Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.

Поисковики удачно начали год О ПРОГРАММУ работы пои* " сковых судов Мурманского тралового флота входит не толь­ ко непосредственное выявление косяков, но и регулярные наблю­ дения за рыбой и условиями ее жизни, выполнение минимума на­ учно-промысловых исследоьаний. Мечение, вскрытия, промеры рыбы из траловых уловов и дру ­ гие анализы обычно выполняются плавбригадами ПИНРО — науч­ ными сотрудниками и лаборанта­ ми, выходящими в море на по­ исковых траулерах. Очень боль­ шое участие в этой работе прини­ мают и команды судов. Так, в течение 1958 года плавбригады ПИНРО пометили 16009 рыб, а моряки поисковых траулеров - - 9514. Однако и на объеме, и на каче­ стве научно-промысловых матери­ алов неблагоприятно отражается следующее важное обстоягельег- во. Поисковые корабли работают, главным образом, в тех районах, где промысел еще не развернул­ ся, где иногда так и не удается обнаружить промысловых кон- дентраций. Следовательно, на борт траулеров промразведки по­ ступает, главным образом, рыба, как говорят, «некосякоаая», из небольших, порою штучных уло­ вов. Когда поисковики обнаружи­ вают промысловую концентрацию, они задерживаются на ней недол­ го — до прихода промыслового флота , а затем уходят. В конеч­ ном счете, получается, что рыба из основных промысловых кося­ ков почти не охватывается ана ­ лизами и мечением. Дл я того, чтобы следить за наи­ более характерными, типичными особенностями сырьевой базы, на ­ до, очевидно, регулярно работать на косяке, а это не входит в з ад а ­ чи судов оперативной разведки. Недавно управление рыбной промышленности Мурманского совнархоза отдало приказ о соз­ дании небольшого отряда судов, на которых будет осуществляться регулярный сбор научных мате­ риалов в основных районах про­ мысла. В этот отряд вошли трау­ леры «Харьков», «Мелитополь», «Приз». Разработано и утвержде­ но Положение о работе этих су­ дов, в их штаты включен постоян­ ный научно-технический персонал. С 30 декабря 1958 года по 24 января 1959 года в первом рейсе по новому заданию находился траулер «Харьков». Работа прохо­ дила в основном районе промысла — на Западном склоне Медзе- жинской банки, где с декабря про­ шлого года Мурманский траловый флот использует вполне удовлет­ ворительную сырьевую базу. Успешно развивался промысел и в первые дни января, затем уло­ вы несколько снизились, чрезви- чайно осложнилась метеорологи­ ческая обстановка. Упорные севе­ ро-восточные ветры, временами достигавшие штормовой силы, по­ низили температуру воздуха до минус 20—22 градуса и нагнали много дрейфующего льда. Исключительно тяжелыми сде­ лались условия работы флога во второй декаде января, хотя сырье­ вая база непрерывно улучшалась. У свала глубин, приблизительно на траверзе острова Медвежий, держались очень плотные и устой­ чивые концентрации неполовозре­ лой зимующей трески неплохого ассортимента. Преобладали эк­ земпляры длиною 45—55 см, при­ надлежащие к поколению 1954 го ­ да. Рыба находилась преимущест­ венно в придонных слоях, о чем свидетельствовали как показания гидроакустических приборов, так и содержимое желудков трески: раки-отшельники, креветки, кап- шак, черви, изредка рыба. Боль­ шинство желудков впрочем было пустыми, как это и типично для трески, зимующей на Медвежин- ской банке. Плотность, устойчивость и при­ донное распределение рыбы бла ­ гоприятствовали промыслу, одна­ ко, его сильно затрудняли суро­ вые морозы н наступающая с се­ вера кромка льда. Больших до­ полнительных усилий требовали все операции по спуску и подъе­ му, замене^ и ремонту тралов, по обработке рыбы, скалыванию льда. Ставить буи было невоз­ можно из-за дрейфующего льда и быстрого обмерзания, а плавмамк в районе промысла отсутствовал. Однако и в этих чрезвычайнс трудных условиях команды боль­ шинства промысловых кораблей добивались высоких показателей в работе. Траулер «Харьков» большей частью держался в основной груп­ пе судов. Необычайно морозная, временами штормовая погода сильно затрудняла стандартные анализы улова и выполнение дру­ гих операций, например, массово­ го мечения рыбы. Плавбригаде ПИНРО , Находящейся на борту, удалось все же промерить более 16 тысяч и вскрыть 1.345 экземп­ ляров рыб для определения пи­ тания и половоэрелости, собрать и другие материалы, характери­ зующие сырьевую базу. Большое внимание было уделе­ но уточнению границ и протя­ женности облавливаемых концент­ раций, величины и ассортимента уловов при разных курсах и глу­ бинах траления. Например, 16 ян­ варя основная группа промысло­ вых траулеров работала к восто­ ку от свала , на глубинах менее 250 метров. Траулер «Харьков» выполнил несколько тралений ближе к свалу, по более значи­ тельным глубинам, и Ypn раза подряд взял по четыре тонны хо­ рошей рыбы. После этого боль­ шинство промысловых кораблей перешло на позиции «Харькова». Подъемы у них значительно уве­ личились. В периоды, когда промысловая обстановка ухудшалась, «Харь­ ков» отрывался от группы и ьел чисто поисковую работу. 9 янва­ ря, например, «Харьков» обследо­ вал глубоководную впадину севе- ро-западнее острова Медвежий; в квадратах 2118 и 2097 были об­ наружены промысловые концент­ рации трески, причем уловы со­ ставляли полтонны за часовое траление. Из-за ухудшения лено­ вых условий этот район пришлось оставить, однако, он был реко­ мендован поисковым траулерам для дальнейшей проверки, и, спу­ стя несколько дней, там были об­ наружены мощные скопления тре­ ски. Несомненно, рейсы по новой программе вполне себя оправда­ ют, принеся существенную пользу и для сбора научного материала, и для поиска, и для промысла ры­ бы. Как уже указывалось, стан­ дартные анализы, выполненные при работе непосредственно на промысловом косяке, дают наибо­ лее' полное и правильное пред­ ставление о характерных особен* ностях сырьевой базы. Попутно выясняются курсы и глубины, обеспечивающие наибольшие подъемы и наилучший ассорти­ мент уловов. Периодическое уча­ стие в поисковой работе оказыва­ ет дополнительную помощь про­ мысловой разведке. Наконец, именно на кораблях с новым про­ филем работы целесообразно на­ ходиться руководителю промысла, поскольку в таких рейсах наибо­ лее полно выявляется промысло­ вая обстановка и ее перспективы. Хочется отметить дружную, слаженную работу экипажа «Харькова» в отчетном рейсе. Не­ смотря на сильные морозы, трзл- мейстерский состав обеопечил бес­ перебойную н почти безаварийную работу трала, штурманы умело осуществляли судовождение во льдах и туманах, радиооператоры поддерживали отличную связь при частых совещаниях промысло­ вого и поискового флотов. Весь рядовой и командный состав траулера «Харьков» выходил на уборку рыбы и добивался образ ­ цовых показателей. 17 января, например, удалось добиться ре­ кордного по флоту результата: в трюм было уложено 17 тонн гото­ вой продукции. Траулер «Харь­ ков» доставил в порт более 70 тонн свежей и соленой рыбы, че­ тыре тонны рыбной муки, две тон­ ны жира , более двух тысяч банок консервов. К. КОНСТАНТИНОВ, научный сотрудник ПИНРО . ПИСЬМА С ОТСТАЮЩЕГО ТРАУЛЕРА 3. Быстрее навести порядок! О ЧЕРЕДНОЙ пятитонный подъем доставил капитану «Вильнюса» тов. Иващенко и все­ му экипажу, кроме удовлетворения, еще и огорче­ ние. Дело в том, что «Вильнюс» не мог поставить буй на обнаруженной концентрации рыбы, так как на корабле не оказалось ни одного исправ­ ного буя. Когда траулер работал во льдах, то о буях никто не думал. В порту же к аш т а н тов. Иващенко, принявший судно в день отхода, поло­ жился на своего предшественника — старого ка ­ питана тов. Федорова, и не проверил буйковое хозяйство. Пришлось экипажу вместе с боцма­ ном тов. Новожиловым, также идущим в первый рейс на этом корабле, самим срочно оборудовать буй. На «Вильнюсе» на каждом шагу бросаются в глаза крупные и мелкие непорядки в судовом хо- * зяйстве, свидетельствующие о том, что на кораб­ ле были плохие хозяева. Не только буйковое хозяйство приведено в плачевное состояние. За первые трое суток про­ мысла в этом рейс* морякам пришлось трижды вырубать куски ваеров, чтобы избежать потери трала со всем вооружением. Ваера здесь давно уже требуют замены, но никто не позаботился об атом. Экипаж корабля потерял несколько про­ мысловых часов, в то время как каждое трале­ ние приносило две—три тонны рыбы. Плохое хозяйствование боцмана тов. Рогулина, который, -кстати, является председателем судо­ вого комитета профсоюза, чувствуется на каждом шагу. Из-за того, что во время прошлых между­ рейсовых стоянок «никго не позаботился сдать в ремонт сапоги, сейчас, когда матросы нуждают­ ся в помощи при уборке улова, из-за них еже ­ дневно за рыбоделом не могут работать по два моряка. Не было проявлено заботы при стоянк# трау­ лера в порту и о том, чтобы приборы и механиз­ мы были хорошо отремонтированы. Так, в рейсе лопнула шпилька, соединяющая ведущий мотор эхолота с центральным коллектором. Радист и капитан потеряли много времени, устраняя эту неисправность. Теперь же выяснилось, что судо­ ремонтники на заводе поставили недоброкаче­ ственные шестеренки привода лентопротяжного механизма. Всех недостатков и трудностей, с которыми столкнулись моряки в этом рейсе, не перечесть. То обстоятельство, что, несмотря на н>их, экипаж успешно справился со своими повышенными обя­ зательствами, свидетельствует, что при желании экипаж «Вильнюса» может хорошо трудиться, лишь бы каждый член команды чувствовал себя постоянным хозяином на корабле. Нельзя не сказать несколько горьких слов в адрес последнего капитана траулера тов. Федо­ рова. Он ничего не сделал, чтобы навести на нем порядок. Имея солидный командирский стаж, этот моряк не только не помог отстающему эки­ пажу, но часто заявлял , что «Вильнюс» плохой траулер и на нем, сколько ни старайся, рыбы не наловишь. Слушая его, некоторые молодые моря­ ки думали о том, как бы уйти с этого корабля. Отделу кадров тралового флота уже теперь, после прихода «Вильнюса» в порт, нужно укре­ пить ёго команду специалистами. Здесь требуют­ ся хорошие (и главное постоянные, а не времен­ ные) старший помощник капитана, боцман и дру­ гие. И прежде, чем назначать на судно новых людей, нужно посоветоваться с капитаном. Морякам «Вильнюса» следует быстрее наво­ дить в своем доме порядок. С. ДЕМИН , наш спец. корр. Баренцево море. (По радио) . — На траулере „Златоуст" ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ВЫПОЛНЕНО Вар ечный десятибалльный ветер значительно сбавлял ход ко­ рабля. Однако судно шло вперед, навстречу снежным зарядам, з ары­ ваясь носом в крупные океанские волны... 13 суток добирался трау­ лер «Златоуст» до места промысла в район полуострова Лабрадор . Придя на место лова, экипаж судна сразу же приступил к рабо­ те, заранее подготовив все необходимое для этого. Уже первое тра ­ ление принесло обильный улов окуня. Правда, вначале не совсем ладилось с разделкой и уборкой рыбы. Новый технолог — работни­ ца рыбокомбината тов. Смирнова впервые вышла в море на рефри­ жераторном корабле, была мало знакома с новой техникой, не про­ являла должной требовательности к рыбообработчикам, не знала их способностей, чтобы правильно расставить на рабочие места. Одна ­ ко затем дело пошло на лад. Команда стала вырабагывзть за сут­ ки до 30—35 тонн готовой продукции. И вот первая победа — 10 декабря закончили годовой план. А через 10 дней после этого завершили задание четвертого квартала. Успехи воодушевили промысловиков. Они еще с большей энергией развернули борьбу за выполнение обязательства, принятого в честь XXI съезда КПСС. Слово коллектива не разошлось с делом. Успешно закончив пла­ вание, команда «Златоуста» доставила в порт 727 тонн рыбы, на 50 тонн больше рейсового задания, 85 тонн рыбной муки и 21 тонну окуневого жира. Сверх годового плана моряки дали стране более 3500 центнеров высококачественной рыбопродукции. ПОБЕДИТЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ Весь рейс на корабле было широко развернуто социалистическое соревнование как между вахтами, так и между отдельными моря­ ками. В итоге упорного трудового соперничества победителями вышли: по палубе — вахта второго штурмана, комсомольца тов. Чурилова, борющаяся за почетное звание называться коллективом коммуни­ стического труда, по рыбофабрнке — смена мастера по обработке рыбы тов. Середы и по машине — вахта второго механика тов. Ги­ лева. Им вручены судовые переходящие вымпелы. Решением судового комитета профсоюза на корабельную Доску почета занесены имена второго механика тов. Гилева, рефрижера­ торного механика тов. Бирюлина, моториста тов. Новика, мастера по добыче тов. Перцева, матросов тт. Коржавина , И в аю в а , рыбо­ обработчиков тт. Колбасова, Статника и других. В МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ Когда мы спросили у старшего механика, коммуниста Петра Павловича Шилова: «Кто работал лучше всех в машинном отделе­ нии?» — он несколько помедлил, а затем ответил: — Лучших выделить трудно, все трудились, как говорится, на полную мощность, не считаясь со временем и отдыхом. И действительно, в течение рейса все механизмы работали чет­ ко и бесперебойно. По вине машинной команды не было потеряно ни одной минуты промыслового времени. З а время плавания вы­ полнено своими силами более чем на 750 часов ремонтных работ. А всего в 1958 году машинная команда затратила на ремонт механиз­ мов около 6500 часов, при обязательстве 4000 часов. Например, в последнем рейсе бьгл произведен профилактический осмотр главного двигателя. На переходе в порт механики сделали чистку парового котла, чтобы ускорить выход судна на промысел. Вахта под руководством второго механика тов. Гилева перебрала воздушный компрессор. Механик-наладчик тов. Костюнин и слесарь- наладчик тов. Калистратов перебрали и привели в порядок филей­ ную машину, которая бездействовала з рейсе, отремонтировали гид­ равлический пресс рыбомучной установки. Силами машинной коман­ ды были устранены неисправности в рулевой машинке. Выполнение ремонтных работ в море своими силами позволило траулеру своевременно выйти в очередное плавание, которое про­ мысловики посвятили XXI съезду КПСС и предстоящим выборам в Верховный Совет РСФСР и местные Советы. Единодушно решено ко дню выборов выполнить план первого квартала по всем показа­ телям. А сверх годового задания дать стране 3500 центнеров рыбы. ПОЛИТИЧЕСКАЯ УЧЕБА, КУЛЬТУРНЫЙ ОТДЫХ На корабле уделялось большое внимание политико-воспитатель­ ной и культурно-массовой работе. В море было проведено 4 занятия по изучению тезисов доклада товарища Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС «Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959— 1965 годы». Пропагандист, третий помощник капи­ тана тов. Чесноков провел собеседование со слушателями кружка конкретной экономики на тему: «Планирование производственно­ хозяйственной деятельности промышленных предприятий». Было проведено два занятия политшколы, которой руководит старший механик тов. Шилов. Слушатели проработали две темы: «Развитие капитализма и начало рабочего движения в России» и «Большевистская партия во главе революционной борьбы трудя ­ щихся масс». Ка-к только в моое было получено известие о дне выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящих­ ся, на судне оживилась предвыборная кампания. Сейчас на кораб­ ле утвержден агитколлектив. Агитаторами назначены коммунисты, комсомольцы, а также и беспартийные моряки — передовики про­ изводства. В салоне и в помещениях обновлена наглядная агитация. Избрана на корабле участковая избирательная комиссия. В ее со­ ставе: первый помощник капитана тов. Воробьев, судовой врач, сек­ ретарь комсомольской организации тов. Соловьев и рыбообработчик тов. Статник. Хорошо организован и культурный отдых. Он не ограничивается только просмотром многочисленных кинокартин. Здесь есть свой кружок художественной самодеятельности, которым руководит ры­ бообработчик тов. Караничев. С хорошей программой, например, выступили судовые аргисты- любители перед своими товарищами в новогодний праздник. Офи­ циантка тов. Варзина мастерски исполнила русские народные песни. Аплодисментами наградили моряки рулевого тов. Лукьянова за ху­ дожественное чтение. С большим удовлетворением слушали они иг­ ру на баяне мастера по добыче тов. Рыбалко и баяниста, рыбообра­ ботчика тов. Самсонова. В рейсе на корабле были проведены шахматный и шашечный т у р н и р ы , в которых приняла участие почти треть экипажа. ^ Б. ЧЕРВОВ. По следам наших выступлений ----------------------------------------------— -------------------------------------------------------------------------------------- — ------------------------------- \ «СОЗДАТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОРЕВНУЮЩИХСЯ» В статье под таким заголовком, Как нам сообщил главный ин- алубли«кованной в газете 10 ян- женер флота тов. Каменцев, фак- варя, сменный мастер судоре- ты подтвердились. Морским ин- монтного завода управления рыб- r г ной промышленности тов. М. Го- спекторам да«о указание требо* лубцов предъявил серьезные пре- капитанов судов своевре- тенэни к командованию кораблей J тралового флота. менной подготовки рабочих мест.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz