Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.

ашнкншшшииттиптшпишшшнниншишшшнишш I о иллинии огня Акклиматизация дальневосточных лососей на Мурмане важное и интересное дело | 0 пополняются ры бны е б о г а т с т в а | В докладе товарища Н . С. Хру­ щев? на X X I съезде КПСС гово­ рится, что важнейшим источни­ ком увеличения продовольствен­ ных ресурсов страны является рыба. Наряду с дальнейшим раз­ витием рыболовства в открытых морях и океанах надо по-хозяй­ ски использовать внутренние во­ доемы, в которых можно было бы получить не менее 6—8 миллио­ нов центнеров рыбы. Одним из видов хозяйственного использования водоемов является акклиматизация новых для данно­ го водоема видов рыб, завози­ мых иногда из отдаленных, но сходных по природе водоемов. В целях обогащения рек Кольского полуострова ценными промысло­ выми рыбами Мурманский сов- 3 *архоз широко развернул работы .# о акклиматизации дальневосточ- жых или тихоокеанских лососей — горбуши и кеты, отличающихся массовостью, быстрым ростам и прекрасными вкусовыми качест­ вами. Биология этих рыб во многом сходна с биологией нашего лосо- ся-семги, а это дает основание рассчитывать, что они успешно приживутся в реках и морях Се­ вера. Подобно семге, молодь гор­ буши и кеты из рек, в которых она вывелась, скатывается в мо­ ре, где на богатых кормах быстро растет. Став половозрелыми (гор­ буша через полтора года, кета че­ рез два года, иногда через шесть лет), лососи совершают летом ве­ ками повторяющийся ход в реки — к местам нереста. Преодолевая порожистое тече­ ние, завалы и водопады, нередко поднимаясь по рекам на сот*ни километров, лососи, не питаясь при этом, достигают мест нереста, характерных чистой, прозрачной водой и галечным грунтом. Отло­ жив в ямки, вырытые самками, оплодотворенную икру, засыпав ее гравием, все взрослые, сильно истощенные, лососи, спустя неко­ торое время, погибают. Таким образом, тихоокеанские лососи нерестятся только один раз в жизни, в отличие от семги, нерестящейся иногда до трех раз. Через 90— 150 дней весной из икры выходят личинки. Личинки превращаются в мальков и в то же лето скатываются в море для на­ гула. Взрослые лососи идут на нерест, как правило, именно в те реки, из которых они скатились в свое время мальками. Работы по акклиматизации горбуши и кеты на Мурмане на­ чаты в 1956 году. За три сезона Спартакиада ДОСААФ Промысловики тралового флота все активнее включаются в соревнования по военно-прикладным видам спорта , которые предусмотрены условиями спартакиады Д О С А А Ф . 29 янва­ ря в городской тир вышло всего 6 моряков траулера «Волна». Среди них первое место занял Ф . Ослинниковв выбивший 89 очков из 100 возможных , хорошо стреляли А . Сомов . В . Г о- рейчук и другие. Они выполнили нормы третьего спортивного разряда. Сейчас спартакиада в полном разгаре . В соревнованиях по стрельбе приняли участие уже более 300 человек. В минувшее воскресенье на линию огня вышли моряки траулеров «1\ит», «Киров », « Алма-Ата» и других. 42 спортсмена сдали по стрель­ бе нормы Г ТО первой ступени. Лучших результатов добились тов. Жарков и тов. Сергеев с траулера «Алма-Ата». Пятеро курсантов ШУКСа уложились в нормы третьего спортивною разряда. З а время проведения спартакиады в Д О С А А Ф вступили 300 промысловиков флота . В БО РО В КО В , председатель комитета ДОСААФ тралового флота. на рыбоводные заводы Кольского полуострова доставлено самолета­ ми с Сахалина для инкубации около 40 миллионов икринок ло­ сосей. Опыт 1957— 1958 гг. выя­ вил полную1возможность перевоз­ ки икры на дальние расстояния, инкубации ее на рыбоводных за­ водах и массового выпуска личи­ нок в реки полуострова. Извест­ но, что молодь лососей хорошо прижилась в реках, а это говорит о возможности ее ската в море. В 1959 г. будет начат опыт мас­ сового подращивания молоди ло­ сосей на рыбоводных заводах, чтобы повысить ее жизнеспособ­ ность. Дело теперь за основным, именно за тем, чтобы выживали в море и возвращались для нере­ ста в реки полуострова полово­ зрелые лососи. Пока мы не располагаем фак­ тами о жизни тихоокеанских ло­ сосей в северных морях. Моло­ дые и взрослые лососи могут встретиться в Белом, Баренцевом и Норвежском морях вместе с сельдью в дрифтерных сетях, вме­ сте с рыбами тресковых пород, в тралах, а также в желудках всех крупных хищных рыб, вклю­ чая акул. Отличить лососей не трудно. Та к же, как и v семги, у горбу­ ши и кеты стройное серебристое тело, жировой плавничок (между спинным и хвостовым плавника­ ми). Максимальная длина горбу­ ши 65, кеты — 80 сантиметров. Работники П И Н Р О обращают­ ся с просьбой ко всем морякам, рыбообработчикам тралового, сельдяного флотов и судов при­ брежного лова во время работы обращать внимание на породный состав уловов и доставлять в П И Н Р О всех пойманных в море лососей (в соленом или мороже­ ном виде) с указанием места и даты поимки. За доставку лосо­ сей будет выдано денежное воз­ награждение. И. ЛАГУНОВ, зав. лабораторией воспро­ изводства ПИНРО. Э. БАКШТАНСКИИ, научный сотрудник. I о ПУТЬ к СЕРДЦУ МОРЯКА Щипппипншт»^ ^ * шшшншшик Коллективный договор не выполняется В настоящее время в траловом флоте проведена большая работа по укреплению трудовой дисцип­ лины, наведению порядка и са- кращению времени простоев ко­ раблей в порту. Все эти мероприя­ тия, безусловно, дают положи­ тельные результаты по увеличе­ нию добычи рыбы. Вместе с тем, администрация и базовый коми­ тет профсоюза тралового флота далеко не все сделали для обес­ печения нормальных условий от­ дыха моряков в порту во время краткосрочной стоянки судна. Они даже не выполняют своих прямых обязанностей. В коллективном договоре пункт тридцатый говорит: «Администра­ ция организует в период между­ рейсовых стоянок доставку про­ дуктов для котлового питания на борт траулеров специально вы­ деленной бригадой». Однако этот пункт договора не выполняется, и с каждого корабля матросы на­ правляются для того, чтобы при­ везти продукты. На пятой обще- флотской профсоюзной конферен­ ции в ответ на претензии делега­ тов начальник управления трало­ вого флота тов. Сачков обещал «навести порядок», но до сих пор ничего не сделано. 4 Н. СКУТЕЛЬНИКОВ, пред­ седатель судового комитета траулера «В. Головнин». Без газет В течение ряда лет вопрос обеспечения учебных судов га­ зетами и журналами не нахо­ дит своего разрешения. До сих пор неизвестно, кто дол­ жен выписывать периодиче­ скую печать для курсантов, проходящих практику на учеб­ ных судах. Газеты и журна­ лы выписываются из расчета на штатную команду судна, то есть на 24 человека, а кур­ санты остаются без , газет и журналов. Училища, располо­ женные за несколько тысяч километров от Мурманска, не всегда имеют возможность обеспечить учащихся периоди­ ческой литературой. В этом году положение еще хуже: учебное судно « Г . Рат­ манов» лишено центральных газет, так как оно приравнено к... разъездным катерам. Если траловый флот, на балансе ко­ торого находятся учебные су­ да, не в состоянии выделить необходимое количество газет и журналов, то он мог бы по договоренности с училищами, курсанты которых проходят практику на судах, включать стоимость газет и журналов в счета за услуги. Ю. ПИОТРОВСКИЙ, капитан. ным составом, так называемая командирская учеба. Основная цель этой учебы — подкрепить хорошей морской практикой зна­ ния, полученные командирами в учебном заведении. Лучший ме­ тод обучения — предоставление» права действовать, но только под своим наблюдением, при маневри- время приходится чуть ли не сил­ ком собирать слушателей, но это только на две—три читки. Позд­ нее, заканчивая чтение, я всегда слышал вопрос: — А когда в следующий раз соберемся? Что мы читали? Книги по исто­ рии русского мореплавания, тру- 1_ | ЕСКОЛ ЬКО слов об учебе на * * корабле. Как правило, она ведется по специальным програм­ мам и поручается штурманам и механикам, руководителям вахт. Надо сказать, что в настоящее время программы разработана хорошо и учебных пособий впол­ не достаточно. Дело за тем, как старательно и охотно берутся за него судовые работники. Учебу надо вести не только по книжкам, но обязательно сопро­ вождать ее практическими рабо­ тами. Не надо забывать, что каж­ дая пятиминутная беседа на рабочем месте, рассказ или объ­ яснение есть тоже учеба и иногда более действенная, чем 45 ^дннут занятий в кают-компании. V Капитан должен время от вре- [сни посещать занятия рядового состава, следить за успевае- [остью. Его присутствие на заня­ тиях дисциплинирует людей, по­ вышает их внимание. При проведении занятий по Техминимуму необходимо счи­ таться с рабочей нагрузкой рядо­ вого состава н не гнаться за вы­ полнением расписания занятий, если люди утомлены. Все равно толку от таких занятий не будет. . Много внимания со стороны ка­ питана требуют занятия с команд- 4. Воспитательная работа на корабле ровамии, при подходах к берегам, входах и выходах из бухт, при определении места судна, расхож­ дении оо встречными кораблями н т. д. Д ля молодых командиров уче­ ба этим не ограничивается. Им надо умегь обращаться не толь­ ко с кораблем, но ч с людьми. Эта наука оказывается сложной для людей невыдержанных, плохо знающих свою специальность, не­ доброжелательных и равнодуш­ ных. На наших кораблях много книг, и читают их охотно. Но некото­ рые книги из тех, какие нужно читать всем и обязательно, не всегда бывают в судовой библио­ теке или мало кто успевает их прочесть. Эго отдельные произве­ дения классиков литературы, кни­ ги по истории мореплавания или просто статьи о море и моряках, о рыболовном промысле и о ры­ бах. Такие книги и статьи целесооб­ разно читать коллективно, вслух. В своей практической работе я так и делал. Бывало, что первое ды П И Н Р О о море и его обита­ телях, произведения Станюковича, Новикова-Прибоя, книги А. С. Пушкина и т. д. Трудно проходят занятия по изучению Уставов. Не всегда лектор умеет сделать интересным сухо изложенный уставный текст. Чтение статей Устава без их разъяснения, без примеров из жизни — пустая трата времени. Можно Устав и вызубрить, но толку от этого, будет мало. Его необходимо понимать. За годы плавания на траулерах в должности капитана мне дове­ лось вести несколько судово­ дительских кружков. Обычно, уче­ ба в таком кружке начиналась с того, что три— четыре человека приступали к регуляэным заня­ тиям по навигации и основам мо­ реходной астрономии в опреде­ ленные часы и обязательно в кают-компании, куда на это вре­ мя вход никому не запрещался. Через некоторое время число за­ нимающихся всегда увеличива­ лось. Г ПОПОВ. ОРЕЛ. Строительное училище № 2 подготовило сотни моло­ дых плотников, каменщиков, штукатуров, маляров, арматур­ щиков. За два года учащиеся получают профессиональные на­ выки и общеобразовательную подготовку. На снимке: отличник учебы комсомолец Дмитрий МОРО* ЗОВ на практических занятиях в классе строительной тех­ ники. Фото В. Поспелова. Фотохроника ТАСС . ЗДЕСЬ МОЖНО СЛОМАТЬ НОГИ Ежедневно рабочие, служащие рыбного порта и других пред­ приятий проходят по Траловой улице мимо портового общежи­ тия № 15 через железнодорож­ ное полотно и спускаются вниз по деревянной лестнице. Вот уж-е длительное В|ремя Ж КО рыбного порта не следит за благоустрой­ ством этого участка дороги и ле­ стницы. Обледенелые ступени не посыпаются ни песком, ни шла­ ком. Н. ЖУКОВ, диспетчер; А. БОГУШОВСКАЯ, стар­ ший экономист, Л. ВЕР­ ШИНИНА, главный бух­ галтер автобазы рыбного порта. с ы ч л х и .д и з а ы ' и р . д О О Б Л Д Р А М Т Е А Т Р . Сегодня в помещении мурманского Дома офицеров — «Весенние страдания». Завтра в помещении Дома куль­ туры "имени С М. Кирова — днем — «В поисках радости», вечером — «Человек в отставке». ^ О К И Н О Т Е А Т Р « РО Д И Н А » . Сегодня и завтра в розовом зале «Огонек в горах», в голубом — «Маленький человек». О « С Е В Е Р Н О Е С И Я Н И Е » . Се­ годня и завтра в розовом и зеле­ ном залах — «В полночь». В ма­ лом зале сегодня — «Рассыльный из отеля», завтра — «Если парни всего мира». Управление флота, партком, президиум базового комитета профсоюза с глубоким при­ скорбием извещают о смерти одного из лучших политработ­ ников тралового флота, БРЕДЕЛЁВА Николая Васильевича, последовавшей 11 февраля после непродолжительной, но тяжелой болезни, и выражают соболезнование его семье и оотньгм. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. ^ д^>ес редакции: Мурманск, Комсомольская улица, дом № 4 Телефоны: зам. редактора, ого. секретарь, отделы партийной жигни, культуры и Лыга. писем ‘28 87. А ТС рыбного порта 4-33, промышленный — 3-96, бухгалтерия — 2-75, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 565 Тир . 3900 П Н 03294

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz