Рыбный Мурман. 1958 г. Ноябрь.

Разведчики рЬябнЫх косяков ц А ЗЮЙД-КАПСКОМ жёлобе, го жёлоба. Он давал капитанам что в южной части ба-нки очень ■■куда подошел поисковый консультации о курсах и глуби- много задевов и каменистое дно. траулер «Траверз», стоял сплош- нах, о течениях с норда на вест, Однако командование траулера ной туман. Однако капитан ко- которые обязательно нужно бы- «Украина» не послушало его. ) 1 а( 5 ля Павел Андреевич Ташлы- ло учитывать при ходе с тралом. Зайдя в эту зону лова, команда ков решил приступить к работе, указывал задевистые места во «Украины», попав на задев, не дожидаясь пояснения. На суд- избежание порывов орудий лова, оборвала ваера и оставила на не были включены все электро- Только из-за опасной навита- М°Р СК0М Дне тоал со воору- навигационные приборы: фиш- ционной обстановки было дано жел,гем- Остальные же коллск- .тупа, локатор, эхолот, радиопе-указание группе промысловых кораблей, прислушиваясь ленгатор. кораблей покинуть этот район. к со,ветам разведчика, успешно Осторожно продвигаясь на промышляли здесь до начала говер, судоводители строго еле- ’ Промысловые^ траулеры в шторма. лили за приборами, систематиче-северной части Зюйд-Капа могли Заслуженным авторитетом у ски измеряли температуру во- работать и дольше, рас- промысловиков пользуется эки- ды. И вот в одном из квадратов, сказывает тов. Ташлыков. — но паж поискового траулера «Тра­ па стыке теплых и холодных лля этог9 сюда нУЖ 1 Но было пе- верз». А этот авторитет и ува- нод, фишлупа стала показывать Ревмти пллвмаяк, который^ на- жение завоеваны в уло-рном тру- рыбные скопления. холился на Медвежинской банке, де. Несмотря на двухмесячную — Определите точную глуби- Через каждый чпс. стоя на яко- стоянку в ремонте, коллектив ну, приготовьтесь к спуску тра- Р*1’ ^®як бы работал на пеленг «Траверза» сделал семь реи- ла' — отдал распоряжение свое- кораблям, которые бы могли хо- сов и обнаружил для флота семь му вахтенному помощнику ка-Р °шп ориентироваться и успешно" концентраций рьюы, при обяза- питан. вести промысел. Однако этого не тельстве шесть. Кроме этого, с За первое короткое траление ^ыло сделано только потому, что начала года команда добыла вне на борт бы.то поднято менее пол- плавмаяк не смог подойти сюда плана около 7000 центнеров тонны трески. Более удачным из-за неисправности машины. А трески и окуня, выработала де- оказалюсь второе траление, когда в Результате флот иедоловил сятки тысяч банок консервов, были учтены приливо-отливные тьюячи центнеров рыбы. много рыбной муки и рыбьего течения. Во второй половине последне- жира. Поставив свой буй и продол-Рейса, после пополнения, эки- Неся трудовую вахту в честь жая обследовать район, капитан паж траулера «Траверз» обсле- внеочередного XXI съезда КПСС, Ташлыков сообщил об обнаруже- Доюал Демидовскую балку. И первенство в социалистическом ник рыбной концентрации руко- здссь, в центральной части рай- соревновании держат м.иче- водителю промыслом тов Баса- о^на, коллектив корабля снова Р^ но добыче тов. Орешкмн, ма_ лаеву. По его указанию вскоре обнаружил рыЛную концентра* тросы тт. Первбев, Попов, мастер гюла полошет тпяутрп «Жичл- Цию и сообщил об этом щкнмыс- по обработке рыоы то*в. Иванов »а» начавший 7слешш* “по- л т т т . Сразу ж , сюда по,.- . ш т « . мысед. Затем в эту зону ловашлн траулеры «Скумбрия», «Ва- Воодушевленные тезисами до- прибыли еще 9 кораблей. Уловы енга», «Лоцман» и другие. За клада товарища, Н..С. Хрущева :« двухчасовое траление дохоли- двухчасовое траление они брали на AXI съезде КИы, «Контроль- ,™ от 1,5 до 3 тонн и позволяли До Двух тонн золотистого окуня ные цифры развития народного не только выполнять, но и пере- ^ щжиссыо окуня-клклвача. хозяйства СлА/г на 195У 1Уоэ выполнять суточные задания И здесь калитан-поискотаве годы», дружный, работоспособ- рыбодобычп. П. А. Ташлыков давал судоводи- ны“ коллектив траулера « 1 ра- Мояодой, но уже хорошо осво- телям промысловых судов цен- верз>> дал ®ло®о обнаружить до ившмй поисковое дело, капитан ные советы, как лучше вести об- Kt"Hua года еще одну промысло- то». Ташлыков все время держал лов концентраций, указывал вую концентрацию и выловить пвязь с промысловиками, подо- курсы, глубины, задевистые ме- Н€ менее центнеров рыоы. шедшими на север Зюйд-Капско-ста. Например, он предупреждал, Б* "ЕРВО В . Соревнование продолжается В новых перспективных районах Особенно целесообразно было бы использовать в проли­ ве Девиса наши промысловые траулеры типа «Кремль». Из райэна Ньюфаундленда эти корабли зачастую привозят ры­ бу* пониженной сортности, из-за значительной жирности оку­ ня и высокой температуры в трюмах. В проливе же Девиса забортная вода значительно холоднее, а в уловах преобла­ дает треска. Кратковременный промысловый успех в проливе Девиса имели отдельные траулеры типа «Пушкин» летом прошлого года. Однако пока мы не можем считать этот важ­ ный район достаточно освоенным. Весьма благоприятная промысловая обстановка периоди­ чески складывается в Датском проливе и у Восточной Грен­ ландии. Промысел и исследования в этих районах ведут пре­ имущественно Исландия и Ф Р Г . Основу уловов составляет здесь морской окунь, в весенние месяцы могут успешно ис­ пользоваться концентрации нерестовой трески. Правда, усло­ вия работы флота у Восточной Гренландии исключительно сложны — туманы, айсберги, задевистые грунты. Возмож­ ность эффективного промысла в этом районе доказана в не­ скольких рейсах траулера перспективной разведки «Запад». Летом текущего года побережье Восточной Гренландии и Датский пролив обследовало экспедиционное судно ПИНРО «Севастополь», выполнив детальную гидрологическую и ба­ тиметрическую съемку. У побережья Исландии наши поисковые и исследователь­ ские корабли еще ни разу не обнаружили очень плотных и устойчивых концентраций. Более благоприятная обстановка отмечена на банке Розенгартен, лежащей между Исландией н Фарерами. Там в очень постоянные сроки (нюнь—июль) держится окунь-клювач, гораздо более крупный, чем в рай­ оне Копытова. В текущем году «Севастополь» дважды посе­ тил банку Розенгартен и поднимал в среднем по тонне за час траления. Банка Розенгартен тщательно обследовалась в 1955, 1956 и 1957 годах. Созданы детальные планшеты и опи­ сания — пособия для промысловиков. Банку Розенгартен мо­ гут использовать мурманские траулеры типа «Пионер» и па­ ровые (на жидком топливе). Она лежит как раз на пути траулеров, идущих к берегам Ньюфаундленда. В июне—июле эти корабли должны выполнять на банке Розенгартен попут­ ные траления, с шансами застать благоприятную промысло­ вую обстановку и набрать груз, значительно сократив пере­ ход. Но особенно большое значение банка Розенгартен мо­ жет иметь для Калининграда, для которого она, по сути де­ ла, является ближайшим районом большого тралового про­ мысла. Не следует считать, что не изученные и не освоенные на­ ми районы лежат только за пределами Баренцева моря. В текущем году, например, мурманский промысловый флот ак­ тивно использовал Западный Шпицберген, ранее почти не по­ сещавшийся нашими траулерами. Промысел экуня-клювача в этом году продолжался все лето и осень на глубоковод­ ных склонах Медвежинской банки, между тем как раньше окуня-клювача обычно ловили только в районе Копытова. Однако и сейчас имеются серьезные недостатки в изуче­ нии и использовании новых районов. Прежде всего, корабли (Окончание. Нач. см. в Л 136), перспективной разведки по типу, техническому состоянию 'И вооружению навигационно-поисковой аппаратурой не вполне соответствуют своему назначению. Обладая незначительной скоростью, они почти половину рейса тратят на переходы в район работы и обратно. Большим минусом кораблей пер­ спективной разведки является бортовое траление, требую­ щее много времени на спуск и подъем трала и невозможное при свежей погоде, когда еще способны работать траулеры с кормовым тралением. Траулеры типа «Кремль» имеют очень большой ветровой снос, а потому неудобны для про­ ведения батиметрической съемки, гидрологических станций и других работ. Траулеры перспективной разведки нередко работают вда­ ли от других судов, в неизученных районах с трудными ус­ ловиями плавания. Между тем ни один из них не вооружен надежным радиолокатором. Нет на этих судах и поисковых приборов последних образцов. На двух кораблях («Кремль» и «Запад») отсутствуют гидрологические электролебедки. Давно назрела необходимость в судах, специально сконструи­ рованных и оснащенных для поисково-исследовательской ра­ боты в дальних районах. Но и существующие корабли перспективной разведки не всегда используются целесообразно. Нередко они работают как «пастухи», обслуживая группу промысловых траулеров, а изучение новых районов отодвигается на задний план. Многие капитаны промысловых судЬв привыкли работать лишь при обязательной помощи поисковика. Действительно, это часто бывает необходимо в Баренцевом море, но не на банке Флемиш-кап, все склоны которой почти круглый год богаты рыбой. При временном снижении уловов там требует­ ся только местный поиск, а выполнить его траулеры-рефри­ жераторы могут гораздо успешнее, чем корабли типа «Кремль». Недостаточно плодотворно участвует *в изучении новых районов Полярный институт. Траулеры перспективной раз­ ведки н экспедиционное судно «Севастополь» ив каждого рейса доставляют много ценных материалов, обработка и об­ общение которых ведутся еще очень медленно. Создано ма­ ло промысловых пособий по новым районам, и ни одно из них не издано массовым тираже»!. Почти совершенно отсутствует популяризация работы по освоению новых районов. Если не считать нескольких незначительных заметок в местных газе­ тах, работники Полярного института ни разу не обратились к широким кругам промысловиков, к общественности Мур- мана. До сих пор не налажена своевременная информация о зарубежных исследованиях и промысле в новых районах. Наконец, следует подчеркнуть еще одно, пожалуй, главней­ шее препятствие, мешающее эффективному использованию дальних районов, — малый радиус действия большинства мурманских траулеров. Огромной ошибкой отдела флота Ми­ нистерства рыбной промышленности было пополнение Мур­ манского флота преимущественно тихоходными судами, ра­ ботающими на твердом топливе и лишенными морозильных установок. Будь в составе промыслового флота только одни дизельные траулеры — систематически перевыполнялся бы план добычи рыбы. К. КОНСТАНТИНОВ, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат биологических наук. Третий год соревну­ ются коллективы Мур­ манского рыбного порта и Калининграда. Это соревнование носит жи­ вой характер: мы обме­ ниваемся с калининградцами градцы изготовят и испытают письмами, сообщаем в них друг храпцы мурманских портовиков, другу о ходе выполнения социа- а мы — калининградцев. Лучшие листических обязательств, рас- из них будут приняты для рабо- сказываем о своих трудовых де- ты в обоих портах. У нас успеш- лах. но применяются контейнеры при В этом году представители ка- перевозке бочек на автомаши- лининградских портовиков побы- нах, хотя родиной контейнеров вали у нас, а наши — у них. На- является Калининградский рыб- ша делегация была недавно в Ка- ный порт. лининграде четыре дня. Калининградцев интересуют мс- При первом знакомстве с горо- ханические стеллинги, при помо- дом нам бросилось в глаза боль- Щи которых в Мурманском пор- шое строительство — воздвигну- ту производится выгрузка рыбы тые на многих улицах строитель- навалом. В Калининграде таких ные леса, десятки башенных кра- стеллингов нег. Интересуют их и нов. Значительная часть жилых другие стороны жизни и работы домов, предприятий и учрежде- нашего коллектива, ний давно восстановлена, много На заседании портового коми- зданий построено заново. Пол- тета профсоюза, где подводились ным ходом идет строительство итоги соревнования за девять ме- жилья. сяцев этого года, нашу делега- Нам пришлось побывать во чию буквально засыпали всевоз- вновь построенном Доме культу- можными вопросами, ры для рыбаков. Его помещения Обсуждение итогов выполнения просторны, светлы и удобны, лю- плана переработки грузов и дру- бовно оформлены. гнх показателей коллективов В Калининграде очень много ДВУХ П 0 РТ0В показало, что луч- зелени, она встречается всюду. ши* Результатов в соревновании Очень хороши там парки и скве- Добились мурманские портовики. ры. Несмотря на это, Калинин- 0ни выполнили план погрузо- градцы продолжают работу по разгрузочных работ на ЛО про- дальнейшему озеленению своего центов, сократили стоянку судов города, содержат его в чистоте. под обработкой на 3839 часов, или на 1,4 часа в среднем на Мы детально познакомились с каждый обработанный в норма- рыоным портом и работой его тивное время корабль, повысили коллектива. Порт там строится Bb!pa 6 0TKV на одного рабочего на заново, а на тех причалах, кото- g g процента и снизили себестои- рые эксплуатируются, произво- мость переработки каждой тон- дится выгрузка затаренной сель- ны гр на 6 пр 0 центов. ди с плавбаз непосредственно в баржи, доставляющие ее на ры- Калининградские портовики боприемные пункты, расположен- реализовали план nepepaoiKi ные в гавани. rDV30B всего лишь на 8 | ’7 пр0' Процесс выгрузки сельди в Ка- иента. лининграде аналогичен нашему. Поздравляя нас с победой в Однако захватные приспособле- социалистическом соревновании, ния, так называемые храпцы — калининградские портовики дали разные. Там они изготовлены из слово улучшить свою работу и металлического троса, а у нас из наверстать упущенное, цепей. Мы решили, что Калинин- Было решено продолжать и дальше традиционное социали- ==.— стическое соревнование портови­ ков, посвятив его приближающе­ муся XX I съезду КПСС. А. ПУГИН, начальник отдела труда и зарплаты рыбного порта. Рефрижератор „Севастополь" Ленинград. Соревнуясь в честь предстоящего X X I съезда К П С С , судостроители Балтийского довода имени С. Орджоникидзе одержали новую трудовую победу . Н а семь дней раньше установленного сро­ ка со стапеля спущен на воду го­ ловной рефрижератор, названный именем города «Севастополь ». Н а судне будет смонтирована мощная морозильная установка , способная охладить за сутки до 100 тонн ры­ бы. Н а снимке: рефрижератор «Се­ в а с т о п о л ь » . Фо то Я . Федотова. Фотохроника Т Л С С . 22 ноября 1958 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz