Рыбный Мурман. 1958 г. Январь.

Экспериментальный рейс „Пионера" В пор г из экспериментального ним пресной водой. Необходимую рейса возвратился траулер «Пио- соленость тузлука определял спе- нер». Ведя промысел сельди в Се- циальным прибором работник верной Атлантике, команда •судна ПИНРО Михаил Павлович Седунов. испытывала новый способ обработ- Кстати сказать, он же руководил ки рыбы рядовой кладей с тем. всем процессом обработки уловов чтобы получить малосольную го- и оказывал большую практиче- товую продукцию, которая поль- скую помощь экипажу в этом де- зуется большим спросом у насе- ле. Бочки с малосольной сельдью леагия. укладывались в трюм, где темпе- Лов рьгбы экипаж вел поочеред- ратура воздуха поддерживалась но разноглубинным тралом и до i — 2 градусов мороза с таким дрифтерными сетями. Для коман- расчетом, чтобы не продолжалась ды корабля такой вид промысла дальнейшая просолка рыбы, был совершенно незнаком. Поэто- Замечательно справилась со му первое время дело, как говорят, своими обязанностями машинная не клеилось. Капитал траулера команда во главе со старшим ме- Адольф Петрович Кретов, старшии хаником Николаем Семеновичем помощник капитана Дмитрии Иль- Кошкиным. Благодаря заботливо- лч Новиков и старшин мастер по добыче Илья Васильевич Завья­ лов приложили много стараний, чтобы правильно производились прицельные траления, без задер­ жек выметывались и поошшччлись на борт дрифтерные сети. Если, например, в перзые дни плавания выметка порядка производилась более чем за два часа, то затем она стала осуществляться за 40— 45 минут. В значительной степени услож­ няла нормальную работу экипажа штормовая погода. Корабль имел му и правильному уходу за меха­ низмами, она в три раза без по­ становки в плановый ремонт про­ длила работу главного двигателя. В каждом плавании машинная комапда производит своими сила­ ми множество ремонтных работ. Так, например, в последнем рей­ се у цилиндра М5 8 главного дви­ гателя выявились пропуски вса­ сывающих клапанов. Эго вело к снижению мощности цилиндра и к неполному сгоранию топлива. Без ущерба для промысла, во время :: , „ . дрейфа с сетями, механики под большой снос с сетями. А это руководством тов. Кошкина вскры- шогда приводило к порыву вожа- кового троса, к повреждению се­ тей. На судне, кроме эхолота, не было других навигационных прп- ли крышку цилиндра, притерли клапаны ее и устранили выявлен­ ный дефект за 9 часов. На берегу заводскими силами эта работа вы- ооров, которые очень нужны для Д0,лняется обычно сутками. Актив- поисков и лова сельди. Пледы напрятенного труда В течение нескольких лет под­ ряд экипаж среднего траулера Xi 4G4 перевыполняет годовые планы по вылову сельди. За ус­ пешное освоение промысла рыбы в Северной Атлантике капитан ко­ рабля Петр Иванович Лямот на­ гражден орденом Трудового Крас­ ного Знамени. Более 10 тысяч центнеров до­ бытой сельди, при плане 7.720 центнеров — таков замечатель­ ный итог работы моряков средне­ го траулера X; 464 в прошлом году. Эта большая победа пришла не сразу. Коллективу судна пришлось добывать ее в напряженном труде. Первое время на корабле пыле много новичжов, которые не имеля представления^ промысле. Но на помощь пришла повседневная тех­ ническая учеба. Практические за­ нятия помогли быстро освоить ра­ боту с дрифтерным порядком, вы­ сококачественно. без простоев’ убирать тралы. С первых же дней промысла на траулере широко раз­ вернулось социалистическое со- ревноваяше. За короткий срок экипаж пре­ вратился в дружный, сплоченный коллектив. Лучшими мастерами своего дела за время длительного плавания показали себя мастер по обработке рыбы тов. Пронин, третий помощник капитана тов* Божко, матросы тт. Колосов, Па- няев, Силаев, Жилкин и другие. И. БОРИСОВ. С большим уважением отзываются на рефрнжера- ~ торном траулере «Свердловск* о старшем помощнике Е: капитана Сергее Васильевиче Неробове. Хорошо знаю­ щий свое дело, тов. Неробов является настоящим хозяи­ ном корабля. Под его непосредственным руководством судно содержится в отличном техническом и санитарном состоянии. Свой богатый опыт Сергей Васильевич охотно пере­ дает молодым судоводителям траулера и практикантам. Е: На корабле он ведет кружок техминимума, знакомит мо- :: ряков с морской практикой и промысловым делом. Е: На снимке: старший помощник капитана траулера Е: «Свердловск» С. В. Неробов. :: т * И НОСМОТРЯ на нее ЭТИ Н^увяз- участие В ремонтных раоотах Ш. коллектив траулера «Нионеа» .принимают второй механик тов. / л _ _____ ______ сумел выловить 100 тонн сельди. НЫмайжий,-аористы тт. Горя- U OSOOT6 ОТД6ЛН ТСХНИКИ ОСЗОПНСНОСТИ 52, тоаны рыбы доставлены в порт рв Иванов Земцов о ’ ’ п Советское государство выделя- ря на то, что процент травматиз- ушиб палец, то виновным в том Коллектив мапшшои команды ет том ны е средства на охрану ма и заболеваний еще высокий, оказывается не этот человек, а.., борется также за экономию топли- труда и технику безопасности. тт. Богатов и Дудан бесед с рабо- старший или главный механик. ва и смазочных материалов. Жаль только, что администра- ними не проводят, лекций о тех- Непонятно, почему главный инасе- Команда траулера «Пионер» ус- ция Мурманского рыбокомбината ни^е безопасности не читают. нер комбината тов. Шейко счита- „„„„ . . Закопавшись в б у м а г а х, ет такие заключения тт. Ьогатова пешно выполнила задание экс е- не проявляет должной заооты оо ^ Богатов и Дуднн про- и Дудина правильными и подкреа- ^ римеитального рейса и доказала, охране труда рыбообработчиков, являют много ненужного форма- ляет их своими приказами. "чась °в сТ.ти ° Через 4-—5~суток что непосредственно в море можно Отдел техники безопасности рыбо- лизма. Акты о несчастных слу- Надеемся, что заводской коми- бочки с этой сельдью вскрыва- заготовлять малосольную сельдь, комбината бездействует. В шта- чаях, например, по их указаниям тет профсоюза потребует реши­ лись. Рыба вместе с тузлуком вы- которая сразу же после выгрузки тах его числятся два инженера - o t a u представлять лично те. тельной перестройки работы этого ливалась в широкие бочки-тре- в ПОрТу сможет поступить потре- тт. Богатов и Дудин. Но на заво- указа^шое^воемя ^ Т ^ т о ^ З ^ ч а - °ТДеЛа‘ шиш .. Оттуда сельдь укя«ым ; ^ „„„ бша„ реди , £ . Б. ЧЕРВОВ. лишь при травмах. Несмот- ханик по своей неаккуратности емочного цеха. как малосольная готовая продук­ ция. Как же была организована вы­ работка малосольной готовой рыбо­ продукции? Вначале сельдь обра­ батывалась обычным способом, как на средних траулерах, то есть ук­ ладывалась в бочки, перевалива­ лась рядовой кладкой лась тем же тузлуком, и А. ТАШЛЫКОВ. Главный механик при- разоавлен- СОВЕТЫ И ЗАМЕТКИ КАПИТАНА YI Как вести промысел От правильного ведения про­ мысла зависит успех в работе. Придя в район лова и начав про­ мысел, необходимо все время' внимательно следить за ходом его. Изучение радиосводок даст возможность частично судить о перемещении косяка и выявить лучшие промысловые глубины. Визуальные наблюдения за рабо­ той других траулеров помогут быстрее перестроить свою дея­ тельность с целью увеличения вылова рыбы. Наблюдение за своими уловами и внимательное прослушивание совещаний капи­ танов дает возможность судить о распространении косяка, его дви­ жении, пкще рыбы, грунтовых условиях. Если рыба питается сельдью или мойвой, то обязательно в ночное время она будет совер­ шать вертикальные миграции. Они иногда бывают настолько значительны, что иосле дневных подъемов в 5 — 10 тонн,ночью со­ вершенно ничего в трал не попа­ дает. Перемещение пищи (сельди или мойвы) вызывает горизон­ тальные миграции косяка. Как правило, они происходят в ноч­ ное время. Это вызвано тем, что утром косяк рыбы опускается к грунту и не следит за перемеще­ нием нищи. Когда вечером косяк поднимается за пищей, не найдя ее, он начинает совершать гори­ зонтальные миграции в поисках пищи. Поэтому необходимо сле­ дить за перемещением сельди или мойвы, так как это скорее наве­ дет вас на рыбу. Мойвой и селедкой, в основном, питается треска ровная и круп­ ная. При облове мелкого ассорти­ мента трески вертикальных миг­ раций почти не наблюдается. Если пища капшак, то косяки рыбы более устойчивые. Отсутствие всякой нищи свиде­ тельствует о том, что косяк дол­ го стоять не будет и возможно постоянное его перемещение. Не­ обходимо определить, куда он двигается. Иногда косяки рыбы в ночное время отходят от берегов, поднимаясь в средние слои воды, хотя это не связано с питанием. Такие случаи наблюдаются у Канина и Рыбачьего. Изменение ассортимента рыбы также указывает на перемещение косяка. В голове его идет круп­ ная рыба, потом ровная и за ней мелкая. Если в уловах преоблада­ ет средний ассортимент, то мож­ но считать, что вы находитесь в середине концентрации. Если пос­ ле этого стал увеличиваться про­ цент мелкого ассортимента, то значит косяк проходит под вами. Не ждите резкого снижения уло­ вов, а зная, куда двигается ко­ сяк, идите в том направлении, пока не улучшится ассортимент. Попадание в трал акул — серьезный признак, что косяк уже прошел. Увеличение попада­ ния ерша и зубатки говорит о том, что вы логите не кссяковую, а местную рыбу. Поэтому быстро перестраивайте свою работу. Помните, что крупная рыба более подвижная, чем ровная и мелкая. Она всегда держится больших глубин. Как правило, совершая горизонтальные миграции, рыба придерживается определенных глубин. В местных поисках всегда сна­ чала проверяйте те глубины, на _которых ловилась рыба недавно, а потом изменяйте глубины. Если отказала рыба на боль­ ших глубинах, пересадите на бо­ лее мелкие места, делая корот­ кие траления. При работе у бере­ гов помните, что если ветер с бе­ рега, то рыба более устойчивая, а как только ветер с моря, то она сразу же откатывается от берега. В открытых частях моря при усилении или изменении ветра рыба становится неустойчивой, иногда перемещается на ветер, а иногда и под ветер. Это зависит от направления ветра, силы его, нищи рыбы и границ холодных и теплых вод. При работе на от­ дельных банках, где имеются по­ стоянные течения, почти всегда рыба задерживается на склонах банки, обращепных к течению и омываемых им. Например, если постоянное те­ чение на восток, то нужно вести лов на западном, северо-западном и юго-западном склонах банки. Для проверки можно сделать ко­ роткие траления и на других склонах. При работе на склонах, кото­ рые протягиваются через весь район, тоже лучшие уловы быва­ ют на склонах, обращенных к те­ чению. Если течение вдоль скло­ нов, то рыба может быть на обо­ их склонах. Это объясняется тем, что на склонах, не обращенных к течению, фауна менее развита, там происходит отмирание микро­ частиц ввиду меньшей циркуля­ ции придонных слоев воды. При работе вдоль всего Мур­ манского побережья на глубинах до 200 метров лучше работать курсами в восточном направле­ нии и избегать курсов в запад­ ном. При тралении в восточном направлении вы никогда не буде­ те иметь грунтовых задевов и по­ рывов трала, кроме случаев, если трал попадет на посторонний предмет: затонувшее судно, якорь и прочее. При тралении в западном на­ правлении чаще встречаются грунтовые задевы. Для получения хороших пока­ зателей нужно и правильно пла­ нировать режим работы на про­ мысле. Если косяк рыбы-устойчи- вый или малоподвижный, то вы­ брав наиболее лучшие курсы, можно тралировать до 3-х часов, если позволяют грунтовые усло­ вия. Если рыба питается мойвой или сельдью или по другим при­ чинам совершает вертикальные миграции, то работу надо строить иначе. Для того, чтобы опреде­ лить опустилась рыба на старые места или совершила не только вертикальную, но и горизонталь­ ную миграции, утренние трале­ ния надо делать короткие. Утрен­ ний улов 0,5 тонны за 1 час при таких условиях хороший при­ знак, что рыба не ушла, а уже начала опускаться на грунт. Если улов меньше 0,5 тонны, то изме­ ните курсы и передвиньтесь в сторону движения пищи рыбы. При облове таких косяков необ­ ходимо лучше использовать свет­ лое время, следить за работой других траулеров, перестраивать­ ся на лучшие подъемы быстро и только ходом. Всякие перестрой­ ки к рыбе с тралом недопустимы, особенно у Канина и на Копытов­ ской банке. Ночное время старайтесь ис­ пользовать на уборку рыбы, ре­ монт тралов и механизмов. При работе только в светлое время лучшие успехи дают траления но одному или по полутора часов. В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Ку­ ренка». «||111>м г г м н П п н г 1 г п 1 * н г п * '( > м 'м | и 1 п РЫБНЫЙ МУРМАН 18 января 1958 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz