Рыбный Мурман. 1959 г. Апрель

Лучше готовить кадры массовых ...Конец января. Очередной рейс. Мы знали , что он будет трудным — зимой не жди легких условий для работы. Но экипаж решил добить­ ся успеха. Ведь мы стали на трудовую вахту, посвященную X X I съезду партии. Обязательство выполнили. Н о плавание можно было продол­ жить. Требовалось лишь пополнить запасы воды и топливо. Подошли к плавбазе «Воркута». Швартоваться к ней пришлось дважды: меша- ла плохая погода, база несколько раз меняла место стоянки. ...Шторм усиливается , Т ра л невозможно спустить за борт. В это время поступает весть о том, что рыба стала неплохо ловиться на М ур ­ манском мелководье. Уловы достигали двух тонн за траление. По­ шли туда. Рано утром 15 февраля шторм достиг силы урагана. Видимость рез­ ко ухудшилась- Одна за одной катились грозные 16-метровые волны • Пытались поставить судно носом на волну. Не удалось. Траулер раз­ вернуло вдоль волны — «лагом». Одна из них, как гранитная скала, с грохотом обрушилась на корабль, выбила водонепроницаемую дверь правого борта. Стало заливать кормовые помещения. Машина остано­ вилась. Погас свет. Пострадали и люди: осколками стекол иллюмина­ торов ранило радиста Андрощука и матроса Ерехинского. Где трудно — там впереди коммунисты. И они своим личным при­ мером показали, как. надо бороться за живучесть корабля. Коммуни­ сты слесарь Баланчук и мастер по обработке Анциферов возглавили моряков на заделке пробоины и откачке воды. Судно швыряло так, что не только работать, инструмент в руках удержать трудно. Но че­ рвя 45 минут выбитая дверь заделана, угроза потопления ликвидиро­ вана. Произвели тщательный осмотр корабля. Стало известно, ьто ра­ диоаппаратура выведена из строя, залита водой. Связаться с берегом или кораблями невозможно.-Одну из спасательных шлюпок сбило и унесло волной. Ураган продолжал свою разрушительную работу. Кор­ пус корабля дал течь... На следующий день ветер немного ослаб. Моряки облегченно вздох­ нули. Но море зло пошутило: шторм забушевал с новой силой. Одна из еолн « изловчилась» и снова разбила заделанную дверь. Аварийная группа устремилась к месту повреждения. Первая попытка заделать уверь успехом не увенчаласы Тогда на единоборство со стихией моря­ ков повел капитан Лунев . Рука об руку трудились с ним боцман Бер­ нацкий, слесарь Баланчук, мастер по добыче Гвоздев, засольщик Х а - лыманчик, матросы Базылев, Вальский, Антонов и Курапов. Презирая опасность, напрягая все свои силы, моряки доставили к месту аварии новый щит, сняли старый, заделали д вер ь — пусть теперь волны сту­ чался в надстройку, больше им сюда не прорваться! Трое суток бесно­ валось море — трое суток экипаж был начеку. И не сдался, вышел победителем и з схватки со стихией/ Н о запасы топлива на исходе, при- и/.'.осъ идти в порт. Вскоре был закончен ремонт » корабль залечил раны, нанесенные ураганом, снова ушел на промысел. Т. СА ВУКО СКИ , третий помощник капитана траулера «Маг­ нитогорск». с Семилетний план развития на­ родного хозяйства СССР на 1959 — 1965 годы предусматривает значительное увеличение вылова рыбы траловым Флотом и попол­ нение флота новыми судами, оснащенными новой современной техникой. А для этого потребуют­ ся многочисленные кадры рабо­ чих массовых профессий. Новая техника и промысловое вооруже­ ние флота потребуют также даль­ нейшего повышения уровня ква­ лификации всего рядового и командного плавсостава. Особен­ но возрастают требования к об­ щей технической подготовке мо­ ряков. Основные кадры массовых про­ фессий на судах должны обладать знаниями теории и практики об­ служивания техники и судового оборудования промыслового ко­ рабля. Потребуется дополнитель­ ное изучение вторых и смежных профессий для широкого совме­ щения специальностей и разно­ родных обязанностей моряка. По­ этому необходимо улучшить ме­ тодический контроль за состояни­ ем подготовки массовых профес­ сий. В прошлом году план по подго­ товке кадров был выполнен толь­ ко на половине кораблей флота. Лучшие показатели по подготов­ ке кадров массовых профессий имеют экипажи траулеров «Бла­ говещенск», где подготовлено все­ ми видами обучения 24 человека ведущих специальностей, «Пуш­ кин» — 39 человек, «Дубосса- ры» — 41 человек. Хорошо организована техниче­ ская учеба на передовом трауле­ ре «Симферополь». Здесь старший помощник ка те там тов. Черни­ ков. старший мастер по добыче тов. Жеравов. старший мастер по обработав рыбы тов. Березин и старший механик тов. Пенский регулярно занимаются с личным составом по вахтам. Техническую учебу они сочетают с практиче­ ской работой на местах и прове­ ряют не только качество выпол­ ненной работы, но и показывают, как нужно лучше выполнить ту или другую операцию. Учеба лю­ дей на рабочих местах дает хоро­ шие результаты. На «Симферопо­ ле» многие члены экипажа при­ обрели по нескольку специально­ стей. Например, матрос тов. Бело­ усов отлично выполняет обязан­ ности мастера по добыче рыбы, а матрос тов. Соколов заменяет боц­ мана. мастера по добыче и засоль­ щика. Для оказания методической по­ мощи в технической учебе на траулерах в минувшем году бы­ ла проведена проверка учебы на многих судах. В ходе проверки были выявлены серьезные недо­ статки в организации теоретиче­ ского и производственного обуче­ ния массовых кадров. На отдель­ ных кораблях подготовка кадров массовых профессий поставлена неудовлетворительно. Некоторые капитаны и старшие механики в 1958 году не выполнили плана по подготовке и повышению ква­ лификации кадров, не организова­ ли учебу по повышению квалифи­ кации командного состава и пе­ редаче передового производствен­ ного опыта. Так, на траулерах «Чайка», «Волна», «Тифон» в те­ чение года не обучили ни одного матроса, а техническую учебу пу­ стил» на самотек. Не выполнен план по подготовке кадров также на траулерах «Ерш», «Ваер», «Комсомолец». «Касатка», <Вай- гач», «Сталинград», «Заволжск» и многих других. Вызывает тревогу положение с подготовкой кадров на судах и в наступившем году. План первого квартала не выполнен. На всех проверенных кораблях установлено, что занятия по обу­ чению личного состава проводят­ ся на низком уровне. Капитаны и старшие механики передовери­ ли эту работу своим помощникам, которые проводят занятия без учета выполнения учебных пла­ нов и учебных программ. Поэтому при сдаче экзаменов и проверке знаний у матросов, кочегаров, машинистов, мастеров по добыче и обработке рыбы, квалификаци­ онные комиссии обнаружили очень низкие знания. Многие матросы, окончившим теоретиче- ‘ -Эй бриг аде д е п у т а т а Комсомольснв-омлодежная бригада депутата областного Совета депутатов трудящихся Юрия Пантелеймоновича Чер- ницына — передовая в эяектрорадиоцехе судоремонтного завода управления рыбной промышленности; Коллектив ее успешно борется за звание бригады коммунистического тру­ да. За систематическое перевыполнение заданий, высокое ка­ честве ремонта, хорошую организацию труда бригаде вручен переходящий вымпел цеха. Н* снимке: бригада тов. Черницына осматривает аппарату­ ру перед ремонтом. NVW W W 'v V 'S V ^V V' Y4* V C N . V NV >V NVч> * > V -V S V v y vV N у ч у W\> * - x - . ' \ \ < Л У \ V * А Л Л ч « А У У ^ Л У Л У W \ У \ Ч « \ У ^ . У \ Ч Л У А у Л У \ У \ У \ Ч « \ У \ Ч « у \ у \ ч ч \ у -*. ч « \ ч - Л ч <Л . ч Условия тралового профессий! ское и практическое обучение, не проходили программные материалы по работе с тралом* судовую практику, сигнализа­ цию, шлюпочное дело и такелаж­ ные работы. Обучение молодых моряков на судах часто ведут малоопытные производственные инструкторы* Проверка знаний командного плавсостава показала также не* удовлетворительные результаты, особенно у судоводительского со« става. До сих пор не получило широ­ кого распространения на кораб­ лях заочное обучение моряков плавсостава в общеобразователь­ ных школах, средних и высших учебных заведениях. Для улучшения подготовки кад­ ров и повышения их квалифика­ ции на судах в 1959 году наме­ чается издать ряд брошюр с мето­ дическими указаниями. В бли­ жайшее время будет издам но-вый сборник учебных программ .по подготовке кадров массовых про- . фессий. Намечается выпустить ряд плакатов и наглядных посо­ бий для подготовки мастеров по добыче и обработке рыбы, кочега­ ров и машинистов для судов, ра­ ботающих на жидком топливе, учебное пособие по подготовке матросов и мастетю-в по дрифтер­ ному и траловому лову сельди. ^ Сейчас на кораблях применяют­ ся разнообразные формы обуче­ ния: организуются технические кружки различных специально­ стей, проводится индивидуальное и бригадное обучение, создаются школы передового опыта, прово­ дится командирская учеба и обу­ чение вторым и смежным профес­ сиям. При управлении флота и непосредственно toa траулерах со­ зданы постоянно действующие квалификационные комиссии, в задачу которых входот проверка знаний и присвоение квалифика­ ции морякам, прошедшим гндиви- дуальное и бригадное обучение. Для улучшения качества подго­ товки массовых кадров необходи­ мо завести точный учет производ­ ственного и теоретического обуче­ ния, улучшить контроль за каче­ ством учебы. Обучение проводить строго по утвержденным учебным программам, привлекая к этой работе молодых специалистов, окончивших высшие и средние учебные заведения, а также луч­ ших опытных производственник ков. К. Д Р А К К Е , начальник сектора подго­ товки кадров тралового флота. По предварительному гидрологическому про-гчозу текущий год в южной части Баренцева моря бу. v на уровне средних лет и значительно теплее, чем 1957 и 1958 годы* Уже в марте заметно потеплела прибрежная струя Мурманского течения и несколько повысилась температура по основной струе. Поэтому ядесь можно ожидать более широкого распределения’ рыбы. Северо-западные районы моря: возвышенность Пер- гея, районы острова Надежды и Восточный склон Мед- вежиюской банки в этом году, по-видимому, будет более охлаждены, чем в предшествующие годы. В первую по­ ловину года можно ожидать распределения рыбы в ос­ новном по западному свалу Меавежинско-Шпицберген- ского района. Северная часть Нордкапского течения, идущая через Демидовскую банку па Центральную возвышенность, будет также ослаблена. Количество крупной трески в траловых уловах в 1959 году будет меньше, чем в прошлом, так как поко­ ления 1950 и 1951 годов уже значительно иссякли за счет естественной убыли и промысла, а поколение 1952 года было исключительно неурожайным. . Основой промысла в этом году будет треска урожай­ ных поколений 1954 и 1956 годов, то есть ровная и мелкая рыба. Усиление Мурманского теплого течения дает воз­ можность предполагать, что зимующая неполовозрелая греска будет продвигаться на восток вдоль побережья ;i по основной струе. В связи с гидрологическщди осо- "?нностями 1959 года большая часть отнерестовавшей ."ыбы будет мигрировать от побережья Норвегии в жную часть Баренцева моря. В последние годы в южной части Баренцева моря наблюдается снижение запасов пикши IB этом году уве­ личения ее запасов ожидать не следует. Основная мас­ са промыслового стада пикши в южной части Баречче- ва моря будет состоять из особей поколений 1953 и 1956 годов. Причем значительная часть пикши поколе­ ния 1953 года в этом году уйдет из Баренцева моря на нерест и численность ее в уловах уменьшится. Поко­ ления пикши 1954 и 1955 годов малоурожайны и не бу­ дут иметь большого ' значения в промысле. Пикша по­ коления 1956 года будет ловиться в большем количе­ стве, чем в предыдущем году, но на четвертом году жизни, имея небольшой средний вес, не сможет пол­ ностью компенсировать убыли старших поколений. Осо­ би этого поколения достигнут длины 30—40 сантимет­ ров. Пикша такого размера обычно подходи? на Камин­ скую банку. Следовательно, этот район может иметь некоторое промысловое значение в авгусге— сентябре. Состояние запасов пикши в южной части Баренцева моря в 1959 году будет примерно на уровне прошлого года. Средний улов ее на час траления не будет пре­ вышать одного центнера. Можно рассчитывать на успешный промысел окуня- хлювача в районе Копытова в а-преле. В* летние месяцы можно будет брать окунь по свалам Медвежичской банки. Но там уловы будут менее стабильными за счет быстрых перемещений рыбы вдоль свала. В связи со значительным потеплением вод прибреж­ ной струи можно ожидать более плотных, чем в после­ военные годы, подходов золотистого окуня в районы Норвежского жёлоба и Финмаркенской банки. Подхо­ ды его в мае пополнят запасы рыбы в этих районах. В районах северо-западной Атлантики в течение все­ го 1959 года сырьевая база будет благоприятна для ра­ боты отряда кормовых траулеров. Судя по результа- у ч у 'V ' V > >' v■%к «’ ..V л * • • **чV vv ч у ч у ч у ч V >y>"V^S" '4S*fS4i,\S"Jvy£y N в 1959 году там промысла и разведки в 1958 году, в течение всего I959 гота м о ж е т производиться успешный промысел в районе Флемиш-Капа и соседнем с ним восточном скло­ не Большой Ньюфаундлендской банки. Значительно раньше, чем в прошлом году, необходимо иегюлыовать район Лабрадора . Обследование этого района будет производиться, как только позволят ледовые условия, и промысел, видимо, может быть начат по крайней мере с июля. ‘ * . На северном склоне Большой Ньюфаундлендской бан­ ки можно ожидать хороших промысловых скоплений морского окуня (клювача с примесью золотистого), в течение всего года. Наиболее благоприятная сырьезая база здесь должна быть в июне—июле при миграции окуня на севе.р в район ЛабрадО(ра и в сентябре—де^ кабре при обратном перемещении косяков. Под постоянным наблюдением поисковиков будет на* • ходиться район Западной Гренландии, начиная с апре­ ля и до конца года. В случае обнаружения стойких й плотных скоплений золотистого окуня и трески туда целесообразно переключать промысловые суда. . ^ Серьезной задачей является развитие лова тресковый в дальних западных районах — как на мелководья* всех склонов Большой Ньюфаундлендской банки, так # у побережья Лабрадора и Западной Гренландии. Прй обнаружении стойких скоплений трески и пишш в этий районах, даже и менее плотных, чем скопления окуня, необходимо переключать на их облов суда бортовогд траления, типа «Пионер» и, возможно, средние траулё* ры, которые целесообразно держ* гь на промысле тре­ сковых рыб. Т Б Е Р Г Е Р , В. ТРА ВИ Н , М. СОНИНА , Я. ПЕ- Ч ЕНИ К , К . КОНСТАН ТИНОВ , научные сотруд­ ники ПИНРО .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz