Рыбный Мурман. 1958 г. Январь.

* @ Русские рыбаки—отличные море­ ходы • Творчески решать вопросы производства • На подступах к кино-*1 театру „Родина" • Простои да пере­ бежки—и ловить некогда. Инициатива моряков Из редакционной почты, [IIIlllllKIIlllllIKIIIIIIiiKfllIIIBII8IIIIIIIIIIIII1II11IIIIIIIlKlftlllllllllllKIlllIIIIlIIlfKIIIlIIIIIBIIIIIIIllKKKIIIlIIIIIIIKlKlllIIIIIKIIIIIIIILiltll. Портальный кран Промысловики многих рыбо­ ловных траулеров, подводя итоги 1957 гада, изыскивают новые внутренние резервы увеличения добычи рыбы. На производствен- ра отходов и по труоопроводу перекачивать топливо в расход­ ную цистерну. На корабле много воды уходит с паром через воздушный трубо-д Работает просто, красиво, Как будто гигант на манеже. Какая могучая сила, Заложена в этом железе! Смотрите и радуйтесь, люди: В нем ваша творящая мысль, В железо рабочих орудий Вы смело вдыхаете жизнь. А. ВЕЛИГИН. Матрос траулера «Мол­ давия». ных совещаниях они предлагают провод из теплого ящика. Чтобы ряд важнейших организационно- избежать этого, было предложено технических мероприятии. Ос/- установить в системе конденса- ществление этих мероприятий по- ционных танков холодильник для зволит в 1958 году значительно конденсации пара. Осуществление улучшить техническую эксплуа- этого мероприятия даст экономию тацию судов и, следовательно, топлжа, идущего на оиресни- поднять производительность тру- тель, до семи тонн в год. да на траловом промысле. Моряки говорили на совеща- Большой известностью среди промысловиков поль­ зуется экипаж рефрижера­ торного траулера «Некра­ сов». Этот коллектив из го­ да в год множит свои успе­ хи, идет в первых рядах со­ ревнующихся. Достижению успеха способствует хорошо налаженная работа машин­ ной команды. Здесь много производственников, успеш­ но овладевших новой техни­ кой. Среди них — второй механик Анатолий Тнмонин. На снимке — тез. Тимо- ннн на вахте. Фото А. Литвинова. С большой активностью, по-де- нии и 0 ™м, чтобы использовать новке принудительную вентиля- бгеквартропного трала. Опыт ловому прошло производственное П °Д топливо половину жирового цию, так как это создаст нор- эксплуатации «этого трала на совещание моряков штабного по- танка. Надо лишь заглушить в мальные условия для работы нашем судне свидетельствует о искового тоаулева «Север». Чле- перегородках сообщающиеся от- электрооборудования.' больших его преимуществах. К Рыбка ли виновата!? Многие корабли тралового фло­ та возвращаются с промысла в с о ого трау ера « евер ны машинной команды, во главе перстня и провести в одну поло- Расширение ремонта своими тому же он дает экономию герку- со старшим механиком'тов. Пар- ВИНУ танка трубопровод для той- силами тесно связано с повыше- лесового троса, хоменко внесли много ценных лива- Для слива жира требуется нием квалификации плавсостава. На совещании было высказано предложений по улучшению ра- сделать дополнительно две ци- Надо лучше организовать техни- много других ценных предложе- боты траулеров тип* «Пионер», стерны в районе рыбомучной ус- ческую учебу на кораблях. Суде- „ий но использованию внутрен- ™рт с полупустыми трюмами. Особое внимание при обсуждении тановки. Все это позволит удли- ремонтные предприятия должны них резервов траулеров. Работ- Когда спрашиваешь о причинах организационно-технических ме- »‘*ть рейс до четырех с полови- предоставить машинным коман- ннки управления тралового фло- И гчитают ^роприятин моряки уделили уве- ной суток. _ дам право пользоваться инстру- та должны отнестись к ним вни- „ и,, личению длительности плавания Дизельный двигатель номер ментом во время ремонта в порту корабля. три можно использовать не толь- силами экипажа корабля. что этим сказано все. По-мошу, мательно, изучить их и внедрить те К1Ч)'ссылаются только на объ- Г,.йчяг „Я обпа^-ет ко во вРемя СТ0ЯН!,К в но Давно назрел вопрос о созда- на ^ в 19э8 го^ - Это бу' ектавны* причины, яе правы, много птхо?пв масел и томи- и на прРех°Дах н- частично, па нии береговых бригад дизелистов дет содействовать улучшению Разве рыба сама ловить- ;,п „ п^пг.т» лопапятппп » „ пт- промысле, если изменить схему ДЛЯ обслуживания траулеров ти- работы тралового флота. С% 1 Н! главного распределительного щи- па «Пионер» в порту. Производ- та. ственное совещание одобрило В будущем году необходимо предложение капитана тов. Ба­ ся ва при работе сепараторов, в от­ стойных цистернах, после про­ мывки деталей, фильтрации. Зти отходы совершенно не исполь- л ^ зуются. А ведь, если их пустить °™РУДОвать в рыоомучнои уста- чина о внедрении на всех судах в ход, то за год на каждом трау-j лере типа «Пионер» получите?, дополнительная экономия до че-i тырех тоня топлива, так как от-» работанное масло можно сжигать1 в котлах. Для этого машинисты* предложили установить бак сбо-( ----------+ ----------- А. ТУПИКОВ. Первый помощник капи­ тана траулера «Север». Здесь нет порядка\ Для жителей парода не сек рет, что в выходные и празднич­ ные дни достать билеты в кино театр «Родина» очень трудно Но трудность эта существует не для всех. Не так давно в один из вы ходных дней мне пришлось быть свидетелем нескольких любо­ пытных сценсж. показывающих слабую заботу органов милиции по наведению порядка в об­ щественных местах. У кассы розового зала стояла большая очередь. Некоторым желающим попасть в кино цри- В конце октября этого года в наших газетах сообщалось, что. в географическом обществе СССР состоялось научное за­ седание, на котором с сообщением выступил приехавший в Советский Союз участник скандинавской археологической экспедиции профессор университета в Турку (Финляндия) X. Тегенгрен. * Финский ученый рассказал, что совместными усилиями археологов Финляндии, Норвегии, Швеции и Данин на Шпиц­ бергене недавно были произведены археологические раскопки. Удалось обнаружить становище русских поморов-промышлен- ннков XVIII века. Археологи выявили остатки жилищ, подсоб­ ных построек, а также предметы снаряжения, в том числе орудия рыбного и зверобойного промысла. Были найдены так­ же старинные русские веретена и инструменты сапожного производства. Все эти находки вывезены в город Тромсе (Се­ верная Норвегия) н переданы местному музею. Выступавшие на заседании советские ученые поблагода­ рили финского гостя за интересное сообщение. Находка скан­ динавских археологов на Шпицбергене имеет большое значение для изучения истории старинного арктического мореплавания. В связи с этим сообщением наших газет мне хотелось бы Вот пример того, как добывали рыбу в последнем рейсе моряки траулера «Дубоссары». Закончилось время стоянки и порту — надо уходить в чаре. А на судно еще не явились юноше члены команды, в том числе не­ которые лица из командного со­ става. Иова их ожидали, траулер познакомить читателей с теми сведениями, которые известны в нашей литературе о морских промыслах Белого моря и Ле ­ довитого океана, а также те КИСТОРИИ МОРСКОГО ПРОМЫСЛА НАСЕВЕРЕ закреплению за Россией этих районов Севера. Экономическое значение ~ п Мурманских промыслов в простоял на рейде о t чж т . X V— XVI веках было для ино- Опоздавшие прибыли на су~но в странцев велико. За рыбой на нетрезвом виде, поэтому в Тидва- Мурман приходили суда из Гу&е утопили якорь. Й о р ^ л ^ ',ЦШ ^ ч „Г„ОЛЛН * Ие- Не. успели »ыйТ„ . «= гни Датчане, завладевшие в « ' I * - пришлось д ела » аврал. XV веке Норвегией, для более Траловое хозяйство не оыло кая успешной конкуренции в се- следует закреплено на стояике^ в верных портах с англичанами порту, дала течь горловина рыоо- и голландцами, образовали в мучного трюма, которая была шин Вардэ таможенную заставу и х0 задраеяа. Все это пришлось с каждого судна, идущего к доделывать во время аврала. По русским за рыбой на Мурман - прокисла на Цент- брали особую пошлину. В 1774 1 году в Финмаркене занималось РМЬву» шшышшность не раз промыслами рыбы 1300 рус- приходилось останавливать судно ских на 244 судах. Русские и спешно устранять недоделки: тч> промышленники, со- крепить траловые доски, то под- гласно донесению дат- ВЯЗЫР,ать трал‘ ^ а этщх осташв~ ского губернатора Фи- *“ потерял часов промыслового временя. ельдштедта. «добыва- да и сам промысел проходил ли рыбы больше, чем не так уЖ у<щешио. Было не- И. МАТРОСОВ. шлось прождать два—три часа, свеДения. которые мне удалось которые шли скорее англий- подданные короля датского», " ' ' '-- тучя » чаирота тоалл прежде чем купить билет. найти в старинных записках по ских». т. е. в том числе и норвежцы. _ чт„гп «пипяж да лл- Порядка возле кассы не бы- истории судостроения на Сс- Согласно иностранным хро- в 1693 году Петр Великий, - Ппнчим ча­ ло. Многие молодые люди, сре- вере. » ? кам' в конце века на во время своего первого посе- Р У • ди которых имелись и школени- Сведения о морских промыс- Мурманском побережье зани- щения Архангельска, начинает стые заверты трала не встревожи- ки старших классов, без всякого лах в «Полуночных странах на J?a^?°Cb М0РСКИМ промыслом до развивать на Севере промысло- ли колаядоваяие кораоля и егв уважения к старшим, стоящим Студеном море», по выра- <426 русских лодок, приблизи- судостроение. При вторич- партийную организацию. Эти слу- в очереди расталкивали пуоли - жению летописца. доходят тельно с 30000 промышленни- ном посещении Архангельска в чаи ни раду не обсуждались кол­ ку и прорывались к кассе. Если Д« нас с самых древних времен ков. Они приходили на Мурман i 694 году Петр, осматривая лектадвом на производственном со- к'то вздумает остановить их. существования письменных па- весной из оеломорских селении начатое Бежениным судострое- вешании мятников о нашем Севере. Еще и продавали продукцию своего ние и верфи, пожаловал ему Большие потеш п ромы с ло в о го в I X веке население Севера, промысла на иностранные суда. звание корабельного мастера и платило подати князьям Се- Северные промышленники, дозволил ему ежегодно ьыру- вРеме,Ш! привели к тому, верной Руси предметами свое- русские поморы осуществляли бать до 4000 годных на кораб- тРа,Ул^'Р «Дуооссары», возглавля- го морского звероловства. Есть свои морские рыбные и звери- лестроение деревьев Готовые и емь,и капитаном тов. Рядошииым, получит в ответ грубую ругань. II так они добывают билеты по несколько раз. Для чего же? Ответ прост. Вечером, перед началом сеанса, указания, чхо в Заволочье, как ные промыслы не только по спущенные на^ воду суда про- выловил в этом рейсе 398,3 цент- те самые молодые люди^ кото- назывался Север России, нов- всем углам Белого моря и Ле- давались приезжающим гол- нора рыбы вместо 950 центнеров S ппе 1та !^ю Г^купи тГу S i x городс,-Ше выходцы промышля- увитого океана: на Новой ландцам и датчанам. по плану. бил'етьг конечно, по повышен- ™ P“ 6/0’ прис^дине^иГсеве-' Мурман/ Кшинском “ Т у о с Г д В тРетьС ПетРа в Не блещет Успехами « команДа „ой цене. Такие еценки можно J , „ ,J "CKBPC новгородцы нро- Роне. Шницберпоне, но и но ^ o r o e T S « e i I f н 'о бр а™ " Г * " * ' f T ™ ” наблюдать почти каждый вечер. мышляли сами на побережьевсему Финмаркену, Северной п ^ ы г л о и . » Т - ^ашггаи тев. Пурышез). В одш- осооенно в дни демонстрации Ледовитого океана, у «Луко-Норвегии и сами обучали море- надцатом рейсе экипажу было за- новых фильмов. морья» — по летописцу, — ходству и промыслам норвеж- да иобъя в и ч ^ dхангельскому пла.ни ,ровано вылогаить также 950 Мимо ходят взрослые, может впоследствии стали передавать цев. губернатору чтобы вместо ста- Центнеров, а вернулось судно в быт^. соседи по дому, знакомые другим волостям право посы-В конце XV III века в водах, типов судов 1как ладей и порт, имея в своих трюмах лишь родителей, но никто не остано- лать свои «ватаги» к Северно- омывающих берега Шпицберге- * „ .. J T галиоты гука- G29.9 центнера, вит этих спекулянтов кжюбиле- Му морю. Московские князья на, находились до 270 помор- качен’ СТР °ИЛИ галиоты, ryKd у . ^ тами. также выговаривали себе пра- ских судов с общей числен- Ры> кары и флоты, а пока на А ведь могли бы дпоыть и ооль- Большую претензию мы име- во посылать промышленные ностью команды до 2200 чело- старых судах дозволили ходить ше, возможно и плат р^йса вы­ ем к органам милиции, тем бо- ватаги для промысла рыбы и век. По Шпицбергенскому ар- ТОлько два года, по происшест- полнили, если бы не совершили нее что Кировский отдел ее по- зверя. хипелагу было разбросано до вии же срока сего все старые неоправданный переход из Цеит- чещается буквально в трех де- В 1556 году знаменитая анг- 25 русских станов. * ’ рального района на Гушную сятках шагов от кинотеатра лийская экспедиция Стефана Развивая свои рыбные и с УДа истреои, и вновь иных gam „ Бурро, снаряженная для про- звериные промыслы в Ледови- строить не вели, под наказани- » после этого выбу хода вдоль северных берегов том океане на протяжении це- ем штрафа: оное (то есть суд- чтл . Сибири из Европы в Азию лых веков, русские поморы нгЛ пчптк а rnpnv тогп Я1ЯЯ ие BL СИРОТКИН. «Родина». Л. СЕННИКОВ. Первый помощник капи­ тана траулера «Мишу- ков». - „ но) взять, а сверх того вдва удостоверяет, что «русские бы- являлись одновременно защит- 1 г ли смелые и хорошие морехо- никами наших северных границ денег, во что оное стало.» ды, и у них были такие суда, и тем самым способствовали (Продолжение следует). Старшина вахты трау­ лера «Кннешма».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz