Рыбный Мурман. 1958 г. Январь.
Экспериментальный рейс „Пионера" В пор г из экспериментального ним пресной водой. Необходимую рейса возвратился траулер «Пио- соленость тузлука определял спе- нер». Ведя промысел сельди в Се- циальным прибором работник верной Атлантике, команда •судна ПИНРО Михаил Павлович Седунов. испытывала новый способ обработ- Кстати сказать, он же руководил ки рыбы рядовой кладей с тем. всем процессом обработки уловов чтобы получить малосольную го- и оказывал большую практиче- товую продукцию, которая поль- скую помощь экипажу в этом де- зуется большим спросом у насе- ле. Бочки с малосольной сельдью леагия. укладывались в трюм, где темпе- Лов рьгбы экипаж вел поочеред- ратура воздуха поддерживалась но разноглубинным тралом и до i — 2 градусов мороза с таким дрифтерными сетями. Для коман- расчетом, чтобы не продолжалась ды корабля такой вид промысла дальнейшая просолка рыбы, был совершенно незнаком. Поэто- Замечательно справилась со му первое время дело, как говорят, своими обязанностями машинная не клеилось. Капитал траулера команда во главе со старшим ме- Адольф Петрович Кретов, старшии хаником Николаем Семеновичем помощник капитана Дмитрии Иль- Кошкиным. Благодаря заботливо- лч Новиков и старшин мастер по добыче Илья Васильевич Завья лов приложили много стараний, чтобы правильно производились прицельные траления, без задер жек выметывались и поошшччлись на борт дрифтерные сети. Если, например, в перзые дни плавания выметка порядка производилась более чем за два часа, то затем она стала осуществляться за 40— 45 минут. В значительной степени услож няла нормальную работу экипажа штормовая погода. Корабль имел му и правильному уходу за меха низмами, она в три раза без по становки в плановый ремонт про длила работу главного двигателя. В каждом плавании машинная комапда производит своими сила ми множество ремонтных работ. Так, например, в последнем рей се у цилиндра М5 8 главного дви гателя выявились пропуски вса сывающих клапанов. Эго вело к снижению мощности цилиндра и к неполному сгоранию топлива. Без ущерба для промысла, во время :: , „ . дрейфа с сетями, механики под большой снос с сетями. А это руководством тов. Кошкина вскры- шогда приводило к порыву вожа- кового троса, к повреждению се тей. На судне, кроме эхолота, не было других навигационных прп- ли крышку цилиндра, притерли клапаны ее и устранили выявлен ный дефект за 9 часов. На берегу заводскими силами эта работа вы- ооров, которые очень нужны для Д0,лняется обычно сутками. Актив- поисков и лова сельди. Пледы напрятенного труда В течение нескольких лет под ряд экипаж среднего траулера Xi 4G4 перевыполняет годовые планы по вылову сельди. За ус пешное освоение промысла рыбы в Северной Атлантике капитан ко рабля Петр Иванович Лямот на гражден орденом Трудового Крас ного Знамени. Более 10 тысяч центнеров до бытой сельди, при плане 7.720 центнеров — таков замечатель ный итог работы моряков средне го траулера X; 464 в прошлом году. Эта большая победа пришла не сразу. Коллективу судна пришлось добывать ее в напряженном труде. Первое время на корабле пыле много новичжов, которые не имеля представления^ промысле. Но на помощь пришла повседневная тех ническая учеба. Практические за нятия помогли быстро освоить ра боту с дрифтерным порядком, вы сококачественно. без простоев’ убирать тралы. С первых же дней промысла на траулере широко раз вернулось социалистическое со- ревноваяше. За короткий срок экипаж пре вратился в дружный, сплоченный коллектив. Лучшими мастерами своего дела за время длительного плавания показали себя мастер по обработке рыбы тов. Пронин, третий помощник капитана тов* Божко, матросы тт. Колосов, Па- няев, Силаев, Жилкин и другие. И. БОРИСОВ. С большим уважением отзываются на рефрнжера- ~ торном траулере «Свердловск* о старшем помощнике Е: капитана Сергее Васильевиче Неробове. Хорошо знаю щий свое дело, тов. Неробов является настоящим хозяи ном корабля. Под его непосредственным руководством судно содержится в отличном техническом и санитарном состоянии. Свой богатый опыт Сергей Васильевич охотно пере дает молодым судоводителям траулера и практикантам. Е: На корабле он ведет кружок техминимума, знакомит мо- :: ряков с морской практикой и промысловым делом. Е: На снимке: старший помощник капитана траулера Е: «Свердловск» С. В. Неробов. :: т * И НОСМОТРЯ на нее ЭТИ Н^увяз- участие В ремонтных раоотах Ш. коллектив траулера «Нионеа» .принимают второй механик тов. / л _ _____ ______ сумел выловить 100 тонн сельди. НЫмайжий,-аористы тт. Горя- U OSOOT6 ОТД6ЛН ТСХНИКИ ОСЗОПНСНОСТИ 52, тоаны рыбы доставлены в порт рв Иванов Земцов о ’ ’ п Советское государство выделя- ря на то, что процент травматиз- ушиб палец, то виновным в том Коллектив мапшшои команды ет том ны е средства на охрану ма и заболеваний еще высокий, оказывается не этот человек, а.., борется также за экономию топли- труда и технику безопасности. тт. Богатов и Дудан бесед с рабо- старший или главный механик. ва и смазочных материалов. Жаль только, что администра- ними не проводят, лекций о тех- Непонятно, почему главный инасе- Команда траулера «Пионер» ус- ция Мурманского рыбокомбината ни^е безопасности не читают. нер комбината тов. Шейко счита- „„„„ . . Закопавшись в б у м а г а х, ет такие заключения тт. Ьогатова пешно выполнила задание экс е- не проявляет должной заооты оо ^ Богатов и Дуднн про- и Дудина правильными и подкреа- ^ римеитального рейса и доказала, охране труда рыбообработчиков, являют много ненужного форма- ляет их своими приказами. "чась °в сТ.ти ° Через 4-—5~суток что непосредственно в море можно Отдел техники безопасности рыбо- лизма. Акты о несчастных слу- Надеемся, что заводской коми- бочки с этой сельдью вскрыва- заготовлять малосольную сельдь, комбината бездействует. В шта- чаях, например, по их указаниям тет профсоюза потребует реши лись. Рыба вместе с тузлуком вы- которая сразу же после выгрузки тах его числятся два инженера - o t a u представлять лично те. тельной перестройки работы этого ливалась в широкие бочки-тре- в ПОрТу сможет поступить потре- тт. Богатов и Дудин. Но на заво- указа^шое^воемя ^ Т ^ т о ^ З ^ ч а - °ТДеЛа‘ шиш .. Оттуда сельдь укя«ым ; ^ „„„ бша„ реди , £ . Б. ЧЕРВОВ. лишь при травмах. Несмот- ханик по своей неаккуратности емочного цеха. как малосольная готовая продук ция. Как же была организована вы работка малосольной готовой рыбо продукции? Вначале сельдь обра батывалась обычным способом, как на средних траулерах, то есть ук ладывалась в бочки, перевалива лась рядовой кладкой лась тем же тузлуком, и А. ТАШЛЫКОВ. Главный механик при- разоавлен- СОВЕТЫ И ЗАМЕТКИ КАПИТАНА YI Как вести промысел От правильного ведения про мысла зависит успех в работе. Придя в район лова и начав про мысел, необходимо все время' внимательно следить за ходом его. Изучение радиосводок даст возможность частично судить о перемещении косяка и выявить лучшие промысловые глубины. Визуальные наблюдения за рабо той других траулеров помогут быстрее перестроить свою дея тельность с целью увеличения вылова рыбы. Наблюдение за своими уловами и внимательное прослушивание совещаний капи танов дает возможность судить о распространении косяка, его дви жении, пкще рыбы, грунтовых условиях. Если рыба питается сельдью или мойвой, то обязательно в ночное время она будет совер шать вертикальные миграции. Они иногда бывают настолько значительны, что иосле дневных подъемов в 5 — 10 тонн,ночью со вершенно ничего в трал не попа дает. Перемещение пищи (сельди или мойвы) вызывает горизон тальные миграции косяка. Как правило, они происходят в ноч ное время. Это вызвано тем, что утром косяк рыбы опускается к грунту и не следит за перемеще нием нищи. Когда вечером косяк поднимается за пищей, не найдя ее, он начинает совершать гори зонтальные миграции в поисках пищи. Поэтому необходимо сле дить за перемещением сельди или мойвы, так как это скорее наве дет вас на рыбу. Мойвой и селедкой, в основном, питается треска ровная и круп ная. При облове мелкого ассорти мента трески вертикальных миг раций почти не наблюдается. Если пища капшак, то косяки рыбы более устойчивые. Отсутствие всякой нищи свиде тельствует о том, что косяк дол го стоять не будет и возможно постоянное его перемещение. Не обходимо определить, куда он двигается. Иногда косяки рыбы в ночное время отходят от берегов, поднимаясь в средние слои воды, хотя это не связано с питанием. Такие случаи наблюдаются у Канина и Рыбачьего. Изменение ассортимента рыбы также указывает на перемещение косяка. В голове его идет круп ная рыба, потом ровная и за ней мелкая. Если в уловах преоблада ет средний ассортимент, то мож но считать, что вы находитесь в середине концентрации. Если пос ле этого стал увеличиваться про цент мелкого ассортимента, то значит косяк проходит под вами. Не ждите резкого снижения уло вов, а зная, куда двигается ко сяк, идите в том направлении, пока не улучшится ассортимент. Попадание в трал акул — серьезный признак, что косяк уже прошел. Увеличение попада ния ерша и зубатки говорит о том, что вы логите не кссяковую, а местную рыбу. Поэтому быстро перестраивайте свою работу. Помните, что крупная рыба более подвижная, чем ровная и мелкая. Она всегда держится больших глубин. Как правило, совершая горизонтальные миграции, рыба придерживается определенных глубин. В местных поисках всегда сна чала проверяйте те глубины, на _которых ловилась рыба недавно, а потом изменяйте глубины. Если отказала рыба на боль ших глубинах, пересадите на бо лее мелкие места, делая корот кие траления. При работе у бере гов помните, что если ветер с бе рега, то рыба более устойчивая, а как только ветер с моря, то она сразу же откатывается от берега. В открытых частях моря при усилении или изменении ветра рыба становится неустойчивой, иногда перемещается на ветер, а иногда и под ветер. Это зависит от направления ветра, силы его, нищи рыбы и границ холодных и теплых вод. При работе на от дельных банках, где имеются по стоянные течения, почти всегда рыба задерживается на склонах банки, обращепных к течению и омываемых им. Например, если постоянное те чение на восток, то нужно вести лов на западном, северо-западном и юго-западном склонах банки. Для проверки можно сделать ко роткие траления и на других склонах. При работе на склонах, кото рые протягиваются через весь район, тоже лучшие уловы быва ют на склонах, обращенных к те чению. Если течение вдоль скло нов, то рыба может быть на обо их склонах. Это объясняется тем, что на склонах, не обращенных к течению, фауна менее развита, там происходит отмирание микро частиц ввиду меньшей циркуля ции придонных слоев воды. При работе вдоль всего Мур манского побережья на глубинах до 200 метров лучше работать курсами в восточном направле нии и избегать курсов в запад ном. При тралении в восточном направлении вы никогда не буде те иметь грунтовых задевов и по рывов трала, кроме случаев, если трал попадет на посторонний предмет: затонувшее судно, якорь и прочее. При тралении в западном на правлении чаще встречаются грунтовые задевы. Для получения хороших пока зателей нужно и правильно пла нировать режим работы на про мысле. Если косяк рыбы-устойчи- вый или малоподвижный, то вы брав наиболее лучшие курсы, можно тралировать до 3-х часов, если позволяют грунтовые усло вия. Если рыба питается мойвой или сельдью или по другим при чинам совершает вертикальные миграции, то работу надо строить иначе. Для того, чтобы опреде лить опустилась рыба на старые места или совершила не только вертикальную, но и горизонталь ную миграции, утренние трале ния надо делать короткие. Утрен ний улов 0,5 тонны за 1 час при таких условиях хороший при знак, что рыба не ушла, а уже начала опускаться на грунт. Если улов меньше 0,5 тонны, то изме ните курсы и передвиньтесь в сторону движения пищи рыбы. При облове таких косяков необ ходимо лучше использовать свет лое время, следить за работой других траулеров, перестраивать ся на лучшие подъемы быстро и только ходом. Всякие перестрой ки к рыбе с тралом недопустимы, особенно у Канина и на Копытов ской банке. Ночное время старайтесь ис пользовать на уборку рыбы, ре монт тралов и механизмов. При работе только в светлое время лучшие успехи дают траления но одному или по полутора часов. В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Ку ренка». «||111>м г г м н П п н г 1 г п 1 * н г п * '( > м 'м | и 1 п РЫБНЫЙ МУРМАН 18 января 1958 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz