Рыбный Мурман. 1959 г. Август.
интересного метров и толщиной до 1 метра. Ее подняли со дна моря и помогли доставить к нам моряки траулера «Якутск». Кости кита пористые и пропитаны жиром. Они легче, чем кости наземных животных, да и само существованш китов 1— самых крупных животных — воз- fcecedtf* стирШ /С<мишно£ Подвека на просторах Здесь много В музее ПИНРО для показа по сетителям появился ряд новых интересных экспонатов. В частно сти, здесь можно увидеть чучело колючей акулы или накотницы. В отлг*чие от полярных акул-вели- канов, которые являются мирны ми обитателями моря и питаются мелкими рачками и планктоном, иакотница, небольшая но своим размерам рыба-хищница. Здесь зке выставлено чучело пятнистой вубатки. В ее открытой пасти хо рошо видны крепкие зубы. Рыба ки свидетельствуют, что будучи вытащенной из воды, зубатка не раз прокусывала прочные кожа ные сапоги промысловиков и ки далась на людей. За свою внеш ность и зубы эта рыба получила ;т:»нание «морского волка». Од- W . i ) , на самом деле, зубатка — рыба безобидная. Она питается живущими на морском дне твер допанцирными раками, моллю сками, .иглокожими. Для перема лывания твердой скорлупы этих животных и ракушек природа снабдила зубатку мощными f.e- люстями. Человек использует не только мясо зубатки, но и ее шкуру. Тот, кто побывал в нашем музее, видел различные изделия из ко жи зубатки. Интересно появления в музее ПИПРО кости кита длиной до 4 «Прошу встать. Суд идет!» Эти слова прозвучали недавно в зале заседаний управления тралового флота. Так начался здесь показа тельный суд. Второй помощник капитана траулера «Каунас» Ке- мов Вячеслав Александрович об виняется в присвоении государст венной и общественной собствен ности, всего на сумму 11321 рубль. В обязанности Кемова, как вто рого помощника капитала,, входи ли все денежные расчеты с коман дой и рыбкоопом. В последний раз он получил зарплату для лич ного состава за полтора месяца. Двое, третий механик и третий ■помощник капитана, к этому вре мени списались с судна по уважи тельным причинам. Их зарплату Кемов обязан был сдать в бух галтерию тралового флота на счет депонентов. Но он не сделал это го. В бухгалтерию он сдал только ведомость, предварительно рас писавшись за третьего штурмана и третьего механика. Кроме того, у Кемова находи лись деньги судовой лавочки — 5.446 рублей, которые oih должен был сдать в бухгалтерию рыбко- опа, и 344 рубля, собранные с команды судна за просмотр кн- можно только в воде. На суше они погибают от собственного давления. В музее имеются также чучела тресковых рыб и бычков, чучела рыбы южных вод флей ты, получившей свое название за флейтообразную голову. Лаборатория воспроизводства представила музею щуку, в же лудке которой оказалось шесть маленьких семужат (покатников) и три миноги. Установлено, ‘«то из семи скатившихся в море се мужат в реку возвращается одна крупная семга. Щуки наносят огромный вред нашему рыбному хозяйству. В музее имеются и другие ин тересные экспонаты. Хочется по благодарить . моряков траулера «Якутск» и других кораблей, ко торые доставляют нам из рейсов экземпляры рыб и других мор ских животных. Такое содруже ство промысловиков с работника ми института обогащает науку. К. МАКАРОВА , заведую щая музеем ПИНРО. нофильмов. Но и эти деньги Ке мов присвоил. ' Почти все 11321 рубль он истратил за десять дней стоянки в порту. Кемов пил где придется, сколько придется и с кем придет ся. За одну поездку в Мурмаши он заплатил шоферу такси 300 рублей. Когда почти все деньги были пропиты, Кемов понял, что совер шил преступление. Тогда он по шел в милицию ч сам чистосер дечно рассказал обо всем. — Почему вы не сдали зарпла ту третьего механика и третьего штурмана на счет депонентов? — спросила «народный судья тов. Сергеева. — Когда я сошел на берег, я запил, — ответил Кемов. — После проспался, пересчитал деньги, ока залось, что у меня осталась зар плата только одного человека. Я решил не сдавать ее, а сходить еще раз в рейс, заработать денег и отдать со своей зарплаты. Но так не получилось. Начав пить, Кемов уже не мог остано виться. Пил он не один. Около него всегда увивались любители выпить -на чужой счет. А Кемов денег не жалел. За стол в ресто- Мне доводилось слышать: «К чему мне рассказывать о том, что было?£ О том, что есть сей час вокруг, хорошо знают все. А рассказываем о прошлом мы для того, чтобы моло дые моряки, которых немало приходит во флог, больше цени ли настоящее, чтобы он>и знали лучшие традиции моряков тра лового флота. В каких условиях промышляли мы пятнадцать—.двадцать лет на зад? Об этом расскажу на приме рах. ...Декабрьское морозное утро 1930 года. Ветер окончательно стих после трехдневного шторма. Не кончилась еще полярная ночь. На теоной маленькой па лубе траулера «Камбала» полным ходом идет подготовка к выходу в море. Это будет последний, четырнадцатый, рейс 1930 года. — Не для нашего корабля те перешнее плавание, — говорит наш старший механик. Вторя ему, молодой матрос Струнин говорит: — Что, разве я пойду в море? Да и другим накажу, чтобы не ходили на этой «каравелле». «Каравеллой» прозвали наш траулер за низкоборгность и плохой ход. Но в основном пла вали на нем стаоые моряки, ви давшие виды, с юных лет про шедшие тяжелую школу. Неко торые из них работали в старое, царское время и знали, как тя жел и как мало ценился труд рыбака. Только Советская власть открыла простор для творчества и самоотверженного труда, и рыбаки делали все для того, чтобы показать, что может сде лать человек, когда он хозяин своей страны: Поэтому этих юнцов оборвал матрос Жолобов. — У нас же хороший коллек тив, — сказал он, — и мы со всем можем справиться. Вы по смотрите, как трудно приходит ся засольщику Селиванову. — Да, — подтвердил Селива нов, — давно плаваю на «Кам бале», а, честное слово, мне ху же всех приходится, как чуть волна небольшая, хоть бросай работу да закрывай трюмы — борта ведь низкие, а комингсы у (Продолжение. Нач. см. в №№ 92, 93, 95, 96, 97). ране «Арктика» он платил по 300—400 рублен. Ходил же он туда, как он говорит, по 3—4 ра за в день. Ни у одного из его со бутыльников не проснулась со весть, никто не спросил: «Где же ты берешь столько денег, чтобы так бросаться ими?» Шофер такси оказался весьма нечестным человеком. Пьяный моряк дает ему вместо 80 поло женных рублей 300, oih берет их л со спокойной совестью уезжает. У всякого порядочного человека такая чрезмерная щедрость долж на была бы обязательно вызвать подозрение. — Скажите, обвиняемый, какие причины толкали вас на такое беспробудное пьянство? — Это случилось три года тому назад, когда от меня ушла жена. И тогда я запил. Я знал, что де лаю нехорошо, но остановиться не мог. Всегда раньше я пил только на свои деньги. А в этот раз не удержался, взял и чужие. Я знаю, что виноват, но я не совсем про пащий человек, за этот месяц, что я сидел в тюрьме, я многое пере думал. Я по-нял, что смогу снова стать порядочным человеком, Я люблю труд и хочу работать. люков и того ниже, того и гля ди в трюм вода попадет. И до того же надоедает открывать и закрывать люки! И молодым морякам стало стыдно. Работали они изо всех сил. Впоследствии, закончив мо реходную школу, они стали на стоящими судоводителями. Мало того, что траулер наш был старенький и маломощный, он, как и другие рыболовные су да, был в море предоставлен сам себе. Поисковой работы тогда не существовало, радиосвязи между кораблями не было, так что шли наугад. Бывало придет траулер с хорошего косяка, рас скажут моряки, где ловили, да ведь рыба-то ждать не будет. Поэтому экипаж каждого трауле ра, вышедший снова на промысел, искал рыбу сам. Теперешняя техника и аппара тура новых судов даже и не снились тогда нам. Сейчас для того, чтобы смерить глубину, в теплой сухой каюте штурман включит прибор и узнает ее, а нам приходилось измерять глу бину с помощью ручного лота. Выбрасывали свинцовую гирю с лотлинем, рассчитывая на дрейф, а потом — одевай рукавицы и вирай. Сколько раз волна вымо чит. Было время, когда совер шенством считали механический лот, а сейчас он стоит на корме многих траулеров, забытый, и никто его, бедного, и не почи стит. Много было ручного труда. Трал с рыбой подбирали к борту вручную, крючками. С выходом в море за техническим состоянием судов тогда почти не следили. Именно поэтому в море и вышла «Камбала», хотя были подозрения на то, что заклепки в корме изно сились. Кончились наши сборы, отдали швартовые и пошли по заливу. Такой иллюминации, ка кая сейчас на берегах залива' тог да, конечно, не было. Но мы по- чему-то шли даже медленнее своих возможностей. Механик от ветил, что на вахте новый кочегар и с машиной что-то не ладится. Через двадцать часов перехода спустили первый трал. Видов на улов не было. Прошли еще два часа. Нашли рыбу, но мастер по добыче рыбы В. Качук был недо волен: машина не могла дать нужного хода. (Василий Павло вич Качук сейчас занят на руко водящей работе в Архангельском Люблю море и обязательно вновь вернусь к нему. Не верить искреннему рассказу Кемова было нельзя. Слова под судимого произвели на всех боль шое впечатление. Ждали, что скажет прокурор. Шопот удовлет ворения пронесся по залу, когда окончил говорить государственный обвинитель тов. Бендиков. Проку рор учел и психологическое состо яние подсудимого в последние три года его жизни, и искреннее желание исправиться, бросить пьянствовать и взять себя в ру ки. Н-о Кемов совершил преступ ление и должен быть наказан. Когда суд ушел на совещание, всех волновала одна мысль: ка ким будет приговор. Никто из при сутствующих в зале не подумал, что Кемов лжет, притворяется, стараясь как-то выгородить себя. Но, совершив первое в жизни преступление, он понял, что, если не остановиться сейчас, то за первым преступлением обязатель но последуют другие. Поэтому-то он пришел в милицию с заявле нием на самого себя. Народный суд приговорил Ке мова к трем годам лишения сво боды. Я. РОМАНОВ морских тралозом флоте). Но кое-как справились, рыба пошла. Вскоре начался шторм. В жилых поме щениях потекло, чтобы избежать холодного душа, над койками под вешивали брезент. К концу штор ма зашел в каюту старший меха ник и сказал, что в левом уголь ном бункере появилась течь, ви димо, стали пропускать швы или ослабли заклепки. Расхлябилась наша «каравелла» окончательно, но ведь рыбу-то надо ловить. Мы обязательно должны прид ти в порт с полным грузом — так решили все. Конечно, оставаться на промысле было рискованно. Добрали последние тонны рыбы и пошли в порт. На переходе при встречном ветре течь усилилась. Шли мы двое с\ток, и уже в пор ту, у самого причала две заклеп ки не выдержали и вылетели, но это уже было не страшно: мы бы ли в родном порту. Люди, совер шившие этот поисгине героиче ский подвиг, даже и не думали о том, что они герои. Просто они работали так, как подсказывал им долг. Не случайно в июне 1935 года, когда мне пришлось быть в Мо скве на приеме в Кремле в числе четырнадцати работников рыбной промышленности, награжденных орденами Советского Союза, нар ком рыбной промышленности Ана стас Иванович Микоян сказал: — Северные люди — люди особенные. Замечательные качества совет ского человека проявлялись на каждом шагу. В 1931 году в Гер мании было построено десять не больших дизельных •траулеров. Два из них мне пришлось перего нять в Мурманский порт. Как следует они показали себя в море. Но самое главное на них прояви лись качества советских людей, новые качества. В конце 1932 года мы вышли на траулере «Лещ» на промысел. Начали рейс тяжело. 30 ян варя, после полудня, стал бы стро усиливаться ветер. К вечеру мы едва успели поднять трал, по теряв всякую надежду снять буй на месте хороших уловов. Ураган продолжался уже целые сутки. (Окончание следует). Краснодарский край. В колхо зах, совхозах и ремонтно-техни ческих станциях Кубани с каж дым годом все больше применяет ся различная, техника Для счетно- вычислительных работ. Намного облегчился труд бухгалтеров и счетоводов. Людей теперь часто заменяют автоматические и полу автоматические счетные машины. Это помогло значительно увели чить производительность труда счетных работников и производить вычисления без ошибок. В Красноармейской РТС уже в течение двух лет применяются счетные машины. Это дало 90 ты сяч рублей экономии. На снимке: бухгалтер Красно армейской РТС А. КОЗУЛИНА производит вычисления на счет ном полуавтомате «КЕЛ» . Редактор Б. Ф. Ф ЕДО РО В . Г. ДУБЦОВА . Адрес редакции: Мурманск, Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта. писем АТС рыбного порта — 2-75 и 28-87,- партийной жизни, промышлгнный 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 2956 Тир. 4950 ПН 028S7 Народная Республика Болгария. На юге страны в горах Восточ ные Родопы построено одно из крупнейших гидротехнических соо ружений Болгарии «Студен кладенец». Строители гидроузла «Студен кладенец» перекрыли русло горной реки Арда плотиной длиной 338 метров и высотой 72,5 метра и создали водохранилище длиной 29 километров. Здесь построена гидроэлектростанция мощностью 60.000 киловатт. НА СНИМКЕ: водохранилище «Студен кладенец». Фото Болгарского телеграфного агентства. Пьянство сделало его преступником ИЗ ЗАЛА СУДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz