Рыбный Мурман. 1958 г. Май.

О практике курсантов мореходных училищ В настоящее время мореходные имеют три практики: после пер- училища выпускают немало спе- вого, второго и третьего курсов, циалистов для рыбной промыш- На первом курсе учащиеся в ос- ленносги. Да, это необходимо, так новном проходят общеобразова- как рыболовный флот имеет болъ- тельные дисциплины, лишь о дан шое количество судов, оборудо- или два специальных предмета, ванных вполне современной тех- Вот после первого курса им и никой, которая позволяет совер- необходимо проходить практику шать переходы и веста промысел на учебных судах в уже знакомом в сложных метеорологических ус- для них коллективе. В течение По Вредная практика Работники бондарных заводов управления рыбной промышлен­ ности Мурманского совнархоза, отпуская «Мурмансельди», а также другим рыбным организа­ циям заливную сельдяную бочку, на вскрываемом дне шкантовые отверстия просверливают. Шкан­ ты же для закрытия этих отвер­ стий не дают, а предлагают в по- «Выяснили» — рабочих обе- рядке «любезности» отпускать чьей вине простаивают автомашины? „ „ Трудовой день в автобазе. .... ...... .... ловлях за несколько тысяч миль этой практики они узнают судо- рыбнс>го порта начинается рано, щал тов. Гунин направить, нов щ с мебельной фабрики за от- от порта приписки. Совершенно вую жизнь, порядок, судовые ра- Среди многоголосого шума в путевом листе водителя катего- дельную плату по 37 копеек за ясно, что для работы на судах боты и устройства. диспетчерской часто раздаются рически отказался записать необходимо иметь специалистов, Вторую практику курсантам не- телефонные звонки. Это неред- простой и тоном, далеким от которые должны знать не только обходимо проходить на промыс- ко беспокоятся заказчики, спра- теофию. но и практику. ловых судах, и, в частности, на шивают диспетчера, своевре- Но как показала лействитель- «УДах с бортовым тралением. На- менно ли выйдет необходимая по как показала деиствитель и™* нл автомашина из гаража, ее. мол, ность, выпускники мкхреходных пр^шшть курсантов следует на е училищ, придя на траулер, оовер-штатные должности матросов. Не Но бывают и wyroro рода — „ ______ - „ _________ „ ____ шенно слабо знают теорию, а следует бояться, что на воспитрн- з в .о н к и Чаще всего номер дис- ны. Два часа 10 мая потерял и практики почти не имеют. Это в ников могут повлиять отдельные петчерской набирают водители шофер__автобазы тов. Чаурав. первую очередь касается судово- яедисципливвровавные работники, автомашин направленных в дителей и механиков. Получив Здесь необходимо воспитывать и распоряжение жилищно-комму- мне, — ответил потревоженный лектную со шкантами, организо- направление на корабль и сходив подготавливать к практике кур- нального отдела тралового шофером тов. Гунин, — поев- вать производство шкантов у се- 1— 2 рейса, многие товарищи са-нтов так, чтобы не на mix влия- Фл° таа- разочаровываются в своей спе- ли’ а они влияли на других, пока- по! ! Г » а1т штуку. Такая «любезность» бон- i i I v j n и тоном , далеким от _о„ т т т * вежливого, попросил освободить Да'Рных заводов очень дорого об- кабинет ходится государству. Только од- По нераспорядительности ра- на «Мурмансельдь» потребляет в бо ников Ж КО машина про- Г°Д около 3 миллионов шкантов, стояла 1 час 10 минут. что составляет 1110 тысяч руб- Подобные случаи не единич- лей. Неоднократные просьбы отпу- — Не ваше дело, указ вать скать заливную бочкотару комп- 4 • I / » v w w ^ w • m -r v — и м w У v \ / жайте в банно-прачечное хозяй- бя на заводах и тем самым уде- На днях диспетчера тов. Хво- стж>. там машину будут гру- шевить продукцию — не прини- yrartdipuMuawTui И своей сие- ...... ■— — “ .......... . ростухина встревожил ЗВОНОК ЗИТЬ. МЯЮТГЯ Rrt ВНИМАНИЙ Чтпй смр. циальности, ояа им становится в водителя тов. Маруса. Он про- Однако и там ничего не было лпчмп>> Q 1 3 U Д ) х 1 1 C w 1 / 1 L О 9 l v i C X J J j v u « V / П гл да в коллективе, эта практика сил д.испетчефа срочно приехать подготовлено для погрузки. лочью» бондарные заводы зани­ маться не желают. С 1957 года Из-за таких, можно сказать, „ мелочей по вине работников жя- управление «Мурмансельди» от- тягость. Ведь взять к примеру Мурман- даст им возможность узнать про- в домоуправление № 1 и ири- ское мореходное училищ е. Оно Иесс Работы с тралом, освоитьн я т ь м еры . Д ело в том . что жи- --------------- * • -• й . , выпустило до 1957 года очень устройство трала и, кроме того, лищ но-комм унальны й отдел не лшцно- ком м унального отдела казалось от «люоезеостен» оон- много хо рош их специалистов- ка- приучит к самостоятельной ра- вы д елил рабочих д л я по гр узки тралового ф лота простои на- дарных заводов и заключило с питогов м м г ! т р х ,™ боте. м усора . М аш ина про стаи вает, пр авленны х туда автом аш ин - Ленинградской фабрикои «Катуш- ,, п™ ' механиков, радиотехни Тп ппактш гт рялгпо б т ь - ни от кого не добьеш ься вразу- стали систем ой . И не тол ько ка» договор иа поставку шкантов, ков. Но. к сожалению, встречают- . ’ , м ительного о твета . простои , но и си стем ати чески й по 11 копеек за штуку. Благодаря ся отдельные воспитанники учили- ШУ10 и ответственную , курсанты ттигпртчрп „ X bo d o c tvxh h ° Р Ы в норм альной работы . Не с этому пасходы по TaDe за гол ео- птя ро вине котооых пвоиздщти ДО лжиы проходить также на про- ^ P P У* полной нагрузкой работали на- опл 1и ки,ие которых ниоилол.™ п л то ж е ничего не смог вы ясн и ть 1ШЛ,тж на К ратились почти на 800 тысяч тяжелые аварии. Неплохо было мыслоиых судах. Но так как к в домоуп1равлении й п. 0 зВ0нил ПР .......................... .......... бы практиковать встречи бывших ЭТ0МУ времени курсанты имеют замеСтителю начальника Ж КО тт; вы пускников со старш екурсника- Довольно основательные спе- тов Гунину. пример, автомашины водителей пуйлря тт. Святецкого, Бирюкова, Ма- РУ°леи- _ монова и других. Много време- Мне кажется, пора обязать ш. Во время этих~встреч^мёжпо чиалыше знания, то неплохо бы ^ чём "обязан? - спросил “ бонДаРные заводы без особой пла- п нужно делать разбор рейсов, их использовать младшими по- аварии и их обсуждения. Я ду- мощниками. Это им поможет проч- нет маю, что такие встречи принесли но закрепить теоретические эна- ним. бы только пользу. МНЯ, приучит к самостоятельности Находящиеся в распоряжении и даст возможность детально училищ учебные суда не дают, да изучить свою специальность. И и не могут дать те навыки для еслии учащиеся к атому вопросу i успешной работы курсантов в подойдут серьезно, то по оконча- дальнейшем. Проходя практику Н№И училища на производство они на этих судах, курсанты не чув- придут хорошими специалистами, ствуют самостоятельности, они уверенными в своих маниях и продолжают себя считать учепи- способными выполнять поставлен- ками, за которыми следят и one- ные перед ними задачи, кают их руководители. Кроме то- Что касается училища, то роль го, суда эти в большинстве не сго в подготовке и прохождении приспособлены для промысла, а курсантами практики повышает- следовательно выпускник, про- ся это очевидно, потребует пе- учившись 4—5 лет, так и не уз- ресмотрения некоторых вопросов нает промыслового дела. в воспитании и учебе курсантов. Мне кажется вопрос о врохож- Желательно было бы, чтобы и дении практики необходимо пере- Другие выпускники выразили так- смотреть, чтобы по окончании св°е мнение. Тогда можно бу- училища курсанты приходили на Дет найти правильное решение производство не как первоклас- этого вопроса. тов. Гунин. — Ах. рабочих, ■зайдите ко мне, выяс- ходных листов, разыскивая от- ты а за счет снижения себестоимо- ветственных за это людей. * комплексную затив- А от этого прежде всего сти д,авать комплексную^ залив страдает дело — немалые орюд- н^ю Й0ЧКУ- ®сли Д° реорганиза- ства пускаются на ~°тер, не- ппи министерства этого было во- своевременно очищ. i"~r\ т вы. обще невозможно добиться, пола- гребные ямы, вывози-.^.-: мусор гаю, что теперь управление рыб- со дворов, медленно благо- ной промышленности (замести- устраиваются их территории, тель начальника тов. Данилов) Пора руководителям жилищно- может решить вопрос со шканта- коммунального отдела тралово- Ми самостоятельно. Надо в конце го флота покончить с таким К0Нц0В покончить с вредной халатным отношением к про- стоям автомашин. практикой расходоваяия государ- Н. Ж УКО В , диспетчер автобазы рыбного порта. ственных денег впустую. i Е . ПЕТРО В. сники в школу, а зрелыми спе­ циялистами. На мой взгляд, можно по­ строить практику следующим об­ разом. За четыре года курсанты Б . ХАЦЕНКО , капитан траулера «Моршапск», выпускник Мурманского мореходного училища. На снимке: лучший мат­ рос-рыбообработчик трауле­ ра «Сталннабад» В. Н. ТО- МИЛОВ. in n iiiu iiiiu n i n iim n n iiiiiin iin m iiiiiiim in iin im m in iiiiii ЦЕННАЯ ПРОМЫСЛОВАЯ РЫБА Девять часов на рейде 19 мая после полуторамесячного плавания в порт вернулся рефрижераторный траулер «Ижевск». Он доставил 680 тонн рыбопродукции.' то есть значительно больше рейсового задания. Естественно, экипаж ждал, что его хорошо встретят в порту. В 10 часов 30 минут корабль встал на рейде торгового порта. Не­ сколько раз мы запрашивали диспетчера о выделении нам катера для того, чтобы часть команды имела возможность сой­ ти на берег. Однако катер нам был дан только в 19 часов, а до этого приходилось просить проходящие мимо катера, чтобы они взяли кого-нибудь и доставили на берег. Такие случаи в практике бывают довольно часто, и пора по­ кончить с таким безобразным отношением к экипажам кораб­ лей, возвращающихся в с промысла. Ш . ТИ М ЕРГА Л ЕЕВ , матрос траулера «Ижевск». В морях Северной Атлантики обитает и добы­ вается норвежцами обыкновенный или так назы­ ваемый «голубой тунец». Эта крупная костистая рыба достигает 3 метров длины и весит 500— 600 кг. Для Баренцева моря тунцы очень редкие гости, но во время научно-промысловой экспеди­ ции на судне «Андрей Первозванный» Н. М. Кни- пович и Л. Л. Брейтфус в 1902 году отмечали случаи поимки тунца даже в Кольском заливе. Норвежским рыбакам давно известны постоян­ ные подходы тунцов к берегам Норвегии .Туда они идут во время кормовой миграции из запад­ ных и северных районов Шотландии в конце ию­ ня — начале июля и встречаются там до конца сентября. Неоднократно были попытки промышлять тунца. Первоначально ловили тунцов на поддев и били из гарпунных ружей, нотакой промысел эффекта не давал. Массовый лов тунца ^норвеж­ цы начали только после второй мировой войны и особенно с 1950 года, когда для лова тунцов применили кошельковые неводы. В настоящее время для промысла тунцов при­ меняются удочки, ярусы, кошельковые неводы и ставные сети. Хороший эффект дает кошелько­ вый лов, но для этого необходимы кошельковые неводы больших размеров (600—700 метров длины и 70 метров высоты) и хорошо отрабо­ танная техника, позволяющая производить быст­ рое кошелькование невода. Тунец — очень быстрая и подвижная рыба, и поэтому, чтобы она не уходила в «ворота» при обмете кошельковым неводом применяют пугало- электролампу,. которую погружают на глубину (свет попеременно включают и выключают, и это мерцание отпугивает тунца). Обычные районы промысла тунцов: Хордаланд, Согн и Фиордане. Бывают дни, когда уловы до­ стигают до 7000 экземпляров с общим весом бо- ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «НЕ ДОПУСКАТЬ бината направляются в Астра- САМОТЕКА» хань и Прибалтику. В оо- В корреспонденции, опубли- став групп по обмену опытом кованной под такой рубрикой войдут передовые рабочие, ра- 24 апреля, говорилось о неудов- ционализаторы, нонструнторы 1ППЛ летворительном ходе смотра ра- и механики, лее IUU i J тонн. В зависимости от^ количества ционализаторской работы на «ПОЗАБЫТ- ряде заводов Мурманского ры- ПОЗАБРОШЕН*. ^ Гл а^ ы Ггаж ен ер рыбокам- бината тов. Кононов сообщил, бокомбииата тов. Сазыизн в тунца, подошедшего к побережью Норвегии, до­ быча его по годам бывает разная. Так, в 1952 году тунца добыли J1480 тонн, а в 1956 году вследствие малочисленного участия тунца в подходах к берегам добыча составила 4126 тонн. Тунцы — хищники. Главная их пища: сельдь, что факты, отмеченные в газе ответ на заметку, опубликован- ■ такC C™ “ e„o"o^e в ^ я З К ” р ” ^ макрель, морской окунь и сайда. Данные нор- был без технического руковод- 6 с чек °в ГРжмезн олсь вежскнх исследователей говорят о том, что тун- ства погрузки осчек в железлодо и и ^ ЯЩйвГМ”н = £1Г^„ГсГ Ыма^аЖ тов. Белова. Рационализатор. екая работа на заводе заметно к масла устранены и оотно- оживилась. В мае подано уже и^РУЗнии пущен в эксплуата- 8 предлож ений . Ю. З Д Е С Ь н в у в д ж д ю т Для улучшения работы с ра- ционализаторами при кабинете ПОСЕТИТЕЛЕЙ» технической информации 4 ра- Помещение справочного бю- за в неделю дежурят инженер- ро, — сообщил главный врач но-технические работники, ко- Мурманской областной болыш- торые проводят консультации с цы тов. Мачарашвили в ответ рационализаторами и изобрета- на заметку, опубликованную 22 телями по вопросам механиза- апреля. — сейчас капитально ции и технологии производства, ремонтируется. Создаются все Для обмена опытом в мае условия для лучшего обслужи- 2 группы работников рыбоком- зания посетителей. цы поедают сельдь в громадных количествах, чем сильно уменьшают численный состав стада норвежской жирной сельди. Из мяса тунца изготовляются прекрасные кон­ сервы, а печень тунца является ценным сырьем для фармацевтической промышленности. Кон­ центраты витаминов «А» и «Д» из тунцовой печени применяются для лечения авитаминоза. Промысел тунцов является перспективным, а поэтому необходимо снарядить экспедицию из 3—5 судов для изучения биологии тунца. Пора использовать эту ценную промысловую рыбу в рыбной промышленности нашего бассейна. Б . СОЛО ВЬЕВ, научный сотрудник ПИНРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz