Рыбный Мурман. 1959 г. Февраль.

Н А ДНЯХ в Мурманском об­ ластном комитете партии со­ стоялось совещание, на котором были обсуждены итоги работы тралового флота в январе и з ада ­ чи промысловиков на февраль этого года. В пример мурманским промыс­ ловикам на совещании ставилась хорошая работа коллектива Ар­ хангельского тралового флота, перевыполнившего прошло­ годний план по вылову рыбы. Редакция газеты «Рыбный Мурман» организовала беседу с капитаном архангельского траулера «Судак», депутатом Архангельского областного Совета депутатов трудящихся Василием Александровичем Анхимовым, который делится опытом работы своего экипажа , и статью инженера произ­ водственного отдела Архангельского тралового флота Бори­ са Александровича Нечаева, в которой рассказывается о но­ вом в траловом вооружении. В нашей работе нет секретов Из опыта работы архангельских промысловиков \ Новое в вооружении трала Производственный отдел уп- 400-миллиметровых, а по краям ни и крылья кроят в мастерских равления Архангельского флота по два 500-миллиметро-вых бобин- без учета поведения их на грун- рекомендует для своих кораблей ца. По крыловым грунтропам от те. Начало сквера и пласти, осо- нижнюю подбору, разработанную центра набиваются по два 500- бенно нижняя, кроятся по прямой начальником этого отдела тов. миллиметровых, а дальше 400- ячее. Нижняя пласть делается Стирмановым, которая может ис- миллиметровые бобинцы. В таком правильной Формы. При работе пользоваться для работы на лю- же порядке вооружается подбора трала эта прямая пластина вы- бом траулере и при любых уело- 600-миллиметровыми бобинцами. гибается по форме центрального виях. По центру подборы ставится два грунтропа. Сквер также изменяет Передовые экипажи кораблей 500-миллиметровых, а по краям форму по ходу хатланна. Полу­ чается форма полукруга. (Рис. Капитан траулера «Судак» В. АНХИМОВ. В прошлом году план нами был Мурманчане же не проводят значительно перевыполнен по таких радиоеовещаний с утра, всем показателям. Промысел мы ведем 25-метро- С учетом постановки корабля Вым квартропным тралом. Ниж- в текущий ремонт в этом, 1959 нюю подбору вооружаем в зависи- году. мы должны выловить ПО МОСТИ от грунтовых условий. Ког- плану 8900 центнеров рыбы. промысел ведем на хороших Включившись в соревнование за грунтах, по центру нижней нод- достойную встречу XXI съезда боры ставим пять 400-миллимет- КПСС и дня выборов^ в Верхов- ровых бобинцев, а по крыльям— ный Совет Российской Федера- по четыре таких бобинца, по всей ции и местные Советы, наш кол- подборе размещаем груз до 80 лектив обязался выполнить годо- килограммов без учета веса цепок вую программу к 5 декабря и и резиновых прокладок. На тя- дать стране сверх задания не желых, задевисты^ грунтах всю менее 500 центнеров рыбы. нижнюю подбору вооружаем 500- Январский план нами перевы- миллиметровыми бобинцами. 5 полнен почти в три раза. Зада- штук ставим по центру подборы ние первого квартала решено и по 4 штуки — по крыльям, реализовать к 1 марта. Груз же на подборе увеличиваем Архангельские рыболовные ко- д0 180 килограммов также без рабли работают в одинаковых учета веса цепок и прокладок, условиях с коллективами паро- На верхней подборе трала мы вых судов Мурманска тралово- подвязываем В'сегда одинаковое го флота. Однако, как по- количество кухтылей. Но чем называют результаты, архангель- больше загружаем нижнюю под- ские рыбаки ведут лов значитель- бору, тем больше стараемся дать но лучше мурманских. В чем же скорость хода судна с орудиями секрет нашего успеха? лова. На плохих грунтах нами Мне кажется, в первую оче- облегчается куток тралового меш- Архангельского флота пользуют- редь, в том, что у нас нет такой те- ка. Внутрь его подшивается до- хучести кадров на кораблях, как полнительное количество кухты- на мурманских судах. Возьмем лей, а к топенантам дележного к примеру наш траулер. Здесь стропа подвязывается пенопла­ стеновной костяк— работники ве- стовая буйковая бочка. Тща- дущих профессий: я, старший тельный уход за орудиями лова, механик, член КПСС Николай правильное вооружение их в за- Павлшич Попов, второй механик висимости от грунтовых условий Дмитрий Васильевич Стешенко, позволяет нам ежегодно эконо- старший мастер по обработке ры- мить значительное количество се- нер&в по добыче смущает не- бы, коммунист Петр Алексаидю- тематериалов и за счет этого сни- сколько необычный порядок рас- вич Белов, боцман Антон Павло- жать себестоимость продукции. пределения бобинцев по цент- вич Непытаев, старший мастер Как я, так и многие наши мо- ральн(>Му грунтропу. Вот этим-то по добыче Яков Федорович Поповряки, следим за работой мурман- ' , ’ ■ „ работают на траулере «Судак» с чан, радуемся их успехам, инте- и ВЫЗБана нео ди‘ н ID J 1952 года — с момента вступле- ресуемся всем новым, что они ис- нее поговорить о предлагаемой, ния судна в эксплуатацию. До пользуют в своей работе. В част- совершенно новой комбинации постановки в прошлом году ко- ности, известный на Мурмаие бобинцев на подборе. (Рис. № 1). рабля в ремонт у нас также был капитан Андрей Яковлевич Мак- т бессменный-состав судоводителей лаков, кстати сказать, наш 1рал идет по грунту конусом, и почти всей палубной команды. А земляк, уже несколько лет Вершина конуса и будет середи- востоянный, сработавшийся эки- подряд везет лов тралом своей ^ои центрального грунтроиа. паж успешнее ведет промысел. И конструкции и ежегодно, даже ^ ель предлагаемой подборы не секрет, что на нашем траулере при тяжелой промысловой обета- как можно больше вытянуть по хорошая производственная дне- новке, добивается перевыполне- горизонтали центр, уменьшить циплина, мы ежегодно выполняем ния плана рыбодобьпи. И нам до выгиб центрального грунтропа. задания по вылову рыбы и вы- сих пор не понятно, почему про- Расстановкой бобинцев мы доои- работке рыбных продуктов, у нас мысловый отдел Мурманского лись переноса лобового сопротив- в хорошем техническом состоя- тралового флота не изучит де- ления В°ДЫс середины ■ централь­ ной находятся все механизмы и тально трал Маклакова, не обоб- £ ого грунтропа на его края и устройства, а срок работы их щит работу с ним и не распро- крылья, продлен почти вдвое, странит его на другие корабли. Архангельские рыбаки, на мой Особенно успешно и безаварийно взгляд, оперативнее и быстрее, можно работать тралом Маклако- чем мурманчане, приспосаблива- ва в прибрежных районах моря. ются к промыслу в зависимости Я надеюсь, что вопрос с тралом от обстановки. А происходит это конструкции капитана Маклако- потому, что наш руководитель ва будет решен в ближайшее вре- промысла не ожидает общеф.тот- мя. И опыт работы с ним даст и ского совещания, которое начи- нам архангельским рыбакам нается в 15 часов, а еще в 10 — немалую пользу. часов утра проводит с командо- В этом году коллектив Мур- ванием своих судов специальный майского тралово-го Флота вызвал флагерок. Наши капитаны обме- на соревнование архангельских ниваются своими мнениями. Кол- рыбаков. Трудовое соперничество лективы, которые берут обиль- промысловиков двух рыбодобы- ные уловы, рассказывают, на ка- Вающих бассейнов должно послу- ких глубинах и курсах о«и ведут реко»енё^егю 9 произ&йдст6&ннь!н отдвпоп флота схета подБорьt КаылоВодгрунтД&г Ц е н т р а л ь н ь л / е р & м гп р о п Рас. / Приувеличении с 200 гг до 3 00 u более груз Увемучиггть доSO^г на каждой 500n/n Распределение 5о&е*ч*8 по елынгттропу ____________ о ст а е т с я ггж я + ст т . ся такой подборой и очень хоро­ шо о ней отзываются. Длитель­ ное время работают ею экипажи траулеров «Пинагор», «Колгуе­ вец» и другие. * Правда, некоторых капитанов, мастеров по добыче и даже инже- № 3). Правильность сквера и пла­ сти теряется, ячея не получает полного раскрытия, образуется слабина сетного полотна, которое или волочится по грунту, или по­ верху прикрывает входное от­ верстие трала. Все это, конечно, снижает уловистость трала. Для того, чтобы приспособить подбору к тралу, нужно грун- тропные цепки ставить различ­ ной длины. Короче — к середине грунтропа и длиннее — к его краям. В истории флота таких цепок не было и никто их не предлагал. Правда, изобретались различные приспособления для завязывания кутка тралового мешка, но они так и не приви­ лись ввиду явной непригодно­ сти. В экспериментальном 35-мет­ ровом трале конструкции архан­ гельских промысловиков тт. Мень­ шикова и Шмакова ошибки в кройке тралов учтены и исправ­ лены. Испытания этого трала да­ ли хорошие результаты. По скве­ ру и нижней пласти по предло­ жению новаторов сделаны вырез- 600-миллиметровые бобинцы. ки-выемки, которые не дают Для подборы, вооруженной возможности образовывать склад- 400-миллиметровыми бобинцами, ки сетного полотна. Сетное по- нужно несколько изменить систе- лотно при тралении идет с пол- му их посадки. В середине ным раскрытием ячеи. Части тра­ ла приспособле­ ны к принимаемой форме во время траления. Такой трал намного экономичнее. На изготовление его идет на 22 ки­ лограмма меньше дели, чем на обычный. Фи­ гурная кройка частей трала с со­ четанием реко­ мендуемой подбо­ ры дает нужное проектное раскры­ тие трала. (Рис. № 2 ). В эксперимен­ тальном трале - Шмакова есть еще улучше- p v c 3 Расположение Ъ р х м п т а с г нет г р у н т е ________ ч промысел, какое количество мет­ ров дают ваеров. с какой ско­ ростью т я н у т трал и т. д. Коман­ ды судов, находящиеся в проло- ве. быстро обнаруживают недоче­ ты в своей работе благодаря этим сообщениям, своевременно жить и. наверняка, послужит улучшению их работы, досрочно­ му выполнению плана первого года семилетки, будет способство­ вать быстрейшему претворению в жизнь исторических решений Н и э + с н а и в : в ы р е з * Ч ? Пласть глотни О и с 2 грунтропа бобинцы ставятся не- Меньшикова - сколько разряженно. Но к углам и другие существенные и в начале крыловых4грунтропов ния, обеспечивающие безаварий- бобинцы- сгущаются, создавая ную работу его на плохих груя- очаги сопротивления в углах тах> Уничтожена возможность не- ? р 2 Г Т к о н ц е крылГнеобходи- пос^едствегеного соприкосновения мо ставить по одному 500-милли- нижних крыльев трала с грун- метровому бобинцу в противовес тропом, доведен до минимума пе- по стягивающей силе центрального грунтропа. Благодаря этому в значительной степени сокращают­ ся порывы сетей нижней пласти о грунт, трал получает проектное раскрытие, исправляются недо­ статки в конструкции существу­ ющих орудий лова. Один из самых больших недо­ статке* нынешних орудий лова — это повторение ранее суще­ ствовавших тралов, начиная от Оттертрала и кончая 25-метро­ вым, который стоит сейчас на вооружении нашего флота. До рекос сетного полотна при тра­ лении. Благодаря равномерной нагрузке на подборы и топенан­ ты увеличивается вертикальное раскрытие трала, что способству­ ет увеличению вылова рыбы. Б. НЕЧАЕВ, инженер про­ изводственного отдела уп­ равления Архангельского тралового флота. ................. .. ........ . ......... ........... в Распределение .бобинцев перестраиваются и начинают иод- ^ 1 съезда родной Коммунистиче- подборе таково, В середине цент- снх П°Р тРал- а особенно его ча- нимать на борт больше рыбы. ской партии. ралмюго грунтропа ставятся два сти: сквер, нижнюю пласть мот- 7 февраля 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz