Рыбный Мурман. 1958 г. Март.

ВСЕ РЕЗЕРВЫ ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ—В ДЕЙСТВИЕ! За рейс —130 тонн Отправляясь в прошлый рейс, команда нашего траулера «Гродно» брала обязательство — в честь выборов в Верхов­ ный Совет СССР успешно за­ кончить промысел и доставить в порт больше рыбы, чем за­ планировано. Это слово команде удалось сдержать. Из трюмов корабля было выгружено вме­ сто 107 тонн — 130,2 тонны трески и пикши, кроме того 15 тонн рыбной муки и свыше 12 ООО банок консервов, что также намного выше преду­ смотренного планом. Что же привело к успеху? Промысел у нас проходил в очень сложной обстановке. Ча­ стые штормы и тяжелые грун­ товые условия сильно затрудня­ ли работу экипажа и препятст­ вовали поднятию высоких уло­ вов. Это было и на Мурман­ ской и на Демидовской банке, и на Норвежском желобе, то есть во всех тех районах, где мы вели промысел. Однако, не­ смотря на такие серьезные по­ мехи, как сильный ветер, непо­ года и сплошь да рядом встре­ чающиеся задеввстые места, коллектив судна ежедневно до­ бивался успехов, выполнял и перевыполнял суточные зада­ ния. Уловы у нас колебались от 6 до 10 тонн рыбы за сутки. Надо сказать, что каких-ли­ бо новшеств в ведении поисков и промысла рыбы мы не приме­ няли. Секрет успеха кроется не в том. что команда применяла какие-либо новые методы, а в том. что весь коллектив тру­ дился очень старательно, стремился не допускать прома­ хов и ошибок, которые впо­ следствии перерастают в нечто большее и именуются порой одним из «резервов». У нас этот резерв был вскрыт, люди работали с полным сознанном ответственности за порученное дело, за взятое обязательство. Судоводители во главе с капитаном траулера тов. Пят- ковым во время промысла ча­ сто, буквально через каждые 15—20 минут определяли ме­ стонахождение судна. Это по­ могало прочно удерживать ко­ рабль на косяке и избегать за- девов, которые могли привести к потере тралов, сильным по­ рывам и, в конечном итоге, к пролову. Кроме того, когда по- ГТРЕМЯСЬ РАБОТАТЬ РИТМИЧНО, перевыпод- ^ нять установленные задания по вылову рыбы, про­ изводственники тралового флота должны изыскивать и использовать все производственные резервы Много вы­ год таит в себе широкое применение бесквартропного трала. Каждый судоводитель и мастер по добыче должен в совершенстве изучить приемы работы с ним. Публико­ ванием этой статьи редакция рассчитывает помочь нм в этом важном деле. исковый траулер «Сом» сооб­ щал, что обнаружены концент­ рации рыбы, капитан нашего корабля тов. Пятков быстро и умело перестраивал работу лю­ дей и мы вовремя подходили к косякам, найденным поиско- виком. Большую работу проделал в рейсе и тралменстерский состав во главе со старшим мастером по добыче тов. Двужиловым. Они заранее тщательно прове­ ряли орудия лова, промеряли кабеля, лапки, ваера. При пе­ реходе из одного района в другой перебивали нижние под­ боры с учетом особенностей грунта. Если он был плохой, то грунтропы 31,2-метрового трала они набивали не 400- миллиметровыми бобинцами, а 600-миллиметровыми. Грунт- ропные цепки в таких случаях укорачивали. В общем в зави­ симости от грунтов или утяже­ ляли или облегчали нижнюю подбору. Хорошо трудились в рейсе члены машинной команды, возглавляемые старшим меха­ ником тов. Бессарабом. Они отлично обслуживали меха­ низмы, не создавали простоев и вдобавок всегда, когда на па­ лубе скапливалось большое ко­ личество рыбы, выходили на подвахту. Помогали шкерить рыбу и судоводители. Так, благодаря товарище­ ской спайке, слаженности и четкому выполнению своих обя­ занностей экипаж добился от­ личного вылова. Н. КОРОЛЕВ. Старший помощник ка­ питана. Добыча рыбы Сводка на 16 марта 1958 г. (Выполнение планов в проц.) Траловый флот 11,7 Сельдяной флот 22,1 Отряд судов морлова 5,1 13,1 * * * Все уонлия моряков тралово­ го флота направлены сейчас на безусловное выполнение плана перзого квартала. О путях лик­ видации отставания предприя­ тия говорится в передовой ста­ тье сегодняшнего номера. 14 и 15 марта коллектив суточные задания по вылову рыбы пере­ крыл. 21 корабль уже справил­ ся с квартальным планом. Это, в основном, экипажа рефриже­ раторных судов и трех кораб­ лей бортового траления — «Пикши». «Валерия Чкалова» и «Латвии». Задание первого квартала по выпуску валовой продукции реа­ лизовано на 88,2 процента. Флот с поставленными перед ним задачами может спра­ виться. Успешно продолжают рабо­ тать промысловики «Мурман- селзди». Они уже дали сверх квартального задавая продук­ ции на 16 миллионов 173 тыся­ чи рублей. Вылаз по сраж е ­ нию с этим же периодом прош­ лого года вырос на 15 тысяч 737 центнеров. Выполнимая задача Уже стало привычным видеть, что рефрижераторные траулеры возвращаются из района Ньюфа­ ундленда с перевыполненными заданиями по добыче рыбы. Здесь хорошая сырьевая база, и ее на­ до использовать в полную меру. Выполнению этой задачи спо­ собствует четкая организация труда судоводителей траулеров. Они имеют в своем распоряжении много приборов, а также пособий. Однако промысловый планшет продолжает оставаться в этом ма­ ло исследованном районе главным >АК0Й п р и н ц и п работы с 25-мет- Работа тралом без квартропов ровым тралом имеет ряд преимуществ. А именно: за счет •того, что отпадает необходимость выборки квартропов, уменьшается время подъема трала. Ликвиди­ руются порывы сетной части в конусах и сквере, не полу­ чается перекосов сетей, воз­ никающих при неравномерной вы­ борке квартропов; ве бывает слу­ чаев закрытия трала из-за заде- ва квартропамя. Кроме того, попаданий мешка трала в крылья не происходит, так как мешок вываливается за борт до спуска крыльев. Далее, при зы- тягиважш грунтрооа вдоль борта сетная часть трала хорошо про­ сматривается и можао легко об­ наружить порывы в крыльях я важней пласта трала. При работе с евартросами для полного подъема трала на борт приходится специально завали­ вать на борт крылья после подъе­ ма мешка. При бесквартроплой работе эта операция отпадает, так как крылья поднимаются на борт сразу же при каждом подъеме тра­ ла. Это удобно, особенно для по­ исковых судов, которым перед переходами из квадрата в квад­ рат необходимо каждый раз под­ нимать трал на борт целиком. При работе без квартропов со­ кращается время при переходах с трала на трал, так как стрелу переводить необязательно. Груи- трол можно вываливать кормовым джильсоном. И еще одно преиму­ щество: экономится трос «герку­ лес», который расходуется сейчас на поделку квартролсв. На чем же основан принцип ра­ боты без квартропов? Он основан на вытягивании грунтропа меж­ ду подвесными роликами трало­ вых дуг. При этом верхняя подбо­ ра по длине выравнивается с грунтропом и одновременно с ним подходит к борту. Окончательный . подъем подбор трала на борт про­ изводится грузовыми устройст­ вами. Траулер «Кронштадт» уже дол­ гое время успешно работает с 25- метровым тралом без квартропов, вооруженным по схеме, принятой траловым флотом и доработанной капитаном Н. А. Карпенко. Воору­ жение трала для работы по этой схеме следующее (См. рис.). К концу рабочей части ваера (1) чекелем крепится шаровой вертлюг (2). (>г него идет трех- метровый шкентель (3), к которо­ му чекелем присоединяется пере­ ходной конец доски (7). На этом же чекеле ставится кольцо (4), в которое включается гак доски (5). Грж щ>и помоипи двух чекелеи, шарового вертлюга и фигурной скобы присоединяется к ду­ гам траловой доски. Шкентель включения доски в этом случае не ставится. К лапкам траловой дос­ ки (6) кренится двухметровый шкентель (8) с гаком (5) на коа- це. Гак включается в кольца (9), соединенные с чекелем, к которо­ му присоединяется переходной ко­ нец доски обычной длины в 9 мет­ ров и шаровый вертлюг. К послед­ нему присоединен кабель (10). На другом конце кабеля в че- кель вставляется кольцо и присое­ диняется переходной конец кля- чевки длиной 7 метров (11). За кольцо подключается гак штока клячевки, соединенный со штоком двумя чежелями, между которы­ ми ставится шаровый вертлюг. К верхнему плечу клячевки крепится двухметровая лапка (13), к которой при помощи чеке- ля присоединяются голый конец хотлаиаа, топенанта и футрояа. К этому же чежелю присоединен стальной вытяжной конец длиной в 3,6 метра (14). К низшему пле­ чу клячевки крешпея четырех­ метровая лапка (12), к концу ко­ торой чекелем присоединены: пе- 1. Ваер. 2. Вертлюг. 3. Шкентель. 4. Коль­ цо. 5. Гак. 6 . Лапки. 7. Переходной конец доски. 8 . Шкентель лапок. 9. Кольцо. 10. Ка­ бель. 11. Переходной конец клячевки. 12. Лапка клячевки (4 метра). 13. Лапка кля­ чевки (2 метра). 14. Вытяжной конец. 15. Го­ лый груятроп. 16. Кольцо. реходнои конец клячавки, вытяж­ ной конец и семиметровый голый конец грунтропа (15). Между го­ лыми концами грунтропа и наби­ тым грунтропом ставятся по два кольца (16). Кольца служат для взятия за них гаком носового джильсона при подъеме грунтропа на борт. Остальное вооружение трала не отличается от обычного. Подъем трала производится так: после взятия досок на цепки и от­ дачи гаков досок, отсоединяют гаки шкентелей лапок и вещают их на утки дуг. Продолжается вы­ борка кабелей до подхода кляче- вок. Как только клячевки подо­ шли, берут на стспюра (укреплен­ ные на дугах) и отдают гаки включепия клячевок. Выбирают переходные концы клячевок до подхода колец грунтропа на уро­ вень планшира. Гаком носового джильсона берут за кольцо и за­ валивают грунтрон на решетки. Затем берется удавной строп я обычным способом выбирается сетная часть трала. Во время спуска трала сетная часть его вываливается за борт обычным способом. Патентом бе­ рут за оставленную на г^унтропе кормовую ввартропную цепку и вываливают грунтрон через план­ ширь. Тразят'переходные концы клячевок, подсоединяют гаки што­ ка клячевок и отдают стопора, удерживающие клячевки. Потом травят кабели, подсоединяют га­ ки шкентелей лапок досоЬ, травят переходные концы досок, включа­ ют гаки траловых досок. После этого спуск продолжается обыч­ ным порядком. В ближайшее время все суда, работающие 25-метровыми трала­ ми, будут переведены на работу по бееввартропной схеме. Техническая документация на вооружение трала для работы по бесквартропной схеме уже разра­ ботана, С. САФРОНОВ. Техяжк Мурманской засе- вервменггальиой базы. помощником моряков. Теория ве­ дения его достаточно описана. По-моему, его надо довести до такой степени совершенства, что­ бы судоводители, впервые на­ чавшие здесь работать, пользу­ ясь им, могли добиваться успеха. Частое определение местонахож­ дения корабля астрономическим путем, с указанием глубин, злде- вистых мест, промысловых буев, учет течении и сноса судна — все это поможет создать нлангает, который, как навигационная карта, сослужит хорошую службу для промысловиков. В период частых туманов сле­ дует пользоваться авиационным секстаном, так как* солнце в сере­ дине дня увидеть можно, а гори­ зонт нельзя. Создание хорошего планшета — дел» судоводителей всех кораблей, особенно поиско­ вых, которые бо.н.ше занимаются исследованиями в малоизученных районах. ПЙНРО следовало бы оператив­ нее использовать данные промыс­ ловых кораблей, составляя план* шеты более крупного масштаба, чем тот, что мы получили из ин­ ститута. Г. ОСОКИН. Третий помощник канк, тана траулера «Сверд. З а 10 ТЫСЯЧ центнеров сепьчи ХОД СОРЕВНОВАНИЯ во состоянию на 16 нарта 1958 года ж * СРТ о. а но Л ч»t* «4 О Чо о X U а т х ь*ХАа е а о I К *a а о а о я о as о т оч X о О* 219 2907 74 218 10000 2790 74 19 10000 2767 74 157 10000 2732 74 4214 10000 2646 66 153 10000 2552 60 420 10000 2387 74 331 10000 2309 74 4215 10000 2307 66 4226 10000 1872 72 13 10000 1859 53 343 10000 1799 73 4289 10000 1640 57 4229 10000 1620 50 122 10000 14S5 57 464 10000 1313 49 4202 11000 1173 48 15 10000 1041 32 831 10000 912 32 428* 10000 519 54 ры бны й м урм ан 18 марта 1958 г. 3 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz