Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель
w m J О ы п о л н и Слово свое держим свято РАБОТАЮТ ИНИЦИАТОРЫ СОРЕВНОВАНИЯ штвт хъттшваяш т в Ы ПОМIIНТК. товарищи», об становку в стране в конце прошлого и начале этого годов. Ве-сь советский народ готовил ся достойно встретить XX I съезд Коммунистической партии Совет ского Союза. Готовился к этому выдающемуся событию в жизни партии и государства к* наш эки паж. 1 января этого года мы верну лись в порт с грузом рыбы 158 тонн, из них 110 тонн свежья. Эго был трудоиой успех, одержав который, наша команда решила выступить инициатором социали стического соревнования среди моряков кораблей бортового тра- ленм за досрочное выполнение клана добычи рыбы в псовом году семилетки. Мы взяли обязательство ко дню открытия съезда партии вы полнить январский план. Сделать в 1959 году 14 промысловых рей сов. добыть и обработать 12 ты сяч центнеров рыбы. Дать сверх плановой прибыли 400 тысяч • рублей. Принятие этого социали стического обязательства и обра щения ко всем морякам с призы вом последовать нашему примеру подняло не только настроение мо ряков, но и их ответственность перед Родиной. Каждый понимал, что раз дано слово — надо его выполнять, выполнять настойчи во. несмотря ни на какие трудно сти. Л трудностей было немало. Та кой тяжелой обстановки, какая сложилась в первом квартале это го года, особенно в январе, мы давно не помним. Впервые при шлось ловить рыбу в ледяных нолях, а обрабатывать ее в тре скучие морозы. Чтобы предохра нить себя от обморажившия. на ши матросы выходили на вахту предварительно обмотав лица по лотенцами. Сколько раз я посылал людей поочередно идти погреть ся в каюту или столовую, но ни один моряк ни разу не noKsviy.i своего трудового поста. Лкпи про являли настоящий трудовой геро изм. борясь за выполнение плана в социалистического обязательст ва. Благодаря этому массовому ге- □ Д . И . Ш ай танов , капи тан □ роизму моряков корабля мы не только досрочно завершили январ ский план, но и дали» стране ры бы в два раза больше, чем нам планировалось. В Феврале не было ледяных по лей, зато весь месяц свирепство вали штормы. Штормовым оказал ся и март. Пришлось приспосаб ливаться к промыслу в условиях штормовой погоды. Свой труд в море мы организовали так, что использовали каждый час мало- мальски спокойной погоды для тралирован»>я. а когда волнение моря усиливалось до .7 и больше баллов, ложились в дрейф и чи- нили орудия лова, чтобы они все гда были в полной готовности. Облавливая концентрации оку ня на Копытовской банке в пос леднем рейсе, мы также первое траление делали только в 5 часов утра, а ночью, когда окунь не ловился, занимались чинкой тра ла. В этом районе наш экипаж за 12 суток выловил 107 тонн ры бы. Много внимания уделяем мы и вопросам экономики. Я лично всегда г* всюду учу моряков бе режному. экономному расходова нию не только льда, воды и соли, но и промыслового снаряжения. В прошлую междурейсовую сто янку. например, нам приложили сдать в утиль старые, пришедшие в негодность ваеры. Мы могли их выбросить на причал целиком, но, поразмыслг«в. решили выкро ить из них три пары кабелей. Это дало нам возможность целиком со хранить новую пару кабелей и не выписывать их во время этой стоянки в порту. Не выписываем мы сейчас и ни одной скотской шкуры, ни од ного трала, ни одного мешка, да же кухтылей и боГмяцев. И если в среднем за квартал нам удалось снизить стоимость каждого цент нера рыбы на 8 рублей, то в ап реле выловленная нами рыба бу дет еще дешевле. Мне хочется сказать несколько горьких слов в адрес начальника планового отдела тов. ФеоФи- латьева. Неправильно в его от деле оценивают труд моряков, их борьбу за экономию и бережли вость. Мы, например, за первый к вартал сэкономили промыеловою вооружения на 12 тысяч 300 рублей, а по данным планового отдела почему-то получался пере расход 1500 рублей. Затраты экипажей надо считать но количе ству выловленной .им рыбы, а не потому, сколько ему планирова лись израсходовать материалов, топлива, соли, льда, и т. д. на квартал. Стремясь внести свой вклад в выполнение обязательства, приня того рыбаками Мурчана на 1959 год. наш коллектив, подсчитав c b o i > резервы и возможности, ре шил семилетний план по вылову рыбы и выработке рыбных про дуктов выполнить за 5 лет. Этого мы будем добиваться за счет по вышения производительности тру да моряков, за счет удлинения сроков нахождения корабля на лову, экономии во всем. В скором будущем наше судно будет постав лено в ремонт на переоборудова ние для работы с твердого топли- ва на жидкое. Если в настоящее время мы находимся в море без пополнения 17 суток, то после переоборудования будем промыш лять до 45 суток. Свое обязательство перед Роди ной наш экипаж выполняет хоро шо. Только за квартал мы дали 394 тысячи рублей чистой прибы ли. Будем и впредь работать так, чтобы оправдать почетное звание инициаторов соревнования. Судовая кузница кадров О том. как на нашем корабле используется судовая техника, лучше всего говорит такой Факт: аа три года умелой эксплуатации траулера мы не сдавали в ремонт h i завод ни одного вспомогатель ного механизма. Все. что можно, мы стараемся ремонтировать сво ими силами. По годовому обязательству мы должны отработать на ремонте ме ханизмов 1400 часов. А только за первый кваотал мы выполнили» различных работ почти на 500 часов. Для профилактики двига телей и главной машины мы ис пользуем ш т о р м о в у ю погоду. II хотя трудно в условиях невероят ной качки заниматься ремонтом, все же mi,! пытаемся сделать многое своими силами», чтобы не сдавать заказа на завод. Это, ко нечно. во многом сокращает наши междурейсовые стоянки. Грамотно эксплуатируем мы су довую технику и потому, что у нас подобрался хороший, друж ный. умелый коллектив машин ной команды. Кого ни возьми — П А . В . К и р и н , старш ий механин □ щт всяк хорош! Наш машинист рыбо- мучпон установки Павел Василь евич Савинов — мастер на все руки. Он и слесарь, н станочник. В море он изготовил штуцеры, установил детандер для обогрева барабанов. А эта работа, прямо скажу, заводского характера. Ко чегар Леонид Александрович Су лоев — оиыгпыи м 1 <т *р огня и хороший учитель новичков. У нас многие кочегары подготовлены Сулоевым из угольщиков. Стар ший машинист Василий Михайло вич Молнер — передовик труда — выучен из матросов. Он много работал по ремонту, сдал техми нимум и сейчас способен самосто ятельно нести вахту за механика. Друюй старший машинист Фе дор Яковлевич Сметании сейчас иод руководством тов. Савинова обучается на судне токарному де лу. А сам Савинов в одном из рейсов замещал третьего механг*- ка. Вчерашний матрос Иван Са- зоноиич Литвинов работает маши нистом второго класса. Умелая подготовка кадров на корабле позвотяет нам не только обходиться без помощи отдела кадров, но лучше использовать судовую технику, экономно рас ходовать топливо, воду, смазоч ные материалы. За квартал мы сэкономили государству более 28 тысяч рублей. Знать дело, любить его □ ' Л . А. Сулоев, ночегар первого нласса. □ Кочегаром я работаю на судах 9 лет. З а это время не то.гько хо рошо освоил свою специальность , но и по-моряцки полюбил ее. Л ю бить дело — эго важнейшее усло вие успеха в труде. То л ьк о за по следние три года на «Шексне» я вы у чи л ия угольщиков 12 кочега- ров. Все они стали мастерами огня. Расскажу коротко о своем опыте . Большое дело — уметь применить ся к углю . И е всегда он бывает оди наков. Уголь с большим про центом зольности я забрасываю о топку почаще, но не больше, чем по 7 — 8 лопат. Уголь получше забрасываю большими порциями, чтобы дольше горел. Инструмент всегда содержу за правленным. Таким и работать лег че ы производительность труда вы ше. Банение дымогарных трубок провожу регулярно по 2— 3 раза за рейс. Слежу за тем, чтобы в ог невой камере не скапливалось мно го золы . Это позволяет обеспечить лучшее сгорание угля , легче дер жать пар «на марке». Д л я экономии топлива стараюсь лучше прожигать уголь.- Со шлаком за борт у нас ни один уголек не уходит. Соблюдение прави гьного режи ма сжигания уигя, бережное к нему отношение во время бункеровки и при забросах в топки помогает нам экономить топливо. И в том, что экипаж дал почти 395 тысяч р уб лей прибыли государству, есть и наша кочегарская заслуга. Э к и п а ж траулера «Ш енсна» — инициатор социалистического соревнования среди моряиов иораблей бортового траления за до срочное выполнение плана первого года семилетии. Вы ступив с при зывом преодолеть отставание флота, моряии этого траулера поиазы - вают достойный пример того, к а к надо держать слово, даннсе Ро дине. Тольио из последнего рейса моряии «Ш еисны » доставили в порт 1 4 7 центнеров рыбы, завершив план четырех месяцев. На этом корабле умело борются не только за высокие уловы, но и за то, чтобы иаждый центнер рыбы обходился государству де шевле. Н а днях в редаиции газеты «Рыбный М урм ан» состоялась встреча с эиипаж ем передового на флоте норабля. На этих с трани цах мы помещаем рассказы моряков об опыте их работы, о том, и а к они держат слово, данное Родине. Только цифры! 394.100 рублей — чистая прибыль государст ву, которую дали за первый квартал моряки траулера «Шексна» . 89.700 рублей — это прибыль только от од ного последнего рейса. 28.600 рублей моряки сэкономили на топли ве, воде и смазочных материалах. 12.300 рублей — экономия по промысловому вооружению. 5.900 рублей — экономия по междурейсовым и транспортным расходам. 3.900 рублей — экономия, полученная путем бережного отношения к судовому инвентарю. 3.600 рублей сэкономлено благодаря хо зяйскому расходованию льда. 1.300 рублей сэкономлено на соли. Себестоимость каждого центнера рыбы, до бытого моряками траулера «Шексна» в первом квартале, снижена на 8 рублей 54 копейки. I 1 Один— за всех, все— за одного □ П . В . Савинов, машинист рыбомучной установии □ Д л я того, чтобы изготовить од н у тонну рыбной муки, нужно иметь 10 тонн рыбьих голов и раз личного прилова. Поэтому очень важно, чтобы ничто не уходило за борт. Когда я начал работать л<а- шинистом рыбомучной установки, прежде всего переделал загради тельные решетки возле лебедки- Сделал их выше и чагце. Теперь каждая рыбья голова задержива ется в ящике. Ио мало изготовить хорошую рыбную муку — надо сделать так, чтобы на ее производство ушло меньше пара, чтобы сам процесс проходил нормально. Если , напри мер, своевременно не менять крон штейны и лопатки, которые пере мешивают муку в барабане, зазор между лопатками и сУенкой бара бана увеличивается. Увеличивает ся и время сушки муки. Отсюда лишний расход пара, а, значит, и топлива, электроэнергии. Н е даю и образовываться корке на барабане. Д л я этого, когда пе репускаю муку и з верхнего бара бана в нижний, прикрываю пар• Тогда мука к стенкам не пристает. А образование корки обычно в полтора раза увеличивает время сушки муки. На нашем корабле легко рабо тать потому, что каждый матрос не только старается сохранить все от ходы обработки, но и поможет мне смыть рыбьи головы к решеткам. Получается так, что все — за од ного, один — за всех. ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ п С. П . Гребелкин, матрос первого нласса □ ^ОХРАНЕНИЕ высокого каче ства рыбопродукт»! — очень важный показатель дея тельности коллектива. Поэтому правильной обработке и хране нию рыбы на нашем корабле уде ляется особое внимание. II не зря говорят: «Мало выловить рыбу — надо ее сохранить». Я, мои помощники Дмитрий Воронков и Миха IV ! Деревлев, а также командование корабля, сле дим за правильностью обработки улова. Очень важно, чтобы при обезглавливании рыбы не оголя лись ее плечевые кости, не до пускались проколы при шкерке трески и окуня. Мели в брюшной полости, да и на поверхности рыбы останутся сгустки крови и остатки внутрен ностей. то она быстрее поддается порче. Поэтому ее нужно тщатель-. но промывать. Для этой цели у нас сделано своеобразное приспо собление. К мойке поставлена трубка с отверстиями, к которой подведен шланг. Пол большим на пором вода. идущая из шланга че рез отверстия в трубке, успева ет обмывать каждую рыбину го всех сторон перед тем, как она попадаем в. трюм. Когда начинаем брать рыбу под свежье, то после подъема ее .шш ш ш ж Ш на борт не даем ей долго залеЖ4>- ваться на палубе. Иначе она мнется, теряет свой вид и каче ство. В трюме свежая рыба уклады вается на чердачные площадки. Каждую рыбину кладем брюшком вниз, чтобы из брюшной полости стекала вода. Слой рыбы засыпа ем мелкодробленым льдом. Уже со следующего рейса, в связи с по теплением. у нас будет использо ваться рефрижераторная установ ка для поддержания нужной тем пературы в трюме. Соленую рыбу берем на две горизонтальные площадки. Круп ная треска, кроме засыпки соли, в брюшную полость, тщатель но натирается солью, а окунь пе ресыпается ею по рядам. Взятые под соль треска и окунь уклады ваются брюшками вверх, чтобы сохранить в брюшной полости об разовавшийся тузлук. НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ Я на «Шексне» не новичок — плаваю два года. Особенно броса ется в глаза на корабле сплочен ность, работоспособность и дружба коллектива. Важно еще здесь и то. что любой старый промысло вик, хороню знающий свое дело, охотно делится опытом работы с молодежью. И не случайно, на судне широко практикуется вза имозаменяемость — моряки осво или смежные специальности. А это повышает производительность труда, положительно сказывается на работе. Обязанности матроса первого класса разнообразны. При спуске трала, например, я стараюсь как можно быстрее соединить шкен тель носовой траловой доски с ва- ероч и отдать доску с цепки. Яго ответственное дело. Надо следить, чтобы не заело чекели в ролшах или в щеку ролика не заскочил кабель. А то у нас был такой слу- □ А . И . Коиорнн , старш ий мастер по обработке рыбы □ чай. Матрос Литвинов во время спуска орудий лова недосмотрел за кабелем, и тот попал в щеку кормового подвесного ролика. Чтобы достать кабель, пришлось затратить 25— 30 минут. Было потеряно ценное промысловое время, да и кабель чуть не вы шел из строя. От матросов зависит быстрота уборки уловов. И это мы хорошо понимаем. Если видим, что на борт поднято более двух тонн ры бы, то. не ожидая вызова, сами выходим на подвахту. Шкерочные ножи у нас всегда отточены зара нее, чтобы в процессе работы не терять время на их точку. Каж дая вахта на корабле обязалась без посторонней помощи разделы вать за 3 часа 2 тонны трески или тонну окуня. II, надо ска зать, что с этой задачей справля емся. Подтверждением может слу жить наш последний рейс, ко ко торого доставлено в норт 147 Тонн рыбы, в основном окуня. Особенно хорошо работают мат росы Борис Никитин, Юрий Сер геев, Виктор Сметанин и другие. За нами, матросами, дело не станет. Мы всегда будем на пе реднем крае борьбы за выполне ние ответственного обязательства. Трал— основное орудие промыс ла. И от правильной работы с ним еависит успех на лову. Мы уже четвертый год промышляем 25-* метровым квартропным тралом. Вооружается он у нас на всех грунтах и на любых глубинах оди наково. По центру нижней подбо ры ставится пять 500-миллимет ровых бобннцев. На каждый из них дается груз в 16 килограммов и две резиновых прокладки. Па крыльях набивается по четыре 400-миллиметровых бобинца. Груз же здесь распределяется так : восьмикилограммовая чушка крепится в конусе грунтропа к» та кая же чушка — в середине грунтропа. Кроме того, на рассто янии каждого метра ставятся пя тикилограммовые цепки. Экипажи многих кораблей утя желяют или облегчают ниж.нюю подбору в зависимости от грун товых условий. Мы же этого не делаем и никогда не остаемся в пролове. Несколько видоизменен у нае, по сравнению с обычным, трало вый мешок. По инициативе на шего старшего мастера по добыче Александра Яковлевича Замарина полукуток размером 7,4 метра сшит для прочности из капроно вой сети. К нему прикреплен ру кав \:в обычных смоляных сетей размером Я ,0 метра. Таким обра зом, траловый мешок у нас ра вен К ) метрам, на 4 метра боль ше, чем обычный, который изго тавливают в тралово-такелажной мастерской. Увеличенный трало вый мешок облегчает работу, осо бенно при подъеме улова. Он не дает переходить рыбе из двухряд ного мешка в однорядный. Поэто му нам не нужно во время выбор ки сетей подбирать вручную од норядный мешок, а можно сразу же брать его патентом, не затра чивая лишнее время. Расположение кухтылей на орудиях лова у нас также не сколько иное. На центр верхней подборы вяжем их 20 штук, а на крыльях — по 12. Чтобы полуку ток не волочился по морскому дну г* не подтирался о камни, мы под шиваем 8 кухтылей внутрь его и по 6 кухтылей по топенантам. Для этой же цели под низ полу- кутка подводятся 3— 4 скотских шкуры, а ^повыше шкур — два фартука из старых сетей. Есть у нас и такое новшество. Для сохранения от порывов ниж них крыльев мы по сборочной вя жем 6 кухтылей: 4 — на верхнее крыло и 2 — на нижнее. Без этих кухтылей во время траления сети западают за бобинцы и* ча- наше орудие лова □ М . Д . Герасимович, мастер по добыче рыбы □ сто рвутся. Кухтыли же поднима ют крылья и не дают провисать сетям, сохраняя их от поврежде ний. Мы, мастера по добыче, дер жим тесный контакт с судоводи телями. При спуске и подъеме трала они нам обеспечивают тре буемый ход корабля, ставят суд но так, как нам лучше работать. Например, во время подъема ору дий лова при 5— 6-балльном вет ре после того, как подходят к бор ту клячевки, траулер ставится кормой на ветер, а вахтенный помощник капитана сам регулиру ет ход, с помощью руля маневри рует кораблем в зависимости от ветра и морских течений. Люди у нас опытные, хорошо _ V:: ■ к - знают свои обязанности при рабо те с орудиями лова. Поэтому спуск и подъем трала осуществ ляется обычно за 3 6— 38 минут, при норме 45. Траловый мешок у нас капро новый, надежный, так что мы поднимаем за один подъем на борт до 1 ,5— 2 тонн, не прибегая к дележкам, экономя при этом по несколько минут ценного промыс лового времени. Кольца у трало вого мешка не перевязываем. А чтобы не уходила рыба через узел, в него вшит клапан, кото рый при натяжении сетей ложит ся на кольца и закрывает узел. Здесь также экономится несколь ко минут, так как сразу же после высыпки ры'"ы на rm v6 v матрос завязывает гайтян. и трал снова готов к спуску в воду. Команда корабля старается. чтобы трал находился в воде как можно дольше. Поэтому на хоро ших грунтах, особенно при незна чительной сырьевой базе, мы тра- лируем до трех часов и суточный режим траления доводим до I S I S часов. Кабели удлшяем в за висимости от глубин и грунтов. На малых глубинах, чтобы не провисали и не рвались сети, ка бели укорачиваем. На промысле же окуня, который держится на больших глубинах, ставим кабе ли до 80 метров. Это обеспечива ет большее раскрытие трала и увеличивает его уловистость. На судне организован тщатель ный уход за орудиями лова. На переходах всегда тщателыю. про веряются тралы, грунтропы, лап ки досок, кабели, промеряются ваера. сразу же устраняются ма лейшие неисправности. Для чич- ки сетей используются вставки, вырезанные из старых тралов. В чинке орудий лова у нас уча ствуют почти все члены палубной команды. А это очень важно, осо бенно при работе на каменистых и задевистых грунтах, когда се ти часто приходят из воды пов режденными. В совершенстве освоили трал матросы тт. Смета нин, Никитин, Гребелкин, Серге ев и другие. Вновь поставленный трал обя зательно промеряется. Сверяются размеры хатлайна, голых концов, топенантов, а также правильность посадки сквера. Были случаи, когда при проверке эти размеры не совпадали. Так . например, в одном из рейсов мы обнаружили, что гуж на центре сквера оказал ся не 5 метров, как нужно по ин струкции, а 5 метров 10 санти метров. В то же время на крыле не хватало 10 сантиметров сетей. Этот дефект нами был своевремен но устранен. Если бы он остался, трал мог иметь проловы. Тралом с одного борта мы ра ботаем до тех пор, пока он не по лучит больших повреждений, ко торых нельзя быстро устранить. Так . например, в последнем рейсе тралом с правого борта мы сдела ли 84 траления, а с левого— всего 20 . Причем, тот и другой тралы находятся в хорошем состоянич, и м и будем работать и в следую щем плавании. Все это нам дает экономию сетематериалов, способ ствует рентабельной работе эки пажа. Когда не замечают недостатков... Трудовыми победами встречают моряки «Шексны» первомайский праздник. Они упорно борются за выполнение социалистического обязательства — на 20 процен тов перевыполнить государствен ный план первого года семилетки. Несомненно, что партийная ор ганизация траулера (секретарь тов. Шеремет) должна работать над закреплением достигнутых успехов, изыскивать новые резер вы производства, уп.чтнть воспи тательную работу среди личного состава, добиваясь, чтобы все чле ны коллектива были образцом в труде, повышали свою коммуни стическую сознательность. Однако в этом году в работе партийной организации появилась самоуспокоенность, здесь переста ли замечать многие недостатки, недооценивают партийно-полити- ческую работу среди экипажа. Одна из главных задах парт организации — умело использо вать имеющиеся материальные ре сурсы, бороться за повышение производительности труда и стро жайший режим экономии. Как решает эти вопросы паоторганиза ния? Без знания дела. Коммуни сты не анализируют экономиче ских показателей. В целом за пер вый квартал экипаж добился сни жения себестоимости продукции. Но есть перерасходы по текущему ремонту, по отдельным материа лам. Секретарь парторганизации тов. Шеремет не интересуется экономическими показателями, на партийных собраниях также эти вопросы не ставились, комсомоль ская организация до сего време ни не включилась в поход за тех нический прогресс, все еще соби раются на корабле создать конт рольные комсомольские посты. Запущена политическая учеба коммунистов. «Перед началом учебного года в сети партийного просвещения, — заявляет тов. Шеремет, — члены КПСС т т . Шайтанов. Мошков. Кирнк, Мас лов изъявили желание изучать историю КПСС. Но v нас на трау лере нет необходимой литературы и поэтому решенко не выполне но». Не работая над повышением политических знаний, коммуни сты не организовали по-настоя- шему пропаганду и изучение ре шений и материалов XXI съезда КПСС среди моряков. Эта важней шая работа ограничилась пока двумя— тремя беседами да собра нием. на котором моряки одобри ли решения исторического съезда партии. Дело дошло до того, что даже в кружке текущей политики, а про пагандистом там тов. Шеремет, проведено только два занятия. Лекции п доклады на корабле — редкое явление, досуг моряков организован плохо. И не случай но на передовом судне есть нару шители трудовой дисциплины, не изжито еще пьянство. Партийному комитету тралово го флота надо обратить серьезное внимание на работу партийной организации траулера «Шексна», принять меры к улучшению ее ра боты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz