Рыбный Мурман. 1959 г. Июль.
На передовом, краснознаменном Комсомолец Николай Алексеевич Барков — молодой капитан. Одна ко на траловом флоте о нем отзываются с ува жением. А заслужил он это уважение плодотвор ной работой на траулере «Валерий Чкалов». С приходом Николая Баркова на этот корабль здесь резко повысилась производительность труда, экипаж значи тельно увеличил уловы. Закончив с превышением план прошлогр года, коллектив ♦В. Чкалова» успешно трудится и теперь. Он одним из первых выполнил полугодовую программу и сейчас уже «находится ■накануне завершения плана первого года семилетки. Последнее плавание, из которого на днях возвратился «В. Чка лов», проходило в сложных условиях. Работали в райоте норвеж ских берегов, где задеви-стые, каменистые грунты. Кроме того, нор мальному промыслу мешали частые туманы Да и рыба вела себя очень подвижно. Вот здесь-то и пригодились любознательность и трудолюбие молодого капитана. Еще в прошлые годы, будучи старшим помощ ником капитана, тов. Барков внимательно следил за работой своих учителей, составлял для себя планшеты тех районов лова, где было трудно работать. И сейчас, во время тумана, когда невозможно было делать астрономические определения,* Николай Алексеевич успешно пользовался своими старыми планшетами, добиваясь по вышения уловов. — На многих кораблях, в зависимости от грунтовых условий, перевооружают лижнюю подбору трала и уменьшают время трале ний, — рассказывает тов. Барков, — Мы же этого не делаем. Под бора у -нас всегда вооружена одинаково. По центру ее поставлено пять 500-миллиметровых бобтниев и на каждый из них да.н груз но 32 килограмма. По крыльям подборы набиты по три 500-милли метровых и по два 400-миллиметровых бобинца. К 500-миллимет ровым бобинцам дан груз по 32 килограмма на каждый, как и на центре подборы, а к 400-миллиметровым бобинцам поставлены только резиновые прокладки и цепки. При таком вооружении под боры мы тралируем на плохих грунтах по 2—2,5 часа, чем доби ваемся увеличения суточного режима траления, не имеем больших повреждений сетного полотна и берем хорошие уловы рыбы. С большой трудовой победой возвратился с промысла экипаж траулера «В Чкалов». Преодолев все трудности, он добыл 120 тонн рыбы при рейсовом задании 80 тонн, изготовил 10,5 тысячи банок консервов, в полтора раза больше плана. Весь экипаж трудился с удвоенной энергией, стремясь делом от ветить на решения июньского Пленума Ц К КПСС. Без посторонней помощи каждая вахта успевала обрабатывать до двух тонн трески и окуня. Особенно отличились в .рейсе старший мастер -по добыче тов. Меркулов, засольщик тов. Насриев, матросы тт. Кривошее в, Васильев, Лимаренко, второй механик тов. Розов, кочегар тов. Прокопенко. На правильном и верном пути стоит экипаж траулера «В. Чка лов». С четвертого квартала 1958 года он удерживает у себя пере ходящее Красное знамя управления и базового комитета профсо юза тралового флота — награду за самоотверженный труд. Пожелаем же передовому, краснознаменному коллективу ко рабля идти только вперед, к победе! Б. ЧЕРВОВ. О более эффективной работе рефрижераторных траулеров Концентрации морского окуня на банке Флемиш-кап, в районе Ньюфаундленда и у Лабрадора отличались с начала года высокой плотностью и устойчивостью. К тивных районах является перво очередной задачей. Второй, не менее важной, зада чей является изыскание путей снижения себестоимости добычи ухудшению промысловой обета- рыбы за счет уменьшения факти- новки во второй половине мая ческих затрат на единицу рыбо- атого года Флот не был подготов- продукции. Большой удельный лен, потому что промысловой вес в себестоимости добычи рыбы группе судов был придан только занимают затраты по износу се- один поисковый корабль, а орга- тей и промыслового вооружения, низация поиска промысловыми ко- Однако промысловый отдел тра- раблям» зависела от инициативы лового флота до сих пор не име- капитанов. Рекомендаций и про гнозов о дальнейшем состоянии сырьевой базы в новых районах не было. Отсутствие научной ин формации и подробных данных о районе Лабрадора создало мнение у многих капитанов о том, что рыба может появиться здесь в больших количествах снова, а ет единых установленных норм износа капроновых сетей. Грун товые условия отдаленных райо нов относятся к тяжелым, но при применении передовых методов промыслового судовождения, свое временного предупреждения обры вов орудий лова на задевах, тща тельном ремонте, уходе и хране- ОО Собрание рационализаторов рыбного порта На днях состоялось собрание рационализаторов и изобрета телей рыбного порта. С док ладом об итогах работы но ваторов и задачах, стоящих пе ред ними в свете решений июньского Пленума ЦК КПСС, вы ступил главный инженер порта Т:1й. ИХИЛЬЧИК. За первое полугодие портовики внесли более 150 рационализа торских предложений, из которых около 100 внедрено в производ ство с экономическим аффектом 137,5 тысячи рублей. Особенно активными новаторами проявили себя крановщик тов. Сапожников, механик тов. Дударев, бригадир слесарей тов. Власов, кузнец тов. Разин и другие. Докладчик отметил также, что в рационализаторской работе пор- та есть существенные недостат ки. Из многочисленного коллек тива в рационализации и изобре тательстве принимают участие всего 116 человек. Если за шесть месяцев этого года моряки транс портно-буксирного флота подали 4S рационализаторских предло жений, то от коллектива капитан ской службы порта не получено ни одного предложения. В цехах, на участках и транспортно-бук сирных судах очень редко прово дятся лекции на технические те мы, почти совершенно не органи зуются выставки и витрины, по священные рационализации и изобретательству. Если и есть где . наглядная агитация, то она устарела и требует замены. В прениях но докладу тов. Кхильчика выступили начальник первого участка порта тов. Тимо феев, боцман танкера «Джамрат» тов. Бойко, инженер группы ме ханизации первого участка тов. Жохов, начальник порта тов. Тисленко и другие. Они призвали портовиков активизировать раци онализаторскую работу, повысить роль технического кабинета, орга низовать в цехах и на участках комплексные бригады для повы шения производительности труда и улучшения качества работы. Инженер по технике безопасно сти порта тов. Ромашкин дал сло во, что он до конца года внесет пять рационализаторских предло жений, и призвал всех присутст вующих последовать его примеру. В принятом решении рациона лизаторы и изобретатели порта наметили конкретные мероприя тия по улучшению своей работы. Н. Ж УКОВ , диспетчер автобазы рыбно го порта. резкое падение уловов кратковре- нии можно добиться значительной менно. Эта средняя теория «большой рыбы» заставила капитанов ос новной группы промысловых ко раблей держаться малых уловов (по 0,5 тонны) от 5 до 10 суток. Сырьевая база на банке Флемиш- кап у* Большой Ньюфаундлендской банке была значительно лучше. Здесь суточные уловы колебались от 15 до 25 тонн. Предположе ние, что северные промысловые районы будут забиты сплошными льдами в мае— июне, не подтвер дились. Плавучий лед затруднял экономии за счет увеличения сро ков службы орудий лова но вре мени. - ^ Очень трудоемким является процесс «дележки» больших уло вов на палубе рефрижераторного траулера. На траулере «Сталина- бад» эта работа значительно об легчена и ускорена применением грузовой дележной сетки. При применении сетки экономия вре мени* составляет 30— 40 минут, исключается деформация и порыв сетного мешка, грузовые стрелы не испытывают предельных на- работу, но не делал ее невозмож- грузок. Нормы износа ваеров ной, причем южнее параллели 52 градусов северной широты на блюдались только отдельные льдины и айсберги. Однако ску ченность большой группы кораб лей снижала концентрацию рыбы, и у наших промысловиков появи лась тенденция ловить «свою» рыбу. Некоторые корабли выхо- OJEpeAe.TMOTCH количеством часив траления. Зта установка не полностью соответствует действительному нормированию износа. Если взять траулер, который работает на глубинах 100— 200 метров, и рефрижераторные траулеры, ко торые работают на глубинах до дили из промысловой группы, на- 500— 600 метров, то износ вае- ходили лучшие концентрации ры- ров у последних будет в 2— 3 ра бы, но в промысловой сводке их капитаны действительных уловов не показывали. Эти ложные сведения об уло вах создавали неправильную ори ентацию в направлении поиско вой работы, а такл;е заставляли удерживаться основную группу судов на худших концентрациях рыбы. Резкое падение уловов по требовало от промысловиков из менения режима промысловой ра боты. Неподготовленность некото рых капитанов к новой -обстанов ке сразу же сказалась на суточ ных уловах. Необходимо было срочно повысить технику добычи рыбы, беспечное отношежх* к ко торой наблюдалось в период хо рошей сырьевой базы. Из сказанного видно, что для более эффективной работы рефри жераторных траулеров, вопрос лучшей организации промысла, промысловой разведки и научных исследований в новых перспек- Уже много лет плавает кочегаром на траулере «Шсксна» тов. СУ- ЛОЕБ . Он всегда держит пар «на марке». за больше. Отсюда напрашивается вывод, что нормы износа ваеров нужно дополнительно дифферен цировать на глубину траления. Очень велики затраты на ре монт промысловых кораблей, хо тя качество ремонта зачастую бы вает низким. Необходимы единые, твердые цены на ремонт одно типных агрегатов, узлов и дета лей. Сведения о ценах следует довести до администрации кораб лей, чтобы можно было вести учет затрат по ремонту. Это по высит ответственность экипажей кораблей за приемку качества ре монта и избавит от непроизводи тельных излишеств в ремонте. Тот же траулер «Сталинабад» имел перерасход средств по ре монту за 1958 год 67 тысяч руб лей, хотя -внепланового ремонта не было, и многое было сделано своими силами При подведении годовых итогов было выяснено, что установка на траулере новой схемы спуска— подъема трала стоила около 50 тысяч рублей. Почему-то плановики отнесли эти затраты только на одно судно, хо тя идея постановки новой схемы принадлежала экспериментальной базе тралового флота, и затраты долины быть отнесены за счет экспериментальных работ. Поми мо того, что судно на полмесяца было выведено из промысловой эксплуатации, эти непредвиден ные издержки за счет ремонта имели свое влияние на показате ли работы за год. К сожалению, случаи непра вильного учета затрат не единич ны. Производительность рыбо мучной установки, работающей но новому технологическому режиму, далеко не достаточна для выра ботки рыбной муки. При обработ ке 30— 40 тонн рыбы можно без ошибки сказать, что 30— 50 про центов рыбьих голов и яшросо- 1 держащих отходов выбрасывается. Для достижения полной пере работки рыбных отходов требует* ся увеличить пропускную способ-* ность установки за счет улучше ния существующего технологиче ского режима или же разработать новую технологию обработки. За последнее время рефрижераторны ми траулерами значительно сни жен процент сдачи прилова к об-» щему грузу рыбопродукции. Объ ясняется это следующими причи нами. При хорошей сырьевой ба« зе, при полной загруженности ра ботой рыбофабрики рыба другого ассортимента нарушает ритмич ность работы. Обработка прилова отвлекает часть рыбообработчиков от общего производства и снижа ет выработку смены. Низкие сдаточные цены прило ва и трудность доставки его на местный рынок с участием судо вой команды являются серьезным препятствием для увеличения ко личества прилова. Отделу обра ботки тралового флота нужно во время обеспечивать транспортом разгружающиеся корабли для сдачи прилова, чтобы не было за держки отхода кораблей в море из-за несвоевременного начисле ния заработной платы по той же причине. Также необходимо по высить ответственность команд ного состава кораблей за сбор и обработку прилова во время про мысла. Это даст государству до-« полнительные десятки тонн рыбо продукции. Важным источником в режиме экономии является рост производительности труда. Для этого в первую очередь нужна всесторонняя механизация и ав томатизация процессов добычи и обработки рыбы. Однако внедре ние новой техники идет медленно* Имеются патенты на изобретения автомата включения траловых до сок при кормовом тралении, при бора контроля натяжения ваеров и ряд других, но все эти дости жения техники не нашли еще се бе применения в промысловом Флоте. Передача передовых ме тодов, повышающих производи тельность труда, иногда представ ляет большую сложность. Приме ром может служить опять траулер «Сталинабад». Здесь почти два года разделывают морского оку ня двухсторонними ножами и каж дый рыбообработчик отделяет го лову рыбы сам. Работа ножом, заточенным с двух сторон, позво ляет одним движением отделить голову рыбы, а обратным движе нием вспороть тушку рыбы и удалить внутренности. Произво дительность труда при таком спо собе обработки повышается на 20 процентов, так как высвобожда ются рыбообработчики, отделяю щие головы рыбы. Освоение это го способа обработки рыбы пред ставляет некоторую трудность и требует определенных навыков и тренировки. Но после его освоения резуль таты по увеличению выработки рыбопродукции не замедлят ска заться. Так, на траулере «Стали набад» одними только комплекс ными сменами при хорошем ас сортименте рыбы обрабатывается и укладывается в трюмы судна от 35 до 40 тонн готовой продукции в сутки. Таким образом, широкое распространение передового опы та, быстрейшая разработка и внедрение новой техники, сокра щение затрат на ремонт, орудия лова, топлива, совершенствовав ние технологического процесса —•4 таковы основные пути более эф-^ фективной работы рефрижератор-* ных траулеров. А. КАРАПУЗОВ , старший помощник капитана трау лера «Сталинабад»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz