Рыбный Мурман. 1958 г. Ноябрь.
Бригада коммуниста Гребцова Хорошо трудится на первом погрузо-разгру- эочном участке рыбного порта бригада грузчи ке , которой руководит коммунист Николай Павлович Гребцов. Дружный, трудолюбивый коллектив один из первых на участке рапортовал о досрочном окон чании годового плана. Где бы ни приходилось работать бригаде, будь это на погрузке или разгрузке промысловых судов, плавбаз, в тесном -взаимодействии с механизаторами она систематически перекрывает сменные задания. Имя передового производственника Николая Павловича Гребцова неоднократно заносилось на портовую Доску почета. По коммуии- сту-бригадиру равняются все члены коллектива. Добросовестно вы полняют порученную работу грузчики тт. Анисимов, Мартынов, Бо гушевич и другие. Сейчас бригада тов. Гребцова несет вахту в честь внеочередного XX ! съезда КПСС. Она дала слово только в срок и досрочно обра батывать рыболовные корабли, подготовить достойный подарок зна менательному событию в жизни нашей страны. Н. Ж УКО В , диспетчер автобазы рыбного порта. На среднем траулере № 438 много хорошо знающих doe дело специалистов. Среди них — радист Николай Алексеевич Дятлов. На снимке — он во время приема радиосводки. Фото П. Быстроумова. . Простои кораблей продолжаются За последние дни в рыбном дение капитана не замедлило от- ждал в Тюва-губе 16 часов! порту скопилось большое количе-рицательно сказаться и на эки- В ноябре неудовлетворительно ство кораблей тралового флота, паже. В результате, ко времени вел работы на кораблях судоре- почти 50 единиц. Редкому кораб- отхода судна на промысел не яви- монтный завод управления рыб- лю удается выходить на промысел лось 7 человек команды, и ко- ной промышленности. Брак и вовремя, по графику. Поэтому не- рабль потерял в порту лишних переделки, особенно в слесарном удивительно, что задолженность 32 часа! цехе предприятия, отняли у мо- моряков перед страной по вылову Траулер «Алупка» простоял Ряков немало промыслового вре- рыбы увеличивается с каждым Ц ноября сверх графика 22 ча- мени. Например, по этой причине днем, сейчас она значительно са. 9 час0в из них было потеряно затянулся ремонт ветрогона с превышает полмиллиона центие- по вине старшего помощника ка- траулера «Красноармеец», срок ров. питана тов. Усова, который не выхода которого на промысел пе- За 11 дней ноября, например, обеспечил получения продуктов в реносился со дня на день. Так и задержка кораблей в порту соста- рейс. вышел траулер из ремонта с вила свыше 500 часов. Сколько 0опозданием против графика на рыбы могли бы выловить за это За последнее время, в связи с ш часа время моряки!новым порядком оформления су- Траулеры «Чайка», «Слава» и 205 часов потеряно флотом Д°вых Р°леи, работники отдела «лавна» также вышли из ремон- только из-за недисциплинирован- каДР°в оказались крайне неопера- та с большпм опозданием против ности отдельных членов экипа- тивными>и по кх вине моряками намеченных сроков. Это состави- жей и задержки с оформлением П0ТеРЯН0 также немало промысло- ло в сложности 158 часов, документов отделом кадров. Слу-вого времени. Из-за оформления Слабая дисциплина части мо- чаи недисциплинированности бы- Д°кУментов. например, «Аесури- pflK0Bi в том числе и командиров ли за это время просто порази- eiJ )> имел ча,:ов простоя, производства, неповоротливость тельны. Причем допускались они <<АлУпка>> и т. д. аппарата отдела кадров, неудов- не только рядовыми, но и команд- По вине отдела кадров часто летворительный ремонт копаб- ным составом траулеров. корабли уходят в море без нова- лей, — все это отрывает у Фло- 7 ноября траулер «Салют» ров, так как их нет в резерве, та сотни часов промыслового вре- должен был идти на промысел по Это, во-первых, создает большие мени, увеличивает его задолжен- «зеленой улице». Однако в море неудобства для моряков на про- ность перед страной. С таким по- он не ушел в назначенное время, мысле, а, во-вторых, тоже при- ложением надо решительно по- так как капитан тов. Ифанов са- водит к непроизводительным про- кончить. мовольно отпустил команду постоям судов. Вот пример с трау- Л. СТЕПУ НИН, диспетчер домам. В результате самочинства лером «Благовещенск». Отдел этого «руководителя» корабль за- кадров направил туда повара держался в порту на 16 с поло- Смирнова. Начальник флота тов. виной часов. Сачков отменил это распоряже- «Отличился» в этот день и ка- ние, так как Смирнова за неодцо- питан траулера «Ерш» тов. Пят- кратные нарушения трудовой ди- ков. Вместо того, чтобы соблю- сциплины нужно было уволить дать в праздник особую органи- из флота. Чтобы снять Смирнова зованность и высокую дисципли- с корабля, за ним был отправлен ну экипажа, он сам напился пья- катер в Тюва-губу. Взамен же по- ным, не вел подготовки к отходу вар послан не б&л. Пока решался в море. Такое недопустимое пове- этот вопрос, «Благовещенск» тралового флота, П. УДА- ЛОВ, сотрудник «Рыбного Мурмана». На трудовой вахте В новых перспективных районах Еще в Ю54 и 1955 годах, когда в Баренцевом море рыба ловилась исключительно хорошо, Полярный институт ставил перед местным и центральным руководством рыбной про мышленности вопрос о систематических научно-промысловых исследованиях в отдаленных частях Северной Атлантики. Точка зрения ПИНРО не всеми воспринималась правильно. В самом деле, — рассуждали многие промысловики, — зачем понадобились дальние районы, когда мощные концентрации трески и пикши облавливаются у самого выхода из Кольско го залива? Ведь к нам, в Баренцево море, ходят промышлять иностранные траулеры; какая же нам нужда покидать осво енные, обжитые квадраты, где хорошо знаком каждый задев? Между тем необходимость изучения и освоения новых районов была весьма острой. Прежде всего, сырьевая база тралового промысла в Баренцевом море подвержена перио дическим колебаниям. В 1954—55 годах флот облавливал очень мощные «высокоурожайные» поколения трески и пик ши. Однако последующее пополнение промыслового стада подросшей молодью было относительно малочисленным. В 1956 и 1957 годах промысел продолжал базироваться на рыбе старших возрастов, запасы которой постепенно умень шались. Но особенно резко ухудшилась промысловая обста новка вследствие похолодания Баренцева моря, вызвавшего западную ориентацию рыбы. В последние два года траловый флот почти не работает в центральных и восточных районах. С 1955 по 1957 год среднегодовой вылов на один паровой траулер и на час траления снизился вдвое. Переживаемое сейчас ухудшение сырьевой базы является, конечно, временным. С подрастанием новых урожайных по колений трески и пикши, с улучшением гидрологического ре* ж и м условия тралового промысла в Баренцевом море вновь станут благоприятными. Однако, чтобы не быть в пролове в период спада промысла, необходимо использовать дальние районы. . Не следует забывать,что ежегодно (даже в годы, наибо лее благоприятные для работы флота) ход тралового про мысла в Баренцевом море испытывает сезонные колебания. Лучшие месяцы — обычно май и июнь, худшие — октябрь и ноябрь. Между тем осенний спад промысла можно было бы Преодолеть, если бы флот в этот период работал в даль них районах. Например, у полуострова Лабрадора разгар трескового промысла приходится именно на осень. Н а ко н ец , в Баренцевом море породный состав траловых уловов очень однообразен. Обычно около 75 процентов годового вылова приходится на долю трески, далее идет пикша. Промысел же окуня приобретает широкий размах только в апреле—мае в районе Копытова. Между тем многие дальние районы дают окунь круглый год. В августе 1956 года траулер-рефрижератор «Свердловск» доказал эффективность промысла в гаком отдаленном от нас районе, как банка «Пушкин». В 1957 году была создана спе циальная картографическая группа, которая сводит данные по батиметрии новых районов, изготовляет промысловые планшеты. Для работы по программе Международного гео физического года в постоянное распоряжение ПИНРО был передан траулер «Севастополь», специально переоборудован ный. В его рейсах приняли регулярное участие работники Гидрометслужбы, Гидрографического управления. В начале текущего года промыеловая разведка была объединена с ПИНРО. Все это создало реальные возможности перейти к широкому наступлению на новые районы. Какие же из них сейчас имеют для нас решающее значе ние, какие наиболее перспективны? Вначале мурманские траулеры-рефрижераторы работали только на банке Фле- мнш-кап, преимущественно на ее юго-западном склоне. Основу уловов там составляет окунь-клювач, с примесью бо лее крупного, золотистого; весною появляется крупная и ров ная преднерестовая треска. Постоянный и довольно замет ный прилов на банке Флемиш-кап составляет белокорый палтус, камбала-ерш, зубатка. К настоящему времени могут считаться освоенными все глубоководные склоны банки Фле миш-кап; повсюду периодически обнаруживаются мощные концентрации рыбы, и промысловый флот обычно, имеет воз можность выбирать место с относительно лучшим грунтом и ассортиментом уловов. Исключительные рыбные богатства банки Флемиш-кап отчасти объясняются тем, что через нее проходит так надры ваемый «полярный фронт» — стык теплых атлантических н холодных арктических водных масс. В зоне полярного фронта обычно создаются благоприятные условия откорма рыб. Исследования показывают, что морской окунь на скло нах банки Флемиш-кап питается довольно интенсивно — главным образом капшаком, светящимися анчоусами, кревет ками. На банке Флемиш-кап и %пилегающем склоне Боль шой Ньюфаундлендской банки окунь держится круглый год, не покидая этих районов и в сезон размножения. Условия промысла на окуневых глубинах банки Флемиш- кап требуют большого мастерства от судоводителей и всей палубной команды. Задевисты& грунт, местами покрытый за рослями крепких кораллов, бывает причиной частых аварий трала. Из-за густых туманов и сильного сноса течением за труднительно найтн и сохранить место промысла. К настоя щему времени однако команды мурманских траулеров-реф рижераторов накопили большой практический опыт работы на банке Флемиш-кап. В октябре 1957 года траулер перспективной разведки «Одесс'а» выявил благоприятную промысловую обстановку на северо-восточном склоне Большой Ньюфаундлендской банки, отделенной от банки Флемиш-кап глубоким жело бом — «дорогой айсбергов». В октябре, ноябре и декабре прошлого года группа мурманских траулеров-рефрижерзго- ров взяла на северо-восточном склоне Большой Ньюфаунд лендской банки около двухсот тысяч центнеров рыбы-сырьа, главным образом морского окуня. Летом текущего года кол лектив траулера «Одесса» добился нового большого успеха. Обследование окуневых глубин у побережья Лабрадора при вело к открытию богатого рыбой района, нового не только для нас, но и для зарубежного тралового промысла. Этот район имеет ряд преимуществ перед банкой Флемиш-клп: более ровные грунты, меньшие глубины, более благоприятные метеорологические условия, лучший ассортимент уловов. Итак, в настоящее время мурманские траулеры дальнего действия используют в Западной Атлантике обширную аква торию, очень богатую ценной промысловой рыбой. Конечно, это не значит, что снимается задача по отысканию, из>чению и освоению других дальних районов.. Пожалуй, самым пеп- спективным из них для нашего промысла следует считать пролив Девиса. Расположенный значительно ближе к Мур манску, чем Большая Ньюфаундлендская банка, пролив Де виса давно используется иностранными траулерами, в основ ном как район трескового промысла. В 1956 году, например, там было взято более трех миллионов центнеров трески. В южной части пролива, где вылавливается наибольшее ко личество рыбы, разгар промысла приходится на май—июль, в более северных участках промысел протекает наиболее эф фективно в июле—сентябре. Глубины на тресковых банках около 100 метров, грунт удовлетворителен. К. КОНСТАНТИНОВ, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат биологических наук. (Окончание следует). \Достойный трудовой подарок в честь внеочередного XXI съезда :<! Коммунистической партии Совет- !! ского Союза готовит коллектив траулера «Симферополь» под ру ководством опытного nipомыело вика — коммуниста Андрея Яков левича Маклакова. Возвратив шись из последнего плавания, экипаж значительно превысил программу третьего квартала и накаетуне завершеэдм годового плана по вы.тову рыбы и выработ ке рыбных продуктов. Успех достигнут благодаря сла женной работе всей команды, широко развернутому социалисти ческому соревнованию. Образцы труда показывали матросы тт. Бе лоусов, Челкуснов, Меньков, ко чегары тт. Саламасов, Киселев, консервный мастер то®. Черезов. Мастером -на все руюи зареко мендовал се-бя машинист рыбо- муч 1 Ной уста 1 Н 0 Е»ки тов. Ко*реш- ков. В рейсах, копа не было сырья для изгото'влееия муки, о»н отлично выполнял обязанности машиниста, токаря-слесаря, а также принимал активное уча стие в разделке и уборке рыбы, показывая пример остальным члена* экипажа на всех участ ках работы. Старший мастер но обработке рыбы коммунист тов. Бере зин тщательно сделал за правиль ной разделкой, посола* рыбы. Команда только за счет бе режного яасходовашя сетематс- риалов сэкономила около 85 ты сяч рублей. В этом большая за слуга ставшего мастера по до быче Николая Жаравова. Морлки, неся трудовую вахту в честь внеочередного партийного съезда, пересмотрели ранее при нятое на себя обязательство. Они решили, что смогут вьшолнить годовую пролрамад не к 5 декаб ря, а к 20 ноя&ря и выловмть до конца года сверх плаюа не 1000, а 1500 центнеров рыбы. Б. И В * и ОВ. Ш РМАН 18 ноября 1958 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz