Рыбный Мурман. 1958 г. Март.

п ш и ^ 31"еырьевм К АКТИВНОМУ ЛОВУ ОНУНЯ БЫТЬ ГОТОВЫМИ СЕЙЧАС! чаза в восточных районах Баренцева моря и зна­ чительное увеличение плановых заданий по вылову рыбы в марте месяце и во втором квартале, по сравнению с январем и февралем, требуют от руководства и всех моряков тралового флота выпол­ нения большой задачи — более интенсивно, чем во все предыду­ щие годы, использовать ресурсы северо-западных районов. Но прогнозам ПИНРО эта часть Ба­ ренцева моря в нынешнем году в промысловом отношении будет более благоприятной, чем восточ­ ные районы. Руководствуясь такими данны­ ми, управление тралового флота разработало мероприятия по уси­ лению промысла в северо-запад­ ных районах Баренцева моря. Осо­ бое внимание уделено наиболее полному использованию района Копытова, где флоту предстоит до­ быть большое количество одной из самых ценных пород рыбы — морского окуня. Решено напра­ вить сюда 80 паровых траулеров. Кроме того, в район Копытова сделают восемнадцать траулеро- рейсов наши рефрижераторные суда. Направление кораблей на об­ лов окуня будет производиться двумя этапами. В первую оче­ редь на добычу этой рыбы уйдут 53 траулера, которые будут весь улов разделывать и доставлять в порт в соленом и охлажденном виде. Способы обработки окуня и сроки его хранения описаны в специальной инструкции, разра­ ботанной отделом рыбообработки управления флота. Перед экипажами ставится за­ дача — ежедневно добывать и разделывать не менее 10 тонн окуня. Надо прямо сказать — это трудная задача. Чтобы спра­ виться с ней, иеобходима четкая организация труда всех членов экипажей коргГлей. Следует изучить я применить на деле богатый опыт прошлых лет, накопленный экипажами передо­ вых коллективов и описанный в брошюре капитана С. Я. Сухопят- кина «Опыт промысла морского окуня». Точное знание своего места на­ хождения и ориентиров способ­ ствует увеличению вылова рыбы и сохранению от повреждений орудий лова. Особенно это необхо­ димо знать поисковым траулерам. Каждый капитан обязан требо­ вать и учить, чтобы и в Коль­ ском заливе систематически опре­ делялись его помощники. Точное знание своего места дает возмож­ ность, если сразу же ухудшается видимость, легче и безопаснее сделать какой-нибудь маневр: ид­ ти дальше, стать на якорь, зайти в губу и т. д. Кроме того, это вы­ рабатывает у штурмана чувство ответственности, заботы и дисцип­ линирует его. Перед выходом в море на мер­ ной миле в Кольском заливе обя­ зательно необходимо определить поправку лага. При выходе из Кольского зали­ ва и ложась на курс, проложен­ ный в районе промысла, обяза­ тельно нужно определиться нави­ гационным способом. При движе­ нии вдоль берегов навигационные определения должны быть через каждый час. Это позволит еще раз проверить работу лага, влия­ ние ветра или течения, или того и другого вместе. Когда судно идет вдали от бе­ регов, нужно использовать каж­ дую возможность астрономическо­ го определения. В такта случаях необходимо измерить глубину в момент определения. Работа сек­ торных радиомаяков не должна настраивать судоводителей на то, чтобы они не определились астро­ номически. При приходе на промысел, счис­ ление начинает вестись на рабо- Кроме того, в португ непосред­ ственно на судах и в море по радио будет организован ряд за­ нятий, на которых руководители экипажей и капитаны-наставни­ ки расскажут о лучших методах облова косяков окуня и об орга­ низации груда команд. Второй промысловый рейс 53 траулера первой очрреди сделают во второй половине марта — первых числах апреля. Они дол­ жны доставить в порт разделан­ ного окуня в соленом и охлаж­ денном виде, а в последние трое суток будут брать «непоротого» окуня. Это позволит взять рыбы почти в два раза больше, чем в первом рейсе. К моменту интенсивного про­ мысла окуня корабли первой оче­ реди выйдут в третий промысло­ вый рейс. Тогда перед экипажа- ми будет поставлена задача резко сократить рейсооборот, так как основная часть груза будет доставляться в «испоро­ том» виде. Кроме судов первой очереди, в разгар промысла в район Копыто­ ва будет направлено 27 трауле­ ров второй очереди. Эти корабли запланированы на доставку в порт охлажденной рыбы. Они сде­ лают не менее двух окуневых рейсов и основную часть груза возьмут в «испоротом» виде. Время направления в район Копытова рефрижераторных трау­ леров будет определено по состо­ янию сырьевой базы в Северной Атлантике, где они сейчас про­ мышляют, а также и в самом Ко­ пытовском районе. Вероятно, эго произойдет в апреле месяце. Ис- пользование рефрижераторных кораблей в районе Копытова да­ ет большой экономический эф­ фект за счет сокращения времени на переходы (по сравнению с ра­ ботой в Северной Атлантике), а, следовательно, в за счет сокра­ щения рейсооборота. Успех выполнения намеченных управлением флота мероприятий будет зависеть от четкости в ор­ ганизации как подготовки судов в порту, так и в работе команд на промысле. С этой целью в те­ чение всего периода интенсивно­ го лова окуня в море будет нахо­ диться для оперативного решения всех вопросов один из руководи­ телей флота. Чтобы помочь судоводителям постоянно удерживаться на луч­ ших концентрациях рыбы, в рай­ он Копытова будут направлены два плавмаяка, а на траулеры выданы промысловые буи с уве­ личенным количеством буйлиня. Все корабли обеспечиваются дополнительными ваерами с та­ ким расчетом, чтобы длина их была не менее 1 100 метров. Специальные окуневые мешки помогут промысловикам сохра­ нить уловы при особо больших подъемах. Серьезно мешало промыслу в прошлые годы отсутствие глубо­ ководных кухтылей. В текущем году суда такими кухтылями бу­ дут обеспечены. Однако необходи­ мо иметь в виду, что подъемная сила их несколько меньше, чем у обычных кухтылей. Чтобы обеспечить хорошее вертикальное раскрытие тралов, что при про­ мысле окуня имеет особо важное значение, на траулеры будут вы­ даны гидродинамические кухты- ли. Центр трала (верхний гуж) необходимо вооружать на лове окуня только этими куктылями. В настоящее время на флоте внедряется новая, хорошо отрабо­ танная гистема бесквартронаого трала. Применение этого метода работы с орудиями лова сыграет большую роль в увеличении вы­ лова рыбы. Дальнейшая затяжка в этом важном деле не может быть терпима. Капитанам трау­ леров внедрению нового метода следует уделить самое серьезное внимание. Как и в каждом новом деле, при освоении новой схемы могут возникнуть непредвидеп- ные трудности. Но, как показыва­ ет опыт, она обеспечивает бы­ стрый и без особых затруднений подъем тралов, является пер­ спективной и найдет применение па всех кораблях. На промысле будет произведен опыт передачи готовой продукции с рефрижераторных траулеров на трапспортныи рефрижератор. Если он удастся, то это позволит намного повысить эффективность работы кораблей типа «Пушкин» в районах Атлантики. Если промысловики и работни­ ки управления сумеют претво­ рить в жизнь намеченные меро­ приятия по организации добычи окуня в районе Копытова, это повлияет на выполнение плана не только второго квартала, но и всего года. Такую задачу можно и нужно решить только совместно с бере­ говыми предприятиями, обслу­ живающими флот. Нельзя допу­ стить ошибок прошлых лет, ког­ да из-за неподготовленности пор­ та и рыбокомбината работа пере­ довых экипажей сводилась на нет, допускались значительные простом траулеров, возвративших­ ся с промысла, имели место слу­ чаи порчи рыбопродукции. Пор­ товики и береговые рыбообра­ ботчики должны оказать морякам тралового флота в период интен­ сивного лова окуня действенную помощь. ' В. ПОПОВ. Начальник промыслового отдела управления тра­ лового флота. Добьемся успеха! Наш средний траулер ЛЧЪ 131 осеаью прошлого года и на хо­ роших концентрациях сельди не выполнил рейсового задания. Сказалась неопытность капита­ на и другие недостатки. По просьбе экипажа с возвращени­ ем в порт был сделан разбор рейса. Потом к* нам назначили капитаном таз. Мариничевд вместо тов. Коренева. И вот мы снова на промысле. Работать начали б февраля. Не­ приветливо встретила на? Се­ верная Атлантика. Но моряки., преодолевая трудности, рзшили показать, на что они способны при хорошей организации дела. Было решена рейсовое задание по вылову 1869 центнеров сель­ ди закончить не к 10 мая. как это предусматривает план, а ко дню выборов в Верховный Со­ вет СССР. Первые результаты радуют коллектив: за девтг» дрейфов выловлено 800 центне­ ров сельди. У нас есть все воз­ можности для того, чтобы сдер­ жать слово. Экипаж использует все свои силы, опыт и знания, чтобы сделать этот скромный трудовой подарок к знамена­ тельному событию в жизни со­ ветского народа. Б. КАПУНКИН. Гидроакустик. (Северная Атлантика) ОТ РЕДАКЦИИ: Серьезное обязательство взяли морлкя среднего траулера № 131. По.га шло письмо, положение с выло­ вом несколько изменилось. Сей­ час на счету экипажа (по состоя­ нию на 7 марта) уже 1.105 цент­ неров добытой сельди. Эти дан­ ные говорят о том. что промы­ словики трудятся самоотвер­ женно. добиваясь в дни предвы­ борной вахты новых успехов. СОВЕТЫ И ЗАМЕТКИ КАПИТАНА IX Промысловое счисление чем промысловом планшете. На каждом траулере должно быть три промысловых планшета: один ве­ дут штурманы и два ведет капи­ тан. Сетка всех промысловых планшетов должна точно соответ­ ствовать широте данного района работы. Линии меридианов и па­ раллелей должны вычерчиваться тушью или чернилами. Необходи­ мо крайнюю параллель и крайний меридиан разбить на минуты дол­ готы и широты. Причем на мину­ ты долготы достаточно разбить только отрезок параллели одного промыслового квадрата, а на ми­ нуты широты обязательно весь меридиан планшета. Для удобства работы и ведения счисления можно рекомендовать нанесение на планшеты изобат с глубинами, снятыми с промыс­ ловых карт. На планшете необхо­ димо нанести ориентиры (буи, маяки, острова, берег материка и т. д.) и задевы. Каждое обсерво- ванное место должно наноситься на планшет с указанием глуби­ ны. При работе необходимо тща­ тельно прокладывать курсы, че­ рез 10 минут измерять глубины и наносить их на планшет, указы­ вать грунт на данном курсе и другие характерные данные. При работе у ориентира, нужно определяться по нему способом кртойс-пеленга, по траверзному расстоянию, по двойному углу и прочими способами. Перед каж­ дым спуском трала и отдачей ваеров со стопора, если есть воз­ можность, пеленговать ориентир. Это облегчит ведите счисления, определение суммарного направ­ ления и величины сноса. При ра­ боте у ориентира удобнее и полез­ нее вести счисление более круп­ ного масштаба. Для этого берется чистый лист бумаги размером 40x40 ем. Через центр его прово­ дятся две взаимоиерпендикуляр- ные линии: одна будет линией меридиана, а вторая — парал­ лелью. Точку пересечения этих линий необходимо считать местом буя или плавмаяка. В одном из углов этого планшета можно-по­ строить угловой масштаб миаут широты и долготы. Желательно, чтобы одна минута широты была не менее 2 ,5 —3 сантиметров. При пользовании таким планше­ том, точность счисления иесколь- ка повышается, создаются усло­ вия для лучшего размещения про­ мысловых данных: глубин, грун­ та, курсов, можно определить оное корабля от ветра и течения, радиус поворота с тралом и про­ чее. Хорошо оформленный план­ шет явится в будущем хорошим пособием для судоводителей флота. Для чего нужен второй план­ шет капитану и как его вести? Берется чистый лист бумаги раз­ мером 50x50 сантиметров, а если флот работает в 2—3 квадратах, то можно лист бумаги взять раз­ мером 30x30 см. На «ем вычер­ чиваются квадраты, в которых промышляет группа траулеров, интересующих капитана. Жела­ тельно, чтобы квадраты имели бо­ лее крупный масштаб, чем на про­ мысловом планшете у штурманов и у контрольного планшета капи­ тана. На этом планшете должны быть нанесены изобаты, ориен­ тиры, задевы и прочее. Капитан, слушая совещание, наносит кур­ сы других судов относительно ориентира, согласно выступлению капитанов этих траулеров. Кроме того, он отмечает на этих курсах глубины, уловы, грунт, исходя из выступлений капитанов. Сопо­ ставив свои курсы и уловы с этими данными на планшете, легче установить место лучшей концентрации рыбы в данном рай­ оне. Естественно, что этот план­ шет не будет иметь точность в на­ вигационном отношении, но он обязательно точно вам укажет в какой стороне от буя больше ры­ бы, как лучше располагать кур­ сы и куда начала перемещаться рыба. Однако ведение такого планшета не говорит за то, что­ бы капитаны не изучали тща­ тельно промысловые сводки. ...Средний траулер подходит к борту плавбазы. Славно потрудились моряки. Они выловили мнагв сельди и уложили ее в бочки. Но та рыба, которая была добыта в первые дни промысла, * бочках уже немного осела, образовалась пустота. А в трюмах плавбазы надо использовать каждый квадратный метр площади так, чтобы доставить в порт как можно больше продукции. Вот тут-то и начинают активно трудиться рыбообработчики плавбазы, в том числе и бондари. Они спуска­ ются на палубу средних траулеров, вскрывают бочки, заполняют их сельдью доверху. Отлично справляется е порученным делом бондарь плавбазы «Тамбов» Николай Светов. На снимке вы видите этого тружепика на борту корабля в порту. Фото А, Иванова. Практика работы паровых тра­ улеров показала, что при ходе бел трала угол дрейфа судна при ско­ рости 10 миль равен силе ветра. Например, при ветре 6 баллон, нужно брать G градусов на дрейф* Но нужно помнить, что это соот­ ветствует при курсовом угле вет­ ра от 30 до 150 градусов. IIра тралении угол дрейфа в^три раза больше за счет уменьшения ско­ рости. Если известно течение, та его обязательно нужно учиты­ вать. При лежании в дрейфе по­ мните. что при отсутствии тече­ ния оное от ветра будет направ­ лен не по ветру, а под углом 45 градусов. Например, если ветер восточный и корабль лежит пра­ вым бортом к ветру, то его поне­ сет не на запад, а на северо-за­ пад. Травление ваеров также должна учитываться при счислении. Нуж­ но учитывать перемещение па 120— 125 процентов от длины вытравленных ваеров. Почти все судоводители пр« счислении считают скорость с тралом 3 мили, в то время, когда она колеблется от 2,5 до 3,Г» миль в час. Помните, чем точнее учитывается скорость при трале­ нии, тем лучше выяснить промы­ словую обстановку. В. КУЗНЕЦОВ. Капитан траулера «Курейка». р ы б н ы й МУРМАН 11 марта 1958 года 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz