Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.
Штормоустойчивый дрифтерный порядок Л Д Н И М из недостатков дриф- ма, подрабатывать машиной, де- новного буя (стравлен воздух или ти, номер нитки и материал). С " терного лова сельди в Се- лать кратковременные дрейфы с оторвало буй) в работу вступает этой точки зрения наилучшими верной Атлантике является поте- небольшим количеством сетей, дополнительный буй. Вступая в будут сети, посаженные с коэффи- Ц ЕН Н О Е П Р ЕД ЛО Ж ЕН И С каждым годом все больше об-1 ря дрифтерных порядков в осен- своевременно начинать выборку работу, дополнительный буй пред- циентом посадки 0,67, т. к. на та- не-знмний период, когда сельдь сетей, увеличивать плавучесть по- от&ращает дальнейшее погруже- кую сеть расходуется сетного по- легчается с помощью механизмов образует весьма плотные концент- рядка, устраивать специальные ние основного буя. Привязка вто- лотна в жгуте на 5 м меньше по труд моряков «Мурмансельди». В рации на сравнительно неболь- окна при дрейфе на больших рого буя на дополнительном кон- длине, чем ня сеть, применяемую прошлом году на средних трауле- шой акватории. Промысел Сельди скоплениях сельди (через 4— 5 це делается с той целью*, чтобы в настоящее время. Последние рах *нашего ф10Та испытыва юсь в этих условиях требует хороших сеток ставить сеть без сетного буи не находились вместе (не со- работы П И Н Р О показывают, что J Л т р т л / производственных навыков. полотна), увеличивать прочность прикасались) н под действием улови-стость сетей с коэффициен- г ‘ сететрясных машин Основными причинами, вызы- промыслового вооружения и т. д. волны не перетирали свои поверх- том посадки 0,67 в штормовую Разных конструкции. Наиболее ваюшими потерю и потопление Все это верные замечания, но, ности. погоду ничем не хуже обычных эффективной оказалась машина дрифтерных порядков, являются как правило, учитываются онн в качестве дрифтерных буев промысловых сетей с коэффи- типа 22 5 -А. Она не только об-' следующие: далеко не всеми н не полностью. наилучшим.! будут буи из более циентом посадки 0,6. Следует об- легчает труд моряков, но и по-< 1. О Б Р Ы В С ТО Я Н О Ч Н О ГО Д л * обеслече«^*Я ПС 0 Х^ Н!“ “ J 2 T упругого * материала, чем р ы т а , Ратить ^ « и а н н е и на та*У ю зволяет быстрее выбрать дриф. ВО Ж А КА . Величина дрейфа сред- Д" " ° иа например, пластмассовые буи но таль’ что в наших Дрифтерных терныи порядок, увеличить коли- него траулера с сетями практиче- вать эти замечания в едийОМ типу норвежских. Кстати сказать, сетях п0 к Ромкам сетного т‘ чество сетей в нем, сократить еки не превышает 1 м/сек (даже комплексе, объединения которых норвежские рыбаки в настоящее на Д€лиается опушка из оолее время на освобождение сетей от г ' Т Л П ^ Т П И U t l W H D - I/ n T T I » ir n - » T D a при сильных штормах), ибо сети до сих пор не существует. время переходят к массовому при- дрифтерного порядка являются На рис. 1 представлен общий менению дрчфгерных .буев яз • ЖЯЯЖ* В Г я С,ей по " высоте, “a улвва. Однако м ш и м „мела ыбаки для лова сельди в районе существенный недостаток * сландин и острова Ян-Майен ис- ^ время эксплуатации расходова- пользуют сети, в которых опуш- лось много стального каната и ка состоит из трех ячеи. По проч- шлангов в трясильном органе. ности такие сети не уступают на- Хорошую инициативу проявил течение « ? старший мастер по добыче сред него траулера 4289 тов. Кон- ПИНРО. V b ПОбОйСЦ Ао полиитсльныи конец ПО 404 ЦА рис.З давать 350 м. Каждый поводец по чит надежность пон работе. Другим и основным амортизи- - 7 — , где «Мурмансельди» доказано, что — вес сельди в воде (в нашем сельдь, попавшая в сети в верх- случае равен подъемной силе пла- них слоях, может утопить дриф- ва, т. е. 4 к г ) , К — коэффициент, терный порядок, когда наступает равный 0,028. период опускания всей сельди на Подставляя значения в форму- дртфгерных “ беот^ глубину. лу, получим, что на один конец н т f у * 3. П Р И С П У С К А Н И Е И ОБ- сети приходится улов сельди Р Ы В Д Р И Ф Т Е Р Н Ы Х Б У Е В НА ИЗ- кг. Значит, предельный улов, устройством будет яв- Н Е К О ТО Р О И Ч А С ТИ П О Р Я Д - при котором сеть будет сохра- ‘ аJ pTJ3ato нз планериой КА . Во время шторма, под лей- нягь нормальное положение, бу- резинЫ) который включается в ствием волны, некоторые буи по- Дет равен 230 кг. Улов сельди стояночный вожак через 2—3 мар- рядка частично стравливают воз- свыше 230 кг вызовет погружение ки от т е на расстоЯ11ИИ дух ила обрываются совсем. В концов сети, и затем вступит в 55_ 75 м Амортизатор состоит из том участке, где оторвало дрчф- работу подъемная сила дрифтер- 5 звеньев планерной резины ш . терные буи, сети будут тонуть и ных буев на сквозном поводце. но» по 25 м каждое. Звенья чеж- возникаюшая при этом топящая Таким образом, со вступлением собой соединяются огон в огон сила будет передаваться на со- в работу буев на сквозном повод- f п^ ДеванИе Г к Т ц а В зве н е™ седине, уцелевшие буи. Однако, не подъемная сила их исполь- 6 рядов резиновых KOHUOBi к0т0. если эта топящая сила (вес сети, зуется соседними сетями, где улов рые между собо- соединяются вожака, поводцов и улова сель ди) больше подъемной силы буя, то последний начнет погружать ся. Погружаясь на глубину, буй очень быстро теряет свою подъем ную силу и, тем самым, увеличи вает т о п ящ у ю силу на последую щие буи. Таким образом и проис ходит постепенное потопление все го дрифтерного порядка. На потопление дрифтерного по рядка весьма существенное зна чение оказывает вес сельди при больших уловах, большой вес промыслового вооружения, каче ство промыслового вооружения и др. Все эти вопросы находятся в тесной взаимосвязи и поэтому лри рассмотрении вопроса о соз- ДО/ШАН (7АД5 гьнтьц I скбознои по в о л е ц трех местах В месте постановки амортизатора стояночный вожак разъединен и имеет с той и дру гой стороны огоны. Д ля облегче ния соединения амортизатора с вожаком огоны концов звеньев его соединяются бесконечным ка натом «Геркулес» диаметром 26 мм и длиной 1,4 м. Само сое динение с вожаком осуществ ляется. двумя соединительными скобами № б и вертлюгом сред него размера. Чтобы предотвра тить потерю дрифтерного поряд ка в шторм в случае обрыва ка кого-либо звена планерной рези ны, между частями стояночного вожака ставится конец каната «Геркулес» диаметром 26 мм, Новая конструкция Ленинградский научно-иссле довательский институт механи зации рыбной промышленности ведет большую работу по комп лексной механизации добычи и обработки сельди на средних рыболовных траулерах . Большой интерес представля ет оригинальная конструкция дрифтерною шпи.ая, совмещен ного с автоматом стояночного вожака , которая разработана этим институтом. Коне тракто рам удалось в существующих габаритах шпиля разместить все узлы для регулирования натяжения вожака и ибоатись одним электромотором , пвыво дящим в действие шпиль и ав томат, и одним комплектом пу - 1 сковой аппаратуры. При качке судна рызки от стояночной части вожака пере даются ’ стальному тросу и на барабан автомата. При рывке с усилием более 2300 килограм мов барабан поворачивается, и в воду стравливаегся около 20 метров троса. Это предохраня ет вожак от обрыва . После нескольких рывков стравливается уже 160 метров троса , а 40 метров остаются в резерве . В этот момент сраба тывает переключатель , соеди ненный цепной передачей с вер тикальным валом , и в работу включается электродвигатель . Одновременно замыкаются кон такты светового и звукового сигналов, находящихся в рубке вахтенного штурмана . Он доет малый ход вперед , и барабан обратно наматывает 160 метров троса . После этою выключает-' ся электродвигатель , и автомат снова занимает ' исходное поло жение. В. ВАРЯГИН, старшим редактор бюро технической информа ции совнархоза. П £ ГАДА.ПДАМКА ✓— -------------------- шим И ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в двух лет. В то же время сокра щается расход сетематериала на постройку сетей. Сети с опушкой стантинов. Он сократил в не- * в три ячеи необходимо использо- сколько раз расход материалов в как бы плавучим якорем и тор-вид схемы дрифтерного порядка пластмассы. Применение пласт- вать и в нашем рыболовстве. трясильном органе машины, при-< мозят скорость дрейфа судна. В при работе в относительно «све- массовых буев имеет существен- Нанлучшим номером нитки для менив простое приспособление* спокойную погоду натяжение во-жую» погоду и больших скопле- ные положительные особенности, изготовления хлопчатобумажных Оно устооено так* между шлан- экаха остается равномерным, но в ниях сельди. Сама схема ничем не Обычно при погружении дриф- дрифтерных сетей будет № 40/9. «свежую» погоду, в отдельные отличается от обычного дрифтер- терного буя на глубину (под дей- Это подтверждает наша пракги- моменты, натяжение на вожаке ного порядка, но оснастка его ствием на него давления воды) он ка дрифтерного промысла и прак- может резко увеличиться, что и производится несколько иначе, теряет свою подъемную силу. По- тика наших соседей-норвежцев. наблюдается на практике. Нам Сам порядок набирается обычным этому вполне понятно, что буй, н . ПЯТЕРИКИН, инженер приходилось наблюдать случаи, путем, но через каждые 3— 5 се- изготовленный из более упругого когда сила ветра была около 7 тей ставятся сквозные поводцы материала (пластмассы), будет м/сек, натяжение на вожаке было лз более прочного материала больше сопротивляться силам в среднем 300 кг, но затем под (капрон или специальный трос давления воды и в меньшей мере действием единственной крупной «Геркулес» диаметром 14 мил- терять свою подъемную силу. А волны на корпус судна натяжение лиметров). это очень важно для сохранения на вожакё сразу увеличилось до Соединение двух смежных се- порядка на плаву, величины свыше 3000 кг. Такие сквозным поводцом показано Способ оснастки голого (стоя- кратковременные увеличения на- на Рис- 2. Гужики в данном слу- ночного) вожака в штор овую тяжений на вожаке, вследствие чае должны быть изготовлены нз погоду должен быть таким, как действия на корабль внезапного геркулесовой ^ пряди. По верхней показано на рис. 1, т. е. необхо- порыва ветра и отдельных круп- подборе сетей, которые соедини- димо ставить четыре п водца (но ных волн, и вызывают обрыв во- ются сквозным поводцом, необхо- не менее трех). Длину первого жака В темное время и штормо- димо ставить^ дополнительный поводца надо брать авной дли не вую погоду при обрыве вожака, в плав подъемной ‘силой до 4 к г на буйкового поводца сети и высоте большинстве случаев, моряки те- каждую сеть. Плав необходимо сети. Остальные имеют длину пер- ряют дрифтерные порядки, а ес- ставить для того, чтобы под дей- вого поводца плюс половина дли ли голый вожак не имел доста- ствием веса улова сеть не сразу ны вожакового поводца. Такая точной плавучести (дрифтерных опускалась вниз и нормально постановка будет смягчать рывки, буев), то порядок затонет. улавливала сельдь Расстояние между поводцами 9 л п т п п п р н и р п dm a tp d Какой же будет предельный должно составлять по две марки, п и 1 и п л п п и с д р и ф 1с г - улов для сохранения сети в нор- а общую длину голого вожака НО ГО П О Р Я Д К А О Т У С И Л И Й , мальном положении при подъем- Р А З В И В А Е М Ы Х С Е Л Ь Д Ь Ю ной силе плава 4 кг? Допустим, П Р И П О Г Р У Ж Е Н И И Е Е НА что сельдь в сетке находится од- Г Л У Б И Н У . Известно, что в осен- ни сутки. И з опытов, проведен- не-зимяий период сельдь имеет ных П И Н Р О , известно, что отно- незначительные передвижения в шение веса сельди в воде к весу горизонтальном направлении и яр- сельди в воздухе при времени в ко выраженпые вертикальные 24 часа равно 0,028 (Пятерикин миграции. Поисковые и промыс- Н . К ., «Причины потопления дриф- ловые суда, имеющие эхолоты, в терных порядков», Рыбная пром., этот период работы фиксируют сборник № 31, 1957 г .) . Тогда утром и вечером подъем сельди в улов сельди можно выразить верхние слои и опускание ее ка в Рв глубину. Работами П И Н Р О и формулой Р = гами, одетыми на стальные кана ты, ставится деревянная чурка, а сквозь нее и металлические планки пропускается болт, кото рый закрепляется гайками (см. рис.). Таким образом, нагрузка при работе трясильного органа, в ос новном, передается равномерно на оба шланга в месте зажима, а не в месте сращивания каната в коушах, где он обычно изнаши вался. Кроме того, изношенные места шланга тов. Константинов ремонтировал в процессе эксплу атации. Это позволило удлинить срок службы стальных канатов и шлангов. Если раньше, при хоро ших уловах сельди, канаты и шланги изнашивались через 6— 7| дрейфов, то сейчас, с применение ем , указанного приспособления, трясильный орган, исправно ра-> ботает в течение 4 0— 50 дрей фов. Опыт эксплуатации сететряс- ной машины на среднем траулере INI 4289 необходимо распростра нить на все суда сельдяного фло та, оборудованные этими механиз мами. И. АХЛЫНОВ, инженср-наставник по до быче сельди. данни штормоустойчнвого дриф- будет значительно большим, чем длиной 20 м («проводник»), терного порядка надо учитывать в сетях со сквозным поводцом. В целях облегчения веса дриф- все причины, которые влияют на На каждом сквозном поводце не- терной сети необходимо »споль- лотопление порядка. обходимо привязывать по два зовать для нее наименьшее коли- В практике дрифтерного про- дрифтерных буя. Причем, буи чество сетного полотна по весу мысла сельди и в специальной нужно привязывать так, как по- (без ущерба уловистости и дру- литературе существует много казано на ряс. 3. гих качеств). С тем, чтобы до- ценных замечаний по ликвидацииДополнительный конец повод- биться такого результата, необхо- потопления порядка: надо отда- ца делается равным 2 м. Во время димо менять коэффициент посад- ваться от порядка во время штор- дрейфа при выходе яз строя ос- ки (не учитывая размер ячеи се- На Омском судоремонтном заводе успешно практикуется ремонт судовых дизелей в це ховых условиях . В результате этого резко сократилось время ремонта , улучшено качество. К навигации 1959 года предстоит отремонтировать 10 двигателеи . Н а снимке: механик-дизелист теплохода «Родина » В. Т . Пась- ко (в вер ху ) и старший мото рист теплохода «Ленинский комсомол» Г . А . Потылицын ремонтируют дизель 18-Д в це хе завода. Фото В. Липовского . Фотохроника Т АСС • ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz