Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель
ПЕРВОГО апреля сестоялось совещание пв обмену опы том работы между мурманскими и архангельскими промысловика ми, которые соревнуются между собой. Зал заседаний управления Мурманского тралового флота за полнили судоводители, механики, мастера по добыче, а также мно гочисленные гости — архангель- сние рыбаки. Заместитель начальника Мурманского тралового флота тов. Закурдаев предоставляет слово капитану архангельского траулера «Петропавловск» тов. Веселкову. Затем о работе своих экипажей рассназали на совещании напитаны ар хангельских траулеров «Красноярск» и «Соломбала» тт. Са фонов и Котцов, старший механин траулера «Енисей» тов. Фуфлыгин, капитаны мурманских траулеров «Симферополь» и «Емельян Пугачев» тт. Манлаков и Буран, старший меха ник траулера «Рион» тов. Кац. На совещании было задано много вопросов, на ноторые ответили выступающие, а также начальник Архангельского тралового флота тов. Меньшинов и заместитель начальника Мурманского тралового флота тов. Закурдаев. Арханг ельские рыбаки рассказывают о своей работе Проявлятьпромысловуювыдержку (Из выступления напитана траулера «Красноярск» У мурманчан очень часто ие хватает л оомыслово! выдержки и оперативности в работе. Нам иног да приходится наблюдать, как ко мандование какого-нибудь мур манского траулера, поэта в на за дев или повредив орудия лова, не старается лучше приспособиться тов. к промыслу, а сразу же покидает этот квадрат, хотя здесь можно брать хорошие уловы рыбы. На нашем траулере уделяется особое внимание вооружению тра ла. Придя в район лова, мы пер вые полсуток приспосабливаемся к работе, делаем разные измене- 1/А.ДРЫ и дисциплина на ко рабле в основном решают успех выполнения люоого произ водственного задания. У многих моряков, особенно с отстающих судов, сложилось ошибочное и неправильное мнение о том, что ва передовые траулеры специаль но подбираются лучшие кадры, что передовикам уделяется больше внимания со стороны руководства флотом, что они лучше обслужи ваются и снабжаются. И, якобы, только поэтому передовые экипа жи кораблей имеют хорошие показатели по добыче рыбы и по дис циплине. И, конечно, это совершенно неправильное мнение. Наш траулер находится в эксплуатации второй год. При прием ке корабля личный состав не подбирался, а был укомплрктован из резерва отдела кадров. В общем составе вновь укомплектованной команды оказалась в основном молодежь, в том числе 20 членов ВЛКСМ. Поэтому по ходатайству молодых моряков траулеру было присвоено звание комсомольско-молодежного. С первых же дней работы наш коллектив широко развернул со циалистическое соревнование за досрочное выполнение годового плана, а также за создание «комсомольской копилки» в сумме 120 тысяч рублей за счет экономного расходования топлива, сегеснаст- ных и других материалов. Правда, первое время мы столкнулись с трудностями. Боль шинство из молодежи впервые пришло на флот и не знакомо было с рыбацким ремеслом. Не лучше обстояло дело с мастерами по до быче. Старшим мастером был назначен Худяков, от которого все капитаны, где он плавал, отказывались. В числе вновь укомплек тованной команды оказались и нарушители трудовой дисциплины. Например, кочегар Цветков раньше имел плохую славу, ни на од ном корабле долго не задерживался. В порту после второго рейса он явился на корабль пьяный и подал заявление на увольнение из Флота. В беседах с руководством корабля Цветков понял свою ви ну и попросил оставить его на судне, бросил пить, в короткий срок приобрел ряд ценных вещей для себя ц семьи. Сейчас он один из лучших производственников нашего коллектива, награжден почет ными грамотами, имеет ряд благодарностей и поощрений. Командный состав, опираясь на помощь комсомольской и профсоюзной организаций, создал на траулере спаянный, рабо тоспособный коллектив. .V нас, можно сказать, совершенно нет те кучести кадров. После отпусков или болезни все члены экипажа, как правило, возвращаются на свой корабль. Все ото нам обеспе чило перевыполнение плана прошлого года. Выловив 1371»0 цент неров рыбы, мы заняли второе место на флоте. Экинах траулера решил закрепить в развить свои успехи в первом году семилетки. Включившись в соревнование за достойную -встречу XXI еъезда КПСС, мы дали елове выполнить еемилетний план по добыче рыбы и выработке рыбных продуктов за 5 лет, ж также развернули борьбу за то, чтобы нашему коллективу было присвоено звание зкичажа коммунистического труда. По нашим подсчетам, чтобы выполнить семилетний план добы чи рыбы за 5 лет, мы должны ежегодно вылавливать по 146в0 центнеров трески и окуня. А за счет сверхпланового вылова ры бы, повышения производительности труда, снижения себестоимо сти рыбопродукции, экономии топлива, сетематериалов к концу семилетки наш коллектив даст стране 4,5— 5 миллионов рублей сверхплановых накоплений. Первый квартал этого года уже показывает, что экипаж держит свое слово, подкрепляет обязательство практическими делами. Трехмесячное задание выполнено на 142 процента. Добыв с нача ла года 3496 центнеров рыбы, при плане 2460 центнеров, мы за няли первое место на Флоте. В том числе нами доставлено в порт 2377 центнеров охлажденной рыбы, при задании 1270 цент неров. Сверх квартального плана командой выработано 1 Й 8 цент неров рыбной муки, 103 центнера рыбьего жира, свыше 16,5 ты сячи банок консервов. От повышения производительности труда, внедрения хозрасче та на ^корабле мы имеем увеличение выпуска товарной продукции и за счет этого создали фонд сверхплановых накопле ний в сумме 486640 рублей. Кроме этого, сбережено за три меся ца 130 тонн угля и сэкономлено два трала, которые стоят 27274 рубля. Общая плановая продолжительность междурейсовых стоянок в порту за квартал нами сокращена на 8 суток. Подготовку к очередному плаванию мы начинаем в море в кон це рейса. Проверяем остаток снабжения, вновь выписываем все не обходимое, с учетом ведения промысла в том ил» другом районе Составляем также ремонтную ведомость, но только на те работы, которые не можем выполнить своими силами. Проверяется срок действия судовых и грузовых документов, документов личного со става, а также готовится вся отчетная документация. На переходе в порт производим тщательную проверку ваеров, тралов и их вооружения. В порту следим за промысловой обста новкой по районам согласно сводок, знакомимся е промысловыми прогнозами П11НР0 о размещении косяков рыбы на ближайшее время. Кадры и дисциплина залог успеха (Из выступления напитана траулера «Петропавловск» тов. Веселкова) Если в районе промысла у экипажей судов появляется боль шая пестрота в подъемах, то это говорит о смещении рыбной кон центрации. В таком случае внимательно следим за промысловой сигнализацией, выявляем, в каком напрагте.нии горизонта боль ше судов с лучшими подъемами. Детально нами изучаются про мысловые сводки, слушаются на радиосовещаниях выступления капитанов. Все это дает возможность более точно прокладывать курсы с тралом и более эффективно вести облов рыбы. При работе с тралом большое влияние на ход промысла оказы вает точное определение местонахождения корабля. Для счисления места судна мы пользуемся рабочим промысловым планшетом, на котором прокладываются все курсы с орудиями лова, повороты, наносятся глубины в обсервованных местах, места нахождения промысловых буев, а также места задевов на грунте. На промысле место корабля определяется при всех удобных случаях: по радиомаякам, небесным светилам, а иногда просто по промысловым буям и глубинам, если известны их обеервованные места и характерный рельеф морского дна. При работе вблизи бе регов, помимо использования радиомаяков и радиопеленга, прихо дится систематически определять местонахождение корабля по ви зуальным пеленгам или по горизонтальным углам береговых пред метов, а иногда по пеленгу и вертикальному углу маяка. При работе в группе судов маневрирование, расхождение е тралами » промысловыми буями мы осуществляем так, чтобы ие допустить сближения иа расстояние менее рекомендованной дис танции. Для этого все судоводители у нас тренируются в правиль ном определении расстояний до идущих траулеров и стоящих буев. Поэтому мы заблаговременно, если этого требует обстановка, иа несколько градусов изменяем свой курс с таким расчетом, чтобы избежать нарушения дистанций. В целях облегчения ориентировки при совместном плавании, принятия правильных и своевременных мер и решений при ма неврировании для расхождения е тралами и буями мы имеем в качестве необходимого пособия для вахтенных помощников ка питана ряд вспомогательных таблиц: таблицу травления ваеров в метрах в соответствии с измеренной глубиной моря, таблицу рас стояний в метрах от кормы траулера до кутка трала в зависимо сти от глубины моря и длины вытравленных ваеров. диаметр циркуляции корабля с тралом в кабельтовых, в зависимости от скорости юда и времени поворота на обратный курс, таблицу опасных расстояний в метрах при приближении с тралом к про мысловому бую в соответствии с глубиной моря и длиной вытрав ленного буйлиня, таблицу определения скорости корабля с тралом по планширному лагу н многие другие. Большое значение в промысловой работе корабля имеет и то, насколько правильно сделана капитаном общая оценка промысло вой обстановки по районам, когда он обладает выдержкой и спо койствием, не прельщается большими подъемами у других судов в период, когда облов косяка обеспечивает экипажу выполнение су точных заданий. Нужна также быстрота и оперативность капита на на облове постоянно движущейся концентрации. Вот пример. При выходе из порта мне было дано указание флагмана следовать на Копытовскую банку. Но частые штормы мешали там промыслу. В то же время на Норвежском жёлобе вылов рыбы был большим. Поэтому нами было принято решение задержаться на Норвежском жёлобе. Здесь за 10 суток мы' взяли более 80 тонн. Когда же и тут разыгрался шторм, мы решили идти на ветер в сторону Копытов ской банки, где промысловая обстановка улучшилась. Па пути следования ваяли курс на Нордкинекую банку с тем расчетом, что бы днем там вести лов окуня, а ночью, когда подъемы его резко снижаются, снова следовать в указанный район. Одновременно идущие вместе с нами иа Копытовскую банку экипажи траулеров «Курс», «Волга» и «Ставрополь», в дневное время не останавли вались на Нордкинекой банке. В итоге двух дней у них вылов ры бы оказался наполовину меньше нашего. В ночное время с 22 до 4 часов утра, когда уловы окуня прекращались, мы лежали в дрейфе, проверяли орудия лова и приводили их в порядок. В результате, сэкономив топливо, нами на двое суток был удлинен рейс, команда дополнительно добыла 20 тонн рыбы. Убедились мы и в том, что на переходе в порт вы годно использовать ночное время, а днем делать остановки в во сточных районах моря и вести промысел. После первой же ночи, сделав остановку, нами за четыре траления было поднято на борт 12 тонн окуня, а после второй ночи — 8 тонн трески. В конечном итоге наше последнее плавание было закончено успешно. В порт доетавлено 165 тонн рыбы, 9 тонн рыбной му ки, 2,5 тонны рыбьего жира, 10.5 тысячи банок консервов. Рейсо вое задание превышено по всем показателям. иоперативность САФОНОВА) ция в вооружении орудий лова, чтобы они меньше имели аварий, не оставались в пролове. Некото рые изменения нами произведе ны в траловых досках. Сделав специальное приспособление, мы траловые доски отрегулировали так, что они безаварийно работа ют на любых глубинах и обеспе чивают нормальное раскрытие трала- Экипажи архангельских суд. 1 в, строго следя за промысловой об становкой, постоянно держат связь между собой, быстро вы ходят на рыбные концентрации, оперативно начинают их облов. Мурманчане же; чтобы сделать переход в 20— 30 миль, обяза тельно ждут радиосовещаиия и, потеряв ценное время, иногда подходят к месту лова с опозда нием. Многое хорошее можно пере нять и от мурманских промысло виков. Для этого необходимо ча ще устраивать совещания по об мену опытом работы мурманских и архангельских промысловиков, бывать друг у друга на кораблях во время стоянок в порту, встре чаться и беседовать по радио в море. Заботливый уход за механизмами (Из выступления старшего механика траулера «Енисей» тов. +У*ДЫГИКА) На нашем траулере многие ме^ ханязмы и динамо-машина пере ведены на работу перегретым па ром. Это значительно облегчает труд машинвой команды, дает эко номию топлива и воды, что очень важно для удлинения сроков пла вания. Так, нанример, в послед нем плавании, имея в бункерах 230 тонн угля, мы пробыли в мо ре более 20 суток и еще в порт привезли обратно 20 тонн топ лива. У на« особенно бережно расхо дуется вода- Каждый пропуск па ра, потерто капли воды у нас на зывают «слезами кочегара». Мы тщательно следим, чтобы в хоро шем состоянии находились кон денсаторы, проверяем балластную воду иа соленость, своевременно устраняем парение сальников. Надо сказать, что техническая эксплуатация судов в Архангель ском флоте значительно лучше, чем у мурманчан. И это объяс няется не только тем, что у гр- хавгельцев постоянные кадры ме хаников, а еще и тем, что у нас члены машинных команд произ водят большое количество ремонт ных работ своими силами, не счи таясь со временем, проявляют смекалку и новаторство. Я думаю, что и на мурманских судах можно и нужно применять для работы отдельных механизмов перегре тый пар. Для этого на судах нуж но проложить паропровод от ма гистрали перегретого пара. А это новшество позволит лучше эксплуатировать механизмы, про длит их срок службы, даст воз можность дольше находиться иа промысле, экономить топливо, смазочные материалы и воду. 4 апреля 1959 г. 3 cip.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz