Рыбный Мурман. 1958 г. Март.
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СОБЫТИЙ ПРОИЗОШЛО в жизни бассейна за ч е ты р е года л I '5 *7 1 »5 8 «Четыре года тому назад, обращаясь к избирателям, Коммунистиче-» ская партия Советского Союза заявила, что она будет добиваться все мерного развития промышленности и прежде всего основы нашей эконо мики — тяжелой индустрии, примет все меры к тому, чтобы максимально использовать неиссякаемые резервы, таящиеся в недрах социалистиче ского хозяйства». Из Обращения Центрального Комитета Коммунистической партии Советского v4 \T V V xV .x :x447v44 V-4 4.4.v v v V v v v v «» «Важнейшим итогом деятельное! i Коммунистической партии и рабо чего класса в области промышленно о производства явилось дальнейшее повышение производительности труд — этого решающего фактора в раз витии социалистической экономики, в повышении благосостояния народа, в достижении окончательной побе социализма над капитализмом. Внедрение новой техники и соверше гствование технологии производства, развитие социалистического сорев ювания, широкое распространение передового опыта позволили поднят» за этот период производительность труда в промышленности на 32 про Союза «Ко всем избирателям — к рабочим нр ента». ботницам, крестьянам и крестьянкам, к «Коммунистическая партия заявляет, что она и впредь со всей настойчивостью будет бороться за дальнейший мощный подъем всех отраслей социалистической промышленности, за решение главной эконо- мичесвой задачи СССР — догнать и перегнать крупнейшие капитали- стические страны по производству продукции на душу населения». советской интеллигенции, к воинам Советской Армии и Военно-Морского Флота». ФЛОТУ НАШЕМУ РАСТИ! Беседа с начальником управления рыбной промышленности Мурманского совнархоза П. В. Сапанадзе. Ц И Ф Р Ы , Ф А К Т Ы , С Р А В Н Е Н И Я К ЛАГОДАРЯ повседневной за боте Коммунистической пар тии if Советского правительства из года в год растут и оснащают ся новейшей техникой промысло вый флот и рыбообрабатывающие предприятия Мурманского бассей на. В настоящее время бассейн занимает одно из ведущих мест в Советском Союзе по вылову ры бы. С 1950 но 1955 год наш промысловый флот вырос в 2,2 раза, а вылов рыбы за это вре мя увеличился в 2,6 раза. Много интересных событии в жизни бассейна произошло за истекшие четыре года — от вы боров до выборов. В 1955— 1956 годах флот пополнился рефриже раторными кораблями, оснащен ными новейшей техникой для ведения лова и обработки рыбы. Эти суда, но сравнению с обыч ными паровыми, имеют неограни ченный радиус плавания, могут находиться в море без пополне ния более двух месяцев и — самое главное — доставляют в порт готовую свежемороженую рыбопродукцию, которая сразу направляется потребителю. Если экипаж передового парового трау лера может дать за рейс 120— 150 тысяч рублей прибыли, то рефрижераторный корабль типа «Пушкин» дает подчас за одно ила ванне свыше двух миллионов рублей дохода. Эти цифры убе дительно говорят о превосходст ве рефрижераторных траулеров над паровыми. В связи г ухудшением сырье вой базы в Баренцевом море, коллективы кораблей дальнего действия типа «Пушкин» и типа «Кремль» освоили лов рыбы у берегов Канады, в районах Грен ландии и Исландии. В этих зонах промысла ими выловлено в прош лом году до 28 процентов рыбы ог общей добычи но флоту. JIpa- ви.п,нал эксплуатация рыбоиска- телей — лодаров, установленных на судах типа «Пушкин», дала возможность в прошлом году вы ловить в Северной Атлантике разноглубинным тралом 37 тысяч центнеров сельди. Было переключено несколько паровых траулеров на комбинированный промысел, то есть на лов сельди дрифтерными сетями. Этот опыт дал положительные результаты. От каждого судна получено, в среднем, до 60 тысяч рублей прибыли. В прошлом году наш Мурман ский бассейн недодал стране &.>0 тысяч центнеров рыбы. Но несмотря на это, мы дали госу дарству свыше 70 миллионов рублей прибыли. Прибыль полу чена за счет перевыполнения пла на по добыче морского окуня: вместо 358 тысяч центнеров его выловлено свыше одного миллио на центнеров, а также за счет перевыполнения годового плана коллективом <Мурмансельди». В этом году, по сравнению с прошлым, плап вылова рыбы предприятием управления рыбной промышленности увеличен на 14,7 процента. Для выполнения его управление рыбной промыш ленности разработало ряд мероп риятий. Все рефрижераторные траулеры и корабли тина «Кремль» будут работать только в отдаленных районах на боль шой Ньюфаундлендской байке, в районах островов Гренландии и Исландии. В зимний период 15 судов типа «Пушкин» будут пе реведены на лов сельди в Север ную Атлантику разноглубинным тралом. В третьем квартале, ког да в Баренцевом море начнет ухудшаться сырьевая база, 60 паровых траулеров будут направ лены также в Северную Атланти ку на дрифтерный лов сельди. Если в 1957 году наш бассейн дал стране 4940 тысяч центне ров рыбы, то в 1965 году мы должны будем выловить 8 855 тысяч центнеров трески, окуня, сельди. Траловый флот н этому времени должен увеличить вылов рыбы на 190,5 процента, кол лектив «Мурмансельди» — на 138 процентов и Морлов — на 123 процента. В связи с увеличением добычи рыбы значительно увеличится и наш промысловый флот. Уже в этом году траловый флот попол нится траулерами польской постройки, которые будут рабо тать не на угле, а на жидком топливе. Это увеличит срок на хождения их на промысле, будет способствовать повышению уло вов. С этой же целыо десятки па ровых кораблей польской построй ки, которые сейчас находятся в эксплуатации, к 1960 году будут переведены на жидкое топливо. Срок нахождения на промысле каждого корабля от этого, в сред нем. удлишштся на 10 суток. До 1965 года траловый флот пополнится также 50 рефрижера торными кораблями типа «Пуш кин» отечественной постройки. А это, несомненно, даст возмож ность лучше и полнее использо вать отдаленные районы про мысла. Значительно возрастет за се милетие и сельдяной флот. В его состав войдут 50 новых, более мощных средних траулеров, гру зоподъемностью в 200 тонн каждый, то есть в два раза боль ше, чем теперешние. К 1960 го: ду управление «Мурмансельдь* получит также две большие пла вучие базы водоизмещением но 11 тысяч тонн каждая. Управление Морлова получит до 1965 года J7 цельнометалли ческих рыболовных сейнеров, ос нащенных новейшей техникой для лова рыбы. Значительно расширятся и ре конструируются за семь лет бе реговые предприятия рыбной промышленности Мурмана. С J 958 по 1965 год по управ лению будет вложено более двух миллиардов рублей на жилищное, промышленное и культурно-быто вое строительство. За семь лет должно быть построено 618 ты сяч квадратных метров жилья. На состоявшемся совещании партийно-хозяйственного и проф союзного актива работников пред приятий управления рыбной про мышленности совнархоза принято обращение ко всем работникам рыбной промышленности Мурма-. пл. Поддерживая инициативу оленегорцев и моряков «Мурман- ссльди», все предприятия и ко рабли рыбной промышленности Мурманского совнархоза приняли на себя повышенные обязатель ства — досрочно выполнить го довой плап, выловить и обрабо тать сверх него 190 тысяч цен тнеров рыбы, подготовить достой ный трудовой подарок ко дню выборов в Верховный Совет СССР. И пет сомнения, что, ши роко развернув социалистическое соревнование, организовав шеф ство передовых коллективов над отстающими, работники рыбной промышленности Мурмана сдер жат свое слово, порадуют Родину новыми успехами в строительстве коммунистического общества в нашей стране. О Мурманский траловый флот получил в эти годы много но вых промысловых судов, «Мур- мансельдь» пополнилась средни ми траулерами постройки Киев ского завода «Ленинская кузни ца», плавбазами, оснащенными современной техникой, танкерами. О Особенно хорошо потруди лись коллективы рыбодобываю щих предприятий нашего бассей на в 1956 году, когда было вы ловлено почти в три раза больше, чем в 1950 году. О Авангардом тралового фло та по праву считается группа ре фрижераторных кораблей. Видное место среди них занимает коллек тив траулера «Некрасов». В 1956 году под руководством капитана Николая Кирилловича Елфимова моряки этого судна первыми ска зали слово о максимальном выло ве и выпуске продукции в тече ние года на траулер нового типа. Тогда они выполнили годовой план на 171 процент, добыв око ло 100 тысяч центнеров рыбы. О В 1957 году экипажи ре фрижераторных траулеров годовой план выполнили досрочна на пол месяца. Удельный вес вылова этих судов в общей добыче флота составил 28 процентов. Около 35 процентов общего вылова — го товая продунция. О Промысловики давно мечта ют об активном лове рыбы новы ми орудиями в толще воды. В прошлом году рефрижераторные Это з а м е Если бы несколько корабли. : гот, могучий, лет то<му назад кто-ли- красивый, бо сказал мне, что я тором я стащу моряком и буду ше. «Вот плавать далеко от род- для работ! ВОТ ОН -ПРОГРЕСС ! траулеры добывали сельдь разно глубинным тралом в Северной Ат лантике, выловив ее 37 тысяч центнеров. О В настоящее время удель ный вес добычи тралового флота чательно! I тот. на ко лавал рань- где условия ! Знай тол. 1 - корменого траления, и случались ошибки. В первом рейсе, напри мер. бывало, что затя- швал кляченки на 5а- ных берегов, я бы, ве- ко рыбу лови»,— по- рабан. С помощью мас ло области составляет трм четвер ти, по РСФСР одну пятую часть, а по СССР — 13,5 процентов. О Большого успеха добились в своей работе в прошлом году мо рями «Мурмансельди», иоторые не тольно справились с планом, но и дали сверх него стране 88600 центнеров сельди, а сверхплано вой продукции на 143,5 миллио на рублей. О Задача всех промысловиков и инженерно-технических работ- нииов — добиться выполнения годового плана и социалистиче ских обязательств, ликвидировать роятно, ответил: «Да думал я. Jo вначале тера по добыче тов. ты что! В своем уме? пришлось мне туго. Не Михина спустя некото- имеющиеся в деятельности экипа- Я и моря-то не видел». в том смысле, что фи- рое время я <гГал быст- жей и управлений недостатки. Но тем не менее это зически. |Как-то все ро справляться со сво- Как это важно, можно судить по случилось. И вот в было нть, непрйвыч- ими обязанноетятии и таким сравнительным данным. В 1955 году только что но. На маЛом суди» pa- даже выходит!» па об- прошПом году траловым флотом демобилизованный из бота с тралом совер- работку рыбы. Обез- бмпп непроизводительно потеряно рядов Советской Ар- шенно инар. Там спуск главленног© окуня И з п р г т н п ч т о шкерил по 22 — 25 81" судо-сутон. известно, что млн и решивший все трала производится же познакомиться с путем вываливания его морем, я стал матро- за борт, здесь же вы- сом траулера «Орион», таскивают на слип и В мае прошлого го- вытягивают ходом. На да. после того как рефрижераторном тра- «Орион> стал на ка- улере при подъеме тра- питальный ремоиг. от- ла весь Улов иДет на дел кадров направил палубу, на малом же меня вместе с матро- корабле — мешок во сом Екимовым на ре- время этой операции фрижераторный трау- остается за бортом. Вот лер «Пушкин». Тогда- с непривычки, от того, то я воочию и сравпил что не знал техники рыбин в минуту. Не сколько раз был удо стоен, занесения на су довую Доску почета. Много о себе нечего говорить. А вот о ко рабле моишо. Это заме чательное достижение! Это флот настоящего и еще более прекрасного будущего! А. ОПАНАСЕНКО. Матрос. судо-суток. только один час простоя тралово му флоту наносит значительный ущерб: в это время можно выло вить пилы и выпустить продунции на 130,5 тысячи рублей. О Главная задача — бороться за повышение производительности труда. Улучшение этого поназато ля тольно на один процент дает возможность выпустить рыбопро дукции почти на одиннадцать с половиной миллионов рублей. ОТ ПЕРВЫХ ОПЫТОВ — К МАСТЕРСТВУ Капитан-директор рефрижераторного траулера «Ненрасов» Н. К. Елфимов. О "ЕГ0 четыре года прошло от выборов до выборов в Вер ховный Совет СССР. Невелик, кажется, срок, а сколько замеча тельных перемен произошло в жизни сельдяного флота — одного из крупных рыбодобывающих предприятий, созданных в после военные годы. За это время вы росли новые кадры, появились но вые имена передовиков, хорошо освоивших свою профессию. Нот о i m из интересных приме ров. В 1054 году мало кто знал Клавдия Валерьяновича Ардеева. Работал он тогда старшим помощ ником капитана. К делу относил ся добросовестно, старался по знать все тонкости рыбацкого ре месла. Способного судоводителя выдвинули на должность капи тала. А спросите сейчас любого моря ка нашего бассейна, и он ответит, что если не знаком с тов. Арде- евым лично, то слышал о славных делах возглавляемого им экипажа. Не только у нас, но и за предела ми Мурманской области пользу ется известностью передовой ка питал. Еще бы! Три года подряд возглавляемый им коллектив jo- бывал более 10 тысяч центнеров сельди, причем в прошлом году поставил своеобразный рекорд, выловив 11 625 центнеров. Передовиком сельдяного про мысла стал молодой капитан сред него траулера № 4226 Михаил П ЕРИОД, прошедший со времени последних выборов в Верхов ный Совет СССР, в траловом флоте характерен большими событиями. Достаточно сказать, что в середине 1955 года флот пополнился рефрижераторными судами типа «Пушкин», ко торые являются настоящими плавучими предприятиями, где рыбу не только добывают, но и перерабатывают, выпускают готовую про дукцию, отправляют груз не на рыбокомбинат, а прямо к потре бителям. Эти корабли ходят на промысел в дальние районы, к бе регам Канады и возвращаются с грузом в 700—800 тонн рыбы. Но это, конечно, не пришло само собой, успехи достигнуты в ре зультате огромных усилий. Вначале рефрижераторные суда, имеющие большую автоном ность плавания, использовалисьДалеко не на полную мощность. Они вели промысел в Баренцевом море, удаляясь от берегов миль на 300 —400. Новейшая техника, установленная на траулерах, нередко работала впустую. Все это происходило потому, что люди не были знакомы с новыми приборами, с новой технологической схемой обработки рыбы, впервые столкнулись с техникой кормо вого траления. II трудности встречались почти на каждом шагу. Но моряки осваивались, вносили даже усовершенствования. Взять, к примеру, орудия лова. Дуги и лапки досок крепились к ваерам и кабелям обычными скобами-чекелями. При выключении досок матросам бы ло трудно и небезопасно отдавать чекеля. Поэтому решили к дугам и лапкам поставить шкентели — метровые тросы с гачками. Это значительно облегчило и ускорило работу. По инициативе работав шего тогда на нашем корабле старшего мастера тов. Бобылева была изменена конструкция рабочей площадки. Это позволило экономить время при спуске и подъеме трала не менее двух минут. Часто случались у нас порывы тралов, мешков, уловистпрть была низкая. Так, однажды, работая в прибрежных районах обык новенным 35-метровым тралом с двухрядным мешком, изготовлен ным из пеньки, мы выловили всего 1(1 топн рыбы. Были сплош ные порывы. I огда вешили перейти на работу с двухрядным ма нильским мешком. JI что же? В тех же условиях и за такое же примерно время улов составил 280 тонн. Порывов почт не было. После этого льняно-пеньковыми мешками мы не работали. Постепенно моряки осваивались с техникой кормового тра ления. Спуски и подъемы трала стали проводить за 35— 40 ми нут, а не за полтора часа, как раньше. Немало трудностей у нас было и с использованием новых itfn* боров рыбоискателя, локатора, гирокомпаса, динамометра. С первыми тремя мы довольно быстро освоились и научились пра вильно читать их показания. I вот от динамометра пришлось отказаться. Этот прибор, установленный в машине и показывающий давление вала на упорный подшипник, часто «подводил». Опреде лить по динамометру более или менее точное наличие груза в тра ле оказалось невозможным. И это потому, что на показания ди намометра влияло очень много факторов: рельеф дна, ветер, те чение. Если, например, ветер усилился, то давление на подшипник во время тралирования также усиливается, а следовательно увели чиваются и показания прибора. При повороте т другую изобату давление на подшипник также не показательно. В силу того, что прибор отражал дополнительную нагрузку, мы перестали им пользоваться. С самого начала на нашем судне, так же как и^на других кораблях развернулось движение за изучение новой техники, быстрейшее освоение ее. Рыбообработчики, например, изучали весь производственный цикл на фабрике, начиная от разделки ры бы и кончая упаковкой готовой продукции. Хорошо организованная техническая учеба и стремление людей постичь все как можно Пот такие подъемы и м е ю т за одно траление моряки реф. р иже р а т о р ны х к о р аб л ей . скорее привели к хорошим результатам. Рыбообработчица Л. Чи- бизова, например, вначале укладывала в противень для заморозки по 7 килограммов рыбы. Кладка продукции в одну вагонетку занима ла 40 минут. А потом она стала проводить эту операцию за 20 минут и укладывать в каждый противень по 10 килограммов ры бы. В целом за сутки моряки вместо 10— 12 тонн стали перера батывать по 20 тонн и более. Итак, на каждом участке работы на корабле постепенно . приходил успех. Из рейса в рейс росли уловы, открывались все новые и новые возможности увеличения добычи рыбы. Подсчитав свои резервы и решив, что вылов за рейс 12 тысяч центнеров рыбы вполне реальное дело, экипаж корабля в феврале 1956 года взял обязательство — дать страпс в честь XX съезда КПСС сто тысяч центнеров рыбы и, таким образом, выступил инициатором социалистического соревнования за максимальные уловы в тече* нпе года. И команда корабля добилась рекордной добычи — за год было выловлено 98 тысяч центнеров рыбы при плане в 57. Позднее, после того, как рефрижераторный траулер «Сверд ловск» сходил с дружественным визитом в Канаду, промысел пе ренесли в дальние районы — на Свердловскую и Ньюфаундленд скую банки, Флемиш-Кап. В этих малоизученных районах также вначале приходилось туго, особепно в организации и ведении поис ковой работы. Но это продолжалось недолго. Вскоре «Некрасов» стал работать самостоятельно, искать и успешно находить рыбу. Дальние районы промысла были освоены, корабли стали исполь зоваться на более полную мощность. В этом заслуга людей, которые, невзирая на трудности, стремились к поставленной цели. Многие из этих товарищей сейчас стали зрелыми, настоящими моряками, значительно выросли, приобрели новые профессии. Матросы тт. Уманский и Ольхов, плотник Карагаев теперь работают мастерами по добыче рыбы. Профессию моториста освоили рыбообработчики тт. Горелов, Страксон, Лановенко, слесарь-наладчик тов. Колеманов (сейчас он учится на мехапика второго разряда). Токарь-слесарь тов. Му- чкин вырос до механика-наладчика. Электрик тов. Сарапас стал электромехаником. Много пора ботал над повышением своих знаний и второй механик тов. Качю- сов. Он теперь плавает на другом судне и возглавляет машинное отделение. Один из лучших наших судоводителей старший помощ ник капитана тов. Ильгов ныне капитан рефрижераторного трау лера «Гоголь». Оглядываясь на пройденный путь, видишь, каких крупных успехов добились моряки за последние годы, * Николаевич Добровольский. За по следние четыре года он окончил курсы штурманов дальнего пла вания, затем, без отрыва от моря, как принято у нас говорить, сред нюю школу и поступил в Мосрыб- втуз. Такой рост хорошо помог ему и в работе: экипаж среднего траулера № 4226 стал в прошлом году «ДеСЯТИТЫСЯЧНИКОиМ.» Примеров отличного труда и творческого роста наших моряков можно привести много. Есть сре ди членов экипажа и такие, что начали трудиться на бескрайних просторах Северной Атлантики в эти последние четыре года. В ко роткий срок они стали знающими свое дело специалистами, новато рами производства. Резко повысился уровень под готовки наших кадров. Так, число капитанов, имеющих высшее обра зование, по сравнению с 1951 годом увеличилось в 1,4 раза, старших помс’цников — в девять раз, вторых и третьих помощни ков капитана — в 7,5 раза. Если к прошлым выборам в соста ве машинных команд «Мурмая- сельдн» механиков с высшим об разованием не было ни одного че ловека, то сейчас их семнадцать. На флот пришло немало моло дежи со средним образованием, некоторые из них получили его без отрыва от производства. Мно го внимания уделяется повыше нию квалификации промыслови ков. За четыре истекших года 123 человека закончили курсы штур манов дальнего плавания, 100 — штурманов малого плавания, 64 — механиков второго разряда и курсы электромехаников — 28 человек. Многие члены команд учатся заочно в общеобразова тельной школе, в техникумах и институтах. Государство заботит ся о таких людях. В нашем бас сейне, например, есть специаль ная заочная школа моряков, отде ление Мосрыбвтуза. Да и можно ли стоять на мес те? Ненаблюдательному человеку покажется странным разговор о совершенствовании сельдяного промысла, когда внешне почти ни чего не изменилось: используются те же самые средние траулеры, плавучие базы. Но такое мнение было бы явно ошибочным. Да, на ши промысловые суда внешне будто бы не изменились, но всем морякам известно, каким богатым опытом обладают передовые эки пажи, как постепенно многие руч ные операции механизируются. В 1954 году на судах сельдяно го флота не было ни о,гнои сетевы борочной машины сейчас они почти на всех кораблях. А матро сы и мастера но добыче знают, на сколько легче стало с применени ем этого механизма выч мнение операций с дрифтерным порядком. 1 не сразу он нашел признание. Кое-кто относился к машине с не доверием. Конечно, у новой техни ки всегда есть недостатки. Были они и у сетевыборочной машины. Только желание новаторов, всех моряков, душой болеющих за свое дело, победили: машина была усовершенствована, стала верной помощницей палубной команды. Дорога пресная вода в море. За многие сотни миль доставляют гг в район промысла. Но ведь и та кую задачу можно решить, полу чая пресную воду с помощью ис парителей забортной воды. Сорок два аппарата конструкции даль невосточника тов. Ермолина уже установлено в течение двух лет на кораблях флота. За эти годы работы в дальних районах, когда подча-с передача выловленной рыбы на плавбазы осуществляется в неблагоприят ных условиях, даже в открытом море, моряки и инженерно-техни ческие работники сделали многое для того, чтобы обезопасить сто янки. На плавбазах уже внедрена сорок комплектов пневматических кранцев. Новаторами предложена новая конструкция шлюпбалки, которая не только предотвращает повреждение шлюпок при стоянке у плавбаз, но и обеспечивает быстрый спуск их на воду. Для облегчения ведения поиска рыбы с промысловых судов они оснащаются эхолотами. Если в 1951 году их было установлено менее сотни, то сейчас эхолоты имеют все корабли, а некоторые даже по два. На всех судах есть радиопеленгаторы, на большой 'ia- стн их имеются радиолокаторы. Значительная часть кораблей флота оснащена аварийными ра диостанциями. В этом также вы ражается забота страны об обеспе чении безопасной работы в Север ной Атлантике. Флот наш и дальше пойдет но пути технического прогресса. Уже успешно испытаны сететрясные машины, приспособление но ук ладке сельди, машины для выбор ки длинных поводц o r . Ведется разработка конструкции сетеукла- дочной машины. Начато внедрение судовых дистанционных станций для определения температуры оа- бортной воды, давления воздуха, нап(давления и силы ветра. Большой вклад в дело совер шенствования техники и процес сов производства внесли рациона лизаторы и новаторы. Только за 1957 год ими внесено 212 пред ложений с экономическим эффек том в 2190 тысяч рублей. Накануне выборов в Верховный Совет СССР промысловики, инже нерно-технические работники фло та отчетливо видят т ред со.'ош свои задачи но внедрению в про изводство всех новейших дости жений, всего передового, что по может добиться увеличения добы чи рыбы для населения нашей страны. Г. БОРОВОП. Инженер технического отдела управления «Мур- м а н с е л ь д ь » .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz