Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.
Поисковики удачно начали год О ПРОГРАММУ работы пои* " сковых судов Мурманского тралового флота входит не толь ко непосредственное выявление косяков, но и регулярные наблю дения за рыбой и условиями ее жизни, выполнение минимума на учно-промысловых исследоьаний. Мечение, вскрытия, промеры рыбы из траловых уловов и дру гие анализы обычно выполняются плавбригадами ПИНРО — науч ными сотрудниками и лаборанта ми, выходящими в море на по исковых траулерах. Очень боль шое участие в этой работе прини мают и команды судов. Так, в течение 1958 года плавбригады ПИНРО пометили 16009 рыб, а моряки поисковых траулеров - - 9514. Однако и на объеме, и на каче стве научно-промысловых матери алов неблагоприятно отражается следующее важное обстоягельег- во. Поисковые корабли работают, главным образом, в тех районах, где промысел еще не развернул ся, где иногда так и не удается обнаружить промысловых кон- дентраций. Следовательно, на борт траулеров промразведки по ступает, главным образом, рыба, как говорят, «некосякоаая», из небольших, порою штучных уло вов. Когда поисковики обнаружи вают промысловую концентрацию, они задерживаются на ней недол го — до прихода промыслового флота , а затем уходят. В конеч ном счете, получается, что рыба из основных промысловых кося ков почти не охватывается ана лизами и мечением. Дл я того, чтобы следить за наи более характерными, типичными особенностями сырьевой базы, на до, очевидно, регулярно работать на косяке, а это не входит в з ад а чи судов оперативной разведки. Недавно управление рыбной промышленности Мурманского совнархоза отдало приказ о соз дании небольшого отряда судов, на которых будет осуществляться регулярный сбор научных мате риалов в основных районах про мысла. В этот отряд вошли трау леры «Харьков», «Мелитополь», «Приз». Разработано и утвержде но Положение о работе этих су дов, в их штаты включен постоян ный научно-технический персонал. С 30 декабря 1958 года по 24 января 1959 года в первом рейсе по новому заданию находился траулер «Харьков». Работа прохо дила в основном районе промысла — на Западном склоне Медзе- жинской банки, где с декабря про шлого года Мурманский траловый флот использует вполне удовлет ворительную сырьевую базу. Успешно развивался промысел и в первые дни января, затем уло вы несколько снизились, чрезви- чайно осложнилась метеорологи ческая обстановка. Упорные севе ро-восточные ветры, временами достигавшие штормовой силы, по низили температуру воздуха до минус 20—22 градуса и нагнали много дрейфующего льда. Исключительно тяжелыми сде лались условия работы флога во второй декаде января, хотя сырье вая база непрерывно улучшалась. У свала глубин, приблизительно на траверзе острова Медвежий, держались очень плотные и устой чивые концентрации неполовозре лой зимующей трески неплохого ассортимента. Преобладали эк земпляры длиною 45—55 см, при надлежащие к поколению 1954 го да. Рыба находилась преимущест венно в придонных слоях, о чем свидетельствовали как показания гидроакустических приборов, так и содержимое желудков трески: раки-отшельники, креветки, кап- шак, черви, изредка рыба. Боль шинство желудков впрочем было пустыми, как это и типично для трески, зимующей на Медвежин- ской банке. Плотность, устойчивость и при донное распределение рыбы бла гоприятствовали промыслу, одна ко, его сильно затрудняли суро вые морозы н наступающая с се вера кромка льда. Больших до полнительных усилий требовали все операции по спуску и подъе му, замене^ и ремонту тралов, по обработке рыбы, скалыванию льда. Ставить буи было невоз можно из-за дрейфующего льда и быстрого обмерзания, а плавмамк в районе промысла отсутствовал. Однако и в этих чрезвычайнс трудных условиях команды боль шинства промысловых кораблей добивались высоких показателей в работе. Траулер «Харьков» большей частью держался в основной груп пе судов. Необычайно морозная, временами штормовая погода сильно затрудняла стандартные анализы улова и выполнение дру гих операций, например, массово го мечения рыбы. Плавбригаде ПИНРО , Находящейся на борту, удалось все же промерить более 16 тысяч и вскрыть 1.345 экземп ляров рыб для определения пи тания и половоэрелости, собрать и другие материалы, характери зующие сырьевую базу. Большое внимание было уделе но уточнению границ и протя женности облавливаемых концент раций, величины и ассортимента уловов при разных курсах и глу бинах траления. Например, 16 ян варя основная группа промысло вых траулеров работала к восто ку от свала , на глубинах менее 250 метров. Траулер «Харьков» выполнил несколько тралений ближе к свалу, по более значи тельным глубинам, и Ypn раза подряд взял по четыре тонны хо рошей рыбы. После этого боль шинство промысловых кораблей перешло на позиции «Харькова». Подъемы у них значительно уве личились. В периоды, когда промысловая обстановка ухудшалась, «Харь ков» отрывался от группы и ьел чисто поисковую работу. 9 янва ря, например, «Харьков» обследо вал глубоководную впадину севе- ро-западнее острова Медвежий; в квадратах 2118 и 2097 были об наружены промысловые концент рации трески, причем уловы со ставляли полтонны за часовое траление. Из-за ухудшения лено вых условий этот район пришлось оставить, однако, он был реко мендован поисковым траулерам для дальнейшей проверки, и, спу стя несколько дней, там были об наружены мощные скопления тре ски. Несомненно, рейсы по новой программе вполне себя оправда ют, принеся существенную пользу и для сбора научного материала, и для поиска, и для промысла ры бы. Как уже указывалось, стан дартные анализы, выполненные при работе непосредственно на промысловом косяке, дают наибо лее' полное и правильное пред ставление о характерных особен* ностях сырьевой базы. Попутно выясняются курсы и глубины, обеспечивающие наибольшие подъемы и наилучший ассорти мент уловов. Периодическое уча стие в поисковой работе оказыва ет дополнительную помощь про мысловой разведке. Наконец, именно на кораблях с новым про филем работы целесообразно на ходиться руководителю промысла, поскольку в таких рейсах наибо лее полно выявляется промысло вая обстановка и ее перспективы. Хочется отметить дружную, слаженную работу экипажа «Харькова» в отчетном рейсе. Не смотря на сильные морозы, трзл- мейстерский состав обеопечил бес перебойную н почти безаварийную работу трала, штурманы умело осуществляли судовождение во льдах и туманах, радиооператоры поддерживали отличную связь при частых совещаниях промысло вого и поискового флотов. Весь рядовой и командный состав траулера «Харьков» выходил на уборку рыбы и добивался образ цовых показателей. 17 января, например, удалось добиться ре кордного по флоту результата: в трюм было уложено 17 тонн гото вой продукции. Траулер «Харь ков» доставил в порт более 70 тонн свежей и соленой рыбы, че тыре тонны рыбной муки, две тон ны жира , более двух тысяч банок консервов. К. КОНСТАНТИНОВ, научный сотрудник ПИНРО . ПИСЬМА С ОТСТАЮЩЕГО ТРАУЛЕРА 3. Быстрее навести порядок! О ЧЕРЕДНОЙ пятитонный подъем доставил капитану «Вильнюса» тов. Иващенко и все му экипажу, кроме удовлетворения, еще и огорче ние. Дело в том, что «Вильнюс» не мог поставить буй на обнаруженной концентрации рыбы, так как на корабле не оказалось ни одного исправ ного буя. Когда траулер работал во льдах, то о буях никто не думал. В порту же к аш т а н тов. Иващенко, принявший судно в день отхода, поло жился на своего предшественника — старого ка питана тов. Федорова, и не проверил буйковое хозяйство. Пришлось экипажу вместе с боцма ном тов. Новожиловым, также идущим в первый рейс на этом корабле, самим срочно оборудовать буй. На «Вильнюсе» на каждом шагу бросаются в глаза крупные и мелкие непорядки в судовом хо- * зяйстве, свидетельствующие о том, что на кораб ле были плохие хозяева. Не только буйковое хозяйство приведено в плачевное состояние. За первые трое суток про мысла в этом рейс* морякам пришлось трижды вырубать куски ваеров, чтобы избежать потери трала со всем вооружением. Ваера здесь давно уже требуют замены, но никто не позаботился об атом. Экипаж корабля потерял несколько про мысловых часов, в то время как каждое трале ние приносило две—три тонны рыбы. Плохое хозяйствование боцмана тов. Рогулина, который, -кстати, является председателем судо вого комитета профсоюза, чувствуется на каждом шагу. Из-за того, что во время прошлых между рейсовых стоянок «никго не позаботился сдать в ремонт сапоги, сейчас, когда матросы нуждают ся в помощи при уборке улова, из-за них еже дневно за рыбоделом не могут работать по два моряка. Не было проявлено заботы при стоянк# трау лера в порту и о том, чтобы приборы и механиз мы были хорошо отремонтированы. Так, в рейсе лопнула шпилька, соединяющая ведущий мотор эхолота с центральным коллектором. Радист и капитан потеряли много времени, устраняя эту неисправность. Теперь же выяснилось, что судо ремонтники на заводе поставили недоброкаче ственные шестеренки привода лентопротяжного механизма. Всех недостатков и трудностей, с которыми столкнулись моряки в этом рейсе, не перечесть. То обстоятельство, что, несмотря на н>их, экипаж успешно справился со своими повышенными обя зательствами, свидетельствует, что при желании экипаж «Вильнюса» может хорошо трудиться, лишь бы каждый член команды чувствовал себя постоянным хозяином на корабле. Нельзя не сказать несколько горьких слов в адрес последнего капитана траулера тов. Федо рова. Он ничего не сделал, чтобы навести на нем порядок. Имея солидный командирский стаж, этот моряк не только не помог отстающему эки пажу, но часто заявлял , что «Вильнюс» плохой траулер и на нем, сколько ни старайся, рыбы не наловишь. Слушая его, некоторые молодые моря ки думали о том, как бы уйти с этого корабля. Отделу кадров тралового флота уже теперь, после прихода «Вильнюса» в порт, нужно укре пить ёго команду специалистами. Здесь требуют ся хорошие (и главное постоянные, а не времен ные) старший помощник капитана, боцман и дру гие. И прежде, чем назначать на судно новых людей, нужно посоветоваться с капитаном. Морякам «Вильнюса» следует быстрее наво дить в своем доме порядок. С. ДЕМИН , наш спец. корр. Баренцево море. (По радио) . — На траулере „Златоуст" ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ВЫПОЛНЕНО Вар ечный десятибалльный ветер значительно сбавлял ход ко рабля. Однако судно шло вперед, навстречу снежным зарядам, з ары ваясь носом в крупные океанские волны... 13 суток добирался трау лер «Златоуст» до места промысла в район полуострова Лабрадор . Придя на место лова, экипаж судна сразу же приступил к рабо те, заранее подготовив все необходимое для этого. Уже первое тра ление принесло обильный улов окуня. Правда, вначале не совсем ладилось с разделкой и уборкой рыбы. Новый технолог — работни ца рыбокомбината тов. Смирнова впервые вышла в море на рефри жераторном корабле, была мало знакома с новой техникой, не про являла должной требовательности к рыбообработчикам, не знала их способностей, чтобы правильно расставить на рабочие места. Одна ко затем дело пошло на лад. Команда стала вырабагывзть за сут ки до 30—35 тонн готовой продукции. И вот первая победа — 10 декабря закончили годовой план. А через 10 дней после этого завершили задание четвертого квартала. Успехи воодушевили промысловиков. Они еще с большей энергией развернули борьбу за выполнение обязательства, принятого в честь XXI съезда КПСС. Слово коллектива не разошлось с делом. Успешно закончив пла вание, команда «Златоуста» доставила в порт 727 тонн рыбы, на 50 тонн больше рейсового задания, 85 тонн рыбной муки и 21 тонну окуневого жира. Сверх годового плана моряки дали стране более 3500 центнеров высококачественной рыбопродукции. ПОБЕДИТЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ Весь рейс на корабле было широко развернуто социалистическое соревнование как между вахтами, так и между отдельными моря ками. В итоге упорного трудового соперничества победителями вышли: по палубе — вахта второго штурмана, комсомольца тов. Чурилова, борющаяся за почетное звание называться коллективом коммуни стического труда, по рыбофабрнке — смена мастера по обработке рыбы тов. Середы и по машине — вахта второго механика тов. Ги лева. Им вручены судовые переходящие вымпелы. Решением судового комитета профсоюза на корабельную Доску почета занесены имена второго механика тов. Гилева, рефрижера торного механика тов. Бирюлина, моториста тов. Новика, мастера по добыче тов. Перцева, матросов тт. Коржавина , И в аю в а , рыбо обработчиков тт. Колбасова, Статника и других. В МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ Когда мы спросили у старшего механика, коммуниста Петра Павловича Шилова: «Кто работал лучше всех в машинном отделе нии?» — он несколько помедлил, а затем ответил: — Лучших выделить трудно, все трудились, как говорится, на полную мощность, не считаясь со временем и отдыхом. И действительно, в течение рейса все механизмы работали чет ко и бесперебойно. По вине машинной команды не было потеряно ни одной минуты промыслового времени. З а время плавания вы полнено своими силами более чем на 750 часов ремонтных работ. А всего в 1958 году машинная команда затратила на ремонт механиз мов около 6500 часов, при обязательстве 4000 часов. Например, в последнем рейсе бьгл произведен профилактический осмотр главного двигателя. На переходе в порт механики сделали чистку парового котла, чтобы ускорить выход судна на промысел. Вахта под руководством второго механика тов. Гилева перебрала воздушный компрессор. Механик-наладчик тов. Костюнин и слесарь- наладчик тов. Калистратов перебрали и привели в порядок филей ную машину, которая бездействовала з рейсе, отремонтировали гид равлический пресс рыбомучной установки. Силами машинной коман ды были устранены неисправности в рулевой машинке. Выполнение ремонтных работ в море своими силами позволило траулеру своевременно выйти в очередное плавание, которое про мысловики посвятили XXI съезду КПСС и предстоящим выборам в Верховный Совет РСФСР и местные Советы. Единодушно решено ко дню выборов выполнить план первого квартала по всем показа телям. А сверх годового задания дать стране 3500 центнеров рыбы. ПОЛИТИЧЕСКАЯ УЧЕБА, КУЛЬТУРНЫЙ ОТДЫХ На корабле уделялось большое внимание политико-воспитатель ной и культурно-массовой работе. В море было проведено 4 занятия по изучению тезисов доклада товарища Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС «Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959— 1965 годы». Пропагандист, третий помощник капи тана тов. Чесноков провел собеседование со слушателями кружка конкретной экономики на тему: «Планирование производственно хозяйственной деятельности промышленных предприятий». Было проведено два занятия политшколы, которой руководит старший механик тов. Шилов. Слушатели проработали две темы: «Развитие капитализма и начало рабочего движения в России» и «Большевистская партия во главе революционной борьбы трудя щихся масс». Ка-к только в моое было получено известие о дне выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящих ся, на судне оживилась предвыборная кампания. Сейчас на кораб ле утвержден агитколлектив. Агитаторами назначены коммунисты, комсомольцы, а также и беспартийные моряки — передовики про изводства. В салоне и в помещениях обновлена наглядная агитация. Избрана на корабле участковая избирательная комиссия. В ее со ставе: первый помощник капитана тов. Воробьев, судовой врач, сек ретарь комсомольской организации тов. Соловьев и рыбообработчик тов. Статник. Хорошо организован и культурный отдых. Он не ограничивается только просмотром многочисленных кинокартин. Здесь есть свой кружок художественной самодеятельности, которым руководит ры бообработчик тов. Караничев. С хорошей программой, например, выступили судовые аргисты- любители перед своими товарищами в новогодний праздник. Офи циантка тов. Варзина мастерски исполнила русские народные песни. Аплодисментами наградили моряки рулевого тов. Лукьянова за ху дожественное чтение. С большим удовлетворением слушали они иг ру на баяне мастера по добыче тов. Рыбалко и баяниста, рыбообра ботчика тов. Самсонова. В рейсе на корабле были проведены шахматный и шашечный т у р н и р ы , в которых приняла участие почти треть экипажа. ^ Б. ЧЕРВОВ. По следам наших выступлений ----------------------------------------------— -------------------------------------------------------------------------------------- — ------------------------------- \ «СОЗДАТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОРЕВНУЮЩИХСЯ» В статье под таким заголовком, Как нам сообщил главный ин- алубли«кованной в газете 10 ян- женер флота тов. Каменцев, фак- варя, сменный мастер судоре- ты подтвердились. Морским ин- монтного завода управления рыб- r г ной промышленности тов. М. Го- спекторам да«о указание требо* лубцов предъявил серьезные пре- капитанов судов своевре- тенэни к командованию кораблей J тралового флота. менной подготовки рабочих мест.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz