Рыбный Мурман. 1959 г. Декабрь.

Двадцать пять рейсов „ТопседьГ Ф ЕЛ Ь ЕТОН На днях вернулось в порт из своего'25-го рейса гидрологическое судно «Топседа». Несколько лет бороздит воды Баренцева моря этот корабль, а коллектив его проводит гидрологическую съемку, выполняет большую и очень нужную для рыба­ ков работу. Изучение гидрологических условий промысловых районов Баренцева моря крайне необходимо для правильного прогнозирования сырьевой базы, на которой будет работать про­ мысловый флот. За 3 года «Топседа» прошла около 80 тысяч миль, всегда успешно выполняя задания промысловой разведки и ПИНРО. В последнем плавании экипаж работал в труд­ ных штормовых условиях в северо-западных районах Баренцева моря, у островов Шпицбер­ ген и Медвежий и установил, что гидрологиче­ ские условия для ведения там успешного про- мыела до копна года будут благоприятными. При разборе рейса была дана высокая оценка вы­ полнению рейсового задания. На судне с первых дней его эксплуатации явля­ ется руководите­ лем научно-тех­ нической группы старший инженер-гидролог тов. Самков, кото­ рый уделяет много внимания передаче своего опыта молодым работникам. Благодаря такой по­ мощи, например, матрос тов. Алаухов сейчас пла­ вает лаборантом-биологом. Хорошо трудится ин­ женер-гидролог тов. Арехов. Кроме того, он и об­ щественник активный. Многие моряки оказыва­ ют большую помощь научным сотрудникам в вы­ полнении исследовательских работ. Это второй штурман тов. Шалахин, секретарь комсомоль­ ской организации, продолжительное время рабо­ тающие на судне матросы тт. Кульев, Тюков и Дикеев. Хорошо зарекомендовали себя также ком­ сомольцы матросы тт. Маринич и Мишин, элект­ рик тов. Зайцев и многие другие. Отмечая скром­ ный юбилей — двадцать пятый репс — хочется пожелать коллективу «Топседы» новых успехов в его трудной работе на благо/нашей любимой Родины. В. МАЕВСКИЙ , начальник промысловой разведки. Рябов опровергает • • • произнес он послышались Что вы хо- ете поблн- 'Г Р А Л О В Ы Й флот в послед- * ние годы значительно вы­ рос, на его кораблн пришло много молодых специалистов, только что окончивших высшие и средние специальные учебные заведения. С годами они на­ капливают практический опыт. Большинство судоводителей хорошо знает дело, добросове­ стно относится к своим слу­ жебным обязанностям. Но под­ час по неопьпности или халат­ ности они, как и специалисты, имеющие большой стаж работы в море, допускают аварии. Не­ редко это происходит из-за того, что некоторые судоводи­ тели перестали пополнять зна­ ния, остановились в своем ро­ сте. слабо изучают и знают но­ вую технику, не умеют по-на- стоящему применить ее на про­ мысле или на переходах. Известно, что экипажам на­ шего флота добывать рыбу ча­ сто приходится при неблаго­ приятных метеорологических условиях. И переходы — как длительные, так и короткие — совершаются при плохой пого­ де, особенно в осенне-зимний период. В это время нередко и бывают аварии. Специалисты должны использовать любую возможность для совершенст­ вования своей судоводитель­ ской практики, чтобы не допу­ скать промахов и грубых про­ счетов в своей работе. Надо воспитывать в себе и высокое чувство ответственности за по­ рученное дело. Цикл статей ка­ питана дальнего плавания тов. Семенова в определенной мере способствует этому. Специали­ стам тралового флота следует прочесть их, сделать соответ­ ствующие выводу, а получен­ ные вновь (или восстановлен­ ные в памяти) знания приме­ нить на практике. М. ЕПАРИН , главный капитан тралоаого фло­ та. Рабочий день уже заканчивал­ ся. Вдруг дверь стремительно рас­ пахнулась, и в редакцию вошел высокий, широкоплечий мужчина в морской фуражке. — Я — Рябов! — тоном, в котором угрожающие нотки. — Очень приятно, тите? Мужчина сюдошел же и, протягивая газету «Рыбный Мурман», как протянули бы клу­ бок ядовитых змей, сказал: — Вот! Слово короткое, но в нем по­ слышались лязг и скрежег метал­ ла. Мы взглянули на него при­ стальнее. И... немедленно на па­ мять пришли бессмертные строки Александра Сергеевича Пушкина: ...Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза! Он положил газету на стол и указующим перстом ткнул в ста­ тью, которая называлась так: «Дружинники вышли на улицу Траловую». По одному заголовку ясно — о чем шла речь в этой статье. По простоте душевной мы вначале подумали, что благород­ ный гнев посетителя относится к тем нарушителям общественного спокойствия, о которых было на­ писано в газете. И мы обрадован- обеийюше: — Я этого теля. Его несгибаюшийся перст указал на одно место в статье. — Читайте! — сказал он так, словно лопнула туго натянутая якорная цепь. Мы прочли вслух. Там было написано следующее: «Старшим помощником капитана буксира «Надир» назвзл себя тре­ тий помощник капитана танкера «Джамрат» С. Рябов. Далеко во­ круг раздается его грязная брань, он задевает и оскорбляет прохо­ жих, угрожающе размахивает ру­ ками. Однако это не пугает дру­ жинников. Они требуюг предъ­ явить документы, а хулиган отве­ чает на это оскорблением. Однако документы он все-таки показы­ вает. О его поведении сообщается в парторганизацию рыбного пор­ та». — Так вот, Рябов — эго я. Это про меня написано. — И что же вы хотите? еще в — Все это ложь! Меня жизни не задерживала мили- f ция. Я еще никогда не был пьян, ' Я требую опровержения! Гм, дело приобретало острый оборот. Но... рабочий день уже ' закончился. Поздно было куда-то звонить, сходить или у кого-то справляться. Поэтому мы попро­ сили посетителя, если его не за­ труднит, конечно, зайти на другой день. К этому времени мы все вы­ ясним. Рябов не стал спорить. Но уходя, он сказал мрачно и много- но закивали головой: дескать, правильно, дорогой товарищ, на чистую воду надо выводить этих голубчиков, которые... Но, оказывается, наши предпо­ ложения коренным образом не совпадали с намерениями посети- I.Плаваниеприотсутствивидимости Большинство столкновений, а также посадок судов на мель, камни, берег происходят при пла­ вании в тумане. Морская практи­ ка выработала вполне определен­ ные правила плавания при отсут­ ствии видимости. Выполняя их, можно предотвратить аварии. Од­ нако, несмотря на чрезвычайную простоту требуемых правил, а так­ же применение новейших навига­ ционных приборов, в частности, радиолокатора, число аварий в нашем промысловом флоте все еще велико. Причину этого сле­ дует искать в том, что отдельные судоводители* относятся довольно легкомысленно и небрежно к тем мерам предосторожности при пла­ вании при отсутствии видимости, которые выработала морская прак­ тика в течение столетий. В нашей морской литературе этот вопрос освешен мало, отдель­ ные вопросы плавания при отсут­ ствии видимости разбросаны по различным морским учебникам и журналам. Цель настоящей статьи — мак­ симально обобщить имеющийся материал, чтобы заострить внима­ ние судоводительского состава на этом вопросе. Плавание при отсутствии види­ мости можно разделить нз не­ сколько вариантов по своим дей­ ствиям и по опасностям. 1. Воз­ можность столкновения судов в открытом море и вблизи берегов как для судов без локатора, так N для судов, снабженных радиоло­ катором. 2. Возможность посадки судна ка мель, камни, берег при подход? к берегам и при плавании вблизи берегов или при плавании в узкостях. Как при плавании в открытом море, так и вблизи берегов судо­ водителю приходится сталкивать­ ся с такими метеорологическими явлениями, как туман, снег, дождь. Успешное плавание в этих условиях во *многом зависит от опыта, знаний судоводителя и пра­ вильного своевременного примене­ ния новейшей навигационной ап­ паратуры. Известно, что туманы наиболее часто бывают в районах встречи теплых и холодных океанских те­ чений, в частности на Ньюфаунд­ лендской банке, в ртйоне Ислан­ дии, у острова Медвежий. Одним из вопросов, интересую­ щих судоводителя, ведущего свое судно во время тумана, мглы, снегопада, является вопрос о дальности видимости. Она опре­ деляется наибольшим расстоянием, с которого можно различать пред­ меты невооруженным глазом. Оп­ ределение дальности видимости во время тумана дает возможность судоводителю знать, на каком рас­ стоянии он откроет другое идущее судно, а также, на каком расстоя­ нии могут быть открыты маяк, буй, веха или любая навигацион­ ная опасность. От дальности ви­ димости судоводитель определяет, с какой скоростью может идти судно, на каком расстоянии можно проложить путь от навигационно­ го ограждения или какой-либо опасности. Согласно правилу 15 ППСС, «судно с механическим двигате­ лем должно быть ензбжено хоро­ шим свистком,.приводимым в дей­ ствие паром или каким-либо за­ менителем пара и так установ­ ленным, чтобы никакое препятст­ вие не мешало распространению звука, и достаточно сильным манным горном, приводимым в действие механическим способом, а также хорошим колоколом. Па­ русное судно в 20 тонн и больше должно быть снабжено подобным туманным горном и колоколом». Эффектность сигнальных звуко­ вых средств для судов определе­ на правилами Морского Регистра Союза ССР, где сказано, что для судов с механическим двига­ телем от 40 parncTpjBbix тонн и более, а для парусных и гребных судов от 20 регистровых тони и более валовой вместимости даль­ ность слышимости парового свист­ ка, воздушного тифона или элект­ рического звукового устройства датж на быть не менее 2 миль, а туманного горна—не меиее 1 мили, Для судов меньшего тоннажа дальность слышимости должна быть: парового свистка, воздуш­ ного тифона или эле^рического звукового устройства не менее 1 мили, а туманного горна — не менее 0,5 мили. К средствам, обеспечивающим безопасность мореплавания при отсутствии видимости, необходимо отнести эхолот и радиопеленгатор. При невозможности определить местонахождение судна астроно­ мическим или навигационным спо­ собом, радиопеленгатор и эхолот являются незаменимыми помощни­ ками моряков. Одним из основных находящихся сейчас на нии судов и обеспечивающих безо­ пасность мореплавания как в от­ крытом море, так и при подходе к берегам, является радиолокатор. Как уже указывалось, ухудше­ ние видимости происходит вслед­ ствие появления тумана, мглы, снегопада, деждя и т. д. Как только судоводитель обнаружи­ вав?, что cv.*r:o подходит к району с пониженной видимостью, или ви­ димость уменьшилась мгновенно, необходимо предпринять следую­ щие меры предосторожности: если имеется возможность, определить место судна, начать подавать ту­ манные сигналы, сбавить ход до умеренного, тщательно сообразу­ ясь с существующими обстоятель­ ствами и условиями плавания, вы­ ставить впередсмотрящего; убрать весь посторонний шум, который может мешать прослушивать го­ ризонт; доложить капитану о под­ ходе к району с пониженной види­ мостью; предупредить вахтенного механика о том, что судно подхо­ дит к району с пониженной види­ мостью и возможны реверсы; сли­ чить штурманские часы с часами, находящимися в машинном отде­ лении; подготовить пиротехниче- тУ*#ские средства; включить соответ­ ствующие огни; если ка судне имеется радиолокатор, открыть радиолокационную вахту; о всех принятых мерах сделать запись в вахтенном журнале. Остановимся теперь на каждом требовании отдельно. Согласно Уставу службы на су­ дах флота рыбной промышленно­ сти (§ 183 пункт «Л»), «перед на­ ступлением тумана, дождя, снего­ пада и других явлений, затрудня­ ющих видимость, немедленно, ес­ ли для этого есть возможность, определить место судна». Опреде­ ление места судна производится или по береговым предметам, или астрономическим способом. Это требование вызвано тем, что от­ сутствие видимости может про­ должаться длительное время; курс судна нногда располагается в не­ посредственной близости от опас­ ности. Исходя из этого (придер­ живаясь правила: «Считай себя ближе к опасности!»), место судна необходимо знагь как можно бо­ лее точно, используя для этой це­ ли построение круга или площади вероятного местонахождения суд­ на. Туманные сигналы нужно пода­ вать не только во время следовд- А. СЕМЕНОВ , напитан дальнего плавания ння в тумане, но и при подходах к полосе тумана. Необходимо по­ давать туманные сигналы и в том случае, если полоса тумана про­ ходит стороной. Это вызвано т°м, что в тумане может находиться другое судно, идущее навстречу, стоящее на якоре или производя­ щее какой-либо вид работ, но не подающее туманных сигналов, или еелн его сигналов не слышно по какой-либо причине. Подавая туманные сигналы, не­ обходимо в промежутке между ними очень внимательно прислу­ шиваться к сигналам других су­ дов. Услышав сигнал другого суд­ на, ответный сигнал следует да­ вать не сразу за ним, а спустя не­ которое время, чтобы встречное судно могло явственнее услышать ответный сигнал, не заглушаемый эхом. Так необходимо как бы «перекликаться» подачей туман­ ных сигналов пока суда не ра­ зойдутся. Судоводителям следует твердо помнить существенную разницу между правилом 15 и правилом 28. Сигналы, согласно правилу 15, подаются судами, не видящими друг друга вследствие тумана, мглы, снегопада и т. д. Сигналы, предусмотренные правилом 28, по­ даются судами только при усло­ вии, что они видят друг друга. Согласно правилу 15 п. «в» ( I ) . судно, которое находится на ходу и притом в состоянии движения, обязано подавать сигнал в виде одного продолжительного звука. Судно считается находящимся в состоянии движения, если оно идет со скоростью даже менее I узла. Если судно двигается впе­ ред (или назад), только застопо­ рило двигатель, но еще имеет дви­ жение, оно обязано подавать одни продолжительный звук. Согласно правилу 15 п. «в» ( I I ) , судно, на­ ходящееся на ходу, но остановив­ шееся на впемя, обязано подавать сигнал, состоящий из двух звуков. (Продолжение следует). приборов, вооруже- Хороший судоводитель Около трех лег назад закончил Мурманское мореходное учи­ лище Владимир Кособуцкий. Свою трудовую деятельность он начи­ нал третьим помощником капитана. Был им на траулере «Север», сейчас здесь же работает вторым помощником. Способный инженер- Штурман судоводитель, Владимир хорошо справляется со своими обязанно­ стями. В районе промысла и на переходах старательно ведет про­ кладку, хорошо может определяться по секторным радиомаякам. ведет планшет, малоизученных районах лова тшательно ляет добиваться успеха в добыче рыбы. Владимир пользуется заслуженным авторитетом Он секретарь комсомольской организации. дела так не остав­ лю! Меня еще никогда не задер- t живала милиция! ? А утром следующего дня все прояснилось. 24 сентября, в 22 часа 30 минут у главной проход­ ной рыбного порта появился пья­ ный моряк. Он вел себя недостон- ; но, гнусная брань сыпалась точно из рога изобилия. Бригада дру­ жинников, возглавляемая тов* ; Сисиным, подошла к скверно­ слову и потребовала прекратить . ругань. Но хулиган (кстати, ему f уже больше 40 лет), как говорят, • закусил удила. Он начал ос- - корблять дружинников. Тогда грубияна и нахала при- . гласили в милицию. Здесь на не- ; го составили акт. В задачи дру­ жинников не входит обязательно, во всех случаях жизни привлекать нарушителей к ответственности. • Иногда достаточно предупрежде­ ния. В данном случае, несмотря на оскорбление, они решили, что ограничатся составлением акта и предупредят задержанного, чтобы больше не распоясывался. Но ему уже было на все на­ плевать. Он хамил и оскорблял всех. Тогда старший лейтенант милиции тов. Лонский вызвал ма­ шину, и шофер тов. Бородько и милиционер тов. Давыденко до­ ставили пьяного в медвытрезви­ тель. Здесь в книге регистрации появилась скорбная запись под № 8191: «Рябов Святослав Алек­ сандрович, третий помощник ка­ питана танкера «Джамраг». У не­ го отобрали все документы и в том числе партийный билет. *..Короче, все обстоятельства . были выяснены, оставалось ждать прихода Рябова. И он пришел. Пришел! Другой бы в его положении спрятал* глаза от стыда, чтобы никто не , заглянул в них и не увидел всей . низости поведения этого взрослого ! человека, командира, члена пар- . тии. А он пришел. — Ну, выяснили? — спросил он грозно. — Выяснили, — ответили ему и выложили все, о чем сказано вы­ ше. И тогда, изменив тактику, Рябов заявил: — В милиции я все-таки не был. А в вытрезвитель я пришел сам. По доброй воле. Мне негде было ночевать. Это было так трогательно, что хотелось плакать от умиления. Мы представили себе такую кар­ тину. По улице болтается пьяный j штурман Рябов. И вдруг этот пьяный останавливается и говорит самому себе трезвым голосом: — Ты, что же, нахал, хулига­ нишь? А вот я тебя сейчас! И тут он хватает сам себя за , шиворот и ведет сам себя в вы-; трезвитель. Гоголевский город-: ничий утверждал, что унтер-офи-1 церская вдова сама себя высекла* Рябов утверждает, что; он сам себя отвел в вытрезви-? тель. М-да-а! Бывает? Наверное, бывает... Вот и вся история о том, ка* помощник капитана лихтер* \ на корабле. «Киврен» Рябов опровергал. J Ал. Ш ЕВЦО В . что В позво-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz