Рыбный Мурман. 1958 г. Ноябрь.

Бригада коммуниста Гребцова Хорошо трудится на первом погрузо-разгру- эочном участке рыбного порта бригада грузчи­ ке , которой руководит коммунист Николай Павлович Гребцов. Дружный, трудолюбивый коллектив один из первых на участке рапортовал о досрочном окон­ чании годового плана. Где бы ни приходилось работать бригаде, будь это на погрузке или разгрузке промысловых судов, плавбаз, в тесном -взаимодействии с механизаторами она систематически перекрывает сменные задания. Имя передового производственника Николая Павловича Гребцова неоднократно заносилось на портовую Доску почета. По коммуии- сту-бригадиру равняются все члены коллектива. Добросовестно вы­ полняют порученную работу грузчики тт. Анисимов, Мартынов, Бо­ гушевич и другие. Сейчас бригада тов. Гребцова несет вахту в честь внеочередного XX ! съезда КПСС. Она дала слово только в срок и досрочно обра­ батывать рыболовные корабли, подготовить достойный подарок зна­ менательному событию в жизни нашей страны. Н. Ж УКО В , диспетчер автобазы рыбного порта. На среднем траулере № 438 много хорошо знающих doe дело специалистов. Среди них — радист Николай Алексеевич Дятлов. На снимке — он во время приема радиосводки. Фото П. Быстроумова. . Простои кораблей продолжаются За последние дни в рыбном дение капитана не замедлило от- ждал в Тюва-губе 16 часов! порту скопилось большое количе-рицательно сказаться и на эки- В ноябре неудовлетворительно ство кораблей тралового флота, паже. В результате, ко времени вел работы на кораблях судоре- почти 50 единиц. Редкому кораб- отхода судна на промысел не яви- монтный завод управления рыб- лю удается выходить на промысел лось 7 человек команды, и ко- ной промышленности. Брак и вовремя, по графику. Поэтому не- рабль потерял в порту лишних переделки, особенно в слесарном удивительно, что задолженность 32 часа! цехе предприятия, отняли у мо- моряков перед страной по вылову Траулер «Алупка» простоял Ряков немало промыслового вре- рыбы увеличивается с каждым Ц ноября сверх графика 22 ча- мени. Например, по этой причине днем, сейчас она значительно са. 9 час0в из них было потеряно затянулся ремонт ветрогона с превышает полмиллиона центие- по вине старшего помощника ка- траулера «Красноармеец», срок ров. питана тов. Усова, который не выхода которого на промысел пе- За 11 дней ноября, например, обеспечил получения продуктов в реносился со дня на день. Так и задержка кораблей в порту соста- рейс. вышел траулер из ремонта с вила свыше 500 часов. Сколько 0опозданием против графика на рыбы могли бы выловить за это За последнее время, в связи с ш часа время моряки!новым порядком оформления су- Траулеры «Чайка», «Слава» и 205 часов потеряно флотом Д°вых Р°леи, работники отдела «лавна» также вышли из ремон- только из-за недисциплинирован- каДР°в оказались крайне неопера- та с большпм опозданием против ности отдельных членов экипа- тивными>и по кх вине моряками намеченных сроков. Это состави- жей и задержки с оформлением П0ТеРЯН0 также немало промысло- ло в сложности 158 часов, документов отделом кадров. Слу-вого времени. Из-за оформления Слабая дисциплина части мо- чаи недисциплинированности бы- Д°кУментов. например, «Аесури- pflK0Bi в том числе и командиров ли за это время просто порази- eiJ )> имел ча,:ов простоя, производства, неповоротливость тельны. Причем допускались они <<АлУпка>> и т. д. аппарата отдела кадров, неудов- не только рядовыми, но и команд- По вине отдела кадров часто летворительный ремонт копаб- ным составом траулеров. корабли уходят в море без нова- лей, — все это отрывает у Фло- 7 ноября траулер «Салют» ров, так как их нет в резерве, та сотни часов промыслового вре- должен был идти на промысел по Это, во-первых, создает большие мени, увеличивает его задолжен- «зеленой улице». Однако в море неудобства для моряков на про- ность перед страной. С таким по- он не ушел в назначенное время, мысле, а, во-вторых, тоже при- ложением надо решительно по- так как капитан тов. Ифанов са- водит к непроизводительным про- кончить. мовольно отпустил команду постоям судов. Вот пример с трау- Л. СТЕПУ НИН, диспетчер домам. В результате самочинства лером «Благовещенск». Отдел этого «руководителя» корабль за- кадров направил туда повара держался в порту на 16 с поло- Смирнова. Начальник флота тов. виной часов. Сачков отменил это распоряже- «Отличился» в этот день и ка- ние, так как Смирнова за неодцо- питан траулера «Ерш» тов. Пят- кратные нарушения трудовой ди- ков. Вместо того, чтобы соблю- сциплины нужно было уволить дать в праздник особую органи- из флота. Чтобы снять Смирнова зованность и высокую дисципли- с корабля, за ним был отправлен ну экипажа, он сам напился пья- катер в Тюва-губу. Взамен же по- ным, не вел подготовки к отходу вар послан не б&л. Пока решался в море. Такое недопустимое пове- этот вопрос, «Благовещенск» тралового флота, П. УДА- ЛОВ, сотрудник «Рыбного Мурмана». На трудовой вахте В новых перспективных районах Еще в Ю54 и 1955 годах, когда в Баренцевом море рыба ловилась исключительно хорошо, Полярный институт ставил перед местным и центральным руководством рыбной про­ мышленности вопрос о систематических научно-промысловых исследованиях в отдаленных частях Северной Атлантики. Точка зрения ПИНРО не всеми воспринималась правильно. В самом деле, — рассуждали многие промысловики, — зачем понадобились дальние районы, когда мощные концентрации трески и пикши облавливаются у самого выхода из Кольско­ го залива? Ведь к нам, в Баренцево море, ходят промышлять иностранные траулеры; какая же нам нужда покидать осво­ енные, обжитые квадраты, где хорошо знаком каждый задев? Между тем необходимость изучения и освоения новых районов была весьма острой. Прежде всего, сырьевая база тралового промысла в Баренцевом море подвержена перио­ дическим колебаниям. В 1954—55 годах флот облавливал очень мощные «высокоурожайные» поколения трески и пик­ ши. Однако последующее пополнение промыслового стада подросшей молодью было относительно малочисленным. В 1956 и 1957 годах промысел продолжал базироваться на рыбе старших возрастов, запасы которой постепенно умень­ шались. Но особенно резко ухудшилась промысловая обста­ новка вследствие похолодания Баренцева моря, вызвавшего западную ориентацию рыбы. В последние два года траловый флот почти не работает в центральных и восточных районах. С 1955 по 1957 год среднегодовой вылов на один паровой траулер и на час траления снизился вдвое. Переживаемое сейчас ухудшение сырьевой базы является, конечно, временным. С подрастанием новых урожайных по­ колений трески и пикши, с улучшением гидрологического ре* ж и м условия тралового промысла в Баренцевом море вновь станут благоприятными. Однако, чтобы не быть в пролове в период спада промысла, необходимо использовать дальние районы. . Не следует забывать,что ежегодно (даже в годы, наибо­ лее благоприятные для работы флота) ход тралового про­ мысла в Баренцевом море испытывает сезонные колебания. Лучшие месяцы — обычно май и июнь, худшие — октябрь и ноябрь. Между тем осенний спад промысла можно было бы Преодолеть, если бы флот в этот период работал в даль­ них районах. Например, у полуострова Лабрадора разгар трескового промысла приходится именно на осень. Н а ко н ец , в Баренцевом море породный состав траловых уловов очень однообразен. Обычно около 75 процентов годового вылова приходится на долю трески, далее идет пикша. Промысел же окуня приобретает широкий размах только в апреле—мае в районе Копытова. Между тем многие дальние районы дают окунь круглый год. В августе 1956 года траулер-рефрижератор «Свердловск» доказал эффективность промысла в гаком отдаленном от нас районе, как банка «Пушкин». В 1957 году была создана спе­ циальная картографическая группа, которая сводит данные по батиметрии новых районов, изготовляет промысловые планшеты. Для работы по программе Международного гео­ физического года в постоянное распоряжение ПИНРО был передан траулер «Севастополь», специально переоборудован­ ный. В его рейсах приняли регулярное участие работники Гидрометслужбы, Гидрографического управления. В начале текущего года промыеловая разведка была объединена с ПИНРО. Все это создало реальные возможности перейти к широкому наступлению на новые районы. Какие же из них сейчас имеют для нас решающее значе­ ние, какие наиболее перспективны? Вначале мурманские траулеры-рефрижераторы работали только на банке Фле- мнш-кап, преимущественно на ее юго-западном склоне. Основу уловов там составляет окунь-клювач, с примесью бо­ лее крупного, золотистого; весною появляется крупная и ров­ ная преднерестовая треска. Постоянный и довольно замет­ ный прилов на банке Флемиш-кап составляет белокорый палтус, камбала-ерш, зубатка. К настоящему времени могут считаться освоенными все глубоководные склоны банки Фле­ миш-кап; повсюду периодически обнаруживаются мощные концентрации рыбы, и промысловый флот обычно, имеет воз­ можность выбирать место с относительно лучшим грунтом и ассортиментом уловов. Исключительные рыбные богатства банки Флемиш-кап отчасти объясняются тем, что через нее проходит так надры­ ваемый «полярный фронт» — стык теплых атлантических н холодных арктических водных масс. В зоне полярного фронта обычно создаются благоприятные условия откорма рыб. Исследования показывают, что морской окунь на скло­ нах банки Флемиш-кап питается довольно интенсивно — главным образом капшаком, светящимися анчоусами, кревет­ ками. На банке Флемиш-кап и %пилегающем склоне Боль­ шой Ньюфаундлендской банки окунь держится круглый год, не покидая этих районов и в сезон размножения. Условия промысла на окуневых глубинах банки Флемиш- кап требуют большого мастерства от судоводителей и всей палубной команды. Задевисты& грунт, местами покрытый за­ рослями крепких кораллов, бывает причиной частых аварий трала. Из-за густых туманов и сильного сноса течением за­ труднительно найтн и сохранить место промысла. К настоя­ щему времени однако команды мурманских траулеров-реф­ рижераторов накопили большой практический опыт работы на банке Флемиш-кап. В октябре 1957 года траулер перспективной разведки «Одесс'а» выявил благоприятную промысловую обстановку на северо-восточном склоне Большой Ньюфаундлендской банки, отделенной от банки Флемиш-кап глубоким жело­ бом — «дорогой айсбергов». В октябре, ноябре и декабре прошлого года группа мурманских траулеров-рефрижерзго- ров взяла на северо-восточном склоне Большой Ньюфаунд­ лендской банки около двухсот тысяч центнеров рыбы-сырьа, главным образом морского окуня. Летом текущего года кол­ лектив траулера «Одесса» добился нового большого успеха. Обследование окуневых глубин у побережья Лабрадора при­ вело к открытию богатого рыбой района, нового не только для нас, но и для зарубежного тралового промысла. Этот район имеет ряд преимуществ перед банкой Флемиш-клп: более ровные грунты, меньшие глубины, более благоприятные метеорологические условия, лучший ассортимент уловов. Итак, в настоящее время мурманские траулеры дальнего действия используют в Западной Атлантике обширную аква­ торию, очень богатую ценной промысловой рыбой. Конечно, это не значит, что снимается задача по отысканию, из>чению и освоению других дальних районов.. Пожалуй, самым пеп- спективным из них для нашего промысла следует считать пролив Девиса. Расположенный значительно ближе к Мур­ манску, чем Большая Ньюфаундлендская банка, пролив Де­ виса давно используется иностранными траулерами, в основ­ ном как район трескового промысла. В 1956 году, например, там было взято более трех миллионов центнеров трески. В южной части пролива, где вылавливается наибольшее ко­ личество рыбы, разгар промысла приходится на май—июль, в более северных участках промысел протекает наиболее эф­ фективно в июле—сентябре. Глубины на тресковых банках около 100 метров, грунт удовлетворителен. К. КОНСТАНТИНОВ, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат биологических наук. (Окончание следует). \Достойный трудовой подарок в честь внеочередного XXI съезда :<! Коммунистической партии Совет- !! ского Союза готовит коллектив траулера «Симферополь» под ру­ ководством опытного nipомыело­ вика — коммуниста Андрея Яков­ левича Маклакова. Возвратив­ шись из последнего плавания, экипаж значительно превысил программу третьего квартала и накаетуне завершеэдм годового плана по вы.тову рыбы и выработ­ ке рыбных продуктов. Успех достигнут благодаря сла­ женной работе всей команды, широко развернутому социалисти­ ческому соревнованию. Образцы труда показывали матросы тт. Бе­ лоусов, Челкуснов, Меньков, ко­ чегары тт. Саламасов, Киселев, консервный мастер то®. Черезов. Мастером -на все руюи зареко­ мендовал се-бя машинист рыбо- муч 1 Ной уста 1 Н 0 Е»ки тов. Ко*реш- ков. В рейсах, копа не было сырья для изгото'влееия муки, о»н отлично выполнял обязанности машиниста, токаря-слесаря, а также принимал активное уча­ стие в разделке и уборке рыбы, показывая пример остальным члена* экипажа на всех участ­ ках работы. Старший мастер но обработке рыбы коммунист тов. Бере­ зин тщательно сделал за правиль­ ной разделкой, посола* рыбы. Команда только за счет бе­ режного яасходовашя сетематс- риалов сэкономила около 85 ты­ сяч рублей. В этом большая за­ слуга ставшего мастера по до­ быче Николая Жаравова. Морлки, неся трудовую вахту в честь внеочередного партийного съезда, пересмотрели ранее при­ нятое на себя обязательство. Они решили, что смогут вьшолнить годовую пролрамад не к 5 декаб­ ря, а к 20 ноя&ря и выловмть до конца года сверх плаюа не 1000, а 1500 центнеров рыбы. Б. И В * и ОВ. Ш РМАН 18 ноября 1958 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz