Рыбный Мурман. 1958 г. Октябрь.
Рыболовные сеёнеры в Северной А т л а н т и к е рЫБОЛОВНЫЕ сейнеры и промысел в Северной Ат лантике... До недавнего време ни эти два понятия, казалось, исключали друг друга. И в самом деле: если на промысле в Атлан тике нелегко приходится порою не только средним траулерам, но и большим рефрижераторным су дам, то что говорить о сейнерах, этих небольших суденышках, во доизмещением в 100 тонн. Не удивительно поэтому, что по воп росу расширения районов про мысла для судов типа РС-300, по освоению ими новых дальних районов нередко можно было слышать возражения. Руководи телей управления морского лова и самих рыбаков волновало мно гое: какой лучше выбрать пери од лова сельди, как производить швартовку сейнеров в океане к плавучим базам, надежны ли и устойчивы сейнеры при работе в сложных условиях. Правда, летом 1956 года была предпринята первая попытка ис пользовать суда типа РС-300 на промысле сельди в тех далеких районах. Но неудачно было вы брано время промысла, и сейне ры, пробыв в Атлантике июнь и июль, вернулись обратно, так и не выполнив рейсовых заданий. Претворяя в жизнь директи вы исторического XX съезда КПСС о необходимости расшире ния и освоения новых районов добычи рыбы, руководители уп равления морского лова решили в этом гсду вновь послать не сколько сейнеров на промысел сельди. Выбор пал на сейнеры гослова Л1Л? 1001 (капитан тов. Егоров), 5299 (капитал тов. Ку- вакин) и 5302 (капитан тов. Фо мин). Была проделана большая работа по подготовке судов к ра боте в новых условиях. Во вто рой половине июля сейнеры вы шли из Мурманска и взяли курс на Атлантику. На промысле ры баки находились в среднем по два с половиной месяца. В нача ле октября суда возвратились в родной порт. Вот результаты их работы: за время рейсов рыбаки выловили и обработали почти 4 с полови ной тысячи центнеров атлантиче ской сельди. Все три экипажа справились с заданиями. Особен но хорошо потрудились рыбаки сейнера 5302, перевыполнив шие рейсовое задание более чем в полтора раза. На совещании, состоявшемся в управлении морского лова, моряки и руководители управле ния единодушно отметили, что рыболовные сейнеры типа РС-300 могут с успехом работать на промысле сельди в Северной Атлантике. Мореходные качест ва и техническое оснащение этих судов позволяют держать дрифтерный порядок из 60 се тей. Кроме того, выяснилось, что сейнеры можно использовать на дрифтерном промысле даже в те чение круглого года, так как они (как это было на сейнере Л; 1001) в штормовую погоду вели себя лучше, чем средние траулеры. На сейнере № 1001, например, выбирали сети при 8- балльном шторме, а на средних траулерах этого делать не могли. На промысле рыбаки приме нили у себя довольно оригиналь ное новшество. На корме, там, где на сейнерах расположены ко шельковые площадки, они стали укладывать бочки. Площадки предварительно оборудовались оградительными стойками. Это позволило освободить рабочую палубу от пустой тары и помог ло резко поднять производитель ность труда. Итак, промысел группы судов управления морского лова закон чился успешно. Сейчас все три сейнера прошли междурейсовый ремонт и скоро выйдут на лов рыбы в прибрежные районы Ба ренцева моря. В работе рыбаков были и недостатки, которые сдерживали темпы добычи рыбы: не учтен был ассортимент нуж ных сетей с ячеей в 32 милли метра, непрактичными оказались механические сетные ролы, уста новленные на судах. В будущем это необходимо исправить, сде лать ролы откидными, как на средних траулерах. Были случаи поломки эхолотов, намотки сетей на винт, что приводило к потере промыслового времени. Для та ких судов, как сейнеры, имею щих ограниченную площадь ра бочей палубы, желательно иметь сизальский вожаковый канат, а не геркулесовый, так как он скручивается лишь в крупные бухты. Опыт работы трех рыболовных сейнеров решено обобщить и рас пространить на все корабли при брежного промысла, в частности, на колхозные суда. И недалеко то время, когда в Северной Ат лантике рядом с судами «Мур мансельди», тралового флота и государственного лова будут ра ботать и колхозные корабли. На иболее благоприятным периодом для такого лова следует считать август и сентябрь, когда в Ба ренцевом море происходит обыч ный спад промысла донных по род рыб. В. САНИН. ПЕРЕВЫПОЛНИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Коллектив рабочих и инженер но-технических работников холо дильного завода № 2 рыбоком бината в честь 41-й годовщины Октября и XX I съезда КПСС взял на себя повышенное социа листическое обязательство: вы полнить годовой план к 20 де кабря и до конца года выпу стить рыбной продукции сверх плана на 2 миллиона рублей. Это обязательство выполняет ся с честью. План октября пере выполнен 23 числа. План десяти месяцев коллек тив завершил 24 октября. В социалистическом соревно вании лучших успехов добились коллективы смен мастеров • тт. Шубина и Кошелевой. Здесь в среднем выработка на одного рабочего составила 1100 кило граммов сельди в смену, при за дании 900. На 27 октября у нас снизилась выработка из-за плохой отгруз ки готовой продукции. Ее ско пилось больше 600 тонн. Это получилось потому, что отделение железной дороги не дает вагслов. Коллектив завода горит жела нием придти к XX I съезду КПСС с хорошими показателя ми. Е. НИКИФОРОВ , заместитель секретаря це ховой парторганизации хо лодильного завода № 2 . В борьбе за миллион центнеров сельди 21 октября состоялось расширенное заседание базового комитета управления «Мурмансельдь», которое обсудило ито ги работы моряков сельдяного флота за девять месяцев 1958 года. Соревнуясь в честь 41-й годовщины Великой Октябрь ской социалистической революции и XXI съезда КПСС, кол лектив сельдяного флота принял на себя повышенные обяза тельства и вызвал на соревнование Калининградскую сельдя ную флотилию, которая вызов приняла. Моряки сельдяного флота с честью справились с приня тыми обязательствами. План девяти месяцев в количестве 500 тысяч центнеров выполнен на 115,9 процента. За де вять месяцев рыбаки обязались выловить сверх плана 73,2 тысячи центнеров сельди, фактически выловили 89 тысяч центнеров. Промысловый режим флота за третий квартал характери зуется тоже хорошими показателями. На промысле находи лось в среднем на два корабля больше плана. По результатам работы третьего квартала первенство в социалистическом соревновании держит экипаж среднего траулера Л? 438 (капитан Пайкачев И. Г., председатель су дового комитета Киселевко Н. И.). При плане 2725 центне ров он выловил 4419 центнеров сельди, что составляет 162,2 процента к плану. Второе место во флоте занимает средний траулер Уа 831 (капитан Шиманский, парторг Кокшаров, председатель судо вого комитета Шепелев). Этот экипаж выловил 5135 центне ров при плане 2485 центнеров. В соревновании за вылов десяти и более тысяч центне ров сельди участвует. 25 средних траулеров. Первенство сре ди десятитысячников занимают траулеры М!№ 331, 831, 147, 4123, 4202 и другие. На расширенном заседании базового комитета было так же отмечено, что установленный план на третий квартал вы пуска продукции первого сорта не выполнен и даже снизил ся против плана на 9,5 процента. Снижение сортности гово рит об отсутствии контроля со стороны сдаточного цеха. Соль на промысел направлялась крупного помола, не пригодная для употребления. При обвалке сельди она плохо держалась на рыбе и медленно давала тузлук. По итогам социалистического соревнования базовый ко митет принял постановление, направленное на устранение имеющихся недостатков, широкое развертывание социалисти ческого соревнования за вылов одного миллиона центнеров сельди, и одновременно с этим рекомендовал на присуждение переходящего Красного знамени обкома КПСС, облисполкома и облсовпрофа экипаж среднего траулера 438. Кроме то го, руководство сельдяного флота ходатайствует перед об комом КПСС, облисполкомом и облсовлрофом отметить хоро шую работу средних траулеров 831, 4201, 4202, 4222, 683, 4229 и 427. За достигнутые высокие показатели в выполнении годо вого плана добычи рыбы и плана третьего квартала рекомен довано занести на Доску почета газеты «Рыбный Мурман»— 45 человек. Занесено в Книгу почета управления сельдяного флота и базового комитета профсоюза — 19 человек. На об щефлотскую Доску почета заносится 59 человек. 45 человек получили благодарности. Н. СОЛОВЬЕВ , председатель базового комитета профсоюза управления сельдяного флота. ШЩ0ШШ Ш Ш № С большим воодушевлением работают в эти дни тружени ки Мурманской судоверфи. Готовя достойную встречу 41-й годовщине Великого Октября и XX I съезду КПСС, они стре мятся ремонтировать траулеры только в срок и с высоким качеством. НА СНИМКЕ: на слипе судоверфи. Фото М. Алексеева. Больше внимания качеству сельди Коллектив* Мурманского рыбо комбината настойчиво борется за качество выпускаемой продукции. Однако успешной деятельности рыбообработчиков мешает низкое качество полуфабриката, сдавае мого кораблями тралового и сель дяного флотов. Наши заводы по лучают свежую и соленую рыбу, в том числе и сельдь пониженной сортности, а окунь — с глубоки ми порезами и проколами. Доказательством этому служат многочисленные примеры. Так, экипаж траулера «Дубоссары» до ставил в порт 116 тонн соленой рыбы, причем 18 процентов ее было сдано вторым сортом, а утиль, бессортная и с механиче скими повреждениями рыба со ставили 10,2 процента. Еще ниже сортность допустили моряки траулера «Засольщик». Из 124 тонн соленой рыбы вто рой сорт составил 22,3 процента и бессортная — 19, утиль и тех ническая рвань — 1,9 процента. Таким образом, на «Засольщи ке» только немногим больше поло вины полуфабриката оказалось первосортным. Могут ли наши ры бообработчики в таких условиях выпускать продукцию высокого качества? Конечно, нет. Или такой характерный случай. 15 октября команда траулера «Кремль» привезла 398 тонн со леного окуня. Это не так мало, и при высоком качестве полуфабри ката коптильный завод мэг сы выпустить в торговую сеть для советского покупателя много коп ченых балычных изделий. Но после приемки рыбы окуня перво го сорта оказалась только лишь 41 тонна, второго — 148 тонн, а бессортного еще больше — 184 тонны. Да и утиля доставлено 24 тонны. Из чего же заводы комбината будут выпускать хорошую про дукцию, если из 90 тонн соленого окуня, принятого за 17 дней ок тября, одну треть составила оыба, имеющая глубокие проколы и по резы балыков? При разделке та кого окуня для копчения прихо дится срезать много мяса вместе с тешой (почти до позвоночника), и балык получается нестандарт ным. Управлению тралового флота нужно серьезно взяться за сохра нение качества добытой рыбы. И в «Мурмансельди» часты случаи доставки в порт рыбы низ кого качества. Например, средний траулер № 424 привез 51 тонну соленой сельди, из которой рыба с механическими повреждениями и бессортная составила почти треть груза — 27,5 процента. Видимо, на промысле сельди в Северной Атлантике слабо по ставлен контроль за правильной обработкой рыбы. Ее плохо обва ливают солью на рыбоделах перед уборкой в бочки. Об этом можно судить хотя бы по тому, что ПОН вскрытии бочек часто встречают ся слипшиеся вместе рыбины, между ними соль, конечно, уже не попадает. По рядам сельдь со лят неравномерна, поэтому на лае бочки можно обнаружить до 6— 7 килограммов нерастаявшей соли, в то время как в верхних рядах ее нет. На плавучих базах бочки с ры бой хранятся на «стакане», в ре зультате чего 3— 4 верхних .ря да сельди оказываются без туз лука, и на рыбокомбинате такую продукцию приходится перево дить во второй сорт или в не стандартную. Вопросам качества продукции, правильной обработки рыбы нуж но уделять неослабное внимание. Не для того моряки ловят рыбу, чтобы она потом шла в утиль. Р. БОГОМОЛОВА , заместитель начальника про изводственного отдела рыбо комбината. 30 октября 1958 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz