Рыбный Мурман. 1958 г. Январь.

Вожак молодёжи С хорошими показателями закончил прошлый год кол­ лектив рефрижераторного траулера «Свердловск». За успехи в работе экипажу корабля вручены на вечное хра­ нение памятный вымпел Мурманского совнархоза и обл- совпрофа, а также Почетная грамота управления рыбной промышленности совнархоза и обкома профсоюза работ­ ников пищевой промышленности. Многие члены команды награждены почетными грамотами облисполкома и обко­ ма партии, совнархоза и облсовпрофа. Почетной награды удостоен матрос секретарь су­ довой комсомольской организации Петр Соловьев. Яв­ ляясь передовиком социалистического соревнования, он личным примером вдохновляет молодых моряков на само-\ отверженный труд. На снимке: матрос секретарь судовой комсомоль­ ской организации траулера «Свердловск» Петр СО­ ЛОВЬЕВ. Фото С. Иванова. Вот что Еявшавт тш выполнять план (Второе письмо с отстающего корабля) Об организации разноглубинного лова сельдив СевернойАтлантике же конструкции, но по размеру 1 2 X 1 1 * По уЛО-'ВИ/СТРОСТИ они примерно одинаковы. Трал 1 2 X 1 1 имеет достоинства и не­ достатки. Его достоинством яв­ ляется то, что он легче трала 1 2 X 1 2 и обеспечивает боль­ шую скорость при использова­ нии одной и той же мощности двигателя; недостатком будет относительная сложность в изготовлении, как трала не­ симметричного. Тралы симметричные и не­ симметричные практически имеют уловы одинаковые. Не­ симметричность конструкции явилась предпосылкой для мас­ сового брала в изготовлении, который допущен тралово-таке­ лажной мастерской (начальник то©. Макшеев). На всех кораб­ лях нашего типа, находящихся на сельдяном лову, вынуждены исправлять ошибки, допущен­ ные мастерской. На «Витебске» все три трала были изготовле­ ны с большими отступлениями от чертежа. Подборы оказались длиннее или'короче на 1 , 5 —2,5 метра по сравнению с черте­ жом. Нижние пласти поставле­ ны на боковые, боковые — на верхние, топенанты мешка длиннее ш 0 ,5 метра и многое другое. Для приведения в отно­ сительно нормальное состояние были потеряны многие сутки промыслового времени — / и так на -каждом корабле. По нашему мнению, впредь нужно строить тралы сим­ метричной конструкции 1 1 X 1 1 . которые по улавистости не уступают другим тралам (тра­ лом 1 1 X 1 1 работал РРТ-246) и просты по изготовлению. Ячея сетной части послед­ ней пласти трала и ячея конус­ ной части мешка должны со­ ответствовать размеру рыбы. ризонтальные рыбсискатели, сделали большую услугу моря­ кам средних траулеров по обе­ спечению их хорошими косяка­ ми. В то :ке время на наши ко­ рабли поступило много жалоб о том, что мы мешаем дрифтер­ ному промыслу. Большинство жалоб являются необоснован­ ными. Все свои промахи и свя­ занные с этим потери прошзо- оружения по различным причи­ нам капитаны некоторых сред­ них траулеров стремятся спи­ сать за счет кораблей траловой группы, составляют фиктивные акты на повреждения сетей тралааш. Капитаны средних траулеров №№ 2 37 и 4 3 1 тт. Белозеров и Буркоз предъяви­ ли, например, жалобу на псгрыв сетей траулером «Витебск». Мы же в это время в течение 1 2 часов вообще не спускали трат, занимались его передел­ кой. Таких случаев много. Вопрос регламентации двух видов промысла — большой и важный и требует немедлен­ ного решения. Скажу лишь одно: работать совместно тра­ лом и дрифтерными сетями в одном районе можно вполне безаварийно в любое время суток. Для этого нужно стро­ жайше выполнять правила обеими сторонами; на кон­ цах порядков сетей обяза­ тельно иметь требуемый инст­ рукцией огонь, которого, кста­ ти. не имеют почти все суда; оборудовать наши корабли мощными прожекторами, вве­ сти сигнал, определяющий'род работы СРТ: постановку или выборку сетей. Несколько слов об оперативности лова В двенадцатом рейсе траулер «Гатчина» пробыл на промысле вместо обычных двадцати только 16 суток. Что же вынудило эки­ паж, не выдержав установленного срока плаванья, вернуться га порт с полупустыми трюмами? Причи­ на заключается в тол, что стар­ ший механик Прохоров с вопию­ щей безответственностью относит­ ся к порученному делу. Беспробудно пьянствовал Про­ хоров в порту и, естественно, не следил за ходом ремонта судна. Когда пришло время принимать корабль от береговой бригады и отправиться в рейс, только тогда выяснились серьезные недоделки в ремонте. Судно для устранения неисправностей, обнаруженных очень поздно, было задержано на четырнадцать часов. А за это время мы могли бы поднять пять тралов. Еще возмутительней поступок Прохорова, совершенный в Тюва- губе, куда траулер прибыл на по­ полнение водой и льдом. Там он устроил настоящую попойку, в которую втянул второго и треть­ его механика, старшего машини­ ста и других членов машинной команды. Судовые механизмы оказались без присмотра. Можно было ожидать, что или котлы взлетят -на воздух или топки сов­ сем загаснут. И в состоянии ожи­ дания такой катастрофы мы про­ стояли в Тюва-губе целые сутки. И, наконец, уже на промысле выяснилось, что из-за системати­ ческой пьянки старший механик не следил за пополнением кораб­ ля топливом и водой. И вот ре­ зультат: один из бункеров был недогружен углем, пресной воды было взято также меньше, чем требовалось, и потому с промыс­ ла пришлось вернуться на чет­ веро суток раньше, рейсовое за­ дание было выполнено только на 55 процентов. Обсудить эти безобразные про­ делки Прохорова собрался весь экипаж. С большим возмущением высказывались *о неблаговидных поступках старшего механика, тормозящих работу коллектива, капитан тов. Б|РИжан-Лобас, пер­ вый помощник каш таиа тов. Куз­ нецов и другие члены экипажа. И как же воспринял Прохоров эту справедливую юритику? Вместо того .чтобы чистосердечно признать свои ошибки, он начал .возводить злопыхательные сплетня против тов. Кузнецова и других выступавших с критикой в его адрес, пытался помешать первому помощнику капитана в проведе­ нии политико-массовой работы. Эти потуги пьяницы и клеветни­ ка оказались, конечно, тщетными. Коллектив за ним не пошел. Его физиономия всем морякам ясна. Не ясно одно: почему этому пыннице доворяют руководство ма­ шинной командой. Разве можно допускать таких лиц к сердцу корабля — судовой машине? А. ЛОШКАРЕВ. Матрос траулера «Гат­ чина». - IV Время траления Время траления, в основном, зависит от грунтовых условий и мощности концентрации рыбы. Иногда бывают непредвиденные случаи, когда траление укорачи­ вается или удлинняется. В траловом флоте, в основном, промышовое траление длится 2 4 ?jca. Бати за это ьчремя улов рыбы составляет 2 — 5 тонн, то удлинять траление с целью уве­ личения улова не надо. Бели же уловы составляют свыше 5 тоня, то лучше сократить следующие траления до полутора часов, так как улевы 6 — 1 0 тонн затрудня­ ют подъем трала и при волнении •моря можно упустить всю рыбу. При облове окуня большие уловы могут повлечь ?л собой аварию тралов. Бели наблюдается очень мощ­ ная концентрация, то траления В ноябре—декабре 1 9 5 7 го­ да экипаж нашего траулера «Витебск» выловил 850 тонн сельди,- из которых 838 достав­ лено овежеморожеиой, а ос­ тальная переработана на кон­ сервы. В истории тралового флота такой улов сельди до­ стигнут впервые и мне хоте­ лось бы на страницах газеты высказать свои замечания по организации разноглубинного лша сельди в Северной Атлан­ тике. Подготовка к промыслу В январе и феврале 19 5 7 го­ да на расширенных совещани- ях‘' в ПИНРО обсуждались ито­ ги двух экспериментальных рейсов РРТ «Северное сия­ ние» и «Витебск», на которых присутствовали кроме научных сотрудников и работники хо­ зяйственных ■организаций — тралового флота и Главмурман- рыбпрома. Совещания ©скрыли целый ряд серьезных недостат­ ков в подготовке и организации экспедиций и наметили ряд конкретных " мероприятий на будущий сезон. К сожалению, сейчас можно констатировать, что многие из этих мероприя­ тий остались не выполнены; больше того. суда, а они теперь уже вышли не в эксперимен­ тальный, а промысловый рейс, оказались гораздо хуже подго­ товлены, чем в прошлом. До­ статочно сказать, что мы в рейс вышли, не имея кабелей и в течение 20 суток работали ка­ белями из к уш ш старого тро­ са, которые постоянно рвались. А вертлюги? Ведь всем ясно было, что существующие ваер- ные вертлюга не обладают до­ статочной прочностью. Когда с тралом машина развивает 1 2 0 об/м и давление на упор­ ном подшипнике 20 и более тонн, — такой нагрузки сии не выдерживают и ломаются. У нас сломалось 8 вертлюгов, по­ теряны десятки тонн сельди. Применили простое усовершен­ ствование — укрепили вертлю­ ги путем наплавки на уши­ ренное кольцо каждой обоймы из пруткового железа. Это нам помогло. Верт л ю г и ломались на всех кораб­ лях. Почему же работни­ ки промыслового отдела трало­ вого флота не позаботились об этом раньше? Приведенные выше факты говорят о том, что подготовкой к разноглубинному лову сельди по-настоящему никто не зани­ мался, О тралах В прошлом сезоне мы рабо­ тали тралами конструкции ПИНРО 1 2 X 1 2 . Они зареко­ мендовали себя не плохо, но имели существенный недоста­ ток — были тяжелы. В послед­ нее время работали тралами той можно сокращать до 2 0— 30 ми­ нут. В люоом случае нужно трали- ровать столько, чтобы уловы не превышали 5 тонн. Но это не значит, что нужно удлинять тра­ ления на хороших грунтах до 4 — 6 часов, а на плохих до 2 -х часов. При работе на плохих грунтах траление ограничивается некото­ рыми факторами. Если траление проходит на определенной площад­ ке, чистой от задевав, то трале­ ние ограничивается -величиной этой площадки. Если же в трал попадают камни или губка, то траление сокращается до часа, а иногда даже до 40 минут. При разряженной, т. е. слабой сырьевой базе, на хороших грун­ тах траления лучше увеличить до 3-х часов. О совместном дрифтерном и траловом промысле сельди Основной вид промысла в Се­ верной Атлантике дрифтерный. Плохая работа разведки приво­ дила к тому, что флот в отдель­ ные дни концентрировался в 2-х квадратах; здесь скаплива­ лось несколько сот судов разных трестов и совнархозов. Такая концентрация флота, учитывая низкую квалификацию судово­ дительского состава СРТ, осо­ бенно балтийских, неизбежно приводила к множеству промы­ словых аварий. В этих услови­ ях работа наших судов была чрезвычайно трудной и мы вы­ нуждены были искать хорошие концентрации, однако через не­ сколько чазов оказывались вновь окруженными подошед­ шими СРТ. Так продолжалось весь рейс. Экипажи рефрижераторных кораблей, имея прекрасные го- Y . Скорость при тралении влечет за собой подтирание меш­ ков и нижних частей трала. Кро­ ме того, при меньшей скорости ухудшается работа распорных траловых досок и всего трала. Увеличивать скорость можно, сообразуясь с облове камбалы, и мелкой трески можно увеличи­ вать скорость до 4-х миль в час. Но в этом случае ваерив .необхо­ димо давать на 2 марки больше, чем обычно и дополнительно за­ грузить нижнюю подбору. При загрузке подборы основной груз нужно располагать по крыльям и конусам. Чем тяжелее будет подбора, тем большую скорость Траулеры «Северное сияние» и «Витебск» хорошие подъемы имели уже 2 ноября, однако первые корабли тралового фло­ та подошли на промысел толь­ ко 2 1 ноября. Таким образом, облавливать сельдь тралом в этом году опоздали примерно на 20 дней. Учитывая, что срок всего сезона длится около 3-х месяцев, такое опоздание недо­ пустимо. Кроме этого, непонят­ но. почему траулер «Н . Остров­ ский». имеющий рыбсаокатель. был послан на Флемиш-Кап. а траулер «Н екрагоз», не имею­ щий прибора, отозвали с Фле- миш-Капа на сельдяной промы­ сел. В результате команда «Некрасова» оказалась в про- лове и ушла в порт. Разноглубинный лов сельди и других пород рыб имеет большое будущее. Устранение недостатков поможет ему за­ нять должное место в промыш­ ленном рыболовстве страны. В. ТРЕБУШНЫИ. Капнтан-днректор реф­ рижераторного траулера «Витебск». можно держать при тралении. При обдеве ровной я крупной трески на плохих грунтах (кам­ ка, губка) можно увеличить ско­ рость до 4— 4,5 миль в час, но подбору утяжелять не надо. Необ- Во время работы в районах, где есть течения, нужно помнить, что, идя по течению, следует да­ вать ваерсв ea 1 — 2 марки боль­ ше, чем обычно, скорость (оборо- такме же, как три течения, учитывая волнение моря. Идя щмгозз тече­ ния, не надо удлшять д.тшу ва- еров, т , " В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Ку- рейка». РЫБНЫЙ м у р м а н 14 января 1958 г. 3 стр. Советы и заметки капитана В траловом флоте основная скорость при тралении равна 2 ,8— 3,2 мили в час. На каждом ходило так держать скорость, корабле по плаиширному лагу чтобы трал только временами ка- оиределена ваквсимость скорости сался грунта. При облове окуня траления от оборотов машины в даже на плохих грунтах не надо разную погоду. увеличивать скорость более 4-х Скорость меньше 2,8 мили в миль в час. а лучше уменьшать час не рекомендуется, так как это »ре»я траления. . „ ты) держать ОО^СТсШДОШьОИ. При pgjQOTe ()€3 зубатки, пикши

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz