Рыбный Мурман. 1959 г. Август.
Зоя Смирнова и ее подруги в I I » к БРИГАДЕ Зои Смирно вой, кроме нее, шесть человек. И бригадир, и члены бригады еще совсем молодые девушки, однако на заводе их ■уважают и ценят не меньше, чем старых производственни ков. И не удивительно. Де вушки работают хорошо, нор му выполняют ежедневно па 150— 160 процентов. Недавно девушки приняли решение бо роться за звание бригады ком мунистического труда. АЖЕТСЯ и было это не так давно, когда школь ница в Вологодской области впервые подумала: «Тяжело бедной-маме, я и еще две сест ренки. Надо и мне идти рабо тать. Вот кончу^девятый класс и устроюсь. Но куда?» Как-то раз в Газете Зоя прочла: ФЗУ Мурманского ры бокомбината объявляет набор учащихся... После окончания ФЗУ присваивается квалифика ция рабочей 4— 5 разряда... — Поеду туда, — твердо решила она. Только как ска зать об этом маме? После того, как в 1942 году семья полу чила известие о гибели отца, Зоя — старшая в семье — стала единственной помощни цей матери. __ Трудно было согласиться от пустить дочь, совсем еще де вочку. но Зоя так упрашивала, приводила такие убедительные доводы, что мать, наконец, сог ласилась. И вот в 1954 году Зоя приехала в Мурманск и поступила в ФЗУ. Быстро прошел год учебы, и в 1955 году девушка при шла на хололи. 1 ьный завод № 2. Рабочая 5-го разряда— прочитали в отделе кадров за ключение квалификационной комиссии. Когда Зоя пришла в цех и приступила к работе, все ока залось гораздо труднее, чем представлялось вначале. Прав да» норму она выполняла, так как эта работа была ей зна кома уже по прчктике. Но Зоя понимала, что работать можно еше лучше. Много рабочего времени тратилось непроизводитель но. иногда приходилось даже простаивать: то рыбы не было на транспортере, то тары не было на месте. Труд в смене был недостаточно хорошо ор ганизован, неритмичен. В смене было пять комсо мольцев. Серьезная любозна тельная девушка обратила на себя внимание, и Зою выбра- ОНИ как ли комсоргом. Теперь уже все вместе стали думать, увеличить производительность и снизить процент брака. На заводе по инициативе комсо мольцев была организована комсомольско-молодежная сме на. Сменным мастером назна чили тов. Кириченко. Она так сумела организовать труд, что смена вышла на первое место по заводу. Зоя в это время уже рабо тала бригадиром. Многому на училась девушка у сменного мастера. Теперь ей открылись «секреты» производства. Ока зывается, тех же людей, кото рые еще вчера давали сто процентов нормы, а неко торые меньше, можно рас ставить так. что они не только выполнят дневное задание, но и перевыполнят его. Процесс ритмичного труда давал большое удовлетворение, рабочие меньше уставали, про цент брака снизился, увели чился заработок. Вскоре тов. Кириченко уш ла из этой смены. Прислали другого мастера, но она не сумела поддержать прежний порядок. Дела в смене по шли хуже. Однако бригада Зои решила не снижать достигнутых тем пов. Девушки стали работать комплексно. Было так. Процесс упаковки мороженой рыбы в ящики имеет семь операций: ящики подают по элеватору, потом их открыва ют. маркируют, подают на ролики, выстилают бумагой. Укладчица укладывает в них рыбу, и ящики заколачивают ся. Раньше на каждой опера ции стоял один человек. Сей- Д о б ы ч а р ы б ы Сводка на 1 августа 1959 года Наименование предприятия Процент выпол нения годового плана Процент выпол нения месячного плана Траловый флот 63.9 67,5 «Мурмансельдь» 43,7 120,1 Отряд судов гослова 72.5 226,7 Колхозы 65,0 114,3 одна ки лает ше два одна час бригада в начале смены подготавливает ящики, открывает их. Когда все приготовлено, все расходятся по своим рабочим местам. Теперь девушка подает ящи ка ролики и высги- их бумагой, а рань- здесь было занято человека. Таким образом, работница освобождается О правилах предупреждения столкновения судов в море и помогает той, которая забива ет ящики. Эта операция в бригаде считается наиболее продолжительной по времени. Прежде каждая работница работала только за себя, сей час бригада получает общее задание. Выполнение нормы относится ко всей бригаде в целом. Всем начисляется оди наковая зарплата. Такая по становка обязывает любого члена бригады работать так,- чтош не подвести товарища. Все девушки очень дружны между собой. Совместная рабо та на заводе и жизнь в одном общежитии сплотили их в крепкий коллектив. Конечно, у каждой из них есть и свои индивидуальные склонности. Лида Зуева, на пример, очень любит читать книги, a Bvpa Солдатенкова увлекается вышиванием. Зоя Смирнова с 1 сентября идет учиться в 10 класс. У нее свои, далеко идущие планы. Г. ДУБЦОВА. Статья капитана тов. Кора- бельникова «О правилах преду преждения столкновения судов на промысле», помещенная в га зете «Рыбный Мурман», весьма своевременна. Давно пора уже прекратить путаницу в этом важ ном вопросе. Тов. Корабельников пишет, что при подъеме трала необходи мо нести два белых огня, а при спуске его — один, вертикально расположенный и установленный над мостиком. Этот сигнал пра вильный и, можно сказать, в на стоящее время международный, а следовательно, необходимо его узаконить. Толкование же о снятии днев ных и ;ночных сигналов, на мой взгляд, ошибочно. Необходимо указанные сигналы снимать не тогда, когда снасти подтянуты к борту, а лишь после того, как они будут подняты на борт, то есть после того, как траулер может маневрировать как любое судно. Если корабль лежит в дрейфе и команда его занимается подготов кой к спуску трала или же чи нит сети, то траулер должен не сти сигналы для судов на ходу. В статье отождествляются два разных случая: когда орудия ло ва задели за грунт и сцепление тралами. Это совершенно невер но. В первом случае, на мой взгляд. необходимо поднять (днем) на штаге шарик, а над мо стиком две корзины: одну над другой. Во втором случае корзи-* ну на штаге снимать не нужно, а над мостиком поднять две кор зины, как обычно. Ночью, когда трал задел за грунт, необходимо держать якорный огонь у> над мостиком три вертикально распо ложенных огня: по краям зеле ные, в середине белый. Это ука жет, что трал задел за грунт и на судне производятся операции по съемке с грунта и подъему трала. Когда произошло сцепление орудиями лова, необходимо дер жать траловые огни и два зеле ных огня, вертикально располо женных и установленных над мо стиком. Первые огни покажут, что суда на ходу, а вторые —* что тралы сцепились. Со звуковыми сигналами, о ко торых пишет тов. Корабельников, следует согласиться. Желательно, чтобы в обсужде нии вопроса о правилах преду преждения столкновения судов на промысле приняло участие большое количество судоводите лей и специалистов. Б. ХАЦЕНКО , капитан траулера «Моршанск». Некоторые вопросы, связанные с подъемом больших уловов на траулерах с кормовым тралением (Окончание. Нач. см. в № 90). Перевооружение уже было сказано, пается вытяжной с уловом, набирая трала. Выше что если ло- конец, мешок инерцию, ухо- * * * В июле моряки тралового флота недодали государству 11150 центнеров рыбы. Надо скаялгь, что в шестой пятидневке прошед шего месяца траловый промысел в Баренцевом море, а также в Се- Есрной Атлантике заметно активи зировался. Неплохих уловов до бивались моряки в районах Фле- миш-капа, Западного Шпицберге на, в ряде прибрежных районов. Это позволило пятидневное зада ние выполнить на 110,3 процента и несколько снизить месячную задолженность по вылову рыбы. Задача моряков тралового фло та с первых же дней августа так организовать работу, чтобы ис пользовать хорошую промысловую обстановку, наблюдающуюся в Северной Атлантике, на Зюйд-ка пе и в других северо-западных рай онах Баренцева моря. У моряков есть возможности не только по крыть июльский недолов, но и с первых дней августа взять высо кие темпы добычи рыбы. Отлично трудятся моряки «Мур- мансельди». Наличие на промыс ле в Северной Атлантике больше го количества судов, чем заплани ровало, широко развернутое со циалистическое соревнование дало возможность коллективу сельдя ного флота выполнить задание шестой пятидневки июля на 229,2 процента. дит за борт, обрывая геркулесо вые топенанты. Чтобы этого не произошло, нами были вставле ны два стальных конца длиной 10 метров -30 см. диаметром 18 миллиметров, которые крепятся к с.кобам, соеди-няюш;iм централь- ный грунтроп с крыловым и к стальному дополнительному топе нанту, идущему по мешку. Эта дополнительная стальная под- жилина крепится к геркулесовым позжилинам, идущим по нижней пласти трала привязками. Удли нение стального дополнительного конца на 30 сантиметров происхо дит за счет длины цепки, соеди няющей грунтроп с футропом. Основное перевооружение меш ка заключается в следующем: ]. Как уже указывалось, у нас на 3—4 ме'ра удлиняется рубашка мешка. Кроме того, ставятся до полнительные стальные концы длиной 25 метров. Укорочение стальной топенанты на 10 сантиметров сделано для того, чтобы всю нагрузку перело жить на стальной трос. Одним концом эти дополнительные стальные топенанты соединяют ся скобой с дополнительной стальной поджилиной, идущей по нижней пласти трала (скоба соединяет со стороны мешка шесть огонов, со стороны трала— 3 огона). На втором конце сталь ной дополнительной топенанты заращиваются петли, которые после завязывания к>гка мешка, связываются смольной привязкой. От места соединения мешка с тралом на дза мегра в сторону кутка выращиваются по петле с каждой стороны мешка, вторая пара петель отступая пять метров от соединения мешка с тралом, или на три метра от первой пары петель, и третья пара петель вра- щиваегся, отступая восемь метров от соединения мешка с тралом или на три мегра от второй пары петель. Третья пара петель ста вится из такого расчета, чтобы по слипу можно было безопасно спу ститься до них и завести при на- добности дополнительные девятн- метровые концы (то есть длина слипа). Дополнительные сталь ные топенанты крепятся смольны ми привязками, захватывая гер кулесовую топенанту и шов. Было замечено, что после не скольких значительных уловов куток очень растягивается и на конце мешка образуется как бы груша. Для того, чтобы избежать подобного явления, на верхнюю пласть мешка в геркулесовые то пенанты вращияается 13-метро вый геркулесовый конец диамет ром 26 миллиметров. Предвари тельно на него надевается трех- звеиное кольцо, двумя из своих колец и крепится ровно посреди не конца. После того, как концы врощены, этот дополнительный геркулесовый конец равномерно подвязывается к ячеям, так, что бы трехзвенное кольцо находи лось по центру верхней пласти в районе колец восьмерок. На нижней пласти, точно так же крепится 11-метровый геркулесо- •вый конец с трехзвенным коль цом. Остальное вооружение меш ка — как обычно, за исключением того, что мы не ставим попереч ные геркулесовые дополнитель ные стопоры, которые только утя? желяют мешок. Гайтян продерги вается как обычно через кольца восьмерки и одно из трехзвенных колец. Как было замечено вначале, во время подъема часто лолтается вытяжной конец, скоба, соединяю щая вытяжной конец с гаком и подъемный строп. Подтянув ме шок так, чтобы одна из пар пе тель находилась в районе слипо- вой канавки, при помощи герку лесового стропика и стрелы об жимают мешок. Обжав мешок между петлями накладывают ста рые фартуки или шкуры, затем заводят два стальных стропа оди наковой длины, пропустив их через петли. После того, как стропы заведены, через четыре огона стропов пропускают два вытяжных конца. Когда вытяж ные концы продеты через огоны стропов-, в оба огона вытяжных концов продевается шток от кля- чевки и вытяжные концы равно мерно обжимаются и наворачи ваются на турачку (для удобства одна сторона штока стягивается на конце). Вытяжных концов на рабочей палубе всего находится три, к примеру: один с левого борта и два с правого, из них два с гака ми (с левого борта и один с пра вого), третий оттянут и лежит в готовности. Когда требуется вто рой вытяжной, пока заводят стропа, матрос отдает гак от вто рого вытяжного конца. Можно обойтись и без третьего вытяжно го конца, при надобности перено сят вытяжной конец с борта на борт. Однако это неудобно, так как вытяжной конец может пона добиться для подтягивания меш ка. В настоящее время у нас на флоте практикуется подъем боль ших уловов двумя вытяжными концами по одному с каждого борта. Однако проведенный ана лиз обрывов мешка установил, что при таком способе подъема происходит самое большое коли чество обрывов мешка. Это слу чается по той причине, при пере воде мешка с уловом на один вытяжной конец (несмотря на самый аккуратный и плавный пе реход), создается колоссальная нагрузка на вытяжной конец, ко торый и лопается. Есть смысл по этому через вторую пару кабелей на мешке пропустить дополни тельно девятиметровый конец и огоны вытяжных концов также пропустить через петли девяти-* метрового конца. Если есть возможность, то дополнительно два девятиметровых конца можно пропустить кажтый через третью пару кабелей, а через ого ны на другом конце пропускать вытяжные концы, предваритель но пропущенные через огоны стропов. производится как иногда улов бывает велик, что значитель- мешка остается на слипе, тогда, не отдлвзя вытяж ных концов с турачки, обязатель но следует через третью пару петель пропускать стальной строп и свободным вытяжным концом мешок дотягивать до места. Брать стропом не в петли нельзя, так как обжимающийся строп, скользя по нагядутым стальным топенантам, задерет мешок. А. СЕМ ЕНОВ , капитан-директор траулера «Гоголь», Подъем обычно, но настолько ная часть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz