Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.
ашнкншшшииттиптшпишшшнниншишшшнишш I о иллинии огня Акклиматизация дальневосточных лососей на Мурмане важное и интересное дело | 0 пополняются ры бны е б о г а т с т в а | В докладе товарища Н . С. Хру щев? на X X I съезде КПСС гово рится, что важнейшим источни ком увеличения продовольствен ных ресурсов страны является рыба. Наряду с дальнейшим раз витием рыболовства в открытых морях и океанах надо по-хозяй ски использовать внутренние во доемы, в которых можно было бы получить не менее 6—8 миллио нов центнеров рыбы. Одним из видов хозяйственного использования водоемов является акклиматизация новых для данно го водоема видов рыб, завози мых иногда из отдаленных, но сходных по природе водоемов. В целях обогащения рек Кольского полуострова ценными промысло выми рыбами Мурманский сов- 3 *архоз широко развернул работы .# о акклиматизации дальневосточ- жых или тихоокеанских лососей — горбуши и кеты, отличающихся массовостью, быстрым ростам и прекрасными вкусовыми качест вами. Биология этих рыб во многом сходна с биологией нашего лосо- ся-семги, а это дает основание рассчитывать, что они успешно приживутся в реках и морях Се вера. Подобно семге, молодь гор буши и кеты из рек, в которых она вывелась, скатывается в мо ре, где на богатых кормах быстро растет. Став половозрелыми (гор буша через полтора года, кета че рез два года, иногда через шесть лет), лососи совершают летом ве ками повторяющийся ход в реки — к местам нереста. Преодолевая порожистое тече ние, завалы и водопады, нередко поднимаясь по рекам на сот*ни километров, лососи, не питаясь при этом, достигают мест нереста, характерных чистой, прозрачной водой и галечным грунтом. Отло жив в ямки, вырытые самками, оплодотворенную икру, засыпав ее гравием, все взрослые, сильно истощенные, лососи, спустя неко торое время, погибают. Таким образом, тихоокеанские лососи нерестятся только один раз в жизни, в отличие от семги, нерестящейся иногда до трех раз. Через 90— 150 дней весной из икры выходят личинки. Личинки превращаются в мальков и в то же лето скатываются в море для на гула. Взрослые лососи идут на нерест, как правило, именно в те реки, из которых они скатились в свое время мальками. Работы по акклиматизации горбуши и кеты на Мурмане на чаты в 1956 году. За три сезона Спартакиада ДОСААФ Промысловики тралового флота все активнее включаются в соревнования по военно-прикладным видам спорта , которые предусмотрены условиями спартакиады Д О С А А Ф . 29 янва ря в городской тир вышло всего 6 моряков траулера «Волна». Среди них первое место занял Ф . Ослинниковв выбивший 89 очков из 100 возможных , хорошо стреляли А . Сомов . В . Г о- рейчук и другие. Они выполнили нормы третьего спортивного разряда. Сейчас спартакиада в полном разгаре . В соревнованиях по стрельбе приняли участие уже более 300 человек. В минувшее воскресенье на линию огня вышли моряки траулеров «1\ит», «Киров », « Алма-Ата» и других. 42 спортсмена сдали по стрель бе нормы Г ТО первой ступени. Лучших результатов добились тов. Жарков и тов. Сергеев с траулера «Алма-Ата». Пятеро курсантов ШУКСа уложились в нормы третьего спортивною разряда. З а время проведения спартакиады в Д О С А А Ф вступили 300 промысловиков флота . В БО РО В КО В , председатель комитета ДОСААФ тралового флота. на рыбоводные заводы Кольского полуострова доставлено самолета ми с Сахалина для инкубации около 40 миллионов икринок ло сосей. Опыт 1957— 1958 гг. выя вил полную1возможность перевоз ки икры на дальние расстояния, инкубации ее на рыбоводных за водах и массового выпуска личи нок в реки полуострова. Извест но, что молодь лососей хорошо прижилась в реках, а это говорит о возможности ее ската в море. В 1959 г. будет начат опыт мас сового подращивания молоди ло сосей на рыбоводных заводах, чтобы повысить ее жизнеспособ ность. Дело теперь за основным, именно за тем, чтобы выживали в море и возвращались для нере ста в реки полуострова полово зрелые лососи. Пока мы не располагаем фак тами о жизни тихоокеанских ло сосей в северных морях. Моло дые и взрослые лососи могут встретиться в Белом, Баренцевом и Норвежском морях вместе с сельдью в дрифтерных сетях, вме сте с рыбами тресковых пород, в тралах, а также в желудках всех крупных хищных рыб, вклю чая акул. Отличить лососей не трудно. Та к же, как и v семги, у горбу ши и кеты стройное серебристое тело, жировой плавничок (между спинным и хвостовым плавника ми). Максимальная длина горбу ши 65, кеты — 80 сантиметров. Работники П И Н Р О обращают ся с просьбой ко всем морякам, рыбообработчикам тралового, сельдяного флотов и судов при брежного лова во время работы обращать внимание на породный состав уловов и доставлять в П И Н Р О всех пойманных в море лососей (в соленом или мороже ном виде) с указанием места и даты поимки. За доставку лосо сей будет выдано денежное воз награждение. И. ЛАГУНОВ, зав. лабораторией воспро изводства ПИНРО. Э. БАКШТАНСКИИ, научный сотрудник. I о ПУТЬ к СЕРДЦУ МОРЯКА Щипппипншт»^ ^ * шшшншшик Коллективный договор не выполняется В настоящее время в траловом флоте проведена большая работа по укреплению трудовой дисцип лины, наведению порядка и са- кращению времени простоев ко раблей в порту. Все эти мероприя тия, безусловно, дают положи тельные результаты по увеличе нию добычи рыбы. Вместе с тем, администрация и базовый коми тет профсоюза тралового флота далеко не все сделали для обес печения нормальных условий от дыха моряков в порту во время краткосрочной стоянки судна. Они даже не выполняют своих прямых обязанностей. В коллективном договоре пункт тридцатый говорит: «Администра ция организует в период между рейсовых стоянок доставку про дуктов для котлового питания на борт траулеров специально вы деленной бригадой». Однако этот пункт договора не выполняется, и с каждого корабля матросы на правляются для того, чтобы при везти продукты. На пятой обще- флотской профсоюзной конферен ции в ответ на претензии делега тов начальник управления трало вого флота тов. Сачков обещал «навести порядок», но до сих пор ничего не сделано. 4 Н. СКУТЕЛЬНИКОВ, пред седатель судового комитета траулера «В. Головнин». Без газет В течение ряда лет вопрос обеспечения учебных судов га зетами и журналами не нахо дит своего разрешения. До сих пор неизвестно, кто дол жен выписывать периодиче скую печать для курсантов, проходящих практику на учеб ных судах. Газеты и журна лы выписываются из расчета на штатную команду судна, то есть на 24 человека, а кур санты остаются без , газет и журналов. Училища, располо женные за несколько тысяч километров от Мурманска, не всегда имеют возможность обеспечить учащихся периоди ческой литературой. В этом году положение еще хуже: учебное судно « Г . Рат манов» лишено центральных газет, так как оно приравнено к... разъездным катерам. Если траловый флот, на балансе ко торого находятся учебные су да, не в состоянии выделить необходимое количество газет и журналов, то он мог бы по договоренности с училищами, курсанты которых проходят практику на судах, включать стоимость газет и журналов в счета за услуги. Ю. ПИОТРОВСКИЙ, капитан. ным составом, так называемая командирская учеба. Основная цель этой учебы — подкрепить хорошей морской практикой зна ния, полученные командирами в учебном заведении. Лучший ме тод обучения — предоставление» права действовать, но только под своим наблюдением, при маневри- время приходится чуть ли не сил ком собирать слушателей, но это только на две—три читки. Позд нее, заканчивая чтение, я всегда слышал вопрос: — А когда в следующий раз соберемся? Что мы читали? Книги по исто рии русского мореплавания, тру- 1_ | ЕСКОЛ ЬКО слов об учебе на * * корабле. Как правило, она ведется по специальным програм мам и поручается штурманам и механикам, руководителям вахт. Надо сказать, что в настоящее время программы разработана хорошо и учебных пособий впол не достаточно. Дело за тем, как старательно и охотно берутся за него судовые работники. Учебу надо вести не только по книжкам, но обязательно сопро вождать ее практическими рабо тами. Не надо забывать, что каж дая пятиминутная беседа на рабочем месте, рассказ или объ яснение есть тоже учеба и иногда более действенная, чем 45 ^дннут занятий в кают-компании. V Капитан должен время от вре- [сни посещать занятия рядового состава, следить за успевае- [остью. Его присутствие на заня тиях дисциплинирует людей, по вышает их внимание. При проведении занятий по Техминимуму необходимо счи таться с рабочей нагрузкой рядо вого состава н не гнаться за вы полнением расписания занятий, если люди утомлены. Все равно толку от таких занятий не будет. . Много внимания со стороны ка питана требуют занятия с команд- 4. Воспитательная работа на корабле ровамии, при подходах к берегам, входах и выходах из бухт, при определении места судна, расхож дении оо встречными кораблями н т. д. Д ля молодых командиров уче ба этим не ограничивается. Им надо умегь обращаться не толь ко с кораблем, но ч с людьми. Эта наука оказывается сложной для людей невыдержанных, плохо знающих свою специальность, не доброжелательных и равнодуш ных. На наших кораблях много книг, и читают их охотно. Но некото рые книги из тех, какие нужно читать всем и обязательно, не всегда бывают в судовой библио теке или мало кто успевает их прочесть. Эго отдельные произве дения классиков литературы, кни ги по истории мореплавания или просто статьи о море и моряках, о рыболовном промысле и о ры бах. Такие книги и статьи целесооб разно читать коллективно, вслух. В своей практической работе я так и делал. Бывало, что первое ды П И Н Р О о море и его обита телях, произведения Станюковича, Новикова-Прибоя, книги А. С. Пушкина и т. д. Трудно проходят занятия по изучению Уставов. Не всегда лектор умеет сделать интересным сухо изложенный уставный текст. Чтение статей Устава без их разъяснения, без примеров из жизни — пустая трата времени. Можно Устав и вызубрить, но толку от этого, будет мало. Его необходимо понимать. За годы плавания на траулерах в должности капитана мне дове лось вести несколько судово дительских кружков. Обычно, уче ба в таком кружке начиналась с того, что три— четыре человека приступали к регуляэным заня тиям по навигации и основам мо реходной астрономии в опреде ленные часы и обязательно в кают-компании, куда на это вре мя вход никому не запрещался. Через некоторое время число за нимающихся всегда увеличива лось. Г ПОПОВ. ОРЕЛ. Строительное училище № 2 подготовило сотни моло дых плотников, каменщиков, штукатуров, маляров, арматур щиков. За два года учащиеся получают профессиональные на выки и общеобразовательную подготовку. На снимке: отличник учебы комсомолец Дмитрий МОРО* ЗОВ на практических занятиях в классе строительной тех ники. Фото В. Поспелова. Фотохроника ТАСС . ЗДЕСЬ МОЖНО СЛОМАТЬ НОГИ Ежедневно рабочие, служащие рыбного порта и других пред приятий проходят по Траловой улице мимо портового общежи тия № 15 через железнодорож ное полотно и спускаются вниз по деревянной лестнице. Вот уж-е длительное В|ремя Ж КО рыбного порта не следит за благоустрой ством этого участка дороги и ле стницы. Обледенелые ступени не посыпаются ни песком, ни шла ком. Н. ЖУКОВ, диспетчер; А. БОГУШОВСКАЯ, стар ший экономист, Л. ВЕР ШИНИНА, главный бух галтер автобазы рыбного порта. с ы ч л х и .д и з а ы ' и р . д О О Б Л Д Р А М Т Е А Т Р . Сегодня в помещении мурманского Дома офицеров — «Весенние страдания». Завтра в помещении Дома куль туры "имени С М. Кирова — днем — «В поисках радости», вечером — «Человек в отставке». ^ О К И Н О Т Е А Т Р « РО Д И Н А » . Сегодня и завтра в розовом зале «Огонек в горах», в голубом — «Маленький человек». О « С Е В Е Р Н О Е С И Я Н И Е » . Се годня и завтра в розовом и зеле ном залах — «В полночь». В ма лом зале сегодня — «Рассыльный из отеля», завтра — «Если парни всего мира». Управление флота, партком, президиум базового комитета профсоюза с глубоким при скорбием извещают о смерти одного из лучших политработ ников тралового флота, БРЕДЕЛЁВА Николая Васильевича, последовавшей 11 февраля после непродолжительной, но тяжелой болезни, и выражают соболезнование его семье и оотньгм. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. ^ д^>ес редакции: Мурманск, Комсомольская улица, дом № 4 Телефоны: зам. редактора, ого. секретарь, отделы партийной жигни, культуры и Лыга. писем ‘28 87. А ТС рыбного порта 4-33, промышленный — 3-96, бухгалтерия — 2-75, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 565 Тир . 3900 П Н 03294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz