Рыбный Мурман. 1958 г. Март.
В помощь промысловикам ч « ~ ■ ---------- ■■ ■ '■ — I . - . ■ — — ................— ........................ ........... . I I - ......... Бороться за повышениеуловистости дрифтерных сетей Дрифтерная сеть в порядке, в процессе дрейфа, должна зани мать правильную форму, т. е. форма ячей сети должна быть та кой, какой она предусматривает ся проектом. Поэтому, если сеть построена с отклонениями от технических условий, то в дриф терном порядке она уже правиль но работать не будет. Сеть будет иметь уменьшенный срок службы (увеличится порыв сетного по лотна) и уловистость ее будет меньше. В практике дрифтерного лова сельди встречаются и такие слу чаи, когда сама сеть построена строго согласно техническим ус ловиям, но в дрифтерном порядке она или больше рвется, или имеет малую уловистость. В этих слу чаях причину неправильной ра боты дрифтерных сетей нужно искать в том, как поставлен по рядок, а в отдельных случаях и сеть, как происходил дрейф суд на с порядком, откуда был ход косяка рыбы. На промысле сельди в Северной Атлантике весьма часты случаи объячеивания сельди только в районе нижпей или верхней под бор. Обычно промысловики счи тают, что если сельдь объячеива- ется у верхней подборы, то сети были поставлены на поводцах длиной больше, чем глубина на хождения основной массы косяка сельди, а если сельдь объячеива- ется у нижней подборы, то сети поставлены на коротких повод цах. Такое объяснение может быть, но это будет правильным тогда, когда характер попадания сельди одинаков по всему поряд ку или на значительном участке порядка с одинаковой глубиной постановки. Но, если попадание сельди в сетях на некотором уча стке порядка меняется, т. е. сельдь объячеивается, то у верх ней подборы, то у нижней подбо ры, а то и вообще наблюдается малое попадание, тогда объясне ние этому надо искать в перекосе сетного полотна. От чего же происходит перекос сетного полотна, если само сет ное полотно посажено правильно? Он происходит, главным образом, по двум причивам: а) от накручивания сетного нолотна на подборы, б) от разной длины поводцов. При намотке сетного полотна на подборы перекос ячей происходит не только в районе подбор, но и на отдельных участках в средней части сети. Чем больше сетного полотна намотано на подборы, тем перекос формы ячей будет больше. Обычно подбора дрифтерной се ти состоит из двух канатов раз ной крутки (одного правой крут ки, другого — левой), а на про мысле, к сожалению, очень много сетей, имеющих подборы из кана тов одинаковой крутки, что и приводит к намотке сетного по лотна на подборы. Намотка сет ного полотна на подборы может произойти и от невнимательного отношения к укладке сетей при наборке дрифтерного порядка и последующей выметке. Очень много случаев, когда сеть выме тывается в частично запутанном виде и в процессе дрейфа не рас правляется. Конечно, нормальной уловистости от такой сети ожи дать нельзя. В процессе выметки надо следить за тем, чтобы сети сходили за борт равномерно и в расправленном виде. Уменьшение уловистости дриф терных сетей вследствие переко са сетпого полотна может про изойти и по другой причине, а именно от неравномерной поста новки поводцов. Если в непре рывном порядке у одной или двух сетей увеличить или умень шить длину буйковых поводцов (по сравнению с остальными се тями), то эти сети примут уже несколько иную форму, вместо прямоугольной форму параллело- грама. Аналогичная картина будет и при неравномерной длине вожако- вых поводцов, но это встречается реже. На промысле сельди в Север ной Атлантике почти всегда при ходится ставить сети одного и того же дрифтерного порядка на разную глубину. Во всех инструк циях сказано, что при такой по становке сетей необходимо между сетями, имеющими разную длину поводцов, делать «разрыв», т. е. давать некоторое количество «го лого» вожака. Промысловики это прекрасно знают, но очень многие этого не делают. И если измене ние горизонта постановки сетей находится в пределах от 0—5 м до 20 и более метров, то поло женный разрыв делается, а если изменение горизонта постановки сетей находится в пределах 0— 5м до 10 м, то многие никакого разрыва не делают. Конечно, это является уже грубым нарушени ем правил эксплуатации орудий лова. Разная длина поводцов может быть и при постановке сетей дрифтерного порядка на одном горизонте. Так, например, при выметке сетей матрос, привязы вающий дрифтерные буи, выпол няет свою работу неравномерно, т. е. привяжет буй то на одной длине поводца, то на другой дли не. Разница в длине поводцов в этом случае может составлять более 1 метра и сети порядка бу дут перекошены. Поэтому, при выметке дрифтерных сетей на привязку буйков нужно ставить опытного матроса или самого ма стера по добыче. Довольно часто, при большой выметке дрифтерных сетей палуб ная команда не успевает вязать поводцы нужной длины и здесь уже получается непроизвольная разница в длине поводцов. В этом случае должна быть полная со гласованность в работе палубной команды с штурмапским соста вом. При коротких буйковых по водцах выметку сетей нужно про изводить медленно, а при более длинных поводцах можно уско рять. Неравномерность длины буйко вых поводцов (во время «свежей» погоды) может вызвать не только пеоекос сетного полотна, но и намотку его на вожак, вследствие оседания сетей, а отсюда и по рыв их. Однако попадание (объячеива- ние) сельди в различных частях сети происходит не только от пе рекоса сетного полотна, но и по другим причинам, не зависящим от промысловиков. Известно, что каждый промыс ловик старается выметать сети поперек направления движения косяка сельди с тем, чтобы сети наилучшим образом улавливали сельдь. Как правило, порядок в этом случае выметывается и по перек направления ветра и вол нения. Выметав сети и став на вожак, под действием ветра и волнения, судно начинает дрей фовать (относить) по ветру. Дрей фуя, корабль увлекает и отводит в сторону (по ветру) вожак, а затем и нижнюю часть сетного полотна первых от судна сетей. Форма этих сетей очевидно при мет изогнутый вид (нижняя часть сети будет изогнута в сторону носовой части судна). Причем кривизна сетного полотна будет уменьшаться у сетей, наиболее удаленных от судна. Такое ис кажение формы сетного полотна будет происходить поочередно у всех сетей порядка, пока послед ний не станет совпадать с на правлением ветра и волны. Разберем теперь попадание сельди в сети с изогнутой фор мой сетного полотна. 1. Ход сельди с вогнутой сто роны сетного полотна. Посколь ку нижняя часть сети изогнута, то сельдь будет объячеиваться только частично. Остальная ры ба, очевидно, будет итти вверх, вдоль сетного полотна, частично объячеиваясь в верхней половине сети. Сельдь, идущая в верхней половице, будет улавливаться сетью нормально, так как верх няя половина сети почти не иска жается. Следовательно, при таком ходе рыбы яаилучшее попадание сельди будет в верхней половине сети. 2. Ход сельди с выпуклой сто роны сетного полотна. В данном случае верхняя половина сети также будет улавливать сельдь нормально и чем ниже, тем уло вистость будет меньше. В нижней части сети сельдь будет отвора чивать вниз, вдоль сетного полот на и уходить под нижнюю подбо ру. При таком положении наи лучшее попадание сельди будет также е верхней половине сети, ная сеть только одним концом но общая уловистость будет ни- как-то преграждает путь движе- же, чем в первом случае. »ия сельди. Противоположный При расположении порядка по- же конец дрифтерной сети, до са- перек направления ветра и вол- мой ее се-редины, расположен по пения концевые от судна и сред- ходу движения сельди или сов- йие сети некоторое время не бу- сем отворачивает от хода сельди, дут подвергаться вышеописанно- Вот почему сельдь и объячеи- му воздействию силы дрейфа суд- вается в большом количестве там, на. Но вследствие ветра и волне- где участок сети в большей сте- ния (в некоторых случаях и те- дени преграждает нуть движению чения) средние и концевые сети ее, т. е. в районе боковой подбо- будут иметь выдувание в сред- ры одного конца сети, ней части сетного полотна. Оно Затронутые вопросы являются будет весьма заметно при поста- лишь частью проблемы уловисто- новке порядка на небольшой глу- сти дрифтерных сетей и порядка бине. в целом. Наша задача и задача В данном случае при ходе ко- новаторов - промысловиков — де- сяка рыбы с выпуклой ^ стороны тальное и всестороннее изучение сетного полотна сельдь будет хо- причин, снижающих уловистость рошо улавливаться только сред- дрифтерных сетей и устранение ней частью сети, а в верхней и их Многие вопросы уже изучены, нижней частях сельдь будет чтти но к сожалению устранить нейо- вдоль сетного полотна, частично Т(>рие недостатки пока еще не объячеиваясь, и уходить над верх- удается, ней подборой и под нижнюю под- н. ПЯТЕРИКИН. бору. Инженер ПйНРО. При ходе косяка рыбы с вогну * __________________ __________ _ полотна } В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ Ш Ш Р : Щ0ШШ Г 7 РОМЫ С Л О ВИ КИ «Мур- * ■* мансельди» помнят о том , что в прошлом году экипаж среднего траулера № 218 под руководством капитана тов. Ле бедева первым на флоте выпол нил обязательство по вылову 10 тысяч центнеров сельди. Успешно промышляет передовой коллектив и сейчас. План ян варя был выполнен на 118,5 процента , а февраля — на /50,6 процента . Высоки темпы лова и в мар те. Хорошо потрудились моря ки на предвыборной трудовой вахте: задания месяца и квар тала уже значительно перекры ты . а в списке десятитысячни- ков средний траулер № 21S (капитан тов. Мурнин , секре тарь парторганизации тов. Кр у пин ) числится вторым (был он на третьем и четвертом ме стах). Хороший показатель ра стущего мастерства моряков На снимке: средний траулер № 218 в море. г той стороны сетного сельдь будет ооъячеиваться почти равномерно по всей высоте сети. Весьма часты случаи, когда сельдь попадает у боковых под бор какого-нибудь одного конца дрифтерной сети но всему поряд ку. Это приводит промысловиков в недоумение и некоторые счита ют, что сельдь видит «проходы» между сетями и стремится прой ти в них, а часть сельди объячеи вается у боковых подбор. Однако это далеко не так. Нам пришлось наблюдать подобные случаи в июле 1956 года на*СРГ X* 228 «Колыма» и в сентябре 1957 го да на СРТ Л5 1042 «Анчоус», когда попадание сельди было наи большее у боковой подборы одно го конца сети, и чем ближе к се редине дрифтерной сети, тем ко личество попавшей сельди умень шалось. Причем, такой характер попадания сельди наблюдался по всему порядку. С целью объяснения этого слу чая мы проводили наблюдения за положением верхней подборы се ти в воде со шлюпки. Оказывает ся при постановке дрифтерных сетей порядка на коротких (дли ной 1—5 метров) буйковых по водцах в тихую погоду верхняя подбора сети очень хорошо видна и располагается по дуге. Причем стрела пропиба верхней подборы равна примерно 0,5 метра, а при состоянии моря 3 балла и направ лении водны почти перпендику лярно к сети, стрела прогиба со ставляет более одного метра. Эти наблюдения и послужили основ ным материалом для объяснения причины попадания сельди у бо ковых подбор сетей. Дело в том, что при ходе сель ди (с вогнутой стороны сетей) вдоль порядка или под неболь шим углом к нему, расположен ная по некоторой дуге дрифтер- ----------« ----------- На лове сельди Промысел сельди кораблями тралового флота уже получил широкое признание. В настоя щее время в Северной Атлантике наряду с судами «Мурмансель- ди» успешно ведут лов сельди и шесть кораблей тралового фло та типа «Пионер». Моряки этих судов, работая дрифтерными се тями, добиваются отличных вы ловов рыбы. Так, команда трау лера «.Сокол», возглавляемая ка питаном тов. Молчановым, толь ко в марте подняла на борт 800 центнеров сельди. Ежедневно перевыполняют су точные задания и экипажи трау леров «Пионер» и «Карась» (ка питаны тт. Кретов и Кривору- чеако). На 19 марта каждый из этих коллективов добыл с на чала месяца соответственно 720 и 620 центнеров рыбы. По следам наших выступлений «сынки и ПАСЫНКИ» В ответ на корреспонденцию, опубликованную в газете «Рыб ный Мурман» 4 февраля 1958 года, главный инженер отдела флота и судоремонта управле ния рыбной промышленности Мурманского совнархоза тов. ИарЕШЕСЗ сообщил, что одной из причин задержки судов в ремонте явилось то, что управ лением морлова в январе и феврале было сконцентрирова но 21 судно, подлежащее ели- пованию. Одновременно с этим были задержки в ремонте, указанные в заметке, по вине маетерских. В настоящее время на слипе ремонтируется только кол хозный флот. Составлен гра фик выхода судов из ремонта. Директор Абрам-мысских судоремонтных мастерских тов. Дзятко предупрежден о недопустимости отклонения от сроков, установленных графи ком. Окончание ремонта флота предусматривается к 1 апре ля с. г. НЕ НАЗЫВАЯ ФАМИЛИИ. 29 января этого года в на шей газете была опубликована статья «Об организации разно глубинного лева сельди в Се верной Атлантике». Как сооб щил в редакцию 17 марта, то есть через полтора месяца после опубликования статьи, заместитель начальника управ лении тралового флота тов. Филиппов, факты неполноцен ного обеспечения траулеров промысловым снаряжением имели место. За ошибки, допу щенные при изготовлении тра лов, виновные наказаны. Но вот кто именно — об этом тов. Филиппов умолчал. А сказать следовало бы. ОТВЕТ ПО СУЩЕСТВУ На днях редакция подучила ответ на заметку «Корабли на промысел!», напечатанную s № 19 нашей газеты. Этот ответ, написанный главным прорабом завода междурейсо- б о р о ремонта траулеров тов. Ванюхиным, очень удивляет. Очевидно, автор ответа не вчи тался как следует в напечатан ную корреспонденцию. В каче стве опразержения ы \ приводит примеры по траулеру «Прут», как раз те. о которых говорится в заметке. Далее тов. Ванюхин сообщает, что «по траулерам «3еленодоя icк> и «Вшшово» с обработкой деталей по доставке произошла поздняя их обработ ка, потому' что командой детали доставлены (?!) в день отхода н завод был бы вправе созсем от казать в изготовлении новых и ремонте старых деталей». Это неправда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz