Рыбный Мурман. 1958 г. Май.

НЕДОЛОВ ЛИНВИДИРОВАТЬ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ! Такая ответственная задача стоит перед моряками тралово­ го флота. Чтобы справиться с нею, необходимо в течение мая выловить 480 тысяч центнеров рыбы, а в июне — 500 тысяч. Задача реальная, у коллектива есть возможности и желание справиться с нею. На чем основывается эта уверенность? Состоявшийся очередной промысловый совет детально рассмотрел условия работы промысловиков в остав­ шееся до конца полугодия вое- мя .Как и раньше, на лову следует держать судов больше, минимум на десять. Судя по прогнозам, погода будет бла­ гоприятствовать промыслу. К т о м у же, плановые залани я мая и июня соответствуют факти­ ческому вылову этого же пери­ ода прошлого года, а флот вы­ рос количественно на десятки единиц. Перспективными районами в ближайшее время являются места лова у Западного Шпиц­ бергена и острова Медвежий, а также на Рыбачьей банке. Там сейчас и промышляют ос­ новные группы траулеров. Какие особенности работы у этих островов? На промысло­ вом совете выступил капитан траулера «Север» тов. Калю- гин. Он отметил, что в нынеш­ нем году наши корабли вышли к Западному Шпицбергену да­ же раньше норвежцев, которые на мелких рыболовных судах давно промышляют зимующую и приходящую с нереста рыбу. Таким образом, промысел здесь можно начинать раньше обыч­ ного на полмесяца, тогда как в прошлом году он стал разви­ ваться лишь в июне. Поискови­ кам еще не удалось установить закономерности движения трес­ ки, но в уловах она поперемен­ но бывает то мелкой, то круп­ ной. Причем, если в прошлом году рыбу ловили здесь на глу­ бинах в 200—300 метров, то теперь на 150—200 метров. У южной оконечности Земли принца Карла наблюдается рез­ кая смена температур воды. С потеплением эта граница отод­ вигается севернее. А так как у Западного Шпицбергена мно­ го капшака, после нереста злесь должны появиться хоро­ шие концентрации, которые постепенно будут подвигаться к северу. В этих высоких широтах по­ исковики жалуются на то, что английские компасы оказыва­ ются непригодными для исполь­ зования. Необходим гироком­ пас, а также хороший пелен­ гатор отечественного производ­ ства. С улучшением обстановки у островов Шпицберген и Мед­ вежий туда можно бросить мак­ симум кораблей, в том числе и тех, что обычно далеко не ухо­ дят. Дело в том, что туда мож­ но послать кроме плавбаз два— три лихтера. Якорная стоянка, по существующему междуна­ родному положению, допустима в миле от берега. Руководители промысла дол­ жны предупредить бесцельные перебежки траулеров. Выдерж­ ка, максимальный режим тра­ ления в избранном месте лова определят успех в работе. Следует отметить также, что не должны оставаться безнаказан­ ными нарушения правил про­ мыслового судовождения. Следует активизировать ра­ боту разведчиков. Под посто­ янным наблюдением надо дер­ жать ту границу смены теплых и холодных вод, что наблю­ дается у Западного Шпицбер­ гена. Поисковики (суда пер­ спективной разведки) могут обеспечить сырьевой базой экн- пажы рефрижераторных кораб­ лей на дальнем западе. Спад промысла здесь не должен выз­ вать растерянности. Как гово­ рит опыт прошлого года, подъ­ емы могут снизиться до двух— четырех тонн за траление. Однако и в этих условиях ус­ пеха добиться можно. Сейчас идет проверка всех склонов лн и и н и п иш иш нш нш н и н п и иш и нш О Вместо кокса— стружка В машинном отделения траулера «Алма-Ата», занимающего по своей группе одно из первых мест во флоте по вылову рыбы, меха­ низмы содержатся в отличном техническом состояния. Благодаря постоянным профилактическим осмотрам и своевременному ремон­ ту (уже отработало на ремонте своими силами около 1500 нофмо - часов) моряки не допускают простоев в море. Даже те шесть часов, что отводятся на банение дымогарных трубок, они почти не ис­ пользуют. Все уходит на промысел, подчинено ему. Но моряки, возглавляемые старшим механиком тов. Титовым, борются не только за то. чтобы механизмы работали четко, реже выхоти-м из строя, но и за экономию. Для фильтрации конденсата, содержащего, как известно, не­ которое количество масла, на судах расходуется кокс (на рейс бе­ рут примерно 250 килограммов). На траулере «Алма-Ата» решили обойтись без него. Моряки раздобыли пять кулей, в порту наби­ вали их стружкой, которой вдоволь на бондарном заводе. Вот через эту стружку, заполненную в теплом ящике и фильтровался кон­ денсат. Уже первые результаты показали, что это вполне доста­ точный и главное дешевый заменитель. Благодаря этому новшеству на судне уже сэкономлено полторы тонны кокса. В . ПЕТРО В. Нарушители устава Устав службы на судах фло­ та рыбной промышленности СССР возлагает большие обя­ занности на вахтенного помощ­ ника капитана корабля при стоянке в порту. Это касается и кораблей на­ шего тралового флота, находя­ щихся под снабжением льдом и водой в Тюва-губе. Однако положение Устава часто нару­ шается на ряде траулеров, вах­ тенная служба в Тюва-губе, осо­ бенно в ночное время, несется плохо. Почти как правило, помощ­ ники капитанов судов, стоящих у нас в ожидании снабжения льдом и водой, не инструкти­ руют вахтенных матросов (а зачастую и не выделяют их), в результате чего наблюдение за движением кораблей на рейде и у причалов не ведется. Это нарушение Устава приводит к несоблюдению очередности под­ хода траулеров к причалам, за­ держке их погрузки и ухода в море. Таких фактов можно приве- банки Флемиш-Кап. Траулер «Запад» продолжает обследо­ вание мест лова в Датском про­ ливе, а «Новороссийск» вышел в Дэвисов пролив. Возможен и такой вариант: рефрижера­ торные траулеры, выходящие из порта, начнут лов у Запад­ ного Шпицбергена, а потом уйдут к Ньюфаундленду. Однако дело осложняется тем, что в наступающий период на банках Флемиш-Кап и Боль­ шой Ньюфаундлендской удер­ живаются густые туманы, что очень затрудняет ориентирова­ ние. Капитан тов. Спрыгин, поддержанный другими про­ мысловиками, предлагает пос­ лать туда соответственно обо­ рудованный средний траулер. Он сослужит хорошую службу, так как до сих пор в распоря­ жении моряков тралового фло­ та, работающих там, нет край­ не необходимого радиобуя. На промысловом совете крги- тике подвергалась деятельность Полярного института. Неоп­ равдавшийся прогноз по райо­ ну Копытова вызвал напрасные затраты материалов на изготов­ ление траловых мешков и дета­ лей промвооружения. Участни­ ки совета так и не услышали обоснованных рекомендаций ПИНРО на тот случай, если положение с сырьевой базой осложнится. Плетутся в хвосте событий и гидрюлоги. Им сле­ дует помочь с таким расчетом. чтобы научные работники вы­ ходили в море, находились там, где решается судьба плана и ликвидации недолова, который по траловому флоту на 22 мая составляет около 104 тысяч центнерюв. Парггия и правительство вни­ мательно следят за герюиче- ским трудом промысловиков. Коллективу тралового флота оказывается значительная по­ мощь. Известны затруднения с тросами. Сейчас, за счет пере­ выполнения плана первого квартала прюмышленностью страны, выделено около тысячи тонн ваерного троса. О корд­ ных вопрюсах преодоления от­ ставания, о долге рыбаков Мурмана пер)ед страной гово­ рил в своем выступлении на прюмсовете первый секретарь областного комитета КПСС тов. Прокофьев. Участники прюмыслового со­ вета подвергли также обсужде­ нию перспективы работы про­ мысловиков в прибрежных рай­ онах. Судя по обстановке, сю­ да возможны подходы мойвея- ной трески, которюй норвежцы Финмаркена выловили весной вдвое больше, чем в самые лучшие годы Следует контро- лироватъ банки Рыбачью, Киль- динскую и другие места. И береговые предприятия должны помочь морякам трало­ вого флота решить поставлен­ ную задачу. За высокие показатели Слесари Хвороетушн и Ро­ дин, утирая потные лица, ве­ село улыбаются. Еще бы: средний траулер № 218 отре­ монтирован па семь суток до­ срочно! Судно ушло в рейс, на его место к борту плавма- стерской «Резец» поставили другое. Потрудились славно при этом бригады котельщи­ ков тов. Семибратова и сле­ сарей тов. Захарова. Ежеднев­ но перекрывали нормы то­ карь тов. Волков и фрезеров­ щик тов. Пискунов. Плавмастерская — неболь­ шой завод: здесь есть все це­ хи. которые ведут комплекс­ ный ремонт промысловых су­ дов. Много славных дел на счету ремонтников. Есть, ко­ нечно, и недостатки, но они преодолеваются. Коллектив полон решимости добиться высоких показателей в труде. Порукой этому является вы­ сокопроизводительный труд ремонтников. Многие члены этого дружного коллектива стремятся выявить новые внутренние резервы произ­ водства. чтобы каждое про­ мысловое судно выходило из ремонта точно ттп графику. В. ЛУКАШОВ, матрос. ^■ ш и и н н и п п иш и пш нш и н п и н и ти п н и т Мука и Жир из голов окуня Всего 44 суток пробыл в последнем плавании экипаж рефрижераторного траулера «Сталвна- бад». Но несмотря на такое довольно кратковре­ менное пребывание на промысле, команда верну­ лась в родной порт с победой. Доставлено 733 тонны обезглавленного окуня. Но успех заключается не только в том, что мо­ ряки сумели выловить за короткий срок такое ко­ личество рыбы. Большую радость, — говорят пер­ вый помощник капитана тов. Грабеж, — достав­ ляет то, что в этом рейсе у нас головы окуня не выбрасывались за борт, как это делалось раньше. Все шло в дело. В результате за рейс было выра­ ботано 50 тонн рыбной муки и почти 16 тоан жира. Таким образом из тех отходов, на которые раньше не обращали внимания, выпущено про­ дукция примерно на 300 тысяч рублей. А кто же хорошо работал в рейсе? Это смена технолога тов. Ильичева, обрабатывающая за сутки по 20 тонн окуня. Не намного отставала от нее и смена мастера по обработке рыбы тов. Тюльменкова. Тот и другой руководитель <*мрл отвечают, что особенно следует отметить хорошую работу шкерщиков тт. Гоголева, Юнка, Борда- щепко, Семенова, упаковщиков тт. Шаврина, Жуликова, Михаленко, машиниста рыбомучиой угт-ловки тов. Васильева. Моряков рефрижераторного траулера «Сталп- набад» можно поздравить е победой и пожелать, чтобы свой опыт они передавали тоуги*. И. КРОТОВ. Химики—рыбакам сти немало. Совсем недавно, например, ночью 10 мая трау­ леры «Северный полюс» и «Ло­ сось» в течение двух часов не подходили к причалам, хотя они были свободны. А в это время их ждали 10 рабочих, чтобы снабжать водой и льдом. 11 мая три часа пустовал причал, так как с рейда к нему не подходил траулер «Иртыш», на котором не велось наблюде­ ние со стороны вахтенных. Большей частью такие слу­ чаи прюисходят в ночное время. А ведь вахта на кораблях, со­ гласно Уставу, должна нестись круглосуточно. Приведенные факты говорят о том, что на ряде кораблей тралового флота Устав еще не стал тем документом, который стрюго регламентирует всю жизнь экипажа. Да и вряд ли его знают хорюшо все моряки, особенно те, кто недавно при­ шел во флот. А. ВАСИ Л ЬЕВ , диспетчер тралового фло­ та в Тюва-губе. Постановление майского Плену­ ма ЦК КПСС об ускорении разви­ тия химической промышленности горячо одобрено всем советским народом. Рост производства син­ тетических материалов, — гово-, рят простые люта, — совершен­ но необходим. Изделия химиче­ ской промышленности повсюду находят широкое применение. Очень нуждаются в них и про­ мысловики Мурмана А почему? Да потому, что синтетические материалы, в частности, капрон обладают большими преимущест­ вами. Для сравнения возьмем канаты — капроновый и льнопеньковый. Если 200-миллиметровый капро­ новый канат, который получает для моряков Мурманская транс­ портно-складская контора, имеет разрывное усилие 104 тонны и весит (длиной в 100 метров) 276 килограммов, то льнопеньковый канат такого же диаметра разры­ вается при усилии всего в 16,7 тонны и весит (длина 100 мет­ ров) 343 килограмма. Результаты промысловых ис­ пытаний на сравнительную изно­ соустойчивость капроновых и льпопенысовых мешков тралов показали, что срок службы меш­ ков, изготовленных из капрона, в 2,5—3 раза больше срока службы льнопеньковых. Капроно­ вый канат в несколько раз проч­ нее, износоустойчивее, легче и удобнее в обращении и кроме то­ го, он не гниет в воде и обладает очень хорошей амортизацией. Благодаря последнему преимуще­ ству капроновый канат является прекрасным швартовым. Моряки тралового и сельдяного флотов в своей работе используют не только капроновые канаты, ко­ торые на волне рвутся гораздо реже, чем льнопеньковые. На­ чальник отдела промснаряжения транспортно-складкой конторы тов. Янковский рассказывает, что в этом году будет получено 166 топа капроновой дели, идущей в основном для изготовления тре­ сковых и сельдяных тралов и ко­ шельковых неводов Для ремонта и сшивки орудий лова выделено также 11 тонн капроновой нитки и 25 тони сеточника. Только в первом квартале 1958 года полу­ чено 500 капроновых сетей для лова сельди в Северной Атлан­ тике. Вероятно, не все моряки знают, что новые рыбацкие костюмы, внешне очень похожие на кожа­ ные и красивые на вид, также в какой-то мере являются продук­ том химической промышленности. Автобим, текстовмтт и повинол — материалы, из которых сшиты эти костюмы, не что иное, как ткань, покрытая особым химиче­ ским составом. Новые костюмы непромокаемые и легче прорези­ ненных. Известно, что раньше балберы (поплавки) сетей делались из пробки или коры асокоря — дере­ ва, растущего в Сибири. Теперь же пробковых балбер почти не увидишь: вместо пробки и коры успешно применяется пенопласт. Но безусловно, пока из синте­ тических материалов, применяе­ мых в траловом и сельдяном фло­ тах, первое место занимает кап­ рон. Лов рыбы тралами, на кото­ рых мешки изготовлены из кап­ рона, приносят большой экономи­ ческий эффект. Об этом говорит такой пример. В 1957 году из-за недостатка капрона траулеры ти­ па «Пушкин» большую часть вре­ мени были вынуждены работать льнопеньковыми траловыми меш­ ками. В результате стоимость расходованных мешков по флоту составила в среднем за квартал 4 миллиона рублей. В первом же квартале 1958 года, когда стаю возможным работать более проч­ ными износоустойчивыми мешка­ ми, стоимость расходованных мешков была на полтора миллио­ на рублей меньше. Работники промыслового отдела тралового флота считают, что большая прочность и ничтожное намокание капроновых делей поз­ воляет облегчить трал, увеличить его параметры, а следовательно повысить уловистость при суще­ ствующих скоростях. Одншв следует сказать, что в настоящее время цены на изделия из капрона еще высоси. Тралы и сета из капрона примерно стоят в два с лишним раза дороже, чем из обычного материала. Правда, постепенно стоимость капрона снижается. Сети, например, вна­ чале стоили по 1800 рублей, сейчас же 400— 500. Но можно ли добиться еще большего уде­ шевления? Да. можно. Так, для изготовления капронового шнура, идущего на вязку траловых де­ лей. необходимо применять пряжу не выше № 10 или >6 20 . Можно с уверенностью сказать, что после постановления Пленума ЦК КПСС работники химической промышленности окажут еще большую аомощь рыбакам. В . ВА РЯ ГИ Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz