Рыбный Мурман. 1959 г. Август.

интересного метров и толщиной до 1 метра. Ее подняли со дна моря и помогли доставить к нам моряки траулера «Якутск». Кости кита пористые и пропитаны жиром. Они легче, чем кости наземных животных, да и само существованш китов 1— самых крупных животных — воз- fcecedtf* стирШ /С<мишно£ Подвека на просторах Здесь много В музее ПИНРО для показа по­ сетителям появился ряд новых интересных экспонатов. В частно­ сти, здесь можно увидеть чучело колючей акулы или накотницы. В отлг*чие от полярных акул-вели- канов, которые являются мирны­ ми обитателями моря и питаются мелкими рачками и планктоном, иакотница, небольшая но своим размерам рыба-хищница. Здесь зке выставлено чучело пятнистой вубатки. В ее открытой пасти хо­ рошо видны крепкие зубы. Рыба­ ки свидетельствуют, что будучи вытащенной из воды, зубатка не раз прокусывала прочные кожа­ ные сапоги промысловиков и ки­ далась на людей. За свою внеш­ ность и зубы эта рыба получила ;т:»нание «морского волка». Од- W . i ) , на самом деле, зубатка — рыба безобидная. Она питается живущими на морском дне твер­ допанцирными раками, моллю­ сками, .иглокожими. Для перема­ лывания твердой скорлупы этих животных и ракушек природа снабдила зубатку мощными f.e- люстями. Человек использует не только мясо зубатки, но и ее шкуру. Тот, кто побывал в нашем музее, видел различные изделия из ко­ жи зубатки. Интересно появления в музее ПИПРО кости кита длиной до 4 «Прошу встать. Суд идет!» Эти слова прозвучали недавно в зале заседаний управления тралового флота. Так начался здесь показа­ тельный суд. Второй помощник капитана траулера «Каунас» Ке- мов Вячеслав Александрович об­ виняется в присвоении государст­ венной и общественной собствен­ ности, всего на сумму 11321 рубль. В обязанности Кемова, как вто­ рого помощника капитала,, входи­ ли все денежные расчеты с коман­ дой и рыбкоопом. В последний раз он получил зарплату для лич­ ного состава за полтора месяца. Двое, третий механик и третий ■помощник капитана, к этому вре­ мени списались с судна по уважи­ тельным причинам. Их зарплату Кемов обязан был сдать в бух­ галтерию тралового флота на счет депонентов. Но он не сделал это­ го. В бухгалтерию он сдал только ведомость, предварительно рас­ писавшись за третьего штурмана и третьего механика. Кроме того, у Кемова находи­ лись деньги судовой лавочки — 5.446 рублей, которые oih должен был сдать в бухгалтерию рыбко- опа, и 344 рубля, собранные с команды судна за просмотр кн- можно только в воде. На суше они погибают от собственного давления. В музее имеются также чучела тресковых рыб и бычков, чучела рыбы южных вод флей­ ты, получившей свое название за флейтообразную голову. Лаборатория воспроизводства представила музею щуку, в же­ лудке которой оказалось шесть маленьких семужат (покатников) и три миноги. Установлено, ‘«то из семи скатившихся в море се­ мужат в реку возвращается одна крупная семга. Щуки наносят огромный вред нашему рыбному хозяйству. В музее имеются и другие ин­ тересные экспонаты. Хочется по­ благодарить . моряков траулера «Якутск» и других кораблей, ко­ торые доставляют нам из рейсов экземпляры рыб и других мор­ ских животных. Такое содруже­ ство промысловиков с работника­ ми института обогащает науку. К. МАКАРОВА , заведую­ щая музеем ПИНРО. нофильмов. Но и эти деньги Ке­ мов присвоил. ' Почти все 11321 рубль он истратил за десять дней стоянки в порту. Кемов пил где придется, сколько придется и с кем придет­ ся. За одну поездку в Мурмаши он заплатил шоферу такси 300 рублей. Когда почти все деньги были пропиты, Кемов понял, что совер­ шил преступление. Тогда он по­ шел в милицию ч сам чистосер­ дечно рассказал обо всем. — Почему вы не сдали зарпла­ ту третьего механика и третьего штурмана на счет депонентов? — спросила «народный судья тов. Сергеева. — Когда я сошел на берег, я запил, — ответил Кемов. — После проспался, пересчитал деньги, ока­ залось, что у меня осталась зар­ плата только одного человека. Я решил не сдавать ее, а сходить еще раз в рейс, заработать денег и отдать со своей зарплаты. Но так не получилось. Начав пить, Кемов уже не мог остано­ виться. Пил он не один. Около него всегда увивались любители выпить -на чужой счет. А Кемов денег не жалел. За стол в ресто- Мне доводилось слышать: «К чему мне рассказывать о том, что было?£ О том, что есть сей­ час вокруг, хорошо знают все. А рассказываем о прошлом мы для того, чтобы моло­ дые моряки, которых немало приходит во флог, больше цени­ ли настоящее, чтобы он>и знали лучшие традиции моряков тра­ лового флота. В каких условиях промышляли мы пятнадцать—.двадцать лет на­ зад? Об этом расскажу на приме­ рах. ...Декабрьское морозное утро 1930 года. Ветер окончательно стих после трехдневного шторма. Не кончилась еще полярная ночь. На теоной маленькой па­ лубе траулера «Камбала» полным ходом идет подготовка к выходу в море. Это будет последний, четырнадцатый, рейс 1930 года. — Не для нашего корабля те­ перешнее плавание, — говорит наш старший механик. Вторя ему, молодой матрос Струнин говорит: — Что, разве я пойду в море? Да и другим накажу, чтобы не ходили на этой «каравелле». «Каравеллой» прозвали наш траулер за низкоборгность и плохой ход. Но в основном пла­ вали на нем стаоые моряки, ви­ давшие виды, с юных лет про­ шедшие тяжелую школу. Неко­ торые из них работали в старое, царское время и знали, как тя ­ жел и как мало ценился труд рыбака. Только Советская власть открыла простор для творчества и самоотверженного труда, и рыбаки делали все для того, чтобы показать, что может сде­ лать человек, когда он хозяин своей страны: Поэтому этих юнцов оборвал матрос Жолобов. — У нас же хороший коллек­ тив, — сказал он, — и мы со всем можем справиться. Вы по­ смотрите, как трудно приходит­ ся засольщику Селиванову. — Да, — подтвердил Селива­ нов, — давно плаваю на «Кам­ бале», а, честное слово, мне ху­ же всех приходится, как чуть волна небольшая, хоть бросай работу да закрывай трюмы — борта ведь низкие, а комингсы у (Продолжение. Нач. см. в №№ 92, 93, 95, 96, 97). ране «Арктика» он платил по 300—400 рублен. Ходил же он туда, как он говорит, по 3—4 ра­ за в день. Ни у одного из его со­ бутыльников не проснулась со­ весть, никто не спросил: «Где же ты берешь столько денег, чтобы так бросаться ими?» Шофер такси оказался весьма нечестным человеком. Пьяный моряк дает ему вместо 80 поло­ женных рублей 300, oih берет их л со спокойной совестью уезжает. У всякого порядочного человека такая чрезмерная щедрость долж­ на была бы обязательно вызвать подозрение. — Скажите, обвиняемый, какие причины толкали вас на такое беспробудное пьянство? — Это случилось три года тому назад, когда от меня ушла жена. И тогда я запил. Я знал, что де­ лаю нехорошо, но остановиться не мог. Всегда раньше я пил только на свои деньги. А в этот раз не удержался, взял и чужие. Я знаю, что виноват, но я не совсем про­ пащий человек, за этот месяц, что я сидел в тюрьме, я многое пере­ думал. Я по-нял, что смогу снова стать порядочным человеком, Я люблю труд и хочу работать. люков и того ниже, того и гля­ ди в трюм вода попадет. И до того же надоедает открывать и закрывать люки! И молодым морякам стало стыдно. Работали они изо всех сил. Впоследствии, закончив мо­ реходную школу, они стали на­ стоящими судоводителями. Мало того, что траулер наш был старенький и маломощный, он, как и другие рыболовные су­ да, был в море предоставлен сам себе. Поисковой работы тогда не существовало, радиосвязи между кораблями не было, так что шли наугад. Бывало придет траулер с хорошего косяка, рас­ скажут моряки, где ловили, да ведь рыба-то ждать не будет. Поэтому экипаж каждого трауле­ ра, вышедший снова на промысел, искал рыбу сам. Теперешняя техника и аппара­ тура новых судов даже и не снились тогда нам. Сейчас для того, чтобы смерить глубину, в теплой сухой каюте штурман включит прибор и узнает ее, а нам приходилось измерять глу­ бину с помощью ручного лота. Выбрасывали свинцовую гирю с лотлинем, рассчитывая на дрейф, а потом — одевай рукавицы и вирай. Сколько раз волна вымо­ чит. Было время, когда совер­ шенством считали механический лот, а сейчас он стоит на корме многих траулеров, забытый, и никто его, бедного, и не почи­ стит. Много было ручного труда. Трал с рыбой подбирали к борту вручную, крючками. С выходом в море за техническим состоянием судов тогда почти не следили. Именно поэтому в море и вышла «Камбала», хотя были подозрения на то, что заклепки в корме изно­ сились. Кончились наши сборы, отдали швартовые и пошли по заливу. Такой иллюминации, ка­ кая сейчас на берегах залива' тог­ да, конечно, не было. Но мы по- чему-то шли даже медленнее своих возможностей. Механик от­ ветил, что на вахте новый кочегар и с машиной что-то не ладится. Через двадцать часов перехода спустили первый трал. Видов на улов не было. Прошли еще два часа. Нашли рыбу, но мастер по добыче рыбы В. Качук был недо­ волен: машина не могла дать нужного хода. (Василий Павло­ вич Качук сейчас занят на руко­ водящей работе в Архангельском Люблю море и обязательно вновь вернусь к нему. Не верить искреннему рассказу Кемова было нельзя. Слова под­ судимого произвели на всех боль­ шое впечатление. Ждали, что скажет прокурор. Шопот удовлет­ ворения пронесся по залу, когда окончил говорить государственный обвинитель тов. Бендиков. Проку­ рор учел и психологическое состо­ яние подсудимого в последние три года его жизни, и искреннее желание исправиться, бросить пьянствовать и взять себя в ру­ ки. Н-о Кемов совершил преступ­ ление и должен быть наказан. Когда суд ушел на совещание, всех волновала одна мысль: ка­ ким будет приговор. Никто из при­ сутствующих в зале не подумал, что Кемов лжет, притворяется, стараясь как-то выгородить себя. Но, совершив первое в жизни преступление, он понял, что, если не остановиться сейчас, то за первым преступлением обязатель­ но последуют другие. Поэтому-то он пришел в милицию с заявле­ нием на самого себя. Народный суд приговорил Ке­ мова к трем годам лишения сво­ боды. Я. РОМАНОВ морских тралозом флоте). Но кое-как справились, рыба пошла. Вскоре начался шторм. В жилых поме­ щениях потекло, чтобы избежать холодного душа, над койками под­ вешивали брезент. К концу штор­ ма зашел в каюту старший меха­ ник и сказал, что в левом уголь­ ном бункере появилась течь, ви­ димо, стали пропускать швы или ослабли заклепки. Расхлябилась наша «каравелла» окончательно, но ведь рыбу-то надо ловить. Мы обязательно должны прид­ ти в порт с полным грузом — так решили все. Конечно, оставаться на промысле было рискованно. Добрали последние тонны рыбы и пошли в порт. На переходе при встречном ветре течь усилилась. Шли мы двое с\ток, и уже в пор­ ту, у самого причала две заклеп­ ки не выдержали и вылетели, но это уже было не страшно: мы бы­ ли в родном порту. Люди, совер­ шившие этот поисгине героиче­ ский подвиг, даже и не думали о том, что они герои. Просто они работали так, как подсказывал им долг. Не случайно в июне 1935 года, когда мне пришлось быть в Мо­ скве на приеме в Кремле в числе четырнадцати работников рыбной промышленности, награжденных орденами Советского Союза, нар­ ком рыбной промышленности Ана­ стас Иванович Микоян сказал: — Северные люди — люди особенные. Замечательные качества совет­ ского человека проявлялись на каждом шагу. В 1931 году в Гер­ мании было построено десять не­ больших дизельных •траулеров. Два из них мне пришлось перего­ нять в Мурманский порт. Как следует они показали себя в море. Но самое главное на них прояви­ лись качества советских людей, новые качества. В конце 1932 года мы вышли на траулере «Лещ» на промысел. Начали рейс тяжело. 30 ян­ варя, после полудня, стал бы­ стро усиливаться ветер. К вечеру мы едва успели поднять трал, по­ теряв всякую надежду снять буй на месте хороших уловов. Ураган продолжался уже целые сутки. (Окончание следует). Краснодарский край. В колхо­ зах, совхозах и ремонтно-техни­ ческих станциях Кубани с каж­ дым годом все больше применяет­ ся различная, техника Для счетно- вычислительных работ. Намного облегчился труд бухгалтеров и счетоводов. Людей теперь часто заменяют автоматические и полу­ автоматические счетные машины. Это помогло значительно увели­ чить производительность труда счетных работников и производить вычисления без ошибок. В Красноармейской РТС уже в течение двух лет применяются счетные машины. Это дало 90 ты­ сяч рублей экономии. На снимке: бухгалтер Красно­ армейской РТС А. КОЗУЛИНА производит вычисления на счет­ ном полуавтомате «КЕЛ» . Редактор Б. Ф. Ф ЕДО РО В . Г. ДУБЦОВА . Адрес редакции: Мурманск, Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта. писем АТС рыбного порта — 2-75 и 28-87,- партийной жизни, промышлгнный 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 2956 Тир. 4950 ПН 028S7 Народная Республика Болгария. На юге страны в горах Восточ­ ные Родопы построено одно из крупнейших гидротехнических соо­ ружений Болгарии «Студен кладенец». Строители гидроузла «Студен кладенец» перекрыли русло горной реки Арда плотиной длиной 338 метров и высотой 72,5 метра и создали водохранилище длиной 29 километров. Здесь построена гидроэлектростанция мощностью 60.000 киловатт. НА СНИМКЕ: водохранилище «Студен кладенец». Фото Болгарского телеграфного агентства. Пьянство сделало его преступником ИЗ ЗАЛА СУДА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz