Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.

Штормоустойчивый дрифтерный порядок Л Д Н И М из недостатков дриф- ма, подрабатывать машиной, де- новного буя (стравлен воздух или ти, номер нитки и материал). С " терного лова сельди в Се- лать кратковременные дрейфы с оторвало буй) в работу вступает этой точки зрения наилучшими верной Атлантике является поте- небольшим количеством сетей, дополнительный буй. Вступая в будут сети, посаженные с коэффи- Ц ЕН Н О Е П Р ЕД ЛО Ж ЕН И С каждым годом все больше об-1 ря дрифтерных порядков в осен- своевременно начинать выборку работу, дополнительный буй пред- циентом посадки 0,67, т. к. на та- не-знмний период, когда сельдь сетей, увеличивать плавучесть по- от&ращает дальнейшее погруже- кую сеть расходуется сетного по- легчается с помощью механизмов образует весьма плотные концент- рядка, устраивать специальные ние основного буя. Привязка вто- лотна в жгуте на 5 м меньше по труд моряков «Мурмансельди». В рации на сравнительно неболь- окна при дрейфе на больших рого буя на дополнительном кон- длине, чем ня сеть, применяемую прошлом году на средних трауле- шой акватории. Промысел Сельди скоплениях сельди (через 4— 5 це делается с той целью*, чтобы в настоящее время. Последние рах *нашего ф10Та испытыва юсь в этих условиях требует хороших сеток ставить сеть без сетного буи не находились вместе (не со- работы П И Н Р О показывают, что J Л т р т л / производственных навыков. полотна), увеличивать прочность прикасались) н под действием улови-стость сетей с коэффициен- г ‘ сететрясных машин Основными причинами, вызы- промыслового вооружения и т. д. волны не перетирали свои поверх- том посадки 0,67 в штормовую Разных конструкции. Наиболее ваюшими потерю и потопление Все это верные замечания, но, ности. погоду ничем не хуже обычных эффективной оказалась машина дрифтерных порядков, являются как правило, учитываются онн в качестве дрифтерных буев промысловых сетей с коэффи- типа 22 5 -А. Она не только об-' следующие: далеко не всеми н не полностью. наилучшим.! будут буи из более циентом посадки 0,6. Следует об- легчает труд моряков, но и по-< 1. О Б Р Ы В С ТО Я Н О Ч Н О ГО Д л * обеслече«^*Я ПС 0 Х^ Н!“ “ J 2 T упругого * материала, чем р ы т а , Ратить ^ « и а н н е и на та*У ю зволяет быстрее выбрать дриф. ВО Ж А КА . Величина дрейфа сред- Д" " ° иа например, пластмассовые буи но таль’ что в наших Дрифтерных терныи порядок, увеличить коли- него траулера с сетями практиче- вать эти замечания в едийОМ типу норвежских. Кстати сказать, сетях п0 к Ромкам сетного т‘ чество сетей в нем, сократить еки не превышает 1 м/сек (даже комплексе, объединения которых норвежские рыбаки в настоящее на Д€лиается опушка из оолее время на освобождение сетей от г ' Т Л П ^ Т П И U t l W H D - I/ n T T I » ir n - » T D a при сильных штормах), ибо сети до сих пор не существует. время переходят к массовому при- дрифтерного порядка являются На рис. 1 представлен общий менению дрчфгерных .буев яз • ЖЯЯЖ* В Г я С,ей по " высоте, “a улвва. Однако м ш и м „мела ыбаки для лова сельди в районе существенный недостаток * сландин и острова Ян-Майен ис- ^ время эксплуатации расходова- пользуют сети, в которых опуш- лось много стального каната и ка состоит из трех ячеи. По проч- шлангов в трясильном органе. ности такие сети не уступают на- Хорошую инициативу проявил течение « ? старший мастер по добыче сред­ него траулера 4289 тов. Кон- ПИНРО. V b ПОбОйСЦ Ао полиитсльныи конец ПО 404 ЦА рис.З давать 350 м. Каждый поводец по чит надежность пон работе. Другим и основным амортизи- - 7 — , где «Мурмансельди» доказано, что — вес сельди в воде (в нашем сельдь, попавшая в сети в верх- случае равен подъемной силе пла- них слоях, может утопить дриф- ва, т. е. 4 к г ) , К — коэффициент, терный порядок, когда наступает равный 0,028. период опускания всей сельди на Подставляя значения в форму- дртфгерных “ беот^ глубину. лу, получим, что на один конец н т f у * 3. П Р И С П У С К А Н И Е И ОБ- сети приходится улов сельди Р Ы В Д Р И Ф Т Е Р Н Ы Х Б У Е В НА ИЗ- кг. Значит, предельный улов, устройством будет яв- Н Е К О ТО Р О И Ч А С ТИ П О Р Я Д - при котором сеть будет сохра- ‘ аJ pTJ3ato нз планериой КА . Во время шторма, под лей- нягь нормальное положение, бу- резинЫ) который включается в ствием волны, некоторые буи по- Дет равен 230 кг. Улов сельди стояночный вожак через 2—3 мар- рядка частично стравливают воз- свыше 230 кг вызовет погружение ки от т е на расстоЯ11ИИ дух ила обрываются совсем. В концов сети, и затем вступит в 55_ 75 м Амортизатор состоит из том участке, где оторвало дрчф- работу подъемная сила дрифтер- 5 звеньев планерной резины ш . терные буи, сети будут тонуть и ных буев на сквозном поводце. но» по 25 м каждое. Звенья чеж- возникаюшая при этом топящая Таким образом, со вступлением собой соединяются огон в огон сила будет передаваться на со- в работу буев на сквозном повод- f п^ ДеванИе Г к Т ц а В зве н е™ седине, уцелевшие буи. Однако, не подъемная сила их исполь- 6 рядов резиновых KOHUOBi к0т0. если эта топящая сила (вес сети, зуется соседними сетями, где улов рые между собо- соединяются вожака, поводцов и улова сель­ ди) больше подъемной силы буя, то последний начнет погружать­ ся. Погружаясь на глубину, буй очень быстро теряет свою подъем­ ную силу и, тем самым, увеличи­ вает т о п ящ у ю силу на последую­ щие буи. Таким образом и проис­ ходит постепенное потопление все­ го дрифтерного порядка. На потопление дрифтерного по­ рядка весьма существенное зна­ чение оказывает вес сельди при больших уловах, большой вес промыслового вооружения, каче­ ство промыслового вооружения и др. Все эти вопросы находятся в тесной взаимосвязи и поэтому лри рассмотрении вопроса о соз- ДО/ШАН (7АД5 гьнтьц I скбознои по в о л е ц трех местах В месте постановки амортизатора стояночный вожак разъединен и имеет с той и дру­ гой стороны огоны. Д ля облегче­ ния соединения амортизатора с вожаком огоны концов звеньев его соединяются бесконечным ка­ натом «Геркулес» диаметром 26 мм и длиной 1,4 м. Само сое­ динение с вожаком осуществ­ ляется. двумя соединительными скобами № б и вертлюгом сред­ него размера. Чтобы предотвра­ тить потерю дрифтерного поряд­ ка в шторм в случае обрыва ка­ кого-либо звена планерной рези­ ны, между частями стояночного вожака ставится конец каната «Геркулес» диаметром 26 мм, Новая конструкция Ленинградский научно-иссле­ довательский институт механи­ зации рыбной промышленности ведет большую работу по комп­ лексной механизации добычи и обработки сельди на средних рыболовных траулерах . Большой интерес представля­ ет оригинальная конструкция дрифтерною шпи.ая, совмещен­ ного с автоматом стояночного вожака , которая разработана этим институтом. Коне тракто­ рам удалось в существующих габаритах шпиля разместить все узлы для регулирования натяжения вожака и ибоатись одним электромотором , пвыво­ дящим в действие шпиль и ав­ томат, и одним комплектом пу - 1 сковой аппаратуры. При качке судна рызки от стояночной части вожака пере­ даются ’ стальному тросу и на барабан автомата. При рывке с усилием более 2300 килограм­ мов барабан поворачивается, и в воду стравливаегся около 20 метров троса. Это предохраня­ ет вожак от обрыва . После нескольких рывков стравливается уже 160 метров троса , а 40 метров остаются в резерве . В этот момент сраба­ тывает переключатель , соеди­ ненный цепной передачей с вер­ тикальным валом , и в работу включается электродвигатель . Одновременно замыкаются кон­ такты светового и звукового сигналов, находящихся в рубке вахтенного штурмана . Он доет малый ход вперед , и барабан обратно наматывает 160 метров троса . После этою выключает-' ся электродвигатель , и автомат снова занимает ' исходное поло­ жение. В. ВАРЯГИН, старшим редактор бюро технической информа­ ции совнархоза. П £ ГАДА.ПДАМКА ✓— -------------------- шим И ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в двух лет. В то же время сокра­ щается расход сетематериала на постройку сетей. Сети с опушкой стантинов. Он сократил в не- * в три ячеи необходимо использо- сколько раз расход материалов в как бы плавучим якорем и тор-вид схемы дрифтерного порядка пластмассы. Применение пласт- вать и в нашем рыболовстве. трясильном органе машины, при-< мозят скорость дрейфа судна. В при работе в относительно «све- массовых буев имеет существен- Нанлучшим номером нитки для менив простое приспособление* спокойную погоду натяжение во-жую» погоду и больших скопле- ные положительные особенности, изготовления хлопчатобумажных Оно устооено так* между шлан- экаха остается равномерным, но в ниях сельди. Сама схема ничем не Обычно при погружении дриф- дрифтерных сетей будет № 40/9. «свежую» погоду, в отдельные отличается от обычного дрифтер- терного буя на глубину (под дей- Это подтверждает наша пракги- моменты, натяжение на вожаке ного порядка, но оснастка его ствием на него давления воды) он ка дрифтерного промысла и прак- может резко увеличиться, что и производится несколько иначе, теряет свою подъемную силу. По- тика наших соседей-норвежцев. наблюдается на практике. Нам Сам порядок набирается обычным этому вполне понятно, что буй, н . ПЯТЕРИКИН, инженер приходилось наблюдать случаи, путем, но через каждые 3— 5 се- изготовленный из более упругого когда сила ветра была около 7 тей ставятся сквозные поводцы материала (пластмассы), будет м/сек, натяжение на вожаке было лз более прочного материала больше сопротивляться силам в среднем 300 кг, но затем под (капрон или специальный трос давления воды и в меньшей мере действием единственной крупной «Геркулес» диаметром 14 мил- терять свою подъемную силу. А волны на корпус судна натяжение лиметров). это очень важно для сохранения на вожакё сразу увеличилось до Соединение двух смежных се- порядка на плаву, величины свыше 3000 кг. Такие сквозным поводцом показано Способ оснастки голого (стоя- кратковременные увеличения на- на Рис- 2. Гужики в данном слу- ночного) вожака в штор овую тяжений на вожаке, вследствие чае должны быть изготовлены нз погоду должен быть таким, как действия на корабль внезапного геркулесовой ^ пряди. По верхней показано на рис. 1, т. е. необхо- порыва ветра и отдельных круп- подборе сетей, которые соедини- димо ставить четыре п водца (но ных волн, и вызывают обрыв во- ются сквозным поводцом, необхо- не менее трех). Длину первого жака В темное время и штормо- димо ставить^ дополнительный поводца надо брать авной дли не вую погоду при обрыве вожака, в плав подъемной ‘силой до 4 к г на буйкового поводца сети и высоте большинстве случаев, моряки те- каждую сеть. Плав необходимо сети. Остальные имеют длину пер- ряют дрифтерные порядки, а ес- ставить для того, чтобы под дей- вого поводца плюс половина дли­ ли голый вожак не имел доста- ствием веса улова сеть не сразу ны вожакового поводца. Такая точной плавучести (дрифтерных опускалась вниз и нормально постановка будет смягчать рывки, буев), то порядок затонет. улавливала сельдь Расстояние между поводцами 9 л п т п п п р н и р п dm a tp d Какой же будет предельный должно составлять по две марки, п и 1 и п л п п и с д р и ф 1с г - улов для сохранения сети в нор- а общую длину голого вожака НО ГО П О Р Я Д К А О Т У С И Л И Й , мальном положении при подъем- Р А З В И В А Е М Ы Х С Е Л Ь Д Ь Ю ной силе плава 4 кг? Допустим, П Р И П О Г Р У Ж Е Н И И Е Е НА что сельдь в сетке находится од- Г Л У Б И Н У . Известно, что в осен- ни сутки. И з опытов, проведен- не-зимяий период сельдь имеет ных П И Н Р О , известно, что отно- незначительные передвижения в шение веса сельди в воде к весу горизонтальном направлении и яр- сельди в воздухе при времени в ко выраженпые вертикальные 24 часа равно 0,028 (Пятерикин миграции. Поисковые и промыс- Н . К ., «Причины потопления дриф- ловые суда, имеющие эхолоты, в терных порядков», Рыбная пром., этот период работы фиксируют сборник № 31, 1957 г .) . Тогда утром и вечером подъем сельди в улов сельди можно выразить верхние слои и опускание ее ка в Рв глубину. Работами П И Н Р О и формулой Р = гами, одетыми на стальные кана­ ты, ставится деревянная чурка, а сквозь нее и металлические планки пропускается болт, кото­ рый закрепляется гайками (см. рис.). Таким образом, нагрузка при работе трясильного органа, в ос­ новном, передается равномерно на оба шланга в месте зажима, а не в месте сращивания каната в коушах, где он обычно изнаши­ вался. Кроме того, изношенные места шланга тов. Константинов ремонтировал в процессе эксплу­ атации. Это позволило удлинить срок службы стальных канатов и шлангов. Если раньше, при хоро­ ших уловах сельди, канаты и шланги изнашивались через 6— 7| дрейфов, то сейчас, с применение ем , указанного приспособления, трясильный орган, исправно ра-> ботает в течение 4 0— 50 дрей­ фов. Опыт эксплуатации сететряс- ной машины на среднем траулере INI 4289 необходимо распростра­ нить на все суда сельдяного фло­ та, оборудованные этими механиз­ мами. И. АХЛЫНОВ, инженср-наставник по до­ быче сельди. данни штормоустойчнвого дриф- будет значительно большим, чем длиной 20 м («проводник»), терного порядка надо учитывать в сетях со сквозным поводцом. В целях облегчения веса дриф- все причины, которые влияют на На каждом сквозном поводце не- терной сети необходимо »споль- лотопление порядка. обходимо привязывать по два зовать для нее наименьшее коли- В практике дрифтерного про- дрифтерных буя. Причем, буи чество сетного полотна по весу мысла сельди и в специальной нужно привязывать так, как по- (без ущерба уловистости и дру- литературе существует много казано на ряс. 3. гих качеств). С тем, чтобы до- ценных замечаний по ликвидацииДополнительный конец повод- биться такого результата, необхо- потопления порядка: надо отда- ца делается равным 2 м. Во время димо менять коэффициент посад- ваться от порядка во время штор- дрейфа при выходе яз строя ос- ки (не учитывая размер ячеи се- На Омском судоремонтном заводе успешно практикуется ремонт судовых дизелей в це­ ховых условиях . В результате этого резко сократилось время ремонта , улучшено качество. К навигации 1959 года предстоит отремонтировать 10 двигателеи . Н а снимке: механик-дизелист теплохода «Родина » В. Т . Пась- ко (в вер ху ) и старший мото­ рист теплохода «Ленинский комсомол» Г . А . Потылицын ремонтируют дизель 18-Д в це­ хе завода. Фото В. Липовского . Фотохроника Т АСС • ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz