Рыбный Мурман. 1959 г. Август.
31 июля на стадионе ДСО «Труд» состоялась очередная игра на первенство гооода по футболу. Встретились команды тралового фло та и рыбного порта. С первых же минут игры атакуют портовики. Однако это не приносит им успеха. Затем инициативу берут моряки и вскоре открывают счет. До к-онца первого тайма он увеличивается до 2 : 0. После перерыва футболисты тралового флота сумели забить в ворота противника еще В мячей, не пропустив в свои ни одного. Встреча закончилась победой моряков с результатом 8 : 0. Н. ЧУМАК, электрик береговых бригад тралового флота. Шахматный турнир на корабле В последнем рейсе на трауле ре «Магнитогорск» был проведен турнир на личное первенство по шахматам, 0 в котором приняли участие 14 человек. Первое место и звание чемпио на завоевал второй механик тов. Карелов. За ним идет третий помощник капитана тов. Акулов. Па третье место вышел старший механик тов. Злобин. Придя в порт, моряки сдали турнирную таблицу в совет физ культуры тралового флота. Уча стникам, набравшим свыше 50 процентов очков, присвоили пя тый разряд и выдали классифи кационные билеты. Их получили тт. Карелов, Акулов, Злобин, а также мастер по добыче рыбы тив. Гвоздев, кочегар тов. Андре ев, консервный мастер тов. Ягод ников и третий механик тов. Гае вой. Участники турнира, занявшие первые три места, награждены грамотами коллектива физкуль туры тралового Флота. Т. СУДОРГИН, председа тель коллектива физкульту ры тралового флота. Это не забывается В ПАШЕЙ стране одним из наиболее интересных, увле кательных видов спорта является туризм — спорт сильных, сме лых, выносливых людей. Этим летом многие труженики бассейна решили отдохнуть по туристским путевкам. Такую путевку получи ла в комитете физкультуры и спорта рыбного порта работница автобазы комсомолка Галина Ко ролева. Из разных городов страны при ехали рабочие и служащие на сборный пункт туристов в Реии- но, город на берегу Финского за лива. Здесь были укомплектованы группы, участники похода позна комились друг с другом, с марш рутом. В течение пяти дней они посещали достонримечательные места: были на экскурсии в Раз ливе, где осмотрели шалаш, в ко тором В. И. Ленин скрывался от ищеек Временного правительства, посетили усадьбу великого рус ского художника Репина — Пе наты. Очень понравились тури стам заповедная лиственничная роща и фонтаны Петродворца. Затем в течение десяти дней туристы шли ио живописным ме стам Карельского перешейка. Ио пути встречалось очень много ин тересного: домик-музей В. И. Ле нина, Петровские редуты, птице- совхоз, развалины оборонитель ных сооружений так называемой линии Маннергейма и многое другое. В походе люди из разных горо дов сдружились. Каждый научил ся обращаться с компасом и то пографической картой, разводить костер и приготовить на нем вкус ный обед. А как приятно было це лыми днями дышать чистым лес ным воздухом, напоенным арома том сосен и цветов, слышать ти хое журчание ручейков. К концу похода все участники чувствова ли себя бодрыми, поздоровевшими. Вот и Придзерская турбаза. Здесь каждый участник похода получил значок «Турист СССР». Затем еще пять днец, носвящен- I ' I ’ Музыкальная школа на заводе Воронеж. На заводе горно- обогатительного оборудова ния открыта музыкальная школа, в которой получает му зыкальное образование боль шая группа рабочих. Среди них — молодые рабочие из бригад, которые борются за звание коллективов коммуни стического труда. На снимке: на уроке теории музыки. Слева* направо — преподаватель Элла БИРМАН, модельщик Егор ШАБУ НИН, инженер-конструктор Анна ВЕРТОГРАДОВА ,. инженер Клара МАРТЫНОВА, у доски — токарь Владимир ТУМА НОВ. Фото А. Зенина. Фотохроника ТАСС, беседа cmap&J tCenum/tc# Я. РОМАНОВ П ол века на дуорских п р о с т о р а х ных отдыху \\ осмотру достопри мечательностей Ленинграда и пригородов, и туристы стали разъ езжаться по домам. Вернувшись в Мурманск, Гали на Королева рассказала товари щам по работе о чудесном походе. Многие из них решили теперь стать активными членами город ской секцш туризма при мур манском Дво*рце спорта, чтобы ходить в такие же походы ко Кольскому полуострову. Н. НИКОЛАЕВ . Маискии весенний день. День хмурый, ветреный, а на улицах Мурманска праздничное оживле ние. К памятнику Владимиру Ильичу Ленину идут нарядные девочки и мальчики. В руках у них цветы, флажки, знамена. Не которые несут модели кораблей, самолетов, Спутников Земли. \7 мая вся страна от-метила день рождения пионерской организа ции имени В. И. Лечина. Я невольно по шел с детьми, слушал их счаст ливые голоса, смотрел на их сияющие лица. Какое скгно :*но- прекрас.ное буду щее будет у эг.чх ребят, если у них такое замечатель ное настоящее. Для них **гэт се годняшний и :-азт- рашний день за- зоеван людьми моего поколения. Здесь, у памят ника любимому вождю, организа тору первого в мифе социал эти ческого государ ства, стоя рядом с мальчишками и девчо.нкам/л с алым»! галстуками на груди, я вспо минал свое дет ство. Трудно жилось в большом ПЬ- морском селе Ку- шерека, Онежско го уезда. Дети могли только меч тать о школе. В 8—9 лет они счи тались уже работниками. В их обязанности входило нянчиться с младшими в семье детьми, выпол нять многие работы по дому. Де вочек в школу не отдавали. Редкость, если 2—3 девочки пой дут учиться. Была у нас в селе трехклассная школа. Постоянного помещения не было. Каждый год школа пе реводилась в тот частный дом, хозяин которого соглашался дать комнату. Не сразилось это дело церковникам. Случился однажды летом боль шой пожар. Сгорело полдеревни, потому что староверский поп Мак сим «по ошибке» запалил школу. Беда пришла на село. Сгорел хлеб, скот, груды кирпича да пепла остались на месте изб. Вот чего стоила «ошибка» священно служителя, пуще огня боявшего ся света науки, грамоты. Отец был в отъезжем промысле на Мурмане, мать из сил выби валась, чтобы поддержать семью. Мы с братишкой остались после пожа.ра в чем бегали — босиком, в одних рубашонках. Помощи ждать было неоткуда. Всяк справ ляй свое .нехитрое хозяйство сам. Пооправились немного поморы и снова открыли школу. Как ни трудно было матери, но памятуя наказ отца, она стала просить ба бушку отвести меня в -школу. Идти нужно было далеко, мама занята работой по дому, ей не когда. Бабушка подрезала мне «под кринку» волосы, дала чи стую рубашку. И вот по знакомой ротной уличке мы идем с бабушкой в не большой старый дом, в двух комнатах которого разместились ученики первог.), второго и треть- его классов. Мы немного опоздали и остались у дверей подождать конца урока. Потом бабушка в низком поклоне согнулась перед учительницей. — Примите, Ираида Павловна, внука в школу. Далеко бегать приходилось, но я не опаздывал в школу, где маленькая хрупкая женщина — сельская учительница — от крывала перед нами удивительно сказочный мир, учила нас читать и писать. Но так было не долго. Ираиду Павловну сменил поче- му-то новый учитель. Иван Пет рович, человек вздорный, грубый, расправлялся с детьми круто, без слав. Тяжелая линейка mihoto раз опускалась на детские голо вы. И мне доставалось. Линейкой бил учитель и на песок ставил в угол голыми коленками. Я не был бойким парнишкой, скорее тихоня. — Ты, Романов, — указал на меня как-то учитель во время урока и подтолкнул линейкой в плечо, — беги за гильзами в лавку. Что такое «гильзы», я не знал и остался в 'недоумении сидеть на месте. Учитель отметил это не послушание ударом линейки по моей голове и послал в лавку за гильзами для папирос другого уче ника. Я пожаловался матери. — Потерпи, — сказала она, — это не вечно. Учись, сынок, оби да пройдет. Новый год, и снова другой учитель, другие порядки. 'Грех- классную школу я закончил с похвальным листом. Следующая ступень — городское училище — было уже не для меня. А мне так хотелось учиться! Возможно сти учиться в отъезде не было ни какой. Это было доступно только детям крупных кулаков. Горькая обида застилала глаза, когда я видел одного из своих сверстни ков, кулацкого сынка, носившего форму городского ученика. Ведь в школе я ему много раз помо гал, объяснял уроки, а теперь он при встрече со мной и разговари вать не хочет. Его ждали книги, а меня — коса, грабли и соха- Подошел 1904 год. Как-то раз зашел я в уголок к бабушке, а она в слезах. — О чем ты, бабушка? — На войну уходит дядя твой, Александрушко. И не один о« уходит. Смотри, как вся дерятя* то волнуется. Далеко* увозят их, на смерть посылают. Тебе-то и не понять этого, тринадцатый годок пошел всего. Потом по деревне слушок про летел — ссыльные появились и одшн «поднадзорный». У некото рых взрослых новая острастка для детей нашлась: «Не ходи к «поднадзорным», а то урядник за берет. Кто не .юслушается, в пу стой хлев у Юрчихи будет са жать». Это был 1905 год. Ссыльные и «поднадзорный», как одного называли, были инте ресными людьми. Ходили всегда вместе, ни от кого не прятались. А нас, noifSoeTKOB, так и тянуло к этим людям — Давиду, Яше и Ипнаше. Перезнакомились быстро,, Вскоре «поднадзорный» объявил, что он будет учить детей и бес платно. Приметный он был. Как на огонек тянулись к нему дети. Да и ходил-то он чаще всего в крас ной шелковой рубашке, говорил мягко, нараспев, иногда переходя на свой родной, украинский язык.; — Окунь, — сказал «поднад зорный» на перво*м уроке. Моя фа.милия Окунь, — повторил он и улыбнулся. И это как-то сразу расположило нас к нему. Окунь учил нас, а бывшие студенты Яша, Давид и Игната помогали негра мотным деревенским женщинам лечить детей. В Кушереке было тогда больше тысячи человек на селения, а врача — ни одного. Излюбленным местом, где соби рались ссыльные, была ложбина в двух верстах от села. Урядник здесь не появлялся. Впоследствии это место стало любимым место-м отдыха сельской молодежи, но это уже спустя не один десяток лет* А тогда мы пробирались тайком< Революционно настроенные сту денты учили нас петь запрещен ные песни. Помню такой случай. Идем мы как-то по деревне и поем пример но так: «Бога нег, царя убьем, ве* селее заживем». И только это мы сошли с мосгика через речку —• навстречу урядник. Услышал он крамольные слова. Меня, Петьку Тюрдеева за шиворот схватил, Женьку Шорохова пинком «на правил». Всех троих запер в ове чий хлев. (Продолжение следует). Институт микробиологии Бол гарской академии наук уделяет большое внимание изучению мик роорганизмов, вызывающих ин фекционные заболевания у людей и животных, разработке методов диагностики этих болезней, мер их предупреждения и методов лече ния с помощью биопрепаратов. НА СНИМКЕ : в биохимической лаборатории Института микробио логии Болгарской академии наук. Фото «Болгарская фотография». Редактор Б. Ф. Ф ЕДО РО В . Адрес редакции: Мурманск. Комсомольская у'лииа. дом № 4. Телефоны: зам. редактора, огв. секретарь, отделы культуры я быга, писем АТС рыбного порта 2-75 а 28-87, партийной жи*ни, промышленный 4*33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 2756 Тир. 4950 ПН 02474
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz