Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель
s: Л Н И — родные братья. Оба " еще совсем молодые. Ст ар ший, Вениамин, родился в 1937 году, Анатолий еше ни разу не пользовался бритвенным прибо ром. И тот и другой — члены Ленинского комсомола. Окончили по десять классов и перед ними встал вопрос: чем заниматься, по какому путл идти в жмзнь? В том районе, где они жили, была лишь одна артель, кото рая занималась сбором яблок и овощей. Нет, это не то, не по ду ше работа! Хотелось молодым людям настоящего дела. — Поедем-ка, Толя, . в З ап о лярье, — предложил как-то стар ший, — там, в Мурманске , гово рят, есть большие мореходные училища. — А если не примут? •— Рискнем! Сборы были недолги: один че модан на двоих, 300 рублей в карман Вениамину и — прощай, родной край! В мореходку романтиков не приняли: не хватало производ ственного стажа . Бродили братья по городу в раздумье. С залнва то и дело доносились гудки... Мо ре... корабли.. . штормы. : : Как это все, наверное, интересно! — Знаешь , что, Веня, пойдем плавать? — Как плавать? А учеба? — Поступим матросами, а по том видно будет. — С десятилеткой? — А что? Нынче все матросы с десятилеткой. — Ну уж не то, чтобы и все, а вообше-то ты, Толя, - пожалуй, , прав. Решено — сделано. Вениамина и Анатолия отдел кадров напра вил на один и тот же траулер с лирическим названием — «Чай ка». В каюте, куда привел старпом братьев, сидел парень. Он был очень молод, но старался дер жаться с достоинством. — Новички, стало быть? — Да. . . решили поплавать. . . Только вот получится ли что.... — Оно, конечно, верно, море слабых не любит Ему подай на стоящих парней. Впрочем, не от чаивайтесь. Я тоже во время оно был молодым (?) и начинал все с азов. Будем знакомы: матрос пер вого класса Валентин Подкин. (Слова «первого класса» он про изнес подчеркнуто) . — Анатолий Чумиченко; — Вениамин Чумиченко, — от рекомендовались новички. — Ого, вы всей семьей? — уди вился матрос первого класса. Он оказался хорошим парнем. Впрочем, плохих людей на судне почти не было. В тот же день Подкик показал братьям пром- вооруженне, рассказал, что к че му. «А тралеи наш, между про чим, отстающий. Рыбу плохо л о вим. Это серьезно бьет и по на строению и по карману , — гово рил «бывалый» моря-к. — Живем скучно. Культурным отдыхом не занимаемся. . .» С ТАРШИЙ механик средне го траулера № Л Нико лай Алексеевич Кононов рабо тает в «Мурмансельди» с 1951 года, а вообще на кораблях 38 лет. Николай Алексеевич — опытный специалист. На этом среднем траулере он тре тий год. Осенью прошлого года возглавляемая им машинная команда приняла обязательст во — ухаживать за механизма ми так, чтобы «отодвинуть» на чало среднего ремонта на год Этого механики св о им трудом сейчас и добиваются. На снимке: старший механик Николай Алексеевич КОНО НОВ. с: с; К; К о л л е к т и в м ур манского тралового флота соревнуется с ар хангельскими рыбаками. Корабли обоих флотов промышляют в одних и тех же районах. Обмени ваясь передовым опытом работы, мурманчане и ар хангельцы добьются но вых успехов в выполнении государственных планов и социалистических обяза тельств. •< ДЛЯ ознакомления с работой ^ архангельских рыбаков я целый рейс пробыл на архангель ском траулере «Пинагор». В пер вую очередь мне бросилась в гла за оперативность в работе наших соседей. Уже в 7 часов/утра, на так называемой летучке по радио, экипажи архангельских кораблей советуются друг с другом, сооб щают свои курсы, глубины, на которых тралируют. уловы, дают пеленг. В общем с утра они уже пристраиваются к облову кон центраций и имеют зачастую хо рошие уловы рыбы. Затем архангельские промысле- У архангельцев есть ч ему п о у ч и т ь с я Приехали братья на Север • • • — Как же так? — Это, брат, не артель по заго товке яблок, а корабль, море. Тут главное — работа. Да , верно, море, работа, — согласились братья. — А трудно стей мы не боимся. Приехали сю да не ради денег. — Понимаю: вами руководили передовые мысли, так сказать , энтузиазм. Похвально, братья, похвально! — подыскивал слова Подкин. Потекли трудовые будни. Пер вое время Вениамин и Анатолий забыли о романтике. Поэзия для mix превратилась в суровую про зу. Приходили братья с вахты усталые. Болели рук-и. Спалось плохо. Покачаешься на койке, и снова на палубу. Рыба , рыба без конца. Каждый день одно и то же. Так и не заметили комсомоль цы, в какой именно период они влюбились в море, в свой новый трудовой путь. Поначалу дядя Миша — стар ший мастер по обработке рыбы Смирнов — частенько упрекал Ве ниамина и Анатолия за нерасто ропность при спуске и подъеме трала , за небрежную шкерку и по- дачу рыбы. Но замечания эти ста новились все реже и реже. Стало быть, мастерство росло, старание братьев даром не пропадало. И когда Вениамин на комсо мольском собрании покритиковал некоторых матросов за недостатки в работе, внес ряд дельных пред ложений, это уже не было неожи данностью для моряков. — Под лежачий камень вода не течет! — горячились братья. — Нужно улучшить поиски рыбы, наладить соревнование, навести порядок в обработке рыбы... Все это можно. А то жалуемся на пло хие заработки, а виноваты в этом сами же. Кто за нас будет что-то делать? И массовую работу, и культурный досуг можно наладить — все в наших силах. — А ведь правильно говорят юнцы, — соглашались члены эки пажа , — судно у нас хорошее, все зависит от нас... А некоторые, как иногда водит ся, на растущих парней смотрели с некоторой дружелюбной з ави стью. . ..Хорошим человеком считается на «Чайке» секретарь комсомоль ской организации, старший меха ник Валентин Кондратьев. Инте ресуется искусством, фотоделом, имеет личную библиотеку, а са мое главное — дело свое до тонкости знает. По его ини циативе машинная команда вклю чилась в соревнование за пра во называться коллективом ком мунистического труда . Братьям понравился этот жизнерадостный моряк. Ему они тоже понрави лись. «На такой актив, пожалуй, опереться можно — не подведут, — решил Кондратьев, — если их включить в общественную жизнь». На собрании Вениамина избра ли «комсомольским постом» вто рой вахты, а Анатолию это дело поручили на первой вахте. И юноши добросовестно отно сятся к выполнению поручений. Они следят за порядком на палу бе. Ни одна рыбная голова, ни од.и*н кусочек тресковой печени те перь не идет за борт. Все пуска ется в дело. И качество обработки заметно улучшилось. С помощью мастера по добыче рыбы наладили соревнование вахт з а сокращение времени на подъем и спуск трала. И если раньше мат росы возились с тралом по 50 мм- нут <и более, сейчас на спуск и подъем его уходит 30—35 минут. Вот из таких-то мелочей посте пенно росли успехи, укреплялись экономические показатели в рабо те коллектива траулера в целом, креп бюджет каждого моряка. • ...На траулере улучшилась и культурная жизнь. Но это случи лось лишь гогда, когда все ком сомольцы взялись за работу с огоньком. Перво-наперво дали всем поручения. Одному — спорт, другому — коллективные читки, третьему — шахматные турниры. Братьям, потому как они с де сятилеткой, дали поручения по труднее: Вениамину — политбесе- ды, Анатолию — культпоходы. В последнем рейсе Вениамин подго товил л провел беседу «Сельское хозяйство страны в семилетке». Слушали члены экипажа его с ин тересом. Никто не пожалел и о посещении во время стоянки м\ - зея Северного флота. Экскурсию туда организовал Анатолий... ...Так и ходят Вениамин и Ана толий Чумиченко на траулере «Чайка» уже, почитай, целый год. И не думают расставаться с мо рем, с кораблем. Правда , осенью онм собираются поступить на з а очное отделение Высшего мореход ного училища. Ну, что ж! Будут парни штурманами неплохими, на до полагать. . . .Приехали братья на Север, поступили в тралфлог , и не ж а л е ют. Здесь они добьются всего, о чем когда-то мечтали. В. ВЛАДИМИРОВ . вики участвуют в общефлотском радиосовещании, которое прово дится в 17 часов. А в 10 часов вечера они снова проводят между собой короткое совещание по ра дио, дают друг другу радиопелен ги. Отрадно отметить еще и то. что на архангельских судах нет теку чести кадров, чего нельзя сказать о наших кораблях. Так, например, на траулере «Пинагор» не только командный, но и рядовой состав в основном плавает по 5—6 лет. И, конечноГ люди сработались, хорошо освоили дело, четко и бы стро выполняют свои обязанно сти. Среди членов палубной команды практикуется взаимоза меняемость. Это способствует по вышению производительности труда. Полторы тонны рыбы у них обрабатывается обычно без под- вахты. Причем во время обиль ных подъемов на помощь шкер- щикам матросы и все свободные от вахты члены экипажа выхо дят, не ожидая вызова. Особое внимание уделяют ар хангельцы правильному вооруже нию орудий лова и работе с ними. Промышляют они 25-метровым тралом конструкции тов. Михова. Нижняя подбора трала у них пе ревооружается редко. По центру подборы обычно ставится пять и по крыльям по три 500-милли метровых бобинца. Груз на подбо ре ставится также постоянный. Одним тралом от работают до двух суток- Затем переходят «а трал другого борта, а тот ремон тируют. Есть у них всегда в запа се полностью оборудованный за пасной центральный грунтроп. При больших повреждениях о р у д и й лова команда быстро ставит его взамен поврежденного, эко номит промысловое время за счет этого. Ка корабли Мурманского тра* лового Флота отделом снабжения выдаются готовые, стандаргньш кабели. Архангельским же про мысловикам приходится самш сращивать и кабели, и грунтро- пы, и весь такелаж. И они успеш но и высококачественно выполня ют эти работы, не считаясь со временем. Экипажи судов Архангельского тралового флота ведут промысел при 6— 7-балльном ветре. II dh такой погоде судоводители особен но тщательно следят за оборотами винта, чтобы давать нужную ско* рость кораблю. Так, например, когда корабль идет носом на вол ну, дается 90—92 оборота вин та, а когда судно идет по волнам или лагом — до 78 оборотов. Положительно в работе архан гельских рыбаков и то, что они довели суточный режим траления на хороших грунтах до 18—20 часов. А это объясняется тем. что все члены экипажа в совершен стве изучили орудия лова, четко и быстро производят все опера ции с ними, экономя ценное про мысловое время. В чинке трала у mix участвуют все члены палуб ной команды, что также позволя ет избегать простоев, делать лиш ние траления. . Обмен опытом работы между архангельскими и мурманскими рыбаками — полезное и нужное дело. Надо и впредь нашим про мысловикам бывать на кораблях Архангельского флота, перени мать от них все лучшее и нобЬе. Это будет способствовать повыше нию уловов рыбы, досрочному вы полнению плана первого года се милетки. А. КОКШАРОВ , старший мастер-наставник Мурманского тралового флота. Отвечая на 23 вопроса... Заботливый специалист В конце марта группа работнк*- ков судоремонтного завода управ ления рыбной промышленности побывала на Кандалакшском ме ханическом заводе. Цель этой по ездки — познакомиться с рабо той смежного предприятия, пере нять все новое и ценное, что име ется у кандалакшцев в техно логических процессах и организа ции труда. Делегатки наших су доремонтников заранее был вру чен список, включавший 23 воп роса, на которые требовалось по "возвращении в Мурманск дать обстоятельные ответы. Поскольку в нашу делегацию входили в основном работники механического цеха: токарь тов. Круглов, шлифовщик тов. Запла той, поэтому главное внимание мы уделили этому же цеху и на Кандалакшском заводе. Все же в первые дни мы побывали в сле сарном, литейном, котельном и других цехах. Особенно нам понравилось, как на Кандалакшском заводе борют ся с проявлением бесхозяйствен ности* и расточительства. Там со здана постоянная рейдовая брига да из рабочих и инженерно-тех нических работников. Два раза в месяц она обходит цехи и обо всех замеченных недостатках сообщает начальникам цехов, причем им дается строго определенное время для их устранения. Если после этого все остается по-прежнему, то соответствующего начальника цеха вызывают на совместное за седание рейдовой бригады й ад министрации завода. В кузнечном цехе наше внима ние привлекла циркульная пила для резки стали до 120 милли метров. Такой, к сожалению, v нас еще нет. А ведь если бы и у нас установить подобный станок, то это дало бы около 15 процен тов экономии металла на каждой детали, меньше уходило бы вре мени на кк обработку. В каждом цехе у них есть раз даточная инструментальная кла довая. Изготовление инструмента и новых приспособлений произво дится специальным цехом по чер тежам. Большое значение для внедрения новой технологии » пе редовых приемов труда имеет су ществующая на Кандалакшском заводе технологическая лаборато рия. Поле деятельности у нее об ширное. Она осваивает новую продукцию, проверяет, соответст вуют ли новые конструкции усло виям работы, следит за внедрени ем рационализаторских предло жений. В настоящее время лабо ратория работает над приспособ лением для притирки клапанов. Большой интерес для нашего завода представляют станок для доводки резцов собственного из готовления и станок для заточки лерок, а также штампы для не которых деталей. Мурманские су доремонтники подробно ознакоми лись со всеми этими но-вшеетвами и привезли с собой их чертежи. Семь дней, проведенные груп пой судоремонтников на Канда лакшском механическом заводе, дали нам много новых впечатле ний. Уже составлен подробный отчет о поездке, который изуча-, ется специалистами завода. Мы приложим все силы к тому, чтобы все новое и ценное, увиденное на-1 ми в Кандалакше, было примене но и у нас Это поможет быстрее и с более высоким качеством ре монтировать промысловые кораб ли. П. ГУРЛЕВ , начальник механического цеха судоремонтного з аво да , руководитель делегации. 25; апреля 1959 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz