Рыбный Мурман. 1958 г. Март.
п ш и ^ 31"еырьевм К АКТИВНОМУ ЛОВУ ОНУНЯ БЫТЬ ГОТОВЫМИ СЕЙЧАС! чаза в восточных районах Баренцева моря и зна чительное увеличение плановых заданий по вылову рыбы в марте месяце и во втором квартале, по сравнению с январем и февралем, требуют от руководства и всех моряков тралового флота выпол нения большой задачи — более интенсивно, чем во все предыду щие годы, использовать ресурсы северо-западных районов. Но прогнозам ПИНРО эта часть Ба ренцева моря в нынешнем году в промысловом отношении будет более благоприятной, чем восточ ные районы. Руководствуясь такими данны ми, управление тралового флота разработало мероприятия по уси лению промысла в северо-запад ных районах Баренцева моря. Осо бое внимание уделено наиболее полному использованию района Копытова, где флоту предстоит до быть большое количество одной из самых ценных пород рыбы — морского окуня. Решено напра вить сюда 80 паровых траулеров. Кроме того, в район Копытова сделают восемнадцать траулеро- рейсов наши рефрижераторные суда. Направление кораблей на об лов окуня будет производиться двумя этапами. В первую оче редь на добычу этой рыбы уйдут 53 траулера, которые будут весь улов разделывать и доставлять в порт в соленом и охлажденном виде. Способы обработки окуня и сроки его хранения описаны в специальной инструкции, разра ботанной отделом рыбообработки управления флота. Перед экипажами ставится за дача — ежедневно добывать и разделывать не менее 10 тонн окуня. Надо прямо сказать — это трудная задача. Чтобы спра виться с ней, иеобходима четкая организация труда всех членов экипажей коргГлей. Следует изучить я применить на деле богатый опыт прошлых лет, накопленный экипажами передо вых коллективов и описанный в брошюре капитана С. Я. Сухопят- кина «Опыт промысла морского окуня». Точное знание своего места на хождения и ориентиров способ ствует увеличению вылова рыбы и сохранению от повреждений орудий лова. Особенно это необхо димо знать поисковым траулерам. Каждый капитан обязан требо вать и учить, чтобы и в Коль ском заливе систематически опре делялись его помощники. Точное знание своего места дает возмож ность, если сразу же ухудшается видимость, легче и безопаснее сделать какой-нибудь маневр: ид ти дальше, стать на якорь, зайти в губу и т. д. Кроме того, это вы рабатывает у штурмана чувство ответственности, заботы и дисцип линирует его. Перед выходом в море на мер ной миле в Кольском заливе обя зательно необходимо определить поправку лага. При выходе из Кольского зали ва и ложась на курс, проложен ный в районе промысла, обяза тельно нужно определиться нави гационным способом. При движе нии вдоль берегов навигационные определения должны быть через каждый час. Это позволит еще раз проверить работу лага, влия ние ветра или течения, или того и другого вместе. Когда судно идет вдали от бе регов, нужно использовать каж дую возможность астрономическо го определения. В такта случаях необходимо измерить глубину в момент определения. Работа сек торных радиомаяков не должна настраивать судоводителей на то, чтобы они не определились астро номически. При приходе на промысел, счис ление начинает вестись на рабо- Кроме того, в португ непосред ственно на судах и в море по радио будет организован ряд за нятий, на которых руководители экипажей и капитаны-наставни ки расскажут о лучших методах облова косяков окуня и об орга низации груда команд. Второй промысловый рейс 53 траулера первой очрреди сделают во второй половине марта — первых числах апреля. Они дол жны доставить в порт разделан ного окуня в соленом и охлаж денном виде, а в последние трое суток будут брать «непоротого» окуня. Это позволит взять рыбы почти в два раза больше, чем в первом рейсе. К моменту интенсивного про мысла окуня корабли первой оче реди выйдут в третий промысло вый рейс. Тогда перед экипажа- ми будет поставлена задача резко сократить рейсооборот, так как основная часть груза будет доставляться в «испоро том» виде. Кроме судов первой очереди, в разгар промысла в район Копыто ва будет направлено 27 трауле ров второй очереди. Эти корабли запланированы на доставку в порт охлажденной рыбы. Они сде лают не менее двух окуневых рейсов и основную часть груза возьмут в «испоротом» виде. Время направления в район Копытова рефрижераторных трау леров будет определено по состо янию сырьевой базы в Северной Атлантике, где они сейчас про мышляют, а также и в самом Ко пытовском районе. Вероятно, эго произойдет в апреле месяце. Ис- пользование рефрижераторных кораблей в районе Копытова да ет большой экономический эф фект за счет сокращения времени на переходы (по сравнению с ра ботой в Северной Атлантике), а, следовательно, в за счет сокра щения рейсооборота. Успех выполнения намеченных управлением флота мероприятий будет зависеть от четкости в ор ганизации как подготовки судов в порту, так и в работе команд на промысле. С этой целью в те чение всего периода интенсивно го лова окуня в море будет нахо диться для оперативного решения всех вопросов один из руководи телей флота. Чтобы помочь судоводителям постоянно удерживаться на луч ших концентрациях рыбы, в рай он Копытова будут направлены два плавмаяка, а на траулеры выданы промысловые буи с уве личенным количеством буйлиня. Все корабли обеспечиваются дополнительными ваерами с та ким расчетом, чтобы длина их была не менее 1 100 метров. Специальные окуневые мешки помогут промысловикам сохра нить уловы при особо больших подъемах. Серьезно мешало промыслу в прошлые годы отсутствие глубо ководных кухтылей. В текущем году суда такими кухтылями бу дут обеспечены. Однако необходи мо иметь в виду, что подъемная сила их несколько меньше, чем у обычных кухтылей. Чтобы обеспечить хорошее вертикальное раскрытие тралов, что при про мысле окуня имеет особо важное значение, на траулеры будут вы даны гидродинамические кухты- ли. Центр трала (верхний гуж) необходимо вооружать на лове окуня только этими куктылями. В настоящее время на флоте внедряется новая, хорошо отрабо танная гистема бесквартронаого трала. Применение этого метода работы с орудиями лова сыграет большую роль в увеличении вы лова рыбы. Дальнейшая затяжка в этом важном деле не может быть терпима. Капитанам трау леров внедрению нового метода следует уделить самое серьезное внимание. Как и в каждом новом деле, при освоении новой схемы могут возникнуть непредвидеп- ные трудности. Но, как показыва ет опыт, она обеспечивает бы стрый и без особых затруднений подъем тралов, является пер спективной и найдет применение па всех кораблях. На промысле будет произведен опыт передачи готовой продукции с рефрижераторных траулеров на трапспортныи рефрижератор. Если он удастся, то это позволит намного повысить эффективность работы кораблей типа «Пушкин» в районах Атлантики. Если промысловики и работни ки управления сумеют претво рить в жизнь намеченные меро приятия по организации добычи окуня в районе Копытова, это повлияет на выполнение плана не только второго квартала, но и всего года. Такую задачу можно и нужно решить только совместно с бере говыми предприятиями, обслу живающими флот. Нельзя допу стить ошибок прошлых лет, ког да из-за неподготовленности пор та и рыбокомбината работа пере довых экипажей сводилась на нет, допускались значительные простом траулеров, возвративших ся с промысла, имели место слу чаи порчи рыбопродукции. Пор товики и береговые рыбообра ботчики должны оказать морякам тралового флота в период интен сивного лова окуня действенную помощь. ' В. ПОПОВ. Начальник промыслового отдела управления тра лового флота. Добьемся успеха! Наш средний траулер ЛЧЪ 131 осеаью прошлого года и на хо роших концентрациях сельди не выполнил рейсового задания. Сказалась неопытность капита на и другие недостатки. По просьбе экипажа с возвращени ем в порт был сделан разбор рейса. Потом к* нам назначили капитаном таз. Мариничевд вместо тов. Коренева. И вот мы снова на промысле. Работать начали б февраля. Не приветливо встретила на? Се верная Атлантика. Но моряки., преодолевая трудности, рзшили показать, на что они способны при хорошей организации дела. Было решена рейсовое задание по вылову 1869 центнеров сель ди закончить не к 10 мая. как это предусматривает план, а ко дню выборов в Верховный Со вет СССР. Первые результаты радуют коллектив: за девтг» дрейфов выловлено 800 центне ров сельди. У нас есть все воз можности для того, чтобы сдер жать слово. Экипаж использует все свои силы, опыт и знания, чтобы сделать этот скромный трудовой подарок к знамена тельному событию в жизни со ветского народа. Б. КАПУНКИН. Гидроакустик. (Северная Атлантика) ОТ РЕДАКЦИИ: Серьезное обязательство взяли морлкя среднего траулера № 131. По.га шло письмо, положение с выло вом несколько изменилось. Сей час на счету экипажа (по состоя нию на 7 марта) уже 1.105 цент неров добытой сельди. Эти дан ные говорят о том. что промы словики трудятся самоотвер женно. добиваясь в дни предвы борной вахты новых успехов. СОВЕТЫ И ЗАМЕТКИ КАПИТАНА IX Промысловое счисление чем промысловом планшете. На каждом траулере должно быть три промысловых планшета: один ве дут штурманы и два ведет капи тан. Сетка всех промысловых планшетов должна точно соответ ствовать широте данного района работы. Линии меридианов и па раллелей должны вычерчиваться тушью или чернилами. Необходи мо крайнюю параллель и крайний меридиан разбить на минуты дол готы и широты. Причем на мину ты долготы достаточно разбить только отрезок параллели одного промыслового квадрата, а на ми нуты широты обязательно весь меридиан планшета. Для удобства работы и ведения счисления можно рекомендовать нанесение на планшеты изобат с глубинами, снятыми с промыс ловых карт. На планшете необхо димо нанести ориентиры (буи, маяки, острова, берег материка и т. д.) и задевы. Каждое обсерво- ванное место должно наноситься на планшет с указанием глуби ны. При работе необходимо тща тельно прокладывать курсы, че рез 10 минут измерять глубины и наносить их на планшет, указы вать грунт на данном курсе и другие характерные данные. При работе у ориентира, нужно определяться по нему способом кртойс-пеленга, по траверзному расстоянию, по двойному углу и прочими способами. Перед каж дым спуском трала и отдачей ваеров со стопора, если есть воз можность, пеленговать ориентир. Это облегчит ведите счисления, определение суммарного направ ления и величины сноса. При ра боте у ориентира удобнее и полез нее вести счисление более круп ного масштаба. Для этого берется чистый лист бумаги размером 40x40 ем. Через центр его прово дятся две взаимоиерпендикуляр- ные линии: одна будет линией меридиана, а вторая — парал лелью. Точку пересечения этих линий необходимо считать местом буя или плавмаяка. В одном из углов этого планшета можно-по строить угловой масштаб миаут широты и долготы. Желательно, чтобы одна минута широты была не менее 2 ,5 —3 сантиметров. При пользовании таким планше том, точность счисления иесколь- ка повышается, создаются усло вия для лучшего размещения про мысловых данных: глубин, грун та, курсов, можно определить оное корабля от ветра и течения, радиус поворота с тралом и про чее. Хорошо оформленный план шет явится в будущем хорошим пособием для судоводителей флота. Для чего нужен второй план шет капитану и как его вести? Берется чистый лист бумаги раз мером 50x50 сантиметров, а если флот работает в 2—3 квадратах, то можно лист бумаги взять раз мером 30x30 см. На «ем вычер чиваются квадраты, в которых промышляет группа траулеров, интересующих капитана. Жела тельно, чтобы квадраты имели бо лее крупный масштаб, чем на про мысловом планшете у штурманов и у контрольного планшета капи тана. На этом планшете должны быть нанесены изобаты, ориен тиры, задевы и прочее. Капитан, слушая совещание, наносит кур сы других судов относительно ориентира, согласно выступлению капитанов этих траулеров. Кроме того, он отмечает на этих курсах глубины, уловы, грунт, исходя из выступлений капитанов. Сопо ставив свои курсы и уловы с этими данными на планшете, легче установить место лучшей концентрации рыбы в данном рай оне. Естественно, что этот план шет не будет иметь точность в на вигационном отношении, но он обязательно точно вам укажет в какой стороне от буя больше ры бы, как лучше располагать кур сы и куда начала перемещаться рыба. Однако ведение такого планшета не говорит за то, что бы капитаны не изучали тща тельно промысловые сводки. ...Средний траулер подходит к борту плавбазы. Славно потрудились моряки. Они выловили мнагв сельди и уложили ее в бочки. Но та рыба, которая была добыта в первые дни промысла, * бочках уже немного осела, образовалась пустота. А в трюмах плавбазы надо использовать каждый квадратный метр площади так, чтобы доставить в порт как можно больше продукции. Вот тут-то и начинают активно трудиться рыбообработчики плавбазы, в том числе и бондари. Они спуска ются на палубу средних траулеров, вскрывают бочки, заполняют их сельдью доверху. Отлично справляется е порученным делом бондарь плавбазы «Тамбов» Николай Светов. На снимке вы видите этого тружепика на борту корабля в порту. Фото А, Иванова. Практика работы паровых тра улеров показала, что при ходе бел трала угол дрейфа судна при ско рости 10 миль равен силе ветра. Например, при ветре 6 баллон, нужно брать G градусов на дрейф* Но нужно помнить, что это соот ветствует при курсовом угле вет ра от 30 до 150 градусов. IIра тралении угол дрейфа в^три раза больше за счет уменьшения ско рости. Если известно течение, та его обязательно нужно учиты вать. При лежании в дрейфе по мните. что при отсутствии тече ния оное от ветра будет направ лен не по ветру, а под углом 45 градусов. Например, если ветер восточный и корабль лежит пра вым бортом к ветру, то его поне сет не на запад, а на северо-за пад. Травление ваеров также должна учитываться при счислении. Нуж но учитывать перемещение па 120— 125 процентов от длины вытравленных ваеров. Почти все судоводители пр« счислении считают скорость с тралом 3 мили, в то время, когда она колеблется от 2,5 до 3,Г» миль в час. Помните, чем точнее учитывается скорость при трале нии, тем лучше выяснить промы словую обстановку. В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Курейка». р ы б н ы й МУРМАН 11 марта 1958 года 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz