Рыбный Мурман. 1958 г. Июнь.
Навстречу мечте ОДНОГО романтики в профес сии моряка. Тысячи юно шей стремятся стать отважными мореплавателями, покорителями морских просторов. Но приходит ото с большим трудом. Ох драе ния палубы до капитанского мо стика нелегкий путь. ^ Именно этот трудный путь и избрал для еебя Георгий Пряхин, поступив в 1945 г. в Гурьевское техническое мореходное училище. Курсантские будни (дни на пряженной теоретической подго товки, практических занятий на судах) еще овежи в памяти мо лодого моряка. Как сейчас он помнит один из рейсов на судне, когда ему впер вые оказали большое доверие. — Проложите курс на Астра хань! — отдает команду капи тан корабля. — Есть проложить курс на Астрахань! — взволнованно от вечает счастливый курсант, скло нившись над картой Каспийского моря. Кого из молодых моряков не волновало такое ответственное задание, том более, если тот со брался стать инженером кораб левождения. Пряхин отлично по нимал, что для этого мало одно го желания. Георгий настойчиво учился, пытливо овладевал зна ниями. Еще курсантом он сдал на аттестат зрелости, а мореход ное училище закончил с отличи ем... Доброй славой пользуется на флоте траулер «Аскольдь». На судне всегда спорится дело. Экипаж досрочно, к 20 июня, вы полнил полугодовой план лова рыбы, значительно перевыполнил квартальное задание. Вот уже второй род трудится боцманом на этом судне бывший выпускник Гурьевского мореходного учили ща. — К боцману, — отзывается о нем капитан корабля М. Г. Яб лочников, — у нас нет претен зий. Вдумчивый, знающий дело моряк. В новый рейс он уже, ве роятно, выйдет третьим штурма ном, этого повышения он вполне заслуживает. Хорошего мнения о Георгии и команда. Но особенно любят его комсомольцы судна. Они оказали ему большое доверие, избрав сво им комсомольским вожаком. И не ошиблись. Оживилась комсомоль ская работа, комсомольцы стали активно вмешиваться в жизнь судна, положительно влиять на производственные дела. По инициативе- комсорга в пре дыдущем рейсе была организова на комсомольская вахта, которая, как правило, всегда выходила победителем в соревновании. Фо тографии многих комсомольцев не сходят с судовой Доски поче та. Там же есть и фамилия Геор гия Пряхина. ’■ 7 . Большое внимание Георгий уделяет технической и политиче ской учебе молодежи. Все комсо мольцы судна занимаются в по литкружке, изучают Историю КПСС. Занятия проходят инте ресно. Доходчиво проводит бесе ды первый помощник капитана М. Н. Малев, ему помогает и комсорг. За однообразными буднями мо ряка, Георгий не забывает о сво ей цели — стать инженером- судоводителем. Всю зиму и сей час он готовится к вступлению в Мурманское высшее мореходное училище. Помогает подготовить ся к вступительным экзаменам в Ленинградское высшее мореход ное училище имени Макарова ма тросу комсомольцу Виктору До- ценко. Не отказывает в помощи и другим товарищам, которые учатся в областной заочной шко ле моряков. Трудным, но благородным пу тем идет комсомолец Георгий Пряхин. И можно с уверенностью сказать, что его большая мечта станет явью. Н. СПИРИДОНОВ. На снимке: Комсорг Г. ПРЯ ХИН. Фото А. Горнаева. Хроника комсомольской жизни L J H T Е Р Е С Н Ы М И делами хорошим отдыхом напол нены трудовые будни молодежи Иагорновского бондарного заво да. Она горячо откликается на каждое деловое предложение * принимает активное участие в борьбе за экономию и бережли вость. В цехах и на складах со зданы комсомольские посты , ко торые строго следят за тем , чтобы в отходах не выбрасыва лись еще пригодные материалы. Уже сэкономлено несколько де сятков кубометров деловой дре весины и других материалов. Молодежь весело и полезно проводит свой досуг: участвует в культпоходах, экскурсиях , в выступлениях художественной самодеятельности, построила спортивную площадку. 26 июня в заводском клубе в честь Д н я советской молодежи проведен вечер на тему: «Молодым везде у нас дорога!». * * * ( Л Т М Е Т И Т Ь Д ень совет- ской молодежи ярко и ее - село — так решили комсомоль цы и молодежь Мурманского рыбокомбината. 29 июня они выйдут на у ли ц у в колонне , ук рашенной флагами , транспаран тами и гирляндами цветов, пройдут по городу, примут уча стие в общем шествии . Н а предпраздничной вахте молодые работницы рыбоком бината — консервного завода, холодильников № № 1 и 2 еже дневно перевыполняют сменные задания. Будущий инженер I 0ИТАЛИЙ Харин такой же, как и все, обыкновенлый молодой человек в матросской форме с бело-голубыми полосками традиционной тельняшки на гру ди. Оя ничем не выделяется сре ди курсантов Высшего мореход ного училища, однако заслужил их уважение. К голосу его при слушиваются новички и курсан ты постарше. Почему? цифры и ФАКТЫ ф 18J5 миллиона юношей щ де вушек состоит в настоящее время в рядах ВЛКСМ. Свыше 65 мил лионов человек получили полити ческую закалку в комсомоле за время его существования. # В настоящее время в СССР всеми видами обучения охвачено свыше 50 миллионов человек. Только в высших учебных заведе ниях н техникумах обучается бо лее 4 миллионов человек, что в 22 раза больше, чем в 1914 году. ф По путевкам комсомола было направлено на строительство элек тростанций, донецких шахт, заво дов железобетонных конструкций и деталей, на сооружение заводов в северных и восточных районах, на освоение целинных и залеж ных земель свыше 700 тысяч юно шей и девушек. Четыре года назад, закончив школу с серебряной медалью, он приехал в Мурманск, чтобы по лучить специальность шженера- механика. Его привело сюда серьезное увлечение техникой. И, несмотря на то. что все наужн даются ему сравнительно легко, уш дчи теш и трудолюбию его ложно штяюдовать. Поручили ему по линии науч ного общества курсантов сделать доклад о новых конструкциях су довых паровых котлов, он сделал его добросовестно и творчески. Необходимо было подготовить в лаборатории к демонтажу тур- бопитательный насос. Виталий добровольно вызвался работать, сам подобрал товарищей и успеш но страшился с задачей. Встреча с «живыми» машина ми на траулере дала возможность практически применить знания, расширить заметить пробелы в знаниях. Сюроадшй, всегда подтянутый, строгий к себе и к окружающим оя в то же время очень общите лен, прост, готов всегда п-ретдти на помощь товарищу. Таким вос- питд ш его школа, комсомол, кол лектив учдлища. Таким знают его курсанты и преподаватели. За это и избрали его членом ком сомольского бюро. Сейчас он за меститель секретаря комсомоль ской организации училища. Но есть у Виталия Хардаа еще одна важная черта, прояв ление которой вызывает искрен ние слова, идущие от всей души: «Хороший парень!»—даже у тех, кто мог бы на него необоснован но обидеться. Не все бывает гладко на пер вых порах у новичка-курсанта. У одних лень, у других ненужное ухарство. Поэтому Виталий Харин часто бывает у первокурсников. Оя умеет найти общий язык, умеет, не унизив достоинства че ловека, осторожно подсказать ему, в чем ошибка и почему это — ошибка. И устыдившийся курсант до верительно попросит: — Ты,. Витя, не говори нико му, исправлюсь... На счету Виталия уже несколь ко таких добрых дел. — Хороший товарищ, — гово рят о нем некогда провинившие ся и ведут себя так, как подоба ет курсанту Высшего мореходно го училища. И вот, когда со всех сторон курсант хорош — и член бюро, и воспитатель, и отличник, и са ма серьезность, естественно воз никает вопрос — а веселиться он умеет? Как он отдыхает? Так же строг и спокоен или нет? Тут уж за Виталия вступаются друзья: — Вы никогда но пробовали поймать ртом апельсин, висящий на удочке и чтобы рука были за шину заложены? И по рассказам однокурсников становится ясно, что Виталий ак тивный участник всех веселых затей на вечерах, отличный тан цор, любитель театра и кино, хорошей книги и доброй шутки. Вот за все эти качества, о ко торых порой сухо и невырази тельно говорят характеристики и протокольные записи, за то, что отличник и комсомольский акти вист Виталий Харин настойчиво идет к цели, готовится стать спе циалистом своего дела, подлин ным командиром флота, его год назад приняли кандидатом в чле ны КПСС. Пожелаем ему добро го пути! Г. ЛЫСЕНКО. На снимке: В. ХАРИН. В школе моряков LJECKOJlbKO дней назад, как ** и во всех школах нашей Ро дины, в Мурманской областной заочной средней школе моряков рыбопромыслового и транспорт ного фл°та закончились экзамены на аттестат зрелости. В нашей школе это всего третий выпуск. Число окончивших десятый класс из года в год неуклонно возраста ет. Так, если в первый год атте статы зрелости получили всего 19 человек, то этой весной их полу чат около 40 человек, из которых более половины — моряки рыб ной промышленности. Успешно завершили учебу и по лучили аттестаты зрелости пер вые помощники капитанов тт. Андрюнин и Жулин, штурманы тт. Юферов, Нехорошее, Сава нны, Ананьин, механик тов. Це ликов, машинист тов. Попов, мат рос тов. Коссовский, кочегар тов. Смирнов и ряд других. Пример этих товарищей пока зывает, что учебу можно успешно сочетать с работой в море. Следует только приложить к этому упор ство и настойчивость, тогда успех в учебе будет наверняка обеспе чен. Как правило, наши заочники, получившие аттестаты зрелости, ванимались систематически изо дня в день, из месяца в месяц, РЫБНЫЙ МУРМАН I стр. 28 июня 1958 г. регулярно выполняли контроль ные работы и по всем неясным вопросам обращались в школу к преподавателям. Иногда некоторые товарищи думают еще о так называемой «легкости заочного обучения». Это, конечно, большая ошибка. Учеба, и тем более заочная, — это тяжелый и настойчивый труд, и от людей, добровольно пожелав ших учиться, он потребует нема ло упорства и выдержки. Здесь уже придется работать, что назы вается, засучив рукава, когда и не поспать, пожертвовать и свои ми часами отдыха, а во время очередной, кратковременной сто янки судна в порту — не поле ниться забежать в школу, сдать текущий зачет или контрольную работу, получить консультацию. Все это нужно делать не от слу чая к случаю, а систематически, изо дня в день. В этом, и только в этом, секрет успеха заочной учебы моряка. С первого же дня учебы не следует делить предме ты на «легкие» и «трудные», а начать изучение всех предметов согласно графику, который имеет ся в зачетной книжке. Опыт работы лучших заочников показывает, что они придержива ются такой системы и всякий раз добиваются хороших результатов. Большинство наших выпускни ков, успешно4выполнивших учеб ный план, имеют стремление про должить заочную учебу и даль ше, в высших учебных заведе ниях. Например, тт. Нехорошее, Целиков и Юферов уже сдают вступительные экзамены в Москов ский институт рыбной промыш ленности, матрос Александр Ши- кин думает поступить в сельско хозяйственный институт, тов. Андрюнин — в Ленинградский по литехнический институт имени Ка линина, а первый помощник ка питана тов. Синицин собирается поступать в Мурманское высшее мореходное училище. Педагогический коллектив шко лы надеется, что знания, полу ченные моряками, позволят нм осуществить свои мечты. После окончания высших учебных заве дений они станут высококвалифи цированными специалистами своего дела. В эти дни в нашей школе идет очередной прием учащихся на 1958—59 учебный год, который продлится до 25 августа 1958 го да. Поэтому мы, работники шко лы, обращаемся к морякам, осо бенно к молодежи, с призывом подумать о повышении своего общеобразовательного уровня без отрыва от «моря» в Мурманской областной заочной средней школе моряков. В заочную школу принимаются все граждане, достигшие возраста 16 лет и работающие на судах рыбной промышленности и транс портного флота. Для поступления необходимо написать заявление, приложить к нему справку об об разовании, справку с места рабо ты, две фотокарточки небольшо го размера (как для паспорта) и подать все это ва имя директора школы. Моряки, имеющие документы об окончании четвертого и девя того классов семилетней и сред-' ней школы с перерывом в обуче нии не более двух, лет, принима ются соответственно в следующие классы без экзаменов. Тем же то варищам, у которых имеется до кумент об образовании, но пере рыв в учебе более двух лет, надо держать вступительные экзамены по русскому языку и математике письменно. ^ При отсутствии же документов об образовании зачисление уча щихся в школу производится на основании проверочных экзаме нов. Они проводятся в 5 и б клас сах по русскому и арифметике письменно, в 7 классе по русско му языку и алгебре с арифмети кой письменно, в 8 классе по рус скому языку и алгебре письменно и геометрии устно, в 9 классе по русскому языку и литературе (сочинение), алгебре письменно, геометрии и физике устно, в 10 классе по литературе (сочине ние), алгебре письменно, по гео метрии с применением тригоно метрии, физике, химии устно. Основной формой обучения в заочных школах является само стоятельная работа учащихся по учебнику. В помощь им школа регулярно, до расписанию, орга низует групповые и индивидуаль ные консультации. Тем морякам, которые не имеют возможности посещать консультации, школа может дать их в письменном виде. Моряки-заочники сельдяного флота имеют возможность полу чать консультации и на промыс ле, на плавбазах, где периодиче ски бывают учителя школы. В нынешнем году, как и в прошлом, для оказания помощи учащимся тралового флота педагоги будут направляться и на большие реф рижераторные корабли, где есть достаточное число учащихся. Все зачисленные в школу могут приобрести за деньги необходи мые учебники, учебные задания и зачетные книжки. Администрация Мурманской заочной средней школы моряков обращается к первым помощни кам капитанов, секретарям пар тийных и комсомольских органи заций, председателям судовых комитетов с просьбой провести среди экипажей судов разъясни тельную работу о необходимости повышения общеобразовательного уровня и таким образом помочь школе организованно провести очередной прием учащихся в за очную школу. П. КНЯЗЕВ, директор Мурманской областной за очной школы моряков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz