Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.

Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А В ледовых условиях и в штормовую погоду можно иметь богатые уловы В конце января состоялось первое в этом году занятие школы передового опыта, организован­ ное редакцией газеты «Рыбный Мурман» совмест­ но с руководителями тралового флота на промысле в Баренцевом море. У радиорепродукторов на своих судах собрались капитаны траулеров, их по­ мощники, старшие механики и другие специа­ листы. Тема занятия: «Организация работы зи­ мой в высокоширотных районах промысла». Од­ ним из таких районов является Медвежинская банка, где в течение длительного срока работа­ ют почти все паровые корабли тралового флота. С докладами об опыте своей работы выступи­ ли руководители передовых судов: капитан трау­ лера «Гатчина» тов. Донзаресков, капитан трау­ лера «Симферополь» тов. Маклаков, его первый помощник тов. Новиков. Открывая занятие, заместитель начальника тралового сЬлота тов. Гунин сказат : — В прошлом году траловый флот не справил­ ся с годовым планом. Одной из главных причин этого явилось большое число отстающих трауле­ ров, которые тянули назад весь коллектив. Мно­ гочисленные ошибки, допущенные в организации труда, неправильное использование орудий лова, низкая дисциплина и многое другое помешало ☆ использовать имеющиеся возможности выполне­ ния плана добычи рыбы. О том, что такие воз­ можности были, свидетельствуют успехи, кото­ рых добились экипажи передовых кораблей. В январе этого года, учтя прошлые недостат­ ки, команды многих траулеров, несмотря на очень тяжелые условия промысла, сложную ме­ теорологическую обстановку, стали работать хо­ рошо. Это не замедлило дать практические ре­ зультаты и позволило в целом флоту успешно справиться не только с январским заданием, но и повышенными обязательствами, принятыми в честь XX! съезда КПСС. Многие коллективы наших кораблей встретили открытие съезда высокими уловами, работая в таком труднодоступном в зимних условиях рай­ оне, каким является Медвежинская банка. В те­ чение всего января одно из ведущих мест в со­ ревновании занимали экипажи траулеров «Сим­ ферополь» и «Гатчина». Задача сегодняшнего за­ нятия школы передового опыта состоит в том, чтобы дать возможность всему флоту ознако­ миться с тем, как организован на втнх судах труд, как поставлено промысловое судовожде­ ние; осуществляется уход за орудиями лова, про­ водится социалистическое соревнование. ☆ Как мы ведем промысел (Из доклада капитана траулера «Гатчина» тов. ДОНЗАРЕСКОВА) * g ПРОШЛОМ году экипаж на- лых условиях. Сильные штормы, ка на острове Медвежий ■ по шего траулера успешно туманы, ледяные поля затрудня- глубине. Производя пеленгование справился с выполнением госу- ли работу. Промышляя на запад- во время работы радиомаяка, а дарственного плана по всем пока- ном склоне Медвежинской банки, также нанося на карту пеленги зателям. 1959 год начался в на- мы тралировали как на прямых других судов, мы после промыс- шей стране новым трудовым курсах, так и с поворотами, в за- лового совещания получали сек- подъемом, вызванным подготов- висимости от того, на каких глу- торы с хорошей концентрацией кой к XXI съезду партии. Обсу- бинах и курсах наблюдались хо- косяка. Практика работы на про- днв и одобрив на общем собрании рошие уловы. Ледяные поля, как мысле в плохую видимость при обращения морчков траулеров и для других промысловиков, большом количестве промышля- «Ярославль» и «Шексна». выету- для нас явились новым препятст- ющих судов требует от капитана пивших инициаторами в социа- вием, тем более, что ранее в та- и его помощников напряженной листическом соревновании за до- кой ледовой обстановке целиком работы и бдительности даже при стопную встречу XXI съезда пар- весь флот не работал. наличии радиолокационной стан- тии и дня выборов в Верховный для травления ваеров выби- Иии- Поэтому наблюдение на на- Совет РСФСР и местные Советы, ралась свободная ото льда по- шем корабле велось как в лока- а также за досрочное выполнение лынья. Вытравляли мы обычно Т°Р’ так и визуально. Все окна плана первого года семилетки, минимально возможное количест- в РУбке были очищены ото льда, наш коллектив активно включил- pq ваеров, чем сокращали время ^то дало положительный резуль- ея в соревнование и к открытию движения ’ судна на форсирован- — ни одного нарушения съезда в 2.5 раза превысил ян- ном Х0ДУ) и этим достигалась ППС на нашем траулере, даже в варское задание. большая безопасность. После взя- плохую видимость, не было. пак экипаж нашего судна до- Т11Я ваеров на стопор они дотрав- Таким образом, работа с тра- оился таких успехов. лишались до 2 , 5 — 3 глубин, лом во льду показала, что при Подготовка к рейсу на нашем цри травлении ваеров мы выстав- соблюдении всех правил предо- траулере ооычно начинается с ляли впередсмотрящего моряка и сторожности, а также максималь- момента снятия судна с промыс- вели наблюдение в радиолокатор, ной бдительности, промысел в ле- ла. На переходе в порт произво- чтобы предотвратить столкнове- довых условиях можно вести до- дится промер ваеров. чинка и за- Н№Я сутна с крупными отдельно вольно успешно при наличии мена износившихся орудии лова, плавающими льдинами, которые промысловых концентраций, профилактический осмотр меха- могут повредить корпус. Само же В сильный мороз, доходивший низмов. Большое внимание >де- траление проводилось как во до 19 градусов, мы поднимали ляется подготовке судна к выхо- льду так и на чистой воде. При на борт и убирали за 2,5 часа до ду в море во время стоянки его в движении судна с тралом во льду 4—5 тонн рыбы. Практически порту, весь командный состав за- увеличивали количество оборотов, это осуществлялось следующим ннмается подютовкой по своим Скорость судна при атом достига- образом. Сразу после подъема заведыванинм и ежедневно утром ла до 3 8 — 4 уЗЛ 0 в. Как прави- улова на палубу в ящиках он информирует меня о ходе работ. ло Суд Н0 Во льду с тралом дви- накрывался тремя брезентами, После выхода судна в море про- галось не прямым курсом, а по что предохраняло его от замерза- ияводится дальнейшая подготовка дуге с таким расчетом, чтобы ва- ния. После спуска трала на убор- к промыслу: профилактический ера на стопоре находились под ку рыбы выходил весь личный осмотр траловой лебедки, орудий кормой. Этим устранялась во»- состав без исключения. Ночью на лова. Причем сразу готовим тра- можность захватывания льдин уборке рыбы работало 14 чело- лы обоих бортов и на протяже- ваерами и, соответственно, избе- век, днем — 17. За каждым ры­ нки всего рейса подтерживаем их гался подъем ваеров и подплыва- боразделочным столом 2 матроса в рабочем состоянии. ние трала. Поворот во льдах на обезглавливали треску. Оми пе- В салоне вывешиваются пока- обратный курс делали только в риодически подменялись, чтобы затели пройденных миль за вах- противоположную от трала сто- не обморозь руки, jfro мы мог- ту. Проводятся на переходе сове- рону за 15—20 минут, не отры- ли делать потому, чте в период щание командного состава и об- вая трала от грунта. низких уловов матросы приобре- щее собрание моряков. Судоводительским составом ли навыки как рубщиков голов. На переходе я внимательно велся, как обычно, промысловый так и шкерщиков. Для предотвра- прослушиваю промысловые сове- планшет, где помимо курсов и щения обмораживания некоторые щания, делаю у себя пометки тех глубин наносились ледяные по- члены команды покрывали лицо курсов, глубин и квадратов, где ля, их расположение и движение, и руки рыбьим жиром. Ни одно- хорошо работают корабли. Придя Это позволяло выбирать место го случая обмораживания на на промысел, работу начинаем по для спуска и подъема трала, нашем судне не было. Должен рекомендациям промысловиков. Большую роль в промысловом су- сказать, что отделу снабжения Это исключает потерю времени довождении играет пеленгация (начальник тов. Лебедев) необхо- на раскачку и «пристраивание», судов с хорошими уловами. И, не- димо задуматься над вопросом Остановлюсь на работе в пер- смотря на то, что корабль удер- снабжения моряков на зимний вом рейсе 1959 года. Достигну- живалея на обильных концепт- период более теплой спецодеждой, тые успехи — вылов 145 тонн рациях, пеленгование судов, ус- в эТИ напряженные дни про- рыбы — явились результатом пешно работающих, давало воз- мыела было составлено меню с правильного судовождения, чет- можность определить направле- усиленным питанием. Таким об­ ком работы палубной и машинной ние перемещения косяка. разом, только благодаря хорошей команд, хорошей организации В данном районе, помимо аст- организации труда, дружной ра- труда на палубе во время уборки рономических способов, опреде- боте всего имюаижа мы могли рыбы. лить свое местонахождение мо- убирать от 15 до 20 точи» рыбы Рейс проходил в очень тяже- жно только по пеленгу радиомая- в сутхи. Залог успеха—в ритмичности (И з выступления капитана траулера «Грязовец» тов. ЦЫГАНКО) 3 ЭТ уже в течение двух пос- постоянно повышают свою квзн ледних лет наш коллектив лификацию. ведет борьбу за достижение рит- Большое внимание у нас уде-» мичности в работе всех произ- ляется промысловому судовожде- водственных участков корабля- нию. Все судоводители, особен- Это и понятно, ведь от ритмичной, но когда приходится промыш- слаженной деятельности всех су- лять в таких районах, как Мед- довых служб, каждого морянса за- вежинекая банка, следят за при- висит успех любого рейса. От рит- ливо-отливными течениями, пе- мичности зависит правильная ор- ленгутотся по секторным радио- ганизация промыслового судовож- маякам- А это им позволяет хо- дения, хорошее состояние орудий рошо держать корабль на рьгбе. лова, производительность труда. Не пренебрегают мои помощники На нашем траулере, например, и наблюдениями за светилами, соуск я подъем трала осуществ- За год каждый из них решил по ляются, в среднем, за 32 мину- 200 астрономических задач, ты. Это позволяет экономить про- Моряки «Грязовца», как уже ш елом е время, увеличивать ча- говорилось, добились хороших по- сы тралений а добывать каждый казателей >в работе с тралом. Ору- рейс дополнительные товны ры- дня лова у нас находятся в ис- <ы. правном состоянии. Все новое. Главное, что помогло нам до- передовое, что имеется на других «течь ритмичности в работе, — кораблях, мы стараемся приме- вто почти полная ликвидация те- нять у себя. Мы, в частности, ра- жучести кадров. С траулера, как ботаем бесквартропным тралом, правило, уходят только моряки, причем пряжки вытяжных концов получившие в результате учебы вывели через кольца к клячев- более сложные специальности. На кам. Большую пользу принесло траулере за год были подготовле- нам также применение кухтылей- ны и сейчас успешно работают на близнецов, других судах капитан, старший Сейчас, подведя итоги пред- помоньник капитана, два старших съездовского соревнования, наш мастера по добыче, два боцмана, коллектив решил выполнить А те, кто остался на судне, квартальный план к 15 марта. При хорошей организации труда (Из выступления первого помощника капитана траулера «Джанкой» тов. КУДРЯВЦЕВА) С^ТОТ рейс для нас начался неблагоприятно. Несколько членов палубной команды про­ студились и заболели. Это могло нарушить организацию труда, снизить уловы. Однако этого не случилось. Подсчитав на общем собрании свои возможности и внутренние резервы, экипаж ре­ шил досрочно выполнить месяч­ ный план и перекрыть рейсовое задание. С поставленными за­ дачами мы справились благодаря дружным усилиям всего коллек­ тива, хорошей организации труда. Даже в такие дни, как 28 ян­ варя, когда за одно траление мы брали до 5 топн рыбы, улов дол­ го не залеживался на палубе. Все члены экипажа умеют разде» лывать рыбу и выходят на поя* вахту. Вахтенные помощники ка­ питана наблюдают.* с мостика за работой и информируют моряков о том, кто из них идет впереди, кто отстает. После каждой вахты проводятся короткие совещания, на которых разбираются произ­ водственные дела каждого мо­ ряка. Все мы внимательно следим за работой других судов и стараеи** ся использовать у себя их опыт. Учиться у передовиков (Из выступления капитана- РЕГОДНЯШНЕЕ занятие пио- лы передового опыта еще раз наглядно показало, что иа наших кораблях еще много неис­ пользованных резервов я воз­ можностей. Успех каждого дела зависит от тех, кто его -выпол­ няет. Экипажи таких траулеров, как «Симферополь», «Гатчина», «Джанкой», «Грязовец» и мно­ гих других, систематически име­ ют высокие уловы и с первых же дней этого года хорошо ведут промысел, потому что их моряки упорно овладевают передовыми методами труда, учатся правиль­ но использовать орудия лова и те новейшие электро-и радиона­ вигационные приборы, которыми снабжает промысловиков Родина. К сожалению, не на всех ко­ раблях эту истину понимают. В январе траловый флот мог быдать рыбы стране значительно больше, наставника тов. ГЛУЩЕНКО) «ли бы у нас не было отстающих судов. Но они есть. Это траулеры «Засольщик», «Скумбрия» и дрт* гае. Здесь работа с кадрами, ру­ ководство социалистическим го- ревнованием пущено иа самотек. Нет учета производительности труда, расходования материалов, плохо работают судовые комите­ ты профсоюза. Опыт января показал, что до­ биваться высоких уловов можно и при трудных условиях- Там. где используется опыт передови­ ков, люди добиваются успеха. Именно поэтому коллективы ряда судов, ранее бывшие отстающи­ ми, улучшили свою работу, доби­ лись в дни предсъездовского со-» ревнования успехов. Эти успехи нужно закрепить, распростра­ нить на все без исключения тра­ улеры. • • • На перром занятии школы передового опыта выступили также капитан траулера «Джанкой» тов. Стремнлов, первый помощник капитана траулера «Грязовец» тов. ШиСаев, капитан-наставник тов. Кузнецов. Все они высказали «того дедым а предложений, направленных иа улучше*ие роботы флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz