Рыбный Мурман. 1958 г. Январь.
Вожак молодёжи С хорошими показателями закончил прошлый год кол лектив рефрижераторного траулера «Свердловск». За успехи в работе экипажу корабля вручены на вечное хра нение памятный вымпел Мурманского совнархоза и обл- совпрофа, а также Почетная грамота управления рыбной промышленности совнархоза и обкома профсоюза работ ников пищевой промышленности. Многие члены команды награждены почетными грамотами облисполкома и обко ма партии, совнархоза и облсовпрофа. Почетной награды удостоен матрос секретарь су довой комсомольской организации Петр Соловьев. Яв ляясь передовиком социалистического соревнования, он личным примером вдохновляет молодых моряков на само-\ отверженный труд. На снимке: матрос секретарь судовой комсомоль ской организации траулера «Свердловск» Петр СО ЛОВЬЕВ. Фото С. Иванова. Вот что Еявшавт тш выполнять план (Второе письмо с отстающего корабля) Об организации разноглубинного лова сельдив СевернойАтлантике же конструкции, но по размеру 1 2 X 1 1 * По уЛО-'ВИ/СТРОСТИ они примерно одинаковы. Трал 1 2 X 1 1 имеет достоинства и не достатки. Его достоинством яв ляется то, что он легче трала 1 2 X 1 2 и обеспечивает боль шую скорость при использова нии одной и той же мощности двигателя; недостатком будет относительная сложность в изготовлении, как трала не симметричного. Тралы симметричные и не симметричные практически имеют уловы одинаковые. Не симметричность конструкции явилась предпосылкой для мас сового брала в изготовлении, который допущен тралово-таке лажной мастерской (начальник то©. Макшеев). На всех кораб лях нашего типа, находящихся на сельдяном лову, вынуждены исправлять ошибки, допущен ные мастерской. На «Витебске» все три трала были изготовле ны с большими отступлениями от чертежа. Подборы оказались длиннее или'короче на 1 , 5 —2,5 метра по сравнению с черте жом. Нижние пласти поставле ны на боковые, боковые — на верхние, топенанты мешка длиннее ш 0 ,5 метра и многое другое. Для приведения в отно сительно нормальное состояние были потеряны многие сутки промыслового времени — / и так на -каждом корабле. По нашему мнению, впредь нужно строить тралы сим метричной конструкции 1 1 X 1 1 . которые по улавистости не уступают другим тралам (тра лом 1 1 X 1 1 работал РРТ-246) и просты по изготовлению. Ячея сетной части послед ней пласти трала и ячея конус ной части мешка должны со ответствовать размеру рыбы. ризонтальные рыбсискатели, сделали большую услугу моря кам средних траулеров по обе спечению их хорошими косяка ми. В то :ке время на наши ко рабли поступило много жалоб о том, что мы мешаем дрифтер ному промыслу. Большинство жалоб являются необоснован ными. Все свои промахи и свя занные с этим потери прошзо- оружения по различным причи нам капитаны некоторых сред них траулеров стремятся спи сать за счет кораблей траловой группы, составляют фиктивные акты на повреждения сетей тралааш. Капитаны средних траулеров №№ 2 37 и 4 3 1 тт. Белозеров и Буркоз предъяви ли, например, жалобу на псгрыв сетей траулером «Витебск». Мы же в это время в течение 1 2 часов вообще не спускали трат, занимались его передел кой. Таких случаев много. Вопрос регламентации двух видов промысла — большой и важный и требует немедлен ного решения. Скажу лишь одно: работать совместно тра лом и дрифтерными сетями в одном районе можно вполне безаварийно в любое время суток. Для этого нужно стро жайше выполнять правила обеими сторонами; на кон цах порядков сетей обяза тельно иметь требуемый инст рукцией огонь, которого, кста ти. не имеют почти все суда; оборудовать наши корабли мощными прожекторами, вве сти сигнал, определяющий'род работы СРТ: постановку или выборку сетей. Несколько слов об оперативности лова В двенадцатом рейсе траулер «Гатчина» пробыл на промысле вместо обычных двадцати только 16 суток. Что же вынудило эки паж, не выдержав установленного срока плаванья, вернуться га порт с полупустыми трюмами? Причи на заключается в тол, что стар ший механик Прохоров с вопию щей безответственностью относит ся к порученному делу. Беспробудно пьянствовал Про хоров в порту и, естественно, не следил за ходом ремонта судна. Когда пришло время принимать корабль от береговой бригады и отправиться в рейс, только тогда выяснились серьезные недоделки в ремонте. Судно для устранения неисправностей, обнаруженных очень поздно, было задержано на четырнадцать часов. А за это время мы могли бы поднять пять тралов. Еще возмутительней поступок Прохорова, совершенный в Тюва- губе, куда траулер прибыл на по полнение водой и льдом. Там он устроил настоящую попойку, в которую втянул второго и треть его механика, старшего машини ста и других членов машинной команды. Судовые механизмы оказались без присмотра. Можно было ожидать, что или котлы взлетят -на воздух или топки сов сем загаснут. И в состоянии ожи дания такой катастрофы мы про стояли в Тюва-губе целые сутки. И, наконец, уже на промысле выяснилось, что из-за системати ческой пьянки старший механик не следил за пополнением кораб ля топливом и водой. И вот ре зультат: один из бункеров был недогружен углем, пресной воды было взято также меньше, чем требовалось, и потому с промыс ла пришлось вернуться на чет веро суток раньше, рейсовое за дание было выполнено только на 55 процентов. Обсудить эти безобразные про делки Прохорова собрался весь экипаж. С большим возмущением высказывались *о неблаговидных поступках старшего механика, тормозящих работу коллектива, капитан тов. Б|РИжан-Лобас, пер вый помощник каш таиа тов. Куз нецов и другие члены экипажа. И как же воспринял Прохоров эту справедливую юритику? Вместо того .чтобы чистосердечно признать свои ошибки, он начал .возводить злопыхательные сплетня против тов. Кузнецова и других выступавших с критикой в его адрес, пытался помешать первому помощнику капитана в проведе нии политико-массовой работы. Эти потуги пьяницы и клеветни ка оказались, конечно, тщетными. Коллектив за ним не пошел. Его физиономия всем морякам ясна. Не ясно одно: почему этому пыннице доворяют руководство ма шинной командой. Разве можно допускать таких лиц к сердцу корабля — судовой машине? А. ЛОШКАРЕВ. Матрос траулера «Гат чина». - IV Время траления Время траления, в основном, зависит от грунтовых условий и мощности концентрации рыбы. Иногда бывают непредвиденные случаи, когда траление укорачи вается или удлинняется. В траловом флоте, в основном, промышовое траление длится 2 4 ?jca. Бати за это ьчремя улов рыбы составляет 2 — 5 тонн, то удлинять траление с целью уве личения улова не надо. Бели же уловы составляют свыше 5 тоня, то лучше сократить следующие траления до полутора часов, так как улевы 6 — 1 0 тонн затрудня ют подъем трала и при волнении •моря можно упустить всю рыбу. При облове окуня большие уловы могут повлечь ?л собой аварию тралов. Бели наблюдается очень мощ ная концентрация, то траления В ноябре—декабре 1 9 5 7 го да экипаж нашего траулера «Витебск» выловил 850 тонн сельди,- из которых 838 достав лено овежеморожеиой, а ос тальная переработана на кон сервы. В истории тралового флота такой улов сельди до стигнут впервые и мне хоте лось бы на страницах газеты высказать свои замечания по организации разноглубинного лша сельди в Северной Атлан тике. Подготовка к промыслу В январе и феврале 19 5 7 го да на расширенных совещани- ях‘' в ПИНРО обсуждались ито ги двух экспериментальных рейсов РРТ «Северное сия ние» и «Витебск», на которых присутствовали кроме научных сотрудников и работники хо зяйственных ■организаций — тралового флота и Главмурман- рыбпрома. Совещания ©скрыли целый ряд серьезных недостат ков в подготовке и организации экспедиций и наметили ряд конкретных " мероприятий на будущий сезон. К сожалению, сейчас можно констатировать, что многие из этих мероприя тий остались не выполнены; больше того. суда, а они теперь уже вышли не в эксперимен тальный, а промысловый рейс, оказались гораздо хуже подго товлены, чем в прошлом. До статочно сказать, что мы в рейс вышли, не имея кабелей и в течение 20 суток работали ка белями из к уш ш старого тро са, которые постоянно рвались. А вертлюги? Ведь всем ясно было, что существующие ваер- ные вертлюга не обладают до статочной прочностью. Когда с тралом машина развивает 1 2 0 об/м и давление на упор ном подшипнике 20 и более тонн, — такой нагрузки сии не выдерживают и ломаются. У нас сломалось 8 вертлюгов, по теряны десятки тонн сельди. Применили простое усовершен ствование — укрепили вертлю ги путем наплавки на уши ренное кольцо каждой обоймы из пруткового железа. Это нам помогло. Верт л ю г и ломались на всех кораб лях. Почему же работни ки промыслового отдела трало вого флота не позаботились об этом раньше? Приведенные выше факты говорят о том, что подготовкой к разноглубинному лову сельди по-настоящему никто не зани мался, О тралах В прошлом сезоне мы рабо тали тралами конструкции ПИНРО 1 2 X 1 2 . Они зареко мендовали себя не плохо, но имели существенный недоста ток — были тяжелы. В послед нее время работали тралами той можно сокращать до 2 0— 30 ми нут. В люоом случае нужно трали- ровать столько, чтобы уловы не превышали 5 тонн. Но это не значит, что нужно удлинять тра ления на хороших грунтах до 4 — 6 часов, а на плохих до 2 -х часов. При работе на плохих грунтах траление ограничивается некото рыми факторами. Если траление проходит на определенной площад ке, чистой от задевав, то трале ние ограничивается -величиной этой площадки. Если же в трал попадают камни или губка, то траление сокращается до часа, а иногда даже до 40 минут. При разряженной, т. е. слабой сырьевой базе, на хороших грун тах траления лучше увеличить до 3-х часов. О совместном дрифтерном и траловом промысле сельди Основной вид промысла в Се верной Атлантике дрифтерный. Плохая работа разведки приво дила к тому, что флот в отдель ные дни концентрировался в 2-х квадратах; здесь скаплива лось несколько сот судов разных трестов и совнархозов. Такая концентрация флота, учитывая низкую квалификацию судово дительского состава СРТ, осо бенно балтийских, неизбежно приводила к множеству промы словых аварий. В этих услови ях работа наших судов была чрезвычайно трудной и мы вы нуждены были искать хорошие концентрации, однако через не сколько чазов оказывались вновь окруженными подошед шими СРТ. Так продолжалось весь рейс. Экипажи рефрижераторных кораблей, имея прекрасные го- Y . Скорость при тралении влечет за собой подтирание меш ков и нижних частей трала. Кро ме того, при меньшей скорости ухудшается работа распорных траловых досок и всего трала. Увеличивать скорость можно, сообразуясь с облове камбалы, и мелкой трески можно увеличи вать скорость до 4-х миль в час. Но в этом случае ваерив .необхо димо давать на 2 марки больше, чем обычно и дополнительно за грузить нижнюю подбору. При загрузке подборы основной груз нужно располагать по крыльям и конусам. Чем тяжелее будет подбора, тем большую скорость Траулеры «Северное сияние» и «Витебск» хорошие подъемы имели уже 2 ноября, однако первые корабли тралового фло та подошли на промысел толь ко 2 1 ноября. Таким образом, облавливать сельдь тралом в этом году опоздали примерно на 20 дней. Учитывая, что срок всего сезона длится около 3-х месяцев, такое опоздание недо пустимо. Кроме этого, непонят но. почему траулер «Н . Остров ский». имеющий рыбсаокатель. был послан на Флемиш-Кап. а траулер «Н екрагоз», не имею щий прибора, отозвали с Фле- миш-Капа на сельдяной промы сел. В результате команда «Некрасова» оказалась в про- лове и ушла в порт. Разноглубинный лов сельди и других пород рыб имеет большое будущее. Устранение недостатков поможет ему за нять должное место в промыш ленном рыболовстве страны. В. ТРЕБУШНЫИ. Капнтан-днректор реф рижераторного траулера «Витебск». можно держать при тралении. При обдеве ровной я крупной трески на плохих грунтах (кам ка, губка) можно увеличить ско рость до 4— 4,5 миль в час, но подбору утяжелять не надо. Необ- Во время работы в районах, где есть течения, нужно помнить, что, идя по течению, следует да вать ваерсв ea 1 — 2 марки боль ше, чем обычно, скорость (оборо- такме же, как три течения, учитывая волнение моря. Идя щмгозз тече ния, не надо удлшять д.тшу ва- еров, т , " В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Ку- рейка». РЫБНЫЙ м у р м а н 14 января 1958 г. 3 стр. Советы и заметки капитана В траловом флоте основная скорость при тралении равна 2 ,8— 3,2 мили в час. На каждом ходило так держать скорость, корабле по плаиширному лагу чтобы трал только временами ка- оиределена ваквсимость скорости сался грунта. При облове окуня траления от оборотов машины в даже на плохих грунтах не надо разную погоду. увеличивать скорость более 4-х Скорость меньше 2,8 мили в миль в час. а лучше уменьшать час не рекомендуется, так как это »ре»я траления. . „ ты) держать ОО^СТсШДОШьОИ. При pgjQOTe ()€3 зубатки, пикши
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz