Рыбный Мурман. 1959 г. Июль.

На передовом, краснознаменном Комсомолец Николай Алексеевич Барков — молодой капитан. Одна­ ко на траловом флоте о нем отзываются с ува­ жением. А заслужил он это уважение плодотвор­ ной работой на траулере «Валерий Чкалов». С приходом Николая Баркова на этот корабль здесь резко повысилась производительность труда, экипаж значи­ тельно увеличил уловы. Закончив с превышением план прошлогр года, коллектив ♦В. Чкалова» успешно трудится и теперь. Он одним из первых выполнил полугодовую программу и сейчас уже «находится ■накануне завершения плана первого года семилетки. Последнее плавание, из которого на днях возвратился «В. Чка­ лов», проходило в сложных условиях. Работали в райоте норвеж­ ских берегов, где задеви-стые, каменистые грунты. Кроме того, нор­ мальному промыслу мешали частые туманы Да и рыба вела себя очень подвижно. Вот здесь-то и пригодились любознательность и трудолюбие молодого капитана. Еще в прошлые годы, будучи старшим помощ­ ником капитана, тов. Барков внимательно следил за работой своих учителей, составлял для себя планшеты тех районов лова, где было трудно работать. И сейчас, во время тумана, когда невозможно было делать астрономические определения,* Николай Алексеевич успешно пользовался своими старыми планшетами, добиваясь по­ вышения уловов. — На многих кораблях, в зависимости от грунтовых условий, перевооружают лижнюю подбору трала и уменьшают время трале­ ний, — рассказывает тов. Барков, — Мы же этого не делаем. Под­ бора у -нас всегда вооружена одинаково. По центру ее поставлено пять 500-миллиметровых бобтниев и на каждый из них да.н груз но 32 килограмма. По крыльям подборы набиты по три 500-милли­ метровых и по два 400-миллиметровых бобинца. К 500-миллимет­ ровым бобинцам дан груз по 32 килограмма на каждый, как и на центре подборы, а к 400-миллиметровым бобинцам поставлены только резиновые прокладки и цепки. При таком вооружении под­ боры мы тралируем на плохих грунтах по 2—2,5 часа, чем доби­ ваемся увеличения суточного режима траления, не имеем больших повреждений сетного полотна и берем хорошие уловы рыбы. С большой трудовой победой возвратился с промысла экипаж траулера «В Чкалов». Преодолев все трудности, он добыл 120 тонн рыбы при рейсовом задании 80 тонн, изготовил 10,5 тысячи банок консервов, в полтора раза больше плана. Весь экипаж трудился с удвоенной энергией, стремясь делом от­ ветить на решения июньского Пленума Ц К КПСС. Без посторонней помощи каждая вахта успевала обрабатывать до двух тонн трески и окуня. Особенно отличились в .рейсе старший мастер -по добыче тов. Меркулов, засольщик тов. Насриев, матросы тт. Кривошее в, Васильев, Лимаренко, второй механик тов. Розов, кочегар тов. Прокопенко. На правильном и верном пути стоит экипаж траулера «В. Чка­ лов». С четвертого квартала 1958 года он удерживает у себя пере­ ходящее Красное знамя управления и базового комитета профсо­ юза тралового флота — награду за самоотверженный труд. Пожелаем же передовому, краснознаменному коллективу ко­ рабля идти только вперед, к победе! Б. ЧЕРВОВ. О более эффективной работе рефрижераторных траулеров Концентрации морского окуня на банке Флемиш-кап, в районе Ньюфаундленда и у Лабрадора отличались с начала года высокой плотностью и устойчивостью. К тивных районах является перво­ очередной задачей. Второй, не менее важной, зада­ чей является изыскание путей снижения себестоимости добычи ухудшению промысловой обета- рыбы за счет уменьшения факти- новки во второй половине мая ческих затрат на единицу рыбо- атого года Флот не был подготов- продукции. Большой удельный лен, потому что промысловой вес в себестоимости добычи рыбы группе судов был придан только занимают затраты по износу се- один поисковый корабль, а орга- тей и промыслового вооружения, низация поиска промысловыми ко- Однако промысловый отдел тра- раблям» зависела от инициативы лового флота до сих пор не име- капитанов. Рекомендаций и про­ гнозов о дальнейшем состоянии сырьевой базы в новых районах не было. Отсутствие научной ин­ формации и подробных данных о районе Лабрадора создало мнение у многих капитанов о том, что рыба может появиться здесь в больших количествах снова, а ет единых установленных норм износа капроновых сетей. Грун­ товые условия отдаленных райо­ нов относятся к тяжелым, но при применении передовых методов промыслового судовождения, свое­ временного предупреждения обры­ вов орудий лова на задевах, тща­ тельном ремонте, уходе и хране- ОО Собрание рационализаторов рыбного порта На днях состоялось собрание рационализаторов и изобрета­ телей рыбного порта. С док­ ладом об итогах работы но­ ваторов и задачах, стоящих пе­ ред ними в свете решений июньского Пленума ЦК КПСС, вы­ ступил главный инженер порта Т:1й. ИХИЛЬЧИК. За первое полугодие портовики внесли более 150 рационализа­ торских предложений, из которых около 100 внедрено в производ­ ство с экономическим аффектом 137,5 тысячи рублей. Особенно активными новаторами проявили себя крановщик тов. Сапожников, механик тов. Дударев, бригадир слесарей тов. Власов, кузнец тов. Разин и другие. Докладчик отметил также, что в рационализаторской работе пор- та есть существенные недостат­ ки. Из многочисленного коллек­ тива в рационализации и изобре­ тательстве принимают участие всего 116 человек. Если за шесть месяцев этого года моряки транс­ портно-буксирного флота подали 4S рационализаторских предло­ жений, то от коллектива капитан­ ской службы порта не получено ни одного предложения. В цехах, на участках и транспортно-бук­ сирных судах очень редко прово­ дятся лекции на технические те­ мы, почти совершенно не органи­ зуются выставки и витрины, по­ священные рационализации и изобретательству. Если и есть где . наглядная агитация, то она устарела и требует замены. В прениях но докладу тов. Кхильчика выступили начальник первого участка порта тов. Тимо­ феев, боцман танкера «Джамрат» тов. Бойко, инженер группы ме­ ханизации первого участка тов. Жохов, начальник порта тов. Тисленко и другие. Они призвали портовиков активизировать раци­ онализаторскую работу, повысить роль технического кабинета, орга­ низовать в цехах и на участках комплексные бригады для повы­ шения производительности труда и улучшения качества работы. Инженер по технике безопасно­ сти порта тов. Ромашкин дал сло­ во, что он до конца года внесет пять рационализаторских предло­ жений, и призвал всех присутст­ вующих последовать его примеру. В принятом решении рациона­ лизаторы и изобретатели порта наметили конкретные мероприя­ тия по улучшению своей работы. Н. Ж УКОВ , диспетчер автобазы рыбно­ го порта. резкое падение уловов кратковре- нии можно добиться значительной менно. Эта средняя теория «большой рыбы» заставила капитанов ос­ новной группы промысловых ко­ раблей держаться малых уловов (по 0,5 тонны) от 5 до 10 суток. Сырьевая база на банке Флемиш- кап у* Большой Ньюфаундлендской банке была значительно лучше. Здесь суточные уловы колебались от 15 до 25 тонн. Предположе­ ние, что северные промысловые районы будут забиты сплошными льдами в мае— июне, не подтвер­ дились. Плавучий лед затруднял экономии за счет увеличения сро­ ков службы орудий лова но вре­ мени. - ^ Очень трудоемким является процесс «дележки» больших уло­ вов на палубе рефрижераторного траулера. На траулере «Сталина- бад» эта работа значительно об­ легчена и ускорена применением грузовой дележной сетки. При применении сетки экономия вре­ мени* составляет 30— 40 минут, исключается деформация и порыв сетного мешка, грузовые стрелы не испытывают предельных на- работу, но не делал ее невозмож- грузок. Нормы износа ваеров ной, причем южнее параллели 52 градусов северной широты на­ блюдались только отдельные льдины и айсберги. Однако ску­ ченность большой группы кораб­ лей снижала концентрацию рыбы, и у наших промысловиков появи­ лась тенденция ловить «свою» рыбу. Некоторые корабли выхо- OJEpeAe.TMOTCH количеством часив траления. Зта установка не полностью соответствует действительному нормированию износа. Если взять траулер, который работает на глубинах 100— 200 метров, и рефрижераторные траулеры, ко­ торые работают на глубинах до дили из промысловой группы, на- 500— 600 метров, то износ вае- ходили лучшие концентрации ры- ров у последних будет в 2— 3 ра­ бы, но в промысловой сводке их капитаны действительных уловов не показывали. Эти ложные сведения об уло­ вах создавали неправильную ори­ ентацию в направлении поиско­ вой работы, а такл;е заставляли удерживаться основную группу судов на худших концентрациях рыбы. Резкое падение уловов по­ требовало от промысловиков из­ менения режима промысловой ра­ боты. Неподготовленность некото­ рых капитанов к новой -обстанов­ ке сразу же сказалась на суточ­ ных уловах. Необходимо было срочно повысить технику добычи рыбы, беспечное отношежх* к ко­ торой наблюдалось в период хо­ рошей сырьевой базы. Из сказанного видно, что для более эффективной работы рефри­ жераторных траулеров, вопрос лучшей организации промысла, промысловой разведки и научных исследований в новых перспек- Уже много лет плавает кочегаром на траулере «Шсксна» тов. СУ- ЛОЕБ . Он всегда держит пар «на марке». за больше. Отсюда напрашивается вывод, что нормы износа ваеров нужно дополнительно дифферен­ цировать на глубину траления. Очень велики затраты на ре­ монт промысловых кораблей, хо­ тя качество ремонта зачастую бы­ вает низким. Необходимы единые, твердые цены на ремонт одно­ типных агрегатов, узлов и дета­ лей. Сведения о ценах следует довести до администрации кораб­ лей, чтобы можно было вести учет затрат по ремонту. Это по­ высит ответственность экипажей кораблей за приемку качества ре­ монта и избавит от непроизводи­ тельных излишеств в ремонте. Тот же траулер «Сталинабад» имел перерасход средств по ре­ монту за 1958 год 67 тысяч руб­ лей, хотя -внепланового ремонта не было, и многое было сделано своими силами При подведении годовых итогов было выяснено, что установка на траулере новой схемы спуска— подъема трала стоила около 50 тысяч рублей. Почему-то плановики отнесли эти затраты только на одно судно, хо­ тя идея постановки новой схемы принадлежала экспериментальной базе тралового флота, и затраты долины быть отнесены за счет экспериментальных работ. Поми­ мо того, что судно на полмесяца было выведено из промысловой эксплуатации, эти непредвиден­ ные издержки за счет ремонта имели свое влияние на показате­ ли работы за год. К сожалению, случаи непра­ вильного учета затрат не единич­ ны. Производительность рыбо­ мучной установки, работающей но новому технологическому режиму, далеко не достаточна для выра­ ботки рыбной муки. При обработ­ ке 30— 40 тонн рыбы можно без ошибки сказать, что 30— 50 про­ центов рыбьих голов и яшросо- 1 держащих отходов выбрасывается. Для достижения полной пере­ работки рыбных отходов требует* ся увеличить пропускную способ-* ность установки за счет улучше­ ния существующего технологиче­ ского режима или же разработать новую технологию обработки. За последнее время рефрижераторны­ ми траулерами значительно сни­ жен процент сдачи прилова к об-» щему грузу рыбопродукции. Объ­ ясняется это следующими причи­ нами. При хорошей сырьевой ба« зе, при полной загруженности ра­ ботой рыбофабрики рыба другого ассортимента нарушает ритмич­ ность работы. Обработка прилова отвлекает часть рыбообработчиков от общего производства и снижа­ ет выработку смены. Низкие сдаточные цены прило­ ва и трудность доставки его на местный рынок с участием судо­ вой команды являются серьезным препятствием для увеличения ко­ личества прилова. Отделу обра­ ботки тралового флота нужно во­ время обеспечивать транспортом разгружающиеся корабли для сдачи прилова, чтобы не было за­ держки отхода кораблей в море из-за несвоевременного начисле­ ния заработной платы по той же причине. Также необходимо по­ высить ответственность команд­ ного состава кораблей за сбор и обработку прилова во время про­ мысла. Это даст государству до-« полнительные десятки тонн рыбо­ продукции. Важным источником в режиме экономии является рост производительности труда. Для этого в первую очередь нужна всесторонняя механизация и ав­ томатизация процессов добычи и обработки рыбы. Однако внедре­ ние новой техники идет медленно* Имеются патенты на изобретения автомата включения траловых до­ сок при кормовом тралении, при­ бора контроля натяжения ваеров и ряд других, но все эти дости­ жения техники не нашли еще се­ бе применения в промысловом Флоте. Передача передовых ме­ тодов, повышающих производи­ тельность труда, иногда представ­ ляет большую сложность. Приме­ ром может служить опять траулер «Сталинабад». Здесь почти два года разделывают морского оку­ ня двухсторонними ножами и каж­ дый рыбообработчик отделяет го­ лову рыбы сам. Работа ножом, заточенным с двух сторон, позво­ ляет одним движением отделить голову рыбы, а обратным движе­ нием вспороть тушку рыбы и удалить внутренности. Произво­ дительность труда при таком спо­ собе обработки повышается на 20 процентов, так как высвобожда­ ются рыбообработчики, отделяю­ щие головы рыбы. Освоение это­ го способа обработки рыбы пред­ ставляет некоторую трудность и требует определенных навыков и тренировки. Но после его освоения резуль­ таты по увеличению выработки рыбопродукции не замедлят ска­ заться. Так, на траулере «Стали­ набад» одними только комплекс­ ными сменами при хорошем ас­ сортименте рыбы обрабатывается и укладывается в трюмы судна от 35 до 40 тонн готовой продукции в сутки. Таким образом, широкое распространение передового опы­ та, быстрейшая разработка и внедрение новой техники, сокра­ щение затрат на ремонт, орудия лова, топлива, совершенствовав ние технологического процесса —•4 таковы основные пути более эф-^ фективной работы рефрижератор-* ных траулеров. А. КАРАПУЗОВ , старший помощник капитана трау­ лера «Сталинабад»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz