Рыбный Мурман. 1959 г. Август.

Зоя Смирнова и ее подруги в I I » к БРИГАДЕ Зои Смирно­ вой, кроме нее, шесть человек. И бригадир, и члены бригады еще совсем молодые девушки, однако на заводе их ■уважают и ценят не меньше, чем старых производственни­ ков. И не удивительно. Де­ вушки работают хорошо, нор­ му выполняют ежедневно па 150— 160 процентов. Недавно девушки приняли решение бо­ роться за звание бригады ком­ мунистического труда. АЖЕТСЯ и было это не так давно, когда школь­ ница в Вологодской области впервые подумала: «Тяжело бедной-маме, я и еще две сест­ ренки. Надо и мне идти рабо­ тать. Вот кончу^девятый класс и устроюсь. Но куда?» Как-то раз в Газете Зоя прочла: ФЗУ Мурманского ры­ бокомбината объявляет набор учащихся... После окончания ФЗУ присваивается квалифика­ ция рабочей 4— 5 разряда... — Поеду туда, — твердо решила она. Только как ска­ зать об этом маме? После того, как в 1942 году семья полу­ чила известие о гибели отца, Зоя — старшая в семье — стала единственной помощни­ цей матери. __ Трудно было согласиться от­ пустить дочь, совсем еще де­ вочку. но Зоя так упрашивала, приводила такие убедительные доводы, что мать, наконец, сог­ ласилась. И вот в 1954 году Зоя приехала в Мурманск и поступила в ФЗУ. Быстро прошел год учебы, и в 1955 году девушка при­ шла на хололи. 1 ьный завод № 2. Рабочая 5-го разряда— прочитали в отделе кадров за­ ключение квалификационной комиссии. Когда Зоя пришла в цех и приступила к работе, все ока­ залось гораздо труднее, чем представлялось вначале. Прав­ да» норму она выполняла, так как эта работа была ей зна­ кома уже по прчктике. Но Зоя понимала, что работать можно еше лучше. Много рабочего времени тратилось непроизводитель­ но. иногда приходилось даже простаивать: то рыбы не было на транспортере, то тары не было на месте. Труд в смене был недостаточно хорошо ор­ ганизован, неритмичен. В смене было пять комсо­ мольцев. Серьезная любозна­ тельная девушка обратила на себя внимание, и Зою выбра- ОНИ как ли комсоргом. Теперь уже все вместе стали думать, увеличить производительность и снизить процент брака. На заводе по инициативе комсо­ мольцев была организована комсомольско-молодежная сме­ на. Сменным мастером назна­ чили тов. Кириченко. Она так сумела организовать труд, что смена вышла на первое место по заводу. Зоя в это время уже рабо­ тала бригадиром. Многому на­ училась девушка у сменного мастера. Теперь ей открылись «секреты» производства. Ока­ зывается, тех же людей, кото­ рые еще вчера давали сто процентов нормы, а неко­ торые меньше, можно рас­ ставить так. что они не только выполнят дневное задание, но и перевыполнят его. Процесс ритмичного труда давал большое удовлетворение, рабочие меньше уставали, про­ цент брака снизился, увели­ чился заработок. Вскоре тов. Кириченко уш­ ла из этой смены. Прислали другого мастера, но она не сумела поддержать прежний порядок. Дела в смене по­ шли хуже. Однако бригада Зои решила не снижать достигнутых тем­ пов. Девушки стали работать комплексно. Было так. Процесс упаковки мороженой рыбы в ящики имеет семь операций: ящики подают по элеватору, потом их открыва­ ют. маркируют, подают на ролики, выстилают бумагой. Укладчица укладывает в них рыбу, и ящики заколачивают­ ся. Раньше на каждой опера­ ции стоял один человек. Сей- Д о б ы ч а р ы б ы Сводка на 1 августа 1959 года Наименование предприятия Процент выпол­ нения годового плана Процент выпол­ нения месячного плана Траловый флот 63.9 67,5 «Мурмансельдь» 43,7 120,1 Отряд судов гослова 72.5 226,7 Колхозы 65,0 114,3 одна ки лает ше два одна час бригада в начале смены подготавливает ящики, открывает их. Когда все приготовлено, все расходятся по своим рабочим местам. Теперь девушка подает ящи­ ка ролики и высги- их бумагой, а рань- здесь было занято человека. Таким образом, работница освобождается О правилах предупреждения столкновения судов в море и помогает той, которая забива­ ет ящики. Эта операция в бригаде считается наиболее продолжительной по времени. Прежде каждая работница работала только за себя, сей­ час бригада получает общее задание. Выполнение нормы относится ко всей бригаде в целом. Всем начисляется оди­ наковая зарплата. Такая по­ становка обязывает любого члена бригады работать так,- чтош не подвести товарища. Все девушки очень дружны между собой. Совместная рабо­ та на заводе и жизнь в одном общежитии сплотили их в крепкий коллектив. Конечно, у каждой из них есть и свои индивидуальные склонности. Лида Зуева, на­ пример, очень любит читать книги, a Bvpa Солдатенкова увлекается вышиванием. Зоя Смирнова с 1 сентября идет учиться в 10 класс. У нее свои, далеко идущие планы. Г. ДУБЦОВА. Статья капитана тов. Кора- бельникова «О правилах преду­ преждения столкновения судов на промысле», помещенная в га­ зете «Рыбный Мурман», весьма своевременна. Давно пора уже прекратить путаницу в этом важ­ ном вопросе. Тов. Корабельников пишет, что при подъеме трала необходи­ мо нести два белых огня, а при спуске его — один, вертикально расположенный и установленный над мостиком. Этот сигнал пра­ вильный и, можно сказать, в на­ стоящее время международный, а следовательно, необходимо его узаконить. Толкование же о снятии днев­ ных и ;ночных сигналов, на мой взгляд, ошибочно. Необходимо указанные сигналы снимать не тогда, когда снасти подтянуты к борту, а лишь после того, как они будут подняты на борт, то есть после того, как траулер может маневрировать как любое судно. Если корабль лежит в дрейфе и команда его занимается подготов­ кой к спуску трала или же чи­ нит сети, то траулер должен не­ сти сигналы для судов на ходу. В статье отождествляются два разных случая: когда орудия ло­ ва задели за грунт и сцепление тралами. Это совершенно невер­ но. В первом случае, на мой взгляд. необходимо поднять (днем) на штаге шарик, а над мо­ стиком две корзины: одну над другой. Во втором случае корзи-* ну на штаге снимать не нужно, а над мостиком поднять две кор­ зины, как обычно. Ночью, когда трал задел за грунт, необходимо держать якорный огонь у> над мостиком три вертикально распо­ ложенных огня: по краям зеле­ ные, в середине белый. Это ука­ жет, что трал задел за грунт и на судне производятся операции по съемке с грунта и подъему трала. Когда произошло сцепление орудиями лова, необходимо дер­ жать траловые огни и два зеле­ ных огня, вертикально располо­ женных и установленных над мо­ стиком. Первые огни покажут, что суда на ходу, а вторые —* что тралы сцепились. Со звуковыми сигналами, о ко­ торых пишет тов. Корабельников, следует согласиться. Желательно, чтобы в обсужде­ нии вопроса о правилах преду­ преждения столкновения судов на промысле приняло участие большое количество судоводите­ лей и специалистов. Б. ХАЦЕНКО , капитан траулера «Моршанск». Некоторые вопросы, связанные с подъемом больших уловов на траулерах с кормовым тралением (Окончание. Нач. см. в № 90). Перевооружение уже было сказано, пается вытяжной с уловом, набирая трала. Выше что если ло- конец, мешок инерцию, ухо- * * * В июле моряки тралового флота недодали государству 11150 центнеров рыбы. Надо скаялгь, что в шестой пятидневке прошед­ шего месяца траловый промысел в Баренцевом море, а также в Се- Есрной Атлантике заметно активи­ зировался. Неплохих уловов до­ бивались моряки в районах Фле- миш-капа, Западного Шпицберге­ на, в ряде прибрежных районов. Это позволило пятидневное зада­ ние выполнить на 110,3 процента и несколько снизить месячную задолженность по вылову рыбы. Задача моряков тралового фло­ та с первых же дней августа так организовать работу, чтобы ис­ пользовать хорошую промысловую обстановку, наблюдающуюся в Северной Атлантике, на Зюйд-ка­ пе и в других северо-западных рай­ онах Баренцева моря. У моряков есть возможности не только по­ крыть июльский недолов, но и с первых дней августа взять высо­ кие темпы добычи рыбы. Отлично трудятся моряки «Мур- мансельди». Наличие на промыс­ ле в Северной Атлантике больше­ го количества судов, чем заплани­ ровало, широко развернутое со­ циалистическое соревнование дало возможность коллективу сельдя­ ного флота выполнить задание шестой пятидневки июля на 229,2 процента. дит за борт, обрывая геркулесо­ вые топенанты. Чтобы этого не произошло, нами были вставле­ ны два стальных конца длиной 10 метров -30 см. диаметром 18 миллиметров, которые крепятся к с.кобам, соеди-няюш;iм централь- ный грунтроп с крыловым и к стальному дополнительному топе­ нанту, идущему по мешку. Эта дополнительная стальная под- жилина крепится к геркулесовым позжилинам, идущим по нижней пласти трала привязками. Удли­ нение стального дополнительного конца на 30 сантиметров происхо­ дит за счет длины цепки, соеди­ няющей грунтроп с футропом. Основное перевооружение меш­ ка заключается в следующем: ]. Как уже указывалось, у нас на 3—4 ме'ра удлиняется рубашка мешка. Кроме того, ставятся до­ полнительные стальные концы длиной 25 метров. Укорочение стальной топенанты на 10 сантиметров сделано для того, чтобы всю нагрузку перело­ жить на стальной трос. Одним концом эти дополнительные стальные топенанты соединяют­ ся скобой с дополнительной стальной поджилиной, идущей по нижней пласти трала (скоба соединяет со стороны мешка шесть огонов, со стороны трала— 3 огона). На втором конце сталь­ ной дополнительной топенанты заращиваются петли, которые после завязывания к>гка мешка, связываются смольной привязкой. От места соединения мешка с тралом на дза мегра в сторону кутка выращиваются по петле с каждой стороны мешка, вторая пара петель отступая пять метров от соединения мешка с тралом, или на три метра от первой пары петель, и третья пара петель вра- щиваегся, отступая восемь метров от соединения мешка с тралом или на три мегра от второй пары петель. Третья пара петель ста­ вится из такого расчета, чтобы по слипу можно было безопасно спу­ ститься до них и завести при на- добности дополнительные девятн- метровые концы (то есть длина слипа). Дополнительные сталь­ ные топенанты крепятся смольны­ ми привязками, захватывая гер­ кулесовую топенанту и шов. Было замечено, что после не­ скольких значительных уловов куток очень растягивается и на конце мешка образуется как бы груша. Для того, чтобы избежать подобного явления, на верхнюю пласть мешка в геркулесовые то­ пенанты вращияается 13-метро­ вый геркулесовый конец диамет­ ром 26 миллиметров. Предвари­ тельно на него надевается трех- звеиное кольцо, двумя из своих колец и крепится ровно посреди­ не конца. После того, как концы врощены, этот дополнительный геркулесовый конец равномерно подвязывается к ячеям, так, что­ бы трехзвенное кольцо находи­ лось по центру верхней пласти в районе колец восьмерок. На нижней пласти, точно так же крепится 11-метровый геркулесо- •вый конец с трехзвенным коль­ цом. Остальное вооружение меш­ ка — как обычно, за исключением того, что мы не ставим попереч­ ные геркулесовые дополнитель­ ные стопоры, которые только утя? желяют мешок. Гайтян продерги­ вается как обычно через кольца восьмерки и одно из трехзвенных колец. Как было замечено вначале, во время подъема часто лолтается вытяжной конец, скоба, соединяю­ щая вытяжной конец с гаком и подъемный строп. Подтянув ме­ шок так, чтобы одна из пар пе­ тель находилась в районе слипо- вой канавки, при помощи герку­ лесового стропика и стрелы об­ жимают мешок. Обжав мешок между петлями накладывают ста­ рые фартуки или шкуры, затем заводят два стальных стропа оди­ наковой длины, пропустив их через петли. После того, как стропы заведены, через четыре огона стропов пропускают два вытяжных конца. Когда вытяж­ ные концы продеты через огоны стропов-, в оба огона вытяжных концов продевается шток от кля- чевки и вытяжные концы равно­ мерно обжимаются и наворачи­ ваются на турачку (для удобства одна сторона штока стягивается на конце). Вытяжных концов на рабочей палубе всего находится три, к примеру: один с левого борта и два с правого, из них два с гака­ ми (с левого борта и один с пра­ вого), третий оттянут и лежит в готовности. Когда требуется вто­ рой вытяжной, пока заводят стропа, матрос отдает гак от вто­ рого вытяжного конца. Можно обойтись и без третьего вытяжно­ го конца, при надобности перено­ сят вытяжной конец с борта на борт. Однако это неудобно, так как вытяжной конец может пона­ добиться для подтягивания меш­ ка. В настоящее время у нас на флоте практикуется подъем боль­ ших уловов двумя вытяжными концами по одному с каждого борта. Однако проведенный ана­ лиз обрывов мешка установил, что при таком способе подъема происходит самое большое коли­ чество обрывов мешка. Это слу­ чается по той причине, при пере­ воде мешка с уловом на один вытяжной конец (несмотря на самый аккуратный и плавный пе­ реход), создается колоссальная нагрузка на вытяжной конец, ко­ торый и лопается. Есть смысл по­ этому через вторую пару кабелей на мешке пропустить дополни­ тельно девятиметровый конец и огоны вытяжных концов также пропустить через петли девяти-* метрового конца. Если есть возможность, то дополнительно два девятиметровых конца можно пропустить кажтый через третью пару кабелей, а через ого­ ны на другом конце пропускать вытяжные концы, предваритель­ но пропущенные через огоны стропов. производится как иногда улов бывает велик, что значитель- мешка остается на слипе, тогда, не отдлвзя вытяж­ ных концов с турачки, обязатель­ но следует через третью пару петель пропускать стальной строп и свободным вытяжным концом мешок дотягивать до места. Брать стропом не в петли нельзя, так как обжимающийся строп, скользя по нагядутым стальным топенантам, задерет мешок. А. СЕМ ЕНОВ , капитан-директор траулера «Гоголь», Подъем обычно, но настолько ная часть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz