Рыбный Мурман. 1959 г. Декабрь.
КУЙ БЫШ Е ВС КА Я ОБЛАСТЬ. На Волге закончилась навигация. Суда стали на зимовку. НА СНИМ КЕ : в Ставропольском порту. Еще раз об уничтожении девиации магнитных компасов Коллектив девнаторов Мурман ского морского рыбного порта, об судив заметку капитана траулера «Треска» тов. Лебедева, в которой говорится о необходимости опреде ления остаточной девиации при пе реводе траловой стрелы на правый и левый борта, решил высказать практические замечания по данному вопросу. Траловая стрела (деревянная), имеющая незначительную металли ческую оковку*, не может дать изме нения девиации до плюс-минус 15 градусов. Практические наблюдения показали, что изменения. девиации при переводе стрелы от положения прямо на левый или правый борт достигают величины плюс-минус 0,8— 1,0 градуса. Уничтожение и определение остаточной девиации производится по правилам штур манской службы при положении «все по-походному». Эта работа производится специалистами-девиа- торами. Рабочую таблицу девиации (т. е. определить остаточную девиа цию для случая перевода стрелы на правый и левый борта) судоводи тельский состав в наших условиях может и обязан делать. Значительное изменение девиа ции магнитных компасов на про мысле происходит из-за ваеоов, ибо большая масса металла (3—5 тонн), расположенная вблизи маг нитных компасов, вытравливается за борт. Исследованию этого вопроса девиаторы рыбного порта уделяли внимание, но пока мы не имеем поддержки со стороны руководите лей флотов. Другими причинами значитель ного изменения девиации магнит ных компасов являются: неисправ ность судовой электропроводки, близкое расположение от главного компаса больших прожекторов, мощных электродинамических гром коговорителей, подставок из метал лических труб для антенн радиоло каторов. Для обеспечения надежности ра боты магнитных компасов необхо димо соблюдать следующие требо вания: судоводители должны сле дить за положением цепи топрика траловой стрелы, установку боль ших прожекторов от магнитных компасов надо производить на рас стоянии в 6—7 метров, громкого ворителей — 8— 10 метров, антен ны радиолокаторов — 5—7 метров. Надо тщательно следить за состо янием электропроводки, не допу скать замыканий. В. ПАТРАКЕЕВ , старший девиатор рыбного порта. Л А набережной Невы стояли четверо. Они оживленно разговаривали и время от вре мени заразительно смеялись. — Так, говоришь, белые мед веди? — переспрашивал один. Георгий Федорович Никитин, рабочий «Красного треугольни ка» внимательно следил за каж дым словом своих новых знако мых. Они высмеивали тех, кто распространял о Кольском полу острове нелепые слухи, а потом, посерьезнев, рассказали о суро вом и тогда еще диком крае много такого, что заставило за биться сильнее сердце молодого рабочего. Всю ночь он не мог уснуть. В его с о з н а н и и всплывали дорогие сердцу повести и рассказы о мо ре и жизни моряков далекого Се вера. о их труде, который сам по себе является подвигом. В эту сентябрьскую ночь 1931 года и решилась окончательно судьба молодого человека. ...Мурманск встретил его запа хом рыбы, смолы и моря. Впер вые он робко ступил на борт па рохода. Рыболовный траулер «Ро лик» готовился в свой очередной рейс. Море (он представлял его голубым и зеркальным) встрети ло первым осенним штормом. Кру тые волны закатывались на па лубу и с шумом проносились от полубака до самой кормы. Тяжело нагруженное судно резко крени лось то в одну, то в другую сто рону; от качки к горлу подступа ла тошнота, но Георгий видел, как матросы ловко и быстро ра ботали со снастями, не обращая внимания на качку, и, подавляя в себе слабость, старался делать Bi'e. что делали другие. Два месяца присматривался калитан «Ролика» И. Ф. Бурков к новому матросу. Он видел, как тот старается подражать лучшим матросам, перенимая у них опыт и хватку. Никитина вызвали на мостик. — Ну, как море? Плавать ду маешь? — спросил капитан. — Плавать буду, а к морю при выкну, — ответил матрос. Ответ поправился Буркову. — Мне нужен хороший мастер по обработке рыбы. Пойдешь в за сольщики. Учись и присматри вайся. Все будег зчвисеть от твоего старания. Ясно? — Да, ясно. И вот Георгий в трюме. Он с придиркой осматривал разрез каж дой рыбины, вскрытие визиги и приколы. Он оставался на под- вахту и настойчиво учился у своих товарищей. Бурков видел старание Никити на. и когда впервые в Мурманске были открыты курсы мастеров по обработке рыбы, капитан послал на них засольщика. Понимая, ка кая ответственность лежит на нем, Георгий с отличием окончил эти курсы и вновь вернулся на «Ролик», но уже в качестве рыб- мастера. Но Георгия Федоровича волно вало не только качество рыбопро дукции, его беспокоили такие во просы. как быт и культура моря ков. Ведь он был избран предсе дателем судового комитета. Моря ки знали, кому они поручают это ответавенное дело. Георгий был первым повсюду. Когда зимой 1933 года было получено тревожное сообщение о гибели товаро-пассажирского па рохода «Владивосток», который терпел крушение у берегов Мур мана в районе губы Порчниха, первым, кого капитал вызвал на мостик, был Георгий Федорович Никитин. Председатель судового комитета молча выслушал капи тана и сказал, что команда всегда выполнит его приказ. В течение нескольких суток экипаж «Ролика», совместно с другими экипажами рыболовных судов, вывез на шлюпках в штор мовую погоду с выброшенного на камни парохода сто одного пас сажира — зимовщиков с Новей Земли, которые возвращались на материк. Бессонные ночи, растер тые в кровь ладони рук... и луч шая награаа за это — сотнание исполненного долга. * * * В годы войны солдат Ники тин в жестоких боях мужественно защищал подступы к Сталингра ду. Тяжелые, изнурительные бои, Мамаев курган, нескончаемые ата ки фашистских орд на волжскую твердыню. Сотни гитлеровских молодчиков нашли смерть под свинцовым ливнем никитинского «Максима». В солнечный день в полураз рушенном блиндаже однополчане нашли своего пулеметчика. Он Об опыте использования эхолота „ХАГ-240“ гЮ Л Ь Ш О Е количество судов тралового флота оснащено ры бопоисковыми эхолотами «ХАГ-240» (производство Гер манской Демократической Республики). Этот прибор имеет два регистратора эхосигналов: самописец с записью на электротер мическую бумагу и электронный отметчик — «фишлупу». Само писец записывает глубину до 1250 метров. Электронный отмет чик позволяет просматривать на экране электронно-лучевой трубки эхосигналы участками по 45 и 15 метров, »акже до глу бин 1250 метров. Важной особенностью эхолота является наличие в усилителе самописца преобразовательного каскада, который выполняет следующие функции: выпрямление импульса, его дифференци ацию и ограничение, что позволяет увеличить разрешающую способность прибора в 2—3 раза и получить четкую запись ры бы вблизи грунта. Это дает возможность эффективно использо вать самописец при поиске рыб до глубин 200—250 метров. На ряде траулеров капитаны активно используют этот эхо лот. Но они используют для поиска рыбы только электронный отметчик, а самописец — лишь для записи рельефа дна. Элект ронный отметчик надежно фиксирует рыбу до глубин свыше 250 метров и позволяет наблюдать рыбу, находящуюся в 0,6—0,8 метра от грунта. Пользуясь «фишлупой», можно при мерно оценить ожидаемый улов. Так, например, капитан тов. Кузнецов предложил классификацию показания (5-балльную) для определения будущего улова, капитан траулера «Лот» тов. Андрианов, используя показания, не делает пустых фалений, а судоводители «Мацесты» благодаря «фишлупе» подолгу удер живают судно на рыбе. Чтобы правильно оценить показания этого прибора, необходимо все время наблюдать за экраном, причем все показания держать в памяти. Это утомляет наблюда теля и отнимает много времени. Кроме того, электронно-лучевая трубка «фишлупы» эхолота «ХАГ-240» не имеет послесвечения, а это затрудняет классификацию эхосигналов. Конструктивным недостатком эхолота «ХАГ-240» является наличие общего потенциометра для регулирования усиления для самописца и «фишлупы». Электронный отметчик работает хоро шо при положении регулятора усиления 5—6, при большом усилении на экране отметчика появляется большое количество помех,, затрудняющих распознавание сигнала «эхо рыба». Это обстоятельство приводит к тому, что обнаруженные концентра ции рыбы зафиксировались иа электротермической бумаге само писца. Наличие дифференцирующей цепи приводит к тому*, что та кие пелагические рыбы, как сельдь или мойва, держащиеся плотными косяками, фиксируются так, что верхняя кромка ко сяка обозначается четко, а сам косяк гредстав\яет собой сово купность мелких точек. Такая запись создает трудность в оцен ке плотности скопления и определении нижней границы косяка. Знание этих параметров необходимо при облове косяков разно глубинным тралом, кошельковым неводом и\и дрифтерными сетями. Для устранения указанных недостатков в конструкции при бора нами были опробованы несколько схем переделки усилите ля эхолота. Работа проводилась на поисковом траулере «Приз». Были получены удовлетворительные результаты. Переделки за ключаются в том, что дифференцирующая цепочка усилителя самописца и выпрямитель отключаются и заменяются сопротив лениями. При поиске донных рыб используется имеющаяся схе ма, а при поиске пелагических рыб включается переделанная схема. Некоторое увеличение общего усиления может быть полу чено путем подключения конца вторичной обмотки входного трансформатора на «корпус», минуя конденсатор. Периодическое подмагничивэние приемного вибратора также повышает поиско вые возможности эхолота Подмагничивание производится обыч ным способом — путем подачи через предохранитель постоян ного напряжения на вибратор. При использовании самописца для поиска рыбы необходимо держать регулятор усиления в положении 9— 10, а при работе с «фишлупой»—5—6. Опыт использования эхолота «ХАГ-240» показал, что есть все возможности для широкого применения при поисках рыбы как электронного отметчика, так и самописца. М. Щ ЕРБИНО , М. ТРУСКАНОВ , инженеры ПИНРО. был за пулеметом, но без созна ния. тяжело ранен. ...Закончилась война. Вспых нули ярким всполохом последние залпы орудий над Берлином в честь победы над гитлеровской Германией. Наступил мпр... В один из осенних дней к Мурман скому вокзалу подошел ленин градский поезд. Из вагона вышел мужчина средних лет в потрепан ной фронтовой шинели и пилотке. Он внимательно осмотрелся по сторонам и направился к рыбному порту. Это был Никитин. С радостью встретили старые корабельные друзья появление Георгия Федоровича. Сколько бы ло вопросов! — Где. когда, почему? Никитин не успевал отвечать. Ведь четыре года войны не четы ре дня! И куда бы ни заходил фронтовик, везде он был желан ным гостем, всюду его звали ра ботать, но он пошел на корабль, на котором плавал последние годы после «Ролика», — на «Двину». Вновь его избрали председате лем судового комитета. Теперь о не« уже говорили, как о боевом товарище. Никитин, связав жизнь с мо рем и траловым флотом, постоянно повышал свою квалификацию. В 1949 году начался набор на кур сы консервных мастеров, и Геор гий Федорович снова пошел учиться. Получив новую специальность, моряк из рейса в рейс намного перекрывает задания по изготов лению консервов. В 1951 году траловый флот пополнился новым траулером «Кронштадт», и опыт ный мастер был направлен на это судно. Двадцать четыре года бороздил моря и океаны ветеран рыбного Мурмана Георгий Федорович Никитин. В настоящее, время пе рейдя на пенсию, он находится на заслуженном отдыхе. Но не забы вает моряк своих товарищей и своего судна. Как только траулер х «Кронштадт» приходит в порт, Никитин уже на корабле. — Ну, как сходили? Каков улов? Как работали? Нашли ли рыбу? — все интересует старого моряка. Как ни говори — восемь лет проплавал Георгий Федорович на «Кронштадте» и из них семь лет руководил профсоюзной орга низацией, воспитывал людей, воз главлял социалистическое сорев нование. Поэтому-то его сейчас интересует все. Интересуются жизнью своего старого товарища и молодые мо ряки. — Как поживаете? Что нового дома? Ходите ли в кини? — В кино не хожу. Я недав но купил телевизор, а по этому все концерты и фильмы смотрим дома. — смеется Ники тин. — Ну, а дома-го сидеть не скучно? — допытываются моря ки. — По морю инопа скучаю. Но это дело поправимое. Правда, зи мой трудновато, а. вот летом... — Георгий Федорович лукаво усме хается и добавляет, — а вот ле том с вами спора в море пойау! Н. БАЖ АЖ ИН , первый по мощник капитана траулера «Кронштадт». 26 декабря 1959 г 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz