Рыбный Мурман. 1958 г. Январь.

Беседа об электрификации Крупнейшая в мире Из редакционной почты * (Окончание). D Даже теперь, когда вспоми­ наешь все сделанное, чувству- и города, прокладывать дороги, вести линии электрических пере­ дач, сооружать бетонные, арма­ турные, механические заводы, лаборатории, открывать школы. Е. РЯБЧИКОВ. □ Зимний рейс в Кандалакшу Когда в начале ноября лихтер зов на 140 процентов. Хорошо по- ные баржи доставили к острову отряд бульдозеров. Герои-водите­ ли смело повели свои машины по „ стальным настилам и бревнам в «Селигер» возвращался в порт из трудились в этом тяжелом рейсе ешь, как захватывает дух. уж- лопастнод ТуРбины. Таки* турби- атаку на упрямый островок. Вол- очередного плавания, предпола- боцман тов. Водвуд, матросы тт. но было строить жилые по нь^ только меньших размеров, га, ринувшись на Огорчительный, галось, что судно станет на зим- Новиков и Кульнев, машинист были предварительно созданы для закрывала водой гусеницы ма- ний ремонт. Но в порту было по- тов. Даник, кочегары тт. Павлю- Цимлянской ГЭС, проверены и шин, захлестывала кабины, но лучено распоряжение: нодгото- ченков и Колеватых. Умело руко­ испытаны там в работе. Теперь водители продолжали свое дело: виться для совершения рейса в водил личным составом корабля нужно было создать еще более стальными ножами бульдозеров порты Умба и Капдалакша. капитан тов. Махновскии. мощную турбину той же конст- они срезали последние возвыше- Экипаж сумел быстро подгото- 16 декабря мы вернулись в ния острова и ушли, когда он кс- вить судно к работе в зимних ус- родной порт и каково же было в которых в ходе строительства рукции готовили тысячи мастеров бетона Когда окончилось строитель- чез под пеной клокочущей воды, ловиях, пополнил запасы топлива удивление команды, когда в тече- ство Волго-Донского судоходного Затем началось -перекрытие и воды и 17 ноября вышел в но- ние целых десяти дней на судно канала имени В. И. Ленина и коренного русла Волги. Через вый рейс Мурманск—Умба— Кои- не зашел ни один представитель Цимлянской ГЭС, в Жигули на проран — оставшуюся часть ре- да— Кандалакша. управления транспортного флота, стройку прибыло множество ки — навели понтонный мост, и Плавание проходило в тяжелых Вообще надо сказать, что руково- опытных, талантливых мастеров, по нему двинулись самосвалы, климатических условиях. В нача- дители из управления — редкие освоивших на Волго-Доне самую груженные многотонными бетон- ле декабря начались сильные мо- гости на наших судах. Сожалеет и монтажа, нужно было строить здание ГЭС, плотины, шлюзы... И все это проводилось в таких масштабах, в таком тем­ пе, с такой смелостью и энер­ гией, что перекрывались все на- МРЧРННПР шаньг не было участ- ОСВОИВШИХ Hd DUJ 11 и дип Ldrcyiu и с лпшихипп тп uciun лс дслаирл папалпъо tnaunwc яиъш па на ил vviwhivki ка на к о т о р о м не ставит бы ре- новейшую советскую технику, ными пирамидами и кубами. Ше- розы. Приходилось обогревать за- команда и о том, что в порту Ум- 1 . . . Приток новых сил еще больше ствие самосвалов открыл комму- стывающие механизмы, постоян- ба была плохо организована по- Ьорд ' ускорил темпы строительства нист, лучший водитель стройки но сбивать лед с палубы. Часть грузка и потому мы смогли взять Одновременно подготавлива- куйбышевской ГЭС. Вот несколь- Г. Игнатьев. На борту его маши- пути шли во льдах. только половину груза, предна- лось дно будущего Куиоышевско- показательных, ярких цифр: в ны алел лозунг: «Слава КПСС!». Но трудности преодолены, значенного для Мурманска, го моря. Автору этих строк до- j g ^2 гиду в основное сооруже- Бывший фронтовик вывел наКоманда успешно закончила рейс А. ВОРОЖЕИКИН. •; велось проехать сотни километ- m j g г и д р о у 3 л а был0 уложено бе- мост мощный самосвал и напра-и выполнила как квартальный, Старший механик лнхте- д ра «Селигер ». / РАЗИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ Навсегда остались в моей лось вручную. Работать, конеч­ ных санях бревенчатые избы, переносят линии связи, мосты, железную дорогу. Тут же велись строительные работы: сооружались порты, за- ров по дну этого моря и повсюду тона gg тысяч кубических мет- вился к отведенному месту. Вме- так и годовой план перевозки гру- видеть, как бульдозеры, траншее- р в 1 % 3 _ полмиллия_ сто куз0ва на самосвале стоял л __________ ( копатели, корчеватели, тракторы, jja R rQ ежесу- специальная металлическая ра- скреперы, струги, кулачковые точная укладка бетона достигала ма, она делала его похожим на катки — десятки самых различ- ^ 5 — j 7 ТЫСЯч кубических мет- легендарную военную «катюшу». ных машин — занимались очи- ров ^ честь ^ съезда КПСС Приблизившись со своей «катю-1НИИ, да . ----------------- . ------ - i ГТК011 диа будущего водохранили- здесь дыл установлен мировой шей» к краю моста, Игнатьев"' памяти апрельские дни 1933 го- но, было тяжело. Понятно поэ- . ща. Можно оыло ехать и день, и р е к о р д . уЛ0жен0 в блоки соору- поставил раму вертикально, и с да. Тогда я впертые приехала в тому, с каким нетерпением два, и три по дну будущего во- lg 05Q кубическич мет. Heej высекая искры, ринулся в Мурманск. Поначалу непривет- ждали мы завершения строи- I доема и видеть одно и то же: ма- ^ ft,Tirl.t I nnlPV AXf ™ ш ш о встретил меня заполярный тельотва нового завода. , шины валят деревья, выкорчевы- . машиной Игнатьева или десяткигарод* С залива ДУЛ холодный Это знаменэтельное собьггие кают пни ГК'ПРМЧЯТ на тпяктоп- бетонных заводов оезоста- машиной Игнатьева шли десятка пролизывающий ветер, слабые произошло в 1937 году. Хорсь новочно шли вереницы бетоно- и С0ТПИ ДРУГИХ, 1 сорасы- еще лучи полярного солнца шо шхмню первый день работы возных поездов. Они выходили на вали свои ноши в Волгу. Как ни лишь изредюа пробивались на новом заоод-е. Восхищенные металлическую эстакаду и один ярилась река, как ни раешвыри- сквозь пелену низко нависших ходили мы по большим ов-ет- за invniM оазгпужата в бучкепы вала она бетонные кубы, пира- туч. лым цехам, знакомилась с но- зетеновато-севую miccv О тсюдч ми Ды, «ежи», как ни рассыпала с вокзала я пошла на цро- вым оборудованием. Малшн бы- зеленовато серую массу, отсюда кутшйтппи пмня спект имени Сталина. С яру- ло много, они почто полностью шитнмр лампы емпжтеи пип- ЖИДКИИ бетон шел в блоки С00РУ“ П0/ У \У™“ ТЛ г ™„ I * ДОМ отыскала нужный дом. Все заменили ручной труд работах. * * жения. От процесса изготовления пооедил человек, самая большая (>ни 5 ЫЛИ маленькие, дереаян- Нигде не видно ни допотопных НИ??" бетонной массы до ее укладки к Река в Европе была перекрыта. ные и показались мне похожи- печей, ни реек. Клети с рыбой Затем пришла эпопея монтаж- ми друг на друга. Дома стояли одна за другой движутся во мо- ных работ. Нужно было за корот- в беспорядке, а между ними — норельсу в объемистый тон­ кий срок пустить в ход 20 могу- непролазная грязь. Асфальта нель. где происходит копчение, чих гидрогенераторов тогда не было ни на гла©вой Разгрузка тоннелей, упаковка * магистрали города, ни на дру- рыбы также механизированы. Несколько цифр дадут вамш у я щ в . с ло Д т я ^ !ш представление об этих громадных Но я твердо решила остаться лех- з а время многое изме- машинах. Диаметр вала, соеди- работать в Мурманске и посту- нилось и в моей жизни и в зкиз- U Q l U I U l U l l I 'l U l / V l U л и r v J U JIU.’ II V I I f t стохранилища — места для нере- г * и (Г i бетону не притрагивалась рука ста рыо. Море должно было по- 3 v у А человека: все делали умные и сильные машины. На 4 специальных арматурных заводах машины сваривали метал- дойтн к самой Казани, и гидро­ техники сооружали мощные за­ щитные дамбы для охраны горо­ да, строили большой порт, углуб­ ляли фарватер реки Казанки, ко- лические прутья арматуры, гото­ вили арматурные блоки, которые торая должна была стать суда- ™ ^ ‘ 7 “ ; няющего гидротурбину с генера- п и л а ф ^ р и ч н о ^ ш о д с ^ учи- нГ^о^ода" "ставшего‘мне“ '^ д - крупный порт, способный прини- строительные площадки. Полная тором, 4 метра, вес его ходной. В Ульяновске строился мать не только речные, но и морские корабли. В то лее время на огромной территории вокруг Жигулей за­ благовременно строились заводы и фабрики — будущие потреби- электричеекой механизация арматурных и бе­ тонных работ и обеспечивала не­ виданные темпы строительства. На строительстве Куйбышев­ ского гиганта отличился знатный строитель Волго-Дона электро­ сварщик Герой Социалистическо- тричества» должны были хлы- прославил себя и свою бригаду нуть в Москву, затем на Урал, в экскаваторщик Михаил Евец. За- Поволжье. От Жигулей к Москве 60 тонн. Диаметр рабочего коле- промелькнули два года учебы, кварталы новых, многоэтажных са турбины - 9,3 метра; каж- " ™ Г * 0®’ У«ИЦЫ покРЫЛЙСЬ ас' ЛПР кплрго имг-рт лопаток ве- УД Д направление при фальтом. В пригороде, где мы дое колесо имеет b лопаток^ ве распределеяни. Почта весь наш когда-то собирали ягоды и гри- сящих по лО тонн. Общии вес завод умещался тогда в боль- раскинулись благоустроеи- турбины — 1.550 тонн, а вес шом сарае. Вдоль его стен сто- ные поселки. генератора — 1.500 тонн, следо- яли коптильные печи, напоми- Рядлтя[п Трпапк магтрпгум вательно, каж ая из 20 электри- «ающие обыкновенные русские Хор^ Г^ ивут р^ 0Ч11е на1^ го завода. И главное — они уве­ ренно смотрят в завтрашний день. Это потому, что Комюуаш- стическая партия и Советское тели с энергии ^ Цш л п и п и № « черких машин в сбопе в р с и т более печя- Куйбышевской ГЭС. «Реки элек- го т РУДа Алексеи Улесов, здесь ‘ в оре У одной из таких печей по- 3 тысяч тонн. ставили работать и меня. Вмес- 5 мая 1955 года коллектив те с другими работницами я монтажников установил статор вешала рыбу на рейки. Эти рей- воевали оощее признание подруж- jv.uuvuim v*wivi' ~ ~ х ^ ~ г npoiBH'T'ejiьство проявляют не- ки-электросварщицы Мария Бол- первой турбины на железобетон- «и затем; устаташм вшш .васп е - устаниую шЬ(у^ 0 деЛьаейшеи дырева и Зоя Полякова, водитель ный фундамент, а 29 декабря то- { ^ о ц ^ копч«пм п о д в д к повышении ншзненного уровня самосвалов Г. Игнатьев и тысячи гс же £°Да машина дала промыш- концу, печь тушили и рейки с трудящихся страны. прокладывалась уникальная трас­ са высоковольтной линии элек­ тропередачи. Через леса и поля, - » п on ■*— ^ . —— - j ----- - i— — ~ через реки и зачивные луга заша- ДРУГИХ строителей гидроцентра- ленный ток. через ли суток оыл готовой рыбой относили в со- гали стальные башни с провода- ли- В ЛЮТУЮСТУЖУ ЗИМ0Й» в зной поставлен под нагрузку второй седаее помещение, где ее укла- ми на своих плечах и жару летом, в дожди и метели агрегат. В 1956 году монтажники дывали в ящики. В Энергетическом институте они самоотверженно работали на должны были пустить по плану Как видите, все тогда дела- Академии наук СССР и в других вс<* Участках. 9 электрических машин, а они ----------------------- Сила и сплоченность большого смонтировали и сдали в экеплуа- коллектива строителей особенно тацию 11 агрегатов. Таких тем- трическую энергию из Жигулей ярко проявилась во время штур- пов не знала история энергетики! в Москву. В Тушине под Москвой ма Волги ~ в Дни перекрытия Перед празднованием 40-ле- научные работники проверяли нл « ^ е й реки - осенью 1955 го- тия Великого Октября строители большом макете Куйбышевской да- Нужн?, было полностью ,пе- и монтажники Куйбышевского ги- ГЭС, как будет «работать» это рекрыть ВолгУ и ПУСТИТЬ ес во" ган.та досрочн<1 ПУСТИЛИ послед- гранднозное сооружение на мяг- ды через донные отверстия зда- пни, двадцатый агрегат. ния гидростанции. К тому време- После запуска советских ис- ни уже были готовы шлюзы и кусственных спутников Земли А . ЧИСТЯКОВА. Мастер коптильного за­ вода Мурманского рыбо­ комбината. 3 научных учреждениях велись ис­ следования, как доставить элек- оно нем ких грунтах, не даст ли осадку, не появятся ли на зловещие школа гидротехники давно реши­ ла проблему сооружения гидро­ станций на мягких основаниях — в стране были построены гидроузлы на песках Свири и Дона, но еще не возводилось на мягком грунте столь мощное, тя­ желое сооружение. В Ленинграде напряженно ра- трещины. Советская * г э с : справедливо считать следующий Холодный туман сползал по «чудом XX века» крупнейшую в ущельям, из низко нависших мире, не имеющую себе равных туч моросил дождь, когда сотни Куйбышевскую ГЭС. машин приступили к разбору Сейчас, когда летишь на само- верхних перемычек, ограждавших лете, вокруг Жигулей видишь од- от Волги котлован гидростанции. НУ грандиозную стройку. Куйбы- Случилось так, что из остатков шевская ГЭС заставила строить земляной перемычки образовался новые нефтеперегонные заводы, своеобразный архипелаг остров- новые комбинаты, прокладывать ков, самым большим среди кото- Дороги, тянуть линии электриче- оотали ученые и конструкторы рых был островок Огорчительный,ских передач. Около самой гидро- к , , в w гштпртш Е над созданием сверхмощных гид- Все эти островки нужно было станции выросли корпуса круп- в Брюсселе, которая откроется в (слева) и главный худолыглс В. рогенераторов. Для изготовления уничтожить, иначе они мешали произв°Д' 1958 году, будут представлены об- силысов!СКого маГншгкгаого заво; электрических машин мощностью пропУскУ Волг» через донныей CTBJ цемента 11 шифера- . разцы изделий, изготовленных ма- Киевской области М. И. ДЕН1 105 тысяч киловатт тоеботлпгь верстия- ^Рывать островки бро- Так в делах строителей Куй- стефами фарфоровых заводов 4 кра- СЕНКО осматривают изделия, К( . * сились по колено в ледяную воду бышевскои ГЭС открываются 1 гны. Часть экспонатов уже иге- те=рые отправляются ма выстави TU множество опытов, най- сотни раоочих, шагнули в Волгу светлые дали советской держа- браиа и отправлена в Бельгию. в Брюссель, ги осооо прочные сплавы, разра- экскаваторы, но Огорчительныйвы, вступившей в сорок перши На снимке: художник Полонско- Фото К. Шамшина, оотать новую систему поворотно- оставался на месте. Тогда десант- год своей жизни. го фарфорового завода Хмелышц- Фотохроника Т1СС,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz