Рыбный Мурман. 1958 г. Май.
НЕДОЛОВ ЛИНВИДИРОВАТЬ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ! Такая ответственная задача стоит перед моряками тралово го флота. Чтобы справиться с нею, необходимо в течение мая выловить 480 тысяч центнеров рыбы, а в июне — 500 тысяч. Задача реальная, у коллектива есть возможности и желание справиться с нею. На чем основывается эта уверенность? Состоявшийся очередной промысловый совет детально рассмотрел условия работы промысловиков в остав шееся до конца полугодия вое- мя .Как и раньше, на лову следует держать судов больше, минимум на десять. Судя по прогнозам, погода будет бла гоприятствовать промыслу. К т о м у же, плановые залани я мая и июня соответствуют факти ческому вылову этого же пери ода прошлого года, а флот вы рос количественно на десятки единиц. Перспективными районами в ближайшее время являются места лова у Западного Шпиц бергена и острова Медвежий, а также на Рыбачьей банке. Там сейчас и промышляют ос новные группы траулеров. Какие особенности работы у этих островов? На промысло вом совете выступил капитан траулера «Север» тов. Калю- гин. Он отметил, что в нынеш нем году наши корабли вышли к Западному Шпицбергену да же раньше норвежцев, которые на мелких рыболовных судах давно промышляют зимующую и приходящую с нереста рыбу. Таким образом, промысел здесь можно начинать раньше обыч ного на полмесяца, тогда как в прошлом году он стал разви ваться лишь в июне. Поискови кам еще не удалось установить закономерности движения трес ки, но в уловах она поперемен но бывает то мелкой, то круп ной. Причем, если в прошлом году рыбу ловили здесь на глу бинах в 200—300 метров, то теперь на 150—200 метров. У южной оконечности Земли принца Карла наблюдается рез кая смена температур воды. С потеплением эта граница отод вигается севернее. А так как у Западного Шпицбергена мно го капшака, после нереста злесь должны появиться хоро шие концентрации, которые постепенно будут подвигаться к северу. В этих высоких широтах по исковики жалуются на то, что английские компасы оказыва ются непригодными для исполь зования. Необходим гироком пас, а также хороший пелен гатор отечественного производ ства. С улучшением обстановки у островов Шпицберген и Мед вежий туда можно бросить мак симум кораблей, в том числе и тех, что обычно далеко не ухо дят. Дело в том, что туда мож но послать кроме плавбаз два— три лихтера. Якорная стоянка, по существующему междуна родному положению, допустима в миле от берега. Руководители промысла дол жны предупредить бесцельные перебежки траулеров. Выдерж ка, максимальный режим тра ления в избранном месте лова определят успех в работе. Следует отметить также, что не должны оставаться безнаказан ными нарушения правил про мыслового судовождения. Следует активизировать ра боту разведчиков. Под посто янным наблюдением надо дер жать ту границу смены теплых и холодных вод, что наблю дается у Западного Шпицбер гена. Поисковики (суда пер спективной разведки) могут обеспечить сырьевой базой экн- пажы рефрижераторных кораб лей на дальнем западе. Спад промысла здесь не должен выз вать растерянности. Как гово рит опыт прошлого года, подъ емы могут снизиться до двух— четырех тонн за траление. Однако и в этих условиях ус пеха добиться можно. Сейчас идет проверка всех склонов лн и и н и п иш иш нш нш н и н п и иш и нш О Вместо кокса— стружка В машинном отделения траулера «Алма-Ата», занимающего по своей группе одно из первых мест во флоте по вылову рыбы, меха низмы содержатся в отличном техническом состояния. Благодаря постоянным профилактическим осмотрам и своевременному ремон ту (уже отработало на ремонте своими силами около 1500 нофмо - часов) моряки не допускают простоев в море. Даже те шесть часов, что отводятся на банение дымогарных трубок, они почти не ис пользуют. Все уходит на промысел, подчинено ему. Но моряки, возглавляемые старшим механиком тов. Титовым, борются не только за то. чтобы механизмы работали четко, реже выхоти-м из строя, но и за экономию. Для фильтрации конденсата, содержащего, как известно, не которое количество масла, на судах расходуется кокс (на рейс бе рут примерно 250 килограммов). На траулере «Алма-Ата» решили обойтись без него. Моряки раздобыли пять кулей, в порту наби вали их стружкой, которой вдоволь на бондарном заводе. Вот через эту стружку, заполненную в теплом ящике и фильтровался кон денсат. Уже первые результаты показали, что это вполне доста точный и главное дешевый заменитель. Благодаря этому новшеству на судне уже сэкономлено полторы тонны кокса. В . ПЕТРО В. Нарушители устава Устав службы на судах фло та рыбной промышленности СССР возлагает большие обя занности на вахтенного помощ ника капитана корабля при стоянке в порту. Это касается и кораблей на шего тралового флота, находя щихся под снабжением льдом и водой в Тюва-губе. Однако положение Устава часто нару шается на ряде траулеров, вах тенная служба в Тюва-губе, осо бенно в ночное время, несется плохо. Почти как правило, помощ ники капитанов судов, стоящих у нас в ожидании снабжения льдом и водой, не инструкти руют вахтенных матросов (а зачастую и не выделяют их), в результате чего наблюдение за движением кораблей на рейде и у причалов не ведется. Это нарушение Устава приводит к несоблюдению очередности под хода траулеров к причалам, за держке их погрузки и ухода в море. Таких фактов можно приве- банки Флемиш-Кап. Траулер «Запад» продолжает обследо вание мест лова в Датском про ливе, а «Новороссийск» вышел в Дэвисов пролив. Возможен и такой вариант: рефрижера торные траулеры, выходящие из порта, начнут лов у Запад ного Шпицбергена, а потом уйдут к Ньюфаундленду. Однако дело осложняется тем, что в наступающий период на банках Флемиш-Кап и Боль шой Ньюфаундлендской удер живаются густые туманы, что очень затрудняет ориентирова ние. Капитан тов. Спрыгин, поддержанный другими про мысловиками, предлагает пос лать туда соответственно обо рудованный средний траулер. Он сослужит хорошую службу, так как до сих пор в распоря жении моряков тралового фло та, работающих там, нет край не необходимого радиобуя. На промысловом совете крги- тике подвергалась деятельность Полярного института. Неоп равдавшийся прогноз по райо ну Копытова вызвал напрасные затраты материалов на изготов ление траловых мешков и дета лей промвооружения. Участни ки совета так и не услышали обоснованных рекомендаций ПИНРО на тот случай, если положение с сырьевой базой осложнится. Плетутся в хвосте событий и гидрюлоги. Им сле дует помочь с таким расчетом. чтобы научные работники вы ходили в море, находились там, где решается судьба плана и ликвидации недолова, который по траловому флоту на 22 мая составляет около 104 тысяч центнерюв. Парггия и правительство вни мательно следят за герюиче- ским трудом промысловиков. Коллективу тралового флота оказывается значительная по мощь. Известны затруднения с тросами. Сейчас, за счет пере выполнения плана первого квартала прюмышленностью страны, выделено около тысячи тонн ваерного троса. О корд ных вопрюсах преодоления от ставания, о долге рыбаков Мурмана пер)ед страной гово рил в своем выступлении на прюмсовете первый секретарь областного комитета КПСС тов. Прокофьев. Участники прюмыслового со вета подвергли также обсужде нию перспективы работы про мысловиков в прибрежных рай онах. Судя по обстановке, сю да возможны подходы мойвея- ной трески, которюй норвежцы Финмаркена выловили весной вдвое больше, чем в самые лучшие годы Следует контро- лироватъ банки Рыбачью, Киль- динскую и другие места. И береговые предприятия должны помочь морякам трало вого флота решить поставлен ную задачу. За высокие показатели Слесари Хвороетушн и Ро дин, утирая потные лица, ве село улыбаются. Еще бы: средний траулер № 218 отре монтирован па семь суток до срочно! Судно ушло в рейс, на его место к борту плавма- стерской «Резец» поставили другое. Потрудились славно при этом бригады котельщи ков тов. Семибратова и сле сарей тов. Захарова. Ежеднев но перекрывали нормы то карь тов. Волков и фрезеров щик тов. Пискунов. Плавмастерская — неболь шой завод: здесь есть все це хи. которые ведут комплекс ный ремонт промысловых су дов. Много славных дел на счету ремонтников. Есть, ко нечно, и недостатки, но они преодолеваются. Коллектив полон решимости добиться высоких показателей в труде. Порукой этому является вы сокопроизводительный труд ремонтников. Многие члены этого дружного коллектива стремятся выявить новые внутренние резервы произ водства. чтобы каждое про мысловое судно выходило из ремонта точно ттп графику. В. ЛУКАШОВ, матрос. ^■ ш и и н н и п п иш и пш нш и н п и н и ти п н и т Мука и Жир из голов окуня Всего 44 суток пробыл в последнем плавании экипаж рефрижераторного траулера «Сталвна- бад». Но несмотря на такое довольно кратковре менное пребывание на промысле, команда верну лась в родной порт с победой. Доставлено 733 тонны обезглавленного окуня. Но успех заключается не только в том, что мо ряки сумели выловить за короткий срок такое ко личество рыбы. Большую радость, — говорят пер вый помощник капитана тов. Грабеж, — достав ляет то, что в этом рейсе у нас головы окуня не выбрасывались за борт, как это делалось раньше. Все шло в дело. В результате за рейс было выра ботано 50 тонн рыбной муки и почти 16 тоан жира. Таким образом из тех отходов, на которые раньше не обращали внимания, выпущено про дукция примерно на 300 тысяч рублей. А кто же хорошо работал в рейсе? Это смена технолога тов. Ильичева, обрабатывающая за сутки по 20 тонн окуня. Не намного отставала от нее и смена мастера по обработке рыбы тов. Тюльменкова. Тот и другой руководитель <*мрл отвечают, что особенно следует отметить хорошую работу шкерщиков тт. Гоголева, Юнка, Борда- щепко, Семенова, упаковщиков тт. Шаврина, Жуликова, Михаленко, машиниста рыбомучиой угт-ловки тов. Васильева. Моряков рефрижераторного траулера «Сталп- набад» можно поздравить е победой и пожелать, чтобы свой опыт они передавали тоуги*. И. КРОТОВ. Химики—рыбакам сти немало. Совсем недавно, например, ночью 10 мая трау леры «Северный полюс» и «Ло сось» в течение двух часов не подходили к причалам, хотя они были свободны. А в это время их ждали 10 рабочих, чтобы снабжать водой и льдом. 11 мая три часа пустовал причал, так как с рейда к нему не подходил траулер «Иртыш», на котором не велось наблюде ние со стороны вахтенных. Большей частью такие слу чаи прюисходят в ночное время. А ведь вахта на кораблях, со гласно Уставу, должна нестись круглосуточно. Приведенные факты говорят о том, что на ряде кораблей тралового флота Устав еще не стал тем документом, который стрюго регламентирует всю жизнь экипажа. Да и вряд ли его знают хорюшо все моряки, особенно те, кто недавно при шел во флот. А. ВАСИ Л ЬЕВ , диспетчер тралового фло та в Тюва-губе. Постановление майского Плену ма ЦК КПСС об ускорении разви тия химической промышленности горячо одобрено всем советским народом. Рост производства син тетических материалов, — гово-, рят простые люта, — совершен но необходим. Изделия химиче ской промышленности повсюду находят широкое применение. Очень нуждаются в них и про мысловики Мурмана А почему? Да потому, что синтетические материалы, в частности, капрон обладают большими преимущест вами. Для сравнения возьмем канаты — капроновый и льнопеньковый. Если 200-миллиметровый капро новый канат, который получает для моряков Мурманская транс портно-складская контора, имеет разрывное усилие 104 тонны и весит (длиной в 100 метров) 276 килограммов, то льнопеньковый канат такого же диаметра разры вается при усилии всего в 16,7 тонны и весит (длина 100 мет ров) 343 килограмма. Результаты промысловых ис пытаний на сравнительную изно соустойчивость капроновых и льпопенысовых мешков тралов показали, что срок службы меш ков, изготовленных из капрона, в 2,5—3 раза больше срока службы льнопеньковых. Капроно вый канат в несколько раз проч нее, износоустойчивее, легче и удобнее в обращении и кроме то го, он не гниет в воде и обладает очень хорошей амортизацией. Благодаря последнему преимуще ству капроновый канат является прекрасным швартовым. Моряки тралового и сельдяного флотов в своей работе используют не только капроновые канаты, ко торые на волне рвутся гораздо реже, чем льнопеньковые. На чальник отдела промснаряжения транспортно-складкой конторы тов. Янковский рассказывает, что в этом году будет получено 166 топа капроновой дели, идущей в основном для изготовления тре сковых и сельдяных тралов и ко шельковых неводов Для ремонта и сшивки орудий лова выделено также 11 тонн капроновой нитки и 25 тони сеточника. Только в первом квартале 1958 года полу чено 500 капроновых сетей для лова сельди в Северной Атлан тике. Вероятно, не все моряки знают, что новые рыбацкие костюмы, внешне очень похожие на кожа ные и красивые на вид, также в какой-то мере являются продук том химической промышленности. Автобим, текстовмтт и повинол — материалы, из которых сшиты эти костюмы, не что иное, как ткань, покрытая особым химиче ским составом. Новые костюмы непромокаемые и легче прорези ненных. Известно, что раньше балберы (поплавки) сетей делались из пробки или коры асокоря — дере ва, растущего в Сибири. Теперь же пробковых балбер почти не увидишь: вместо пробки и коры успешно применяется пенопласт. Но безусловно, пока из синте тических материалов, применяе мых в траловом и сельдяном фло тах, первое место занимает кап рон. Лов рыбы тралами, на кото рых мешки изготовлены из кап рона, приносят большой экономи ческий эффект. Об этом говорит такой пример. В 1957 году из-за недостатка капрона траулеры ти па «Пушкин» большую часть вре мени были вынуждены работать льнопеньковыми траловыми меш ками. В результате стоимость расходованных мешков по флоту составила в среднем за квартал 4 миллиона рублей. В первом же квартале 1958 года, когда стаю возможным работать более проч ными износоустойчивыми мешка ми, стоимость расходованных мешков была на полтора миллио на рублей меньше. Работники промыслового отдела тралового флота считают, что большая прочность и ничтожное намокание капроновых делей поз воляет облегчить трал, увеличить его параметры, а следовательно повысить уловистость при суще ствующих скоростях. Одншв следует сказать, что в настоящее время цены на изделия из капрона еще высоси. Тралы и сета из капрона примерно стоят в два с лишним раза дороже, чем из обычного материала. Правда, постепенно стоимость капрона снижается. Сети, например, вна чале стоили по 1800 рублей, сейчас же 400— 500. Но можно ли добиться еще большего уде шевления? Да. можно. Так, для изготовления капронового шнура, идущего на вязку траловых де лей. необходимо применять пряжу не выше № 10 или >6 20 . Можно с уверенностью сказать, что после постановления Пленума ЦК КПСС работники химической промышленности окажут еще большую аомощь рыбакам. В . ВА РЯ ГИ Н .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz