Рыбный Мурман. 1958 г. Январь.

Беседа об электрификации Крупнейшая в мире В южном порту г В августе 1950 года радио оповестило страну о решении Советского правительства со- соорудить гигантскую Куйбышев­ скую гидроэлектрическую стан­ цию на Волге. Местом для ^ее строительства были избраны Жи­ гулевские горы, где Волга, про­ бежав по приволью долин и при­ няв в свое русло такие могучие притоки, как Ока и Кама, втор­ гается в лесистые кручи. Резко меняя течение, многоводная река описывает в Жигулях широкую Самарскую дугу и, прорезав ка­ менный кряж, выходит на про­ сторную низменность. На Самарскую дугу обратил внимание еще полвека назад мо­ лодой русский инженер Г. М. Кржижановский. Изучая великую русскую реку, оч пришел к вы­ воду, что крутая излучина в Жи­ гулях может служить отличным местом для строительства гидро­ электрической станции. Чтобы создать проект такой станции, молодой инженер нуждался в серьезном исследовании этих мест, но тут он неожиданно столкнулся с непреодолимой трудностью. Дело в том, что в царской России Жигули явля­ лись частной собственностью и принадлежали графу Орлову-Да­ выдову. В «своих» Жигулях граф мог делать все, что ему угодно. В данном случае ему, вернее, даже и не ему, а его над­ менному управляющему угодно было запретить всякие исследова­ ния Волги в Жигулях. Почему? Управляющий заявил, что «сие дело богу неугодно», что чело­ век не должен идти наперекор природе, тому, как она устроила мир. Слывший тонким эстетом, он, кроме того, заметил, что всякие сооружения испортят натураль­ ный вид первобытной природы Жигулей, утратит «свою пре­ лесть изящный бельведер на верхушке Караульного бугра, устроенный самим владельцем Жигулей графом Орлсвым-Давы- довым». Так на горьком опыте молодой большевик-инженер Г. М. Кржи­ жановский познал, что такое частная капиталистическая соб­ ственность, что такое произвол самодура-хозяина, владеющего рекой и землями. Прошли годы. В молодой Рес­ публике Советов ученый-больше­ вик Г. М. Кржижановский полу­ чил личное поручение от В. И. Ленина разработать с группой специалистов знаменитый план электрификации России — план ГОЭЛРО. Теперь этот план уже давно выполнен и перевыполнен, совет­ ские люди построили могучие тепловые и гидравлические элек­ тростанции, одели в бетон и сталь многоводные реки, возвели на них гигантские плотины. Ис­ пользуя бесплатную силу полно­ водных рек, которыми так бога­ та наша Родина, Коммунистиче­ ская партия направила внимание ученых и техников на покоре­ ние величайшего водного потока Европы — Волги. Но сразу при­ ступить к энергетическому освое­ нию Волги было невозможно: сначала нужно было получить бесценный опыт строительства Волховской, затем Днепровской гидростанций, после чего и нача­ лось невиданное в мире, шир iHoe и поразительное по своей смело­ сти наступление на Волгу. План освоения Волги заклю­ чался в том, чтобы начиная с ее верховий до самого устья посте­ пенно использовать весь водный поток, заставить его вращать расставленные вдоль рели сталь- РЫБНЫЙ МУРМАН 2 стр. 9 января 1958 г. тики капиталистических стран, чтобы доказать «нереальность Е. РЯБЧИКОВ. принятого большевиками плана», □ указывали на то, что мощная ные лопасти рабочих колес гидро- Куйбышевская гидроцентраль бу- турбин. Подобная система распо- дет построена на глинисто-песча- ложения гидростанций — цепоч- ном грунте, в то время как аме- кой по течению реки — назы- риканская школа гидротехники вается в гидротехнике каскадом, утверждала и утверждает, что по- Первая ступень волжского кас- добные массивные сооружения када была создана в верховьях должны возводиться исключи- реки, близ старинной деревни тельно на прочном, скальном ос- йваиьково, по имени которой и новации, иначе строение дефор- назваои первый гидроузел Ивань- мируется и будет разрушено, ковским. Его плотина перегороди- Кроме того, каждый из двадца- ла прежде мелководную реку, не ти турбогенераторов Куйбышев- позволявшую проходить судам ской ГЭС должен иметь мощность даже средней осадки, и образова- более 100 тысяч киловатт, а та­ ла Московское море. Следом за ких турбин-гигантов по тому врс- Иваньковской ГЭС была создана мени в мире еще не существова- Угличская гидроцентраль, а за- ло. Поскольку таких агрегатов тем Щербаковская. Плотины нет, утверждали зарубежные Щербаковской ГЭС создали ог- энергетики, станцию пустить в ромное, по тем временам самое ход нельзя, большое в мире искусственное Наконец, говорили они, если мере — Рыбинское водохранзши- станция каким-то чудом v будет ще. Эти три гидроузла образова- построена, то она обречена на ли часть гигантской «лестницы полное бездействие, так как Украинская ССР. Коллектив Херсонского морского порта успешно выполнил овое обязательство, взятое в честь 40-летая Советской власти на Украине. — 18 .ноября завершил годовую программу. От причалов Херсонского морского порта отходят суда во многие страны. Они везут продовольственные товары, строитель­ ные материалы, машины, механизмы. На снимке: в Херсонском морском перту. Фото Ю. Лихуты. Фотохроника ТАСС. Из 'редакционной почты о электричества» на Волге. После Отечественной грандиозные работы по преобра­ зованию реки возобновились. местная промышленность не в со- войны стоянии использовать мощность станции в 2 миллиона 100 тысяч киловатт, а транспортировать В ОБЩЕЖИТИИ НЕТ ПОРЯДКА Была построена и вступила в электрическую энергию в Москву строй Горьковская гидроэлектри- невозможно: история энергетики ческая станция, образовавшая всего мира не знает примеров, четвертую ступень волжского когда бы ток передавался на рас- каскада. Ныне завершено соору- стояние в тысячу километрсв. жение самой большой в мире — Зарубежных специалистов оза- Куйбышевской ГЭС. дачивало и то обстоятельство, Буржуазная печать окрестила что советский народ решил но- план строительства Куйбышев- строить величайшую в мире гид- скои ГЭС «пропагандистским трю- роэлсктрическую станцию гораз- ком Москвы». Впрочем, так бы- д0 быстрее, чем строили амери- ло и прежде нереальным счи- канцы свою самую большую гид- талось строительство Днепрогэ- ростанцию Грэнд-Кули, которая. са, доменных печей Магнитки и Кузнецка, автомобильных и тракторных заводов, создание авиационной ппомышленности... Видные сиециалисты-энергс- г'1!!!”* Достижение jj учёных как известно, сооружалась 20 лет. Что и говорить, все эти дово­ ды могли показаться многим весьма убедительными, но крити­ ки проекта сооружения Куйбы­ шевской ГЭС забыли о том, что советское общество облазает та­ кими силами, такими преимуще­ ствами перед капиталистическим строем, что способно творить чу­ деса. Научно обоснованный, тщательно продуманный план строительства Куйбышевской ГЭС был горячо поддержан всем советским народом, стройка стала поистнне всенародной, и тысячи рабочих, ученых, инженеров, кон­ структоров принялись за его осу­ ществление. Шумно стало в Жигулях. На место стройки пошли пароходы и катера, потянулись караваны барж со строительными материа­ лами. На волжском берегу снача­ ла появились палатки, зажглись костры, потом засверкали стекла­ ми новые дома поселков. Дорож- :: ~ _ =; ники, вооруженные мощной тех- П' 1 / В прошлом г о - никод проложили первые дороги ду коллектив кафедры эле-:: ii ктрохимических производств:: к строительной площадке, сквозь \z Уральского поллтехническо-::; леса потянули линии элекгриче- j: го института, руководимый:: ских передач, до,кто,ром технических наук :: Пустынные берега Волги разом профессором А. И. Леви-:: превратились в поле великой i? Si битвы строителей. 18 февраля 1951 года — всем, Если бы кто из читателей зашел в понедельник 16 декаб­ ря в общежитие, расположен­ ное в доме № 43 по Подгорной улице, то был бы неприятно удивлен. Вот уже два часа дня, а уборка еще не начиналась. В комнатах грязно, всюду ва­ ляется мусор, так как и вчера общежитие не убиралось. В ту­ алет даже зайти страшно. Комендант общежития за­ крывает глаза эти недостат­ ки. Да и закрепленных кадров комендантов нет. В этом году их сменилось пятеро. А это серьезно отражается на работе всего обслуживающего персо­ нала. В общежитии недавно сдела­ ли одно хорошее дел-о: ста,рые койки заменили новыми, нике­ лированными. Да вот только забыли сменить их в трех ком­ натах. Еще следует сказать о на­ чальнике ЖКО тов. Полутнико- ве. Он о своей личности имеет очень высокое мнение. С рабо­ чими даже не здоровается, а если кто обратится к нему с вопросом, то заявляет: «Здесь у меня не рабочее место, гово­ рить не буду». А . ЕМЕЛИН. Токарь литейного цеха судоверфи. О соусах и поварах Для команд рефрижераторных кораблей, уходящих в море на два и больше месяца, надо бы ши­ ре разнообразить ассортимент продуктов питания. Очень хорошо сдабривает и улучшает вкус пищи соус; он возбуждает аппетит, делает блюдо сочным, украшает его внешний вид. Но на корабли, как правило, не дают тех приправ в достаточ­ ном количестве, из которых мож­ но приготовить соус. Нужны сме­ тана. сушеные ггибы, соя-кабуль, каперцы, гвоздика и корица, чес­ нок, мускатный орех и многое другое. При наличии этого можно приготовлять 2 5— 30 разнооб­ разных соусов. В судовых лавочках желатель­ но иметь растительное масло, реп­ чатый лук, томат-пюре, желатин, при помощи которых мы могли бы готовить дополнительные рыб­ ные блюда (заливную рыбу в то­ мате, в маринаде и т. д.), что внесло Гм разнообразие в питание моряков. Возникает и еще одно пожела­ ние: иметь в траловом флоте по- вара-инструктотг И. ЛЕОНОВ. Старший повар траулера «Северное сияние». По следам наших выступлений технических наук доцента :: А. В. Помсеова, в содруже- :: стве с инженерами и рабочи- :i кто был тогда в Жигулях, хоро- :: ми В ерхяе - П ышминского ме- :: шо запомнился этот день взрывники подняли силой взрыв­ чатки полутораметровый слой :: деэлектрэлитного завода за-j; II кончил разработку нового м е - | гру„ та ш т(щ МССТС) гда пред. : тола 1ЮЛ~че||ия 11 стабилиза-; стояло соорудить здание электри- :: цьи порошкообразной меди.;; ческой станции. После взрыва в За разработку и внедрение н а :: забой встал экскаватор Владими- j; заводе этого метода А. И. Ле-Е; ра Колобаева, и первый ковш вин и А. В. Помосов удостсе-Е: земли был вынут машиной-зомле- :: ны премии имени Менделе е - копом . С этого и началось — I: ва первой степени. :: первый кубометр земли, первый :: На снимке: профессор док-:! кубометр бетона, первая тонна :: тор технических наук А. В. ;• смонтированных металлических :: ЛЕВИН (слева) и доцент кан-Е: конструкций... Стройка разверну- :Едидат технических наук А. В. §: |§ ПОМОСОВ. Ё| |§ Фото Б. Назарова, г; Фотохроника ТАСС. Е,: лась с невиданным размахом, бурно, стремительно, и в этом неудержимом потоке событий ощущались сила и мощь страды. (Окончание следует). «НУЖНЫ НАДЕЖНЫЕ БУИ» Под таким заголовком 19 де­ кабря 1957 года в газете была опубликована статья первого по­ мощника капитана рефрижева- торного траулера «Н. Остров­ ский» toib. Чумак. Начальник управления тралового флота тов. Маевс-кий сообщил, что статья тов. Чумак правильно обращает внимание руководства флотом на создание надежных промысловых буев. С 26 по 30 ноября проводи­ лись испытания новой конст­ рукции промыслового буя систе­ мы MI5M.V. Испытания прошли успешно. Новому бую дана поло­ жительная оценка. В настоящее время заканчиваются реконструк­ торекие работы по улучшению от­ дельных деталей осветительной аппаратуры и в ближайшее вре­ мя будет дан заказ на изготовле­ ние 100 таких буев. Производятся испытания ан­ тенны-отражателя. дающей воз­ можность видеть буи при плохой погоде. В январе эта работа бу­ дет закончена. Перед Управлением рыбной промышленности поставлен воп­ рос о выделении траловому флоту средних рыболовных траулеров для использования их в качестве плавучих маяков. 23 декабря был одобрен разработанный Гипро<рыб- флотом проект переоборудования кораблей под плавучие маяки. «КОГДА Ж Е БУДЕТ БАНЯ НА ЖИЛСТРОЕ» В ответ на заметку, опублико­ ванную под таким заголовком 7 декабря 1957 года, председатея! исполкома Октябрьского районно­ го Совета депутатов трудящихо тов. Макурин сообщил, чт< райисполком обязал начальник СМУ-1 тов. Осипова и главног инженера СМУ-1 тов. Караульпог закончить строительство бами ! сдачу ее в эксплуатацию к перво му мая 1958 года. «УЛУЧШИТЬ ВОДОСНАБЖЕНИЕ Председатель исполкома Ок тябрьского районного Совета де путатов трудящихся тов. Маку рин сообщил, что факты, опубли кованные в заметке под таки заголовком, подтвердились. В данное время водоразборны колонки отремонтированы и утея лены, водой поселок обеспечен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz