Рыбный Мурман. 1958 г. Ноябрь.

Письма с траулера „Златоуст* Что способствовало успеху ЦЕТВЕРТЫЙ промысловый рейс траулера «Златоуст», надо прямо сказать, был не­ легким для палубной команды. От старого, сра­ ботавшегося коллектива осталось всего трое, а остальные ушли в отпуска. Пришлось вместо них брать 7 человек с рыбофабрики, которые были совсем незнакомы с тралом. А ведь нужно было уметь не только спускать и поднимать трал, но и ремонтировать промысловое вооруже­ ние. так как банки у берегов Канады еще слабо изучены и трал зачастую рвется. Партийной, профсоюзной и комсомольской od- ганизациям совместно с администрацией кораб­ ля нужно было за десять дней перехода к месту промысла научить личный состав работать с тралом. Большая заслуга в организации учебы при­ надлежит нашему старшему мастеру по добыче тов. Кузьмину. С первого же дня выхода в море началась учеба по чинке трала, сращиванию стальных тросов и одновременно готовилось тра­ ловое вооружение к промыслу. Тов. Кузьмин собственноручно связал макет трала. После ра­ боты проводились занятия по изучению трала, распределению рабочих мест и обязанностей во время его спуска и подъема. Проводились инструктажи, беседы по технике безопасности. Командный состав, мастера по до­ быче и опытные палубные Матросы рассказыва­ ли новичкам об особенностях работы и мерах предосторожности при промысле в штормовую погоду. В результате такой организации учебы к при­ ходу в район промысла палубная команда была уже подготовлена и в дальнейшем показала се­ бя неплохо. Работая комплексными сменами, экипаж ус­ пешно убирал рыбу в трюмы. Большую роль в повышении производитель­ ности труда сыг^ла взаимная выручка коллек­ тива фабрики и палубы, а также социалистиче­ ское соревнование между сменами. До создания комплексных смен работали, как говорится, каждый сам по. себе, то есть палуб­ ная команда — с тралами, а рыбообработчики — на фабрике, с рыбой. При подъемах до 2— 3 тонн палубные матросы на уборку рыбы не вы­ ходили и только при больших подъемах помога­ ли рыбофабрике в уборке улова. Сейчас же у матросов палубной команды во­ шло за правило: после спуска трала (если ис­ правно траловое вооружение) немедленно стано­ виться на уборку рыбы. В свою очередь и рыбо­ обработчики не остаются в долгу. При частых порывах тралов они выходят на палубу и помо­ гают в ремонте. ВзгЛмная выручка помогала добиваться хоро­ ших успехов. Улучшить работу плавмаяков В настоящее время для трало- штормовать, до.тежить обстановку вого флота сложилась очень руководителю промыслом и с его сложная промысловая обстановка, согласия сниматься с якоря. Кроме того, осенне-зимнее время на маяках надо иметь посиоян- усложняет работу промысловых НуЮ гидрологическую станцию, судов как в гидрологическом, так вменив в обязанность штурман- и в навигационном отношениях, скому составу производство ие- Как известно, большинство ко- обходимых наблюдений, а в про- раблей сейчас работает в северо- мысловых сводках с маяка долж- западных районах моря, о кото- ны сообщать силу и направление рых нельзя сказать, что они на- течений. Необходимо также улуч- ми хорошо изучены. Вот тут-то, шить на маяках радиослужбу, казалось бы. на промысле и чтобы промысловое судно, хотя должлы были бы сыграть свою бы в определенное время суток, роль плавмаяки. могло вызвать маяк и взять на Но в действительности это об- него радиопеленг, чго позволит в стоит не так. Как правило, плав- зимних условиях удерживаться на рыбе. ’ Руководству флота необходимо маяки при усилении ветра до ше­ сти баллов снимаются с якоря и начинают штормовать, сбивая подумать над таким важным воп- тем самым промысловые суда с рыбы. росом, как техническое состоя­ ние маяков. В настоящее время маяку О СОБОЕ внимание мы уделили воо­ ружению нижней подбо­ ры трала. При работе на плохих, задевистых грунтах ставили че­ рез каждый бобинец чу­ гунные чушки не более чем по 10 килограммов, чтобы облегчить ниж­ нюю подбору. Когда же грунт улучшался, то груз между бобинцами увеличивали до 16 ки­ лограммов. Для большего верти­ кального раскрытия орудий лова на верхнюю подбору трала добавляли 90 кухтылей. Кроме этого, по швам тралового мешка подшивали по 20 и по верхней пожи^не его 10— 12 кухтылей. Старались кухтыли под­ шивать посередине меш­ ка, чтобы он не перево­ рачивался во время спу­ ска, так как это часто ведет к пролову. Первое время на ра­ боту с орудиями лова у нас уходило много вре­ мени. Но затем дело улучшилось. На отдачу и прием траловых досок были поставлены хоро­ шо освоившие свои обя­ занности матросы тт. Смирнов, Хорошилов, Коржавин и другие. На­ учились обращаться с тралом и другие члены экипажа. Это позволило нам производить спуск и подъем трала за 32— 35 минут: значительно меньше нормы. В течение всего рейса экипаж боролся за эко­ номию сетематериалов. Для чинки трала ис­ пользовались пласти от старых сетей. Чтобы не порвать сетное полотно при ссыпке рыбы в бун­ кер, траловый мешок с уловом брали лебедкой за топенанты. Делали частые переходы с тра­ ла на трал, чтобы про­ сушить и привести в по­ рядок орудия лова. Есть у нас претензии к коллективу тралово- такелажной мастерской. При проверке новых тралов мы обнаружили, что грунтроп поставлен Б. КО РЖАВИН , матрос. ☆ на 40 сантиметров длин­ нее. На 30 сантиметров оказались длиннее цент­ ральный футроп и кры­ ло хотлайна. Отдел снабжения вы­ дал в рейс недостаточ­ ное количество скотских шкур. Из-за недостатка металлических прихо­ дилось работать дере­ вянными кухтылями, которые через одно-два траления разбивались о грунт. А на замену их затрачивалось много времени. Успешно закончив прошлое плавание, эки­ паж приложит все уси­ лия, что^ы встретить внеочередной XXI съезд КПСС новыми успехами Руководители флота мало техсостояние и оснащение плаву- предъявляют требований к кали- чих маяков очень плохое. Как танам плавмаяков, а они совер- правило, на этих судах не рабо- шенно не желают применять бо- тают ни локатор, ни пеленгатор, гатый опыт из морской практики, а зачастую и эхолот. А с этим чтобы как можно дольше устоять мириться нельзя. Необходимо на якоре в штормовую погоду, маяки привести в полное рабочее Необходимо, на мой взгляд, плав- состояние, которое соответствова- прежде чем начинать ,т^ бы всем требованиям, неоохо* димым на промысле. Руководите­ лям промыслом нужно постоянно контролировать работу маяков, организовывая ее так, чтобы от ф • • -фщ: j маяка была максимальная по­ мощь промысловым траулерам, что создаст условия более опера­ тивной работе флота, повысит уловы рыбы. Б. ХАЦЕНКО , • ;т>- ;■ \ \ v.. шшш капитан шанск». траулера «Мор- <с на промысле, выполнить свои социалистические обязательства. Е. РЫ БАЛКО , мастер по добыче. На снимке: Е. РЫ ­ БАЛКО . Второй рейс к берегам Африки Водопровод построен Ежегодно флот пополняется но­ выми кораблями. И все труднее было снабжать водой промысло» вые суда «Мурмансельди» у пер-^ вого причала льдобазы Тюва-гу« бы. При скоплении кораблей тра­ лового и сельдяного флотов соз­ давались очереди, много затрачи­ валось промыслового времени. Неоднократно ставился вопрос о строительстве водопровода к третьему причалу, где суда полу­ чают снаряжение. Но из-за труд- Покинув Мурманский порт 27 скался на дно, приносил ненуж- сразу же через приемные бунке- бассейн для купания. Некоторые ного рельефа местности и отсут- августа, рефрижераторный трау- ный прилов, имел большие пов- ры направляли на рыбофабрику члены экипажа заннмались лов- ствпя подрядчика строительство лер «Северное сияние» только реждения, цепляясь за задевм и для мойки и закладки в моро- лей рыбы на поддев. Так, нанри- через 21 сутки добрался до за- подтираясь о каменистый, неров- зильные камеры. Остальную мер, матрос тов. Скворцов выло- падных берегов Африки в район ный грунт. Тогда мастера по до- укладывали в чаны со льдом для вил тунца весом 13— 15 кило- ___ _____ порта Докара, пройдя 5700 быче во главе с тов. Зарубиным охлаждения перед обработкой во граммов, из которого было при- его прокладки определена была миль. Морякам «Северного сия- облегчили нижнюю подбору тра- избежание порчи ее под лучами готовлено очень вкусное блюдо, по дну губы (по обсушке), где ния» уже знакома тропическая ла и стали применять при трале- тропического солнца. В свободное от вахты время мо- грунт мягче, рельеф ровней. Кол- жара и очертания африканских ниях подъемный щит. Значитель- Работа у африканских берегов ряки читали книги, играли в на- лектив Тюва-губской базы по- берегов. Второй раз в нынешнем но увеличилось вертикальное потребовала больших знаний от стольные игры, на музыкальных СТР ° ,1Л_ водопровод протяженно- году они прибыли в эти широты, раскрытие орудий лова, а подъем- судоводителей. Штурманский со- инструментах. стью 5? ° метРов- Все ра® ° ™ н0а Изучая по пути промысловую ный щит поднял нижнюю подбору став корабля под руководством Итак, второй репс к берегам о ч е н н о высокие^показатели в / обстановку навигационными при- от грунта. В сети не стал попа- капитана тов. Задорина успешно Африки окончен. В порт достав- труде показала бригада плотни- борами, судоводители привели дать ненужный прилов, который справлялся со своими обязанно- лено свыше 450 тонн, сардины, корабль в^. Гвинейский залив, раньше мял сардины, снижая ее стями. ставриды, скумбрии, карася и 24 Здесь, в районе Такоради, были качество, не рвалось сетное по- Много интересного увидели в тысячи банок консервов из сар- ебнаружены значительные скоп- лотно. При подъеме трала с уло- этом pegce НОрЯКИ траулера «Се- дины. не начинали. В этом году начали строитель­ ство трубопровода. Трасса для ления рыбы. За 50-минутное— вом ставили дополнительные то- верНое сияние». На близком рас- часовое траление стали подни- пенанты по швам тралового меш- стоянии от судна вели лов тун- мать на борт по 7— 10, а иногда ка. Это та«сже оберегало сета от ца и аКуЛЫ на поддев негры, и по 15 и даже по 20 тонн cap- порывов. Они часто подходили к советско- дины, ставриды, скумбрии и мор- Для сохранения высокого ка- уу кораблю на своих лодках, го- ского карася. Правда, рыба ло- честна рыбы в траловом мешке, рячо приветствуя русских про- вилась только днем. В ночное после подъема его на борт, про- мысловиков ' время подъемы ее были мизер- резали несколько полуторамет- ные. Поэтому ночью команда не ровых отверстий — окон, через Б. Ч ЕРВО В . ков во главе с тов. Степановым. В. Я КО ВЛ ЕВ , инжеяер-строитель управ­ ления «Мурмансельдь». делала тралений. Свыше 100 видов рыб попада­ ло в трал при тралениях. Здесь которые напором водяной струи J . Промысел вели разноглубин- из шлангов рыба вымывалась на - ? кула-молот, и тропиче- ным трало». Однако он часто опу- лаздбу. Часть пометой рыбы ве[1шеньн0 еову, и пятнистая мурена, похо­ жая на змею, укус которой смер­ телен для человека, и макстра, похожая на щуку, и многие, мно­ гие другие. Часть экземпляров По следам наших выступлений «НИ ПРОЕХАТЬ, НИ ПРОЙТИ» «КОРОТКИЕ СИГНАЛЫ» В ответ на фотообвинение, в газете, за- 1 _т ____ _ 1ПС ДУYinc -QtXD oaounii.i/ipwn опубликованное - “ ™ У’ помеш®ннУю под малоизвестных тропических рыб меститель главного инженера рубрикой 2 октября, управ- моряки доставили в порт, треста «Мурманрыбстрой» тов. ляющий трестом коммунального Интересно проводил свой до- Найденов сообщил, что фак- обслуживания тов. Кульков сооб- суг коллектив корабля. На полу- ты подтвердились. Начальни- ЩИЛ) чт0 в парикмахерской Дома баке судна устроили большой Г ; Т о 7 п ~ „ у J n o иеждУРе»сового отдыха „ромыс *У равлемия , _ указание форсировать прокладку ловик°в четыре дня в неделю два канализационной магистрали от мастера не загружены работой. В дизельного цеха до залива и про- субботу и воскресенье, как в дни извести засыпку траншей. Для наибольшего наплыва клиентов, в этого в распоряжение гидрострои- т ™ * тельного управления выделяется парикмахерскую ДМО будет на- бульдоэер. лравляться третий мастер. Экипаж траулера «Миргород», промышляя в Северной Атлантике, доставил в порт 127 тонн атлантической сельди, вы­ полнив рейсовое задание на 160 процентов. На снимке: передовики предсъездовского соревнования это­ го корабля (слева направо) матросы К. А. Г У Р Ь Е В , В. И. СО­ СЕДОВ и бондарь А. Н. РОМАНОВСКИЙ . Фото В. Тарбаева. 15 ноября 1858 г. * стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz