Рыбный Мурман. 1959 г. Декабрь.

КУЙ БЫШ Е ВС КА Я ОБЛАСТЬ. На Волге закончилась навигация. Суда стали на зимовку. НА СНИМ КЕ : в Ставропольском порту. Еще раз об уничтожении девиации магнитных компасов Коллектив девнаторов Мурман­ ского морского рыбного порта, об­ судив заметку капитана траулера «Треска» тов. Лебедева, в которой говорится о необходимости опреде­ ления остаточной девиации при пе­ реводе траловой стрелы на правый и левый борта, решил высказать практические замечания по данному вопросу. Траловая стрела (деревянная), имеющая незначительную металли­ ческую оковку*, не может дать изме­ нения девиации до плюс-минус 15 градусов. Практические наблюдения показали, что изменения. девиации при переводе стрелы от положения прямо на левый или правый борт достигают величины плюс-минус 0,8— 1,0 градуса. Уничтожение и определение остаточной девиации производится по правилам штур­ манской службы при положении «все по-походному». Эта работа производится специалистами-девиа- торами. Рабочую таблицу девиации (т. е. определить остаточную девиа­ цию для случая перевода стрелы на правый и левый борта) судоводи­ тельский состав в наших условиях может и обязан делать. Значительное изменение девиа­ ции магнитных компасов на про­ мысле происходит из-за ваеоов, ибо большая масса металла (3—5 тонн), расположенная вблизи маг­ нитных компасов, вытравливается за борт. Исследованию этого вопроса девиаторы рыбного порта уделяли внимание, но пока мы не имеем поддержки со стороны руководите­ лей флотов. Другими причинами значитель­ ного изменения девиации магнит­ ных компасов являются: неисправ­ ность судовой электропроводки, близкое расположение от главного компаса больших прожекторов, мощных электродинамических гром­ коговорителей, подставок из метал­ лических труб для антенн радиоло­ каторов. Для обеспечения надежности ра­ боты магнитных компасов необхо­ димо соблюдать следующие требо­ вания: судоводители должны сле­ дить за положением цепи топрика траловой стрелы, установку боль­ ших прожекторов от магнитных компасов надо производить на рас­ стоянии в 6—7 метров, громкого­ ворителей — 8— 10 метров, антен­ ны радиолокаторов — 5—7 метров. Надо тщательно следить за состо­ янием электропроводки, не допу­ скать замыканий. В. ПАТРАКЕЕВ , старший девиатор рыбного порта. Л А набережной Невы стояли четверо. Они оживленно разговаривали и время от вре­ мени заразительно смеялись. — Так, говоришь, белые мед­ веди? — переспрашивал один. Георгий Федорович Никитин, рабочий «Красного треугольни­ ка» внимательно следил за каж­ дым словом своих новых знако­ мых. Они высмеивали тех, кто распространял о Кольском полу­ острове нелепые слухи, а потом, посерьезнев, рассказали о суро­ вом и тогда еще диком крае много такого, что заставило за­ биться сильнее сердце молодого рабочего. Всю ночь он не мог уснуть. В его с о з н а н и и всплывали дорогие сердцу повести и рассказы о мо­ ре и жизни моряков далекого Се­ вера. о их труде, который сам по себе является подвигом. В эту сентябрьскую ночь 1931 года и решилась окончательно судьба молодого человека. ...Мурманск встретил его запа­ хом рыбы, смолы и моря. Впер­ вые он робко ступил на борт па­ рохода. Рыболовный траулер «Ро­ лик» готовился в свой очередной рейс. Море (он представлял его голубым и зеркальным) встрети­ ло первым осенним штормом. Кру­ тые волны закатывались на па­ лубу и с шумом проносились от полубака до самой кормы. Тяжело нагруженное судно резко крени­ лось то в одну, то в другую сто­ рону; от качки к горлу подступа­ ла тошнота, но Георгий видел, как матросы ловко и быстро ра­ ботали со снастями, не обращая внимания на качку, и, подавляя в себе слабость, старался делать Bi'e. что делали другие. Два месяца присматривался калитан «Ролика» И. Ф. Бурков к новому матросу. Он видел, как тот старается подражать лучшим матросам, перенимая у них опыт и хватку. Никитина вызвали на мостик. — Ну, как море? Плавать ду­ маешь? — спросил капитан. — Плавать буду, а к морю при­ выкну, — ответил матрос. Ответ поправился Буркову. — Мне нужен хороший мастер по обработке рыбы. Пойдешь в за­ сольщики. Учись и присматри­ вайся. Все будег зчвисеть от твоего старания. Ясно? — Да, ясно. И вот Георгий в трюме. Он с придиркой осматривал разрез каж­ дой рыбины, вскрытие визиги и приколы. Он оставался на под- вахту и настойчиво учился у своих товарищей. Бурков видел старание Никити­ на. и когда впервые в Мурманске были открыты курсы мастеров по обработке рыбы, капитан послал на них засольщика. Понимая, ка­ кая ответственность лежит на нем, Георгий с отличием окончил эти курсы и вновь вернулся на «Ролик», но уже в качестве рыб- мастера. Но Георгия Федоровича волно­ вало не только качество рыбопро­ дукции, его беспокоили такие во­ просы. как быт и культура моря­ ков. Ведь он был избран предсе­ дателем судового комитета. Моря­ ки знали, кому они поручают это ответавенное дело. Георгий был первым повсюду. Когда зимой 1933 года было получено тревожное сообщение о гибели товаро-пассажирского па­ рохода «Владивосток», который терпел крушение у берегов Мур­ мана в районе губы Порчниха, первым, кого капитал вызвал на мостик, был Георгий Федорович Никитин. Председатель судового комитета молча выслушал капи­ тана и сказал, что команда всегда выполнит его приказ. В течение нескольких суток экипаж «Ролика», совместно с другими экипажами рыболовных судов, вывез на шлюпках в штор­ мовую погоду с выброшенного на камни парохода сто одного пас­ сажира — зимовщиков с Новей Земли, которые возвращались на материк. Бессонные ночи, растер­ тые в кровь ладони рук... и луч­ шая награаа за это — сотнание исполненного долга. * * * В годы войны солдат Ники­ тин в жестоких боях мужественно защищал подступы к Сталингра­ ду. Тяжелые, изнурительные бои, Мамаев курган, нескончаемые ата­ ки фашистских орд на волжскую твердыню. Сотни гитлеровских молодчиков нашли смерть под свинцовым ливнем никитинского «Максима». В солнечный день в полураз­ рушенном блиндаже однополчане нашли своего пулеметчика. Он Об опыте использования эхолота „ХАГ-240“ гЮ Л Ь Ш О Е количество судов тралового флота оснащено ры­ бопоисковыми эхолотами «ХАГ-240» (производство Гер­ манской Демократической Республики). Этот прибор имеет два регистратора эхосигналов: самописец с записью на электротер­ мическую бумагу и электронный отметчик — «фишлупу». Само­ писец записывает глубину до 1250 метров. Электронный отмет­ чик позволяет просматривать на экране электронно-лучевой трубки эхосигналы участками по 45 и 15 метров, »акже до глу­ бин 1250 метров. Важной особенностью эхолота является наличие в усилителе самописца преобразовательного каскада, который выполняет следующие функции: выпрямление импульса, его дифференци­ ацию и ограничение, что позволяет увеличить разрешающую способность прибора в 2—3 раза и получить четкую запись ры­ бы вблизи грунта. Это дает возможность эффективно использо­ вать самописец при поиске рыб до глубин 200—250 метров. На ряде траулеров капитаны активно используют этот эхо­ лот. Но они используют для поиска рыбы только электронный отметчик, а самописец — лишь для записи рельефа дна. Элект­ ронный отметчик надежно фиксирует рыбу до глубин свыше 250 метров и позволяет наблюдать рыбу, находящуюся в 0,6—0,8 метра от грунта. Пользуясь «фишлупой», можно при­ мерно оценить ожидаемый улов. Так, например, капитан тов. Кузнецов предложил классификацию показания (5-балльную) для определения будущего улова, капитан траулера «Лот» тов. Андрианов, используя показания, не делает пустых фалений, а судоводители «Мацесты» благодаря «фишлупе» подолгу удер­ живают судно на рыбе. Чтобы правильно оценить показания этого прибора, необходимо все время наблюдать за экраном, причем все показания держать в памяти. Это утомляет наблюда­ теля и отнимает много времени. Кроме того, электронно-лучевая трубка «фишлупы» эхолота «ХАГ-240» не имеет послесвечения, а это затрудняет классификацию эхосигналов. Конструктивным недостатком эхолота «ХАГ-240» является наличие общего потенциометра для регулирования усиления для самописца и «фишлупы». Электронный отметчик работает хоро­ шо при положении регулятора усиления 5—6, при большом усилении на экране отметчика появляется большое количество помех,, затрудняющих распознавание сигнала «эхо рыба». Это обстоятельство приводит к тому, что обнаруженные концентра­ ции рыбы зафиксировались иа электротермической бумаге само­ писца. Наличие дифференцирующей цепи приводит к тому*, что та­ кие пелагические рыбы, как сельдь или мойва, держащиеся плотными косяками, фиксируются так, что верхняя кромка ко­ сяка обозначается четко, а сам косяк гредстав\яет собой сово­ купность мелких точек. Такая запись создает трудность в оцен­ ке плотности скопления и определении нижней границы косяка. Знание этих параметров необходимо при облове косяков разно­ глубинным тралом, кошельковым неводом и\и дрифтерными сетями. Для устранения указанных недостатков в конструкции при­ бора нами были опробованы несколько схем переделки усилите­ ля эхолота. Работа проводилась на поисковом траулере «Приз». Были получены удовлетворительные результаты. Переделки за­ ключаются в том, что дифференцирующая цепочка усилителя самописца и выпрямитель отключаются и заменяются сопротив­ лениями. При поиске донных рыб используется имеющаяся схе­ ма, а при поиске пелагических рыб включается переделанная схема. Некоторое увеличение общего усиления может быть полу­ чено путем подключения конца вторичной обмотки входного трансформатора на «корпус», минуя конденсатор. Периодическое подмагничивэние приемного вибратора также повышает поиско­ вые возможности эхолота Подмагничивание производится обыч­ ным способом — путем подачи через предохранитель постоян­ ного напряжения на вибратор. При использовании самописца для поиска рыбы необходимо держать регулятор усиления в положении 9— 10, а при работе с «фишлупой»—5—6. Опыт использования эхолота «ХАГ-240» показал, что есть все возможности для широкого применения при поисках рыбы как электронного отметчика, так и самописца. М. Щ ЕРБИНО , М. ТРУСКАНОВ , инженеры ПИНРО. был за пулеметом, но без созна­ ния. тяжело ранен. ...Закончилась война. Вспых­ нули ярким всполохом последние залпы орудий над Берлином в честь победы над гитлеровской Германией. Наступил мпр... В один из осенних дней к Мурман­ скому вокзалу подошел ленин­ градский поезд. Из вагона вышел мужчина средних лет в потрепан­ ной фронтовой шинели и пилотке. Он внимательно осмотрелся по сторонам и направился к рыбному порту. Это был Никитин. С радостью встретили старые корабельные друзья появление Георгия Федоровича. Сколько бы­ ло вопросов! — Где. когда, почему? Никитин не успевал отвечать. Ведь четыре года войны не четы­ ре дня! И куда бы ни заходил фронтовик, везде он был желан­ ным гостем, всюду его звали ра­ ботать, но он пошел на корабль, на котором плавал последние годы после «Ролика», — на «Двину». Вновь его избрали председате­ лем судового комитета. Теперь о не« уже говорили, как о боевом товарище. Никитин, связав жизнь с мо­ рем и траловым флотом, постоянно повышал свою квалификацию. В 1949 году начался набор на кур­ сы консервных мастеров, и Геор­ гий Федорович снова пошел учиться. Получив новую специальность, моряк из рейса в рейс намного перекрывает задания по изготов­ лению консервов. В 1951 году траловый флот пополнился новым траулером «Кронштадт», и опыт­ ный мастер был направлен на это судно. Двадцать четыре года бороздил моря и океаны ветеран рыбного Мурмана Георгий Федорович Никитин. В настоящее, время пе­ рейдя на пенсию, он находится на заслуженном отдыхе. Но не забы­ вает моряк своих товарищей и своего судна. Как только траулер х «Кронштадт» приходит в порт, Никитин уже на корабле. — Ну, как сходили? Каков улов? Как работали? Нашли ли рыбу? — все интересует старого моряка. Как ни говори — восемь лет проплавал Георгий Федорович на «Кронштадте» и из них семь лет руководил профсоюзной орга­ низацией, воспитывал людей, воз­ главлял социалистическое сорев­ нование. Поэтому-то его сейчас интересует все. Интересуются жизнью своего старого товарища и молодые мо­ ряки. — Как поживаете? Что нового дома? Ходите ли в кини? — В кино не хожу. Я недав­ но купил телевизор, а по­ этому все концерты и фильмы смотрим дома. — смеется Ники­ тин. — Ну, а дома-го сидеть не скучно? — допытываются моря­ ки. — По морю инопа скучаю. Но это дело поправимое. Правда, зи­ мой трудновато, а. вот летом... — Георгий Федорович лукаво усме­ хается и добавляет, — а вот ле­ том с вами спора в море пойау! Н. БАЖ АЖ ИН , первый по­ мощник капитана траулера «Кронштадт». 26 декабря 1959 г 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz