Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель

ПЕРВОГО апреля сестоялось совещание пв обмену опы­ том работы между мурманскими и архангельскими промысловика­ ми, которые соревнуются между собой. Зал заседаний управления Мурманского тралового флота за­ полнили судоводители, механики, мастера по добыче, а также мно­ гочисленные гости — архангель- сние рыбаки. Заместитель начальника Мурманского тралового флота тов. Закурдаев предоставляет слово капитану архангельского траулера «Петропавловск» тов. Веселкову. Затем о работе своих экипажей рассназали на совещании напитаны ар­ хангельских траулеров «Красноярск» и «Соломбала» тт. Са­ фонов и Котцов, старший механин траулера «Енисей» тов. Фуфлыгин, капитаны мурманских траулеров «Симферополь» и «Емельян Пугачев» тт. Манлаков и Буран, старший меха­ ник траулера «Рион» тов. Кац. На совещании было задано много вопросов, на ноторые ответили выступающие, а также начальник Архангельского тралового флота тов. Меньшинов и заместитель начальника Мурманского тралового флота тов. Закурдаев. Арханг ельские рыбаки рассказывают о своей работе Проявлятьпромысловуювыдержку (Из выступления напитана траулера «Красноярск» У мурманчан очень часто ие хватает л оомыслово! выдержки и оперативности в работе. Нам иног­ да приходится наблюдать, как ко­ мандование какого-нибудь мур­ манского траулера, поэта в на за­ дев или повредив орудия лова, не старается лучше приспособиться тов. к промыслу, а сразу же покидает этот квадрат, хотя здесь можно брать хорошие уловы рыбы. На нашем траулере уделяется особое внимание вооружению тра­ ла. Придя в район лова, мы пер­ вые полсуток приспосабливаемся к работе, делаем разные измене- 1/А.ДРЫ и дисциплина на ко­ рабле в основном решают успех выполнения люоого произ­ водственного задания. У многих моряков, особенно с отстающих судов, сложилось ошибочное и неправильное мнение о том, что ва передовые траулеры специаль­ но подбираются лучшие кадры, что передовикам уделяется больше внимания со стороны руководства флотом, что они лучше обслужи­ ваются и снабжаются. И, якобы, только поэтому передовые экипа­ жи кораблей имеют хорошие показатели по добыче рыбы и по дис­ циплине. И, конечно, это совершенно неправильное мнение. Наш траулер находится в эксплуатации второй год. При прием­ ке корабля личный состав не подбирался, а был укомплрктован из резерва отдела кадров. В общем составе вновь укомплектованной команды оказалась в основном молодежь, в том числе 20 членов ВЛКСМ. Поэтому по ходатайству молодых моряков траулеру было присвоено звание комсомольско-молодежного. С первых же дней работы наш коллектив широко развернул со­ циалистическое соревнование за досрочное выполнение годового плана, а также за создание «комсомольской копилки» в сумме 120 тысяч рублей за счет экономного расходования топлива, сегеснаст- ных и других материалов. Правда, первое время мы столкнулись с трудностями. Боль­ шинство из молодежи впервые пришло на флот и не знакомо было с рыбацким ремеслом. Не лучше обстояло дело с мастерами по до­ быче. Старшим мастером был назначен Худяков, от которого все капитаны, где он плавал, отказывались. В числе вновь укомплек­ тованной команды оказались и нарушители трудовой дисциплины. Например, кочегар Цветков раньше имел плохую славу, ни на од­ ном корабле долго не задерживался. В порту после второго рейса он явился на корабль пьяный и подал заявление на увольнение из Флота. В беседах с руководством корабля Цветков понял свою ви­ ну и попросил оставить его на судне, бросил пить, в короткий срок приобрел ряд ценных вещей для себя ц семьи. Сейчас он один из лучших производственников нашего коллектива, награжден почет­ ными грамотами, имеет ряд благодарностей и поощрений. Командный состав, опираясь на помощь комсомольской и профсоюзной организаций, создал на траулере спаянный, рабо­ тоспособный коллектив. .V нас, можно сказать, совершенно нет те­ кучести кадров. После отпусков или болезни все члены экипажа, как правило, возвращаются на свой корабль. Все ото нам обеспе­ чило перевыполнение плана прошлого года. Выловив 1371»0 цент­ неров рыбы, мы заняли второе место на флоте. Экинах траулера решил закрепить в развить свои успехи в первом году семилетки. Включившись в соревнование за достойную -встречу XXI еъезда КПСС, мы дали елове выполнить еемилетний план по добыче рыбы и выработке рыбных продуктов за 5 лет, ж также развернули борьбу за то, чтобы нашему коллективу было присвоено звание зкичажа коммунистического труда. По нашим подсчетам, чтобы выполнить семилетний план добы­ чи рыбы за 5 лет, мы должны ежегодно вылавливать по 146в0 центнеров трески и окуня. А за счет сверхпланового вылова ры­ бы, повышения производительности труда, снижения себестоимо­ сти рыбопродукции, экономии топлива, сетематериалов к концу семилетки наш коллектив даст стране 4,5— 5 миллионов рублей сверхплановых накоплений. Первый квартал этого года уже показывает, что экипаж держит свое слово, подкрепляет обязательство практическими делами. Трехмесячное задание выполнено на 142 процента. Добыв с нача­ ла года 3496 центнеров рыбы, при плане 2460 центнеров, мы за­ няли первое место на Флоте. В том числе нами доставлено в порт 2377 центнеров охлажденной рыбы, при задании 1270 цент­ неров. Сверх квартального плана командой выработано 1 Й 8 цент­ неров рыбной муки, 103 центнера рыбьего жира, свыше 16,5 ты­ сячи банок консервов. От повышения производительности труда, внедрения хозрасче­ та на ^корабле мы имеем увеличение выпуска товарной продукции и за счет этого создали фонд сверхплановых накопле­ ний в сумме 486640 рублей. Кроме этого, сбережено за три меся­ ца 130 тонн угля и сэкономлено два трала, которые стоят 27274 рубля. Общая плановая продолжительность междурейсовых стоянок в порту за квартал нами сокращена на 8 суток. Подготовку к очередному плаванию мы начинаем в море в кон­ це рейса. Проверяем остаток снабжения, вновь выписываем все не­ обходимое, с учетом ведения промысла в том ил» другом районе Составляем также ремонтную ведомость, но только на те работы, которые не можем выполнить своими силами. Проверяется срок действия судовых и грузовых документов, документов личного со­ става, а также готовится вся отчетная документация. На переходе в порт производим тщательную проверку ваеров, тралов и их вооружения. В порту следим за промысловой обста­ новкой по районам согласно сводок, знакомимся е промысловыми прогнозами П11НР0 о размещении косяков рыбы на ближайшее время. Кадры и дисциплина залог успеха (Из выступления напитана траулера «Петропавловск» тов. Веселкова) Если в районе промысла у экипажей судов появляется боль­ шая пестрота в подъемах, то это говорит о смещении рыбной кон­ центрации. В таком случае внимательно следим за промысловой сигнализацией, выявляем, в каком напрагте.нии горизонта боль­ ше судов с лучшими подъемами. Детально нами изучаются про­ мысловые сводки, слушаются на радиосовещаниях выступления капитанов. Все это дает возможность более точно прокладывать курсы с тралом и более эффективно вести облов рыбы. При работе с тралом большое влияние на ход промысла оказы­ вает точное определение местонахождения корабля. Для счисления места судна мы пользуемся рабочим промысловым планшетом, на котором прокладываются все курсы с орудиями лова, повороты, наносятся глубины в обсервованных местах, места нахождения промысловых буев, а также места задевов на грунте. На промысле место корабля определяется при всех удобных случаях: по радиомаякам, небесным светилам, а иногда просто по промысловым буям и глубинам, если известны их обеервованные места и характерный рельеф морского дна. При работе вблизи бе­ регов, помимо использования радиомаяков и радиопеленга, прихо­ дится систематически определять местонахождение корабля по ви­ зуальным пеленгам или по горизонтальным углам береговых пред­ метов, а иногда по пеленгу и вертикальному углу маяка. При работе в группе судов маневрирование, расхождение е тралами » промысловыми буями мы осуществляем так, чтобы ие допустить сближения иа расстояние менее рекомендованной дис­ танции. Для этого все судоводители у нас тренируются в правиль­ ном определении расстояний до идущих траулеров и стоящих буев. Поэтому мы заблаговременно, если этого требует обстановка, иа несколько градусов изменяем свой курс с таким расчетом, чтобы избежать нарушения дистанций. В целях облегчения ориентировки при совместном плавании, принятия правильных и своевременных мер и решений при ма­ неврировании для расхождения е тралами и буями мы имеем в качестве необходимого пособия для вахтенных помощников ка­ питана ряд вспомогательных таблиц: таблицу травления ваеров в метрах в соответствии с измеренной глубиной моря, таблицу рас­ стояний в метрах от кормы траулера до кутка трала в зависимо­ сти от глубины моря и длины вытравленных ваеров. диаметр циркуляции корабля с тралом в кабельтовых, в зависимости от скорости юда и времени поворота на обратный курс, таблицу опасных расстояний в метрах при приближении с тралом к про­ мысловому бую в соответствии с глубиной моря и длиной вытрав­ ленного буйлиня, таблицу определения скорости корабля с тралом по планширному лагу н многие другие. Большое значение в промысловой работе корабля имеет и то, насколько правильно сделана капитаном общая оценка промысло­ вой обстановки по районам, когда он обладает выдержкой и спо­ койствием, не прельщается большими подъемами у других судов в период, когда облов косяка обеспечивает экипажу выполнение су­ точных заданий. Нужна также быстрота и оперативность капита­ на на облове постоянно движущейся концентрации. Вот пример. При выходе из порта мне было дано указание флагмана следовать на Копытовскую банку. Но частые штормы мешали там промыслу. В то же время на Норвежском жёлобе вылов рыбы был большим. Поэтому нами было принято решение задержаться на Норвежском жёлобе. Здесь за 10 суток мы' взяли более 80 тонн. Когда же и тут разыгрался шторм, мы решили идти на ветер в сторону Копытов­ ской банки, где промысловая обстановка улучшилась. Па пути следования ваяли курс на Нордкинекую банку с тем расчетом, что­ бы днем там вести лов окуня, а ночью, когда подъемы его резко снижаются, снова следовать в указанный район. Одновременно идущие вместе с нами иа Копытовскую банку экипажи траулеров «Курс», «Волга» и «Ставрополь», в дневное время не останавли­ вались на Нордкинекой банке. В итоге двух дней у них вылов ры­ бы оказался наполовину меньше нашего. В ночное время с 22 до 4 часов утра, когда уловы окуня прекращались, мы лежали в дрейфе, проверяли орудия лова и приводили их в порядок. В результате, сэкономив топливо, нами на двое суток был удлинен рейс, команда дополнительно добыла 20 тонн рыбы. Убедились мы и в том, что на переходе в порт вы­ годно использовать ночное время, а днем делать остановки в во­ сточных районах моря и вести промысел. После первой же ночи, сделав остановку, нами за четыре траления было поднято на борт 12 тонн окуня, а после второй ночи — 8 тонн трески. В конечном итоге наше последнее плавание было закончено успешно. В порт доетавлено 165 тонн рыбы, 9 тонн рыбной му­ ки, 2,5 тонны рыбьего жира, 10.5 тысячи банок консервов. Рейсо­ вое задание превышено по всем показателям. иоперативность САФОНОВА) ция в вооружении орудий лова, чтобы они меньше имели аварий, не оставались в пролове. Некото­ рые изменения нами произведе­ ны в траловых досках. Сделав специальное приспособление, мы траловые доски отрегулировали так, что они безаварийно работа­ ют на любых глубинах и обеспе­ чивают нормальное раскрытие трала- Экипажи архангельских суд. 1 в, строго следя за промысловой об­ становкой, постоянно держат связь между собой, быстро вы­ ходят на рыбные концентрации, оперативно начинают их облов. Мурманчане же; чтобы сделать переход в 20— 30 миль, обяза­ тельно ждут радиосовещаиия и, потеряв ценное время, иногда подходят к месту лова с опозда­ нием. Многое хорошее можно пере­ нять и от мурманских промысло­ виков. Для этого необходимо ча­ ще устраивать совещания по об­ мену опытом работы мурманских и архангельских промысловиков, бывать друг у друга на кораблях во время стоянок в порту, встре­ чаться и беседовать по радио в море. Заботливый уход за механизмами (Из выступления старшего механика траулера «Енисей» тов. +У*ДЫГИКА) На нашем траулере многие ме^ ханязмы и динамо-машина пере­ ведены на работу перегретым па­ ром. Это значительно облегчает труд машинвой команды, дает эко­ номию топлива и воды, что очень важно для удлинения сроков пла­ вания. Так, нанример, в послед­ нем плавании, имея в бункерах 230 тонн угля, мы пробыли в мо­ ре более 20 суток и еще в порт привезли обратно 20 тонн топ­ лива. У на« особенно бережно расхо­ дуется вода- Каждый пропуск па­ ра, потерто капли воды у нас на­ зывают «слезами кочегара». Мы тщательно следим, чтобы в хоро­ шем состоянии находились кон­ денсаторы, проверяем балластную воду иа соленость, своевременно устраняем парение сальников. Надо сказать, что техническая эксплуатация судов в Архангель­ ском флоте значительно лучше, чем у мурманчан. И это объяс­ няется не только тем, что у гр- хавгельцев постоянные кадры ме­ хаников, а еще и тем, что у нас члены машинных команд произ­ водят большое количество ремонт­ ных работ своими силами, не счи­ таясь со временем, проявляют смекалку и новаторство. Я думаю, что и на мурманских судах можно и нужно применять для работы отдельных механизмов перегре­ тый пар. Для этого на судах нуж­ но проложить паропровод от ма­ гистрали перегретого пара. А это новшество позволит лучше эксплуатировать механизмы, про­ длит их срок службы, даст воз­ можность дольше находиться иа промысле, экономить топливо, смазочные материалы и воду. 4 апреля 1959 г. 3 cip.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz