Рыбный Мурман. 1958 г. Ноябрь.
Разведчики рЬябнЫх косяков ц А ЗЮЙД-КАПСКОМ жёлобе, го жёлоба. Он давал капитанам что в южной части ба-нки очень ■■куда подошел поисковый консультации о курсах и глуби- много задевов и каменистое дно. траулер «Траверз», стоял сплош- нах, о течениях с норда на вест, Однако командование траулера ной туман. Однако капитан ко- которые обязательно нужно бы- «Украина» не послушало его. ) 1 а( 5 ля Павел Андреевич Ташлы- ло учитывать при ходе с тралом. Зайдя в эту зону лова, команда ков решил приступить к работе, указывал задевистые места во «Украины», попав на задев, не дожидаясь пояснения. На суд- избежание порывов орудий лова, оборвала ваера и оставила на не были включены все электро- Только из-за опасной навита- М°Р СК0М Дне тоал со воору- навигационные приборы: фиш- ционной обстановки было дано жел,гем- Остальные же коллск- .тупа, локатор, эхолот, радиопе-указание группе промысловых кораблей, прислушиваясь ленгатор. кораблей покинуть этот район. к со,ветам разведчика, успешно Осторожно продвигаясь на промышляли здесь до начала говер, судоводители строго еле- ’ Промысловые^ траулеры в шторма. лили за приборами, систематиче-северной части Зюйд-Капа могли Заслуженным авторитетом у ски измеряли температуру во- работать и дольше, рас- промысловиков пользуется эки- ды. И вот в одном из квадратов, сказывает тов. Ташлыков. — но паж поискового траулера «Тра па стыке теплых и холодных лля этог9 сюда нУЖ 1 Но было пе- верз». А этот авторитет и ува- нод, фишлупа стала показывать Ревмти пллвмаяк, который^ на- жение завоеваны в уло-рном тру- рыбные скопления. холился на Медвежинской банке, де. Несмотря на двухмесячную — Определите точную глуби- Через каждый чпс. стоя на яко- стоянку в ремонте, коллектив ну, приготовьтесь к спуску тра- Р*1’ ^®як бы работал на пеленг «Траверза» сделал семь реи- ла' — отдал распоряжение свое- кораблям, которые бы могли хо- сов и обнаружил для флота семь му вахтенному помощнику ка-Р °шп ориентироваться и успешно" концентраций рьюы, при обяза- питан. вести промысел. Однако этого не тельстве шесть. Кроме этого, с За первое короткое траление ^ыло сделано только потому, что начала года команда добыла вне на борт бы.то поднято менее пол- плавмаяк не смог подойти сюда плана около 7000 центнеров тонны трески. Более удачным из-за неисправности машины. А трески и окуня, выработала де- оказалюсь второе траление, когда в Результате флот иедоловил сятки тысяч банок консервов, были учтены приливо-отливные тьюячи центнеров рыбы. много рыбной муки и рыбьего течения. Во второй половине последне- жира. Поставив свой буй и продол-Рейса, после пополнения, эки- Неся трудовую вахту в честь жая обследовать район, капитан паж траулера «Траверз» обсле- внеочередного XXI съезда КПСС, Ташлыков сообщил об обнаруже- Доюал Демидовскую балку. И первенство в социалистическом ник рыбной концентрации руко- здссь, в центральной части рай- соревновании держат м.иче- водителю промыслом тов Баса- о^на, коллектив корабля снова Р^ но добыче тов. Орешкмн, ма_ лаеву. По его указанию вскоре обнаружил рыЛную концентра* тросы тт. Первбев, Попов, мастер гюла полошет тпяутрп «Жичл- Цию и сообщил об этом щкнмыс- по обработке рыоы то*в. Иванов »а» начавший 7слешш* “по- л т т т . Сразу ж , сюда по,.- . ш т « . мысед. Затем в эту зону ловашлн траулеры «Скумбрия», «Ва- Воодушевленные тезисами до- прибыли еще 9 кораблей. Уловы енга», «Лоцман» и другие. За клада товарища, Н..С. Хрущева :« двухчасовое траление дохоли- двухчасовое траление они брали на AXI съезде КИы, «Контроль- ,™ от 1,5 до 3 тонн и позволяли До Двух тонн золотистого окуня ные цифры развития народного не только выполнять, но и пере- ^ щжиссыо окуня-клклвача. хозяйства СлА/г на 195У 1Уоэ выполнять суточные задания И здесь калитан-поискотаве годы», дружный, работоспособ- рыбодобычп. П. А. Ташлыков давал судоводи- ны“ коллектив траулера « 1 ра- Мояодой, но уже хорошо осво- телям промысловых судов цен- верз>> дал ®ло®о обнаружить до ившмй поисковое дело, капитан ные советы, как лучше вести об- Kt"Hua года еще одну промысло- то». Ташлыков все время держал лов концентраций, указывал вую концентрацию и выловить пвязь с промысловиками, подо- курсы, глубины, задевистые ме- Н€ менее центнеров рыоы. шедшими на север Зюйд-Капско-ста. Например, он предупреждал, Б* "ЕРВО В . Соревнование продолжается В новых перспективных районах Особенно целесообразно было бы использовать в проли ве Девиса наши промысловые траулеры типа «Кремль». Из райэна Ньюфаундленда эти корабли зачастую привозят ры бу* пониженной сортности, из-за значительной жирности оку ня и высокой температуры в трюмах. В проливе же Девиса забортная вода значительно холоднее, а в уловах преобла дает треска. Кратковременный промысловый успех в проливе Девиса имели отдельные траулеры типа «Пушкин» летом прошлого года. Однако пока мы не можем считать этот важ ный район достаточно освоенным. Весьма благоприятная промысловая обстановка периоди чески складывается в Датском проливе и у Восточной Грен ландии. Промысел и исследования в этих районах ведут пре имущественно Исландия и Ф Р Г . Основу уловов составляет здесь морской окунь, в весенние месяцы могут успешно ис пользоваться концентрации нерестовой трески. Правда, усло вия работы флота у Восточной Гренландии исключительно сложны — туманы, айсберги, задевистые грунты. Возмож ность эффективного промысла в этом районе доказана в не скольких рейсах траулера перспективной разведки «Запад». Летом текущего года побережье Восточной Гренландии и Датский пролив обследовало экспедиционное судно ПИНРО «Севастополь», выполнив детальную гидрологическую и ба тиметрическую съемку. У побережья Исландии наши поисковые и исследователь ские корабли еще ни разу не обнаружили очень плотных и устойчивых концентраций. Более благоприятная обстановка отмечена на банке Розенгартен, лежащей между Исландией н Фарерами. Там в очень постоянные сроки (нюнь—июль) держится окунь-клювач, гораздо более крупный, чем в рай оне Копытова. В текущем году «Севастополь» дважды посе тил банку Розенгартен и поднимал в среднем по тонне за час траления. Банка Розенгартен тщательно обследовалась в 1955, 1956 и 1957 годах. Созданы детальные планшеты и опи сания — пособия для промысловиков. Банку Розенгартен мо гут использовать мурманские траулеры типа «Пионер» и па ровые (на жидком топливе). Она лежит как раз на пути траулеров, идущих к берегам Ньюфаундленда. В июне—июле эти корабли должны выполнять на банке Розенгартен попут ные траления, с шансами застать благоприятную промысло вую обстановку и набрать груз, значительно сократив пере ход. Но особенно большое значение банка Розенгартен мо жет иметь для Калининграда, для которого она, по сути де ла, является ближайшим районом большого тралового про мысла. Не следует считать, что не изученные и не освоенные на ми районы лежат только за пределами Баренцева моря. В текущем году, например, мурманский промысловый флот ак тивно использовал Западный Шпицберген, ранее почти не по сещавшийся нашими траулерами. Промысел экуня-клювача в этом году продолжался все лето и осень на глубоковод ных склонах Медвежинской банки, между тем как раньше окуня-клювача обычно ловили только в районе Копытова. Однако и сейчас имеются серьезные недостатки в изуче нии и использовании новых районов. Прежде всего, корабли (Окончание. Нач. см. в Л 136), перспективной разведки по типу, техническому состоянию 'И вооружению навигационно-поисковой аппаратурой не вполне соответствуют своему назначению. Обладая незначительной скоростью, они почти половину рейса тратят на переходы в район работы и обратно. Большим минусом кораблей пер спективной разведки является бортовое траление, требую щее много времени на спуск и подъем трала и невозможное при свежей погоде, когда еще способны работать траулеры с кормовым тралением. Траулеры типа «Кремль» имеют очень большой ветровой снос, а потому неудобны для про ведения батиметрической съемки, гидрологических станций и других работ. Траулеры перспективной разведки нередко работают вда ли от других судов, в неизученных районах с трудными ус ловиями плавания. Между тем ни один из них не вооружен надежным радиолокатором. Нет на этих судах и поисковых приборов последних образцов. На двух кораблях («Кремль» и «Запад») отсутствуют гидрологические электролебедки. Давно назрела необходимость в судах, специально сконструи рованных и оснащенных для поисково-исследовательской ра боты в дальних районах. Но и существующие корабли перспективной разведки не всегда используются целесообразно. Нередко они работают как «пастухи», обслуживая группу промысловых траулеров, а изучение новых районов отодвигается на задний план. Многие капитаны промысловых судЬв привыкли работать лишь при обязательной помощи поисковика. Действительно, это часто бывает необходимо в Баренцевом море, но не на банке Флемиш-кап, все склоны которой почти круглый год богаты рыбой. При временном снижении уловов там требует ся только местный поиск, а выполнить его траулеры-рефри жераторы могут гораздо успешнее, чем корабли типа «Кремль». Недостаточно плодотворно участвует *в изучении новых районов Полярный институт. Траулеры перспективной раз ведки н экспедиционное судно «Севастополь» ив каждого рейса доставляют много ценных материалов, обработка и об общение которых ведутся еще очень медленно. Создано ма ло промысловых пособий по новым районам, и ни одно из них не издано массовым тираже»!. Почти совершенно отсутствует популяризация работы по освоению новых районов. Если не считать нескольких незначительных заметок в местных газе тах, работники Полярного института ни разу не обратились к широким кругам промысловиков, к общественности Мур- мана. До сих пор не налажена своевременная информация о зарубежных исследованиях и промысле в новых районах. Наконец, следует подчеркнуть еще одно, пожалуй, главней шее препятствие, мешающее эффективному использованию дальних районов, — малый радиус действия большинства мурманских траулеров. Огромной ошибкой отдела флота Ми нистерства рыбной промышленности было пополнение Мур манского флота преимущественно тихоходными судами, ра ботающими на твердом топливе и лишенными морозильных установок. Будь в составе промыслового флота только одни дизельные траулеры — систематически перевыполнялся бы план добычи рыбы. К. КОНСТАНТИНОВ, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат биологических наук. Третий год соревну ются коллективы Мур манского рыбного порта и Калининграда. Это соревнование носит жи вой характер: мы обме ниваемся с калининградцами градцы изготовят и испытают письмами, сообщаем в них друг храпцы мурманских портовиков, другу о ходе выполнения социа- а мы — калининградцев. Лучшие листических обязательств, рас- из них будут приняты для рабо- сказываем о своих трудовых де- ты в обоих портах. У нас успеш- лах. но применяются контейнеры при В этом году представители ка- перевозке бочек на автомаши- лининградских портовиков побы- нах, хотя родиной контейнеров вали у нас, а наши — у них. На- является Калининградский рыб- ша делегация была недавно в Ка- ный порт. лининграде четыре дня. Калининградцев интересуют мс- При первом знакомстве с горо- ханические стеллинги, при помо- дом нам бросилось в глаза боль- Щи которых в Мурманском пор- шое строительство — воздвигну- ту производится выгрузка рыбы тые на многих улицах строитель- навалом. В Калининграде таких ные леса, десятки башенных кра- стеллингов нег. Интересуют их и нов. Значительная часть жилых другие стороны жизни и работы домов, предприятий и учрежде- нашего коллектива, ний давно восстановлена, много На заседании портового коми- зданий построено заново. Пол- тета профсоюза, где подводились ным ходом идет строительство итоги соревнования за девять ме- жилья. сяцев этого года, нашу делега- Нам пришлось побывать во чию буквально засыпали всевоз- вновь построенном Доме культу- можными вопросами, ры для рыбаков. Его помещения Обсуждение итогов выполнения просторны, светлы и удобны, лю- плана переработки грузов и дру- бовно оформлены. гнх показателей коллективов В Калининграде очень много ДВУХ П 0 РТ0В показало, что луч- зелени, она встречается всюду. ши* Результатов в соревновании Очень хороши там парки и скве- Добились мурманские портовики. ры. Несмотря на это, Калинин- 0ни выполнили план погрузо- градцы продолжают работу по разгрузочных работ на ЛО про- дальнейшему озеленению своего центов, сократили стоянку судов города, содержат его в чистоте. под обработкой на 3839 часов, или на 1,4 часа в среднем на Мы детально познакомились с каждый обработанный в норма- рыоным портом и работой его тивное время корабль, повысили коллектива. Порт там строится Bb!pa 6 0TKV на одного рабочего на заново, а на тех причалах, кото- g g процента и снизили себестои- рые эксплуатируются, произво- мость переработки каждой тон- дится выгрузка затаренной сель- ны гр на 6 пр 0 центов. ди с плавбаз непосредственно в баржи, доставляющие ее на ры- Калининградские портовики боприемные пункты, расположен- реализовали план nepepaoiKi ные в гавани. rDV30B всего лишь на 8 | ’7 пр0' Процесс выгрузки сельди в Ка- иента. лининграде аналогичен нашему. Поздравляя нас с победой в Однако захватные приспособле- социалистическом соревновании, ния, так называемые храпцы — калининградские портовики дали разные. Там они изготовлены из слово улучшить свою работу и металлического троса, а у нас из наверстать упущенное, цепей. Мы решили, что Калинин- Было решено продолжать и дальше традиционное социали- ==.— стическое соревнование портови ков, посвятив его приближающе муся XX I съезду КПСС. А. ПУГИН, начальник отдела труда и зарплаты рыбного порта. Рефрижератор „Севастополь" Ленинград. Соревнуясь в честь предстоящего X X I съезда К П С С , судостроители Балтийского довода имени С. Орджоникидзе одержали новую трудовую победу . Н а семь дней раньше установленного сро ка со стапеля спущен на воду го ловной рефрижератор, названный именем города «Севастополь ». Н а судне будет смонтирована мощная морозильная установка , способная охладить за сутки до 100 тонн ры бы. Н а снимке: рефрижератор «Се в а с т о п о л ь » . Фо то Я . Федотова. Фотохроника Т Л С С . 22 ноября 1958 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz