Рыбный Мурман. 1958 г. Март.
ЧИТАТЕЛИ ПРЕДЛАГАЮТ И СИГНАЛИЗИРУЮТ: а » г Перспективный район промЫсла в ^ПРОМЫСЛОВЫЕ БАНКИ ее- ется постоянным. Об изменениях щук, а та Андей-банке и аргеп- веро-западного побережья его можно судить на основании тина, Норвегии (Рест-банка, Вестеро- немецкой статистики. Морской окунь встречался в лен-банта, Андеи-банка, Маланг- Видовой состав уловов немец- небольших количествах почти во банка, Фулеи-банка, Cepe-банка) ких ТраулерОВ в 1950 r . (в Up0. всех тралах, но наибольшие уло вы наблюдались на Андей-банке Месяцы являются одним из важных рано- центах месячного вылова.) нов мирового промыслового рыбо ловства. В силу своего географи ческого положения этот район служит основным местом нереста как главных промысловых — •трески, пикши, морского окуня, сайды и др.,— так и непромысло вых рыб. Сильное течение обе спечивает быстрый дрейф икри нок и личинок и распростране ние их на огромном пространстве. На этих преднерестовых и нере стовых скоплениях рыб и базиру ется рыболовный промысел. Три страны постоянно ведут промысел в этом районе: Норве гия, Англия и Германия. Первая из этих стран вылавливает наи- Треска Пинша Мор. окунь Сайда Январь 42,8 8,8 6,4 Февраль 38,0 19,5 7,3 Март 29,0 39,8 11,5 Апрель 18,5 25,0 44,1 Май 25,9 2,1 15,0 Июнь 38,0 1,6 20,0 Июль в Август - - - - - - - - - — _ _ _ Сентябрь 15,3 0,8 33,2 Октябрь 17,9 1,3 34,8 Ноябрь 11,2 1,8 22,7 Декабрь 1.8 0,2 6,2 Советский траловый флот на- (кв. 4393 на 35.9 28,1 13,8 8,4 53,7 37,2 42,6 39,8 56.5 83.5 О ОБЕСПЕЧИТЬ СУДА ПОЛНОЦЕННОЙ РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТА ЦИЕЙ О ЭТО УЛУЧШИТ ПРИВЕДЕНИЕ В ПО РЯДОК ПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПОКРАСКУ КОРАБЕЛЬНЫХ КОРПУСОВ О ГРА МОТНО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ШЛЮПБАЛКИ. ПОНТОН ИЛИ ЛЕСА? У рефрижераторных траулеров вянных площадок, укрепленных часто производится ремонт верти- на стальных стойках, высотой кальных ваерных роликов. И до 6 метров, каждый раз работниками завода Такой понтон с лесами можно междурейсового ремонта на срезе легко буксировать портовыми ка- кормы траулера для безопасности терами, а около борта траулера и удобства оборудуются леса, передвигать вручную. Все заборт- Устройство их отнимает много ные работы в надводной части времени, расходуются материалы, корпуса могут производиться с Почему бы траловому флоту понтона. В настоящее время по или заводу междурейсового ре- краска корпуса рефрижераторных монта не иметь постоянных ле- траулеров делается со шлюпок сов, установленных на понтоне? ® подвесных беседок, что создает Понтон желательно иметь сталь- большие неудобства. Поэтому не кой констоукпии . В худшем слу- обходимость постройки понтона с очевидна и управ- брежным флотом, тогда как две падного побережья Норвегии толь- 34—36 см. Соотношение полов, чае„ сго мо^.ет заменить дер^ я®' лени€ т лового Флота должно другие (Англия и Германия) про- ко в послевоенные годи. Необхо- близкое 1 : 1 . Среди самок пре- ™ S t “разра” о- заинтересоваться этим. ' димо отметить, что если обследо- обладали неполовозрелые особи А. КАРАПУЗОВ. мышляют траулерами. - г--------- ----------------- у ----- ------— ------— - п - U t u u i l ТТ Среднегодовые уловы, за пе- вание районов северо-западного (70,5 процента), так как основ- тать ПР0СКТ понтона Примерные рпод с 1951 по 1954 гг., состав- побережья Норвегии поисковыми ной подход половозрелых самок Дан™ е его до0ля™ быть такими; ляли в среднем 1,0 тонну за 1 траулерами проводится регулярно на нерестилища начнется в конце час траления (английские трау- (главным образом в весенние ме- марта — начале апреля, леры) и 16 4 тонны на одни сяцы), то промысловые корабли Q - ооветских и сутки лова (немецкие траулеры), работали в этом районе мало и * ^ ” 0ио Общий вылов (в тыс. ц) состав- нерегулярно, хотя уловы на 1 час I ре ширина — 2—2,5 метра, длина около 8 метров, -три яруса дере- ☆ Старший помощник ка питана траулера «Хаба ровск* . ☆ лял: , Год: 1950 1951 '1952 1953 1954 1955 1956 Англия: 201,9 409.3 517.0 347.0 312,6 Германия: 594.0 (V74.3 702.0 432,4 545.9 714,3 782.9 траления бывали высокими. На пример, в 1951, 1952, 1956 гг. (апрель—май) улов рыбы-сырца на час траления яа С ё рМ а в к № эм т Во„ м„ ет ирм6ркП1 „ ставлял, соответственно 1 э , 2 , й__ .............................* говорит о том, что район севе ро-западного побережья Норвегии является важным районом трало вого промысла. Особое значение 52,5, 35,7 центнеров. ближайшие два месяца. Промразведка обязана нала- В январе—феврале текущего го- дИТЬ регулярное наблюдение за да два поисковых траулера «Се- промысловой обстановкой в этом вер» и «Северодвинск» посетили районе, обратив особое внимание Ввиду того, что траловый про- Индей-, Маланг- и Фулей-банки. На Маланг-, Андей-, Вестеролен- мысел базируется на преднере- Отдельные подъемы достигали и Рест-банки. В случае, если стовых скоплениях рыбы, он но- 1,5 тонны за 1,5 часа траления, здесь создастся благоприятная сит сезонный характер и произ- Наилучшие уловы были в ввад- промысловая обстановка, экипа- водится, главным образом, вес- ратах 1906, 1925, 1926 (Фу- жи мурманских промысловых ной. Однако, как явствует из дан- лей-бачка), 1972, 1973, 1943 итраулеров должны будут полнее замечания наших читателей о только судоремонтников, но и На Мурманской судоверфи небрежно относятся к сохране* нию строительных материалов. Временные леса, используемые при ремонте корпусов кораблей и мачт, потом как попало раз бираются, много досок падает в залив. При смен°. в*пт>г'т,т,''й обшивки жилых помещений полноценные листы фанеры также выбрасываются за борт. Такую картину мне приходилось на блюдать на траулерах «Севгосрыбтрест», «Жиздра» и «Не птун». На нашем корабле, например, 14 февраля, судоремонт никами было сброшено в воду больше 2-х кубометров досок. А это немалые деньги. Спрашивается, как же на предприятии ведут борьбу за ре жим экономии, если допускают такие безобразия? Н. СЙРОТКИН. Матрос траулера «Свет». ☆ ☆ ОТ РЕДАКЦИИ: Справедливы даст много удобств в работе не ных немецкой статистики, промы- 1949 (Маланг-банка). сел может производиться и в п осенние месяцы. Например, су- Основу уловов составляла точные уловы германских трау- кРУ пна5 половозрелая треска по- леров рыбы-сырца в тоннах в колении 1949, 1950 гг. Анализ среднем за период с 1951 по Размерного состава уловов трески 1954 гг. по месяцам составляли: на Маланг-банке показал увели чение количества более мелкой использовать промысловые воз- бесполезной трате дорогостоящих моряков, занимающихся привело* пиломатериалов, идущих на изго- нием в порядок корпусов корао- товление временных лесов, ко- лей. торые потом разрушаются. Между Руководителям тралового фло- тем, постройка плавучего понто- та и Мурманской судоверфи надо на с универсальными лесами соз- решить этот несложный вопрос* -------------------------------------Ш можности этого района. К. ЯНУЛОВ. Младший научный со. трудник ПИНРО. январь — 12,1 февраль — 17,7 - 1 7 , 4 - 15,7 - 21,0 — 16,2 март апрель май июнь июль август - 1 4 , 3 сентябрь — 24,1 октябрь — 14,9 ноябрь — 16,0 декабрь — 15,9 Что касается видового состава, то основное значение в немецких траловых уловах имеют сайда и морской окунь, тогда как англий- рыбы во вторую декаду февраля, по сравнению с первой. Это объ ясняется более поздним подходом впервые нерестующих рыб к ме стам нереста. Во всех уловах преобладали самцы, составляя в среднем 61 процент (Маланг- банка). Питается треска в этот пери од слабо. Основные объекты ее питания — тресочка-эсмарка и рачок-мунида. Значительную часть прилова Еще раз о стандартной ведомости ские траулеры вылавливают в на Маланг-банке составляла основном треску и пикшу. пикша (55—65 см), сайда (65— Видовой состав уловов не оста-70 см), менек, два вида морских Почему „заедаети шкивы На траулерах польской постройки происходят частые заедания шлюпбалок из-за неправильной эксплуатации сложной конструк ции этого приспособления. Мне пришлось поработать на 3-х ко раблях данного тина и на всех я видел, что моряки не знают устрой ства шкивов шлюпбалок и правил ухода за ними. Дело в том, что шкивы шлюпбалок имеют пустотелую форму и должны заполняться маслом через боковое отверстие, закрытое шу рупом. По центру шкива установлена бронзовая втулка, имеющая в вырезах 3 кожаных вставки. Эти вставки выполняют роль фити лей, через которые масло, находящееся в пустотелом шкиве, по ступает на ось. Как только обнаруживается заедание шкивов, прибегают к расточке. Делать этого не надо. Следует снять их, вынуть кожа ные вставки, прочистить отверстия, затем произвести сборку шки ва, залив в него масло. По-моему, после этого 2—3 месяца шкивы будут работать без заеданий. Техотделу надо разобраться в этом, прекратить прием в ремонт указанных деталей, а отделу главного капитана — разработать инструкцию по уходу за шлюпбалками, требуя ее выполнения, .I k П. СИДОРЕНКО. Капитан траулера «Волна». Согласно правилам ремонта всю документацию для него готовит управление тралового флота. По корпусной и палубной части ремонтную докумен тацию составляют капитаны и их старшие помощ ники. Как показала практика, большинство капи танов и старших помощников не могут составить полноценного документа перед постановкой ко рабля в ремонт: одни к этому относятся безответ ственно, небрежно, другие не могут по своей не грамотности, третьи — не имеют полноценных знаний по данному вопросу. В результате все ве домости неоднократно переделываются. Вот характерный пример. Ведомость, состав ленная для проведения среднего ремонта трауле ра «Челюскинец Павлов» и переданная заводу в январе нынешнего года, была возвращена обрат но, так как оказалась совершенно непригодной. Причина — безответственность командного соста ва корабля. Вот почему траулер был принят в ре монт значительно позже. До 1954 года в техническом отделе управле ния тралового флота не было никаких инструк ций, наставлений и других вспомогательных ма териалов, которые помогали бы плавсоставу со ставлять ремонтные ведомости. Поэтому мною в течение 1952— 1954 годов была составлена так называемая «стандартная ремонтная ведомость». Предполагалось, что этот документ облегчит ра боту плавсостава при постановке кораблей в ре монт. Стандартной ведомостью можно пользовать ся, как инструкцией и основным руководящим материалом при составлении документации для любого ремонта. Удобна она тем, что судно разби то на отдельные районы, они в свою очередь — на узлы, а каждый узел па отдельные дета ли. И для каждой детали в этой ведомости имеется несколько характерных вариантов ре монтных работ. Пользуясь стандартной ведомостью, лицу, от ветственному за подготовку корабля к ремонту, необходимо только выбрать соответствующий ва риант и записать размеры и количество деталей, узлов и т. д. Так обеспечивается составление пол ноценной ормон ^ чой документации. Учитывая все это, технический совет тралового флота постано вил принять мое предложение для внедрения, что зафиксировано протоколом М; 8 от 11 ноября 1954 года. Казалось бы, все идет хорошо, но... на этом де ло и замерло. Спрашивается, почему? Ответ прост: ведомости не были отпечатаны типографским сио- собом. По собственной инициативе, притом с большим трудом, мне удалось отпечатать 5 экземпляров этой ведомости и 24 янвадо 1955 года вручить их бывшему главному капитану тов. Чекину для ис пользования на судах. Но вазве могут сделать погоду эти 5 экземпляров? В 1956 году было от печатано еще 5 ведомостей. Наконец, после кате горического отказа типографии выполнить наш за каз, решили ^ведомости размножить с помощью ротатора. Додао искали специалиста, который мог бы это сделать, потом сломался аппарат и..* на ведомость снова махнули рукой. Автору предложения выдали вознаграждение, но какую пользу принесла стандартная ведомость траловому флоту? Никакой! Дело пока так и огра ничивается разговорами. Неоднократно толковали об этом и с глашшм инженером тов. Каменцевым. Годы идут, а ремонтная документация готовится все так же — часто неграмотно, безответственно. Будь готовой стандартная ведомость, не произо шло бы такого конфуза, как с траулером «Челюс кинец Павлов» и многими другими судами. Когда же мое предложение будет претворено в жизнь? В. ЛЕТЯГИН. Старший корабельный инженер трало вого флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz