Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель
Лучше готовить кадры массовых ...Конец января. Очередной рейс. Мы знали , что он будет трудным — зимой не жди легких условий для работы. Но экипаж решил добить ся успеха. Ведь мы стали на трудовую вахту, посвященную X X I съезду партии. Обязательство выполнили. Н о плавание можно было продол жить. Требовалось лишь пополнить запасы воды и топливо. Подошли к плавбазе «Воркута». Швартоваться к ней пришлось дважды: меша- ла плохая погода, база несколько раз меняла место стоянки. ...Шторм усиливается , Т ра л невозможно спустить за борт. В это время поступает весть о том, что рыба стала неплохо ловиться на М ур манском мелководье. Уловы достигали двух тонн за траление. По шли туда. Рано утром 15 февраля шторм достиг силы урагана. Видимость рез ко ухудшилась- Одна за одной катились грозные 16-метровые волны • Пытались поставить судно носом на волну. Не удалось. Траулер раз вернуло вдоль волны — «лагом». Одна из них, как гранитная скала, с грохотом обрушилась на корабль, выбила водонепроницаемую дверь правого борта. Стало заливать кормовые помещения. Машина остано вилась. Погас свет. Пострадали и люди: осколками стекол иллюмина торов ранило радиста Андрощука и матроса Ерехинского. Где трудно — там впереди коммунисты. И они своим личным при мером показали, как. надо бороться за живучесть корабля. Коммуни сты слесарь Баланчук и мастер по обработке Анциферов возглавили моряков на заделке пробоины и откачке воды. Судно швыряло так, что не только работать, инструмент в руках удержать трудно. Но че рвя 45 минут выбитая дверь заделана, угроза потопления ликвидиро вана. Произвели тщательный осмотр корабля. Стало известно, ьто ра диоаппаратура выведена из строя, залита водой. Связаться с берегом или кораблями невозможно.-Одну из спасательных шлюпок сбило и унесло волной. Ураган продолжал свою разрушительную работу. Кор пус корабля дал течь... На следующий день ветер немного ослаб. Моряки облегченно вздох нули. Но море зло пошутило: шторм забушевал с новой силой. Одна из еолн « изловчилась» и снова разбила заделанную дверь. Аварийная группа устремилась к месту повреждения. Первая попытка заделать уверь успехом не увенчаласы Тогда на единоборство со стихией моря ков повел капитан Лунев . Рука об руку трудились с ним боцман Бер нацкий, слесарь Баланчук, мастер по добыче Гвоздев, засольщик Х а - лыманчик, матросы Базылев, Вальский, Антонов и Курапов. Презирая опасность, напрягая все свои силы, моряки доставили к месту аварии новый щит, сняли старый, заделали д вер ь — пусть теперь волны сту чался в надстройку, больше им сюда не прорваться! Трое суток бесно валось море — трое суток экипаж был начеку. И не сдался, вышел победителем и з схватки со стихией/ Н о запасы топлива на исходе, при- и/.'.осъ идти в порт. Вскоре был закончен ремонт » корабль залечил раны, нанесенные ураганом, снова ушел на промысел. Т. СА ВУКО СКИ , третий помощник капитана траулера «Маг нитогорск». с Семилетний план развития на родного хозяйства СССР на 1959 — 1965 годы предусматривает значительное увеличение вылова рыбы траловым Флотом и попол нение флота новыми судами, оснащенными новой современной техникой. А для этого потребуют ся многочисленные кадры рабо чих массовых профессий. Новая техника и промысловое вооруже ние флота потребуют также даль нейшего повышения уровня ква лификации всего рядового и командного плавсостава. Особен но возрастают требования к об щей технической подготовке мо ряков. Основные кадры массовых про фессий на судах должны обладать знаниями теории и практики об служивания техники и судового оборудования промыслового ко рабля. Потребуется дополнитель ное изучение вторых и смежных профессий для широкого совме щения специальностей и разно родных обязанностей моряка. По этому необходимо улучшить ме тодический контроль за состояни ем подготовки массовых профес сий. В прошлом году план по подго товке кадров был выполнен толь ко на половине кораблей флота. Лучшие показатели по подготов ке кадров массовых профессий имеют экипажи траулеров «Бла говещенск», где подготовлено все ми видами обучения 24 человека ведущих специальностей, «Пуш кин» — 39 человек, «Дубосса- ры» — 41 человек. Хорошо организована техниче ская учеба на передовом трауле ре «Симферополь». Здесь старший помощник ка те там тов. Черни ков. старший мастер по добыче тов. Жеравов. старший мастер по обработав рыбы тов. Березин и старший механик тов. Пенский регулярно занимаются с личным составом по вахтам. Техническую учебу они сочетают с практиче ской работой на местах и прове ряют не только качество выпол ненной работы, но и показывают, как нужно лучше выполнить ту или другую операцию. Учеба лю дей на рабочих местах дает хоро шие результаты. На «Симферопо ле» многие члены экипажа при обрели по нескольку специально стей. Например, матрос тов. Бело усов отлично выполняет обязан ности мастера по добыче рыбы, а матрос тов. Соколов заменяет боц мана. мастера по добыче и засоль щика. Для оказания методической по мощи в технической учебе на траулерах в минувшем году бы ла проведена проверка учебы на многих судах. В ходе проверки были выявлены серьезные недо статки в организации теоретиче ского и производственного обуче ния массовых кадров. На отдель ных кораблях подготовка кадров массовых профессий поставлена неудовлетворительно. Некоторые капитаны и старшие механики в 1958 году не выполнили плана по подготовке и повышению ква лификации кадров, не организова ли учебу по повышению квалифи кации командного состава и пе редаче передового производствен ного опыта. Так, на траулерах «Чайка», «Волна», «Тифон» в те чение года не обучили ни одного матроса, а техническую учебу пу стил» на самотек. Не выполнен план по подготовке кадров также на траулерах «Ерш», «Ваер», «Комсомолец». «Касатка», <Вай- гач», «Сталинград», «Заволжск» и многих других. Вызывает тревогу положение с подготовкой кадров на судах и в наступившем году. План первого квартала не выполнен. На всех проверенных кораблях установлено, что занятия по обу чению личного состава проводят ся на низком уровне. Капитаны и старшие механики передовери ли эту работу своим помощникам, которые проводят занятия без учета выполнения учебных пла нов и учебных программ. Поэтому при сдаче экзаменов и проверке знаний у матросов, кочегаров, машинистов, мастеров по добыче и обработке рыбы, квалификаци онные комиссии обнаружили очень низкие знания. Многие матросы, окончившим теоретиче- ‘ -Эй бриг аде д е п у т а т а Комсомольснв-омлодежная бригада депутата областного Совета депутатов трудящихся Юрия Пантелеймоновича Чер- ницына — передовая в эяектрорадиоцехе судоремонтного завода управления рыбной промышленности; Коллектив ее успешно борется за звание бригады коммунистического тру да. За систематическое перевыполнение заданий, высокое ка честве ремонта, хорошую организацию труда бригаде вручен переходящий вымпел цеха. Н* снимке: бригада тов. Черницына осматривает аппарату ру перед ремонтом. NVW W W 'v V 'S V ^V V' Y4* V C N . V NV >V NVч> * > V -V S V v y vV N у ч у W\> * - x - . ' \ \ < Л У \ V * А Л Л ч « А У У ^ Л У Л У W \ У \ Ч « \ У ^ . У \ Ч Л У А у Л У \ У \ У \ Ч « \ У \ Ч « у \ у \ ч ч \ у -*. ч « \ ч - Л ч <Л . ч Условия тралового профессий! ское и практическое обучение, не проходили программные материалы по работе с тралом* судовую практику, сигнализа цию, шлюпочное дело и такелаж ные работы. Обучение молодых моряков на судах часто ведут малоопытные производственные инструкторы* Проверка знаний командного плавсостава показала также не* удовлетворительные результаты, особенно у судоводительского со« става. До сих пор не получило широ кого распространения на кораб лях заочное обучение моряков плавсостава в общеобразователь ных школах, средних и высших учебных заведениях. Для улучшения подготовки кад ров и повышения их квалифика ции на судах в 1959 году наме чается издать ряд брошюр с мето дическими указаниями. В бли жайшее время будет издам но-вый сборник учебных программ .по подготовке кадров массовых про- . фессий. Намечается выпустить ряд плакатов и наглядных посо бий для подготовки мастеров по добыче и обработке рыбы, кочега ров и машинистов для судов, ра ботающих на жидком топливе, учебное пособие по подготовке матросов и мастетю-в по дрифтер ному и траловому лову сельди. ^ Сейчас на кораблях применяют ся разнообразные формы обуче ния: организуются технические кружки различных специально стей, проводится индивидуальное и бригадное обучение, создаются школы передового опыта, прово дится командирская учеба и обу чение вторым и смежным профес сиям. При управлении флота и непосредственно toa траулерах со зданы постоянно действующие квалификационные комиссии, в задачу которых входот проверка знаний и присвоение квалифика ции морякам, прошедшим гндиви- дуальное и бригадное обучение. Для улучшения качества подго товки массовых кадров необходи мо завести точный учет производ ственного и теоретического обуче ния, улучшить контроль за каче ством учебы. Обучение проводить строго по утвержденным учебным программам, привлекая к этой работе молодых специалистов, окончивших высшие и средние учебные заведения, а также луч ших опытных производственник ков. К. Д Р А К К Е , начальник сектора подго товки кадров тралового флота. По предварительному гидрологическому про-гчозу текущий год в южной части Баренцева моря бу. v на уровне средних лет и значительно теплее, чем 1957 и 1958 годы* Уже в марте заметно потеплела прибрежная струя Мурманского течения и несколько повысилась температура по основной струе. Поэтому ядесь можно ожидать более широкого распределения’ рыбы. Северо-западные районы моря: возвышенность Пер- гея, районы острова Надежды и Восточный склон Мед- вежиюской банки в этом году, по-видимому, будет более охлаждены, чем в предшествующие годы. В первую по ловину года можно ожидать распределения рыбы в ос новном по западному свалу Меавежинско-Шпицберген- ского района. Северная часть Нордкапского течения, идущая через Демидовскую банку па Центральную возвышенность, будет также ослаблена. Количество крупной трески в траловых уловах в 1959 году будет меньше, чем в прошлом, так как поко ления 1950 и 1951 годов уже значительно иссякли за счет естественной убыли и промысла, а поколение 1952 года было исключительно неурожайным. . Основой промысла в этом году будет треска урожай ных поколений 1954 и 1956 годов, то есть ровная и мелкая рыба. Усиление Мурманского теплого течения дает воз можность предполагать, что зимующая неполовозрелая греска будет продвигаться на восток вдоль побережья ;i по основной струе. В связи с гидрологическщди осо- "?нностями 1959 года большая часть отнерестовавшей ."ыбы будет мигрировать от побережья Норвегии в жную часть Баренцева моря. В последние годы в южной части Баренцева моря наблюдается снижение запасов пикши IB этом году уве личения ее запасов ожидать не следует. Основная мас са промыслового стада пикши в южной части Баречче- ва моря будет состоять из особей поколений 1953 и 1956 годов. Причем значительная часть пикши поколе ния 1953 года в этом году уйдет из Баренцева моря на нерест и численность ее в уловах уменьшится. Поко ления пикши 1954 и 1955 годов малоурожайны и не бу дут иметь большого ' значения в промысле. Пикша по коления 1956 года будет ловиться в большем количе стве, чем в предыдущем году, но на четвертом году жизни, имея небольшой средний вес, не сможет пол ностью компенсировать убыли старших поколений. Осо би этого поколения достигнут длины 30—40 сантимет ров. Пикша такого размера обычно подходи? на Камин скую банку. Следовательно, этот район может иметь некоторое промысловое значение в авгусге— сентябре. Состояние запасов пикши в южной части Баренцева моря в 1959 году будет примерно на уровне прошлого года. Средний улов ее на час траления не будет пре вышать одного центнера. Можно рассчитывать на успешный промысел окуня- хлювача в районе Копытова в а-преле. В* летние месяцы можно будет брать окунь по свалам Медвежичской банки. Но там уловы будут менее стабильными за счет быстрых перемещений рыбы вдоль свала. В связи со значительным потеплением вод прибреж ной струи можно ожидать более плотных, чем в после военные годы, подходов золотистого окуня в районы Норвежского жёлоба и Финмаркенской банки. Подхо ды его в мае пополнят запасы рыбы в этих районах. В районах северо-западной Атлантики в течение все го 1959 года сырьевая база будет благоприятна для ра боты отряда кормовых траулеров. Судя по результа- у ч у 'V ' V > >' v■%к «’ ..V л * • • **чV vv ч у ч у ч у ч V >y>"V^S" '4S*fS4i,\S"Jvy£y N в 1959 году там промысла и разведки в 1958 году, в течение всего I959 гота м о ж е т производиться успешный промысел в районе Флемиш-Капа и соседнем с ним восточном скло не Большой Ньюфаундлендской банки. Значительно раньше, чем в прошлом году, необходимо иегюлыовать район Лабрадора . Обследование этого района будет производиться, как только позволят ледовые условия, и промысел, видимо, может быть начат по крайней мере с июля. ‘ * . На северном склоне Большой Ньюфаундлендской бан ки можно ожидать хороших промысловых скоплений морского окуня (клювача с примесью золотистого), в течение всего года. Наиболее благоприятная сырьезая база здесь должна быть в июне—июле при миграции окуня на севе.р в район ЛабрадО(ра и в сентябре—де^ кабре при обратном перемещении косяков. Под постоянным наблюдением поисковиков будет на* • ходиться район Западной Гренландии, начиная с апре ля и до конца года. В случае обнаружения стойких й плотных скоплений золотистого окуня и трески туда целесообразно переключать промысловые суда. . ^ Серьезной задачей является развитие лова тресковый в дальних западных районах — как на мелководья* всех склонов Большой Ньюфаундлендской банки, так # у побережья Лабрадора и Западной Гренландии. Прй обнаружении стойких скоплений трески и пишш в этий районах, даже и менее плотных, чем скопления окуня, необходимо переключать на их облов суда бортовогд траления, типа «Пионер» и, возможно, средние траулё* ры, которые целесообразно держ* гь на промысле тре сковых рыб. Т Б Е Р Г Е Р , В. ТРА ВИ Н , М. СОНИНА , Я. ПЕ- Ч ЕНИ К , К . КОНСТАН ТИНОВ , научные сотруд ники ПИНРО .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz