 30 сантиметров. В скобу, . соединяющую бобинец и коромысло, вращивается гужик. В нижнем плече коромысла кре пится скоба, через которую сво бодно пропущен голый грунт роя, соединенный другой скобой с пе реходным концом (спайкой в сто рону грунтропа). Для соединения кабеля с кля-. чевкой во время спуска и подъе ма трала ставится сдвоенная от тяжка (рис. 2 ), которая одним своим концом крепится к фунда менту лебедки, вторым — к пере крытию над палубой впереди ко робки. В месте соединения этой оттяжки ставится глаголь-гак.. Когда клячевка подойдет в район глаголь-гака, глаголь-гак соеди- няется с гужнком, закрепленным между бобинцем и коромыслом, после чего стравливается кабель, при этом все усилие ложится на оттяжки, потом отсоединяют сое* динительный гак и выбирают ка бель, который за собой потянет переходной конец, а тот, в свою очередь, — голый грунтроп. Спускают трал в обратном по* рядке. Следует заметить, что ука-» занное приспособление дает воз- мож ность примен.и гь удл инениы в грунтропы. В мае на траулере «Гоголь» по нашему предложению были прове ден ы испытани я у длинени ых грунтропов длиной 30 метров. Ис пытания показали, что вертикаль ное раскрытие трала увеличилось с 2—2,5 метра до 5,5—6,0 метров при скорости траления в 3,5—3,6 мили; при скорости в 2.8 —3,0 ми ли вертикальное раскрытие не превышало 2,5 метра. Нам ка жется, что промысловому отделу, и экспериментальной базе необхо-< димо довести эти испытания до конца и определить также гори зонтальное раскрытие трала. Удлиненными грунтропами мы работали в районе Лабрадора , а‘ также в течение 7 дней на К иль-i динской банке. Задержки в рабоч- те никакой не было. А. СЕМЕНОВ , капитан- директор траулера «Го голь». (Окончание следует). 30 июля 1959 г. 3 стр*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz