Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель

Слово моряков „Мурмансельдк" твердо! ( С собрания партийно-1хозяйственного актива) СЕЛЬДЯНОЙ ФЛОТ — пере- . до.вое предприятие не толь­ ко нашего бассейна, но и всей Мурманской области. Выступив, инициаторами , социалистического соревнования среди коллективов предприятий Кольского полуостро­ ва за досрочное выполнение госу­ дарственного плана первого года семилетки, моряки сельдяного флота показывают пример многим, как надо выполнять социалисти­ ческие обязательства перед стра­ ной. Достаточно сказать, что флот не только выполнил пятимесяч­ ный план добычи сельди, но и дал сверх задания пяти месяцев 16 тысяч центнеров рыбы. Это серь­ езная трудовая победа всех про­ мысловиков флота. Но не приста­ ло советским людям довольство­ ваться достигнутым. Партия учит наш народ не кичиться успехами, а изыскивать новые резервы и возможности для дальнейшего по­ вышения производительности тру­ да, снижения себестоимости и улучшения качества продукции. Перед моряками сельдяного флота стоят серьезные задачи: не только выполнить годовой план, но и дать сверх него 85 тысяч центнеров сельди. Обязательство о сверхплановом вылове такого количества рыбы записано в Об­ ращении рыбаков Мурмана ко в.-ем работникам рыбной промыш­ ленности страны. Это налагает на промысловиков особую ответст­ венность — надо непременно сдержать слово, данное Родине. Выполнение этого обязатель­ ства будет усложнено новой рас­ становкой флота. Как известно, промысел сельди в водах Север­ ной Атлантики уже свертывается. На лову в Северном море остает­ ся минимальное количество, про­ мысловых кораблей. Основная масса судов будет на ремонте. Вся тяжесть ляжет на плечи моряков сельдяного флота в I I I и IV квар­ талах. Надо будет не только до­ срочно завершить план второго полугодия, но и выловить 85 ты­ сяч центнеров сельди сверх годо­ вого задания. Все это потребует, помимо на­ пряжения физических усилий мо­ ряков. особой четкости и опера­ тивности со стороны руководите­ лей флота как на берету, так и непосредственно на промысле. Облегчить решение столь сложной задачи может внедрение передо­ вого опыта. . На флоте есть много экипажей кораблей, которые уже завершили полугодовой плай. Капитаны сред­ них рыболовных т р а у л е р о в 438. 14, 4182, 219 , 4123, 4145 тт . Пайкачев, Бикмулин, За­ бродин, Радченко. Дидерихс, Чко- ния и многие другие умело орга­ низуют облов концентраций сель­ ди. ее обработку на судах. Эти коллективы уже имеют на своем счету от 2800 до 4200 центнеров сельди, выловленной с начала го­ да. Распространение опыта этих экипажей и капитанов является одним из весьма существенных резервов повышения вылова сель­ ди всем флотом. Другим резервом повышения производительности труда моря­ ков является укрепление трудо­ вой дисциплины. Именно поэтому проходившее на днях собрание партийно-хозяйственного актива управления «Мурмансельдь» и об­ судило доклад тов. Бородулина «О состоянии и мерах по укрепле­ нию трудовой дисциплины на су­ дах флота». Как выяснилось в процессе обсуждения доклада, трудовая дисциплина в сельдяном Флоте, но сравнению с прошлым годом, несколько улучшилась, но остается все еще неудовлетвори­ тельной в свете сегодняшних тре­ бований. — говорил Никита Сергеевич Хрущев, в докладе на XX I съезде партии, — надо уже сейчас вос­ питывать . .. человека будущего. Нужно развивать у советских лю­ дей коммунистическую нравствен­ ность, в основе которой ’лежит преданность коммунизму и непри­ миримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо обще­ ства, добровольное соблюдение ос­ новных'правил человеческого об­ щежития, товарищеская взаимо­ помощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям об­ щественного порядка». Проведенная руководством Фло­ та работа по закреплению кадров капитанов и старших механиков на средних траулерах повысила ответственность за работу экипа­ жей в целом и каждого моряка в отдельности. Меньше стало злост­ ных нарушителей трудовой и нр j- изводственной дисциплины. Но они еще на флоте есть. Это, глав­ ным образом, пьяницы, которым, как говорят, «море по колено». За личную недисциплинированность и неспособность в дальнейшем обеспечить руководство экипажа­ ми сняты капитаны Свирепнв, Бо­ рисенко, Михайловский, Беляев, Коренев, Золотовский. Вся беда в том, что некоторые капитаны умудряются пьянство­ вать не только на берегу, но и в море. Так. капитан среднего трау­ лера Л? 346 А П. Морозов пре­ вратил траулер в прогулочную яхту и стал на ней курсировать от одной плавбазы к другой за по­ сылками с водкой. Дело в том, что на флоте до последнего времени не было соз­ дано нетерпимой обстановки дтя тех. кто позорит почетное звание моряка, нарушает трудовую и производственную дисциплину, не­ честно относится к выполнению- своего служебного долга. Отдельные капитаны, вместо того, чтобы вести повседневную воспитательную работу среди чле­ нов экипажа, занимаются админи­ стрированием. Например, быв­ ший капитан Ручкин вместо того, чтобы разобраться, как следует, в причинах неправильного отноше­ ния к делу со стороны третьего штурмана тов. Якимова, не нашел ничего лучшего, как отстрапить этого молодого специалиста от ра­ боты, и заявил, что в порту он его спишет с корабля Только благо­ даря своевременному вмешатель­ ству главного капитана флота тов. Шаповалова этот штурман был спасен для флота. Капитан Руч­ кин и сам проявил вопиющую не­ дисциплинированность. заявив об отказе идти в море. За это он и был переведен в старшие помощ­ ники капитана. Есть и такие ка­ питаны. которые не пользуются предоставленными им правами, не взыскивают с пьяниц и прогуль­ щиков. Другие судоводители, бу­ дучи в порту, редко бывают Ъа кораблях, не интересуются ходом ремонта и, тем самым, показыва­ ют дурной пример подчиненным. Большое место в докладе и в выступлениях было отведено воп­ росам усиления борьбы с расточи­ телями народного добра. Приводил­ ся пример аварийщика — капита­ на среднего траулера Л 8 222 Ло­ банова. В результате посадки тра­ улера на камни Лобанов начес огромный ущерб государству — 100 тысяч рублей. Из 1,3 аварий, происшедших на флоте в этом го­ ду, 9 произошли из-за грубого нарушения Устава службы на су­ дах рыбной промышленности СССР и Правил технической экс­ плуатации промысловых судов. Докладчик и выступавшие в прениях отмечали, что на кораб­ лях флота плохо несется вахтен­ ная служба. Только в марте этого года мореной инспекцией отмече­ но 14 случаев нарушения вахтен­ ной службы. Все нарушения свя­ заны с пьянством. На среднем траулере № 220 , например, дваж­ ды в течение месяца были обна­ ружены пьяными вахтенные мат­ росы. Пьянствует здесь и старший помощник капитана Гридин. Все это говорит о то», что от­ дельные капитаны не проявляют высокой требовательности к себе и подчиненным, не занимаются воспитанием личного состава. Совсем другое дело на тех су­ дах, где каждый случай наруше­ ния трудовой дисциплины рассмат­ ривается капитаном и всеми мо­ ряками корабля, как чрезвычай­ ное происшествие. Примером для многих служит капитан среднего траулера Л? 4289 тов. Сухоруко®. Будучи сам образцом дисциплини­ рованности. он и людей воспиты­ вает в духе высокой сознательно­ сти. Поэтому на этом корабле и дисциплина отличная. Хорошо за­ нимаются воспитанием личного состава капитаны тт . Ардеев, Ва­ ганов, Чкония, Безус, Запевалов, Сыревич и другие. Они, как пра­ вило. не торопятся накладывать административные взыскания на провинившихся, не списывают людей с судна за малейшую про­ винность, а используют для вос­ питания силу коллектива. Обще­ ственные организации кораблей, которыми командуют эти капита­ ны, решают судьбу каждого мо­ ряка. О силе воздействия экипажа на нарушителей трудовой дисципли­ ны говорил на собрании и секре­ тарь комсомольской организации среднего траулера Л? 421 тов. Проничкин. На их судне второй помощник капитана Обухов и старший мастер лова Аверин за­ теяли игру в карты а затем по­ скандалили. Это нарушение кора­ бельного порядка стало предметом специального обсуждения на судо- . вом собрании. Обухов и Аверин осознали свою вину и заверили коллектив, что они оправдают до­ верие товарищей по судну хоро­ шей. самоотверженной работой. Свое слово они сдержали. Капи­ тан приказом по кораблю снял с них дисциплинарные взыскания. А решением судового комитета тов. Аверин за отличную работу занесен на судовую Доску почета. Председатель судового комите­ та, матрос среднего траулера Л? 421 тов. Доброносов потребо­ вал от руководителей партийного, базового и комсомольского коми­ тетов флота активизировать рабо­ ту инициативной группы по соз­ данию общефлотской народоой дружины по охране общественного порядка в городе. В прениях по докладу тов. Бо­ родулина выступило 10 человек: секретарь комсомольской органи­ зации среднего траулера Л? 438 тов. Михайлов, морской инспек­ тор тов. Герович, секретарь пар­ тийной организации среднего тра­ улера Л? 682 тов. Черненко, ка­ питан среднего траулера У: 4289 тов. Сухоруков, рыбообработчик плавбазы «Памяти Кирова» гов. Рыбаков и другие. В работе собрания партийно­ хозяйственного актива сельдяного флота приняли участие секретарь городского комитета партии тов. Родин и заместитель начальника управления рыбной промышлен­ ности совнархоза тов. Киреев. По обсужденному вопросу принята развернутое постановление, направленное на дальнейшее укрепление трудовой и производствен­ ной дисциплины среди моряиов и на безусловное выполнение годо­ вого плана добычи рыбы и социалистического обязательства, запи­ санного в Обращении рыбанов Мурмана ко всем промысловикам Со- «Чтобы придти к коммунизму, ветскеге Союза. . . . . - . . . . . . ...............- Экипаж среднего траулера «N? 4182 — в числе лучших на сель-* дяном флоте. На снимке: передовые моряки этого корабля (слева направо) секретарь комсомольской организации старший мастер лова тов. НОВИКОВ и председатель судового комитета профсоюза матрос тов. ХАРАБРОВ. Устранить недостатки на окуневом промысле С конца февраля экипажи су­ дов тралового Флота начали лов окуня. Промысел этой ценной ры­ бы сыграл и еще сыграет значи­ тельную роль в выполнении пла­ на добычи рыбы. Однако имею­ щаяся сырьевая база использует­ ся флотом далеко не полностью. Вылов рыбы был бы значительно выше при немедленной ликвида­ ции ряда существенных недо­ статков. В мартовском рейсе коллектив траулера . «Курейка» обследовал обстановку на Копытовской бан­ ке. Как паша, так и работа д р у ­ гих поисковых судов показывает, что рыба здесь распространяется на большой площади с незначи­ тельным перемещением и измене­ нием полового состава. При этом во многих местах скопления оку­ ня позволяют коллективам судов выполнять и перевыполнять су­ точный план. Обильные же уло­ вы за короткое время траления могут быть только с середины апреля при подходе самцов оку­ невого стада, однако сейчас в погоне за ними многие команды кораблей занимаются неоправды­ вающими себя перебежками с во­ сточной части Копытоюской банки на ее западную и обратно. Такое положение, к сожалению, было во второй половине марта. Разуме­ ется, подобная тактика работы Флота никакой пользы не прино­ сит. . ' - t Только строгое соблюдение мак­ симального режима траления, вместе с другими факторами, по­ зволит лучшим образом использо­ вать сырьевую базу и добиться хороших уловов. «а» Уже известно давно, а в этом году промысловики особенно убе­ дились, что промысел на Копы­ товской банке без наличия ори­ ентиров часто срывается. Но до последнего времени, несмотря на многочисленные просьбы капита- нов.плавучий маяк там отсутст­ вует. А без ориентиров, прорабо­ тав сутки— другие на лучших, в смысле уловов, глубинах, суда очень часто оказываются совсем в другом месте. Этому отрицательному явлению способствует и то, что руководи­ тели многих судов не вовремя, да и не всегда ставят промысло­ вые буи. Так, при обнаружении нами рыбы в одном из квадра­ тов двое суток ни одно из работа­ ющих судов буя не ставило. Все равнодушно смотрели, как поис­ ковое судно работает в группе промышляющих судов у своего буя. В конечном итоге наш б\й был передан экипажу траулера «Уран». Мы же. потеряв двое су­ ток для дальнейшего поиска и не желая оставлять группу судов без ориентира., добровольно ли­ шились буя, остро нуждаясь в нем впоследствии." Следует отметить, что на не­ которых кораблях вообще нет бу­ ев. А если они и есть, то без не­ обходимого вооружения. Извест­ но же, что на Копытовской банке буи необходимо ставить с увели­ ченным плавом (две пенопласто­ вые бочки или бочка и связка кухтылей) и с длиной буйлиня не менее двух глубин. При работе на больших глуби­ нах требуется и соответствующее количество ваеров. Многие же су­ да нашего и архангельского фло­ тов только из-за этого или меня­ ют район промысла, уходя к бе­ регам. или, работая рядом с хо­ рошо промышляющими судами, имеют малые уловы. Далеко не все промысловики полностью используют возможно­ сти имеющихся орудий лова. Как показывают радносовещания на промысле, особенно по обмену опытом, многие коллективы судов выдерживают при тралении ско­ рость, равную 2 ,6—-2,9 узла. Из­ вестно же, что наши тралы имеют такую конструкцию, а траловые доски и кухтыли такие гидроди­ намические свойства, при кото­ рых наилучшее вертикальное и горизонтальное раскрытие трала обеспечивается при скорости тра­ ления, равной 3 ,2— 3,5 узла. Но на больших глубинах при такой скорости трал отрывается от грунта. Некоторые промысловики понимают только последнее и тралируют при заниженной скоро­ сти, уменьшая тем самым пло­ щадь облова и мешая нормально­ му раскрытою и работе трала. Очевидно, что уловы были бы больше, если бы моряки работа­ ли при скорости, равной 3 ,2— 3,5 узла, а чтобы трал шел по грунту, давали больше ваеров и загружали грунтроп. На многих совещаниях в мо­ ре неоднократно обращалось вни­ мание на неправильную сигнали­ зацию об уловах, что дезориенти­ ровало флот и часто приводило к пролову. так как в основном пе­ рестройка Флота на хорошие подъ­ емы происходила с большим опоз­ данием по дневной сводке. На со­ вещаниях можно было услышать, что некоторые капитаны не име­ ют промысловых планшетов. Эго нужно поставить в вину не толь­ ко им. но и промысловому отде­ лу тралового Флота. Быстрое устранение указанных недостатков даст возможность увеличить вылов окуня на Копы­ товской банке. А. АНОХИН, капитан траулера «Курейка». 11 апреля 1959 г. 3 сгр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz