Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.
Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А В ледовых условиях и в штормовую погоду можно иметь богатые уловы В конце января состоялось первое в этом году занятие школы передового опыта, организован ное редакцией газеты «Рыбный Мурман» совмест но с руководителями тралового флота на промысле в Баренцевом море. У радиорепродукторов на своих судах собрались капитаны траулеров, их по мощники, старшие механики и другие специа листы. Тема занятия: «Организация работы зи мой в высокоширотных районах промысла». Од ним из таких районов является Медвежинская банка, где в течение длительного срока работа ют почти все паровые корабли тралового флота. С докладами об опыте своей работы выступи ли руководители передовых судов: капитан трау лера «Гатчина» тов. Донзаресков, капитан трау лера «Симферополь» тов. Маклаков, его первый помощник тов. Новиков. Открывая занятие, заместитель начальника тралового сЬлота тов. Гунин сказат : — В прошлом году траловый флот не справил ся с годовым планом. Одной из главных причин этого явилось большое число отстающих трауле ров, которые тянули назад весь коллектив. Мно гочисленные ошибки, допущенные в организации труда, неправильное использование орудий лова, низкая дисциплина и многое другое помешало ☆ использовать имеющиеся возможности выполне ния плана добычи рыбы. О том, что такие воз можности были, свидетельствуют успехи, кото рых добились экипажи передовых кораблей. В январе этого года, учтя прошлые недостат ки, команды многих траулеров, несмотря на очень тяжелые условия промысла, сложную ме теорологическую обстановку, стали работать хо рошо. Это не замедлило дать практические ре зультаты и позволило в целом флоту успешно справиться не только с январским заданием, но и повышенными обязательствами, принятыми в честь XX! съезда КПСС. Многие коллективы наших кораблей встретили открытие съезда высокими уловами, работая в таком труднодоступном в зимних условиях рай оне, каким является Медвежинская банка. В те чение всего января одно из ведущих мест в со ревновании занимали экипажи траулеров «Сим ферополь» и «Гатчина». Задача сегодняшнего за нятия школы передового опыта состоит в том, чтобы дать возможность всему флоту ознако миться с тем, как организован на втнх судах труд, как поставлено промысловое судовожде ние; осуществляется уход за орудиями лова, про водится социалистическое соревнование. ☆ Как мы ведем промысел (Из доклада капитана траулера «Гатчина» тов. ДОНЗАРЕСКОВА) * g ПРОШЛОМ году экипаж на- лых условиях. Сильные штормы, ка на острове Медвежий ■ по шего траулера успешно туманы, ледяные поля затрудня- глубине. Производя пеленгование справился с выполнением госу- ли работу. Промышляя на запад- во время работы радиомаяка, а дарственного плана по всем пока- ном склоне Медвежинской банки, также нанося на карту пеленги зателям. 1959 год начался в на- мы тралировали как на прямых других судов, мы после промыс- шей стране новым трудовым курсах, так и с поворотами, в за- лового совещания получали сек- подъемом, вызванным подготов- висимости от того, на каких глу- торы с хорошей концентрацией кой к XXI съезду партии. Обсу- бинах и курсах наблюдались хо- косяка. Практика работы на про- днв и одобрив на общем собрании рошие уловы. Ледяные поля, как мысле в плохую видимость при обращения морчков траулеров и для других промысловиков, большом количестве промышля- «Ярославль» и «Шексна». выету- для нас явились новым препятст- ющих судов требует от капитана пивших инициаторами в социа- вием, тем более, что ранее в та- и его помощников напряженной листическом соревновании за до- кой ледовой обстановке целиком работы и бдительности даже при стопную встречу XXI съезда пар- весь флот не работал. наличии радиолокационной стан- тии и дня выборов в Верховный для травления ваеров выби- Иии- Поэтому наблюдение на на- Совет РСФСР и местные Советы, ралась свободная ото льда по- шем корабле велось как в лока- а также за досрочное выполнение лынья. Вытравляли мы обычно Т°Р’ так и визуально. Все окна плана первого года семилетки, минимально возможное количест- в РУбке были очищены ото льда, наш коллектив активно включил- pq ваеров, чем сокращали время ^то дало положительный резуль- ея в соревнование и к открытию движения ’ судна на форсирован- — ни одного нарушения съезда в 2.5 раза превысил ян- ном Х0ДУ) и этим достигалась ППС на нашем траулере, даже в варское задание. большая безопасность. После взя- плохую видимость, не было. пак экипаж нашего судна до- Т11Я ваеров на стопор они дотрав- Таким образом, работа с тра- оился таких успехов. лишались до 2 , 5 — 3 глубин, лом во льду показала, что при Подготовка к рейсу на нашем цри травлении ваеров мы выстав- соблюдении всех правил предо- траулере ооычно начинается с ляли впередсмотрящего моряка и сторожности, а также максималь- момента снятия судна с промыс- вели наблюдение в радиолокатор, ной бдительности, промысел в ле- ла. На переходе в порт произво- чтобы предотвратить столкнове- довых условиях можно вести до- дится промер ваеров. чинка и за- Н№Я сутна с крупными отдельно вольно успешно при наличии мена износившихся орудии лова, плавающими льдинами, которые промысловых концентраций, профилактический осмотр меха- могут повредить корпус. Само же В сильный мороз, доходивший низмов. Большое внимание >де- траление проводилось как во до 19 градусов, мы поднимали ляется подготовке судна к выхо- льду так и на чистой воде. При на борт и убирали за 2,5 часа до ду в море во время стоянки его в движении судна с тралом во льду 4—5 тонн рыбы. Практически порту, весь командный состав за- увеличивали количество оборотов, это осуществлялось следующим ннмается подютовкой по своим Скорость судна при атом достига- образом. Сразу после подъема заведыванинм и ежедневно утром ла до 3 8 — 4 уЗЛ 0 в. Как прави- улова на палубу в ящиках он информирует меня о ходе работ. ло Суд Н0 Во льду с тралом дви- накрывался тремя брезентами, После выхода судна в море про- галось не прямым курсом, а по что предохраняло его от замерза- ияводится дальнейшая подготовка дуге с таким расчетом, чтобы ва- ния. После спуска трала на убор- к промыслу: профилактический ера на стопоре находились под ку рыбы выходил весь личный осмотр траловой лебедки, орудий кормой. Этим устранялась во»- состав без исключения. Ночью на лова. Причем сразу готовим тра- можность захватывания льдин уборке рыбы работало 14 чело- лы обоих бортов и на протяже- ваерами и, соответственно, избе- век, днем — 17. За каждым ры нки всего рейса подтерживаем их гался подъем ваеров и подплыва- боразделочным столом 2 матроса в рабочем состоянии. ние трала. Поворот во льдах на обезглавливали треску. Оми пе- В салоне вывешиваются пока- обратный курс делали только в риодически подменялись, чтобы затели пройденных миль за вах- противоположную от трала сто- не обморозь руки, jfro мы мог- ту. Проводятся на переходе сове- рону за 15—20 минут, не отры- ли делать потому, чте в период щание командного состава и об- вая трала от грунта. низких уловов матросы приобре- щее собрание моряков. Судоводительским составом ли навыки как рубщиков голов. На переходе я внимательно велся, как обычно, промысловый так и шкерщиков. Для предотвра- прослушиваю промысловые сове- планшет, где помимо курсов и щения обмораживания некоторые щания, делаю у себя пометки тех глубин наносились ледяные по- члены команды покрывали лицо курсов, глубин и квадратов, где ля, их расположение и движение, и руки рыбьим жиром. Ни одно- хорошо работают корабли. Придя Это позволяло выбирать место го случая обмораживания на на промысел, работу начинаем по для спуска и подъема трала, нашем судне не было. Должен рекомендациям промысловиков. Большую роль в промысловом су- сказать, что отделу снабжения Это исключает потерю времени довождении играет пеленгация (начальник тов. Лебедев) необхо- на раскачку и «пристраивание», судов с хорошими уловами. И, не- димо задуматься над вопросом Остановлюсь на работе в пер- смотря на то, что корабль удер- снабжения моряков на зимний вом рейсе 1959 года. Достигну- живалея на обильных концепт- период более теплой спецодеждой, тые успехи — вылов 145 тонн рациях, пеленгование судов, ус- в эТИ напряженные дни про- рыбы — явились результатом пешно работающих, давало воз- мыела было составлено меню с правильного судовождения, чет- можность определить направле- усиленным питанием. Таким об ком работы палубной и машинной ние перемещения косяка. разом, только благодаря хорошей команд, хорошей организации В данном районе, помимо аст- организации труда, дружной ра- труда на палубе во время уборки рономических способов, опреде- боте всего имюаижа мы могли рыбы. лить свое местонахождение мо- убирать от 15 до 20 точи» рыбы Рейс проходил в очень тяже- жно только по пеленгу радиомая- в сутхи. Залог успеха—в ритмичности (И з выступления капитана траулера «Грязовец» тов. ЦЫГАНКО) 3 ЭТ уже в течение двух пос- постоянно повышают свою квзн ледних лет наш коллектив лификацию. ведет борьбу за достижение рит- Большое внимание у нас уде-» мичности в работе всех произ- ляется промысловому судовожде- водственных участков корабля- нию. Все судоводители, особен- Это и понятно, ведь от ритмичной, но когда приходится промыш- слаженной деятельности всех су- лять в таких районах, как Мед- довых служб, каждого морянса за- вежинекая банка, следят за при- висит успех любого рейса. От рит- ливо-отливными течениями, пе- мичности зависит правильная ор- ленгутотся по секторным радио- ганизация промыслового судовож- маякам- А это им позволяет хо- дения, хорошее состояние орудий рошо держать корабль на рьгбе. лова, производительность труда. Не пренебрегают мои помощники На нашем траулере, например, и наблюдениями за светилами, соуск я подъем трала осуществ- За год каждый из них решил по ляются, в среднем, за 32 мину- 200 астрономических задач, ты. Это позволяет экономить про- Моряки «Грязовца», как уже ш елом е время, увеличивать ча- говорилось, добились хороших по- сы тралений а добывать каждый казателей >в работе с тралом. Ору- рейс дополнительные товны ры- дня лова у нас находятся в ис- <ы. правном состоянии. Все новое. Главное, что помогло нам до- передовое, что имеется на других «течь ритмичности в работе, — кораблях, мы стараемся приме- вто почти полная ликвидация те- нять у себя. Мы, в частности, ра- жучести кадров. С траулера, как ботаем бесквартропным тралом, правило, уходят только моряки, причем пряжки вытяжных концов получившие в результате учебы вывели через кольца к клячев- более сложные специальности. На кам. Большую пользу принесло траулере за год были подготовле- нам также применение кухтылей- ны и сейчас успешно работают на близнецов, других судах капитан, старший Сейчас, подведя итоги пред- помоньник капитана, два старших съездовского соревнования, наш мастера по добыче, два боцмана, коллектив решил выполнить А те, кто остался на судне, квартальный план к 15 марта. При хорошей организации труда (Из выступления первого помощника капитана траулера «Джанкой» тов. КУДРЯВЦЕВА) С^ТОТ рейс для нас начался неблагоприятно. Несколько членов палубной команды про студились и заболели. Это могло нарушить организацию труда, снизить уловы. Однако этого не случилось. Подсчитав на общем собрании свои возможности и внутренние резервы, экипаж ре шил досрочно выполнить месяч ный план и перекрыть рейсовое задание. С поставленными за дачами мы справились благодаря дружным усилиям всего коллек тива, хорошей организации труда. Даже в такие дни, как 28 ян варя, когда за одно траление мы брали до 5 топн рыбы, улов дол го не залеживался на палубе. Все члены экипажа умеют разде» лывать рыбу и выходят на поя* вахту. Вахтенные помощники ка питана наблюдают.* с мостика за работой и информируют моряков о том, кто из них идет впереди, кто отстает. После каждой вахты проводятся короткие совещания, на которых разбираются произ водственные дела каждого мо ряка. Все мы внимательно следим за работой других судов и стараеи** ся использовать у себя их опыт. Учиться у передовиков (Из выступления капитана- РЕГОДНЯШНЕЕ занятие пио- лы передового опыта еще раз наглядно показало, что иа наших кораблях еще много неис пользованных резервов я воз можностей. Успех каждого дела зависит от тех, кто его -выпол няет. Экипажи таких траулеров, как «Симферополь», «Гатчина», «Джанкой», «Грязовец» и мно гих других, систематически име ют высокие уловы и с первых же дней этого года хорошо ведут промысел, потому что их моряки упорно овладевают передовыми методами труда, учатся правиль но использовать орудия лова и те новейшие электро-и радиона вигационные приборы, которыми снабжает промысловиков Родина. К сожалению, не на всех ко раблях эту истину понимают. В январе траловый флот мог быдать рыбы стране значительно больше, наставника тов. ГЛУЩЕНКО) «ли бы у нас не было отстающих судов. Но они есть. Это траулеры «Засольщик», «Скумбрия» и дрт* гае. Здесь работа с кадрами, ру ководство социалистическим го- ревнованием пущено иа самотек. Нет учета производительности труда, расходования материалов, плохо работают судовые комите ты профсоюза. Опыт января показал, что до биваться высоких уловов можно и при трудных условиях- Там. где используется опыт передови ков, люди добиваются успеха. Именно поэтому коллективы ряда судов, ранее бывшие отстающи ми, улучшили свою работу, доби лись в дни предсъездовского со-» ревнования успехов. Эти успехи нужно закрепить, распростра нить на все без исключения тра улеры. • • • На перром занятии школы передового опыта выступили также капитан траулера «Джанкой» тов. Стремнлов, первый помощник капитана траулера «Грязовец» тов. ШиСаев, капитан-наставник тов. Кузнецов. Все они высказали «того дедым а предложений, направленных иа улучше*ие роботы флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz