Рыбный Мурман. 1959 г. Декабрь.
Двадцать пять рейсов „ТопседьГ Ф ЕЛ Ь ЕТОН На днях вернулось в порт из своего'25-го рейса гидрологическое судно «Топседа». Несколько лет бороздит воды Баренцева моря этот корабль, а коллектив его проводит гидрологическую съемку, выполняет большую и очень нужную для рыба ков работу. Изучение гидрологических условий промысловых районов Баренцева моря крайне необходимо для правильного прогнозирования сырьевой базы, на которой будет работать про мысловый флот. За 3 года «Топседа» прошла около 80 тысяч миль, всегда успешно выполняя задания промысловой разведки и ПИНРО. В последнем плавании экипаж работал в труд ных штормовых условиях в северо-западных районах Баренцева моря, у островов Шпицбер ген и Медвежий и установил, что гидрологиче ские условия для ведения там успешного про- мыела до копна года будут благоприятными. При разборе рейса была дана высокая оценка вы полнению рейсового задания. На судне с первых дней его эксплуатации явля ется руководите лем научно-тех нической группы старший инженер-гидролог тов. Самков, кото рый уделяет много внимания передаче своего опыта молодым работникам. Благодаря такой по мощи, например, матрос тов. Алаухов сейчас пла вает лаборантом-биологом. Хорошо трудится ин женер-гидролог тов. Арехов. Кроме того, он и об щественник активный. Многие моряки оказыва ют большую помощь научным сотрудникам в вы полнении исследовательских работ. Это второй штурман тов. Шалахин, секретарь комсомоль ской организации, продолжительное время рабо тающие на судне матросы тт. Кульев, Тюков и Дикеев. Хорошо зарекомендовали себя также ком сомольцы матросы тт. Маринич и Мишин, элект рик тов. Зайцев и многие другие. Отмечая скром ный юбилей — двадцать пятый репс — хочется пожелать коллективу «Топседы» новых успехов в его трудной работе на благо/нашей любимой Родины. В. МАЕВСКИЙ , начальник промысловой разведки. Рябов опровергает • • • произнес он послышались Что вы хо- ете поблн- 'Г Р А Л О В Ы Й флот в послед- * ние годы значительно вы рос, на его кораблн пришло много молодых специалистов, только что окончивших высшие и средние специальные учебные заведения. С годами они на капливают практический опыт. Большинство судоводителей хорошо знает дело, добросове стно относится к своим слу жебным обязанностям. Но под час по неопьпности или халат ности они, как и специалисты, имеющие большой стаж работы в море, допускают аварии. Не редко это происходит из-за того, что некоторые судоводи тели перестали пополнять зна ния, остановились в своем ро сте. слабо изучают и знают но вую технику, не умеют по-на- стоящему применить ее на про мысле или на переходах. Известно, что экипажам на шего флота добывать рыбу ча сто приходится при неблаго приятных метеорологических условиях. И переходы — как длительные, так и короткие — совершаются при плохой пого де, особенно в осенне-зимний период. В это время нередко и бывают аварии. Специалисты должны использовать любую возможность для совершенст вования своей судоводитель ской практики, чтобы не допу скать промахов и грубых про счетов в своей работе. Надо воспитывать в себе и высокое чувство ответственности за по рученное дело. Цикл статей ка питана дальнего плавания тов. Семенова в определенной мере способствует этому. Специали стам тралового флота следует прочесть их, сделать соответ ствующие выводу, а получен ные вновь (или восстановлен ные в памяти) знания приме нить на практике. М. ЕПАРИН , главный капитан тралоаого фло та. Рабочий день уже заканчивал ся. Вдруг дверь стремительно рас пахнулась, и в редакцию вошел высокий, широкоплечий мужчина в морской фуражке. — Я — Рябов! — тоном, в котором угрожающие нотки. — Очень приятно, тите? Мужчина сюдошел же и, протягивая газету «Рыбный Мурман», как протянули бы клу бок ядовитых змей, сказал: — Вот! Слово короткое, но в нем по слышались лязг и скрежег метал ла. Мы взглянули на него при стальнее. И... немедленно на па мять пришли бессмертные строки Александра Сергеевича Пушкина: ...Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза! Он положил газету на стол и указующим перстом ткнул в ста тью, которая называлась так: «Дружинники вышли на улицу Траловую». По одному заголовку ясно — о чем шла речь в этой статье. По простоте душевной мы вначале подумали, что благород ный гнев посетителя относится к тем нарушителям общественного спокойствия, о которых было на писано в газете. И мы обрадован- обеийюше: — Я этого теля. Его несгибаюшийся перст указал на одно место в статье. — Читайте! — сказал он так, словно лопнула туго натянутая якорная цепь. Мы прочли вслух. Там было написано следующее: «Старшим помощником капитана буксира «Надир» назвзл себя тре тий помощник капитана танкера «Джамрат» С. Рябов. Далеко во круг раздается его грязная брань, он задевает и оскорбляет прохо жих, угрожающе размахивает ру ками. Однако это не пугает дру жинников. Они требуюг предъ явить документы, а хулиган отве чает на это оскорблением. Однако документы он все-таки показы вает. О его поведении сообщается в парторганизацию рыбного пор та». — Так вот, Рябов — эго я. Это про меня написано. — И что же вы хотите? еще в — Все это ложь! Меня жизни не задерживала мили- f ция. Я еще никогда не был пьян, ' Я требую опровержения! Гм, дело приобретало острый оборот. Но... рабочий день уже ' закончился. Поздно было куда-то звонить, сходить или у кого-то справляться. Поэтому мы попро сили посетителя, если его не за труднит, конечно, зайти на другой день. К этому времени мы все вы ясним. Рябов не стал спорить. Но уходя, он сказал мрачно и много- но закивали головой: дескать, правильно, дорогой товарищ, на чистую воду надо выводить этих голубчиков, которые... Но, оказывается, наши предпо ложения коренным образом не совпадали с намерениями посети- I.Плаваниеприотсутствивидимости Большинство столкновений, а также посадок судов на мель, камни, берег происходят при пла вании в тумане. Морская практи ка выработала вполне определен ные правила плавания при отсут ствии видимости. Выполняя их, можно предотвратить аварии. Од нако, несмотря на чрезвычайную простоту требуемых правил, а так же применение новейших навига ционных приборов, в частности, радиолокатора, число аварий в нашем промысловом флоте все еще велико. Причину этого сле дует искать в том, что отдельные судоводители* относятся довольно легкомысленно и небрежно к тем мерам предосторожности при пла вании при отсутствии видимости, которые выработала морская прак тика в течение столетий. В нашей морской литературе этот вопрос освешен мало, отдель ные вопросы плавания при отсут ствии видимости разбросаны по различным морским учебникам и журналам. Цель настоящей статьи — мак симально обобщить имеющийся материал, чтобы заострить внима ние судоводительского состава на этом вопросе. Плавание при отсутствии види мости можно разделить нз не сколько вариантов по своим дей ствиям и по опасностям. 1. Воз можность столкновения судов в открытом море и вблизи берегов как для судов без локатора, так N для судов, снабженных радиоло катором. 2. Возможность посадки судна ка мель, камни, берег при подход? к берегам и при плавании вблизи берегов или при плавании в узкостях. Как при плавании в открытом море, так и вблизи берегов судо водителю приходится сталкивать ся с такими метеорологическими явлениями, как туман, снег, дождь. Успешное плавание в этих условиях во *многом зависит от опыта, знаний судоводителя и пра вильного своевременного примене ния новейшей навигационной ап паратуры. Известно, что туманы наиболее часто бывают в районах встречи теплых и холодных океанских те чений, в частности на Ньюфаунд лендской банке, в ртйоне Ислан дии, у острова Медвежий. Одним из вопросов, интересую щих судоводителя, ведущего свое судно во время тумана, мглы, снегопада, является вопрос о дальности видимости. Она опре деляется наибольшим расстоянием, с которого можно различать пред меты невооруженным глазом. Оп ределение дальности видимости во время тумана дает возможность судоводителю знать, на каком рас стоянии он откроет другое идущее судно, а также, на каком расстоя нии могут быть открыты маяк, буй, веха или любая навигацион ная опасность. От дальности ви димости судоводитель определяет, с какой скоростью может идти судно, на каком расстоянии можно проложить путь от навигационно го ограждения или какой-либо опасности. Согласно правилу 15 ППСС, «судно с механическим двигате лем должно быть ензбжено хоро шим свистком,.приводимым в дей ствие паром или каким-либо за менителем пара и так установ ленным, чтобы никакое препятст вие не мешало распространению звука, и достаточно сильным манным горном, приводимым в действие механическим способом, а также хорошим колоколом. Па русное судно в 20 тонн и больше должно быть снабжено подобным туманным горном и колоколом». Эффектность сигнальных звуко вых средств для судов определе на правилами Морского Регистра Союза ССР, где сказано, что для судов с механическим двига телем от 40 parncTpjBbix тонн и более, а для парусных и гребных судов от 20 регистровых тони и более валовой вместимости даль ность слышимости парового свист ка, воздушного тифона или элект рического звукового устройства датж на быть не менее 2 миль, а туманного горна—не меиее 1 мили, Для судов меньшего тоннажа дальность слышимости должна быть: парового свистка, воздуш ного тифона или эле^рического звукового устройства не менее 1 мили, а туманного горна — не менее 0,5 мили. К средствам, обеспечивающим безопасность мореплавания при отсутствии видимости, необходимо отнести эхолот и радиопеленгатор. При невозможности определить местонахождение судна астроно мическим или навигационным спо собом, радиопеленгатор и эхолот являются незаменимыми помощни ками моряков. Одним из основных находящихся сейчас на нии судов и обеспечивающих безо пасность мореплавания как в от крытом море, так и при подходе к берегам, является радиолокатор. Как уже указывалось, ухудше ние видимости происходит вслед ствие появления тумана, мглы, снегопада, деждя и т. д. Как только судоводитель обнаружи вав?, что cv.*r:o подходит к району с пониженной видимостью, или ви димость уменьшилась мгновенно, необходимо предпринять следую щие меры предосторожности: если имеется возможность, определить место судна, начать подавать ту манные сигналы, сбавить ход до умеренного, тщательно сообразу ясь с существующими обстоятель ствами и условиями плавания, вы ставить впередсмотрящего; убрать весь посторонний шум, который может мешать прослушивать го ризонт; доложить капитану о под ходе к району с пониженной види мостью; предупредить вахтенного механика о том, что судно подхо дит к району с пониженной види мостью и возможны реверсы; сли чить штурманские часы с часами, находящимися в машинном отде лении; подготовить пиротехниче- тУ*#ские средства; включить соответ ствующие огни; если ка судне имеется радиолокатор, открыть радиолокационную вахту; о всех принятых мерах сделать запись в вахтенном журнале. Остановимся теперь на каждом требовании отдельно. Согласно Уставу службы на су дах флота рыбной промышленно сти (§ 183 пункт «Л»), «перед на ступлением тумана, дождя, снего пада и других явлений, затрудня ющих видимость, немедленно, ес ли для этого есть возможность, определить место судна». Опреде ление места судна производится или по береговым предметам, или астрономическим способом. Это требование вызвано тем, что от сутствие видимости может про должаться длительное время; курс судна нногда располагается в не посредственной близости от опас ности. Исходя из этого (придер живаясь правила: «Считай себя ближе к опасности!»), место судна необходимо знагь как можно бо лее точно, используя для этой це ли построение круга или площади вероятного местонахождения суд на. Туманные сигналы нужно пода вать не только во время следовд- А. СЕМЕНОВ , напитан дальнего плавания ння в тумане, но и при подходах к полосе тумана. Необходимо по давать туманные сигналы и в том случае, если полоса тумана про ходит стороной. Это вызвано т°м, что в тумане может находиться другое судно, идущее навстречу, стоящее на якоре или производя щее какой-либо вид работ, но не подающее туманных сигналов, или еелн его сигналов не слышно по какой-либо причине. Подавая туманные сигналы, не обходимо в промежутке между ними очень внимательно прислу шиваться к сигналам других су дов. Услышав сигнал другого суд на, ответный сигнал следует да вать не сразу за ним, а спустя не которое время, чтобы встречное судно могло явственнее услышать ответный сигнал, не заглушаемый эхом. Так необходимо как бы «перекликаться» подачей туман ных сигналов пока суда не ра зойдутся. Судоводителям следует твердо помнить существенную разницу между правилом 15 и правилом 28. Сигналы, согласно правилу 15, подаются судами, не видящими друг друга вследствие тумана, мглы, снегопада и т. д. Сигналы, предусмотренные правилом 28, по даются судами только при усло вии, что они видят друг друга. Согласно правилу 15 п. «в» ( I ) . судно, которое находится на ходу и притом в состоянии движения, обязано подавать сигнал в виде одного продолжительного звука. Судно считается находящимся в состоянии движения, если оно идет со скоростью даже менее I узла. Если судно двигается впе ред (или назад), только застопо рило двигатель, но еще имеет дви жение, оно обязано подавать одни продолжительный звук. Согласно правилу 15 п. «в» ( I I ) , судно, на ходящееся на ходу, но остановив шееся на впемя, обязано подавать сигнал, состоящий из двух звуков. (Продолжение следует). приборов, вооруже- Хороший судоводитель Около трех лег назад закончил Мурманское мореходное учи лище Владимир Кособуцкий. Свою трудовую деятельность он начи нал третьим помощником капитана. Был им на траулере «Север», сейчас здесь же работает вторым помощником. Способный инженер- Штурман судоводитель, Владимир хорошо справляется со своими обязанно стями. В районе промысла и на переходах старательно ведет про кладку, хорошо может определяться по секторным радиомаякам. ведет планшет, малоизученных районах лова тшательно ляет добиваться успеха в добыче рыбы. Владимир пользуется заслуженным авторитетом Он секретарь комсомольской организации. дела так не остав лю! Меня еще никогда не задер- t живала милиция! ? А утром следующего дня все прояснилось. 24 сентября, в 22 часа 30 минут у главной проход ной рыбного порта появился пья ный моряк. Он вел себя недостон- ; но, гнусная брань сыпалась точно из рога изобилия. Бригада дру жинников, возглавляемая тов* ; Сисиным, подошла к скверно слову и потребовала прекратить . ругань. Но хулиган (кстати, ему f уже больше 40 лет), как говорят, • закусил удила. Он начал ос- - корблять дружинников. Тогда грубияна и нахала при- . гласили в милицию. Здесь на не- ; го составили акт. В задачи дру жинников не входит обязательно, во всех случаях жизни привлекать нарушителей к ответственности. • Иногда достаточно предупрежде ния. В данном случае, несмотря на оскорбление, они решили, что ограничатся составлением акта и предупредят задержанного, чтобы больше не распоясывался. Но ему уже было на все на плевать. Он хамил и оскорблял всех. Тогда старший лейтенант милиции тов. Лонский вызвал ма шину, и шофер тов. Бородько и милиционер тов. Давыденко до ставили пьяного в медвытрезви тель. Здесь в книге регистрации появилась скорбная запись под № 8191: «Рябов Святослав Алек сандрович, третий помощник ка питана танкера «Джамраг». У не го отобрали все документы и в том числе партийный билет. *..Короче, все обстоятельства . были выяснены, оставалось ждать прихода Рябова. И он пришел. Пришел! Другой бы в его положении спрятал* глаза от стыда, чтобы никто не , заглянул в них и не увидел всей . низости поведения этого взрослого ! человека, командира, члена пар- . тии. А он пришел. — Ну, выяснили? — спросил он грозно. — Выяснили, — ответили ему и выложили все, о чем сказано вы ше. И тогда, изменив тактику, Рябов заявил: — В милиции я все-таки не был. А в вытрезвитель я пришел сам. По доброй воле. Мне негде было ночевать. Это было так трогательно, что хотелось плакать от умиления. Мы представили себе такую кар тину. По улице болтается пьяный j штурман Рябов. И вдруг этот пьяный останавливается и говорит самому себе трезвым голосом: — Ты, что же, нахал, хулига нишь? А вот я тебя сейчас! И тут он хватает сам себя за , шиворот и ведет сам себя в вы-; трезвитель. Гоголевский город-: ничий утверждал, что унтер-офи-1 церская вдова сама себя высекла* Рябов утверждает, что; он сам себя отвел в вытрезви-? тель. М-да-а! Бывает? Наверное, бывает... Вот и вся история о том, ка* помощник капитана лихтер* \ на корабле. «Киврен» Рябов опровергал. J Ал. Ш ЕВЦО В . что В позво-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz