Рыбный Мурман. 1958 г. Октябрь.
По залам краеведческого музея В июне этого года вступило в силу соглашение между Дальне восточным государственным морским пароходством и японской па роходной компанией «Джапан-Находка лайн» о регулярном паро ходном сообщении между портами СССР и Японии. С тех нор в торговом порту Находка побывало немало японских судов. Отсюда в Японию отправляются и советские суда. Уже перевезено много различных грузов для промышленности и сельского хозяйства. На снимке: в торговом порту Находка. Погрузка калийной соли на японский пароход. Фото Н. Назарова. Фотохроника ТАСС. В Мурманском областном крае ведческом музее установлен но вый экспонат: дореволюционное жилище аборигенов Кольского полуострова народа саами — ве- жа ... Вежа — летнее жилище, но на иболее бедные саами жили в ней и зимой. Строилась она просто. На месте возводимого жилья земля очищалась от песка и дер на. С четырех сторон одна на другую укладывались на ребро две байдачины (палки). Над ни ми укреплялись стропила, проме жутки между которыми застав лялись досками. Поверх них для сохранения тепла и защиты от ветра укладывали толстый слой дерна и жерди или хворост. Иногда основание вежи дела лось круглое или шестиуголь ное, поэтому она имела вид усе ченного конуса или пирамиды, а издали напоминала зеленый хол мик. Входить в вежу можно было через очень небольшую, низкую быстро захлопывающуюся дверь. Внутреннее убранство весьма примитивное. Посредине — очаг. Вежа g.-т-: З А Х Р Е Б Е Т Н И К Прихожане переславской церкви однажды за приметили появившуюся среди них новую лич ность. С иконкой на груди и какими-то странны ми бляшками-звездами, прикрепленными к одежде, в церкви стоял длинноволосый и боро датый мужчина. Он обращал на себя внимание не только тем, что был незнаком молящимся, но и своей временами каменной неподвижно стью. Глаза его были устремлены в одну точку, старик как бы не ощущал присутствия других людей. Крестился он истово, резко опускался на колени и бил лбом о каменный церковный пол. — Странник, странник! — зашептали ста рушки. — Божий человек, о божьем помышляет, не о земном, взор в небеса... Кончилась служба, странник вышел на па перть, и там ему стали совать в карманы руб левки и трешницы, а кое-кто расщедривался и на более крупные купюры. Странник поселился в собственном домике одинокой старушки Марии Семеновны Градусо вой. Однако такое общество его, видимо, не уст раивало, и он, когда представилась возмож* ность, перекочевал в дру гой дом, где хозяйка хо тя и в немалых годах, но помоложе Градусо вой. Да и к тому же у нее две дочери: плано вик лесозавода Антони на, тридцати лет, и уча щаяся Тамара — двад цати. Зажил здесь «бо жий человек» неплохо. Сама Евдокия Марковна Житникова чуть ли не молилась на него, дочери преклонялись перед ним. Тамара и подруг своих втянула в группу, составившую ядро почитате лей странника: Зою Ефимову, лаборантку фаб рики кинопленки, Марию Максимову, бухгалте ра горпромкомбината... — Кто ты? — спрашивали старика. — Я раб божий. Ничего не помню, кто я. Нет V меня семьи. Все люди — мои братья. Я мо люсь за тех, кто погряз в суете и пороках. — А как от суеты избавиться? — Надо ничего не делать, а только молиться, тогда и не будет суеты. Заметив, что его личностью стали интересо ваться не только кликушествующие богомолки, странник сделал «ход конем»: наложил на себя «обет молчания». — Отец Николай, — спрашивали его Житни- ковы и другие, узнавшие к тому времени имя «раба божьего», — заговоришь ли ты снова? «Буду ждать голоса бога, когда он разрешит отверзти уста мои», — отвечал странник пись менно на клочке бумажки. И пошла по темным углам, по старушечьим аомикам и комнатушкам «слава» об этом стари ке, как о святом человеке, чуть ли не как о но вом мессии — Христе. Правда, однажды «раб божий» был близок к провалу, но ловко вывер нулся. Во сне он вдруг стал... матерщинничать. — Что же это ты, отец Николай, делаешь? — недоуменно спрашивала Житникова. — Нехо рошими словами ругаешься, в грех впадаешь? «Молчи, мать, — письменно потребовал стран ник. — Я воевал с нечистым духом, против бе са ратоборствовал». Одевали, обували, поили, кормили, а порой и' винцом снабжали этого здорового и сильного человека некоторые сердобольные переславские женщины... И вот о«тец Николай» заговорил, снял с себя «обет молчания». — Почему вы пришли в Переславль? — Я странник. Не доходя до Переславля бы ло мне видение богородицы. Она велела оста* новиться там, где в церкви есть покров божьей матери. А в переславской церкви покров и ока зался... Мы интересуемся деталями столь редкостно го случая — видения богородицы, но Николай Михаилович Петюк, как в действительности зо вут эту личность, «замыкает свои уста», предва рительно заметив, что о «таких вещах говорить ни с кем не подобает». Ну, ладно, нетактично настаивать на раскры тии небесных секретов. Однако жизнь Петюка до прихода в Переславль секретом не являет ся. Оказывается, вопреки заверениям своим по*» клонницам разного возраста сей «раб божий» отлично помнит, где родился и жил, что делал до пятидесяти лет. Выяснилось, что и семья у него есть: жена и взрослые дети, оставшиеся в деревне Ятра, Кореличского района, Гроднен ской области. Жена Петюка Елена Михайловна пишет: «Почему он забыл свою семью? И что ему ме шает на родине?». В самом деле, почему он сбежал из родной деревни? После войны Петюк не захотел вступить в колхоз, упорно цеплял ся за свое хозяйство и семье не давал работать в коллективе. А потом надумал бродяжничать, жить паразитом, на чу жой счет. Выдавая себя за монашествующего, пуская пыль в глаза страннической бутафори ей: иконками, звездами, длинными волосами и бородой, под которой скрывалась отнюдь не старческая личность, —• он сам тунеядствовал и других подбивал на это, разглагольствуя о «су ете земной», о том, что «надо только молиться и ни о чем, кроме как о боге, не думать». — Вас Житняковы и другие почитали за святого? — спрашиваем мы Петюка. — Вы-то сами верили в это? — Ну, какой я там святой! Это они сами выдумали. — А как же вы говорили Градусовой: «Когда умрешь, возьму тебя к себе на небо»? — Почему бы не потешить старушку? Пусть помечтает о небе. Из Гродненской области по сложному марш руту добрался Николай Петюк до Переславля. — Везде меня люди выгоняли, — сокрушает ся «раб божий». — В Переславле же тихо. Да, нелестная характеристика в устах про ходимца. Он в течение четырех лет мутил воду, дурачил не только старух, но и молодежь, а у некоторых переславских жителей были словно шоры на глазах. Давно бы надо разоблачить его, вывести на чистую воду, сорвать с него ли чину «святости». Надо решительно очиститься от захребетник ков, подобных Петюку. Н. ИВАНОВ. Огонь в нем поддерживался бес прерывно. Зимой это делалось для отопления помещения, а ле том с целью воспрепятствовать комарам и мошкам проникать че рез единственное отверстие в ве же сверху. Размеры вежи не позволяли стоять в ней в полный рост. Это можно было сделать лишь под отверстием, куда выходил дым. Пол отсутствовал. Прямо на землю клали ветви деревьев, а поверх их шкуры оленей, на ко торых спали. Места напротив очага и двери считались почет ными. Вообще все места в веже были строго распределены между членами семьи. Занимать чужое место считалось не только не вежливо, но и неудобно, так как лишнее передвижение в веже до ставляло большие неудобства окружающим. Место, где хранилась посуда, продовольствие, считалось свя щенным. Здесь же в веже хранились одежда, обувь, сети и т.д. Между двумя соседними стропилами на высоте одного метра прибивали поперечную палку, на которую вешали для просушки одежду, обувь, сети. Отсутствие пола, обилие вещей домашнего обихода, постоянный дым приводили к распростране нию насекомых, грязи, копоти. Особенно широко "были распро странены простудные заболева ния и воспаление слизистой обо лочки глаз. А. ШВЕЦ, заведующая отделом доре волюционного прошлого. Г. ТАРАН, научный сотрудник музея. ФЕРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В сельхозартели имени Ленина Ал- ты-Арыкского района имеются хорошо оборудованные полевые станы. На снимке: полевой стан 10-й бригады колхоза. Фото Р. Шамсутдинова. Фотохроника ТАСС. Три тысячи миль на учебном судне После двухмесячного плавания в Баренцевом и Белом морях в Мурманск возвратилось учебное судно «Георгий Ратманов». На его борту проходили практику курсанты Высшего мореходного училища. Будущие моряки приобрели за время плавания необходимые морские навыки, научились уп равлять паруими, несли судовые вахты, освоил*: такелажные и другие работы. В конце плава ния курсанты успешно сдали за четы. КРАСНИКОВ, 1 -й помощник капитана учебного судна «Георгий Ратманов». tnn; тбцдамшьа С ! .Г О \Н.ц И З Ч Ы И РЛ о ДОМ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ С. М. КИРОВА. Сегодня и завт ра в кинозале чешский фильм «Легенда о любви». Сегодня для учащихся киноутренник «Рожден ные бурей», начало в 14-15, завт ра кинофильм «Призвание», нача ло в 10 часов. Сегодня эстрадный концерт московских артистов. О ОБЛДРАМТЕАТР (в поме щении Дома культуры имени С. М. Кирова). ^Завтра днем «В поисках радости». В 19 часов начнется вечер отдыха молодежи, в программе вечера спектакль «Дальняя дорога». До начала спектакля и в антрактах играет оркестр. О КИНОТЕАТР «РОДИНА». Сегодня и завтра в розовом зале новый фильм «Его время придет», в голубом зале «Кому улыбается жизнь». Завтра для детей «Рита». О КИНОТЕАТР «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» . Сегодня и завтра в розовом зале новый китайский фильм «Песня пальмовой рощи». В зеленом зале новый фильм «Моя ошибка». О КЛУБ «СТРОИТЕЛЬ». Зав тра для детей кнноутренник «На графских развалинах». В 14 часов лекция «Дальневосточная проблема». После лекции про смотр телепередачи. В 20 часов начнется вечер физкультурников, Редактор Н. К. ВАЛ КИН. —т - - “ “ “ ,М Принимается подписка " на газету „РЫБНЫЙ МУРМАН“ Ml ■I «I■I S!ш■I в: ■I ■< ■!at ■I ■I ■f I « ■I■I ■I ■I ■I ■I ■ I ■ I на 1959 год Газета выходит три раза в неделю Подписная плата: на 12 месяцев — 23 р. 40 к., на 6 месяцев — 11 р. 70 к., на 3 месяца — 5 р. 85 к., на 1 месяц — 1 р. 95 к., Подписка принимается во всех отделениях связи, обще ственными уполномоченными на предприятиях и в учрежде ниях и непосредственно в ре дакции. Подписывайтесь до конца го да. Это обеспечит бесперебой- ную доставку газеты на дом . I*!■ la I* laia 1Ш ш ш 18!■ :а 1Я I* 1 Я м \2 jaj 15 октября 1958 года в помеще нии зрительного зала ДМО тра лового флота состоится лекция на тему: «Новое в холодильной технике». Лекцию читает Голубев Б. В.. Начало в 19-00 часов. Приглашаются все желающие. Техкабинет тралового флота. (Газета «Северный рабочий») Адрес редакции: Мурманск, Комсомольская улина, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы партийной жизни, культуры и быта, пнсеч ______________ _____________ _____________28-87, АТС рыбного порта — 4-33, промышленный — 3-9ti, бухгалтерия — 2-75. редактор —20-99 Типография «Полярная правда». Зак. 3650 Тир. 4400~ГТН~03381
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz