Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель

s: Л Н И — родные братья. Оба " еще совсем молодые. Ст ар ­ ший, Вениамин, родился в 1937 году, Анатолий еше ни разу не пользовался бритвенным прибо­ ром. И тот и другой — члены Ленинского комсомола. Окончили по десять классов и перед ними встал вопрос: чем заниматься, по какому путл идти в жмзнь? В том районе, где они жили, была лишь одна артель, кото­ рая занималась сбором яблок и овощей. Нет, это не то, не по ду­ ше работа! Хотелось молодым людям настоящего дела. — Поедем-ка, Толя, . в З ап о ­ лярье, — предложил как-то стар­ ший, — там, в Мурманске , гово­ рят, есть большие мореходные училища. — А если не примут? •— Рискнем! Сборы были недолги: один че­ модан на двоих, 300 рублей в карман Вениамину и — прощай, родной край! В мореходку романтиков не приняли: не хватало производ­ ственного стажа . Бродили братья по городу в раздумье. С залнва то и дело доносились гудки... Мо­ ре... корабли.. . штормы. : : Как это все, наверное, интересно! — Знаешь , что, Веня, пойдем плавать? — Как плавать? А учеба? — Поступим матросами, а по­ том видно будет. — С десятилеткой? — А что? Нынче все матросы с десятилеткой. — Ну уж не то, чтобы и все, а вообше-то ты, Толя, - пожалуй, , прав. Решено — сделано. Вениамина и Анатолия отдел кадров напра­ вил на один и тот же траулер с лирическим названием — «Чай­ ка». В каюте, куда привел старпом братьев, сидел парень. Он был очень молод, но старался дер­ жаться с достоинством. — Новички, стало быть? — Да. . . решили поплавать. . . Только вот получится ли что.... — Оно, конечно, верно, море слабых не любит Ему подай на ­ стоящих парней. Впрочем, не от­ чаивайтесь. Я тоже во время оно был молодым (?) и начинал все с азов. Будем знакомы: матрос пер­ вого класса Валентин Подкин. (Слова «первого класса» он про­ изнес подчеркнуто) . — Анатолий Чумиченко; — Вениамин Чумиченко, — от­ рекомендовались новички. — Ого, вы всей семьей? — уди­ вился матрос первого класса. Он оказался хорошим парнем. Впрочем, плохих людей на судне почти не было. В тот же день Подкик показал братьям пром- вооруженне, рассказал, что к че­ му. «А тралеи наш, между про­ чим, отстающий. Рыбу плохо л о ­ вим. Это серьезно бьет и по на­ строению и по карману , — гово­ рил «бывалый» моря-к. — Живем скучно. Культурным отдыхом не занимаемся. . .» С ТАРШИЙ механик средне­ го траулера № Л Нико­ лай Алексеевич Кононов рабо­ тает в «Мурмансельди» с 1951 года, а вообще на кораблях 38 лет. Николай Алексеевич — опытный специалист. На этом среднем траулере он тре­ тий год. Осенью прошлого года возглавляемая им машинная команда приняла обязательст­ во — ухаживать за механизма­ ми так, чтобы «отодвинуть» на­ чало среднего ремонта на год Этого механики св о им трудом сейчас и добиваются. На снимке: старший механик Николай Алексеевич КОНО­ НОВ. с: с; К; К о л л е к т и в м ур ­ манского тралового флота соревнуется с ар­ хангельскими рыбаками. Корабли обоих флотов промышляют в одних и тех же районах. Обмени­ ваясь передовым опытом работы, мурманчане и ар­ хангельцы добьются но­ вых успехов в выполнении государственных планов и социалистических обяза­ тельств. •< ДЛЯ ознакомления с работой ^ архангельских рыбаков я целый рейс пробыл на архангель­ ском траулере «Пинагор». В пер­ вую очередь мне бросилась в гла­ за оперативность в работе наших соседей. Уже в 7 часов/утра, на так называемой летучке по радио, экипажи архангельских кораблей советуются друг с другом, сооб­ щают свои курсы, глубины, на которых тралируют. уловы, дают пеленг. В общем с утра они уже пристраиваются к облову кон­ центраций и имеют зачастую хо­ рошие уловы рыбы. Затем архангельские промысле- У архангельцев есть ч ему п о у ч и т ь с я Приехали братья на Север • • • — Как же так? — Это, брат, не артель по заго­ товке яблок, а корабль, море. Тут главное — работа. Да , верно, море, работа, — согласились братья. — А трудно­ стей мы не боимся. Приехали сю­ да не ради денег. — Понимаю: вами руководили передовые мысли, так сказать , энтузиазм. Похвально, братья, похвально! — подыскивал слова Подкин. Потекли трудовые будни. Пер­ вое время Вениамин и Анатолий забыли о романтике. Поэзия для mix превратилась в суровую про­ зу. Приходили братья с вахты усталые. Болели рук-и. Спалось плохо. Покачаешься на койке, и снова на палубу. Рыба , рыба без конца. Каждый день одно и то же. Так и не заметили комсомоль­ цы, в какой именно период они влюбились в море, в свой новый трудовой путь. Поначалу дядя Миша — стар­ ший мастер по обработке рыбы Смирнов — частенько упрекал Ве­ ниамина и Анатолия за нерасто­ ропность при спуске и подъеме трала , за небрежную шкерку и по- дачу рыбы. Но замечания эти ста ­ новились все реже и реже. Стало быть, мастерство росло, старание братьев даром не пропадало. И когда Вениамин на комсо­ мольском собрании покритиковал некоторых матросов за недостатки в работе, внес ряд дельных пред­ ложений, это уже не было неожи­ данностью для моряков. — Под лежачий камень вода не течет! — горячились братья. — Нужно улучшить поиски рыбы, наладить соревнование, навести порядок в обработке рыбы... Все это можно. А то жалуемся на пло­ хие заработки, а виноваты в этом сами же. Кто за нас будет что-то делать? И массовую работу, и культурный досуг можно наладить — все в наших силах. — А ведь правильно говорят юнцы, — соглашались члены эки­ пажа , — судно у нас хорошее, все зависит от нас... А некоторые, как иногда водит­ ся, на растущих парней смотрели с некоторой дружелюбной з ави ­ стью. . ..Хорошим человеком считается на «Чайке» секретарь комсомоль­ ской организации, старший меха ­ ник Валентин Кондратьев. Инте ­ ресуется искусством, фотоделом, имеет личную библиотеку, а са ­ мое главное — дело свое до тонкости знает. По его ини­ циативе машинная команда вклю­ чилась в соревнование за пра ­ во называться коллективом ком­ мунистического труда . Братьям понравился этот жизнерадостный моряк. Ему они тоже понрави­ лись. «На такой актив, пожалуй, опереться можно — не подведут, — решил Кондратьев, — если их включить в общественную жизнь». На собрании Вениамина избра­ ли «комсомольским постом» вто­ рой вахты, а Анатолию это дело поручили на первой вахте. И юноши добросовестно отно­ сятся к выполнению поручений. Они следят за порядком на палу ­ бе. Ни одна рыбная голова, ни од.и*н кусочек тресковой печени те­ перь не идет за борт. Все пуска­ ется в дело. И качество обработки заметно улучшилось. С помощью мастера по добыче рыбы наладили соревнование вахт з а сокращение времени на подъем и спуск трала. И если раньше мат ­ росы возились с тралом по 50 мм- нут <и более, сейчас на спуск и подъем его уходит 30—35 минут. Вот из таких-то мелочей посте­ пенно росли успехи, укреплялись экономические показатели в рабо­ те коллектива траулера в целом, креп бюджет каждого моряка. • ...На траулере улучшилась и культурная жизнь. Но это случи­ лось лишь гогда, когда все ком­ сомольцы взялись за работу с огоньком. Перво-наперво дали всем поручения. Одному — спорт, другому — коллективные читки, третьему — шахматные турниры. Братьям, потому как они с де­ сятилеткой, дали поручения по­ труднее: Вениамину — политбесе- ды, Анатолию — культпоходы. В последнем рейсе Вениамин подго­ товил л провел беседу «Сельское хозяйство страны в семилетке». Слушали члены экипажа его с ин­ тересом. Никто не пожалел и о посещении во время стоянки м\ - зея Северного флота. Экскурсию туда организовал Анатолий... ...Так и ходят Вениамин и Ана­ толий Чумиченко на траулере «Чайка» уже, почитай, целый год. И не думают расставаться с мо­ рем, с кораблем. Правда , осенью онм собираются поступить на з а ­ очное отделение Высшего мореход­ ного училища. Ну, что ж! Будут парни штурманами неплохими, на ­ до полагать. . . .Приехали братья на Север, поступили в тралфлог , и не ж а л е ­ ют. Здесь они добьются всего, о чем когда-то мечтали. В. ВЛАДИМИРОВ . вики участвуют в общефлотском радиосовещании, которое прово­ дится в 17 часов. А в 10 часов вечера они снова проводят между собой короткое совещание по ра­ дио, дают друг другу радиопелен­ ги. Отрадно отметить еще и то. что на архангельских судах нет теку­ чести кадров, чего нельзя сказать о наших кораблях. Так, например, на траулере «Пинагор» не только командный, но и рядовой состав в основном плавает по 5—6 лет. И, конечноГ люди сработались, хорошо освоили дело, четко и бы­ стро выполняют свои обязанно­ сти. Среди членов палубной команды практикуется взаимоза­ меняемость. Это способствует по­ вышению производительности труда. Полторы тонны рыбы у них обрабатывается обычно без под- вахты. Причем во время обиль­ ных подъемов на помощь шкер- щикам матросы и все свободные от вахты члены экипажа выхо­ дят, не ожидая вызова. Особое внимание уделяют ар­ хангельцы правильному вооруже­ нию орудий лова и работе с ними. Промышляют они 25-метровым тралом конструкции тов. Михова. Нижняя подбора трала у них пе­ ревооружается редко. По центру подборы обычно ставится пять и по крыльям по три 500-милли­ метровых бобинца. Груз на подбо­ ре ставится также постоянный. Одним тралом от работают до двух суток- Затем переходят «а трал другого борта, а тот ремон­ тируют. Есть у них всегда в запа­ се полностью оборудованный за­ пасной центральный грунтроп. При больших повреждениях о р у ­ д и й лова команда быстро ставит его взамен поврежденного, эко­ номит промысловое время за счет этого. Ка корабли Мурманского тра* лового Флота отделом снабжения выдаются готовые, стандаргньш кабели. Архангельским же про­ мысловикам приходится самш сращивать и кабели, и грунтро- пы, и весь такелаж. И они успеш­ но и высококачественно выполня­ ют эти работы, не считаясь со временем. Экипажи судов Архангельского тралового флота ведут промысел при 6— 7-балльном ветре. II dh такой погоде судоводители особен­ но тщательно следят за оборотами винта, чтобы давать нужную ско* рость кораблю. Так, например, когда корабль идет носом на вол­ ну, дается 90—92 оборота вин­ та, а когда судно идет по волнам или лагом — до 78 оборотов. Положительно в работе архан­ гельских рыбаков и то, что они довели суточный режим траления на хороших грунтах до 18—20 часов. А это объясняется тем. что все члены экипажа в совершен­ стве изучили орудия лова, четко и быстро производят все опера­ ции с ними, экономя ценное про­ мысловое время. В чинке трала у mix участвуют все члены палуб­ ной команды, что также позволя­ ет избегать простоев, делать лиш­ ние траления. . Обмен опытом работы между архангельскими и мурманскими рыбаками — полезное и нужное дело. Надо и впредь нашим про­ мысловикам бывать на кораблях Архангельского флота, перени­ мать от них все лучшее и нобЬе. Это будет способствовать повыше­ нию уловов рыбы, досрочному вы­ полнению плана первого года се­ милетки. А. КОКШАРОВ , старший мастер-наставник Мурманского тралового флота. Отвечая на 23 вопроса... Заботливый специалист В конце марта группа работнк*- ков судоремонтного завода управ­ ления рыбной промышленности побывала на Кандалакшском ме­ ханическом заводе. Цель этой по­ ездки — познакомиться с рабо­ той смежного предприятия, пере­ нять все новое и ценное, что име­ ется у кандалакшцев в техно­ логических процессах и организа­ ции труда. Делегатки наших су­ доремонтников заранее был вру­ чен список, включавший 23 воп­ роса, на которые требовалось по "возвращении в Мурманск дать обстоятельные ответы. Поскольку в нашу делегацию входили в основном работники механического цеха: токарь тов. Круглов, шлифовщик тов. Запла­ той, поэтому главное внимание мы уделили этому же цеху и на Кандалакшском заводе. Все же в первые дни мы побывали в сле­ сарном, литейном, котельном и других цехах. Особенно нам понравилось, как на Кандалакшском заводе борют­ ся с проявлением бесхозяйствен­ ности* и расточительства. Там со­ здана постоянная рейдовая брига­ да из рабочих и инженерно-тех­ нических работников. Два раза в месяц она обходит цехи и обо всех замеченных недостатках сообщает начальникам цехов, причем им дается строго определенное время для их устранения. Если после этого все остается по-прежнему, то соответствующего начальника цеха вызывают на совместное за­ седание рейдовой бригады й ад­ министрации завода. В кузнечном цехе наше внима­ ние привлекла циркульная пила для резки стали до 120 милли­ метров. Такой, к сожалению, v нас еще нет. А ведь если бы и у нас установить подобный станок, то это дало бы около 15 процен­ тов экономии металла на каждой детали, меньше уходило бы вре­ мени на кк обработку. В каждом цехе у них есть раз­ даточная инструментальная кла­ довая. Изготовление инструмента и новых приспособлений произво­ дится специальным цехом по чер­ тежам. Большое значение для внедрения новой технологии » пе­ редовых приемов труда имеет су­ ществующая на Кандалакшском заводе технологическая лаборато­ рия. Поле деятельности у нее об­ ширное. Она осваивает новую продукцию, проверяет, соответст­ вуют ли новые конструкции усло­ виям работы, следит за внедрени­ ем рационализаторских предло­ жений. В настоящее время лабо­ ратория работает над приспособ­ лением для притирки клапанов. Большой интерес для нашего завода представляют станок для доводки резцов собственного из­ готовления и станок для заточки лерок, а также штампы для не­ которых деталей. Мурманские су­ доремонтники подробно ознакоми­ лись со всеми этими но-вшеетвами и привезли с собой их чертежи. Семь дней, проведенные груп­ пой судоремонтников на Канда­ лакшском механическом заводе, дали нам много новых впечатле­ ний. Уже составлен подробный отчет о поездке, который изуча-, ется специалистами завода. Мы приложим все силы к тому, чтобы все новое и ценное, увиденное на-1 ми в Кандалакше, было примене­ но и у нас Это поможет быстрее и с более высоким качеством ре­ монтировать промысловые кораб­ ли. П. ГУРЛЕВ , начальник механического цеха судоремонтного з аво ­ да , руководитель делегации. 25; апреля 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz