Рыбный Мурман. 1959 г. Август.

31 июля на стадионе ДСО «Труд» состоялась очередная игра на первенство гооода по футболу. Встретились команды тралового фло­ та и рыбного порта. С первых же минут игры атакуют портовики. Однако это не приносит им успеха. Затем инициативу берут моряки и вскоре открывают счет. До к-онца первого тайма он увеличивается до 2 : 0. После перерыва футболисты тралового флота сумели забить в ворота противника еще В мячей, не пропустив в свои ни одного. Встреча закончилась победой моряков с результатом 8 : 0. Н. ЧУМАК, электрик береговых бригад тралового флота. Шахматный турнир на корабле В последнем рейсе на трауле­ ре «Магнитогорск» был проведен турнир на личное первенство по шахматам, 0 в котором приняли участие 14 человек. Первое место и звание чемпио­ на завоевал второй механик тов. Карелов. За ним идет третий помощник капитана тов. Акулов. Па третье место вышел старший механик тов. Злобин. Придя в порт, моряки сдали турнирную таблицу в совет физ­ культуры тралового флота. Уча­ стникам, набравшим свыше 50 процентов очков, присвоили пя­ тый разряд и выдали классифи­ кационные билеты. Их получили тт. Карелов, Акулов, Злобин, а также мастер по добыче рыбы тив. Гвоздев, кочегар тов. Андре­ ев, консервный мастер тов. Ягод­ ников и третий механик тов. Гае­ вой. Участники турнира, занявшие первые три места, награждены грамотами коллектива физкуль­ туры тралового Флота. Т. СУДОРГИН, председа­ тель коллектива физкульту­ ры тралового флота. Это не забывается В ПАШЕЙ стране одним из наиболее интересных, увле­ кательных видов спорта является туризм — спорт сильных, сме­ лых, выносливых людей. Этим летом многие труженики бассейна решили отдохнуть по туристским путевкам. Такую путевку получи­ ла в комитете физкультуры и спорта рыбного порта работница автобазы комсомолка Галина Ко­ ролева. Из разных городов страны при­ ехали рабочие и служащие на сборный пункт туристов в Реии- но, город на берегу Финского за­ лива. Здесь были укомплектованы группы, участники похода позна­ комились друг с другом, с марш­ рутом. В течение пяти дней они посещали достонримечательные места: были на экскурсии в Раз­ ливе, где осмотрели шалаш, в ко­ тором В. И. Ленин скрывался от ищеек Временного правительства, посетили усадьбу великого рус­ ского художника Репина — Пе­ наты. Очень понравились тури­ стам заповедная лиственничная роща и фонтаны Петродворца. Затем в течение десяти дней туристы шли ио живописным ме­ стам Карельского перешейка. Ио пути встречалось очень много ин­ тересного: домик-музей В. И. Ле­ нина, Петровские редуты, птице- совхоз, развалины оборонитель­ ных сооружений так называемой линии Маннергейма и многое другое. В походе люди из разных горо­ дов сдружились. Каждый научил­ ся обращаться с компасом и то­ пографической картой, разводить костер и приготовить на нем вкус­ ный обед. А как приятно было це­ лыми днями дышать чистым лес­ ным воздухом, напоенным арома­ том сосен и цветов, слышать ти­ хое журчание ручейков. К концу похода все участники чувствова­ ли себя бодрыми, поздоровевшими. Вот и Придзерская турбаза. Здесь каждый участник похода получил значок «Турист СССР». Затем еще пять днец, носвящен- I ' I ’ Музыкальная школа на заводе Воронеж. На заводе горно- обогатительного оборудова­ ния открыта музыкальная школа, в которой получает му­ зыкальное образование боль­ шая группа рабочих. Среди них — молодые рабочие из бригад, которые борются за звание коллективов коммуни­ стического труда. На снимке: на уроке теории музыки. Слева* направо — преподаватель Элла БИРМАН, модельщик Егор ШАБУ НИН, инженер-конструктор Анна ВЕРТОГРАДОВА ,. инженер Клара МАРТЫНОВА, у доски — токарь Владимир ТУМА­ НОВ. Фото А. Зенина. Фотохроника ТАСС, беседа cmap&J tCenum/tc# Я. РОМАНОВ П ол века на дуорских п р о с т о р а х ных отдыху \\ осмотру достопри­ мечательностей Ленинграда и пригородов, и туристы стали разъ­ езжаться по домам. Вернувшись в Мурманск, Гали­ на Королева рассказала товари­ щам по работе о чудесном походе. Многие из них решили теперь стать активными членами город­ ской секцш туризма при мур­ манском Дво*рце спорта, чтобы ходить в такие же походы ко Кольскому полуострову. Н. НИКОЛАЕВ . Маискии весенний день. День хмурый, ветреный, а на улицах Мурманска праздничное оживле­ ние. К памятнику Владимиру Ильичу Ленину идут нарядные девочки и мальчики. В руках у них цветы, флажки, знамена. Не­ которые несут модели кораблей, самолетов, Спутников Земли. \7 мая вся страна от-метила день рождения пионерской организа­ ции имени В. И. Лечина. Я невольно по­ шел с детьми, слушал их счаст­ ливые голоса, смотрел на их сияющие лица. Какое скгно :*но- прекрас.ное буду­ щее будет у эг.чх ребят, если у них такое замечатель­ ное настоящее. Для них **гэт се­ годняшний и :-азт- рашний день за- зоеван людьми моего поколения. Здесь, у памят­ ника любимому вождю, организа­ тору первого в мифе социал эти ­ ческого государ­ ства, стоя рядом с мальчишками и девчо.нкам/л с алым»! галстуками на груди, я вспо­ минал свое дет­ ство. Трудно жилось в большом ПЬ- морском селе Ку- шерека, Онежско­ го уезда. Дети могли только меч­ тать о школе. В 8—9 лет они счи­ тались уже работниками. В их обязанности входило нянчиться с младшими в семье детьми, выпол­ нять многие работы по дому. Де­ вочек в школу не отдавали. Редкость, если 2—3 девочки пой­ дут учиться. Была у нас в селе трехклассная школа. Постоянного помещения не было. Каждый год школа пе­ реводилась в тот частный дом, хозяин которого соглашался дать комнату. Не сразилось это дело церковникам. Случился однажды летом боль­ шой пожар. Сгорело полдеревни, потому что староверский поп Мак­ сим «по ошибке» запалил школу. Беда пришла на село. Сгорел хлеб, скот, груды кирпича да пепла остались на месте изб. Вот чего стоила «ошибка» священно­ служителя, пуще огня боявшего­ ся света науки, грамоты. Отец был в отъезжем промысле на Мурмане, мать из сил выби­ валась, чтобы поддержать семью. Мы с братишкой остались после пожа.ра в чем бегали — босиком, в одних рубашонках. Помощи ждать было неоткуда. Всяк справ­ ляй свое .нехитрое хозяйство сам. Пооправились немного поморы и снова открыли школу. Как ни трудно было матери, но памятуя наказ отца, она стала просить ба­ бушку отвести меня в -школу. Идти нужно было далеко, мама занята работой по дому, ей не­ когда. Бабушка подрезала мне «под кринку» волосы, дала чи­ стую рубашку. И вот по знакомой ротной уличке мы идем с бабушкой в не­ большой старый дом, в двух комнатах которого разместились ученики первог.), второго и треть- его классов. Мы немного опоздали и остались у дверей подождать конца урока. Потом бабушка в низком поклоне согнулась перед учительницей. — Примите, Ираида Павловна, внука в школу. Далеко бегать приходилось, но я не опаздывал в школу, где маленькая хрупкая женщина — сельская учительница — от­ крывала перед нами удивительно сказочный мир, учила нас читать и писать. Но так было не долго. Ираиду Павловну сменил поче- му-то новый учитель. Иван Пет­ рович, человек вздорный, грубый, расправлялся с детьми круто, без слав. Тяжелая линейка mihoto раз опускалась на детские голо­ вы. И мне доставалось. Линейкой бил учитель и на песок ставил в угол голыми коленками. Я не был бойким парнишкой, скорее тихоня. — Ты, Романов, — указал на меня как-то учитель во время урока и подтолкнул линейкой в плечо, — беги за гильзами в лавку. Что такое «гильзы», я не знал и остался в 'недоумении сидеть на месте. Учитель отметил это не­ послушание ударом линейки по моей голове и послал в лавку за гильзами для папирос другого уче­ ника. Я пожаловался матери. — Потерпи, — сказала она, — это не вечно. Учись, сынок, оби­ да пройдет. Новый год, и снова другой учитель, другие порядки. 'Грех- классную школу я закончил с похвальным листом. Следующая ступень — городское училище — было уже не для меня. А мне так хотелось учиться! Возможно­ сти учиться в отъезде не было ни­ какой. Это было доступно только детям крупных кулаков. Горькая обида застилала глаза, когда я видел одного из своих сверстни­ ков, кулацкого сынка, носившего форму городского ученика. Ведь в школе я ему много раз помо­ гал, объяснял уроки, а теперь он при встрече со мной и разговари­ вать не хочет. Его ждали книги, а меня — коса, грабли и соха- Подошел 1904 год. Как-то раз зашел я в уголок к бабушке, а она в слезах. — О чем ты, бабушка? — На войну уходит дядя твой, Александрушко. И не один о« уходит. Смотри, как вся дерятя* то волнуется. Далеко* увозят их, на смерть посылают. Тебе-то и не понять этого, тринадцатый годок пошел всего. Потом по деревне слушок про­ летел — ссыльные появились и одшн «поднадзорный». У некото­ рых взрослых новая острастка для детей нашлась: «Не ходи к «поднадзорным», а то урядник за­ берет. Кто не .юслушается, в пу­ стой хлев у Юрчихи будет са­ жать». Это был 1905 год. Ссыльные и «поднадзорный», как одного называли, были инте­ ресными людьми. Ходили всегда вместе, ни от кого не прятались. А нас, noifSoeTKOB, так и тянуло к этим людям — Давиду, Яше и Ипнаше. Перезнакомились быстро,, Вскоре «поднадзорный» объявил, что он будет учить детей и бес­ платно. Приметный он был. Как на огонек тянулись к нему дети. Да и ходил-то он чаще всего в крас­ ной шелковой рубашке, говорил мягко, нараспев, иногда переходя на свой родной, украинский язык.; — Окунь, — сказал «поднад­ зорный» на перво*м уроке. Моя фа.милия Окунь, — повторил он и улыбнулся. И это как-то сразу расположило нас к нему. Окунь учил нас, а бывшие студенты Яша, Давид и Игната помогали негра­ мотным деревенским женщинам лечить детей. В Кушереке было тогда больше тысячи человек на­ селения, а врача — ни одного. Излюбленным местом, где соби­ рались ссыльные, была ложбина в двух верстах от села. Урядник здесь не появлялся. Впоследствии это место стало любимым место-м отдыха сельской молодежи, но это уже спустя не один десяток лет* А тогда мы пробирались тайком< Революционно настроенные сту­ денты учили нас петь запрещен­ ные песни. Помню такой случай. Идем мы как-то по деревне и поем пример­ но так: «Бога нег, царя убьем, ве* селее заживем». И только это мы сошли с мосгика через речку —• навстречу урядник. Услышал он крамольные слова. Меня, Петьку Тюрдеева за шиворот схватил, Женьку Шорохова пинком «на­ правил». Всех троих запер в ове­ чий хлев. (Продолжение следует). Институт микробиологии Бол­ гарской академии наук уделяет большое внимание изучению мик­ роорганизмов, вызывающих ин­ фекционные заболевания у людей и животных, разработке методов диагностики этих болезней, мер их предупреждения и методов лече­ ния с помощью биопрепаратов. НА СНИМКЕ : в биохимической лаборатории Института микробио­ логии Болгарской академии наук. Фото «Болгарская фотография». Редактор Б. Ф. Ф ЕДО РО В . Адрес редакции: Мурманск. Комсомольская у'лииа. дом № 4. Телефоны: зам. редактора, огв. секретарь, отделы культуры я быга, писем АТС рыбного порта 2-75 а 28-87, партийной жи*ни, промышленный 4*33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 2756 Тир. 4950 ПН 02474

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz